Совместная работа муз.рук. и детей в режимные моменты

Кокшина  Ольга Александровна

Проект "До-ми-солька"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Танцевальные игры

Сайт «Секреты Терпсихоры»

http://secret-terpsihor.com.ua/

1.«Цепочка»

Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе.

Участники становятся в колонну и двигаются «змейкой». Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает различные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки т.д.

При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту – ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и т.д.

2.«Стоп – кадр».

Цель: снять внутренний зажим, помочь самосознанию и самопониманию, а так же высвобождению чувств.

Участники располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:

1 вариант: в разных позах, представляя собой скульптуру.

2 вариант: с улыбкой на лице.

Ведущий делает комментарий, после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5 -8 раз). Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».

3.«Ищем друг друга».

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, развивать чувство быстрой реакции.

Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается – каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).

«Энергичная парочка».

Цель: симулировать общение в парах, развивать способность взаимопонимания, развить танцевально – экспрессивный репертуар.

Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении:

• Держась правыми руками,

• Взявшись под руки,

• Положив руки друг другу на плечи,

• Положив руки на талию,

• Взявшись двумя руками – лицом друг к другу (спиной друг к другу).

При смене сцепления делается пауза и меняется музыка. Игру можно провести как конкурс.

4.«Крылья».

Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.

На первом этапе участники «отзеркаливают» ведущего, который имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворотом и т.д.).

На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя между собой. Пока одни танцуют – другие наблюдают, и наоборот.

5.«Лебединое озеро».

Цель: осознать свои танцевальные способности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.

Участники располагаются по всей площадке, принимая статичное положение (стоят, «сложив крылья», или приседают на корточки).

Ведущий (исполняя роль феи или волшебника) поочерёдно дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает.

Ведущий даёт комментарий, стимулируя проявление индивидуальности.

6.«Весёлый поход».

Цель: дать возможность экспериментировать с движением для осознания своего танцевально – экспрессивного стереотипа, а также ощущать себя в роли ведущего и ведомого.

Участники строятся колонной и двигаются «змейкой». Стоящий во главе колонны (командир отряда) показывает какое – то движение, остальные повторяют.

Затем «командир отряда» уходит в конец колонны и его место занимает следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает во главе колонны. Каждый участник должен стараться на повторяться в движениях, придумывать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, ведущий приходит на помощь.

7.«Сон».

Цель: проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.

Участники располагаются на стульях в удобном положении или ложатся на пол на коврики, закрывают глаза.

1 вариант: ведущий даёт тему сновидения (например, «весна», «космос», «море», «облако» и т.д.) и участники под музыку отдаются своим фантазиям.

2 вариант: ведущий говорит заранее заготовленный текст на фоне музыки.

На втором этапе все делятся своими сновидениями.

Игра обычно проводится в конце занятия.

8.«Танцуют все».

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий дает задание «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т.д. – участники импровизируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом.

Игра обычно проводится в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально – игровом тренинге.

«Хоровод знакомство»

Цель: развить групповые чувства сплочённости, сопричастности, принадлежности, побудить к вступлению в межличностные отношения.

Участники образуют круг и, взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идёт в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого участника (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передаёт платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться пока все не перебывают в роли ведущего.

9.«Реверансы».

Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с движением, осознать свою особенность самовыражения, развивать умение импровизировать.

В игре воссоздаётся атмосфера бала.

1 вариант: Участники медленным, степенным шагом двигаются по площадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком головы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза – сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).

2 вариант: Группа выстраивается в ряд. Король (королева) проходит вдоль участников, каждый из которых в знак приветствия поочерёдно замирает в реверансе, и становится в конец ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля.

10.«Разрешите пригласить»,

Цель: возможность экспериментировать с движением. Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые «отзеркаливает» партнёр. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площадке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный процесс. При этом каждый приглашенный «отзеркаливает» движения того, кто его пригласил.

11.«Всё дело в шляпе».

Цель: стимулировать общение в парах, развивать способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, расширить танцевально – экспрессивный репертуар.

Участники разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается воле любой пары, надевает шляпу на голову одному из участников и меняется с ним местами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.

12«Соло с гитарой».

Цель: симулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.

Все встают в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, выражая в танце свои чувства, затем передаёт гитару любому участнику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем – либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается аплодисментами.

Видео курсы для педагогов на сайте

http://secret-terpsihor.com.ua/



Предварительный просмотр:

http://www.horeograf.com/xoreografiya-v-detskom-sadu

Приложение 1

Музыкально – дидактические игры

 «Весёлые матрёшки»

Цель: Учить различать звуки по высоте.

Ход: Дети сидят на стульях, у них в руках матрёшки разной величины: высокие, средние и низкие.

Воспитатель: Дети, сейчас ваши матрёшки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий (играет низкий звук на металлофоне) - запляшут низкие матрёшки, если средней высоты (играет) - запляшут матрёшки среднего роста. Если высокий (играет) - будут плясать только высокие матрёшки.

Объясняет, что матрёшка пляшет в руках у детей, покачиваясь.

Воспитатель исполняет звуки разной высоты, меняя последовательность

звучания.

«Зайцы»

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход: На планшете изображены лес, поляна, в прорезь вставляются картинки «Зайцы спят» и «Зайцы пляшут». Воспитатель: Дети, хотите пойти погулять на полянку? Смотрите, здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда

услышите музыку. Звучит музыка колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют её и вставляют соответствующую картинку.

Игра «К нам гости пришли»

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход: Воспитатель сообщает детям о том, что в гости должны прийти игрушки. Стук в дверь. Воспитатель подходит к двери, незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами поиграть и поплясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Аналогично обыгрывается приход остальных игрушек. Зайчик пляшет под удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под чёткие удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Найди игрушку

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

Буратино

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомым детям  

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Ступеньки

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

Три поросенка

Игровой материал. На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке — Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы — поросенок в красной шапочке — Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы — поросенок в желтой шапочке — Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8—12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки   (с обратной стороны  карточек приклеена  фланель).

Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

 «Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

Определи по ритму

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские   музыкальные   инструменты — группа   ударных   (ложки, дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

Учитесь танцевать

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Громко-тихо запоем

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

Сколько нас поет?

Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки   (для   каждого   играющего),   музыкальные   инструменты. В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка,   на   второй  двое  детей,   на  третьей  трое,   рис.   22—23)

Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.

При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.

Волшебный волчок

Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка (рис. 24).

Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.

Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.

Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.

Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.

Что делают в домике?

Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная (рис. 25). Проигрыватель с пластинками и поощрительные значки.

Ход игры. Воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит, мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.



Предварительный просмотр:

         Позитивные результаты в выполнении ФГОС

в первой половине 2015 года

      Мною, музыкальным руководителем, Еремеевой Ольгой Александровной, в ходе образовательной деятельности была произведена работа по диагностике развития каждого ребенка, сформированности у него отношения к музыке, пальчиковой и коррекционной гимнастике, выразительных музыкально – ритмических  движений, а также сформированности положительных качеств, как отдельной личности, так и коллектива в целом.

      Данное обследование выявило следующие результаты в выполнении государственного стандарта:

               Положительная динамика  в развитии детей

проекта «До-ми-солька»

на начало 2015  года и конец 2015 года

Показатели развития детей

Начало года

Конец года

с

в

с

в

1.

Эмоциональная отзывчивость на музыку

85%

15%

65%

35%

2.

Легкость, пластичность, выразительность движений

78%

22%

63%

37%

3.

Умение выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа

65%

15%

54%

46%

4.

Умение ориентироваться в пространстве

70%

25%

56%

44%

5.

Координация движений

84%

15%

72%

28%

6.

Творческое воображение

65%

15%

52%

48%

Вывод:  Анализ таблицы с результатами диагностики показывает, что дети, занимающиеся танцами,  в большинстве своем имеют средние результаты по всем показателям.  Необходимо выстроить работу  с учетом данной диагностики,  с целью повышения уровня овладения детьми музыкально – ритмическими и ритмопластическими навыками.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Педагогический анализ (диагностика) проводится  2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

       Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия

       Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики» Буренина).

Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка

Ф.И. ребенка

Сроки диагностики

параметры

Начало года

Середина года

Конец года

Интерес и потребность в музыкальном движении

Способность к отражению в движении характера и использование основных средств выразительности)

Эмоциональность(выразительность исполнения)

Креативность ( способность к импровизации в движении под музыку, оригинальность, разнообразие используемых движений)

Развитие двигательных навыков (Наличие разнообразных видов движений в соответствии с программой и содержанием)

 Подвижность ( лабильность)  нервных процессов      ( умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой, менять направление движения, перестраиваться)

Формирование правильной осанки

Формирование навыков ориентировки в пространстве

Оценка детей 5-7 летнего года жизни

Высокий уровень – умение передать характер мелодии, самостоятельно начинать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки

Средний уровень – в движениях выражается общий характер музыки, темп, начало и конец  движения  под музыкальное сопровождение совпадают не всегда.

Низкий уровень – движение не отражают характер музыки и не совпадают с темпом ритма, а так же с началом и концом произведения

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции ( страх, радость, ужас, удивление, восторг, тревогу).

Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после движения ждут оценки педагога. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные, оценивается по внешним проявлениям «+», «- »

Креативность – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а так же придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка.

Творческая одаренность проявляется в особой выразительности, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения: «+», «-».

Развитие двигательных навыков – освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием:  основных движений (ходьба, бег, прыжковые движения), общеразвивающих (на различные группы мышц), имитационных ( образно-игровых), плясовых, танцевальных, гимнастических с предметами и без предметов. Оцениваются качество, уверенность исполнения различных движений, разнообразие и объем выполняемых движений.

Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике и т.д. Отмечается «+» и при выраженных затруднениях «- ».

Формирование правильной осанки – оценивается на основе наблюдений  и медицинских данных – норма «+», проблема «-».

Формирование навыков ориентировки в пространстве – оценивается на основе наблюдений за исполнением различных перестроений в соответствии с возрастными возможностями, умением выполнять движения в нужном направлении (направо-налево, вперед-назад), произвольностью выполнения движений правой и левой рукой (ногой).

        В результате диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития. Педагогическая диагностика по сути является субъективной оценкой. Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития.


Предварительный просмотр: