Самообразование

Мустафина Фирюза Шагидулловна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Срок реализации программы –3 года

Разработчик программы: учитель-логопед Мустафина Фирюза Шагидулловна

г.Пыть-Ях, 2018

Мустафина Фирюза Шагидулловна

Дата рождения

07.07.1973

Образование,

учебное заведение

Высшее, Негосударственное образовательное частное учреждение «Московский социально-гуманитарный институт", квалификация – Учитель-логопед по специальности «Логопедия», Специализация « Логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития».( 2010 г.)

Специальность

Учитель-логопед

Должность

Учитель-логопед

Общий стаж

15 лет

Педагогический стаж

12 лет

Курсовая подготовка

- «Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в практике работы дошкольных учреждений» ГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. A. И. Герцина» ( 2012 год.

  • «Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования», Автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО – Югра «Институт развития образования» ( 2015 г.)
  • « Институт новейших технологий в образовании» по программе «Развитие системы тьюторского сопровождения в образовательном учреждении» в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования

г. Омск (72 часа, 2017 г.)

Квалификационная категория

-

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по коррекции нарушений развития детей с ОВЗ для оказания им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы и социальной адаптации в рамках реализации ФГОС.

Блок ИОП

Структурные элементы

Информация о педагоге

Мустафина Фирюза Шагидулловна,  стаж работы по занимаемой должности –7 лет.

Образование – высшее.

Выходные данные ИОП

Программа разрабатывается на три года.

Факторы и предпосылки разработки ИОП

Профессиональные затруднения, на решения которых направлена ИОП:

- рассмотреть коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ для оказания им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы и социальной адаптации в рамках реализации ФГОС.

Основные направления ИОП и планируемые результаты ее реализации

Основные направления ИОП, формулируемые как задачи профессионального развития:

1.Совершенствование навыков самостоятельной работы с различными источниками знаний, адекватно подобранными по интересующей проблеме.

2.Разработка адаптированных образовательных программ, методических материалов.

3.Реализовать мероприятия ИОП.

Планируемые результаты, формируемые как компетенции, освоение которых предусмотрено в ходе реализации ИОП:

-Планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами логопедической помощи.

-Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ образования и (или) программ логопедической помощи.

-Определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации образовательной программы и (или) программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи.

-Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей.

-Использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей.

-Использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять дальнейшие траектории образования с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи.

Трансляция педагогического опыта

Планируемые сроки - три года.

Формы и методы трансляции педагогического опыта: семинары, публикации, открытые занятия.

Ожидаемые эффекты

Эффект индивидуального профессионального роста.

Эффект повышение профессионального статуса.

Эффекты для информационно-образовательной среды и улучшение качества оказываемых образовательных услуг.


Формы повышения квалификации

Обобщенная трудовая функция

Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся

с тяжелыми нарушениями речи

Трудовая функция

Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи

Трудовые действия

Определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учётом особых

образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

Планирование уроков, логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых

образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

Обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с

социокультурной жизнью

Осуществление систематического контроля и оценки

достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития

Курсовая подготовка

  • Удостоверение о повышении квалификации по программе «Развитие системы тьюторского сопровождения в образовательном учреждении» в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования

г. Омск (72 часа, 2017 г.)

Обучающие курсы, семинары, тренинги

Вебинары, медианары

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет» (Н.В. Нищева) –2017г.

  • Практические приёмы проведения высокоэффективных логопедических занятий по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
  • «Информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе. Использование озвученных презентаций в процессе постановки и автоматизации звука [р]».

«Современные коррекционные технологии в практической деятельности учителя-логопеда» - 2018г.

Прочие

  • Грамота за II место в Открытом городском литературном конкурсе чтецов среди детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Дружат дети всей земли» в номинации «Лучший исполнитель среди детей 5-6 лет» (Мугутдинова Хадиджа– май 2018г.
  • Грамота за подготовку участника Открытого городского литературного конкурса чтецов среди детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Дружат дети всей земли» (Мугутдинова Хадиджа – II место).

Логопедический мониторинг с целью выявления динамики в коррекционно-образовательном процессе каждого воспитанника, посещающего логопункт (Е.П. Кольцова, О.А. Романович).



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

План работы по самообразованию

учителя-логопеда МДОАУ д/с «Белочка»

Мустафиной Фирюзы Шагидулловны

за 2016-2017 учебный год.

Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.

г. Пыть-Ях

Пояснительная записка

   Нарушения    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана.  Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

   Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

    Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;

   Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Основные задачи: Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

     Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
    Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
    Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
    Формирование произносительных умений и навыков.
    Устранять дефектное звукопроизношение.
    Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

   Октябрь

Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

  Разработать   рекомендации и картотеку  игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома.

     Ноябрь

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с  целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у  дошкольников.

  Декабрь-    Февраль

Продолжить изучение методических пособий:  Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж»

 Ноябрь-Декабрь

Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Ребенок в детском саду»,  «Дошкольная педагогика», «Игра и дети», «Дошкольное образование».

  Март-Апрель

Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации  по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

    Март-Апрель

Подготовить  мастер-класс для воспитателей  и родителей

«Как правильно произносить звуки»

Разработать презентации по артикуляционной гимнастике .

  Ноябрь-декабрь

Применять интернет ресурсы для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

       В течении     года

Отчет по самообразованию учителя-логопеда

                                 за 2016 – 2017 учебный год.

Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта  ДОУ.

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным  разделом в логопедии, и методика  их  преодоления  в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

   Данная проблема возникает по разным причинам:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Задачи: Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
         Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
         Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
         Формирование произносительных умений и навыков.
Устранять дефектное звукопроизношение.
Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

В рамках самообразования в течение учебного года:

Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Разработала методические рекомендации, консультации по коррекции речи у  дошкольников.

Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с  целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Продолжила изучение методических пособий:  Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».

Продолжаю разрабатывать сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.

Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Ребенок в детском саду»,  «Дошкольная педагогика», «Игра и дети», «Дошкольное образование».

          Использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации  по лексическим темам, в процессе обследования и коррекции звукопроизношения.

Подготовила  мастер-класс для воспитателей  и родителей «Артикуляционная гимнастика»

«Как правильно произносить звуки».

 Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука

Применяла Интернет ресурсы для ознакомления и внедрения инновационных технологий коллег.