Для интересующихся историей учеников

Шишков Илья Константинович

Здесь размещены задания,

памятки для работы с различными видами источников.

советы что почитать - посмотреть для углубления знаний и большего интереса к Её Величеству Истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_istochnikom.doc30 КБ
Microsoft Office document icon rabota_s_dokumentom.doc25 КБ
Microsoft Office document icon rabota_s_illyustraciey.doc30 КБ
Microsoft Office document icon istochniki.doc152.5 КБ
Файл literatura.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Получение и обработка информации из источника

Типы познавательных заданий:

1.Извлечение из текста источника первичной информации  о событиях.

2.Комментирование и толкование отдельных частей источника.

3.Разделение информации в источнике на факты и версии событий.

4.Выявление элементарных причинно-следственных связей в источнике (причин событий, сути явления, мотивов поступков людей, значения событий.)

5.Определение по тексту источника эмоционально-ценностных суждений автора и его позиции.

6.Нахождение в тексте логики рассуждения автора.

7.Установление типа источника и извлечение информации  из нескольких различных типов источника.

8.Идентификация документа по отраженным в нем идеалам и ценностям эпохи (определение примерного времени его создания).

9.Подготовка рассказа о событиях с использованием источника.

10.Составление развернутых характеристик явлений, процессов, исторических  деятелей по документам.

11.Отбор в источнике необходимой информации для доказательства определенной позиции.

12.Получение необходимой косвенной информации из вызывающих сомнение источников.

13.Отбор достоверных источников по проблеме.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:

1.Самостоятельное чтение документа и участие в беседе по нему.

2.Ответы учеников «по цепочке»: каждый выделяет одну причину, черту, мотив и т.д.

3.Отбор источников по принципу «утверждение – источник»: нужно подобрать цитату для подтверждения мысли, положения, тезиса и т.д.

4.Заполнение на доске схемы «Вокруг проблемы», куда вписываются разноплановые источники: официальные документы, газетные статьи, указы, мемуары, законы и т.д.

5.Постановка вопросов к источникам в парах (вопрос- ответ).

6.Интервьюирование соседа (один автор – другой историк).

7.Выделение ключевых рядов (ключевые слова) по проблеме в тексте источника.

9.Составление планов, тезисов, резюме по содержанию документа.

10.Составление конкретизирующих таблиц.

11.Составление «толкового словаря по теме.

12.Составление календаря событий.


ОСМЫСЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ, ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Типы заданий различной степени сложности:

1.Сравнение описаний одного события в разных источниках.

2.Выделение различных типов документов по одной проблеме.

4.Сопоставление различных противоречивых оценок по источникам.

5.Объяснение и понимание природы различных трактовок событий и явлений.

6.Выявление характера исторического явления(процесса) при анализе документа.

7.Анализ серии исторических источников с целью выявления характерных черт исторического процесса.

8.Установление содержательных и оценочных связей между несколькими источниками.

9.Сопоставление данных документа и иных источников(статистика, материальные источники, изобразительный ряд).

10.Аналитическое истолкование и собственная оценка одного или нескольких одноплановых источников.

11.Оценка серии одноплановых источников с выводом по содержанию, форме, степени достоверности.

12.Анализ авторской интерпретации событий (первичность версии, трактовки, бесспорные и искаженные факты).

13.Оценка достоверности источника в целом (надежность, важность, ценность, тип, пригодность).


ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКОМ:

1.Прочитай документ и определи его характер ( дневник, письмо, записка очевидца, газетная хроника, официальный документ и т.д.)

2.Установи происхождение документа, время его создания, язык (оригинал или перевод), его полноту (целый или фрагмент)

3.Определи основное содержание документа, его идеи, ключевые слова, упоминаемые действующие лица и главные события.

4.Вырази свое мнение о надежности источника. Выдели факты, которые подтверждаются другими источниками.

5.Найди в документе основные акценты автора. Выяви его симпатии и антипатии. Чьи взгляды и интересы он представляет? Компетентность автора в описываемых событиях ( профессия, образование, статус).

6.Попытайтесь выявить неточности, ошибки, умышленное искажение информации в данном документе. Оцени правду и вымысел. Дай оценку достоверности.

7.Проанализируй язык автора.

8.Подчеркни те места, которые непонятны в документе, уточни их смысл ( в словаре, энциклопедии, у учителя).

9.Дай общую оценку источника с точки зрения известных вам знаний по изучаемой проблеме.




Предварительный просмотр:

Виды самостоятельной работы учащихся:

1.Составление «листа  авторских аргументов».

2.Участие в мини-дискуссии в группах с противоположными мнениями по проблеме ( по две пары).

3.»Спор – диалог» различных источников (вещь, картинка, документ и цифры «спорят» между собой), каждый ученик представляет один источник.

4.Новый заголовок (урока, темы, параграфа) – цитата из источника.

5.Дискуссии в парах (сторонник и противник авторского текста).

6.Обмен мнениями в парах (свидетель – потомок).

7.составление сравнительных таблиц.

8.Составление схем, диаграмм, графиков по содержанию источников.

9.Составление » карточки доверия» автору документа (информация об авторе, его профессии, компетентности,  участии в событиях, характере документа, степени субъективности).

10.Подготовка реферата по материалам серии источников.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ в исследовательской, дискуссионной, игровой деятельности

Типы творческих заданий учащимся:

1.Свободная классификация любых источников и быстрое выявление их полезности в познании истории.

2.Использование метода сопоставительного анализа  источников для решения проблем.

3.Выявление возможных альтернативных  ситуаций  исторического развития по источникам.

4.Прогнозирование тенденций и динамики развития явления, процесса, вероятностных последствий исторического процесса.

5.Сопоставительная оценка разноплановых источников для построения и проверки версий исторического процесса.

6.Построение системы своей аргументации на основе источников

7.Защита своего мнения с помощью источников и участие в полемике с привлечением документов.

8.Реконструкция исторической ситуации с помощью источников.

9.Выбор наиболее значимых и убедительных интерпретаций исторических событий и явлений и его аргументация.

10.Выработка собственных критериев для оценки комплекса источников с целью анализа исторического процесса.


ВИДЫ самостоятельной работы учащихся:

1.Оценивание источников, представляемых участниками дискуссии.

2.Образная стилизация исторической информации (составление собственных «источников» - листовок, газет, писем).

3.Составление рассказа, раскрывающего появление документа.

4.Прогнозирование последствий появления официального документа.

5.Выступление в роли «участника  событий» в игровой ситуации.

6.Участие в дискуссии

и построение аргументации на основе серии документов.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА:

1.Определи, что изображено на иллюстрации, ее тему и сюжет.

2.Установи время создания произведения ( по одежде, знаниям, вещам).

3.Определи тип изображенной иллюстрации (иллюстрация книги, плакат, карикатура, фотография, художественная картина).

4.Сделай предположение об авторской позиции (протест, печаль, ностальгия, патриотизм, восхищение, удовольствие, ненависть и т.д.)

5.Опиши иллюстрацию в деталях ( люди их возраст, профессия, одежда, настроение, взаимоотношения, вещи, место действия, композиция).

6.Объясни иллюстрацию ( исторические персонажи, символизм вещей, замысел и главная идея, характер действий, форма выражения).

7.Соотнеси содержание иллюстрации с авторской подписью.

8.Расскажи о ценности и достоверности иллюстрации.

Р А Б О Т А   С   И Л Л  Ю С Т Р А Ц И Я М И

ОПИСАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ И ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ НЕЕ ИНФОРМАЦИИ

Типы заданий различной степени сложности:

 1.Описание изображенных событий, их участников, среды, обстановки действия.

2.Идентификация типичных представителей определенного времени (мода, стиль, манеры, особенности поведения).

3.Определение места действия  по иллюстрации.

4.Выявление основной идеи автора произведения по сюжету и деталям.

5.Определение типа иллюстративного материала и его соответствие основной идее автора.

6.Сопоставление авторской подписи (если она есть) и самой иллюстрации.

7.Выявление средств, которые раскрывают главную мысль, идею художественного произведения.

8.Подготовка рассказа о событиях по иллюстрации.

9.Отбор необходимого иллюстративного материала для ответа по проблеме.


ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:

1.Учстие в беседе по иллюстрации.

2.Составление «карточки искусствоведа» (учетная карточка произведения искусства с указанием даты его  создания, автора , типа, жанра, сюжета произведения).

3.Сочинение подписи к иллюстрации.

4.Формирование «портфеля экскурсовода» в группах (комплекта изображений, наглядных объектов для показа в ходе заочной экскурсии)

5.Постановка вопросов по иллюстрации в парах.

6.Интервью с «художником « в парах.

ОСМЫСЛЕНИЕ, ОЦЕНКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Типы заданий различной степени сложности:

1.Сравнение двух и более одноплановых иллюстраций.

2.Сопоставление образа события в иллюстрациях разного типа.

3.Объяснение и понимание смысла авторского изображения.

4.Определение замысла автора и мотивов создания произведения.

5.Установление содержательных и оценочных связей в различных иллюстрациях.

6.Определение степени субъективности художественного произведения.

7.Оценивание разнопланового иллюстративного материала с выводом.

8.Аналитическое толкование авторской интерпретации исторического факта и степени достоверности иллюстративного материала.


ТИПЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ:

1.Прогнозирование реакции на иллюстрацию различных социальных групп.

2.Использование сопоставительного анализа иллюстраций и документальных источников для решения проблемы.

3.Реконструкция исторической среды на основе иллюстративного материала в игровой деятельности.

4.Аргументация позиции с помощью иллюстраций в полемике и споре.

5.Выработка собственных оценочных критериев по отношению к  иллюстративному материалу с точки зрения исторического познания.


ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:

1.Составление буклета с «авторским» описанием иллюстраций.

2.Обмен мнениями по содержанию иллюстраций в группах.

3.Спор «художников « в парах (типа: живописец -=карикатурист, фотограф – художник).

4.Составление собственной истории появления иллюстрации.

5.»Заметки с выставки» (отзыв о картине).

6.»Пером или кистью? («спор» документа и иллюстрации).



Предварительный просмотр:

1.Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и дайте ответы на вопросы.

«Возвратившись, пришел Ярослав в Новгород, и послал за море за варягами. И пришел Якун с варягами, и … пошел Ярослав с Якуном на Мстислава. Мстислав же, услышав, вышел против них … Мстислав же с вечера исполчил дружину и поставил северян прямо против варягов, а сам стал с дружиною своею по обеим сторонам. И наступила ночь, была тьма, молния, гром и дождь. И сказал Мстислав дружине своей: «Пойдем на них». И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга, и схватилась дружина северян с варягами, и трудились варяги, рубя северян, и затем двинулся Мстислав с дружиной своей и стал рубить варягов … И когда увидел Ярослав, что терпит поражение, побежал с Якуном … Мстислав же чуть свет, увидев лежащими посеченных своих северян и ярославовых варягов, сказал: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя цела».

Вопросы:

  1. Когда и где произошло описываемое событие?(2 балла)

2. За что сражались князья Ярослав и Мстислав, каковы были итоги этой борьбы?

3. После победы над Ярославом князь Мстислав радуется: «… дружина своя цела». Почему в летописи акцентируется внимание на этом эпизоде

4. Какую роль играла княжеская дружина в Древнерусском государстве X – начала XI в.?

2.Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

«Русская правда» устанавливала за совершение убийства следующие наказания:

«А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

А за убитого смерда или холопа 5 гривен».

Вопросы:

  1. Кто такой  «княжеский тиун» и каковы его функции?(3 балла)
  2. Назовите составные части «Русской правды» и правителей, при которых они были приняты? (3 балла)
  3. Почему в «Русской правде» были установлены разные размеры виры?(4 балла)?

3.Прочитайте отрывок из сочинения Степаноса Таронского, армянского писателя XI в. и дайте ответы на вопросы.

«В самый день отъезда императора в греческом лагере произошла сильная схватка из-за ничтожной причины … Из пехотного отряда руссов некий воин нес сено для своей лошади. Подошел к нему один из иверийцев и отнял у него сено. Тогда прибежал к руссу на помощь другой русс, ивериец кликнул к своим, которые, прибежав, убили первого русса. Тогда весь народ руссов, бывший там, поднялся на бой. Их было 6000 человек пеших, вооруженных копьями и щитами, которых просил царь Василий у царя руссов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время руссы уверовали в Христа. Все князья и вассалы иверийские выступили против них и были побеждены. Тут погибли … многие; ибо гнев Божий тяготил над ними за их высокомерие».

Вопросы:

1. Назовите «царя руссов», о котором  упоминается в тексте и укажите хронологические рамки его правления?(2 балла)

2. Как звали сестру императора, выданную замуж за «царя руссов»?(2 балла)

3. Какое влияние оказал союз с Византией на историческое развитие Руси?(3  балла)

4. Были ли альтернативы религиозного и культурного развития Руси?(3 балла)

4.Прочитайте фрагмент из «Повести временных лет» и дайте ответы на вопросы

    «Преставился благородный князь Михаил, которого звали Святополком, апреля 16… Княгиня же его щедро наделила монастыри, и попов, и убогих на удивление всем людям… На другой же день, 17 апреля, киевляне устроили совет и послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на иудеев, разграбили их имущество. И послали киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или иудеев пограбят, а еще нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир отправился в Киев. <…>»

Вопросы:

  1. О каком событии в Киеве идет речь и когда оно произошло?(3 балла)
  2. Чем завершилось описываемое событие?(3 балла)
  3. Что Вы знаете о городских восстаниях в Киевской Руси, и каковы их причины?(4 балла)

5.Прочтите отрывок из «Истории Российской» В.Н.Татищева и  дайте ответы на вопросы

«В лето 6883. <…> И пошли все с Волока ратью ко Твери, и начали воевать Тверские волости; месяца августа в 21 день взяли град Микулин и все окружные места попленили и пожгли, а князь Михаил Александрович тверской затворился во граде Твери. А князь великий Дмитрий Иоаннович московский стоял со всеми силами под градом Тверью четыре недели, и посад весь пожгли, и волости, и села повоевали и пожгли, и имение их все взяли; а людей иных побили, иных в полон повели великое множество; а град Тверь острогом оградили, а через Волгу два моста великих сотворили. И в Новгород за новгородцами князь великий Дмитрий Иоаннович послал. Новгородцы ж, честь воздавая великому князю Дмитрию Иоанновичу, либо ж свою обиду желая отмстить, что была у града Торжок, так с яростию вскоре пришли в четыре или в пять дней, и под Тверью стали, словно наживу некую хотели восхитить, и много зла сотворили тверичам. И приступили со всеми силами ко граду, и туры поставили, и приметы приметали около всего града, и у Тмаских ворот мост и стрельницы зажгли, и едва горожане угасили. Ратные же налегали во град войти, но тверичи крепко обороняли, и так ратные помалу отступили от града. А князь Михаил тверской вышел из града, и туры посек, а иные пожег, и людей много побил; тут убили Семена Ивановича Добрынского. И снова многие дни бились, всю землю пленили и пожгли, а городки Зубцев и Белград взяли. Князь же великий Михаил Александрович тверской не бил челом, поскольку ждал к себе от Мамая и от Литвы помощи, ибо обещал ему тогда зять его князь великий Ольгерд силу послать. Они же пришли близ Твери, и услышали про великого князя Дмитрия Иоанновича под Тверью со многими силами, убоялись и побежали назад. Слышав же то, князь Михаил Александрович тверской, так как не было ему помощи оттуда, и видя свое изнеможение, поскольку вся Русская земля поднялась на него, послал к великому князю Дмитрию Иоанновичу из Твери владыку Евфимия и старейших и известных бояр своих с челобитьем, прося мира и во всю волю великого князя отдаваясь. Он же, видев покорение его к себе, не восхотел разорения граду и кровопролития христианского, взял с ним мир на всей своей воле. И так заключив, и грамоты подписав, и крестным целованием утвердив, отступили от града и разошлись каждый восвояси.»

ВОПРОСЫ:

  1. Когда произошло событие, описываемое в тексте (в современном летоисчислении)? (2 балла)
  2. Какой исторический процесс получил отражение в приведенном тексте? (2 балла)
  3. Укажите причины этого противостояния и конечные итоги?(3 балла)
  4. Какой вид исторического источника цитируется В.Н. Татищевым? Укажите его характерные черты.(3 балла)

6.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Известный российский историк А.А. Горский пишет:

«Андрей Ярославич, по-видимому, действительно вел независимую от Батыя политику: в 1250 г. он вступил в союз с Даниилом Галицким, женившись на его дочери, а Даниил в то время не признавал власти Орды. Однако в своих действиях Андрей опирался на такую весомую опору, как ярлык на владимирское княжение, полученный в 1249 г. в Каракоруме, от враждебной Батыю ханши Огуль-Гамиш (вдовы Гуюка). Но в 1251 г. Батый сумел посадить на каракорумский престол своего ставленника Менгу (Мунке), и на следующий год он организует одновременно два похода – Неврюя на Андрея Ярославича и Куремсы на Даниила Романовича».

Вопросы:

  1. Кто из русских князей стал преемником Андрея Ярославича на владимирском престоле?(3 балла)
  2. Почему хан Батый не мог до 1251 г. сместить неугодного ему владимирского князя Андрея Ярославича?(3 балла)

3. К каким последствиям привел поход на Северо-Восточную Русь Неврюевой рати?(4 балла)

7.Прочитайте отрывок из Тверской летописи и дайте ответы на вопросы.

«В год 6746 … На исходе февраля пришла весть к великому князю: «Владимир взят и все, что там было, захвачено, перебиты все люди, и епископ, и княгиня твоя, и сыновья, и снохи, а Батый к тебе идет» … Татары пришли к ним … и была жестокая битва, и победили русских князей. Здесь был убит великий князь, внук Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, и убиты были многие воины его».

Вопросы:

1. Какой великий князь был убит в сражении? (2 балла)

2. Где и когда произошло описываемое событие?(2 балла)

3. Каковы причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами?(3 балла)

4. Каковы были  последствия монголо-татарского ига для Руси? (3 балла)

8.Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Филолог и историк  Б.А. Успенский пишет: «История Руси мыслится как история христианской страны, … первые русские святые знаменуют начало этой истории: они освящают эту страну, являются ее заступниками и в известном смысле оправдывают ее существование; поэтому, собственно, они и воспринимаются как апостолы».

Вопросы:

  1. О каких русских святых идет речь в тексте?(3 балла)
  2. Почему произошла их канонизация?(3 балла)
  3. Кто из российских правителей был канонизирован православной церковью  и какой след они оставили в истории?(4 балла)

9.Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы:

«Впал князь великий … во гнев на Великий Новгород, начал войско свое собирать и стал посылать на новгородские  земли. И взяли сначала Старую Руссу и святые церкви пожгли, и всю Старую Руссу выжгли, и пошли на Шелонь, воюя; псковичи же князю помогали и много зла новгородским  землям нанесли. И новгородцы вышли навстречу им на Шелонь, а к Старой Руссе послали новгородцы рекою войско и в пешем строю бились долго и побили много москвичей, но и пешего войска новгородцев полегло много, а иные разбежались, а других москвичи схватили; а конное войско не подошло к пешему войску на помощь вовремя, потому что отряды архиепископа не желали сразиться с княжеским войском…»

   Вопросы:

  1. Назовите имя  великого князя, о котором говорится в источнике, укажите хронологические рамки его правления. (2 балла)
  2. Определите дату и политический итог события, о котором повествует источник.   (2 балла)
  3. Предпринимались ли упоминаемым великим князем  другие походы на Новгород Великий? Каковы их результаты?(3 балла)
  4. Какие цели преследовал в своей политике этот великий князь, и какие средства для их достижения он использовал?(3 балла)

10.Прочитайте текст  и дайте ответы на вопросы:

1492 год от Рождества Христова должен был стать, по мнению многих христиан, концом света. Ожидание конца света связывалось с завершением «пасхального цикла времени». Роковой год благополучно миновал, но мотив ожидания конца света остался. Русский государь в свете этих ожиданий преподносился как восприемник Царя небесного на последнем судилище, своего рода земной отец всей Восточной церкви. На волне этих настроений возникла новая религиозная и политическая теория.

Вопросы:

  1. Назовите теорию, отразившую настроения того времени, и ее автора. (3 балла)
  2. Когда возникла эта теория, и для каких целей она была использована властью?(3 балла)
  3. Раскройте содержание теории. Какие исторические факты ее автор использовал для  обоснования своих положений? (4 балла)

11.Задание 2. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы:

   «В год 5457 Август, кесарь римский, пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птолемеев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и дарами. И Бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия поставил царем Египта; … а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города Мальборк и Торунь, и Хвоини, преславный Гданьск и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до наших времен зовется это место Прусской землей.

   И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О, мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю, нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа – царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его по имени Олег».  

   Вопросы:

  1. Укажите название цитируемого исторического источника. (2 балла)
  2. Когда был создан этот документ? (2 балла)
  3. Какова цель создания этого сочинения? (3 балла)
  4. Назовите публицистов, которые были современниками автора данного сочинения. Какие темы обсуждались в русской публицистике этого периода? (3 балла)

12.Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

   «Сегодня был тоже вынесен весьма строгий приговор над двумя князьями, на какой-то пирушке поссорившимися с генералом Долгоруким из-за места, которое они требовали для себя по своему происхождению, между тем как генерал его требовал по своим заслугам, указывая на то, что он неоднократно воевал с неприятелем и, между прочим, взял в плен польского полковника Гонсевского. Так как этот спор между ними разгорался и они не могли прийти к соглашению, то Долгорукий ушел с пира, а великий князь потребовал к себе обе стороны и сам решил, что оба князя с непокрытой головой должны следовать пешком за Долгоруким, ехавшим верхом, так что он властен распоряжаться ими и их имуществом по своему усмотрению. За эту великую милость Долгорукий поблагодарил царя, но дарованной ему над обоими князьями властью воспользовался только отчасти, заставив их, согласно решению великого князя провожать его до своего дома пешком с непокрытой головой наравне с другими слугами».

   Вопросы: 

1. О каком явлении  идет речь в тексте и когда оно возникло? (3 балла)

2. Раскройте его содержание. (3 балла)

  1. Какое событие положило конец конфликтам, подобным тому, о котором рассказано в источнике?(4 балла)

13.Прочитайте фрагмент сочинения Д. Флетчера «О государстве Русском» и ответьте на вопросы:

«Глава 3. Естественные произведения России.

   Естественных произведений (употребляемых самими жителями и отправляемых в большом количестве за границу для обогащения казны царской и народа) очень много и они весьма важны.

   Во-первых, … всякого рода. Здесь виден также Божий промысел, даровавший жителям средства к защите от холодного климата.

   Второе произведение - …, которого ежегодно отправляли в чужие края, как слышал я от людей знающих, до 50000 пудов, а теперь вывозят ежегодно только до 10000 пудов.

   Третье произведение - …, который, кроме того, что в значительном количестве употребляется самими жителями для напитков, вывозится в довольно большом количестве за границу.

   Четвертое - … Его заготавливают весьма много для вывоза за границу не только из-за большого количества земли, удобной для пастбищ и скотоводства, но и по причине многих постов и других постных дней».

Вопросы:

  1. Назовите четыре  упоминаемые Д. Флетчером «естественные произведения»  (2 балла)  
  2. Назовите  другие экспортируемые Россией товары.(2 балла)
  3. Как назывались привилегированные русские купеческие корпорации, которые занимались внешней торговлей? (3 балла)
  4. Почему в XVI в. в странах Западной Европы вырос спрос на продукты сельского хозяйства, произведенные в России? (3 балла)

14.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Соловьев С.М. пишет: «Приехавши в Россию, греческая царевна нашла страну, которая поражала своею бедностью, отсутствием красивых и больших каменных зданий в городах, особенно в столице великокняжеской, в Москве…»

Вопросы:

  1. Кто эта «греческая царевна» и зачем она приехала в Россию?(3 балла)
  2. Как изменился облик Москвы после приезда этой царевны (назовите имена архитекторов и созданные ими сооружения)?(3 балла)
  3. Какие характерные черты присущи архитектуре этого периода?(4 балла)

15.Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы

 «<…> Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены.<…>

    Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию. Иерей окрестил его именем Варфоломей. <…>

    У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. Отрок со слезами молился: «Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня».

    Печалились родители его, огорчался учитель. Все печалились, не ведая высшего предначертания Божественного промысла, не зная, что хочет Бог сотворить. По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил. <…>

    Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца, на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби; с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». С того часа он хорошо знал грамоту. <…>

   И в то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни».

Вопросы:

  1. О ком идет речь в источнике?(2 балла)
  2. Какую роль, согласно преданиям, сыграл этот человек в истории России?(2 балла)
  3. К какому жанру древнерусской литературы принадлежит рассматриваемый источник? Назовите характерные черты этого жанра. (3 балла)
  4. Охарактеризуйте роль церкви в истории Руси XIV в. (3 балла)

16.Прочитайте текст  и дайте ответы на вопросы:

В исторической литературе остается дискуссионным вопрос о происхождении, жизненном пути и настоящем имени этого исторического лица. Согласно распространенному мнению, имя, под которым он вошел в историю, происходит от сокращения имени Ермолай. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Гермоген, Еремей, Ермила. Ремезовская летопись указывает его полное имя – Герман. В Погодинской летописи есть сведение о другом его прозвище – Токмак. Именно этот человек возглавил отряд, который разгромил татар во главе с Маметкулом в сражении под Чувашевым мысом на реке Иртыше.  После этого сражения бежал, оставив свою столицу град Искер (Кашлык) местный правитель.

   Вопросы:

  1. Укажите имя человека, о котором говорится в приведенном тексте. (3 балла)

  2. Когда произошло сражение на Иртыше (назовите имя правителя Искера). (3 балла)

  3. Оцените роль этого человека в истории России.(4 балла)

17.Прочитайте фрагмент сочинения П. Петрея «История о великом княжестве Московском» и дайте ответы на вопросы:

   «12 мая простой народ говорил в голос, что новый великий князь еретик, хуже турка, а не истинный сын Ивана Васильевича, не так прилежно ходит в церковь, как прежде, держится иноземных обычаев и обрядов, ест телятину и всякие поганые кушанья, в церковь ходит, не мывшись, и не творит поклонов перед святым Николою и другими святыми. Баня топится каждое утро, с первого дня свадьбы до нынешнего, а он не моется со своей еретичкой, великой княгиней, однако ж в церковь ходит, и притом с поляками, которые водят с собою стаи собак и оскверняют святыню».

  Вопросы:

  1. Назовите «великого князя» и «великую княгиню», о которых идет речь в  источнике. (2 балла)
  2. Укажите хронологические рамки его правления. (2 балла)
  3. Укажите причины прихода  к власти этого «великого князя» и чем закончилось его правление?(3 балла)
  4. Каким термином обозначается явление, о котором идет речь в источнике? Приведите другие примеры его проявления в истории России? (3 балла)

18.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы:

   

Этот выдающийся образец деревянного зодчества XVII века представлял сложный комплекс разных построек, связанных переходами, насчитывал 270 комнат и более трех тысяч окон и напоминал сказочный городок с причудливыми башенками, шатрами, крылечками, «гульбищами», чешуйчатыми кровлями крыш.

Вопросы:

  1. О каком памятнике зодчества идет речь? Где и для кого он был построен? (3 балла)

2. Укажите время его постройки и лиц, руководивших его сооружением.(3 балла)

 3. Назовите характерные черты русской культуры XVII в.  (4 балла)

19. Прочитайте фрагмент труда историка А. С. Лаврова и ответьте на вопросы:

     «Смерть царя Федора Алексеевича 27 апреля 1682 г. и поспешное провозглашение царем Петра дали повод для открытого столкновения противоборствующих сил. В результате событий 15-17 мая 1682 г. восставшими стрельцами были убиты ведущие думные и придворные деятели, с которыми было связано проведение реформ конца 70-х – начала 80-х гг. На несколько месяцев Москва оказалась под властью восставших».

  Вопросы:

  1. Назовите «противоборствующие силы», о которых говорится в труде историка. (2 балла)
  2. Укажите причины их противостояния. (2 балла)
  3. Назовите причины и последствия стрелецкого восстания 15–17  мая 1682 г. (3 балла)
  4. Когда было создано стрелецкое войско и какова его роль в истории России? (3 балла)

20.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы:

По Новоторговому уставу 1667 г. таможенные пошлины с зарубежных купцов взимались только иностранной монетой – золотыми и ефимками (серебряными талерами). Те из иностранных купцов, кто получал разрешение на провоз товаров во внутренние русские города, обязан был заплатить 10-процентную проезжую пошлину. В любом городе иностранцы были обязаны продавать свои товары только местным купцам и только оптом, русские же товары они могли покупать только у местных торговцев, а не у приезжих. Ввозные пошлины на вино достигали 50-100% их стоимости, продажные равнялись 15%.  

Вопросы:  

1.Назовите и охарактеризуйте экономическую политику, в духе которой был создан Новоторговый устав, и ее инструменты. (3 балла)

  1. С какими государствами и чем торговала Россия в XVII в.?(3 балла)

      3. Какие новые тенденции в экономическом развитии России появились в XVII в.?(4 балла)

21. Прочитайте текст воспоминаний Л-Ф. де Сегюра и дайте ответы на вопросы

«Перед смертью, Елисавета, со всех сторон осаждаемая различными советами, помирилась с Екатериной и ее супругом. После ее кончины, Петр III вступил на престол. Сперва этот государь, пораженный тяжестью бремени, которое было ему не по силам, сблизился с Екатериной, охотно принимал ее советы и, казалось, хотел победить свое расположение к недеятельности; но вскоре интриги приближенных успели отвлечь его от супруги. Между тем, она, поставленная среди стольких опасностей и вынуждаемая ими, с своей стороны, прибегнуть к приемам честолюбивой политики, нашла возможность составить себе большой круг друзей. Вельможи были очарованы ее привлекательною ласковостью; народ, видя ее доброту, благотворительность и набожность, полюбил ее. Все духовенство возлагало на нее свои надежды приобрести влияние. Напротив того, Петр III возбудил к себе нерасположение русских военных своим пристрастием к прусской армии и  ее вождю-герою. Увлекаемый своим энтузиазмом, он дошел до того, что принял какую-то должность в войсках Фридриха, которого произвел своим генералом. Совершился переворот, вследствии которого Екатерина стала государыней великой империи».

Вопросы:

  1. К какому времени относятся описываемые события? (2 балла)
  2. Что, по мнению автора, спровоцировало дворцовый переворот? (2 балла)
  3. Соответствует ли оценка личности Петра III автором текста представлениям современных  историков?(3 балла)
  4. Какие меры принял сын Петра и Екатерины Павел для того, чтобы исключить возможность подобного развития событий?(3 балла)

22.Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

В конце июня 1762 г. в Петербурге передавали друг другу шутку фельдмаршала Миниха, сказавшего, что он никогда еще не жил при трех государях одновременно: один сидит в Шлиссельбурге, другой – в Ропше, а третья – в Зимнем.

Вопросы:

  1. Назовите государей, о которых говорил Б. К. Миних.(3 балла)
  2. Укажите обстоятельства, которые привели к возникновению этой  ситуации. (3 балла)
  3. Были ли в истории России другие периоды, когда на трон одновременно претендовало несколько лиц? Обоснуйте свой ответ. (4 балла)    

23.Прочитайте отрывок из труда С.М. Соловьева и дайте ответы на вопросы

«Давно уже слышались сильные жалобы на неудовлетворительность русских законов; начиная с Петра Великого, в каждое царствование принимались разные меры, как помочь делу… но дело было очень трудным и не шло вперед. Екатерина отличалась необыкновенною любознательностью, читала все лучшие книги и переписывалась с их сочинителями; она знала все, что было написано о законах, о том, какие они должны быть, сама написала наказ, общие правила, каким должно было следовать при составлении уложения; например, императрица требовала, чтобы наказания за преступления не были жестоки, потому, что в человеке есть стыд, который действует сильнее бича, бесчестие, соединенное с наказанием, должно считаться хуже всякого наказания, а чтобы это действительно так было, надобно утвердить в народе хорошее воспитание…

Чтобы познакомить народ со своим наказом, внушить ему свои правила… Екатерина в 1767 г. собрала в Москве депутатов… Турецкая война помешала работам комиссии; депутаты, между которыми было много военных, поехали в армию. Несмотря на то, императрица была довольна комиссиею…».

Вопросы:

  1. О какой комиссии идет речь в источнике? (2 балла)
  2. Когда и для чего она была создана?(2 балла)
  3. К какому философскому направлению относятся принципы, которыми руководствовалась Екатерина II при составлении «Наказа»? С какими «сочинителями» она вела переписку? (3 балла)
  4. Назовите политический курс, в рамках которого была созвана комиссия. Раскройте его содержание. (3 балла)

24.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

Поэт (Бобров С.С.) дал ей такую характеристику:

Рождена с ангельской душою,

Отцу подобная умом,

А матери – своей красою,

ПЕТРОВ поддерживает дом,

Грядет на трон, - и с ней дни майски.


Она,  с небес покой воззвавши

По приснопамятном отце,

Над полпланетной дольней вставши,

Сияла в радужном венце

И осеняла всю державу.

Во дни ея не вопияла

Невинно пролиянна кровь,

Но токмо тишина дышала,

Суд, милость, правда и любовь,

А музы пели Меценатов.

Вопросы:

  1. О ком говорится в приведенном тексте? Укажите даты правления.(3 балла)

2. Почему поэт обращает особое внимание на то, что в годы правления этой женщины «не вопияла невинно пролиянна кровь»? Соответствует ли это действительности? (3 балла)

3. Какие достижения в сфере культуры относятся к ее правлению?(4 балла)

25.Прочитайте отрывок из мемуаров  А.Ф. Тютчевой и дайте ответы на вопросы

«Повсюду вокруг него в Европе под веянием новых идей зарождался новый мир, но этот мир индивидуальной свободы и свободного индивидуализма представлялся ему во всех своих проявлениях лишь преступной и чудовищной ересью, которую он был призван побороть, и он преследовал ее не только без угрызения совести, но со спокойным и пламенным сознанием исполнения долга. Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что … был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинить все своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века».

Вопросы:

1. Какие негативные черты личности Николая I выделяет автор? В чем она видит главную причину «зловредной» для страны политики Николая I? (2 балла)

2. Какие меры были предприняты Николаем I для укрепления самодержавия?(2 балла)

3. Назовите идеологическую концепцию, которая наиболее точно соответствовала взглядам императора и раскройте ее базовые принципы.(3 балла)

4. Как во внешней политике Николая I проявилось стремление побороть «чудовищную ересь» новых веяний?(3 балла)

26.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

А.С. Пушкин дал такую характеристику этому труду:

«В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.»

Вопросы:

  1. Назовите автора и произведение,  о котором говорит поэт.(3 балла)
  2. Прокомментируйте слова А.С. Пушкина.(3 балла)
  3. Какое значение имело произведение, о котором говорит А. С. Пушкин?(4 балла)

27.Прочтите отрывок из труда историка Н. Я. Эйдельмана и дайте ответ на вопросы.

«15 марта 1818 года царь … поднимается на трибуну варшавского сейма в польском мундире и с орденом Белого орла.

«Образование, существовавшее в вашем крае, дозволяло мне ввести немедленно то, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений...

Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уж с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут настоящей зрелости».

Царь просит поляков доказать, что

«законно-свободные учреждения, коих священные начала смешивают с разрушительным учением, угрожавшим в наше время бедственным падением общественному устройству, - не суть мечта опасная. Вам принадлежит ныне явить на опыте сию великую спасительную истину... Могу ли я, не изменяя своим намерениям, распространить то, что уж мною для вас совершено?»»

  1. Что именно и когда «даровал» царь Польше? (2 балла)
  2. Укажите имя этого российского царя и даты его правления?(2 балла)
  3. В результате каких событий польские территории вошли в состав России? (3 балла)
  4. Какова была реакция Польши на политику российских императоров I половины XIX в.(3 балла)

28.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

      

Одного из своих министров, Николай I называл «начальником штаба по крестьянской части».

Вопросы:

  1. Назовите имя этого человек, и какое министерство он возглавлял? (3 балла)
  2. Почему он получил такую характеристику? Охарактеризуйте его реформаторскую деятельность?(3 балла)

3. Какие последствия имела его реформа?(4 балла)

29. Прочитайте текст источника и дайте ответы на вопросы

«Еще в 1849 году я думал начать в Париже печатание русских книг; но, гонимый из страны в страну, преследуемый рядом страшных бедствий, я не мог исполнить моего предприятия. К тому же я был увлечен; много времени, сердца, жизни и средств принес я на жертву западному делу. Теперь я себя в нем чувствую лишним.

Быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью – вот моя цель.

Не столько нового, своего хочу я вам рассказывать, сколько воспользоваться моим положением для того, чтоб вашим невысказанным мыслям, вашим затаенным стремлениям дать гласность, передать их братьям и друзьям, потерянным в немой дали русского царства».

Вопросы:

  1. Кто был создателем первой «Вольной русской типографии» за границей, где и когда она была организована?(2 балла)

2. О каком «западном деле» говорит автор текста?(2 балла)

3.Назовите основные издания этой типографии. Какие идеи в них высказывались, какие проблемы поднимались?(3 балла)

4. Какое влияние оказала деятельность «Вольной русской типографии» на общественно-политическую жизнь России?(3 балла)

30.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

   

«Это было в 1881 г. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год»,- писал один из великих русских художников, объяснявший, почему он выбрал сюжетом для картины историческое событие 16 ноября 1581 г.

     

Вопросы:

  1. Какое событие изображено на картине?  (3 балла)
  2. О каком художнике идет речь? Назовите другие картины этого художника. (3 балла)
  3. Представителем какого художественного направления был автор картины.  Охарактеризуйте  особенности и назовите других представителей данного направления. (4 балла)

31.Прочитайте отрывок из дневника В.Н.Ламздорфа и дайте ответы на вопросы

«Хорошей стороной прошлого царствования была, безусловно, внешняя политика, восстановившая мир в умах и путем весьма ловких и подходящих средств сумевшая препятствовать всему, что было бы способно этот мир нарушить. Весь цивилизованный мир, в конечном счете, проникся доверием к огромной империи, которая… трудилась над развитием собственного процветания и силы, делая из них орудие умиротворения и силы, а не разрушения и авантюр».

Вопросы:

  1. О каком правителе идет речь в источнике, укажите годы правления?(2 балла)
  2. Приведите пример (примеры) миролюбивого внешнеполитического курса этого периода.(2 балла)
  3. Какие военно-политические союзы были заключены Россией в это время? О каких тенденциях в мировой политике свидетельствуют эти соглашения?(3 балла)
  4.   В чем проявилась преемственность миролюбивой внешней политики в последующее время?(3 балла)

32.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

«Диктатурой сердца», «бархатной диктатурой», «политикой пушистого лисьего  хвоста и волчьей пасти» называли современники внутриполитический курс этого политического деятеля, проявившего себя в годы правления «Царя-освободителя»

ВОПРОСЫ:

  1. Укажите имя этого человека (3 балла)
  2. Когда и какие мероприятия были им проведены? (3 балла)
  3. Почему политический курс этого политического деятеля  получил такие оценки современников? Обоснуйте свой ответ. (4 балла)

33.Прочитайте текст из дневника лейтенанта Паскаля,
члена Французской военной миссии в России и ответьте на вопросы:

16 мая

«Моих коллег сильно рассердил некий Мигулин, утверждавший, что немцам удался план, состоявший в том, чтобы отвести наш удар от их подлинных целей: Салоник и Востока …

Сегодня разговорился с Ефимом, конторским курьером, в обязанности которого входит подавать нам чай. Спросил, присутствовал ли я при высадке русских войск во Франции. Боится как бы не пал Верден и мои слова отнюдь не убедили его. Под конец потребовал ответа: верю ли я, что русские возьмут Константинополь - Царьград: я выразил на то надежду. Мы поругали болгарских предателей и похвалили кавказские войска. Он не спрашивал, как делают многие другие, скоро ли кончится война.

Днём я купил почтовые открытки со стихами Хомякова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить… в Россию можно только верить». Продавец поинтересовался, давно ли я приехал и высказал своё отвращение к войне. Не лучше ли для людей мирно трудиться, чем надрываться на производстве орудий человекоубийства? Во всём виновата Германия. Да будет вечен наш союз!»

ВОПРОСЫ:

  1. Во время какой войны сделаны эти записки? Укажите ее хронологические рамки?(2 балла)
  2. Для чего русские войска были отправлены во Францию?(2 балла)
  3. О каком союзе идёт речь в записках Паскаля? Когда он был создан?  Укажите его основных участников. (3 балла)
  4. Какие последствия для России имело участие в этой войне?(3 балла)

34.Прочитайте текст и ответьте на вопросы

4 июня монархист генерал А.А. Киреев вручил Николаю II записку, в которой говорилось: «Со всех концов России к подножию Вашего престола летят уверения в безмерной преданности Вашей особе и выражения великой радости по случаю издания Манифеста … Россия рукоплещет совершенному Вами перевороту, жалея лишь о том, что он оказался недостаточно радикальным, глубоким, что он не возвращает Россию к ее исконному самодержавно-совещательному строю».

Вопросы:

  1. О каком манифесте идет речь? С каким событием было связано его появление? (3 балла)
  2. С какими целями он бы издан? (3 балла)
  3. Охарактеризуйте последствия издания манифеста.(4 балла)

35.Прочтите отрывок из источника и ответьте на вопросы:

Ко всем работникам сохи и молота!

Братья! Новая смертельная опасность надвигается на всех трудящихся. Все темные силы бывших слуг кровавого Николая объединились и с помощью польских панов, французских инструкторов и изменников движутся на …., чтобы установить у нас самодержавие, насадить нам помещиков, капиталистов, земских начальников, приставов и других палачей крестьян и рабочих.

Товарищи! Комиссары и заправилы коммунистов-большевиков хорошие вояки только лишь против бедняков и угнетенных. Их карательные отряды и чрезвычайки великолепно умеют убивать крестьян и рабочих и сжигать села и деревни. Но против истинных врагов революции, против деникинских и иных банд они позорно бегут, как жалкие трусы.

Вы, товарищи, еще не забыли как в прошлом году золотопогонники чуть было не вошли в Москву и если бы не повстанцы, то над Революционной Россией уже давно развевался бы трехцветный самодержавный флаг.

Так и теперь, товарищи! Красная армия, продаваемая на каждом шагу своими генералами и трусливыми комиссарами, в панике бросает фронт и сдает польским панам район за районом…

Братья! Неужели вы спокойно будете ожидать прихода белых и, скрестив руки, дадите себя, своих жен и детей на растерзание генералам и панам?

Нет, этого не должно быть.

Все, как один, за оружие и в ряды повстанцев.

Вопросы

  1. Кто и когда составил эту листовку? (2 балла)
  2. Где происходят действия? (укажите территорию)? (2 балла)
  3. Какие политические идеи отстаивали авторы этой листовки?(3 балла)
  4. Какова судьба этого движения? Какую роль сыграло оно в Гражданской войне?(3 балла)

36.Прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Этот совещательный орган был создан в октябре 1917 г. как временный и  носил предварительный характер. Впервые за время революции он собрал людей разных классов и партий. Власть предоставила для работы этого учреждения Мариинский дворец, в котором ранее заседал Государственный Совет. На открытие были отправлены приглашения послам всех союзных государств. Председательствование на время выборов председателя собрания было возложено на старейшего члена - Е.К. Брешко-Брешковскую.

Предполагалось учредить представительство в составе 555 человек. Наиболее влиятельными политическими группами становились здесь социалисты-революционеры (120-130 чел.), меньшевики (80), кадеты (до 75) и большевики (60). Однако на первом же заседании большевики демонстративно покинули Мариинский дворец.

Вскоре комиссар Военно-революционного комитета предъявил председателю Н. Д. Авксентьеву требование о немедленном «очищении дворца». На 18 день после своего созыва участники собрания вынуждены были разойтись под воздействием восставших солдат и матросов.

Вопросы:

  1. О каком государственном органе идет речь? (3 балла)
  2. С какой целью он был создан?  (3 балла)
  3. Какие другие органы представительной власти появились в годы революции. Какова их судьба?(4 балла)

37.Прочитайте отрывок из воспоминаний Г.П.Вишневской и дайте ответы на вопросы

Уже первая книга <автора> – «….», напечатанная в журнале «Новый мир» в 1962 году, принесла ему мировую известность, имела сенсационный успех. Во всех советских газетах несколько месяцев печатали хвалебные рецензии, сравнивая писателя с Достоевским и Толстым. И даже книгу его выдвинули на соискание Ленинской премии. Но на том так стремительно было начавшийся официальный успех писателя и закончился. Увидев произведенный в народе «…» эффект, власти стали срочно бить отбой.

Опасность они увидели не в фактах, изложенных в повести. Уже прошли XX и XXII съезды партии с разоблачением культа личности Сталина, и народ знал о миллионах погибших в … лагерях. Но цифры покрывались мутью времени, новыми … клятвами и трескучими лозунгами партии, которым так хотелось верить. Опасность для властей была в масштабе таланта писателя, в моральном воздействии… на читателей. Образ деревенского русского мужика вставал со страниц повести обобщенным образом народа и, не отпуская от себя, терзая ум и душу, взывал к совести людской, к ответу за великое злодеяние и к покаянию.

 Можно ли забыть ее страшную в своей простоте заключительную фразу: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Из-за високосных годов – три лишних дня набавлялось...»

ВОПРОСЫ:

  1.  Назовите произведение, о котором идет речь в отрывке и его автора?(2 балла)
  2. Какие еще литературные произведения, появившиеся «на волне XX съезда», Вы знаете?(2 балла)
  3. Почему процессы десталинизации в советском обществе второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг. носили ограниченный характер, а с приходом Л.И.Брежнева были свернуты?(3 балла)
  4. Как идеи хрущевской оттепели повлияли на общественно-политическую жизнь в период застоя?(3 балла)

38.Рассмотрите задание и ответьте на вопросы

После визита Н.С.Хрущева в США в 1959 г. отношения между двумя странами стали улучшаться. Однако потепление длилось недолго. Ответный визит американского лидера в СССР не состоялся и очень скоро противостояние возобновилось.

Вопросы:

  1. Какое событие стало поводом для нового  охлаждения отношений? (3 балла)
  2. С кем из американских президентов вел переговоры Н.С.Хрущев? (3 балла)
  3. Когда и почему возобновился советско-американский диалог? Какие наиболее значимые договоренности между СССР и США этого периода Вы можете назвать?(4 балла)

39.Прочитайте отрывок из источника и дайте ответы на вопросы

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, железный занавес протянулся поперек континента. По ту сторону воображаемой линии – все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль … Факты таковы: это, конечно, не та освобожденная Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира».

Вопросы:

  1. Кто и когда произнес эти слова? Какое название получила ситуация, описываемая в источнике? (2 балла)
  2. Какие военно-политические блоки сложились в мире в послевоенное десятилетие? (2 балла)
  3.   С каких конфликтов, кризисов и региональных войн началось глобальное противостояние СССР и США. (3 балла)
  4. Когда и чем оно завершилось? (3 балла)

40.Прочитайте отрывок из  воспоминаний Г. И. Воронова и дайте ответы на вопросы

«Мотивы участников пленума были разные, а ошибка общая: вместо того, чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства, исправления его ошибок, а когда надо, его замены…. За этот половинчатый демократизм, не закрепленный к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и <ему>, пришлось поплатиться».

Вопросы:

  1. С каким событием был связан упомянутый в тексте пленум? Когда он состоялся?(3 балла)
  2. Какой период истории СССР он открывает? Назовите его хронологические рамки.(3 балла)
  3. Укажите основные черты и достижения этого периода.(4 балла)


Предварительный просмотр:

Русь Древняя

1. Иванов В. Повести древних лет. Хроники IX в. – М.: Современник, 1985.

2. Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского», - М.: Правда, 1988.

3. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. – М.: Мысль, 1989.

4. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси // от Корсуня до Калки. – М., 1990.

5. Руднев В.А. Слово о князе Владимире. – М.: Сов.Россия, 1989.

6. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.

7. Толстой А.К. Князь Серебряный. – любое издание

8. Толстой А.К. Сборник стихотворений (Василий Шибанов. Царь Борис. И др) – любое изд.

9. Горский С. Жены Ивана грозного: Тайны рос. Двора.- Барнаул, 1991.

10. Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. - М.: Русский мир, 1992

Россия в царствование Петра

  1. Буганов  В.И. Мир истории: Россия в XVII  столетии.: Молодая гвардия, 1989.
  2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: Наука, 1989.
  3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей – М.: Мысль., 1991.
  4. Мавродин В.В. Рождение новой России. – Л.: Изд-во ЛГУ,1988.
  5. Павленко Н.И. Полудержавный властелин.- М.,1991.
  6. Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских людей. – М.,1990.
  7. Толстой А.Н. Петр Первый: Роман. – Любое задание.
  8. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992.
  9. Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век. – М.: Мысль,1991.

Тема 3. ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ.

  1. Бирскин К. Временщики и фаворитки XVI , XVII и  XVIII столетий. – М.: Издат. дом,1992.
  2. Бойцов М.А. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России 1725 -1825. – М., 1990.
  3. Вслед подвигам Петровым (История Отечества в романах, повестях, документах).- М.: Молодая гвардия, 1986.
  4. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1990.
  5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей.- М.: Мысль, 1991.
  6. Соловьев О.Ф. Государи, временщики, фрондеры. – М.: Мысль, 1991.

Тема 4. ПО СТРАНИЦАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ ( Полководцы России IX-XIX  вв.)

  1. Балязин В. За полвека до Бородина. – М.: Детская литература, 1989.
  2. Березов П.И.  Минин и Пожарский. – М, 1957.
  3. Дегтярев А.Я. Заступник Отечества. – Л.: Худож. лит., 1990.
  4. Золотарев В.А.,  Межевич М.Н., Скородумов Д.Е. Во славу Отечества Российского. – М., 1984.
  5. Каргалов В.В. Полководцы XII века: Русские полководцы. – М.: Патриот, 1990.
  6. Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси. – М.: Молодая гвардия, 1986.
  7. Каргалов В.В. Полководцы X-XVI веков. – М.: ДОСААФ, 1989.
  8. Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в  XIII-XV веках. – Л.: Наука, 1976.
  9. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. – М.: Наука, 1968.
  10.  Пашуто В.Т. Александр Невский. – М.: Молодая гвардия, 1975.
  11.  Раковский Л. Генералиссимус Суворов. Адмирал Ушаков. – Лениздат, 1987.
  12.  Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. – М.: Международные отношения, 1991.
  13.  Скрынников Р.Г. На страже московских рубежей. – М, 1986.
  14. Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоностной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII  вв. / Под ред. А.Г. Манькова. – Л.: Наука, 1978.
  15.  Эйдельман Н.Я. Мгновенье славы настает… - Лениздат,1991.

Тема 8. ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ: ПРАВИТЕЛИ И СУДЬБЫ.

  1. Валишевский К. Первые Романовы. – М.: Сов. Писатель, 1990.
  2. Дом Романовых: Биографические сведения о членах царств. Дома, их предках и родственниках. / Авт. – сост. П. Гребельский и А. Мирвис. – СПб.: Рассвет, 1992.
  3. Домашний быт русских царей в XVI – XVII вв. / Сост. М.Г.Волховский. – М.: Панорама, 1992.
  4. Каменский А. Под сению Екатерины… - Лениздат, 1991.
  5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы / Сост., автор предисловия А.Ф. Смирнов. – М.: Книга, 1990.