Коллегам

Шишков Илья Константинович

Может быть рано мне кому-то, чего-то советовать, но все-таки поделиться хочется.

Сайты на которых много полезной информации. Так называемый "джентельменский набор".

Идеи, методы и многое другое для изучения и осмысления.

Памятки по исследовательской и проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayty_dlya_kolleg.doc20.5 КБ
Файл pamyatka_issled_d-t.docx16.05 КБ
Файл pamyatka_proekt_d-t.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.fcior.edu.ru/

http://collection.cross-edu.ru/

http://festival.1september.ru/

http://www.zavuch.info/

http://pedsovet.org/

http://www.uchportal.ru/

http://www.metodkabinet.eu

http://2berega.spb.ru/

http://www.intergu.ru/

http://www.kmspb.narod.ru



Предварительный просмотр:

Основные этапы организации исследовательской  работы.

Знакомство с основами исследовательской деятельности:

  1. понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
  2. методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);
  3. требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

Выбор и определение темы исследования.

 Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы - это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.

Тема (отражает характерные черты проблемы исследования):

  1. должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования;
  2. не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок - тем более);
  3. должна иметь материал для исследования (бывает - тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).

Работа с литературными источниками.

На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

В ходе исследовательской и проектной работы учащимся приходится иметь дело с различными видами информационных ресурсов Интернета, прежде всего, электронными публикациями. Ребят необходимо учить свободно ориентироваться в огромном количестве информационного материала.

Исследование.

Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

/ этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры.

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

  1. положительное отношение к ребенку;
  2. проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  3. признание права личности быть непохожей на других;
  4. предоставление права на свободу выбора;
  5. оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  6. учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Формы представления исследовательской работы: 

Исследовательские работы представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания:

  1. научная статья (описание хода работы);
  2. план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления);
  3. стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
  4. реферат проблемного характера.
  5. компьютерная презентация;
  6. видео- и аудиоматериалы

Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность младших школьников.

Памятка

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема - отражает характерные черты проблемы.

Объект - это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории н практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи н отношения, которые подлежать непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко я предельно чётко, отражая планируемый результат исследования

Задачи - это развитие цели, иначе - промежуточные результаты, которые определяют пошаговые действия



Предварительный просмотр:

Основные этапы проектной деятельности

Основные термины:
ПРОБЛЕМА - 1) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования; 2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний
ТЕМА - предмет, основное содержание рассуждения, изложения.
ЗАДАЧИ - то, что требует исполнения, разрешения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца
ЦЕЛЬ - 1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта; 2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Виды проектов:
Исследовательский проект - это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. продукт - сборники сочинений, видеофильмы, театрализации, альбомы, стенгазеты, произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства и т.п.
Ролево-игровые проекты - это литературные, ролевые игры и др. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты - это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Виды проектов по количеству участников:
• Личностные (индивидуальные)
• Парные
• Групповые

Основные этапы проектной деятельности:
Поисковый:
• Определение темы проекта
• Постановка вопросов по проблеме
• Постановка цели
Аналитический:
• Анализ имеющейся информации
• Сбор и изучение новой информации
• Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работы
Практический:
• Выполнение запланированных технологических операций
• Текущий контроль качества
• Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию
Презентационный:
• Подготовка презентационных материалов
• Презентация работы
• Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация и т.д.)
Контрольный:
• Анализ результатов выполнения проекта
• Оценка качества выполнения проекта


Формы продуктов проектной деятельности:
Альбом, газета, плакат, гербарий, журнал, коллекция, костюм, макет, наглядные пособия, книжка-раскладушка, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, учебное пособие, видеофильм, медиа-презентация, публикация, реклама, экскурсия, диалог исторических и литературных персонажей, поделка, фотоальбом, задачник и т.д.

Формы презентации проектов:
• Демонстрация медиа-презентации, макета, журнала, альбома ...
• Защита реферата
• Сюжетно-ролевая игра или экскурсия
• Демонстрация учебного пособия и т.д.


Оформление проектной папки:
• Введение, в котором описывается актуальность и важность выбранных проблем для участников проекта
• Вся собранная и систематизированная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета
• Программа действий по проекту, промежуточные отчеты
• Результаты исследований
• Эскизы, чертежи, наброски продукта
• Материалы к презентации (сценарий, фото, ...)

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом: 

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  5. «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.