Советы психолога.


Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога  родителям

  1. Говорите сыну или дочери; "Людям должно быть с тобою легко". Не бойтесь повторять это.                      
  2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
  3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".
  5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".
  6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
  7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Заповеди родителям

1.    Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.    Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.    Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4.    Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.    Не унижай! 

6.    Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.    Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.    Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.    Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.



Предварительный просмотр:

6 способов мотивировать вашего ребенка выполнять домашнее задание.

С началом нового учебного года для многих родителей начинается "война" с детьми. Виной этому домашние задания и их выполнение, конечно же. У детей никогда не бывает особого желания потратить, несколько часов на выполнение домашнего задания после школы, ведь они могут с таким же успехом это время потратить на прогулки с друзьями, игры или поход в кино. Для многих родителей это оборачивается нешуточной схваткой. Им приходится каждую ночь проверять наличие выполненной домашней работы или даже стоять над своим ребенком, чтобы убедиться, что все задания будут выполнены. Это тяжело для обеих сторон. Жизнь становится намного проще, когда находится способ мотивировать своих детей на выполнение домашней работы. Во многих семьях мотивация действует намного эффективнее наказания.

1. Установить регулярное время для выполнения домашней работы. Это должно приучить детей к рациональному использованию времени, но временной отрезок должен соблюдаться регулярно. В это время телевизор и другие отвлекающие факторы должны быть устранены.

2. Придумайте систему вознаграждений. Вы можете предложить какое-либо вознаграждение за выполнение домашнего задания в установленное время, за выполнение работы без напоминания и т.д. Подумайте, что могло бы послужить хорошим вознаграждением, и меняйте награды при необходимости изменить мотивацию.

3. Соответствующая награда. Это особенно важно, если домашнее задание становится проблемой. Полное выполнение заслуживает награды; медленная работа или отказ закончить работу - значит потерять поощрение родителей.

4. Нужно найти оптимальный вариант поощрения или вознаграждения для ребенка. Тем более, если ваша неделя относительно домашней работы распланирована, то вовсе не обязательно ежедневно вознаграждать ребенка. Вы можете установить свои "правила", к примеру, ребенок всю неделю трудится ради получения награды на выходных.

5. Будьте настойчивее. Даже если ваш ребенок всевозможными способами сопротивляется новым правилам, вы должны стоять на своем. Дети знают наверняка, когда им удается "сломить" родительскую настойчивость и упорство. Если вы сами будете придерживаться новых домашних правил, то и дети примут их со временем. Несколько дней "сражений" относительно домашней работы, даже если они очень серьезны, принесут свои плоды.

6. Будьте всегда рядом. У детей очень часто возникают вопросы по домашней работе. Конечно, в идеале вы хотите, чтобы они сами поняли, как сделать работу, но будет лучше, если вы поможете им понять, что именно спрашивается или, еще лучше, покажете им, как решить задачу. Вы поможете ребенку раз или даже два, но на третий он справится сам. Кроме того, вам может помочь правильный выбор "награды" за старания ребенка. К примеру, дополнительное время у телевизора или за компьютером.

Но все же, лучшим вознаграждением для ребенка, и для вас будет время, проведенное вместе всей семьей. Совместная поездка (куда-либо), настольная игра в полном составе и другие награды воодушевят вашего ребенка быстрее и лучше делать свои домашние  

задания.



Предварительный просмотр:

25 способов успокоить нервы

1. Совершите 10-минутную прогулку. Это поможет телу расслабиться и сбросить напряжение, ведущее к тревоге. 

2. Послушайте релаксационную или хотя бы обычную музыку, которая вам нравится. Это поможет вам отвлечься от размышлений о стрессорах. 

3. Остановите навязчивые мысли. Еще лучше будет интенсивно поработать на природе. 

4. Перестаньте говорить о вашем прошлом. Если у вас это так просто не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Вскоре снова попытайтесь не отставать от жизни, живите настоящим и забудьте прошлое. 

5. Дышите медленно. Так вы сможете частично снять испытываемое вами напряжение. 

6. Сосчитайте до десяти. Эта техника поможет вам поддержать концентрацию и избежать необдуманных слов и поступков, о которых впоследствии вы бы пожалели. 

7. Используйте позитивные аффирмации. Подбадривающий разговор с самим собой – полезный прием, который вы можете использовать в любое время, чтобы избежать нервного срыва или потери контроля над чувствами и эмоциями. 

8. Берегите себя! Не стоит упрекать и ругать самого себя – это только усугубит стресс. 

9. Поспите или хотя бы слегка прикорните. Отдых очень важен для заботы о вашем теле. Когда вы устаете, вы становитесь раздражительными и нервными, что может привести к проблемам со здоровьем. 

10. Поговорите с другом семьи. Поделившись своими страданиями с человеком, которому вы доверяете, вы сможете снизить напряжение и даже найти выход из сложившейся ситуации. 

11. Избегайте кофеина – это сильный стимулятор, он может привести к повышенному напряжению. 

12. Попробуйте массаж. Это позитивно отразится на мышечном тонусе. Ваши мышцы могут быть напряжены, что ведет к стрессу. 

13. Управление временем (тайм-менеджмент). Ставьте приоритеты и используйте время мудро. Выполняйте дела в порядке их значимости. 

14. Не спешите. Это плохая привычка, которая может привести к проблемам в будущем. Это также и ненужный стрессор, который можно избежать.

15. Избегайте чрезмерной рабочей нагрузки. Вы должны постараться сбалансировать время между работой и семьей. Перерабатывая, вы можете получить серьезные проблемы со здоровьем, а недостаток личного времени может привести к ухудшению отношений в семье, включая стрессы и депрессии. 

16. Просите помощи. Может быть очень полезно получить помощь или совет от своих домашних или друзей в трудное для вас время. 

17. Сделайте что-нибудь веселое, забавное. Юмор всегда помогает в борьбе со стрессом и очень полезен по жизни в целом. 

18. Живите сегодня и планируйте на завтра. Не перегружайте себя заботами и планированием, которые могут подождать. 

19. Ведите дневник. Оставляя на бумаге ваши размышления и чувства, вы позволяете проблемам быстрее покидать вас. 

20. Смейтесь и улыбайтесь больше. Это отличная релаксационная практика, позволяющая оставаться в хорошем расположении духа и сохранять позитивное отношение к происходящему. Посмотрите смешное шоу, фильм или сходите в развлекательный клуб. 

21. Орлы не охотятся на мух. Научитесь игнорировать мелкие неприятности (например, потеря денег, забывание предметов, взаимодействие со «сложными» людьми и др.). Если это не стоит вашего времени и это можно проигнорировать – проигнорируйте это и не оглядывайтесь назад. 

22. Приберитесь в доме. Приведение дома в порядок – отличное средство для снятия стресса и повышения ощущения комфорта. 

23. Будьте оптимистичны! Перестаньте быть негативно настроенным – вам же самому с собой и взаимодействовать весь день, каждый день. 

24. Перестаньте стараться быть идеальным. Никогда и ничто не станет таковым. Это только приводит к ложным ожиданиям, ведущим к чрезмерным стрессам в определенных ситуациях. 

25. Перестаньте пытаться все контролировать. Научитесь расслабляться и делать то, что вы можете.



Предварительный просмотр:

Аутотренинг

   Использование приёмов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, положительно сказывается на его способности и состоянии здоровья. Те люди, кто систематически занимается аутотренингом, получают возможность рационально распределять и экономно использовать свои силы в повседневной жизни, а в нужные моменты предельно их мобилизировать.

  1. Словесное самовнушение.

Чтобы успокоиться нужно несколько раз утвердительно произнести: «Я спокоен».

   Предлагается сесть так, чтобы спина не касалась спинки стула, расслабиться, закрыть глаза и несколько раз произнести: «Я спокоен».

  1. Управление ритмикой дыхания достигается за счёт упражнений, учащающих или замедляющих вдохи и выдохи, уменьшающих или увеличивающих амплитуду дыхания.

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

  • Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Выдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из лёгких.
  • Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.
  • Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
  • Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
  • Снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое лёгкое – это надутый шарик.
  • Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло, рот.
  • Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.
  • Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а всё напряжение пропало.

 (Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им. (Время проведения упражнения – 1 минута).

  1. Упражнение на визуализацию.

«Окоп Трумэна»

Существует такая притча:

Когда Трумэна спрашивали, как он смог сохранить свои жизненные силы, он отвечал: «У меня есть окоп для ума».

Закройте глаза и расслабьтесь.

Представьте себя в каком-нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину этого образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях.

   Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в вашем убежище.

  1. Упражнение, связанное с произвольной регуляцией мышечного тонуса.  

Это техника расслабления мышц.

Суть метода – последовательное расслабление всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Представьте себе как при расслаблении из вашего тела  постепенно уходит напряжение.

   В состоянии расслабленности методично напрягайте и расслабляйте каждую группу мышц, концентрируя внимание сначала на напряжении, а затем на расслаблении мышц (соблюдение контрастности ощущений: напряжение – пауза – расслабление).

 Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы вашего тела расслабляются.

                                   «Синдром Джелло»

  • Сожмите кисти рук в кулаки – расслабьтесь.
  • Сожмите руки в локтевых суставах до полного напряжения – выпрямите руки и расслабьтесь.
  • Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.
  • Сведите лопатки – расслабьтесь.
  • Нахмурьте брови – расслабьте мышцы лица.
  • Крепко зажмурьтесь – расслабьте веки.
  • Плотно сожмите губы – расслабьтесь.
  • Отведите голову назад – наклоните голову вперёд – расслабьте шею.
  • Выгните спину – расслабьтесь.
  • Втяните живот, напрягите его – расслабьтесь.
  • Напрягите ягодичные мышцы – расслабьтесь.
  • Согните ноги в коленях – расслабьте.
  • Подожмите пальцы ног – расслабьтесь.
  • При расслаблении следите за своим дыханием: оно должно быть глубоким и размеренным.

  1. Упражнение на регулирование состояния кровеносных сосудов головы и тела человека. 

                                                    «Небо».

  • Сядьте на стульчик прямо, опираясь на спинку (но, не напрягаясь), ноги должны касаться пола. Закройте глаза.
  • Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чём-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.
  • Вы ощущаете покой, тишину и радость.
  • Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем можно медленно встать. (Время проведения – 5 минут).


Предварительный просмотр:

Компьютерная зависимость

Проблема настолько распространена, что сама распространённость является причиной проблемы. Дети просто не могут найти ничего такого, что так их поглощало бы, как красочный мир телевидения и компьютерных игр. Разница между детьми, которые сидят дома и смотрят телевизор весь день, и теми, кто дома не сидит, заключается в том, как они к этому привыкли. Если ребёнок вырос, опираясь на электронные развлечения и веселья, то уже невозможно ожидать, что он будет испытывать удовольствие от игры в мяч на открытом воздухе. Я не хочу сказать, что необходимо принудительно заставлять детей участвовать в активных занятиях, или держать под замком компьютер. Но мы должны настоятельно поощрять полезную для здоровья активность с самого раннего возраста, так, чтобы к подростковому возрасту для них это стало привычкой, и они будут автоматически предпочитать такой вид времяпровождения любым электронным средствам развлечения.

Детям рано или поздно придётся изучать компьютер, программы и работать с ними. С помощью компьютера и Интернета дети смогут узнавать множество полезной и интересной информации, занявшись самообучением. Однако когда дети используют компьютер не по этим назначениям – это уже другой вопрос.

 Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

- недостаток общения со сверстниками;

- недостаток внимания со стороны родителей;

- неуверенность в себе и своих силах; застенчивость, комплексы и трудности в общении;

- склонность к быстрому « впитыванию» всего нового, интересного;

- желание ребёнка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;

- отсутствие у ребёнка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером;

- формирование компьютерной зависимости ребёнка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.

 Опасности компьютерной зависимости:

- компьютер становится главным объектом для общения. На первых порах он может компенсировать ребёнку дефицит общения, затем виртуальное общение может полностью заменить реальное;

- в процессе игр ребёнок теряет контроль за временем;

- ребёнок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм;

- вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребёнка, что в реальной жизни всё так же просто, можно «заново начать игру»;

- многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу;

- дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, всё чаще проявляется эмоциональная незрелость, безответственность;

- компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая, как то: курение, приём наркотиков и алкоголя, игра на деньги;

- ребёнок начинает пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Возникают депрессии при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план, могут наблюдаться проблемы с учёбой.

 Типы игр и их опасность, начиная с самой высокой

Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребёнка. Самыми опасными считаются «стрелялки» с видом «из глаз» компьютерного героя, после них идут ролевые игры.

Стратегические игры менее опасны, но могут здорово «втянуть» ребёнка. Далее следуют аркады, игры на быстроту реакции, головоломки.

 Кто больше зависим от игр на компьютере?

- Дети тех родителей, которые редко бывают дома;

- дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.

 Профилактика зависимости от компьютерных игр:

- личный пример родителей, они сами не должны играть или сидеть в «чатах»;

- совместные дела, подвижные игры, развивающие уличные состязания. Всё должно быть спланировано, чтобы не осталось свободной минуты;

- лечение «красотой» реальности. В это понятие входит познание мира: посещение музеев, театров, парков, путешествия, общение с интересными собеседниками;

- установка специальных сетевых фильтров и специализированного программного обеспечения, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребёнка с компьютером.

 Важно знать!

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребёнку, который уже втянулся – нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно когда речь идёт о детях.

Самое страшное то, что современные родители часто не знают, в какие игры играет их ребёнок и какой вред может принести подобное увлечение. Взрослым зачастую удобно, что дитя занято и не отвлекает их от насущных проблем. Часто родители сами зависимы от компьютера и Интернета. 



Предварительный просмотр:

ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

(РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ)

  1. Будите ребёнка спокойно; проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо» и т.п. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  3. Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  4. Если видите, что ребёнок огорчён, он молчит, не допытывайтесь, пусть успокоиться, и расскажет сам.
  5. Лучшее время для домашних занятий с ребёнком с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребёнок уже устал от насыщенного учебного дня.
  6. Не заставляйте делать все задания за один присест, это должно занимать не больше 15 – 20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
  7. Во время занятий с ребёнком необходимы: спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится»), похвала ( даже, если не очень получается).
  8. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и Вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  9. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это показатели утомления, трудности учёбы.


Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога учителю

Как сформировать желание учиться?

Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1

Техника «Проблемные вопросы»

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

   Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

   Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем…»

При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Это наносит реальный вред и мотивации, и развитию мышления!

   Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

   Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.

КИТ 2

   Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно!) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность.

КИТ 3

Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.

Правила позитивной обратной связи (ПОС).

• ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен.

• ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.

• ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними.

• Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось.

• Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей.

Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.



Предварительный просмотр:

10 «Нельзя»

(Василий Андреевич Сухомлинский «уроки осердечивания ума»)

Прочти и призадумайся – выполняешь ли ты эти 10 «нельзя»?

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха.

2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство.

3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенно стариками: недостойно человеческой мудрости и рассудительности, скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.  

4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи…

5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье…. Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе…

6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне…

7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве; особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое обращение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика -отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть.

8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.

9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина.

10. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.



Предварительный просмотр:

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ.

Расширить скрытые возможности своей памяти по плечу каждому.  Для этого надо уметь организовать запоминаемый материал и знать разнообразные приемы запоминания. Вот некоторые из них.

  1. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделить главное и второстепенное; составить план, запомнить опорные слова; пересказать текст своими словами. Вначале необходим медленный темп заучивания, чтобы облегчить его осмысление, а затем более быстро. Обширный материал делится на группы и систематизируется в процессе запоминания.
  2. Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску - это облегчит его запоминание.  Положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные эмоции препятствуют запоминанию. Эмоционально - положительное отношение, обеспечивается наличием у вас интереса к информации.
  3. Память, подобно другим способностям развивается путем упражнений. Включение запоминаемого материала в практическую деятельность помогает лучшему запоминанию. Старайтесь больше решать практических задач с использованием информации, которую необходимо запомнить.
  4. Чем больше видов памяти учувствуют  в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Во-избежании переутомления следует менять виды памяти при запоминании.
  5. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Целесообразнее всего сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Повторением через 15…20мин., предотвращается забывание. Далее необходимо повторять через 8 – 9ч., и через 24ч. Полезно повторять перед сном, а также утром. Известно, что лучше запоминается начало и конец информации. На  запоминание середины уходит больше времени. Необходимо так разделить материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.
  6. Хороший результат дает прием установления ассоциации между информацией, необходимой для запоминания, и чем то хорошо знакомым. НАПРИМЕР: чтобы запомнить чему равно число PI, можно запомнить фразу «ЧТО Я ЗНАЮ О КРУГАХ». Совокупность цифр в словах фразы даст искомое число – 3,1416. Причем чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запоминается.

ПОСТОЯННО ТРЕНИРУЯ, НАГРУЖАЯ СВОЮ ПАМЯТЬ МОЖНО УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЕЕ. РАЗВИВАЯ ПАМЯТЬ,  ВЫ СПОСОБСТВУЕТЕ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ.