Презентации

Борисова Анна Геннадьевна

Здесь Вы сможете найти презентации по русскому языку и литературе, а также презентации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация "Виды предложений"105.72 КБ
Файл Презентация "Второстепенные члены предложения" 5 класс598.47 КБ
Файл Презентация "Матрешка"2.48 МБ
Файл Презентация "Однородные члены предложения"67.15 КБ
Файл Презентация к уроку развития речи в 5 классе "Описание игрушки"1.65 МБ
Файл Презентация "Правописание мягкого знака после шипящих"24.8 КБ
Файл Презентация "Причастие"14.47 КБ
Файл Презентация-проверочная работа по степеням сравнения. Имя прилагательное.35.23 КБ
Файл Презентация "Прямая речь"569.63 КБ
Файл Презентация "Синтаксис и пунктуация"425.34 КБ
Файл Презентация-тест "Имя существительное"159.45 КБ
Файл Презентация у уроку развития речи "Что такое текст"286.04 КБ
Файл Презентация "Древнерусская литература " 6 класс1.4 МБ
Файл Презентация "Басни И. А. Крылова"254.07 КБ
Файл Презентация "Малые формы фольклора"484.42 КБ
Файл Презентация "И. С. Тургенев"1.54 МБ
Файл Презентация Косякова Н. "Воспоминание о книге"1.8 МБ
Файл Презентация Цепаевой Д. "Максим Горький"107.33 КБ
Файл Презентация Моисеевой А. "Н. В. Гоголь"57.52 КБ

Подписи к слайдам:

Виды предложений по наличию второстеренных членов
Орфоэпическая разминка.
Щавель, жалюзи, позвонишь, шофёры, красивее, торты, свёкла, нарочно, инструмент.
Проверка домашнего задания.«Снежный ком»
Назовите главные члены предложения?На какие вопросы отвечает подлежащее?На какие вопросы отвечает сказуемое?Чем на письме выражено подлежащее?Чем на письме выражено сказуемое?
Выпишите основы предложений.
1. Между стволов деревьев промелькнула белка.2. Кругом стоит тишина.3. Паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит.
Проверьте:
Белка промелькнула. Тишина стоит. Паучок уцепился и летит.
Тема:
Виды предложений по наличию второстепенных членов.
Цель:
Умение различать предложения по наличию второстепенных членов.
Школьники поют.2. Тишина.3. Девочки и мальчики танцуют и поют.
Школьники поют свои любимые песни.2. Необычная тишина.3. Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни.
Запомните:
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
Распространите предложения.
Наступило утро.Звезды гаснут.Поднимается солнце.4. Стелется туман.
Составьте из слов предложения.
наступят, дни, Скоро, холодныепокидают, птицы, места, Перелётные, родные.3. первые, заморозки, Начнутся.
Скоро наступят холодные дни. Перелётные птицы покидают свои родные места. Начнутся первые заморозки.
Скоро наступят холодные дни. Начнутся первые заморозки. Перелётные птицы покидают свои родные места.
Спишите и подчеркните основу предложений.
Блекнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вд..ли. По незримому канату прот..нулись журавли. Гаснет день. Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки. Я прощ..юсь с тёплым летом без п..чали и тоски.
Блекнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вдали. По незримому канату протянулись журавли. Гаснет день. Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски.
Домашнее задание.
Стр. 151(правило)Упражнение 411 или 410.
Спасибо за внимание !


Подписи к слайдам:

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ДОПОЛНЕНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ.ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Что такое дополнение?Что такое определение?Какими частями речи они выражены?Как подчеркивается?На какие вопросы отвечают?
Апельсин апель – яблоко син – КитайКитайское яблоко.
Информация, сведения, сообщение, фамилия, портрет, вокзал, телефон, электровоз, пейзаж, мираж, бассейн.ПРЕДЛОГИ: около, возле, навстречу, перед, после.
Порядок действия
Члены предложения
Дополнение
Определение
Обстоятельство
От какого слова зависит?
От глагола
От существительного
От глагола
Что обозначает?
Предмет, с которым связано действие
Признак предмета
Обозначает место, время, способ действия.
На какой вопрос отвечает?
Вопросы косвенных падежей
Какой? Чей?Какая? Чья?Какое? Чье?
Где?, куда?, откуда?, как?, когда?
Какой частью речи выражено?
СуществительнымИли местоимением
Прилагательным, существительным, местоимением.
Чаще всего наречием, либо существительным в косвенном падеже.
Наш класс посадил в парке молодые липы.Ветер разносит по полям семена клена.У птиц и зверей есть свои этажи.Миши живут в корнях.Соловьи вьют свои гнезда на земле.
Совенок.Дети жили в лесной школе. Один раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Мальчики взяли из гнезда совенка и понесли домой. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березку под окном жалобно кричала.
Правильно поступили ребята?Как нужно вести себя в лесу?Что нужно делать, чтобы уберечь растения и животных от гибели?Сделать разбор предложений.
С какими второстепенными членами предложения познакомились?Назовите их.Что такое дополнение?Что такое определение?Что такое обстоятельство?


Подписи к слайдам:

Ростом разные подружки,Но похожи друг на дружку,Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!В гости к нам пришли матрёшки!Ложки деревянные, Матрёшечки румяные.
Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком.
Первая матрёшка изображала девочку в платке и сарафане с чёрным петухом на руках
Переодели в русский костюм, заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрылголову алый платочек, свесилась из-под неготолстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матрёша? Встали в хоровод лесосибирские матрёшки. Не страшен сибирский мороз, так как нарядились они в теплые шубки. Румянцем горят щёчки, озорно глядят глаза.


Подписи к слайдам:

Признаки однородности членов предложения:
отвечают на один и тот же вопросотносятся к одному и тому же слову (члену предложения)являются одним и тем же членом предложения
Способы выражения однородных членов:
Одна часть речи: где? хОколо дома и в саду виднелись цветы. и Разные части речи: где? хИ около дома, и вдалеке виднелись цветы. и , и
Укажите однородные члены предложения:
Безоблачное небо и лучи восходящего солнца предвещали хороший день.
Подлежащие:
Безоблачное небо и лучи восходящего солнца предвещали хороший день.
Укажите однородные члены предложения:
2) С утра нужно покормить кошку и собаку.
Дополнения:
кого?С утра нужно покормить кошку и собаку.
Укажите однородные члены предложения:
3) В субботу и в воскресенье пройдут дожди.
Обстоятельства:
когда?В субботу и в воскресенье пройдут дожди.
Укажите однородные члены предложения:
4) В субботу мы не отдыхали, а работали.
Сказуемые:
что делали?В субботу мы не отдыхали, а работали.
Укажите однородные члены предложения:
5) Корюшка – маленькая, но вкусная рыбка.
Определения:
какая?Корюшка – маленькая, но вкусная рыбка.
Обобщающие слова при однородных членахУстановите соответствие между обобщающими словами и рядами однородных членов:
Обобщающие слова
Однородные члены
Школьная мебель
Подлежащее и сказуемое
Родственники
Кошки, собаки, хомяки и морские свинки
Грамматическая основа предложения
Парта, стул, стол, шкаф
Домашние животные
Пирожки, булки, пирожные
Выпечка
Мама, сестра, папа, дедушка и бабушка
Обобщающие слова при однородных членах:
Обобщающие слова
Однородные члены
Школьная мебель
Парта, стул, стол, шкаф
Родственники
Мама, сестра, папа, дедушка и бабушка
Грамматическая основа предложения
Подлежащее и сказуемое
Домашние животные
Кошки, собаки, хомяки и морские свинки
Выпечка
Пирожки, булки, пирожные
Закончите предложения, использовав подходящие обобщающее слово и ряд однородных членов:
При разборе предложения по членам сначала выделяется …Мои одноклассники держат разных …
Закончите предложения, использовав подходящие обобщающее слово и ряд однородных членов:
При разборе предложения по членам сначала выделяется грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое.Мои одноклассники держат разных домашних животных: кошек, собак, хомяков, морских свинок.


Подписи к слайдам:

Тема урока:
«Описание игрушки»
Какую игрушкусначала пополам ломают,а потом в нее играют?
Двадцать третье январяОписание предмета (матрешки). СУВЕНИР, а, м. [фр. souvenir, букв. память] Подарок на память или вещь, связанная с воспоминаниями. (Толковый словарь русского языка Ушакова) 〔௃ǧྟЦҲ各ਠГHЂ⧰ǧ䄄ƂƄƿǀࠀǂ￿яDŽNj⦨ǿ́Ѓਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ툖ڈ隆ن䕟ڑ巠َФB吖ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ￿Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿڈ컅ن㈻ڑ䲐َФ2吗ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿଙڌꍤىᄞڎ石ًФB吘ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ嵄ڑ컅نꖂڙ䲐َФ2吙ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ￿Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ繠ڔꍤى葥ږ石ًФ吚ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ뢦ڙ隆ن⯯ڢ巠َФB君ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ쳿Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ킍ڙ컅نᣋڢ䲐َФ2吜ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿڜꍤىڞ石ًФB吝ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ䏔ڢ컅ن谒ڪ䲐َФ2吞ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ￿Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ擰ڥꍤى櫵ڧ石ًФ吟ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ鼶ڪ隆نቿڳ巠َФB吠ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ쳿Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ뜝ڪ컅ن{ڲ䲐َФ2吡ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿڭꍤىگ石ًФB吢ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ⩤ڳ컅ن犢ڻ䲐َФ2吣ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ￿Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ䮀ڶꍤى内ڸ石ًИ吤ਂŃxЃ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ쳿Ƃ痃ƿǀ㎙Njǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ藆ڻ隆ن羅ۃ巠َФB吥ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ鶭ڻ컅نۃ䲐َФ2否ਂţ„Ѓ軠‚軠ѓ軠„軠ſ;?Ɓ㎙Ƃ痃ƿǀ㎙NjǎǗǿȁ쳌Мȿ̿Ϳ΄軠΅軠Ά軠·軠ο{Cƿ`ǿ`Ǡο舀ۿ뻉ھꍤى쓎ۀ石ًH吁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
виртуозные, талантливые, умелые, способные, искусные, даровитые
МАСТЕРА
Матрёшка - красавица писаная, необыкновенная...
Матрешка-
пышная,нарядная толстушка, весёлая,добрая,очаровательно улыбающаяся,русская красавица …
Матрёшка - красавица писаная, необыкновенная...
Глазки-
синие, как небо,круглые, озорные, веселые,лучистые,искрящиеся, с пушистыми ресницами
Матрёшка - красавица писаная, необыкновенная...
Щёки -
румяные, будто яблочки, алые…
Губы -
Брови -
алые, бантиком, горят как пламя,улыбающиеся…
черные, изогнутые…
Носик -
маленький, курносый…
Наряд:
сарафан,рубашка с пышными (широкими рукавами),шаль (платочек)
Загадка - http://www.vsezagadki.ru/2010/01/zagadki-pro-igrushki/Стихи - http://crazymama.ru/verse1.php?a=1&id_verse1=559Текст -http://www.ds329.ru/Default.aspx?tabid=123&language=ru-RUФото и рисунки матрёшки - http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105 http://www.matsvet.ru/foto.php http://dunadolls.ru/pages/avtorskaja.html http://ourtravels.ru/viewtopic.php?t=1706 http://www.secnews.ru/upload/iblock/017/matryoshka.jpg словарь - http://www.ruslania.com/pictures/big/97859452 24384.jpg


Подписи к слайдам:

Правописание мягкого знака после шипящих
Имя существительное
 Ж.р III скл.
 М.р. II скл.
 Ж. р Р. п.  
Имя прилагательное.
Краткая форма
Глагол
Наречие
ь 
Кроме исключения
ь
уж, замуж, невтерпёж
ь
ь
ь
ь
Начальнаяформа гл.
Сохраняется перед-ся, -те: 
В форме 2-го лица ед. числа с окончанием -ешь,-ишь:  
Повелительное наклонение, выражающее
просьбу
совет
приказ
         
                                                     
Задания для отработки Вспомни все изученные случаи орфограммы «Мягкий знак после шипящих». Запиши слова, дописывая или не дописывая мягкий знак, распредели их в два столбика:
Ноч( ), стрич( )ся, луч( ), говориш( ), могуч( ), проч( ), не плач( ), колюч( ), идёш( ), кирпич( ), намаж( ), поеш( ), вскач( ), лож( ), уж( ), крепыш( ), встреч( ), замуж( ), пахуч( ), паёш( ), туч( ), береч( )
ь

ь
Луч, могуч, колюч, кирпич, уж, встреч, замуж, пахуч, туч
Ночь, стричься, говоришь, прочь, не плачь, идешь, намажь, поешь, вскачь, ложь, поешь, беречь
ь
ь
Проверка
Встреч, туч
Ночь, ложь
Стричься, беречь
Имя сущ-ое мн.ч.Ж.р Р.п
Имя сущ-ое ж.р.III скл.
Глаголы в нач. ф
1 и 4 группы
Работа в группах.Найдите и запишите слова в столбики: Могуч, колюч
Прочь, вскачь
Говоришь, идешь, поёшь
Имя прил. в кр. форме
Наречие с (ь)
Гл. в форме 2л
2 и 5 группы
Работа в группах.Найдите и запишите слова в столбики: Уж, замуж
Луч, крепыш, кирпич, уж
Не плачь, поешь, намажь
Наречие- исключение
Имя сущ. м.р 2 скл
Гл., выражающие совет, просьбу, приказ
3 и 6 группы
Работа в группах.Найдите и запишите слова в столбики:


Подписи к слайдам:

Да здравствует причастие! Графически объяснить выбор гласной после шипящей в корне, суффиксе, окончании Тихий ш..пот, ровный ш..в, солнечным луч..м, темной туч..й, выпал снеж..к, плюш..вый медведь, освещ..нный светом, выкраш..нная скамейка. Проверь себя! Тихий шепот, ровный шов,солнечным лучом, тёмной тучей,выпал снежок, плюшевый медведь,освещ..нный светом, выкраш..нная скамейка Тема урока: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Цель урока: Познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Освещ?нный
Выкраш?нная
/
/
освещённый
выкрашенная
ЗАПОМНИ! Тема урока:
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
освещённый
расчищенная
поражённые
окружённая
выкрашенным
ПРОВЕРЬ
Объяснить написание пропущенных букв: На выкрашенной в зелёный цвет веранде, скрученной проволокой,очищенным воздухом, остриженный наголо, сильно рассержен, лишен таланта, увлечённый делом,потушен к утру,испеченная булочка,сожженную бумажку,подслащенную воду Подведем итоги:
Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Помогала постановка ударения.
Все молодцы! Всем спасибо!


Подписи к слайдам:

Проверочная работа по степеням сравнения. Имя прилагательное
Образуйте сравнительную степень (простую и составную формы)
1-вариантМилый.Дорогой.Толстый.Важный.Поздний.
2-вариантКрутой.Дешёвый.Весёлый.Сухой.Просторный.
Образуйте превосходную степень сравнения (простую и составную) формы
1-вариантСладкий.Вежливый.Интересный.Строгий.Ужасный.
2-вариантГрустный.Бодрый.Слабый.Честный.Яркий.
Выпишите прилагательные и определите их степень сравнения.
Это решение- самое честное.Впереди нас ждала более долгая дорога.Он был добрейшей души человек.
Этот подарок самый дорогой.Это редчайший случай в практике.Выше Пети в нашем классе никого нет.
Проверим!
1-вариантМилый- милее, более милый.Дорогой- дороже, более дорогой.Толстый - толще, более толстый. Важный- важнее, более важный.Поздний- позднее, более поздний
Проверим!
2-вариантКрутой- круче, более крутой.Дешёвый- дешевле, более дешёвый.Весёлый- веселее, более весёлый.Сухой- суше, более сухой.Просторный- просторнее, более просторный.
Проверим!
1-вариантСладкий- сладчайший, самый сладкий.Вежливый- вежливейший, самый вежливый.Интересный- интереснейший, самый интересный.Строгий- строжайший, самый строгий.Ужасный- ужаснейший, самый ужасный.
Проверим!
2 вариант.Грустный- грустнейший, самый грустныйБодрый- бодрейший, самый бодрыйСлабый- слабейший, самый слабыйЧестный- честнейший, самый честныйЯркий- ярчайший, самый яркий.
Проверим! (1 вариант)
Это решение- самое честное.Впереди нас ждала более долгая дорога.Он был добрейшей души человек.
Превосходная степень(сост. фор.)Сравнительная (сост.форма)Превосходная (прост форма)
Проверим! (2 вариант)
Этот подарок самый дорогой.Это редчайший случай в практике.Выше Пети в нашем классе никого нет.
Превосходная степень(сост. фор.)Превосходная (прост форма)Сравнительная (прост.форма)
Оцените работу!
Без ошибок- «5»Одна, две ошибки- «4»Три-пять ошибок – «3»


Подписи к слайдам:

Урок в 5 классе Раздел «Синтаксис»
Тема урока:Прямая речь
Цели урока
Образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания;Воспитательная - воспитать чувство ответственности, заботы о родителях; Развивающая - развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.
Прочитайте текст, определите тему текста. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы. С помощью каких глаголов вводится прямая речь?
Семь дочек.Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды- помыть ноги. (По В.С у х о м л и н с к о м у.)
Составьте предложения с прямой речью.Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы.
1) Мой друг сказал...2) ... радостно закричал Сережа.3) ... спросил продавец.
Проверим!
Мой друг сказал: «Пойдем играть ко мне домой.» А: «П.»2) «Завтра идем на каток!» - радостно закричал Сережа. «П!»-а.3) «Чем вам помочь?» - спросил продавец. «А?»-а.
Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы.
1) Володя радостно закричал, что в поход пойдет в воскресенье.2) Вероника написала записку маме, что задержится в школе. 3) Девочка удивилась, разве завтра работает музей.
Проверим!
Володя радостно закричал: «В поход пойду в воскресенье.» А: «П.»2) Вероника написала записку маме: «Мама, я сегодня задержусь в школе.» А: «П.»3) Девочка удивилась: «Разве завтра работает музей?»А: «П?»
Прямая речь может состоять из нескольких предложений В таком случае кавычки ставятся один раз.
Например: Ребята спросили у Алексея Морозова : «Каким должен быть человек, чтобы он смог хорошо играть в хоккей?» Тот ответил: «Хороший хоккеист должен уважать своего противника, и любить свою команду».
Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания при прямой речи.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Ребята, вам понравился урок?О чем мы говорили сегодня?Расскажите о знаках препинания в предложениях с прямой речью, начертите на доске их схемы.
Молодцы!
Домашнее задание
Параграф 48,Упр. 239
Параграф 48, упр.239, 242
Параграф 48, упр.239, 242, 245
Резервные задания
Выпишите предложения с прямой речью. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
1 вариант У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу Пора чиж петь. Чиж ответил Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь.2 вариант На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает кричит ищет свою мать. Народ спрашивает у неё Какая же твоя мама? А девочка сквозь слёзы говорит Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех.3 вариантСтарик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не с. .ешь их яблочка. Старик сказал Я не с. .ем, другие с. .едят. Мне спасиб.. скажут. Л.Толстой

Проверим!
1 вариант: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу: «Пора, чиж, петь.» Чиж ответил: «Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь.»2 вариант: На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех.»3 вариант:Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не съешь их яблочка.»Старик сказал: « Я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут.»
Спишите, расставляя знаки препинания. Начертите схемы получившихся предложений.
1) А Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка. 2) Пусть только попробует сказал мальчик.3) Вдруг мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.4) Кай что ты делаешь вскрикнула девочка. 5) Он крикнул Герде в самое ухо Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками. (Г. X. Андерсен.)
Проверим!
1) «А Снежная королева не может ворваться сюда?» - спросила раз девочка. 2) «Пусть только попробует,» - сказал мальчик.3) Вдруг мальчик воскликнул: «Меня кольнуло прямо в сердце.»4) «Кай, что ты делаешь?» - вскрикнула девочка. 5) Он крикнул Герде в самое ухо: «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками.»


Подписи к слайдам:

с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить. Записать курсивом слова по группам. Самостоятельные (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, местоимения)Служебные ( частицы, предлоги, союзы). Соединяйте друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране: Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной! И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее: Если ты учишься с увлечением , работаешь охотно, отдыхаешь умело, - жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной! . ? ! … , ; : - ( ) «»
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ


Подписи к слайдам:

Имя существительное
Начать тест
Результат теста
Верно: 15Ошибки: 0Отметка: 5
Время: 0 мин. 56 сек.
ещё
исправить
Имя существительное обозначает
предмет
действие предмета
действие предмета
другой ответ
Именами существительными являются слова
математика
уважаемый
разговорчивый
темнота
подберёзовик
исправить
ответ готов!
Имена существительные отвечают на вопросы
кто?
что сделал?
какой?
какие?
что?
исправить
ответ готов!
На вопрос кто?отвечают имена существительныеобозначающие
людей
растения
вещи
животных
исправить
ответ готов!
На вопрос что?отвечают слова
девочка
друг
ветер
комната
исправить
ответ готов!
Слово земляника отвечает на вопрос
что делает?
что?
кто?
какая?
Книга открывает окно в мир.Подчеркнутое слово является
именемприлагательным
предлогом
глаголом
именемсуществительным
Имена существительные, к которым подходят словаМОЙ, ОН имеют род
средний
женский
мужской
ответитьневозможно
Слово задача имеет род
средний
женский
мужской
ответанет
Имена существительные, к которым подходят словаМОЁ, ОНО имеют род
средний
женский
мужской
ответитьневозможно
Слово женского рода
земля
радио
мотор
пальто
Солнышко стало пригревать.Подчеркнутое слово имеет род
мужской
средний
женский
другой ответ
Имена существительные могут употребляться
тольков единственномчисле
ответ другой
тольково множественномчисле
некоторыеи в единственном,и во множественном числе
Слова в единственном числе
корабли
Миша
урок
города
исправить
ответ готов!
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.Отгадка имеет форму
единственногочисла
множественногочисла
ответитьневозможно


Подписи к слайдам:

Что такое текст?
Тема и основная мысль текстаУрок развития речи5 класс
Четырнадцатое сентября.
Все названия месяцев наши из древнеримского к…лендаря, но обычно в византийской переделке. Надо иметь в виду, что Новый год начинался 1 марта: поэтому ч…словые наименования месяцев не совп…дают с нашими номерами.Как седьмой месяц римского к…лендаря, сентябрь был назван именем, происх…дящим от «сэптэм» - семь, «сэптэмбер». (Л. Успенский).
Текст - это
Текст- от лат.textum- ткань; связь, соединение.
Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.
1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.
2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Текст – это
Текст- от лат.textum- ткань; связь, соединение. Текст- это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
(1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей шерстку гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. (4) Монголо-татары были кочевниками. (5) Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. (6) Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (8) А конь этот оказался не простым. (9)Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (10) Пасли эти стада простые кочевники. (11) Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Проверь себя
1. Я люблю свою лошадку. 2.Причешу ей шерстку гладко. 7.Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6.Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8.А конь этот оказался не простым. 11.Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.4. Монголо-татары были кочевниками. 5.Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 9.Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10.Пасли эти стада простые кочевники.
Это текст? Докажите…
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Тематическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Грамматическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
глаголы 1 лица
Почему это текст?
Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул
глаголы прошедшего времени
Докажите, что это текст
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
Монголо - татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
глаголы прошедшего времени
Текст - это
Текст- от лат.textum- ткань; связь, соединение. Текст- это группа предложений, объединенных в целое одной темой.Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?
Скучная картина! Тучи без конца,Дождик так и льётся, лужи у крыльца.Чахлая рябина мокнет под окном;Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев).
Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.(А.С. Пушкин).
И. Левитан «Золотая осень»
Словесное описание картины
Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, - тогда картина оживёт.Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачны воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев. Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки.
Подобрать нужные слова вам помогут высказывания русских писателей:
1). Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев).2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева).3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. (К. Паустовский).
      Невольные слезы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сир пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете…      Все дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.      А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил ее до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда еще молодого сердца.                                                                                      (К. Паустовский)   
Текст - это
Текст- от лат.textum- ткань; связь, соединение. Текст- это группа предложений, объединенных в целое одной темой.Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание.
Использованные материалы:
www. artlib.ruАнтонова Е.С.Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников. – М.: Вербум-М, 2000.Альбеткова Р.И. Изучение темы «Текст» на уроках словесности в 5-6 классах. – Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. - №31.Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс. – М., 2001.Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.Слайды 7-14 данной презентации созданы Байдаковой Т.Б.


Подписи к слайдам:

Древнерусская литература .Русская летопись «Повесть временных лет».«Сказание о Кожемяке» 6 класс Цель урока : Знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусскими летописями Раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы Д.С.Лихачев «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» ПРОБЛЕМА УРОКА
Как строили многие поколения здание русской культуры? Основные термины: Летописец – составитель летописи.Летописание – составление летописи.Летопись - погодная запись исторических событий , производимая современником. Пушкин А.С. «Борис Годунов»
Летописец- монах Пимен «Исполнен долг, завещанный от Бога» Летописание началось на Руси в XI веке. ЛЕТОПИСЬ
Се повести времяньных лет, откуда пошла Русскаяземля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуда Русская земля стала есть. Нестор. «Повесть временных лет» «Сказание о Кожемяке» Печенеги-объединение тюрских и других племен в заволжских степях в 8-9 веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.Отрок- (устар.) мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей. Когда произошли события сказания и кто тогда правил на Руси?Кем был «старый муж» и его сын?Какие качества характера проявил «старый муж» , пришедший к князю Владимиру?Как ведет себя юноша перед битвой?В чем проявляется патриотизм героев сказания?Какие особенности языка летописи вы заметили?Тон повествования Речь героев Передача настроений Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? План Киев – столица Древней Руси.Создание первых летописей при Ярославе Мудром.О чем пишет первый летописец? Кого прославляет , кого осуждает? Как выглядели первые книги, как они создавались? Как строили многие поколения здание русской культуры? Д.С.Лихачев «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Домашнее задание Пересказать «Сказание о Кожемяке» Рассказ по плану о «Повести временных лет»


Подписи к слайдам:

5 класс БАСНЯ – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного <…> словца; иносказательное, поучительное повествование <…> притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными. (Владимир Иванович Даль. Толковый словарь)БАСНЯ - <…> краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера.(Краткая литературная энциклопедия)БАСНЯ – короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу иносказательный смысл.(Литературный энциклопедический словарь)Сопоставив три определения слова «басня», дайте свое толкование. Жан де Лафонтен1621 – 1695 г.
Александр Петрович Сумароков1717 – 1777 г.
Василий КирилловичТредиаковский1703 – 1768 г.
ИванАндреевичКрылов1769 – 1844 г.
Эзоп440 – 430 г. Vl век до н. э.
ТЕСТ
Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в 440 – 430 годах до нашей эры. Об Эзопе достоверно ничего не известно. Согласно легендам, это был старец, участник пиров, мудрый собеседник Он раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова – что котел, курносый, с темной кожей, увечный, гугнивый…»), но выше красавцев. Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека. Эзоп считался и считается зачинателем басенного жанра, первооткрывателем, изобретателем басенных сюжетов. Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении. Лиса и виноград.Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь. Сказала сама себе: «Они еще зеленые!»Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. Ворон и лисица.Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лиса увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове,- ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».Басня уместна против человека неразумного. Жан де Лафонтен – французский баснописец, жил во времена правления Людовика XIV. Он – автор нескольких сборников сказок, которыми восхищался философ и писатель Вольтер. Лафонтен – мыслитель и сатирик, опирающийся на народную мудрость и фольклор. Но самое значительное и замечательное из всего, что им создано, - это его басни. Лафонтен пересказывал уже знакомые сюжеты на новый лад, но тем не менее оказался создателем оригинальных, своеобразных басен – главное для него – повествование, полное жизни, движения, действий, чувств, речей. Лисица и виноград.Лис – гасконец, а может быть, лис – нормандец(Разное говорят),Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкойВиноград, такой зримо зеленый,В румяной кожице!Наш любезник был рад им полакомиться,Да не мог до него дотянутьсяИ сказал: «Он зелен –Пусть им кормиться всякий сброд!»Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? В. К. Тредиаковский родился в 1703 году в Астрахани в семье священника. Первоначальное образование получил в школе монахов, затем три года обучался в московской Славяно-греко-латинской академии. Там он сочинил первые стихи и две драмы. Неуемная жажда знаний заставила его решиться на отважный шаг – отправиться за границу без необходимых к тому средств. Оказавшись в Голландии, в доме русского посланника, он около двух лет занимался французским языком, знакомился с европейской литературой, затем пешком отправился в Париж. Позже, вернувшись на родину, с жадностью включился в литературную жизнь России. Тредиаковский опубликовал много стихотворений, басен. Он стремился писать их простым, разговорным языком, избегал подробностей в пересказе. Ворон и лиса.Негде Ворону унесть сыра часть случилось;На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.Оного Лисице захотелось вот поесть;Для того домочься б, вздумала такую лесть;Воронову красоту, перья цвет почтившиИ его вещбу еще также похваливши,«Прямо,- говорила,-птицею почту тебяЗевсовою впредки, буде глас твой для себяИ услышу песнь, доброт всех твоих достойну»,Ворон похвалой надмен, мня себя пристойну.Начал, сколько можно громче, каркать и кричать,Чтоб похвал последню получить себе печать.Но тем самым из его носа раствореннаВыпал на землю тот сыр. Лиска, ободреннаОною корыстью, говорит тому на смех:«Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех». Александр Петрович Сумароков родился в старинной и богатой дворянской семье. Первоначальное образование и воспитание Сумароков получил под руководством отца, затем поступил в шляхетский корпус и окончил его, состоял адъютантом у графа Разумовского, был директором Российского театра. Когда к власти пришла Екатерина II он встал в ряды ее сторонников, но вскоре отношения с императрицей испортились, и он уехал в Москву. Последние годы писателя прошли в нищете. Среди написанного есть оды и трагедии, песни и басни. Им создано около четырехсот басен. Ворона и лиса. И птицы держатся людского ремесла.Ворона сыру кус когда – то унесла И на дуб села. Села,Да только лишь еще не крошечки не ела.Увидела Лиса во рту у ней кусок,И думает она: «Я дам Вороне сок! Хотя туда не вспряну, Кусочек я достану, Дуб сколько ни высок».«Здорово, - говорит Лисица,-Дружок, Воронушка, названая сестрица! Прекрасная ты птица! Какие ноженьки, какой носок.И можно то сказать тебе без лицемерья,Что паче всех ты мер, иой светик, хороша!И попугай ничто перед тобой, душа,Прекраснее сто крат твои павлиньих перья!»(Нелестны похвалы приятно нам терпеть). «О, если бы еще умела ты и петь, Так не было б тебе подобной птицы в мире!»Ворона горлышко разинула пошире. Чтоб быти соловьем,«А сыру,-думает,-и после я поем.В сию минуту мне здесь дело не о пире!» Разинула уста И дождалась поста.Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста. Хотела петь, не пела, Хотела есть, не ела.Причина та тому, что сыру больше нет.Сыр выпал из роту. – Лисице на обед. Родился Иван Андреевич Крылов в Москве в 1769 году. Отец – бедный армейский офицер, после службы поселился в Твери. По некоторым воспоминаниям, И. А. Крылов нигде, кроме дома, не учился, по другим воспоминаниям – посещал Тверское училище. Жизнь не баловала будущего баснописца. Рано умер отец, семья осталась совершенно необеспеченной. Девятилетнему мальчику пришлось поступить в губернский магистрат и переписывать бумаги. На его плечи легла забота о пропитании матери и младшего брата. Продолжая служить, он не только увлекся чтением, но и сумел овладеть французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Свою первую басню написал в одиннадцать лет, но писателем-баснописцем стал много позже. Затем Крылов знакомится с петербургскими драматургами и актерами. Крылов обращается к сатире, выпускает журнал «Почта духов», затем переходит к басни. Ворона и лисица.Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где – то Бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать совсем уж было собралась,Да призадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух лису остановил:Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!Ну, что за шейка, что за глазки!Рассказывать , так, право, сказки!Какие перушки! Какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик. Не стыдись! Что, ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь – птица!»Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло,-И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ПоучениеМоральНаставление
ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ! ИносказаниеЗаклинаниеПовторение ВолшебныеСказки о животныхБытовые Жан де ЛафонтенИ.А.КрыловЭзоп Ее изображают бездушной;Ее изображают глупой;Ее изображают любящей лесть.


Подписи к слайдам:

Устное народное творчество.Малые жанры фольклора.
Презентация к уроку литературы в 5-ом классе.
Устное народное творчество. Фольклор.
Фольклор -
народное творчество
совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта
англ. folk – народ, lore – мудрость, знание
Малые жанры фольклора –небольшие по размеру фольклорные произведения.
Колыбельная песня
Пестушка
Потешка
Прибаутка
Закличка
Приговорка
Считалка
Скороговорка
Загадка
Колыбельная песня -
Представляется будущее младенца;ребенку обещают счастье и богатство;навевают ребенку крепкий спокойный сон;пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения.Спи, посыпай,Боронить поспевай.Мы те шапочку купим,Зипун сошьем,Зипун сошьем,Боронить сошлемВ чистые поля,В зеленые луга.
песня, которой убаюкивают ребенка.
Пестушка –
Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни.Ножки, ножки,Бегите по дорожке,Нарвите горошку.
короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Потешка –
Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».Ладушки, ладушки!Где были? У бабушки.Что ели? Кашку.Что пили? Бражку.Кого били? Машку.
песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
Прибаутка –
Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Сова, совинька, сова,Большая голова,На кол сидела, в стороны глядела,Головой вертела.
стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.
Закличка -
- Весна красна! На чем пришла?На сошечке, на бороночке!На овсяном снопочку,На ржаном колосочку!Иди, дождик, дождичек,Пробуравь землицу,Дай нам водицу!
короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
Приговорка –
От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку.Во время купания ныряют на последних словах приговорки.С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.Мышка, мышка,На тебе зуб костяной,А мне стальной.
коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.
Считалка –
Считалки-числовики:Раз, два, три, четыре, пять –Собралась ведьма умирать;Черти-то звонят,Ведьмушку хоронят.Считалки-заменки.Плыла пенаИз-за морья.Стали пену белуКолотити Да и спрашивати:Кто возьмени?Кто возьмени?Заумные считалки.Чирики, микирики,По кусту, по насту,По слову кабасту,Жучик, рючик,Хруп, дуб,Иванов зуб.
короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.
Скороговорка -
Шли сорок мышей,Несли сорок грошей;Две мыши поплошеНесли по два гроша. От топота копыт Пыль по полю летит. Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за рук грека цап.
стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек.
Загадка –
Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
выражение, которое нуждается в разгадке.
Поиграем!
1. Определите малый жанр фольклора:Уж ты, котичка-коток,Котик – серенький лобок,Приди, котик, ночевать,Мою деточку качать.
Прибаутка
Потешка
Колыбельная песня
Пестушка
Правильно!
Думай!
Поиграем!
2. Определите малый жанр фольклора:Эны-бены,Рики-факи,Тобра-орба,Он дысмаки,Деус-деус,Касматзус,Бакс.
Скороговорка
Считалка
Закличка
Прибаутка
Правильно!
Думай!
Поиграем!
3. Определите малый жанр фольклора:Хохлатые хохотушкиХохотом хохотали:Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
Считалка
Приговорка
Загадка
Скороговорка
Правильно!
Думай!
Поиграем!
4. Определите малый жанр фольклора:Чика, чики, чикалочки!Едет Костя на палочке,Люба на тележке – Щелкает орешки.Орешки каленые,Милому дареные,По целковому рублю:А я милого люблю.
Потешка
Прибаутка
Считалка
Скороговорка
Правильно!
Думай!
Поиграем!
5. Определите малый жанр фольклора:Красные лапки, Щиплет за пятки – Беги без оглядки.
Загадка
Считалка
Приговорка
Прибаутка
Правильно!
Думай!
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»А.М. Горький
Спасибо за внимание!
Использованная литература:1. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина и др.2. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.3. О.А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе / О.А. Еремина.


Подписи к слайдам:

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Варвара Петровна
Сергей Николаевич
Родители Тургенева
И.С. Тургенев в возрасте 12 лет.
И.С. Тургенев в возрасте 7 лет
...Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.
«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.
Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК Кто он – рассказчик? «Бежин луг» - самый поэтический и волшебный ОЧЕРК«Записок охотника» Вопросы по прочитанному Почему очерк называется «Бежин луг»?Кого вы можете назвать главными героями произведения?Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении. Композиция очерка Прекрасный июльский день (погода установилась надолго):А) «Кроткая заря»;Б) знойный полдень;В) спокойный закат. Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света».Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».
Композиция очерка 2. Скитания охотника:А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»);В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»). Композиция очерка 3. У костра в ночном:А) костер в ночи;Б) пять деревенских мальчиков;В) …Д/з: продолжить составление плана, посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята. Композиция очерка 3. У костра в ночном:А) костер в ночи;Б) пять деревенских мальчиков;В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике;Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»;Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне;Е) неожиданная тревога; Композиция очерка Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне;З) рассказ Павлуши о «предвидении»;И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе);К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном;Л) рассказ Кости об утонувшем Васе;М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»). Композиция очерка 4. Наступило утро:А) рассвет;Б) мальчики возвращаются с табуном.Эпилог: смерть Павлуши В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.
Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка… «Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся фактКаждый рассказ – это не только «страшная история»,навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.
Павлуша
Ильюша
1. Описание внешности, одежды, манеры держаться(портрет)
1. Описание внешности, одежды, манеры держаться(портрет)
2. Какие истории он рассказывает?
2. Какие истории он рассказывает?
3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал?
3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра?
4. Как относится он к своим рассказам?
4. Как относится он к своим рассказам?
5. Как относится он к чужим рассказам (Ильюши, Кости)?
5. Как относится он к чужим рассказам?
6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра?
6. Как он относится ко всему, что происходит у костра?
7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним?
7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе?
Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши? Как это связано со всем рассказом и финалом (прекрасное утро)? Домашнее задание Напишите рассказ об одном из героев очерка


Подписи к слайдам:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Бурасы» Новобурасского района Саратовской области.
Работу выполнил:ученик 5 классаКосяков Никита.
У каждого из нас есть книга, напоминающая незабываемые дни детства. Для меня это "Сказки" А. С. Пушкина. Впервые имя Пушкина я услышал, когда и буквы еще не умел различать. Были такие шоколадки со сладким названием "Сказки Пушкина". Маленькие плитки целиком умещались на ладошке. Помню, что я часто просил маму купить мне "Сказки Пушкина". Но однажды папа сказал мне: "Знаешь, Никита, пора тебе принести настоящие "Сказки" Пушкина!" Конечно, я ничего не понял. А когда вместо миниатюрной шоколадки передо мной появилась темно-синяя книга с золотыми буквами, я чуть было не расплакался. Ну при чем здесь Пушкин?
Я открыл книгу и увидел яркие цветные рисунки. А когда папа усадил меня рядом с собой и таинственно, с видом заговорщика, произнес: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком", я живо представил себе зимний морозный вечер. Маленькая избушка почти утонула в сугробах. К маленькому к ледяному окошку приник царь Салтан. Путаясь в полах шубы, он старается вслушаться в разговор трех сестер. Или другая картина: по морю плывет, утопая в волнах, засмоленая бочка. В ней плачет-бьется несчастная царица с сыном на руках. Но больше всего я хотел бы быть Салтаном. Мне нравилось рассматривать картинки в книге. А когда я научился читать, то подолгу перечитывала знакомые строки.
Портрет маленького Пушкина был написан в самом начале прошлого столетья в Москве, где жила семья поэта. Позднее, когда Пушкин был уже знаменит, его мать Надежда Осиповна подарила миниатюру С.М.Великопольской-дочери известного московского врача М.Я.Мудрова, лечившего семью Пушкиных.
Я вслушивался в созвучия стихов, как рыбак в шум морской волны. Да, как это он писал о волне?Ты, волна моя, волна!Ты гульлива и вольна,Плещешь ты, куда захочешь,Ты морские камни точишь,Топишь берег ты земли,Подымаешь корабли -Не губи ты нашу душу,Выплесни ты нас на сушу!Чередование "ел" и шипящих создает имитацию звучания морской волны. Так и кажется, что в ушах звучит шум прибоя!
Я вслушивался в созвучия стихов, как рыбак в шум морской волны. Да, как это он писал о волне?Ты, волна моя, волна!Ты гульлива и вольна,Плещешь ты, куда захочешь,Ты морские камни точишь,Топишь берег ты земли,Подымаешь корабли -Не губи ты нашу душу,Выплесни ты нас на сушу! Чередование "ел" и шипящих создает имитацию звучания морской волны. Так и кажется, что в ушах звучит шум прибоя!
Мне нравились сказочные герои, они противостояли силам зла: злобной мачехе, поварихе и ткачихе - и оказывались победителями.
Я любил перечитывать сказки при свете свечи, мне казалось, что в мерцании пламени стихи как бы оживают, что я силой неведомой переношусь в век девятнадцатый, когда впервые зазвучали пушкинские незабываемые рифмы.
С этой книги началось мое увлечение Пушкиным. Я стал читать его книги и книги о нем. Мне хотелось оживить мир поэта. А начало всему -уже не новая, но такая любимая книга в темно-синем переплете - "Сказки" А.С. Пушкина.
Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин


Подписи к слайдам:

Работу выполнилаУченица 11-ого классаМОУ «СОШ пос. Бурасы»Цепаева Дарья Ранние годы. Алексей Максимович Пешков (М. Горький – псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868г. Отец , столяр-краснодеревщик, ставший управляющим пароходной конторой в Астрахани, рано умер от холеры (1871). Мать, дочь владельца красильной мастерской В. И. Каширина, вышла замуж вторично, но скоро скончалась от чахотки (1879). Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко. Спасали его деятельная, одаренная натура и любовь бабушки. Шести лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту, затем гражданскую печать. Обучался два года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал рассыльным в модном магазине, прислугой у чертежника-подрядчика. В Сергеева, посудником на пароходах, учеником иконописной мастерской, десятником на ярмарочных постройках, статистом в театре. Читал очень много, сначала «все, что попадало под руку», затем открыл для себя богатый мир русской литературной классики, книг по искусству и философии.Летом 1884г. поехал в Казань, мечтая о занятиях в институте. Но вынужден был зарабатывать на жизнь поденщиком, чернорабочим, грузчиком, подручным пекаря. В Казани познакомился со студентами, бывал на их сходках, сблизился с народнически настроенной интеллигенцией, читал запрещенную литературу, посещал кружки самообразования. Тяготы жизни, восприятие репрессий против студентов, личная любовная драма привели к душевному кризису и попытке самоубийства. Летом 1888г. Пешков уехал с народником М. А. Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей среди крестьянства. После разгрома лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы породило позже автобиографическую прозу М. Горького; повести о первых 3-х периодах своей жизни он назвал соответственно их содержанию: «Детство», «В людях», «Мои университеты» (1913 – 1923). После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». Пешков исходил пешком, зарабатывая трудом на пропитание, средние и южные области России. В Нижнем Новгороде познакомился с В. Г. Короленко.


Подписи к слайдам:

Работу выполнила Ученица 10 классаМоисеева Альбина
МОУ Средняя общеобразовательная школа п.Бурасы Новобурасского района Саратовской области. "Тарас Бульба", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород"-это книги, которые я прочитала с большим удовольствием. Их автор -Н.В. Гоголь. И вот передо мной его комедия "Ревизор". Гоголь писал: "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем." И автору удалось осуществить свой замысел. Действие комедии происходит в тридцатые годы девятнадцатого века в провинциальном городке. Действующие лица - чиновники во главе с городничим А.А. Сквозник-Дмухановским.
Городничий узнает, что деятельность правителей города едет проверять ревизор. Градоначальник имеет богатый жизненный и служебный опыт, поэтому надеется обмануть проверяющего. "Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал", - говорит он.Почему же так встревожены правители города сообщением о приезде ревизора? Это нам объясняет уже первое действие комедии.У Аммоса Федоровича, судьи, в присутственных местах нет никакого порядка. Он так говорит о своей деятельности: "Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку - а! только рукой махну."
А что творится в богоугодных заведениях! Артемий Филиппович утверждает: "Человек простой: если умрет, он и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет." Вот такое отношение к больным.Почтмейстер читает чужие письма... Нет ни одного чиновника в городе, о котором можно сказать что-нибудь хорошее. Весь мир провинциального чиновничества одинаков. Злоупотребление властью, казнокрадство, взяточничество – вот их характерные черты.
Меня особенно поразил эпизод, когда городничий дает распоряжения чиновникам, что нужно сделать к приезду ревизора. Оказывается, Антон Антонович хорошо знает, что происходит в городе, но использует эти сведения не для того, чтобы навести порядок, а чтобы брать взятки с подчинённых.
Ничуть не лучше чиновников и другие обитатели города, например Добчинский и Бобчинский. Это городские шуты... их все знают как дураков и обходятся с ними или с видом презрения, или с видом покровительства. Они бессознательно это чувствуют и поэтому изо всей мочи перед всеми подличают и, чтобы только их терпели, как собак и кошек в комнате, всем подслуживаются новостями и сплетнями." Так написал о них В.Г. Белинский.
Интересна встреча Хлестакова, мнимого ревизора, с купцами. Они пришли жаловаться на произвол властей, в первую очередь, городничего, и тут же предлагают взятку. "Кланяемся тебе сахарцом и кузовком вина." Это говорит, что взятки не только брать, но и давать – привычное дело. Гоголь написал комедию много лет назад, но, когда я читала ее, было такое ощущение, что изображенные в ней люди, встречаются и среди нас. Пока не будут изжиты пороки общества, изображенные Гоголем, будет современна его замечательная комедия.