Презентации к урокам

Пенегина Светлана Борисовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Файлы и файловая система Понятие файла, файловой системы, классификация

Слайд 2

КОМПЬЮТЕР = АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (hardware) + ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ( software ) Программное обеспечение (ПО) —это совокупность программ, хранящихся во внешней памяти компьютера в виде файлов и предназначенных для выполнения электронными системами. Программа — упорядоченная последовательность команд. Команда — это описание операции, которую должен выполнить компьютер. Как правило, у команды есть свой код (условное обозначение), исходные данные (операнды) и результат.

Слайд 3

Программное обеспечение Системное программное обеспечение Прикладное программное обеспечение Инструментарий технологии программирования Совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ Комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области Совокупность программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения новых программ Классификация ПО

Слайд 4

Установите соответствие: Системное ПО Системы программирования Прикладное ПО Операционная система Windows Клавиатурный тренажер Компьютерная Игра

Слайд 5

Установите соответствие: Программа- архиватор WinZip Текстовый редактор Word Turbo Pascal Системное ПО Системы программирования Прикладное ПО

Слайд 6

Установите соответствие: Программа обучения английскому языку Язык Программирования Фортран Антивирусная программа Dr Web Системное ПО Системы программирования Прикладное ПО

Слайд 7

Что такое файл? Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Файл — это именованная область внешней памяти, хранящее определенное количество однотипной информации.

Слайд 8

Файловая система На каждом носителе информации (гибком , жестком или лазерном диске ) может храниться большое количество файлов . Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой . Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов, это функциональная часть ОС, обеспечивающая выполнение операций с файлами.

Слайд 9

Полное имя файла Поиск файла Адрес Диск: \ путь Имя файла Имя.расширение Как найти нужный файл?

Слайд 10

Имя файла Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой : собственно имя файла (до 255 символов) и расширения (3 символа). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании . Расширение указывает, какого рода информация хранится в файле, тип файла proba . txt Имя файла Расширение

Слайд 11

Соглашение 8.3 По соглашению 8.3 имя файла может состоять из двух частей , разделенных точкой. Первая часть может иметь длину до 8 символов. При записи имени файла разрешается использовать только буквы английского алфавита и цифры. Начинаться имя должно с буквы. Пробелы и знаки препинания не допускаются, за исключением восклицательного знака (!), тильды ( ~ ) и символа подчеркивания (_).

Слайд 12

Длинные имена файлов 1. Разрешается использовать до 255 символов. 2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского. 3. Разрешается использовать пробелы и другие ранее запрещенные символы, за исключением следующих девяти: / \ : * ? "< >| 4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.

Слайд 13

Символы, которые не используют при задании имени файла / \ * : ? | “ < >

Слайд 14

ФАЙЛЫ Исполняемые (программы) Инициализация (запуск) Архивные файлы Может храниться любая информация Файлы данных Просмотр, редактирование

Слайд 15

Тип файла Расширение Исполняемые программы exe , com , bat Текстовые файлы txt , rtf , doc Графические файлы bmp , gif , jpg , png , pds Web-страницы htm , html Звуковые файлы wav, mp3, midi, kar , ogg Видеофайлы avi , mpeg Код (текст) программы на языках программирования bas, pas, cpp Архивные файлы arj , zip, rar

Слайд 16

Папка ( каталог) В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие «папка». Папка – это объект Windows , предназначенное для объединения файлов и других папок в группы . Понятие папки шире, чем понятие «каталог». В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол . (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети). Папка ( каталог) – совокупность файлов (подкаталогов) по одной тематике

Слайд 17

На одном компьютере может быть несколько дисков: Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя после : А:, В:, С:, D :, … Логический диск – это физический диск, реальный диск или часть физического диска, которому присвоено имя.

Слайд 18

Одноуровневая файловая система Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему , когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла. Диск: имя.расширение А: tetris.exe

Слайд 19

Многоуровневая иерархическая файловая система Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему , которая имеет « древовидную» структуру ( имеет вид перевернутого дерева). Диск ( корневой каталог) \ каталог \ … \ имя.расширение

Слайд 20

Путь к файлу – последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов , в последнем из которых находится данный нужный файл. C:\Рефераты\ C:\Рефераты\Физика\ C:\Рефераты\Информатика\ C:\Рисунки\ Полное имя файла – имя логического диска + путь к файлу + имя файла

Слайд 21

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла C:\Рефераты\Физика\Оптические явления. doc C:\Рефераты\Информатика\Интернет. doc C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы. doc C:\Рисунки\Закат. jpg C:\Рисунки\ Зима. jpg

Слайд 22

Иерархии папок Windows

Слайд 23

Операции с файлами и папками Копирование (копия файла помещается в другой каталог) Перемещение (сам файл перемещается в другой каталог) Удаление (запись о файле удаляется из каталога) Переименование (изменяется имя файла).

Слайд 24

Выберите допустимые имена файлов IVAN*.DOC LIN ? EXE КУКУ.ВМР А.В.ТХТ

Слайд 25

Постройте дерево каталогов C:\Рисунки\Природа\Небо. bmp C:\Рисунки\Природа\Снег. bmp C:\Рисунки\Компьютер\Монитор. bmp C:\Мои документы\Доклад . doc


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Операционная система Windows История её развития и применение

Слайд 2

КОМПЬЮТЕР = АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (hardware) + ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ( software ) Программное обеспечение (ПО) —это совокупность программ, хранящихся во внешней памяти компьютера в виде файлов и предназначенных для выполнения электронными системами. Программа — упорядоченная последовательность команд. Команда — это описание операции, которую должен выполнить компьютер. Как правило, у команды есть свой код (условное обозначение), исходные данные (операнды) и результат.

Слайд 3

Программное обеспечение Системное программное обеспечение Прикладное программное обеспечение Инструментарий технологии программирования ( System Software ) - совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ (Applied Software) – комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области Совокупность программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения создаваемых программных продуктов Классификация ПО

Слайд 4

2 3 Компьютер Операционная система Прикладные программы Операционная система Операционная система – комплекс программ, Обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера. 1

Слайд 5

Основные функции операционных систем (ОС) ОС может взаимодействовать с аппаратными средствами и пользователем или прикладными программами. Использование операционной системы делает программное обеспечение общим: программы могут работать на любом компьютере, на котором можно запустить эту операционную систему, поскольку взаимодействуют с операционной системой, а не с аппаратурой. Наиболее часто используемые операционные системы – MS DOS, Windows , UNIX, Linux также предоставляют пользовательский интерфейс .

Слайд 6

Структура операционной системы: Ядро – переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру. Драйверы – программы, управляющие устройствами. Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером.

Слайд 7

Командный процессор (интерпретатор) В состав ОС входит специальная программа — командный процессор , которая запрашивает у пользователя команды (копирование, удаление, переименование) и выполняет их. Драйверы К магистрали ПК подключаются различные устройства (дисководы, монитор, клавиатура, мышь, принтер и др.). Д райверы устройств — специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с между ними . Любому устройству соответствует свой драйвер.

Слайд 8

Управление файловой системой На любом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется файловой системой . Файловая система - это функциональная часть ОС, обеспечивающая выполнение операций с файлами. Утилиты ОС содержит сервисные программы , или утилиты . Такие программы позволяют обслуживать диски (проверять, сжимать, дефрагментировать и т. д.), выполнять операции с файлами (архивировать и т. д.), работать в омпьютерных сетях и т. д.

Слайд 9

Графический пользовательский интерфейс Для упрощения работы пользователя в состав современных ОС входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс . В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды посредством мыши, тогда как в режиме командной строки необходимо вводить команды с клавиатуры . Справочная система Для удобства пользователя в ОС обычно имеется и справочная система . Она предназначена для оперативного получения необходимой информации о функционировании как ОС в целом, так и о работе ее отдельных модулей.

Слайд 10

Компьютеры без операционных систем Первые персональные компьютеры не имели операционных систем и были похожи на современные игровые приставки. При включении компьютера в сеть процессор обращался к постоянной памяти (ПЗУ), в котором была записана программа поддержки несложного языка программирования, например языка БЕЙСИК или похожего.

Слайд 11

Первые дисковые операционные системы Необходимость в операционных системах возникла, с появлением дисководов. Команды загрузки стали очень сложными. Надо было указывать номер дорожки и номер сектора, в котором находится то, что надо загрузить. Например: LOAD * d * 29:37, 31:14 Была написана программа, которая переводит названия программ и файлов в номера дорожек и секторов. Стало возможным пользоваться только названиями. Эта программа и стала дисковой операционной системой. Дисковой операционной системе поручили и другие задачи.

Слайд 12

Первые операционные системы (CP/M, MS- D OS, Unix ) вели диалог с пользователем на экране текстового дисплея: человек и компьютер по очереди обменивались сообщениями: человек вводил очередную команду, а компьютер, проверив ее, либо выполнял, либо отвергал по причине ошибки. Такие системы принято называть ОС с интерфейсом командной строки . Для компьютеров IВМ РС основной ОС в 1981-1995 гг. была система МS-DOS .

Слайд 13

Программы-оболочки МS-DOS — неграфическая ОС, которая использует интерфейс командной строки. Т.е., все команды надо набирать по буквам в специальной строке. Требовалось хорошо знать эти команды, помнить, как они записываются. Возникает необходимость в новом посреднике — появились так называемые программы-оболочки. Оболочка — это программа, которая запускается под управлением ОС и помогает человеку работать с этой ОС. Одна из самых известных и распространенных во всем мире программ-оболочек называется Norton Comander .

Слайд 14

Графические оболочки Когда IВМ РС стали использоваться в качестве домашнего компьютера, возникла острая необходимость в графической ОС, которая наглядно выводит информацию на экран и которой можно управлять с помощью мыши. Работы над графической операционной системой для IВМ РС в компании Microsoft начались еще в 1981 г. Были сделаны несколько графических оболочек Windows 1.0, Windows 2.0, Windows 3.0, Windows 3.1, , Windows 3.11. В настоящее время семейство операционных систем Windows – это наиболее массовые операционные системы для ПК. Все эти ОС имеют весьма схожий графический интерфейс пользователя, но существенно различаются по внутреннему строению.

Слайд 15

История развития ОС Windows 1986 году - первая версия системы. В 1990 году вышла - Windows 3.0, которая стала популярна, потому что: * Графический интерфейс позволяет работать с объектами компьютера при помощи наглядных и понятных действий над значками, обозначающими эти объекты. * Возможность одновременной работы с несколькими программами. * Удобство и легкость написания программ для Windows привели к появлению все больше разнообразных программ. Последующие версии Windows были направлены на повышение надежности, поддержку средств мультимедиа (версия 3.1) и работу в компьютерных сетях (версия 3.11). Windows 3.11

Слайд 16

ОС Windows NT В 1988 год - начало работы над Windows NT. Поставлены задачи повышения надежности и эффективной поддержки сетевой работы. При этом интерфейс системы не должен был отличаться от интерфейса Windows 3.0. Отличительные черты этой ОС стали: высокая стабильность, надежная работа в локальных сетях, использование новой файловой системой NTFS. Первая массовая версия Windows NT 3.1 была выпущена в 1993 году и имела две модификации – клиентскую и серверную. Windows NT 4.0 (1996 год) стала массовой операционной системой для предприятий и учреждений. У нее имелся удобный интерфейс, более высокая производительность и большое количество дополнительных функций.

Слайд 17

ОС Windows -95 Новый этап в истории Windows 1995 год Значительно изменился интерфейс Выросла скорость работы программ Новая возможность - автоматическая настройка дополнительного оборудования компьютера для работы без конфликтов друг с другом. Возможность работы с Интернетом без использования дополнительных программ.

Слайд 18

ОС Windows 98 В Windows 98 работа системы значительно улучшилась, добавилась поддержка нового оборудования. Дополнительные утилиты для работы в Интернете, также встроен браузер Internet Explorer 4.0. Windows 98 стала основной игровой и мультимедийной платформой конца 20 века, благодаря поддержке Direct X – технология на которой работает большинство программ. Но Windows 98 имел массу недостатков, поэтому популярной стала вторая версия этой платформы – Windows 98SE ( Second Edition ), которая появилась в 1999 году и используется и сегодня.

Слайд 19

ОС Windows 2000 и Windows M е Следующий этап: Windows 2000 (1.07.1999) и Windows Millennium (14.09.2000). Система Windows 2000 Professional призвана стать первой ОС для настольных компьютеров в организации любого масштаба. Цели Windows 2000: ● Упростить работу с системой ● Сохранить достоинства систем Windows NT ● Перенести в систему лучшие качества Windows 98 Система Windows Me отличается относительно небольшими обновлениями ( Ms-Dos 8.0, Internet Explorer 5.5, Windows Media Player 7 и появился Windows Movie Maker с функциями редактирования цифрового видео). Windows Me сильно критиковалась пользователями из-за её нестабильности и ненадёжности, частых зависаний и аварийных завершений работы.

Слайд 20

ОС Windows XP 2 5 октября 2001 года была выпущена Windows XP Professional . Название XP происходит от англ. experience (опыт). Новая операционная система Windows XP предназначена для замены как Windows 2000, так и Windows Me . Windows XP : Новое оформление графического интерфейса; Возможность быстрого переключения пользователей; Программа восстановления системы; Улучшенная совместимость со старыми программами и играми; Прямая запись CD из проводника без установки дополнительного ПО; П оддержка USB 2.0 Работа с архивами ZIP и CAB без установки дополнительного ПО.

Слайд 21

ОС Windows Vista Коммерческое использование ОС Windows Vista - 30 января 2007 года. Особенности Windows Vista : Время загрузки системы, входа и выхода из спящего режима меньше. Но приходится ждать дольше, для начала работы, пока пройдут фоновые процессы, затрудняющие работу сторонних программ. Вероятность попадания в систему вирусов на 35 % меньше, чем в Windows XP SP3. Полностью переработана логическая модель взаимодействия с графическими устройствами. Недостатки Windows Vista : некоторые действия, выполнявшиеся на XP мгновенно, на Vista производятся с небольшой задержкой, есть старое ПО, драйверы и устройства которые несовместимы с Windows Vista , процесс полной инсталляции обновлений занимает довольно продолжительное время. Существует мнение, что Windows Vista является худшей операционной системой

Слайд 22

ОС Windows 7 П оступила в продажу 25 октября 2009 года Новшества: ОС обладает поддержкой мультитач-управления . Б олее тесная интеграция с производителями драйверов. Большинство из них определяются автоматически. Проигрыватель Media Player 12 получил новый интерфейс и стал «всеядным». Вероятность попадания в систему вирусов, червей, троянов на 25 % ниже, чем в Windows Vista , высокая защита и сопротивляемость многим вирусам. Критика Windows 7 : Приложения работают немного быстрее, чем на Vista и медленнее, чем на XP. Windows 7 имеет высокие системные требования. Увеличение энергопотребления и снижении времени работы батарей нетбуков до 30 % по сравнению с Windows XP

Слайд 23

Особенности Windows Многозадачность. Единый программный интерфейс. Единый интерфейс пользователя. Графический интерфейс пользователя. Единый аппаратно-программный интерфейс.

Слайд 24

Недостатки и преимущества ОС Windows в сравнении с предыдущими версиями. Преимущества: 1. Самая распространенная из всех ОС 2. Практически каждое приложение совместимо с Windows 3. Большинство операций в Интернете проводится при помощи Windows Недостатки: 1. Дорогое коммерческое программное обеспечение 2. Общий низкий уровень защиты 3. Высокие требования к компьютеру

Слайд 25

Альтернативные ОС Словом UNIX обозначается не одна операционная система, а целое семейство ОС. UNIX создавалась прежде всего для профессионалов, и поэтому никогда не содержала никаких « рюшечек » типа удобного графического интерфейса. Важное было другое – совместимость, переносимость, настраиваемость и, самое главное, стабильность. От мощного древа UNIX отпочковался и целый ряд «свободных» операционных систем: Linux , FreeBSD , NetBSD и OpenBSD . Также существуют и другие альтернативные ОС.

Слайд 26

Альтернативные ОС SkyOS Mac OS MenuetOS AtheOS


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача №1 Задан алгоритм. Что получится в результате выполнения алгоритма, если значение Х=3? Сколько раз будет повторяться действие в цикле? начало конец Ввод Х Вывод Х Х < 5 X : = Х +1 да нет

Слайд 2

Задача №2 Известно, что Х=4, Y =4. Определить, чему будет равна переменная Z после выполнения следующего алгоритма: начало конец Ввод Х, Y Х+ Y <= 5 Z := X * Y Z := Y – X Вывод Z Х = 4 – Y Z := X + Y да да нет нет Z := Y – X


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача №2 Известно, что Х=4, Y =4. Определить, чему будет равна переменная Z после выполнения следующего алгоритма: начало конец Ввод Х, Y Z > 0 Z := X * Y Z := Y + X / 2 Вывод Z Х = 4 – Y Z := X + Y да да нет нет Z := Y – X

Слайд 2

Задача №2 Определить, чему будет равна переменная Z после выполнения следующего алгоритма, если: а) Х=4, У=1 б) Х=2, У=2 начало конец Ввод Х, Y Х+ Y <= 5 Z := X * Y Z := Y – X Вывод Z Х = 4 – Y Z := X + Y да да нет нет

Слайд 3

Задача №3 Определить, чему будет равна переменная Z после выполнения алгоритма: начало конец А > 3 + В А:=6; В:=2 Вывод Z А > В Z :=А +В да да нет нет Z := 2* А - В

Слайд 4

Задача №4 Определить, чему будет равна переменная Z после выполнения алгоритма, если: Х=3, Х=4, Х=9 начало конец Х <= 3 Z := X Вывод Z 7 > X Z := X + 2 да да нет нет Z :=4 *Z / 3 Ввод Х

Слайд 5

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров. /Сенека

Слайд 3

Базовые понятия Модель – это некий новый объект, который отражает __________. Информационная модель объекта – это _________. Заводной игрушечный автомобиль воспроизводит такие свойства реального объекта, как _____,_______. Закончите предложения

Слайд 4

Базовые понятия Закончите предложения Описательные информационные модели строятся на базе _________ языков. Задача системного анализа состоит в _______, моделируемого объекта. Примерами информационных моделей являются _______, _______, _______.

Слайд 5

Новый упрощенный объект, отражающий существенные признаки реального объекта

Слайд 6

Оригинала нет в реальном времени У оригинала много свойств, не нужных для изучения Размер оригинала Процессы протекают быстро или медленно

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ По области применения По фактору времени По способу представления

Слайд 8

Классификация по способу представления Модели Материальные Информационные Знаковые Вербальные Компьютерные Некомпьютерные

Слайд 9

Классификация с учётом фактора времени Модели Статистические Динамические

Слайд 10

Классификация моделей по области применения Модели Учебные Опытные Научно - технические Игровые Имитационные

Слайд 11

Учебные модели

Слайд 12

Опытные модели

Слайд 13

Игровые модели

Слайд 14

ОРИГИНАЛ МОДЕЛЬ

Слайд 15

Основные этапы моделирования

Слайд 16

Место моделирования в деятельности человека Прототип (объект, процесс) Моделирование Принятие решения

Слайд 17

Этапы моделирования I этап. Постановка задачи II этап. Разработка модели III этап. Компьютерный эксперимент IV этап. Анализ результатов моделирования

Слайд 18

Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров. /Сенека Постановка задачи. Используя описание задачи «Биоритмы», проведите компьютерный эксперимент по указанному плану. Запишите результаты Вашего анализа в таблицу. Моделирование биологических процессов

Слайд 20

I этап. Постановка задачи Описание задачи «Что будет, если?…» «Как сделать, чтобы?…» Цель моделирования Познание окружающего мира, эффективность управления процессом, создание объекта с заданными свойствами и т. д .

Слайд 21

II этап. Разработка модели Информационная модель Выбор наиболее существенной информации при построении модели обусловлен целью моделирования Знаковая модель Наброски, чертежи, схемы, формулы и т.д. Компьютерная модель - Модель реализованная средствами программной среды

Слайд 22

III этап. Компьютерный эксперимент План моделирования – последовательность работы с моделью. Разработка теста и тестирование модели. Технология моделирования – Совокупность целенаправленных действий над компьютерной моделью

Слайд 23

IV этап. Анализ результатов моделирования Отвечают ли результаты эксперимента целям моделирования? О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных. И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.

Слайд 24

Рефлексия Используя результаты эксперимента, определите совпадает ли Ваше сегодняшнее настроение с прогнозом и, соответственно, откройте лист с именем ДА и ли НЕТ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерение информации

Слайд 2

Объект Вещество Энергия Информация

Слайд 3

Вещество Грамм — изначально определялся как масса 1 см³ воды при температуре 4 °C и давлении в 1 атмосферу. Единицы измерения: Грамм Килограмм Тонна Центнер Карат (0,2 г) Килограмм определяется как масса эталонного килограмма, хранящегося в Палате мер и весов около Парижа .

Слайд 4

Энергия Ватт единица названа в честь шотландско-ирландского изобретателя-механика Джеймса Уатта (Ватта), создателя универсальной паровой машины . Единицы измерения: Джо́уль Кало́рия Ватт

Слайд 5

1 байт ( byt е) = 8 бит 1 Кб (килобайт) = 1024 байта 1 Мб (мегабайт) = 1024 Кб 1 Гб (гигабайт) = 1024 Мб 1 Тб (терабайт) = 1024 Гб 1 Пб (петабайт) = 1024 Тб Единицы измерения 2 10 Информация

Слайд 6

1 бит ( binary digit, двоичная цифра) – это количество информации, которое мы получаем при выборе одного из двух возможных вариантов (вопрос: «Да» или «Нет»?) Примеры : Эта стена – зеленая? Да. Дверь открыта? Нет. Сегодня выходной? Нет. Это новый автомобиль? Новый. Ты будешь чай или кофе? Кофе. Единицы измерения

Слайд 7

25 Кб = =25 · 1024 байт =25 · 1024 · 8 бит =25:1024 Мб =25:1024 :1024= 25:1024 2 Гб =25:1024 :1024:1024= 25:1024 3 Тб Перевод в другие единицы крупные единицы мелкие единицы деление умножение

Слайд 8

Перевод в другие единицы Сравните (поставьте знак <, > или =): 4 байта 32 бита 1000 байт 1 Кб 2 6 0 байт 0,25 Кб 1 Мб 1 1 00 Кб 8192 бита 1 Кб > < < = =

Слайд 9

Алфавит – набор знаков, используемых при кодировании информации с помощью некоторого языка . Примеры : АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРС Т УФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ 32 ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ 26 × O 2 0123456789 10 Мощность алфавита – количество символов. Алфавитный (объемный) подход Все символы несут одинаковую информацию: ! 2 i = N N - мощность алфавита i - информационная емкость символа I = K* i

Слайд 10

Определить объем информации в сообщении ПРИВЕТВАСЯ для кодирования которого используется русский алфавит (только заглавные буквы). Ответ: 10 · 5 бит = 50 бит считаем все символы (здесь 10 символов) мощность алфавита – 32 символа (32=2 5 ) 1 символ несет 5 бит информации Решение: Задача 1:

Слайд 11

Алгоритм определения информационного объема сообщения: Найти мощность алфавита – N . Найти информационный вес одного символа - 2 i = N . Найти количество символов в сообщении – К . Найти информационный объем сообщения - I = K * i

Слайд 12

Задача 2 Сообщение, записанное буквами из 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет? ДАНО: N = 128 сим. К = 30 сим. I - ? I = K * i 2 i = N 2 i = 128  i = 7 бит I = 30 * 7 = 210 бит = = 26,25 байт Ответ: 26,25 б.

Слайд 13

Задача 3: (текст) Сколько места в памяти надо выделить для хранение предложения: Привет, Вася! Ответ: 13 байт или 104 бита (в UNICODE: 26 байт или 208 бит) считаем все символы, включая знаки препинания (здесь 13 символов) если нет дополнительной информации, то считаем, что 1 символ занимает 1 байт в кодировке UNICODE 1 символ занимает 2 байта

Слайд 14

ДАНО: 10 страниц 32 строки по 64 символа i = 1 байт I - ? I = K * i 2 i = N К 1 =32*64=2048 К 10 =2048*10=20480 I = 20480*1 = 20 480 байт = = 20 Кб Ответ: 20 Кб . Задача 4: (текст) Сколько места надо выделить для хранения 10 страниц книги, если на каждой странице помещаются 32 строки по 64 символа в каждой?

Слайд 15

Задача 5 : (рисунок) Сколько места в памяти надо выделить для хранения 32-цветного рисунка размером 48 на 64 пикселя? ДАНО: Рисунок 48 х 64 пикселя N= 32 I - ? I = K * i 2 i = N К = 48*64=3072 2 i = 3 2  i = 5 бит I = 3072*5 = 15360 бит= = 1920 байт = 1,875 Кб Ответ: 1,875 Кб .

Слайд 16

Задача 6: (рисунок) Для хранения растрового рисунка размером 64 на 80 пикселя выделили 5 Кб памяти. Каково максимально возможное количество цветов в палитре? ДАНО: Рисунок 64 х 80 пикселя I = 5 Кб N - ? I = K * i 2 i = N К = 64 * 80 = 512 0 I = 5 Кб = 5 *1024*8 = 40960 бит i = I/K  i = 40960/5120=8 бит N = 2 i  N = 2 8 = 2 5 6 цветов Ответ: 256 цветов в палитре.

Слайд 17

Задача 6: (рисунок) Для хранения растрового рисунка размером 64 на 80 пикселя выделили 5 Кб памяти. Каково максимально возможное количество цветов в палитре? ДАНО: Рисунок 64 х 80 пикселя I = 5 Кб N - ? I = K * i 2 i = N К = 64 * 80 I=5 Кб= 5 *1024*8бит i = I/K  i = N = 2 i  N = 2 8 = 2 5 6 цветов Ответ: 256 цветов в палитре.

Слайд 18

Задача 7: (кодирование) Сколько байт нужно выделить для хранения текста МУНСА УРЕ КАМУКА при использовании алфавита племени МУМУКА: буквы МУКАЕНРС и пробел? ДАНО: N = 9 K = 16 I - ? I = K * i 2 i = N 2 3 < 9 < 2 4  на 1 символ нужно выделить 4 бита I = 4 * 16 = 64 бита = 8 байт Ответ : 8 байт Если в алфавите 25 символов? ?

Слайд 19

Задача 8 : (кодирование) Объем сообщения, содержащего 1024 символов, составил 1/512 часть мегабайта. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение? ДАНО: К = 1024 сим. I =1/512 Мб N - ? I = K * i 2 i = N I = 1/512*1024*1024*8 = =2*1024*8=16*1024= 16348 бит i = (16*1024)/1024 = 16 бит N = 2 16 = 65536 символов Ответ: 65536 символов ( кодировка UNICODE ) .

Слайд 20

Задача 9 : (обмен информацией) Скорость передачи данных равна 256000 бит/ c . Передача файла заняла 2 минуты. Определите размер файла в килобайтах. ДАНО: V =256000 бит/с T = 2 минуты I - ? I = V * t T = 2*60 = 120 секунд I Ответ : 3750 Кб .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы в информационном развитии общества Информационная культура Информационные ресурсы

Слайд 2

Основные этапы развития информационного общества – информационные революции Первая информационная революция Изобретение письменности создало возможность передачи знаний от поколения к поколениям

Слайд 3

Вторая информационная революция Изобретение книгопечатания в середине XVI в - изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности Третья информационная революция В конце XIX века благодаря изобретению электричества появились телефон, телеграф, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме

Слайд 4

Четвёртая информационная революция С изобретением микропроцессорной технологии в 70-е годы 20 века на микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) Переход от индустриального общества к информационному

Слайд 5

Индустриальное общество Пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве. Ориентировано на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала.

Слайд 6

В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного. Индустриальное общество – общество , определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой

Слайд 7

Информационное общество Интеллект и знания – это средство и продукт производства. Материально-технической основа информационного общества – это различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи

Слайд 8

В информационном обществе движущей силой развития должно стать производство информационного, а не материального продукта Информационное общество – общество , в котором большинство трудовых ресурсов заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией

Слайд 9

Использование технических средств для обработки и хранения информации и компьютеров. Производство информационного продукта. Увеличение доли умственного труда. Переоценка ценностей, уклада жизни, изменение культурного досуга. Развитие компьютерной техники, компьютерных сетей, информационных технологий. Использование в быту электронных приборов и компьютеризированных устройств. Человек – обработка информации и управление, а машины - производство энергии и материальных продуктов. Обучение на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций,система непрерывного образования. Появление и развитие рынка информационных услуг. Характерные черты информационного общества:

Слайд 10

Информатизация общества

Слайд 11

Начало XX века – информационный кризис Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс называется информатизацией.

Слайд 12

Информатизация общества – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации » от 25 января 1995 года

Слайд 13

Компьютеризации общества особое внимание уделяется внедрению и развитию технической базы – компьютеров, обеспечивающих оперативно получать результаты переработки информации и ее накопление И нформатизация общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Сегодня термин «информатизация» вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация».

Слайд 14

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Слайд 15

Информационная культура

Слайд 16

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. информация Чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.

Слайд 17

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков , необходимых для социальной адаптации. Навык письма На заре цивилизации , в античном мире и в средние века (до изобретения книгопечатания) - навык каллиграфического письма . В индустриальном обществе (до изобретения персональных компьютеров) - навыки письма ручкой . В настоящее время , социальная значимость навыка письма ручкой снижается, а значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.

Слайд 18

Становление информационного общества привело к: Динамичным изменениям, происходящим во всей окружающей человека среде. Возрастанию объема информации. Стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры . Информационная культура связана с социальной природой человека.

Слайд 19

Основные компоненты информационной культуры Навыки использования различных технических устройств. Владение информационными технологиями . Умение извлекать информацию из различных источников . Умение представить информацию в понятном виде и использовать ее с максимальным эффектом. Умение работать с различными видами информации. Овладение коммуникативной культурой. Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил:

Слайд 20

7. Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил: запрет использования пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете. общение с помощью электронной почты или в чатах; участие в телеконференциях: отвечать на письма и не рассылать знакомым и незнакомым людям многочисленные рекламные сообщения (спам), не отклоняться от темы обсуждения в телеконфе­ренциях и чатах и т. д.

Слайд 21

Критерии информационной культуры человека умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию; способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Слайд 22

Информационные ресурсы

Слайд 23

Ресурс - это запас или источник некоторых средств Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности Традиционные виды общественных ресурсов: Материальные ресурсы; Сырьевые (природные) ресурсы; Энергетические ресурсы; Трудовые ресурсы; Финансовые ресурсы.

Слайд 24

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы . «Информационные ресурсы – отдельные документы или отдельные массивы документов, документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации » от 25 января 1995 г.

Слайд 25

Информационные ресурсы – являются стратегическими ресурсами наряду с традиционными . Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Слайд 26

В основу классификации можно положить: Отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т.п., к чему относится информация ); Форму представления (по виду носителей, степени формализованности , наличию дополнительного описания и пр.

Слайд 28

Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов. Товар – информационные продукты и услуги . Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Рынок информационных ресурсов

Слайд 29

Поставщики – как правило, это производитель информации или ее собственники. Центры, в которых создаются и хранятся базы данных; Службы связи и телекоммуникации; Бытовые службы; Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства); Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них; Консалтинговые фирмы; Биржи; Частные лица (программисты) и пр. Кто является потребителем информации ?

Слайд 30

Особый вид товара на информационном рынке – информационные услуги . Поиск и подбор информации; Консалтинг; Обучение ; Телекоммуникации; И пр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компьютерная графика

Слайд 2

Двоичное кодирование в компьютере Информация, которую обрабатывает компьютер представлена двоичным кодом с помощью двух цифр: 0 и 1 . Поэтому в компьютере организованно два важных процесса: кодирование и декодирование. Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код. Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку .

Слайд 3

Почему двоичное кодирование С точки зрения технической реализации использование двоичной СС для кодирования информации более удобно, чем применение других способов. При кодировании информации в виде последовательности 0 и 1, их представляют как два возможных устойчивых состояния электронного элемента: 0 – отсутствие электрического сигнала; 1 – наличие электрического сигнала. Недостаток двоичного кодирования – длинные коды . Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.

Слайд 4

Способы кодирования Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации , а именно, что должно кодироваться : числа, текст, графические изображения или звук. А Одна буква (1байт) Страница текста (2 Кбайт) Минута музыки (12 Мбайт) Рисунок 1280х1024 (160 Кбайт )

Слайд 5

Аналоговая и дискретная форма представления информации Человек воспринимает и хранит информацию в форме образов. Зрительные образы могут быть сохранены в виде изображений (рисунков, фотографий и т.д.), а звуковые — зафиксированы на пластинках, магнитных лентах, лазерных дисках и так далее. Форма информации дискретная аналоговая При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно. При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно

Слайд 6

Пример аналогового и дискретного представления информации. Положение тела на наклонной плоскости и на лестнице задается значениями координат X и У. При движении тела по наклонной плоскости его координаты могут принимать бесконечное множество непрерывно изменяющихся значений из определенного диапазона, а при движении по лестнице — только определенный набор значений , причем меняющихся скачкообразно. Аналоговая и дискретная форма представления информации

Слайд 7

Дискретизация Пример аналогового представления графики служит живописное полотно (цвет изменяется непрерывно), а дискретного — изображение, напечатанное с помощью струйного принтера (состоящее из отдельных точек разного цвета). Пример аналогового хранения звука - виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного — аудиокомпакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражающей способностью). Преобразование информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации , то есть разбиения непрерывного графического изображения и аналогового звукового сигнала на отдельные элементы . В процессе дискретизации производится кодирование, то есть присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода. Дискретизация – это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов.

Слайд 8

Виды компьютерных изображений Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования. ИЗОБРАЖЕНИЯ Растровые Векторные

Слайд 9

Кодирование растровых изображений Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом. В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретизация. Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и, соответственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется изображение). Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с мозаикой (большого количества маленьких разноцветных стекол). Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки), каждому фрагменту присваивается значение его цвета, то есть код цвета (красный, зеленый, синий и так далее).

Слайд 10

Кодирование растровых изображений Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0). Для четырех цветного – 2 бита. Для 8 цветов необходимо – 3 бита. Для 16 цветов – 4 бита. Для 256 цветов – 8 бит (1 байт). Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB . Для получения богатой палитры базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности. 4 294 967 296 цветов ( True Color ) – 32 бита (4 байта).

Слайд 11

Цветовые модели Модель RGB используется в телевизорах, мониторах, проекторах, сканерах, цифровых фотоаппаратах… Основные цвета в этой модели: красный ( R ed ), зеленый ( Green ), синий ( B lue ). Цветовая модель CMYK используется в полиграфии при формировании изображений, предназначенных для печати на бумаге. Для представления цвета в виде числового кода используются две обратных друг другу цветовые модели: RGB или CMYK .

Слайд 12

Цветовая модель RGB Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета, которая задается количеством битов, используемых для кодирования цвета точки. Если кодировать цвет одной точки изображения тремя битами (по одному биту на каждый цвет RGB), то мы получим все восемь различных цветов.

Слайд 13

True Color На практике же, для сохранения информации о цвете каждой точки цветного изображения в модели RGB обычно отводится 3 байта (т.е. 24 бита) - по 1 байту (т.е. по 8 бит) под значение цвета каждой составляющей. Таким образом, каждая RGB-составляющая может принимать значение в диапазоне от 0 до 255 (всего 2 8 =256 значений), а каждая точка изображения, при такой системе кодирования может быть окрашена в один из 16 777 216 цветов. Такой набор цветов принято называть True Color (правдивые цвета), потому что человеческий глаз все равно не в состоянии различить большего разнообразия.

Слайд 14

Вычислим объем видеопамяти Рассчитаем необходимый объем видеопамяти для одного из графических режимов. В современных компьютерах разрешение экрана обычно составляет 1280х1024 точек. Т.е. всего 1280 * 1024 = 1310720 точек. При глубине цвета 32 бита на точку необходимый объем видеопамяти: 32 *1310720 = 41943040 бит = 5242880 байт = 5120 Кб = 5 Мб. Для того чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой точке (код цвета точки) должна храниться в видеопамяти компьютера.

Слайд 15

Кодирование векторных изображений Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависти от прикладной среды.

Слайд 16

Графические форматы файлов Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия). Наиболее популярные растровые форматы: BMP GIF JPEG TIFF PNG WMF EPS CDR

Слайд 17

Графические форматы файлов Bit MaP image (BMP) — универсальный формат растровых графических файлов, используется в ОС Windows . Формат поддерживается многими графическими редакторами. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями. Tagged Image File Format (TIFF) — формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами. Graphics Interchange Format (GIF) — формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных ОС. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения изображений на Web-страницах в Интернете. Portable Network Graphic (PNG) — формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете. Joint Photographic Expert Group (JPEG) — формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, но приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения изображений на Web-страницах в Интернете.

Слайд 18

Растровое изображение очень чувствительно к уменьшению и увеличению. При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, и поэтому теряется четкость мелких деталей изображения Растровые изображения

Слайд 19

Можно повысить яркость и контрастность старых или некачественных фотографий, удалить мелкие дефекты изображения, преобразовать черно-белое изображение в цветное Растровые изображения

Слайд 20

Векторные рисунки могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Векторные изображения

Слайд 21

Векторные графические редакторы позволяют рисовать не только плоские, но и объемные объекты. Векторные изображения

Слайд 22

Задачи: Рассчитайте необходимый объем видеопамяти для графического режима: разрешение экрана 800х600, качество цветопередачи 16 бит. Для хранения растрового изображения размером 64*64 пикселя отвели 1,5 Кб памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения? Укажите минимальный объем памяти (в Кб), достаточный для хранения любого растрового изображения размером 64*64 пикселя, если известно, что в изображении используется палитра из 256 цветов. Саму палитру хранить не нужно. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 800*600 пикселей, при условии, что в палитре 16 миллионов цветов? Сканируется цветное изображение размером 10*10 см. Разрешающая способность сканера – 1200*1200 dpi , глубина цвета – 24 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл? Рассмотреть задачу об определении разрешения экрана монитора в dpi .

Слайд 23

Определение разрешения экрана монитора в dpi 1) В операционной системе Windows вызвать диалоговое окно Свойства экрана. Выбрать вкладку Параметры и с помощью ползунка Разрешение экрана узнать установленное разрешение экрана монитора в количестве точек по горизонтали и по вертикали. Например, разрешение по горизонтали = 1024 точки. 2) Измерить с помощью линейки размер изображения на экране монитора по горизонтали (например, для 17 ’’ – монитора L = 31,5 см). 3) Определить, чему равен горизонтальный размер изображения на экране монитора в дюймах: L = 31,5 см = 31,5 см/2,54 см/дюйм = 12,4 дюйма. 4) Определить разрешение экрана монитора в dpi: Разрешение по горизонтали в dpi = 1024 точки / 12,4 дюйма = 82,5 dpi