Конкурс "Учитель года"

Конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.85 КБ
Файл metod_seminar.docx21.06 КБ
Office presentation icon metodicheskiy_seminar_potapova_n.k.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Только тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,

 достоин быть учителем».

Все меняется, - так справедливо считается, -

Набирает разгон перемен колесо,

И, конечно же, многое в мире меняется,

Но при этом, увы, безусловно, не все.

        1 Сентября 1978 года. Первый раз в первый класс иду я в школу, держась за мамину руку. В руках букет астр и огромные банты на голове. Меня встречает моя первая учительница, Власенко Лидия Александровна, и проводит в класс. Так начинается моя школьная жизнь.

        1 сентября  1987 года. «Этот  сентябрьский звонок последний», - думала я, переступая порог школы. Скоро я буду студентка, буду взрослая. По привычке прохожу в лабораторию кабинета химии к своему любимому учителю, Абрамовой Надежде Петровне. Здесь мне всегда рады. Здесь меня ждет эксперимент, подготовка к олимпиадам, общение с химиками других классов.

        1 сентября 1993 года…. Человек всегда возвращается туда, где ему было хорошо. Я вернулась в свою родную школу учителем химии,  проработала более двадцати лет и ничуть не жалею.

 Свой предмет я люблю и знаю. Химия – это самая красивая, точная, логичная и перспективная наука. На уроках стараюсь убедить учеников, что современный человек должен разбираться в сущности происходящих явлений вокруг него и внутри него, иметь понятие о веществах, необходимых и опасных для организма, следить за питанием, понимать важность здорового образа жизни; грамотно оценивать состав продуктов, указанных на этикетке, не всегда доверять написанному.  Думаю, что  о применении химии в медицине, в быту, в сельском хозяйстве, в искусстве, в строительстве будет также интересно узнать любому человеку.  На уроках, размышляя над законами развития природы, я учу детей видеть, что химия стала показателем цивилизации, где самую большую группу  химических веществ человек синтезировал самостоятельно. Их просто раньше вообще не существовало. Это лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений, пластмассы и чистящие средства... Химия - не только яркий признак общественного развития, но и мощное оружие человечества. Чрезвычайно важно то, в чьих руках окажется это оружие.

Жаль, что количество часов на изучение химии в школе сокращается! Что останется? Теория без эксперимента? Но и рассуждать о применении химических знаний без фундаментальных основ химии  и законов природы тоже нельзя. Значит, надо искать выход из положения. Используя современные технологии и методы обучения,  стараюсь максимально приблизить учебный процесс к реальной жизни, к повседневным трудностям.

Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту понимали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться, когда все ученики успешно сдают выпускные экзамены. Именно в эти минуты начинаю чувствовать, что я нужна детям. Если после звонка ребята со мной, а не бегут сломя голову в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит,  я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось.

Анализируя свою педагогическую деятельность, я задалась вопросом, все ли сделала для того, чтобы моим ученикам было хорошо в школе, коллективе, в жизни? Захотят ли они спустя годы вернуться в школу, как сделала это я? Чему я научила  своих детей? Трудолюбию и настойчивости в решении любой задачи, жизненной или учебной, честности и справедливости, умению  приходить на помощь другим, добиваться намеченной цели. Добро остается добром во все времена, а зло – злом. Любить лучше, чем ненавидеть, а прощать – чем мстить. Плакать от любви не стыдно, а бороться за свое счастье свято. Если вдуматься, то все человеческие ценности остались прежними. Всему этому учили и меня.

Мы живем в 21 веке, в мире компьютерных технологий, айфонов, роботов. Жизнь движется вперед. Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и  хотят  трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры.

Все в жизни меняется. Меняешься ты, меняется твое отношение к людям, меняется отношение к тебе. Ничто не стоит на месте. Земля вращается вокруг своей оси за 24 часа, вокруг Солнца за 365 суток. Жизнь, проделав  виток, очередную петлю,  вернулась на круги своя. И главные  человеческие ценности остаются неизменными. Я знаю, что и в дальнейшем будут необходимы людям такие качества личности, как доброта, искренность, честность, трудолюбие. Это я стараюсь воспитывать в моих детях.  Проявление таких  качеств в учениках придает мне уверенности, и хочется сказать  себе: « Я все преодолею и все смогу»….



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Потапова Н.К.

Пояснительная записка.

Экспериментальные творческие задачи как средство эффективного развития  познавательной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Если копать (также, как и не копать)

 может каждый, то сбор плодов

требует умелого нахождения

решений творческих задач.

Каждый из нас, представляя свою систему  работы, исходит из тех проблем, с которыми сталкивается современная школа, они всем  хорошо известны.

В поисках решения проблем, мы учителя – задумываемся над такими вопросами,  «Как учить? Чему учить? Зачем учить?»  Ответы раскрывают смысл образования, которые сводятся в общую идею – вовлечение учащихся в деятельность. В связи с этим назрела необходимость поиска таких методов, которые научили бы детей получать удовольствие от процесса приобретения знаний, а учителей от процесса преподавания.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела.  Весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда».

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива  и конкретной учебной цели;
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

На мой взгляд, для разрешения этой проблемы больше всего подходит технологии проблемного обучения и исследовательской деятельности. Экспериментальные творческие задачи, как основная часть этого обучения, играют большую роль в формировании ключевых компетенций учащихся.

Итак:  цель, это – формирование познавательной деятельности учащихся путем решения экспериментального решения творческих задач.

Осваивая то, что уже существует  в практике, каждый учитель создает что-то свое собственное, что дает успешный результат в обучении. На мой взгляд, применение экспериментальных творческих задач  обучения отвечает поставленным задачам образования.

Под творческой задачей  понимаем  проблему с нечётко заданными условиями,  содержащую некое противоречие, допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных. Решение творческих задач в химии требует применения различных знаний.  Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы овладение знаний протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формировало у них такие основные приёмы умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников надо учить работать самостоятельно, высказывать и проверять предложения, догадки, уметь делать обобщения, применять знания в новых ситуациях.  Творческую задачу невозможно решить с лёгкостью. Она обязательно требует больших интеллектуальных усилий. В связи с этим, задача может быть творческой, если учащиеся захотят её решать, преодолевая трудности. Это часто происходит, если задача имеет большое прикладное значение.

Система моей работы строится в следующих направлениях:

  • Решение экспериментальных задач проблемного характера. Это выполнение практических работ на уроках, с постановкой  проблемных вопросов, проведение домашнего эксперимента: выращивание кристаллов, приготовление растворов с заданной концентрацией, поиск и изучение натуральных индикаторов, процессы брожения, коррозия металлов, влияние различных факторов на скорость химических реакций, синтез органических веществ;
  • Моделирование. Изготовление моделей молекул неорганических и органических веществ дома, совместно с родителями, строго соблюдая взаимное расположение атомов, расстояние между ними, величину валентного угла между связями;
  • Решение химических задач с помощью ТРИЗа (теории решения изобретательских задач, автор Г.С. Альтшуллер), прогнозирование развитие систем. Ставятся проблемы о сохранности атома в ходе химических реакций, о возможности преобразования атома,  вывод формул органических веществ, проектирование реальных технологических процессов. Используются методы проб и ошибок, мозгового штурма, сенектики.;
  • Решение проектных задач по итогам экскурсии на водоочистные сооружения города. Большое значение имеет попытка спроектировать очистные сооружения, используя современные вещества в реальных условиях нашего города.
  • Занятия элективного курса «Химия в профессиях». Прежде всего, курс носит профориентационный характер. Одновременно учащиеся решают экспериментальные задачи по приготовлению лекарственных форм по энциклопедии лекарственных средств М.Д. Машковского,  задачи качественного определения ионов в растворах и твердых смесях, выполняя функциональные обязанности эксперта - криминалиста.
  • Решение олимпиадных задач.
  • Решение заданий ЕГЭ и ОГЭ:

Анализируя результаты своей деятельности, могу сделать вывод, что использование экспериментальных творческих задач развивает ученика, и является достаточно эффективным способом развития познавательной деятельности учащихся. Ежегодно ученики выбирают предмет химии для сдачи выпускного экзамена ЕГЭ и ОГЭ, ребята выбирают для поступления ВУЗы химической направленности (КГМУ, КГТУ, КФУ), участвуют и побеждают в научно – практических конференциях, олимпиадах КПФУ, КГТУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель химии высшей квалификационной категории Потапова Надежда Константиновна МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ» Г. Зеленодольск, Республика Татарстан

Слайд 2

Тема: «Экспериментальные творческие задачи как средство эффективного развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности». Проблема: академические уроки с фундаментальными знаниями малоэффективны для формирования ключевых компетентностей учащихся. Основная идея: использование экспериментальных творческих задач побуждает ученика к самостоятельному осмыслению проблем науки, поиску выхода из поставленной критической ситуации. Ожидаемый результат: развитие познавательной активности учащихся, формирование уверенности в себе при решении значимых жизненных задач.

Слайд 3

Условия возникновения и становления педагогического опыта Идеи ФГОС второго поколения Участие в конкурсах Опыт коллег Введение экспериментальной части в ЕГЭ и ОГЭ Повышение квалификации

Слайд 4

Актуальность темы Политические, экономические, социальные условия жизни Стандарты ФГОС Будущая профессиональная деятельность учащихся

Слайд 5

Творческая задача Под творческой задачей понимаем проблему с нечётко заданными условиями, содержащую некое противоречие, допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных

Слайд 6

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности Теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер Продуктивное мышление Вертгеймер М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности Альтшуллер Г.С., Верткин И.М Синектика — коллективный творческий метод Уильям Гордон Мозговой штурм Алекс Осборн

Слайд 7

Направления развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности Решение экспериментальных задач проблемного характера Моделирование Проектирование Занятия элективного курса «Химия в профессиях» Решение олимпиадных задач

Слайд 8

Моделирование -Выполнение практических работ на уроках, с постановкой проблемных вопросов, -проведение домашнего эксперимента, -приготовление растворов с заданной концентрацией, поиск, -изучение натуральных индикаторов, -влияние различных факторов на скорость химических реакций,

Слайд 9

Проектирование -Изготовление моделей молекул неорганических и органических веществ дома, совместно с родителями, строго соблюдая взаимное расположение атомов, расстояние между ними, величину валентного угла между связями

Слайд 10

Решение экспериментальных задач проблемного характера Использование ТРИЗа; - Использование мозгового штурма; Синтез органических веществ; Качественный анализ; Количественный анализ; Использования метода синектики.

Слайд 11

Занятия элективного курса «Химия в профессиях» - Цель курса: Сформировать навыки решения расчетных производственных задач. Планируемый результат : правильный выбор профиля обучения или профессии учеником, либо изменение своего выбора и испытание возможностей в другом направлении. Учащийся адекватно оценивает свои возможности при обучении в данном профиле.

Слайд 12

- основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний». Решение олимпиадных задач и задач ЕГЭ и ОГЭ 2013 год Абдрахманов Ильнур ЕГЭ 100б. 2013 год Парамонова Виолетта ЕГЭ 95 б. 2013 год Швалева Дарья ЕГЭ 92 б. 2013 год Иванова Екатерина ЕГЭ 83 б. 2013 год Фролов Артур ЕГЭ 80б. 2014 год Белов Роман ЕГЭ 95 б. 2015 год Трифонов Дмитрий ЕГЭ 80 б.

Слайд 13

Список используемой в пояснительной записке литературы и сетевых ресурсов: От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — С. 3. 2 Одарённый ребёнок: особенности обучения / Под ред. Н. Б. Шума ковой. — М.: Просвещение, 2006. http://uslide.ru/pedagogika/28753-formirovanie-klyuchevih-kompetenciy-uchaschihsya.html https://te http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/484917/ acher-of-russia.ru/?page=best_of_the_best2014 http://studik.net/eksperimentalnye-tvorcheskie-zadachi-po-organicheskoj-ximii/ http://studik.net/category/pedagogika/ Лекарственные средства / под ред М.Д. Машковского.- М.: Новая волна, 2006. http://childpsy.ru/dissertations/id/18081/php Строение атома, деятельностный подход к методике преподавания / Н.Е. Дерябина.- М.: Чистые пруды, 2010.