Методические разработки уроков

Методические разработки уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкционная карта.

Получение аммиака и изучение его свойств.

1.В фарфоровой ступке хорошо перемешайте равные количества хлорида аммония (NН4 С1) и гидроксида кальция (Са (ОН)2)

2.Приготовленную смесь насыпьте в чистую пробирку. Закрепите пробирку в штативе и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. На газоотводную трубку направленную вверх наденьте сухую пробирку открытым концом вниз.

Почему       аммиак       собирают       в       пробирку,

перевернутую вверх дном?

3.Осторожно нагрейте смесь в пробирке.

4.Как только почувствуете запах аммиака, (нюхать осторожно!!!   (почему?),   пробирку   с   газом,   не переворачивая,   закройте  пробкой,   погрузите  ее  в сосуд с водой и откройте пробку.

Почему вода в пробирке поднимается?

5.Когда вода перестанет подниматься, отверстие пробирки закройте под водой пробкой и выньте ее из воды. В полученный раствор опустите лакмусовую бумажку (или раствор фенолфталеина).

Какой газ выделялся в ходе химической реакции?

Какое вещество образуется при растворении газа в воде?



Предварительный просмотр:

Открытый урок по химии в 9 классе.

        Тема: АММИАК. ПОЛУЧЕНИЕ, СВОЙСТВА, ЗНАЧЕНИЕ.

        Цель: урока: изучить свойства аммиака, связать их со строением и  областью применения.

        Задачи: - создание устойчивой мотивации к изучению химии.

                        -отработка навыков работы с химическим оборудовании на основе правил по ТБ.

                        - экологическое и экономическое воспитание учащихся.

        Метод и форма урока: экологический практикум.

        Мотив: важное значение аммиака для человека, народного и сельского хозяйства.

        Предварительная работа:

  1. Найти массовую долю азота в азотной кислоте, нитрате калия, аммиаке, молекулярном азоте.
  2. Сообщение на тему: «Применение аммиака в народном и сельском хозяйстве»
  3. Повторить ковалентную полярную связь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. На уроке продолжаем изучение соединений азота и сегодня  изучаем тему: « Аммиак. Получение, свойства, значение».
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Как определяется доля элемента в веществе?

            W = m (элемента)

                    m (вещества)

Доля азота в азотной кислоте        - 22%

                    в нитрате калия           - 14%

                    в аммиаке                     - 82%

                    в молекулярном азоте - 100%

Самая большая доля элемента в молекулярном азоте, но он не усваивается живыми организмами. Поэтому одно из лучших азотсодержащих удобрений это аммиак.

  1. Сообщение ученика об области использования аммиака.

   6)  Изучение строения аммиака. Тип связи.

Электронное строение молекулы.

Образование донорно- акцепторной связи.

Образование ионов аммония.

Валентность азота в ионе аммония. (lV)

Степень окисления азота в ионе аммония.(-3)

Исходя из строения аммиака, предположить какими свойствами будет характеризоваться аммиак (свойства основные).

  1. Способы получения аммиака. Промышленный:

                                    

Обратить внимание на то, что данная химическая реакция  является обратимой. Какие условия будут смещать химическое равновесие в сторону образования продуктов реакции?

(Из-за недостатка времени можно дать этот вопрос на дом.)

                                                       Лабораторный.

           

  1. Физические свойства аммиака. Так как физические свойства аммиака подробно будут изучаться на лабораторной работе, то здесь необходимо сказать об его характерном запахе, и ядовитости в больших количествах.
  2. Лабораторная работа:

 «ПОЛУЧЕНИЕ АММИАКА И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ».

Инструктаж по ТБ. Нагревание, определение запаха, растворимость аммиака в воде.

Работа проходит строго по инструкционной карте. При выполнении работы необходимо ответить на поставленные в карте проблемные вопросы (смотри инструкционную карту).Обратить внимание ребят на определение аммиака по запаху, воды на внутренней стороне пробирки.

Ответить на вопрос: Почему аммиак прекрасно растворяется в воде?

Дополнительно провести реакцию с парами соляной кислоты.

По окончании выполнения работы проводим анализ, отвечаем на поставленные вопросы.

Ученики у доски пишут уравнения химических реакций.

Здесь можно вернуться к уравнению получения аммиака из солей аммония.

10)Окислительно-восстановительные свойства аммиака.

Возможность изменения степени окисления азота (-3)

только в сторону повышения. Поэтому аммиак может выступать только в роли восстановителя.

            при наличии катализатора.

    Данный вопрос рассматриваем только при наличии времени.

Домашнее задание:- параграф 19, стр. 55, упр.9.

                                 - составить уравнения электронного баланса в

                                  схемах превращений п.10.

                                 -рассмотреть условия смещения химического

                                   равновесия при синтезе аммиака.                                                                                                                                                                              



Предварительный просмотр:

Урок в 9 в классе:             Реакции ионного обмена.

Тип урока. Урок  - исследование . (Закрепление знаний и умений, с элементами адаптивной системы обучения, использованием ИКТ-презентация,).

“Единственный путь ведущий к знаниям - это деятельность”.

Правильное питание - залог здоровья. А разве здоровье - не чудо?

                                                                                                                   Сенека.

Цель урока: исследовать экспериментальным путем условия, при которых возможно протекание реакций ионного обмена.

Задачи:

  • Воспитания (личностные) создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность.
  • Развития (метапредметные) создание условий для формирования умения учащихся анализировать исследуемый объект, узнать о пользе известных напитков.
  • Обучения (предметные) организовать деятельность учеников для закрепления понятия реакция ионного обмена, умения применять знания на примере определения ионов в полученном растворе.

Ход урока.

Приветствие класса.

Определение темы урока.

Разминка:

  • Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
  • Какие вещества к ним относятся?  
  • Почему растворы электролитов проводят электрический ток?
  • Как называется процесс распада веществ на ионы? Что такое ионы?

Игра в крестики нолики. Электролиты и неэлектролиты.

  • С образованием каких ионов диссоциируют растворы кислот, солей и щелочей?
  • Какие основания называются щелочами?

Диссоциация веществ. Презентация.

  • Какие реакции называются ионными?

Давайте вспомним, как составляются уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде на примере взаимодействия хлорида  меди(II) с гидроксидом натрия. Работа у доски.

Проведем эксперимент в группах.

Проблема: Провести и изучить химические реакции, написать уравнения реакций ионного обмена, и проанализировать: КАКИЕ УСЛОВИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ, чтобы протекла реакция ионного обмена?

1 группа:

NaOH+CuSO4 

Na2CO3 + HCl

H3PO4 + NaOH

CuSO4 + HCl

2 группа

FeCl3 + NaOH

Na2CO3 + H2SO4 

HCl + Ca(OH)2

FeCl3 + H2SO4

3 группа

KOH +CuSO4

Na2SO3 + HCl

H2SO4 + KOH

NaCL + KOH

4 группа

FeCl3 + KOH

Na2SO3 + H2SO4 

Cu(OH)2 + H2SO4

FeCl3 + H2SO4

5 группа

AgNO3 + NaCl

CaCO3 + HCl

HCl + NaOH

BaCl2 + NaOH

Анализ работы.

Реакции ионного обмена протекают если:

  • В ходе реакции образуется осадок;
  • В ходе реакции образуется газ;
  • В ходе реакции образуется слабый электролит (например вода).

Проверка Написания уравнений реакций на доске. Оценка работы.

Просмотр видео.

Итог урока. Вы сегодня на уроке занимались основами аналитической химии, которая изучается в ВУЗах. С помощью этих реакций можно качественно определить наличие ионов в водк, воздухе. Почве. Этим занимаются экологи, санитары, и т.д.

Оценивание урока.

                                                                                       

Карта инструкция 1

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

NaOH  и  CuSO4 

Na2CO3  и   HCl

H3PO4   и  NaOH

CuSO4  и   HCl

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    

                                                                                             

Карта инструкция 2

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

FeCl3  и  NaOH

Na2CO3  и   H2SO4 

HCl  и   Ca(OH)2

FeCl3 и  H2SO4

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    

                                                                                             

Карта инструкция 3

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

KOH  и  CuSO4

Na2SO3  и   HCl

H2SO4  и   KOH

NaCL  и   KOH

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    

                                                                                             

Карта инструкция 4

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

FeCl3  и   KOH

Na2SO3  и   H2SO4 

Cu(OH)2  и   H2SO4

FeCl3  и  H2SO4

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    

                                                                                             

Карта инструкция 5

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

AgNO3  и   NaCl

CaCO3  и   HCl

HCl  и   NaOH

              BaCl2  и   NaOH

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.