Программа саморазвития

Татаринцева Алена Павловна

Саморазвитие  - основная форма работы по повышению квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План работы

по развитию самостоятельной художественной деятельности детей

  1. Проведение диагностики уровня развития детей в изобразительной деятельности. Анализ результатов.
  2. Построение предметно-пространственной среды в соответствии с принципом доступности, возможности выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Пополнение центра изобразительной деятельности как традиционными (бумага, краски, карандаши и т.д.), так и нетрадиционными (одноразовая посуда, салфетки, крашеная соль, крашеный рис, синельная проволока, стеклянные и пластмассовые камешки, ватные диски и многое другое) материалами.
  3. Приобретение, изготовление разнообразных дидактических пособий для детей («Веселые печатки», «Трафареты» и др.)
  4. Применение различных способов и техник рисования, лепки, аппликации в свободной творческой деятельности детей (техника «Эбру», пластилинография, тестопластика, ватоластика, «Манкография»,«Волшебная ниточка», «Киригами»)
  5. Интеграция опытно-экспериментальной и творческой деятельности (познание свойств различных веществ, материалов: соль, крупы, тесто, песок)
  6. Организация в группе «Стены творчества» для выставки детских работ
  7. Использование в работе методов и приемов, способствующих формированию самостоятельности и развитию детской инициативы и творчества.
  8. Взаимодействие с семьями воспитанников по поддержке детской инициативы, нацеливание родителей на поддержание в ребенке пытливости, любознательности, творчества. Организация практической деятельности взрослых и детей (организация в группе «Творческой мастерской» для совместного творчества родителей и детей.)
  9.  Проведение консультаций, семинаров и мастер-классов для воспитателей по проблеме поддержки детской инициативы и самостоятельности на основе художественного творчества.

Перспективный план ознакомления с нетрадиционными техниками изображения в старшей группе (возраст 5-6 лет)

 

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

сентябрь

1. «Золотая

осень»

Монотипия пейзажная + печать капустным листом 

Учить передавать выразительность образа осени техникой смешивания красок. Познакомить с приемами печати капустным листом. Развивать чувство композиции.

Гуашь, листы бумаги, широкие кисти, капустные листы, салфетки.

2. «Солнышко над моим городом»

Монотипия пейзажная + печать ладошкой 

Продолжать знакомить с техникой печатью ладошкой.

Учить передавать выразительность образа солнышка цветом. Дорисовывать кистью дома. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение.

Гуашь, листы бумаги, кисти, палитры, салфетки. 

3. «Грибы         из нашего леса»

Монотипия пейзажная + печать тканью 

Создавать выразительный образ леса, сочетая разные формы и цвета. Грибы печатать тканью передавая   выразительные образы грибов.

Гуашь, листы бумаги, кисти, палитры, салфетки. 

4. «Дары осени»

Коллаж 

Передавать характерные особенности фруктов, ягод, овощей из разного изобразительного материала. Развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности, доводить начатое дело до конца.

Листы бумаги, кисть, цветная гуашь, ножницы, трафареты, бумага, природный материал

.

октябрь

1. «Паучок в паутине»

 

Обрывание + комкание бумаги.

 

Формировать представления о модульном изображении   насекомого. Развивать умение работать в технике обрывания бумаги, закрепить представление о свойствах бумаги. Паутину нарисовать фломастером или простым карандашом. Туловище паука скомкать кусок бумаги придавая форму туловища паука, лапки сделать из бумажных жгутиков. Воспитывать любознательность и интерес.

Листы бумаги, карандаш, сторонняя ПВА. 

тонированной простой черная двух бумага, клей

2. «Осенний лес»

Печать листами + набрызг

Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения; продолжать знакомство с методом печатанья листьями, и новой техникой набрызг. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы бумаги, гуашь, краски, кисти, засушенные         листья, зубные щетки, салфетки, палитры.

3. «Страна

Кляксография»

Кляксография+ рисование пальчиками

Продолжать рисовать в техники кляксография. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе изображения, для придания им законченности. Развивать воображение, фантазию.

Бумага, гуашь, трубочки коктейльные, кисти разных размеров, палитры, салфетки

. 

4. «Декорируем посуду»

Оттиск пробкой

Продолжать знакомить с техникой оттиск пробкой. Упражнять в декорировании посуды. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Одноразовые         тарелки, гуашь,         пробки         разных размеров,         кисти, салфетки.

ноябрь

1. «Зимующие птицы»

Ниткография

Продолжать знакомить с техникой ниткографией. Учить изображать птиц гибкими и легкими линиями, подбирая гармоничное сочетание. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение.

Нитки, картон, гуашь, клей ПВА, ножницы. 

2. «Фантазеры»

 

Свеча + акварель 

Рисовать         фантазийных образов. Самостоятельный поиск         оригинального содержания         и соответствующих

изобразительно - выразительных средств. Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание

творчества, самостоятельности, уверенности, инициативности.  

Гуашь, краски, фломастеры, восковые карандаши, бумага разных оттенков, коктейльные трубочки, поролон, кисти.

3. «Сказочные картины»

Свеча+ акварель

Продолжать учить рисовать свечой + акварель. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Свечи, плотная бумага, акварель, кисти. 

4. «Идет волшебница зима»

Восковые мелки + акварель 

Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркер

декабрь

1.«Снеговик из детской

сказки»

 

Комкание бумаги,

скатывание

 

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.

Закрепить холодные цвета. 

Листы голубого цвета, гуашь, щетинные кисточки, палитра, белая бумага. 

2. «В снегу стояла елочка»

Оттиск поролоном

Закреплять умение рисовать поролоном елочку, остальное дорисовать красками.  Развивать чувство композиции.

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы. 

3. «Повесим на елку шары

и хлопушки»

 

Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой.

Листы бумаги, гуашь, акварель, восковые карандаши, пробки разных размеров.

 

4. «Кокошник для

Снегурочки»

Пальчиковая

живопись +

оттиск пробкой

Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Палитра с гуашью, плотная бумага синего, голубого или фиолетового         цвета, салфетки, печатки из пробки.

январь

1. «Птицы на

ветке»

Рисование методом тычка. 

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании зимующих птиц. 

Листы бумаги, гуашь, акварель, щетинные кисти.

 

2. «Снегопад»

Техника

рисования -

набрызг

Познакомить с новой техникой рисования - набрызгом. Формировать умение самостоятельно компоновать сюжетное изображение.

Листы бумаги, гуашь, зубная щётка, расческа, кисти.

3. «Подводное царство»

Техника

рисования по мокрому с солью

+         печать

ладошкой

Познакомить с новой техникой рисования по мокрому с солью.

Формировать умение самостоятельно компоновать сюжетное изображение.

Гуашь,         листы         бумаги, соль, кисти.

4. «Обитатели зимнего  леса»

Рисование мятой бумагой + набрызг

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 

Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты, бумага для обрывания.

 

февраль

1. «Сказка»

Техники по

выбору 

Развивать образную память воображение, умение видеть необычное в обычном.

Формировать умение работать над замыслом рисунка. Развивать умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью разных техник. 

Листы, гуашь, кисти, подручный материал по выбору воспитанников. 

2. «Зимнее дерево»

Кляксография + печать мятой бумагой

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего дерева; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. 

Гуашь, лист, палитра, простой карандаш, гуашь, коктейльные трубочки, бумага. 

3. «Животные

Севера»

Печать по

трафарету 

Закрепить умение печатать по трафарету поролоном. Развивать чувство композиции. 

Бумага, гуашь, кисточки, трафареты северных животных, поролон. 

4. «Подарок для папы и

дедушки»

Граттаж

Познакомить с новой техникой граттаж. Закрепить умение рисовать портрет человек, используя выразительные средства. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. 

Листы бумаги затонрованные для граттажа, стеки для процарапывания, эскизы автопортретов.

март

1. Рисунок для мамы:

«Подарим

маме вазу»

 

Печать поролоном с трафаретом 

 

Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. 

Гуашь, листы бумаги разного цвета, поролон, салфетки, трафареты.

2. «Веселые кляксы»

Кляксография 

Продолжать рисовать в техники кляксография. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе изображения, для придания им законченности. Развивать воображение, фантазию.

Бумага, гуашь, трубочки коктейльные,         кисти разных         размеров, салфетки. 

3. «Русский национальный костюм»

Оттиск пробкой + рисование пальчиками 

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет национальными орнаментами, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение.

Листы бумаги с изображением рубашки, сарафана, русские орнаменты пробки, цветная гуашь.

3. «Совушка - сова»  

Пластилиновая живопись 

Продолжать учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).  

Картон, доска, пластилин, стеки, салфетки, гуашь, кисти. 

апрель

1. «Звезды и

кометы»  

 

Печать + акварель + восковые мелки + пальчиковая

живопись +

тычок жесткой

кистью 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 

Акварельные краски, гуашь, плотная бумага любого цвета, восковые мелки, втулки, пробки, салфетки, кисти.

2. «Сказочная

птица»

Техника по выбору

Формировать умение создавать образ сказочной птицы по мотивам образов, созданных народными мастерами; умение создавать декоративную композицию на бумаге разной формы, технические умения и навыки в нетрадиционных техниках рисования; воспитывать творческую самостоятельность.

Вырезанные части тела птицы, гуашь, фломастеры, тампоны, ватные палочки, штампы.

3. «Веточка вербы»

Техника по выбору

Выявить умение выполнять аппликацию в различных техниках, дополнять изображение, добиваясь выразительности.

Развивать зрительно-двигательные координации. 

Картон для фона, цветная бумага, цветочная бумага, клей ПВА, кисти,

ножницы 

4.«Моя улица»

Техника по выбору

Формировать умение замечать и передавать характерные особенности места проживания.

Помочь детям овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков. Воспитывать любовь к родному краю. 

Листы, гуашь, кисти, подручный материал по выбору воспитанников.

                           май

1.«Салют»

 

Набрызг 

Упражнять в технике набрызг. Развивать чувство ритма. Учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастностью цветов, фактурой изобразительного материала.

Зубные щетки, цветная бумага, акварель, салфетки 

2. «Сказочное

дерево»

 

Техника по выбору

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 

Листы, гуашь, кисти, подручный материал по выбору воспитанников. 

3. «Звездное

небо над

нашим городом»

Техника по выбору

Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита 

Бумага темно синего цвета А4, гуашь, мягкие и жесткие кисти, тампоны, трафареты звезд, зубные щетки,

расчески, салфетки 

4. «Путаница перепутаница»

Печатание через трафарет+ набрызг

Рисовать фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих

изобразительно- выразительных средств. Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творчества, самостоятельности, уверенности, инициативности.  

Гуашь, краски, фломастеры, восковые карандаши, бумага разных оттенков, коктейльные трубочки, поролон, кисти.

Примерный годовой план совместных мероприятий с родителями

месяц

Сентябрь

Анкетирование родителей «Выявить знания родителей о нетрадиционных техниках рисовании и их развитии».

Беседа «Зачем детям рисовать».

 

Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества».

Октябрь

Консультация«Самые неожиданные идеи в детском творчестве».

День открытых дверей

Советы – рекомендации «Развитие мелкой моторики рук при использовании нетрадиционной техники рисования в детском творчестве»

Ноябрь

Консультация «Чудесное превращение овощей»

Мастер-класс «Волшебные ладошки»

Игры на развитие мелкой моторики.

Выставка детских работ «Осень, осень, ты прекрасна»

Декабрь

Картотека

пальчиковой гимнастики и массажа с использованием нетрадиционных материалов для изобразительной деятельности.

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования».

 Выставка совместных работ взрослых с детьми «Новогодняя игрушка»

Февраль

Папка-передвижка «Рисуем вместе».

 Советы – рекомендации «Запретить или разрешить»

Памятка для родителей «Эти удивительные картинки».

Выставка работ «Зимние узоры».

Март

Участие родителей в проектной деятельности.

 «Разве соль не волшебница»

Папка – передвижка «Рисование по сырому фону»

Апрель

 Мастерская "Умелые ручки" -  изготовление родителями материала для нетрадиционных техник рисования

Советы – рекомендации «Использование выразительных средств  в рисунке»

Май

Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома». Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж».

Организация предметно-пространственной среды в группе.

Развивающая предметно-пространственная среда непосредственно связана с практическими художественными действиями детей. Естественно, что ассортимент художественных предметов и материалов определяется, в первую очередь, спецификой каждого вида художественной деятельности: художественные предметы и дидактические пособия, в которых ребенок ориентируется самостоятельно.

Развивающая среда должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации предметно-пространственной развивающей среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет поособенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изобразительной деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной), различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры, зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, листья, ватные палочки, камушки, кусочки ткани, тычки, штампы в форме геометрических фигур, трубочки для коктейля и т. д.

Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников в свободное время. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по рисованию. В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по художественному творчеству. Систематизированы игры и упражнения на развитие творческих способностей. Составлена картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.

В наличии картотека способов нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста.

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. В центре продуктивной и творческой деятельности - воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Детям представлен разнообразный изобразительный материал: цветные карандаши, мелки, акварель, гуашь, а также принадлежности для нетрадиционных техник рисования.

Памятка для воспитателей по поддержке детской инициативы и самостоятельности

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.

2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.

3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями, знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности.

5. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру).

6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

7. Устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми.

8. Проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей.

9. Для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку.

10. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы.

11. Поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.