Допобразование

Фазлетдинова Венера Ильдусовна

Рабочая программа по баскетболу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basketbol_gnp.docx96.46 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ

«МУЙСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

 МУЙСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

Согласовано:

Председатель методического совета

_______________ Бурцева О.Г.

 УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБУ ДО ДЮСШ

________________ Пинтаев В.И.

Образовательная программа

дополнительного

образования

секция  «Баскетбол»

                       

         

Принято Педагогическим советом

 № 32 от 02 сентября 2017 г.

           Возраст воспитанников:9-12 лет  

                                            Продолжительность реализации программы - 3 года

             Год разработки программы 2017 г.

                                                         

                                       

                                                 Программа разработана

                                                 Тренером-преподавателем

  дополнительного образования

                                                  Фазлетдинова В.И.

п. Таксимо

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа  для  МБУ ДО «ДЮСШ» составлена  на  основе «Примерной программы спортивной подготовки для  детско-юношеских спортивных  школ, специализированных  детско-юношеских  школ олимпийского резерва по  баскетболу», авторы: Ю.М. Портнов, В.Г.Башкирова, В.Г. Луничкин  и др. 2004 г., в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. №223). Методических рекомендаций, регламентирующих деятельность спортивных школ от 29.09.2006г. №06-1479, нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.

 Данная образовательная программа. Необходимость в составлении программы обусловлена климатическими условиями Крайнего Севера. Естественная двигательная активность в условиях продолжительной суровой зимы падает до 70%. Повышение количества двигательных единиц (ДЕ) детей осуществляется организацией в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса. Отличительной особенностью данной программы является определенное количество учебных недель в году (39 недель в группах начальной подготовки и 46 недель в учебно-тренировочных группах).

Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе.

Цель программы: подготовка юных спортсменов на высшее спортивное мастерство и включение их в составы команды Республики Бурятия и Сибирский Федеральный округ

Актуальность программы обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки юных баскетболистов. Преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов, воспитание у них морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям. Трудолюбия в овладении техническим приемам в баскетболе. Развитие физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

ДЮСШ, являясь учреждением дополнительного образования обучающихся, должна  способствовать их самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических,  интеллектуальных,  нравственных способностей, достижению спортивных успехов.

Основополагающие принципы программы:

Комплексность-взаимосвязь всего  учебно-тренировочного процесса (физическая, технико-тактическая, психологическая и теоретическая подготовка, воспитательная работа,  педагогический и медицинский контроль);

Преемственность - последовательность изложения программного материала по этапам обучения;

Вариативность -  в зависимости от этапа тренировки, индивидуальных особенностей спортсмена можно включать в работу разнообразный набор тренировочных средств и менять  тренировочные нагрузки.

Формирование групп на этапах подготовки:

-на этапе начальной подготовки – привлечение максимально возможного числа детей и подростков  к систематическим занятиям спортом, желающих заниматься спортом и  имеющие разрешение врача. Осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладению техники баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных  нормативов, для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

- на учебно-тренировочном этапе – группы формируются из числа одаренных детей, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования  по ОФП и СФП.

Принцип набора

Дети принимаются в ДЮСШ с 6-18 лет по заявлению родителей и по допуску врача. Обучающиеся  распределяются  в  учебные группы по возрасту и полу. Основным показателем работы ДЮСШ является выполнение программных требований по уровню подготовленности обучающихся  выраженных в количественно-качественных показателей технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности. Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, выполнение переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики;.

Программа составлена для каждого года обучения, учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом  взаимосвязи техники и тактики,  последовательности изучения технических приемов и тактических действий как  в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

Режим занятий:

Подготовка баскетболистов проводится в несколько этапов. Главным  отличием считается  возраст и уровень физического развития обучающихся  зачисляемых в группы.

Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной работы.          

         Наполняемость учебных групп отделение «баскетбол»

Этапы подготовки

Год обучения

Наполняемость групп

Кол-во учебных часов в неделю

Кол-во учебных часов в год

Требования

подготовки

Начальная подготовка

1-й год

2-й год

3-й год

Не  менее 15

Не менее 14

Не менее 12

6

9

9

276

351

351

нормативы программы

нормативы программы

нормативы программы

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

 В области воспитания:

- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;

- развитие коммуникативных качеств;

- формирование морально-волевых качеств.

 В области физического воспитания:

- потребность в здоровом и активном образе жизни;

- стремление к физическому совершенствованию;

- стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.

Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся.

По окончании учебного года уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов.

Общегодовой  объём  учебно-тренировочной работы,  предусмотренный указанным режимом работы, начиная  с УТГ- свыше  2-х лет может быть сокращен не более чем на 25%

Необходимо строить подготовку спортсменов так, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов обучающихся. Для этого нужна структура учебно-тренировочного процесса и индивидуальный подход.

На этапе начальной подготовки задачи обучения решаются за счет комплексных занятий, специализированных тренировок и соревновательных циклов. Развивать физические качества необходимо, учитывая   индивидуальные особенности: возраст, пол, игровое амплуа, антропометрические данные, биологическое созревание. Необходимо использовать спортивный инвентарь и оборудование, отвечающее возрасту и физическому развитию обучающихся.  Во избежание травм, перерывов во время занятия  не должно быть, так как остановка тренировочного процесса будет способствовать снижению функциональных возможностей организма. Необходимо вместо перерывов использовать упражнения направленные на активный отдых - они снимают усталость, психическое напряжение, восстанавливают функции организма. Для этого используются общеукрепляющие упражнения, подвижные игры, эстафеты, не требующие большой физической нагрузки и др. Подобные упражнения выполняются около 10 минут с соблюдением полного объема движения и  глубокого дыхания. Важен последовательный контроль за их проведением.

Рациональное увеличение тренировочных нагрузок – одно из основных условий роста тренированности. Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально и дифференцировать с учетом  состояния, уровня работоспособности обучающихся на данном этапе. При интенсивных занятиях необходимо чередование напряжения с расслаблением и следить за дыханием. При изучении технических приемов повышается физическая нагрузка, увеличивается число повторений.

Овладение тактикой игры осуществляется только в сочетании формирования технических навыков и тактических умений. Переходить к специализации по амплуа  можно только  после того как  баскетболист  овладеет комплексом навыков и умений.  Особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юными баскетболистами.

2. Учебный  план  отделения баскетбола

содержание

Расчет учебных часов по группам

Разделы подготовки

ГНП-1

ГНП-2

ГНП-3

Минимальный возраст занимающихся для зачисления

9-10

10-11

11-12

Количество часов в неделю

6

9

9

Наполняемость в группе

15

12

12

        Физическая подготовка

ОФП

50

85

85

СФП

40

74

74

Техническая подготовка

35

50

50

Тактическая подготовка

35

50

50

Контрольные испытания

10

10

10

Теоретические знания

12

14

14

Инструкторская и судейская практика

0

0

0

Игровая практика

44

60

60

Соревнования

По календарному плану

Восстановительные мероприятия

8

8

8

Итого часов

234

351

351

Учебный план и планы-графики составлены с учетом  режима  учебно-тренировочной работы в неделю  для всех учебных  групп из  расчета 39 неделя группы начальной подготовки  и 46 учебно-тренировочная группа , и до 6 недель летнего спортивно лагеря и работа по индивидуальным планам.

Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу:                                        

 -постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

-планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

-переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;

-увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

-увеличение повторений и объема тренировочных нагрузок;

-повышение интенсивности занятий и использование восстановительных  мероприятий для поддержания работоспособности и сохранения здоровья  юных баскетболистов.

Задачи:

 1.Набор детей для занятий баскетболом, не имеющих медицинских  противопоказаний к этому, из них выделяются наиболее дисциплинированные, инициативные, работоспособные, целеустремленные, с хорошими данными физического развития, быстрые, ловкие, с хорошей координацией движения, чувством ритма, мотивацией занятий – быть первым в подвижных играх, эстафетах и упражнениях.

2. Укрепления здоровья на основе всесторонней физической подготовки- использование средств и методов, применяемых в других видах спорта с учетом возрастных критериев.

3. Развитие физических качеств  и способностей, характерных для высококвалифицированных игроков – быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координаций движений, устойчивости интереса к занятиям, волевых качеств.

4.  Обучение основам техники игры в баскетболе.

5.  Выполнение контрольных нормативов по общей, специальной физической подготовке баскетболистов.

Пояснительная записка группы начальной подготовки 1года обучения.

Образовательная программа по баскетболу первого года обучения  (далее ГНП-1) разработана на основании нормативно-правовых документов, составлена на основе типового плана учебной программы для ДЮСШ, утвержденного приказом  Госкомспорта РФ № 390 от 28.06.01 г.,  регулирующих деятельность спортивных школ и является документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания баскетбола в группе этапа начальной подготовки .

Программа направлена на:

1. Обеспечение разносторонней подготовленности обучающихся, их физическое развитие и укрепление здоровья.

2. Повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства.

3. Укрепление опорно-двигательного аппарата обучающихся.

4. Оптимальное выполнение контрольных и контрольно-переводных нормативов.

5. Решение задач формирования и сплочения коллектива обучающихся.

Цель программы:  Достижения обучающимися высоких спортивных результатов посредством совершенствования уровня их физической, технической и тактической подготовленности.

Основными задачами реализации поставленной цели являются:

-Отбор способных к занятиям баскетбола детей.

-Формирования стойкого интереса к занятиям.

-Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепления здоровья, закаливание организма.

-Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

-Обучение основным приемам  техники игры и тактическим действиям.

-Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Продолжительность образовательного процесса.

1 года обучения – 6 часов в неделю.

Этапы обучения

Первый этап – начальной подготовки.

Год обучения

Возраст занимающихся

Число учащихся в группе

Кол-во учебных часов в неделю

Годовая учебно-тренировочная нагрузка

ГНП-1

9-10 лет

15

6

234

Итоги реализации  программы: конрольно- переводные  тестирования, показательных выступлений, внутри школьных, районных соревнованиях.

Формы и режим занятий.

Основные формы занятий, используемые в работе: фронтальные, групповые, индивидуальные. В программу так же включены такие формы работы как:

- общешкольные спортивно-массовые мероприятия;

- внутришкольные соревнования;

- спортивные  праздники;

- соревнования.

Техника безопасности.

- занятия в зале начинаются и проводятся согласно расписанию или по согласованию с дирекцией школы.

-спортивный зал открывается за 5 минут до начала занятия

Учебно-тематический план

ТЕМА

Кол-о часов

            ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

1.

Физическая культура и спорт в России

4

2.

Развитие баскетбола в России

2

3.

Правила игры, организация и проведение соревнований по баскетболу

3

4.

Личная гигиена

3

 Итого:

12

             ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

  1.

Общефизическая подготовка

50

2.

Специальная физическая подготовка

40

3.

Техническая подготовка

35

4.

Тактическая подготовка

35

5.

Игровая практика

44

6.

Контрольные испытания

10

7.

Инструкторско-судейская практика

0

8.

Восстановительные мероприятия

8

ИТОГО:

222

ВСЕГО:

234

Недельные часы

6

Содержания программного материала.

Теоретическая подготовка

Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта.

Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта в России.

Развитие баскетбола в России. Федерация баскетбола России. Обзор соревнований по баскетболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и баскетболисты.

Правила игры, организация и проведение соревнований по баскетболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.

Личная  гигиена

Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание), гигиена сна.

Гигиенические основы режима учёбы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу.

 Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма.

Техническая подготовка

1. Стойка баскетболиста

2. Ходьба, бег, передвижения приставными шагами.

3. Остановки при ходьбе, прыжком, двумя ногами

4. Прыжки толчком одной, двумя ногами

5. Повороты на месте, в сочетании с передвижениями

Владение мячом

1. Держание мяча двумя руками

2. Ловля мяча двумя руками (на месте, на уровне груди, низколетящего, катящегося, в прыжке, медленно летящего и со средней скоростью).

3. Ловля мяча одной и двумя руками при встречном движении, в сочетании с остановками, поворотами.

4. Передача двумя руками сверху, от груди, отскоком от пола, снизу

5. Передача одной рукой от груди.

6. Передача мяча в движении, встречные передачи, из исходных положений, сочетание приемов (ловля-передача-поворот).

Ведение мяча:

1. Ведение с высоким отскоком на месте

2. Ведение мяча с изменением направления

3. Ведение мяча с обводкой препятствий

4. Ведение с переводом на другую руку, синхронным ритмом

5. Укрывание мяча

6. Ведение в сочетании с остановками и поворотами

7. Ведение мяча по сигналам и с сопровождением

8. Эстафеты с элементами ведения мяча

Броски мяча

1. Броски мяча с места

2. Броски мяча двумя руками, от груди, снизу, с отскоком от щита, броски с точек

3. Броски мяча одной рукой от плеча

4. Броски мяча с близкого расстояния, без отскока от щита, под углом к щиту, с последующим движением за броском.

5. Броски мяча перечисленными способами в движении

6. Сочетание, приемов (передача-ведение-бросок),

7. Обманные движения (финты) финт на проход-проход, на бросок-передача, на рывок-рывок.

Техника защиты:

 1.Стойка,передвижение в защитной стойке

 2. Стойка защитника с выставленной ногой вперед на одной линии

3. Положение рук

4. Вырывание и выбивание мяча

5. Захват мяча - вырывание

6. Вырывание и выбивание мяча у игрока, стоящего на месте и в Движении

7. Перехват мяча при передаче

8. Перехват передачи поперек и вдоль игрового поля

Тактическая подготовка

1. Сочетание изученных способов передвижения с целью освобождения от опеки защитника

2. Выход на свободное место (навстречу партнеру с мячом, в сторону от партнера)

3. Применение передач в зависимости от расстояния и направления

4. Определение ситуации для применения ведения мяча и направления ведения  

5. Определение момента для передачи мяча в зависимости от действий партнера и защитника

6. Выбор способа выполнения броска в зависимости от места по отношению к кольцу, от способа передвижений и расположения игроков

7. Взаимодействие двух игроков (передай мяч и выходи)

8. Взаимодействие трех игроков треугольник

9. Действия в нападении по принципу выбора свободного места

10. Выбор места по отношению расположения нападающего на площадке (противодействия выходу на свободное место, момент вырывания и выбивания мяча, передвижения, действия одного защитника против двух нападающих).

11.Взаимодействие двух защитников (подстраховка)

12. Личная система защиты на своей половине поля

Общая и специальная физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.

Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.

Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.

Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х 30 м.,  до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.

 Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.

Спортивные игры. Футбол. Ручной мяч.

Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.

Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек. Рывок с мячом .

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.

Контрольно-переводные  нормативы.

Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.

 Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ баскетбол.

Выполнение норм по  общефизической подготовки:

-прыжок в длину с места,  

-челночный бег 30 м,

-подтягивание на перекладине,

-наклон вперед,

 - поднимание и отпускания туловища за 30 мин.

  Специальной  подготовки

- ведение мяча 20м (с)

- штрафные броски (из 10 раз)

- броски в движении после ведения (из 6 раз)

- бросок с точек (из 7 раз)

Девушки

- ведение мяча 20м (с) 

- штрафные броски (из 10 раз)

- броски в движении после ведения (из 6 раз)

- бросок с точек (из 7 раз)

Контрольные нормативы по ОФП

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Воз

раст

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Прыжок в длину с места

9 лет

100»

115-135

155»

85»

110-130

150 и выше

10лет

110»

125-145

165»

100»

125-140

155 и выше

Наклон вперед из положение сидя

9 лет

3-4

4-7

10лет

3-5

7.5»

5-8

11.5»

Поднимание туловища из положения

лежа за 30 сек.

9 лет

13-14

16»

11-12

14»

10лет

10»

14-15

17»

12-13

15»

Челночный бег 3 х 10м, с

9 лет

11,2 и выше

10,8-10,3

9,9 и ниже

11,7 и выше

11,3-10,6

10,2 и ниже

10лет

10,4»

10,0-9,5

9,1»

11,2»

10,7-10,1

9,7»

Контрольные нормативы по СФП

Контрольные упражнения

(юноши)

Воспитанники

Возраст

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Ведение мяча 20м (с)

9 -10лет

30

25-20

20 и меньше

Штрафные броски (из 10 раз)

9-10лет

5

7-8

8-10

Броски в движении после ведения (из 6 раз)

9-10лет

3

4-5

6

Бросок с точек (из 7 раз)

9-10лет

5

6

7

Девушки

Ведение мяча 20м (с)

9-10лет

 25

23-20

20 и меньше

Штрафные броски (из 10 раз)

9-10лет

 5-6

7-8

9-10

Броски в движении после ведения (из 6 раз)

9-10лет

3

4-5

6

Бросок с точек (из 7 раз)

9-10лет

2-3

4-5

6-7

Содержание и методика контрольных испытаний

Общая физическая подготовка.

Челночный бег 30 м (3x10 м). На расстоянии 10 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 3 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.

Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.

Наклон вперед из положения сидя. На полу обозначается центральная и перпендикулярная линия. Участник  сидя на полу ступнями ног касается центральной  линии ноги выпрямленные в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется три наклона вперёд, на четвёртый  фиксируется  результат касания  и фиксации (не менее 2-х секунд) кончиков пальцев на перпендикулярной  мерной линии. Сгибание ног в коленях  не допускается.

 Подтягивание на высокой перекладине. Участник с помощью судьи принимает положение виса хватом сверху. Подтягивается непрерывным движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной. Опускается в вис. Самостоятельно останавливает раскачивание и фиксирует на 0,5 секунд. Видимое для судьи положение виса. Не допускатся : сгибание рук поочередно, рывки ногами или туловищем, перехват руками, остановка при выполнении очередного подтягивания, пауза между повторениями не должна превышать 3 секунды 

Специальная  физическая подготовка

Ведение мяча Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой. Учитывается лучшее время.

Штрафные броски. Выполняется со штрафной линий лицом к щиту, бросок выполняется одной рукой от головы или двумя от груди. Учитывается попадание мяча в корзину.

Броски мяча в движении после ведения.  В момент ведения, мяч берется в 2 руки под правую ногу, делаем 2 шага правой левой ногой бросок через отскок от щита с правой или левой стороны

Бросок с точек. Учащийся старается попасть мячом в кольцо подряд с семи точек. Учитывается попадание

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения

 должны знать: 

- правильно применять в процессе тренировки правила техники безопасности и приёмы страховки;

- выполнять  правильно физические упражнения;

- правильно вести мяч;

- правильно вставать в стойку;

- передавать мяч своевременно;

- не злоупотреблять ведением мяча в игре;

- исходные положения при выполнении передачи мяча;

- играть коллективно, командой

- вести здоровый образ жизни

должны уметь: 

-баскетбольная стойка в защите, баскетбольная стойка в нападений с мячом с тройной угрозой, передача мяча правой , левой от плеча от груди с отскоком от пола

-бросок мяча с места, бросок мяча в движений.

- жонглирование мячом, контроль мяча, ведение мяча правой, левой рукой, с изменением направления, с изменением скорости, с изменением отскока.

- укрывание мяча, вышагивание вправо, влево, разворот на опорной ноге на 360 градусов.

Пояснительная записка группы начальной подготовки 2года обучения.

Образовательная программа по баскетболу второго года обучения  (далее ГНП-2) разработана на основании нормативно-правовых документов, составлена на основе типового плана учебной программы для ДЮСШ, утвержденного приказом  Госкомспорта РФ № 390 от 28.06.01 г.,  регулирующих деятельность спортивных школ и является документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания баскетбола в группе этапа начальной подготовки .

Данная образовательная программа. Необходимость в составлении программы обусловлена климатическими условиями Крайнего Севера. Естественная двигательная активность в условиях продолжительной суровой зимы падает до 70%. Повышение количества двигательных единиц (ДЕ) детей осуществляется организацией в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса. Отличительной особенностью данной программы является определенное количество учебных недель в году (39 недель в группах начальной подготовки.)       

Цель программы

Реализация тренировочного процесса на этапах начальной подготовки, конечной целью которой является подготовка спортсменов к выступлению на  соревнованиях республиканского уровня.  В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов.

Задачи: 

1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовки. Развитие физических качеств: скоростно-силовых качеств, ловкости, прыгучести и специальной тренировочной выносливости.

2. Обучить техническим приемам игры, совершенствование их в тактических действиях.

3. Обучить тактическим  действиям (индивидуальным  при взаимодействии  2-х – 3-х игроков) и совершенствование их в игре.

4. Приобщение к соревновательной деятельности. Приобретение соревновательного опыта. Участие в районных и краевых соревнованиях.

Основополагающие принципы программы:

Преемственность - последовательность изложения программного материала по этапам обучения;

Вариативность -  в зависимости от этапа тренировки, индивидуальных особенностей спортсмена можно включать в работу разнообразный набор тренировочных средств и менять  тренировочные нагрузки.        Формирование групп на этапах подготовки:

-на этапе начальной подготовки – привлечение максимально возможного числа детей и подростков  к систематическим занятиям спортом, желающих заниматься спортом и  имеющие разрешение врача. Осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладению техники баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных  нормативов, для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

- на учебно-тренировочном этапе – группы формируются из числа одаренных детей, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования  по ОФП и СФП.

Продолжительность образовательного процесса:

2 года обучения – 9 часов в неделю.

Этапы обучения

Год обучения

Возраст занимающихся

Число учащихся в группе

Кол-во учебных часов в неделю

Годовая учебно-тренировочная нагрузка

ГНП-2

10-11 лет

15

9

351

Итоги реализации программы, контрольно переводных тестирования, показательных выступлений, внутри школьных, районных соревнованиях.

Формы и режим занятий:

        

Основные формы занятий, используемые в работе: учебная, модельная, соревнования. В программу так же включены такие формы работы как:

- общешкольные спортивно-массовые мероприятия;

- внутришкольные соревнования;

- спортивные  праздники;

Техника безопасности.

- занятия в зале начинаются и проводятся согласно расписанию или по согласованию с дирекцией школы.

-спортивный зал открывается за 5 минут до начала занятия

Учебно-тематический план

п/п

                           

ТЕМА

Кол-во часов

          ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

1.

Физическая культура и спорт в России

3

2.

Гигиена, самоконтроль

3

3.

Правила игры в баскетбол

4

4.

Основы техники и тактики игры в баскетбол

4

 Итого:

14

             ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

    1.

Общефизическая подготовка

85

2.

Специальная физическая подготовка

74

3.

Техническая подготовка

50

4.

Тактическая подготовка

50

5.

Игровая подготовка

68

7.

Контрольные нормативы

10

ИТОГО:

337

ВСЕГО:

351

Недельные часы

9

Содержания программного материала.

Теоретическая подготовка

Физическая культура и спорт в России. Понятие «физическая культура». Значение физической культуры для подготовки граждан России к трудовой деятельности и защите Родины. Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характера спорта в нашей стране. Единая всероссийская спортивная классификация для развития спорта в России. Важнейшие решения Правительства РФ по вопросам развития физической культуры и спорта.

Гигиена  и самоконтроль. Понятие о гигиене и санитарии. Общее представление об основных системах энергообеспечения человека. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Понятие о тренировке и «спортивной форме». Массаж и самомассаж. Баня. Режим дня юного спортсмена. Закаливание. Дневник самоконтроля. Особенности травматизма в мини-футболе. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях.

Правила игры в баскетбол Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.

 Основы техники и тактики игры в баскетбол Тактика игры. Способы ведения игры. Схемы расстановки игроков.

Техническая подготовка

1. Стойка баскетболиста

2. Ходьба, бег, передвижения приставными шагами.

3. Остановки при ходьбе, прыжком, двумя ногами

4. Прыжки толчком одной, двумя ногами

5. Повороты на месте, в сочетании с передвижениями

Владение мячом

1. Держание мяча двумя руками

2. Ловля мяча двумя руками (на месте, на уровне груди, низколетящего, катящегося, в прыжке, медленно летящего и со средней скоростью).

3. Ловля мяча одной и двумя руками при встречном движении, в сочетании с остановками, поворотами.

4. Передача двумя руками сверху, от груди, отскоком от пола, снизу

5. Передача одной рукой от груди.

6. Передача мяча в движении, встречные передачи, из исходных положений, сочетание приемов (ловля-передача-поворот).

       Ведение мяча:

  1. Ведение с высоким отскоком на месте
  2. Ведение мяча с изменением направления
  3.  Ведение мяча с обводкой препятствий
  4. Ведение с переводом на другую руку, синхронным ритмом
  5.  Укрывание мяча
  6. Ведение в сочетании с остановками и поворотами
  7. Ведение мяча по сигналам и с сопровождением
  8. Эстафеты с элементами ведения мяча

       Броски мяча

  1. Броски мяча с места
  2. Броски мяча двумя руками, от груди, снизу, с отскоком от щита, броски с точек
  3. Броски мяча одной рукой от плеча
  4. Броски мяча с близкого расстояния, без отскока от щита, под углом к щиту, с последующим движением за броском.
  5. Броски мяча перечисленными способами в движении
  6. Сочетание, приемов (передача-ведение-бросок)
  7. Обманные движения (финты) финт на проход-проход, на бросок-передача, на рывок-рывок.

      Техника защиты:

  1. Стойка, передвижение в защитной стойке
  2. Стойка защитника с выставленной ногой вперед на одной линии
  3. Положение рук
  4. Вырывание и выбивание мяча
  5. Захват мяча – вырывание
  6. Вырывание и выбивание мяча у игрока, стоящего на месте и в движении
  7. Перехват мяча при передаче
  8. Перехват передачи поперек и вдоль игрового поля

Тактическая подготовка

1. Сочетание изученных способов передвижения с целью освобождения от опеки защитника

2. Выход на свободное место (навстречу партнеру с мячом, в сторону от партнера)

3. Применение передач в зависимости от расстояния и направления

4. Определение ситуации для применения ведения мяча и направления ведения  

5. Определение момента для передачи мяча в зависимости от действий партнера и защитника

6. Выбор способа выполнения броска в зависимости от места по отношению к кольцу, от способа передвижений и расположения игроков

7. Взаимодействие двух игроков (передай мяч и выходи)

8. Взаимодействие трех игроков треугольник

9. Действия в нападении по принципу выбора свободного места

10. Выбор места по отношению расположения нападающего на площадке (противодействия выходу на свободное место, момент вырывания и выбивания мяча, передвижения, действия одного защитника против двух нападающих).

11.Взаимодействие двух защитников (подстраховка)

12. Личная система защиты на своей половине поля

Общеразвивающие упражнения без предметов.

 Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.

 Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.

Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х 30 м.,  до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м.

 Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

 Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.

 Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.

Спортивные игры. Футбол. Ручной мяч.

Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.

 Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек . Рывок с мячом .

 Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега.

Контрольно-переводные  нормативы.

Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.

Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ баскетбол

Выполнение норм по  общефизической подготовки:

-прыжок в длину с места,  

-челночный бег 30 м,

-подтягивание на перекладине,

-наклон вперед,

- поднимание и отпускания туловища за 30 мин.

  Специальной  подготовки

- ведение мяча 20м (с)

- штрафные броски (из 10 раз)

- броски в движении после ведения (из 6 раз)

- бросок с точек (из 7 раз)

Девушки

- ведение мяча 20м (с) 

- штрафные броски (из 10 раз)

- броски в движении после ведения (из 6 раз)

- бросок с точек (из 7 раз)

Контрольные нормативы   по ОФП

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Воз

раст

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Прыжок в длину с места

10лет

120»

130-150

175»

110»

135-150

160 и выше

11 лет

130»

140-160

185»

120»

140-155

170 и выше

Наклон вперед из положения сидя

10лет

3-5

7-5

6-9

13,0

11 лет

4-6

8-5

7-10

14.0

Поднимание туловища из положения

лежа за 30 сек.

10лет

11»

15-16

18»

13-14

16»

11 лет

12»

16-17

19»

10»

14-15

17»

Челночный бег 3 х 10м, с

10лет

10,2»

9,9-9,3

8,8»

10,8»

10,3-9,7

9,3»

11 лет

9,9»

9,5-9,0

8,6»

10,4»

10,0-9,5

9,1»

Контрольные нормативы по СФП

Контрольные упражнения

(юноши)

Воспитанники

Возраст

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Ведение мяча 20м (с)

10-11 лет

 20

18-17

15-16

Штрафные броски (из 10 раз)

10-11 лет

6

8-9

10

Броски в движении после ведения (из 6 раз)

10-11 лет

3

4-5

6

Бросок с точек (из 7 раз)

10-11 лет

5

6

7

Девушки

Ведение мяча 20м (с)

10-11 лет

до 20

16-17

15

Штрафные броски (из 10 раз)

10-11 лет

6

7-8

9-10

Броски в движении после ведения (из 6 раз)

10-11 лет

4

5

6

Бросок с точек (из 7 раз)

10-11 лет

4р.

5-6р.

7

Содержание и методика контрольных испытаний

Общая физическая подготовка.

Челночный бег 30 м (3x10 м). На расстоянии 10 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 3 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.

Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.

 Наклон вперед из положения сидя- На полу обозначается центральная и перпендикулярная линия . Участник сидя на полу ступнями ног касается центральной  линии ноги выпрямленые в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними состовляет 20-30 см. Выполняется три наклона вперёд, на четвёртый  фиксируется  результат касания  и фиксации (не менее 2-х секунд) кончиков пальцев на перпендикулярной  мерной линии. Сгибание ног в коленях  не допускается.

Подтягивание на высокой перекладине. Участник с помощью судьи принимает положение виса хватом сверху. Подтягивается непрерывным движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной. Опускается в вис. Самостоятельно останавливает раскачивание и фиксирует на 0,5 секунд. Видимое для судьи положение виса. Не допускается: сгибание рук поочередно, рывки ногами или туловищем, перехват руками, остановка при выполнении очередного подтягивания, пауза между повторениями не должна превышать 3 секунды.

Специальная  физическая подготовка

Ведение мяча Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.. Учитывается лучшее время.

Штрафные броски. Выполняется со штрафной линий лицом к щиту, бросок выполняется одной рукой от головы или двумя от груди. Учитывается количество попаданий в корзину. Дается 10 бросков в корзину.

Броски в движении после ведения. В момент ведения, мяч берется в 2 руки под правую ногу, делаем 2 шага правой левой ногой бросок через отскок от щита с правой или левой стороны

 Бросок с точек. Учащийся старается попасть мячом в кольцо подряд с семи точек.  Бросок выполняется либо одной рукой от головы, либо двумя руками от груди. Учитывается попадание мяча в корзину

К концу второго года обучения воспитанники

 должны знать: 

- правильно применять в процессе тренировки правила техники безопасности и приёмы страховки;

- выполнять  правильно физические упражнения;

- правильно вести мяч;

- правильно вставать в стойку;

- передавать мяч своевременно;

- не злоупотреблять ведением мяча в игре;

- исходные положения при выполнении передачи мяча;

- играть коллективно, командой;

- вести здоровый образ жизни;

должны уметь: 

-баскетбольная стойка в защите, баскетбольная стойка в нападений с мячом с тройной угрозой, передача мяча правой.

-бросок мяча с места, бросок мяча в движений.

- жонглирование мячом

- контроль мяча

- ведение мяча правой, левой рукой, с изменением направления, с изменением скорости, с изменением отскока.

- укрывание мяча, вышагивание вправо, влево, разворот на опорной ноге на 360 градусов

- финт на бросок, финт на проход, финт на передачу.

- Верхняя передача мяча от головы, передача из за головы полукрюк.

-обьигрыш обкатом

- нападения треугольником, малой восьмеркой, нападение заслон.

Пояснительная записка группы начальной подготовки 3года обучения.

Образовательная программа по баскетболу третьего года обучения  (далее ГНП-3) разработана на основании нормативно-правовых документов, составлена на основе типового плана учебной программы для ДЮСШ, утвержденного приказом  Госкомспорта РФ № 390 от 28.06.01 г.,  регулирующих деятельность спортивных школ и является документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания баскетбола в группе этапа начальной подготовки.

Цель программы:

- создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом.

- сформировать и систематизировать профессиональные теоретические знания и практические умения и навыки.

Задачи:

 1.Дальнейший отбор детей, перспективных для продолжения занятий на основании углубленных наблюдений тренера за состоянием здоровья, темпами пророста двигательных качеств и изменением психо-физиологических показателей, вызванных систематическими занятиями баскетбола.

2. Дальнейшее укрепление здоровья обучающихся на основе занятии физкультурой и спортом с использованием как общих, так и применяемых в  баскетболе упражнений, методов и средств.

3. Развитие специфических для баскетбола физических качеств: быстроты движений, скоростной и скоростно-силовой выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений, перемещений.

4. Продолжение обучению техническим действиям,  изучение тактики игры, соревнования.

5. Выполнение контрольных нормативов по общей и технической подготовке. После окончания 3 года обучения группе начальной подготовки учащиеся

Продолжительность образовательного процесса.

3 года обучения – 9 часов в неделю

Год обучения

Возраст занимающихся

Число учащихся в группе

Кол-во учебных часов в неделю

Годовая учебно-тренировочная нагрузка

ГНП-3

11-12 лет

15

9

351

Итоги реализации программы, провожу в форме контрольно переводных тестировании, показательных выступлений, внутри школьных, районных соревнованиях.

Формы и режим занятий:

Основные формы занятий, используемые в работе: учебная, учебно-тренировочная, модельная, соревнования. В программу так же включены такие формы работы как:

- общешкольные спортивно-массовые мероприятия;

- внутри школьные соревнования;

- спортивные праздники

-соревнования

Техника безопасности.

- занятия в зале начинаются и проводятся согласно расписанию или по согласованию с дирекцией школы.

-спортивный зал открывается за 5 минут до начала занятия.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

                         

ТЕМА

Количество часов

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

1.

Краткий обзор состояния и развития баскетбола

3

2.

Физиологические основы спортивной тренировки

3

3.

Правила игры в баскетбол

5

4.

Основы техники и тактики игры в баскетбол

3

 Итого:

14

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА                                                

1.

Общефизическая подготовка

85

2.

Специальная физическая подготовка

74

3.

Техническая подготовка

50

4.

Тактическая подготовка

50

5.

Игровая подготовка

60

6.

Контрольные испытания

10

7.

Восстановительные мероприятия

8

ИТОГО:

337

ВСЕГО:

351

Недельные часы

9

Содержания программного материала.

Теоретическая подготовка

Краткий обзор состояния и развития баскетбола. История возникновения баскетбола. История развития баскетбола. Истоки современного баскетбола. Появление профессиональных лиг. Основные правила.

Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность человека как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства и методы спортивной тренировки. Понятие об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Восстановительные мероприятия. Форма организации спортивной тренировки. Особенности периодов спортивной тренировки. Самостоятельные занятия юных спортсменов (утренняя гимнастика, индивидуальные задания по совершенствованию физических качеств и техники движений.

Правила игры в баскетбол Замена игроков.  Обоюдный, неспортивный, дисквалифицирующий фол. Комбинации в игре «Тройка, восьмерка».

Основы техники и тактики игры в баскетбол.

Классификация техники игры. Техника владением мячом. Ловля – приём. Передача мяча – приём.

Общая и специальная физическая подготовка.

 Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.

 Упражнения с набивным мячом (1 кг). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.

Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.

Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х 30 м.,  до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.

 Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.

 Спортивные игры. Футбол. Ручной мяч.

 Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.

 Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек. Рывок с мячом .

  Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега. Эстафеты с элементами акробатики.

Техническая подготовка

0сновы игры. Передвижение

1. Ходьба, бег, прыжки. Ходьба и бег с акцентом, приставными шагами.

2.  Остановка шагом и прыжком.

3. Поворот вперед, поворот назад. Поворот кругом в движении.  

4. Многоскоки,  многоскоки зигзагом.  

 Владение  мячом          

I. Основная стойка: стартовые положения при ловле и передача мяча..

2. Основные причины при ловле мяча, держание мяча, ловля мяча двумя руками: на уровне груди.        

     3. Передача двумя руками от груди игроку стоящему на месте.      

   4. Передача двумя руками от груди движущемуся игроку.

     5. Передачи после ведения, остановки и поворота.

     6. Имитационные упражнения.

Броски мяча

  1. С места одной рукой от груди, от плеча.                        

  2. С места одной рукой от груди с шагом.          

      3. .От груди с шагом и прыжком одновременно.

4. В движении одной рукой сверху после ведения и "двухшажного ритма" с отскоком от щита по центру и сбоку правой рукой, если правша.

5. Броски с точек с ближнего расстояния .        

6. Броски в движении после получения передачи от партнера.

7. Имитационные упражнения.

Ведение

1. Ведение левой, правой по прямой: высокое, низкое.

2. Ведение под каждый шаг одноименной, и разноименной рукой.

       3. Ведение с поворотом кругом, поворачиваясь через  левое и правое плечо.                                                    

4. Ведение с переводом на другую руку после 2-х,3-х, 4-х ударов в  пол.

       5. Ведение в сочетании с "двухшажным ритмом" и броском из под кольца.

6. Ведение приставными шагами с поворотом назад.                

7. Имитационные упражнения.    

Подвижные игры  с элементами баскетбола

Игра с применением изученных элементов      

                 

Защита. Основы игры:

1. Стойка защитника

2. Работа рук, работа ног            

3. Выбор места    

 4. Держание игрока.

Техническая  подготовка.

Приемы игры

Этапы начальной подготовки

Год обучения

1

2

3

Прыжок толчком двух ног

+

+

Прыжок толчком одной ноги

+

+

Повороты вперед

+

+

Повороты назад

+

+

Ловля двумя руками на месте

+

+

Ловля двумя руками в движении

+

Ловля двумя руками в прыжке

+

Ловля двумя  при встречном

движений

+

Ловля двумя при поступательном движении

+

Ловля двумя  при движении сбоку

+

Ловля одной на месте

+

Ловля одной рукой в движении

+

Ловля одной рукой в прыжке

+

Ловля одной рукой при встречном движении

+

Ловля одной рукой  при поступательном движении

+

Ловля одной рукой при движении сбоку

+

Передача двумя  руками сверху

+

+

+

Передача двумя руками от плеча (с отскоком)

+

+

+

Передача двумя руками от груди (с отскоком)

+

+

Передача двумя руками снизу (с отскоком)

+

+

1

2

3

4

Передача двумя  руками с места

+

+

Передача двумя руками в движении

+

+

Передача двумя руками в прыжке

+

+

Передача двумя руками (встречные)

+

+

Передачи двумя руками (поступательные

+

Передача двумя руками на одном уровне

+

Передача двумя руками (сопровождающие)

+

Передача одной рукой сверху

+

+

Передача одной рукой от головы

+

+

Передача одной рукой от плеча (с отскоком)

+

+

Передача одной рукой сбоку (с отскоком)

+

+

Передача одной рукой снизу (с отскоком)

+

+

Передача одной рукой  с места (с отскоком)

+

+

+

Передача одной рукой  в движении

+

+

Ведение  с высоким отскоком

+

+

+

Ведение  с низким отскоком

+

+

+

Ведение со зрительным контролем

+

+

+

Ведение  без зрительного контролем

+

+

Ведение на месте

+

+

Ведение по прямой

+

+

+

Ведение мяча по дугам

+

+

Ведение мяча по кругам

+

+

+

1

2

3

4

Ведение зигзагом

+

+

Обводка соперника с изменением  высоты

отскока

+

Броски в корзину двумя руками сверху

+

+

+

Броски в корзину двумя руками от груди

+

+

+

Броски в корзину  двумя руками сверху

+

+

+

Броски в корзину двумя руками сверху вниз

+

Броски в корзину двумя руками (добивание)

+

Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита

+

+

+

Броски в корзину двумя руками с места

+

+

+

Броски в корзину двумя руками в движении

+

+

+

Броски в корзину двумя руками в прыжке

+

Дальние броски двумя руками в корзину

+

Средние броски в корзину двумя руками

+

Ближние броски в корзину двумя руками

+

+

Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом

+

+

+

Броски в корзину двумя руками под углом к щиту

+

+

+

1

2

3

4

Броски в корзину двумя руками параллельно щиту

+

Броски в корзину двумя руками сверху

+

Броски в корзину  одной рукой от плеча

+

+

Броски в корзину одной рукой снизу

+

Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита

+

+

Броски в корзину одной рукой с места

+

+

Броски в корзину одной рукой в движении

+

+

Броски в корзину одной рукой в прыжке

+

Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом

+

+

+

Броски в корзину одной рукой под углом к щиту

+

+

+

Броски в корзину одной рукой параллельно щиту

+

+

Тактика  нападения

Приемы игры

Этапы начальной подготовки

Год обучения

1

2

3

Выход для получения мяча

+

+

Выход для отвлечения мяча

+

+

Розыгрыш мяча

+

+

Атака корзины

+

+

+

Передай мяч и выходи

+

+

+

Заслон

+

Наведение

+

+

Пересечение

+

+

Треугольник

+

Тройка

+

Скрестный выход

+

Система быстрого прорыва

+

Тактика защиты

Приемы  игры

Этапы начальной подготовки

Год обучения

1

2

3

Противодействие. Получению мяча

+

+

+

Противодействие выходу на свободное место

+

+

+

Противодействие

Розыгрышу мяча

+

+

+

Противодействие атаке корзины

+

+

+

Подстраховка

+

+

Переключение

+

Групповой отбор мяча

+

Система личной защиты

+

+

Игра в большинстве

+

Игра в меньшинстве

+

Контрольно-переводные  нормативы.

Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.

Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ баскетбол

Выполнение норм по  общефизической подготовки: 

-прыжок в длину с места,  

-челночный бег 30 м,

-подтягивание на перекладине,

-наклон вперед,

 -поднимание и отпускания туловища за 30 мин.

  Специальной  подготовки

- ведение мяча 20м (с)

- штрафные броски (из 10 раз)

- броски в движении после ведения (из 6 раз)

- бросок с точек (из 7 раз)

Девушки

- ведение мяча 20м (с) 

- штрафные броски (из 10 раз)

- броски в движении после ведения (из 6 раз)

- бросок с точек (из 7 раз)

Контрольные нормативы   по ОФП

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Воз

раст

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Прыжок в длину с места

11 лет

140 и ниже

160-180

195 и выше

130 и выше

150-175

185 и выше

12 лет

145»

165-180

200»

135»

155-175

190 и выше

Наклон вперед из положения сидя

11 лет

6-8

10

4

8-10

15,0

12 лет

7-8

10-12

9-11

16,0

Поднимание туловища из положения

лежа за 30 сек.

11 лет

13»

17-18

20»

11»

15-16

18»

12 лет

14»

18-19

21»

12»

16-17

19»

Челночный бег 3 х 10м, с

11 лет

9,7»

9,3-8,8

8,5»

10,1»

9,7-9,3

8,9 и ниже

12 лет

9,3»

9,0-8,6

8,3»

10»

9,6-9,1

8,8»

Контрольные нормативы для ГНП

  по СФП

Контрольные упражнения

(юноши)

Воспитанники

Возраст

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Ведение мяча 20м (с)

11-12лет

до 18

15-16

14-15

Штрафные броски (из 10 раз)

11-12лет

7

8

9-10

Броски в движении после ведения (из 6 раз)

11-12лет

4

5

6

Бросок с точек (из 7 раз)

11-12лет

5р.

6р.

7р.

Девушки

Ведение мяча 20м (с)

11-12лет

 18

16

15

Штрафные броски (из 10 раз)

11-12лет

7

8

9-10

Броски в движении после ведения (из 6 раз)

11-12лет

4

5

6

Бросок с точек (из 7 раз)

11-12лет

5р.

6р.

7р.

Содержание и методика контрольных испытаний

Общая физическая подготовка.

Челночный бег 30 м (3x10 м). На расстоянии 10 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 3 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.

Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.

Наклон вперед из положения сидя- На полу обозначается центральная и перпендикулярная линия . Участник сидя на полу ступнями ног касается центральной  линии ноги выпрямленные в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется три наклона вперёд, на четвёртый  фиксируется  результат касания  и фиксации (не менее 2-х секунд) кончиков пальцев на перпендикулярной  мерной линии. Сгибание ног в коленях  не допускается.

 Подтягивание на высокой перекладине. Участник с помощью судьи принимает положение виса хватом сверху. Подтягивается непрерывным движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной. Опускается в вис. Самостоятельно останавливает раскачивание и фиксирует на 0,5 секунд. Видимое для судьи положение виса. Не допускается : сгибание рук поочередно, рывки ногами или туловищем, перехват руками, остановка при выполнении очередного подтягивания, пауза между повторениями не должна превышать 3 секунды.

Специальная  физическая подготовка

Ведение мяча Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.. Учитывается лучшее время.

Штрафные броски. Выполняется со штрафной линий лицом к щиту, бросок выполняется одной рукой от головы или двумя от груди. Учитывается количество попаданий в корзину. Дается 10 бросков в корзину.

Броски в движении после ведения.  В момент ведения, мяч берется в 2 руки под правую ногу, делаем 2 шага правой левой ногой бросок через отскок от щита с правой или левой стороны

Бросок с точек. Учащийся старается попасть мячом в кольцо подряд с семи точек.  Бросок выполняется либо одной рукой от головы, либо двумя руками от груди. Учитывается попадание мяча в корзину

К концу третьего года обучения воспитанники

 должны знать: 

- правильно применять в процессе тренировки правила техники безопасности и приёмы страховки;

- выполнять  правильно физические упражнения;

- правильно вести мяч;

- правильно вставать в стойку;

- передавать мяч своевременно;

- не злоупотреблять ведением мяча в игре;

- исходные положения при выполнении передачи мяча;

- играть коллективно, командой;

- вести здоровый образ жизни;

должны уметь: 

-баскетбольная стойка в защите, баскетбольная стойка в нападений с мячом с тройной угрозой, передача мяча правой ,  левой от плеча от груди с отскоком от пола

-бросок мяча с места, бросок мяча в движений.

- жонглирование мячом

- контроль мяча

-ведение мяча правой, левой рукой, с изменением направления, с изменением скорости, с изменением отскока, закрытый перевод под ногой, закрытый за спиной правой, левой рукой

- укрывание мяча, вышагивание вправо, влево, разворот на опорной ноге на 360 градусов

- финт на бросок, финт на проход, финт на передачу.

- Верхняя передача мяча от головы, передача из за головы полукрюк.

-обьигрыш обкатом

- нападения треугольником, малой восьмеркой, нападение заслон.

Литература

1. Примерные программы спортивной тренировки для ДЮСШ  и СДЮШОД по баскетболу. (Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту 2004г.)

2. Методические рекомендации по подготовке игроков № 1, 2, 3.  Москва 1999г.

3. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет. Москва 1999г.

4. Баскетбол. Форма защиты. Москва. 1999г.

5. Дозирование физических нагрузок школьников. Москва  «Просвещение» 1991 г.

6. Диагностика физического развития и двигательной подготовленности учащихся Кольского  Заполярья.  Мурманск.  2001г

7. Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга для учителя».-ростов н/Д: «Феникс», 2003.-256 с.

8. Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская литература», 2002