Рабочая программа дополнительного образования кружка "Мир искусства"

Рзаева Ирма Анатольевна

Рабочая программа кружка

«Мир искусства»

 

 Цель: поиск путей развития и   восприятия портретной живописи в творческих проявлениях детей.

Задачи:

1.     Приобщение  детей к изобразительному искусству через расширение знаний об изобразительном искусстве, развитие  художественного восприятия произведений  изобразительного искусства.

2.     Выявить особенности развития изобразительного творчества ребенка на основе  восприятия  портретной живописи.

3.     Разработать систему занятий и игр способствующих развитию творчества детей на основе восприятия искусства.

4.     Разработать и внедрить рабочую программу кружка по художественному творчеству детей «Мир искусства».

Гипотеза: Развитие художественного творчества детей происходит более эффективно при следующих педагогических условиях:

·        эстетическое восприятие произведений искусства;

·        использование информационно- коммуникативных технологий при знакомстве с произведениями портретной живописи художников;

·        использование игр и творческих заданий, направленных на эмоциональное отношение к произведениям искусства;

·        ознакомления детей с техникой рисования образа человека разнообразными способами.

 

 

   Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.

Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портрет близкого человека – мамы. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти. Эмоциональные переживания, связанные с образом матери, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе. Затем можно переходить к более сложному изображению человека в движении, рисованию самого себя «Образа Я», своего друга и т.д.

  Ознакомление с профессией художника – портретиста происходит по нескольким этапам.

 На первом этапе: дети рассматривают друг друга, обращают внимание на глаза, веки, ресницы, нос….

Следующий этап называется « Портрет моего друга» - самый любимый этап у детей. Сначала проводится предварительная работа: вместе с детьми подбираются репродукции картин известных художников с портретами людей различных эпох

( чтобы можно было рассмотреть и сравнить лица, различные причёски, головные уборы, одежду) и фото портреты современных людей. После рассматривания и сравнения дети рисуют своих друзей – это занимательный процесс, в котором дети отображают любимые качества своих друзей.

Последний этап более сложный, но ещё и более интересный. Дети рисуют себя. Для удобства можно поставить зеркало перед ребёнком, чтобы он хорошо видел себя. После можно устроить выставку, чтобы дети узнали друг друга.

Вид проекта программы: творческий, долгосрочный, подгрупповой

Адресация:

Программа  реализуется в рамках программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в направлении «Художественно-эстетическое развитие», образовательной области «Художественное творчество», «Ребёнок в мире культуры» Р.М. Чумичевой - Ставрополь, 1998 г. (диагностика, игры).

Участники проекта: дети  старшей- подготовительной групп.

Возраст участников: 5-7 лет. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка от 8 до 10 человек.

Время реализации программы: сентябрь-май 2013-2015 года. Продолжительность занятия с каждой группой – не более 20 мин. (старшая группа), 25 мин. (подготовительная группа).

Формы проведения занятий:

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, наблюдения, мультимедийные презентации,  показ воспитателем способов действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, развитие памяти, внимания, мышления, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации  работы:

·        выставки детских работ в д/с;

·        составление папки лучших работ;

·        участие в выставках, городских и федеральных конкурсах художественно-эстетической направленности;

·        презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

·        творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

·        систематизация работы воспитателя и представление на семинарах, ГМО, ШПО.

    Пояснительная записка

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи , необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра. ... при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.

Первая встреча с портретной живописью сложна тем, что воспитателю необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик на данный жанр живописи и устойчивый интерес к нему, а также дать понятие детям о том, что такое портрет, для чего его создают художники и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Первую встречу с портретом лучше проводить в музее или в детском саду с использованием подлинника и его репродукций.

Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:

1.     Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

2.     Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».

3.     Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности(цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека ?».

Ставя вопросы, мы раскрывали перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона– в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные– в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного.

Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи : целостное восприятие(кто?), затем перейти к лицу, рукам, одежде, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому, какой человек . В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов , прием«вхождения»в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение. Широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете. ...способствует уточнению ответов детей, ...когда ребенок затруднялся с ответом. В дальнейшем мы старались заменять пояснение вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.

Сравнение....повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения...

Акцентирование деталей. Суть – при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета, сосредоточивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.

Использование данного приема активизирует речь детей.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть – вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Необходимо непосредственное, горячее участие эмоций. На языке искусства познать – значит чувствовать.

...надо учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей. ...мы устанавливали ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью живописного произведения восстановить ранее виденное и пережитое.

...удавалось вызвать у детей эмоциональный отклик, они начинали активно высказываться о содержании картин и характере изображенного героя.

Тактильно-чувственный метод. ...в процессе восприятия портрета воспитатель прикасается к ребенку руками(поглаживает, обнимает...),повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека. Этот метод очень эффективен и сильно действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность, признание, симпатии, уважение друг к другу.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов....выразительное чтение художественных произведений или исполнение песни заставляет работать эмоциональную память, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия портрета.

Прием «вхождения»в картину. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с нам и сопереживать ему, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения. При восприятии детьми портрета звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.

 

Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображен на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенным человеке, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей. Музыку можно также подбирать к образу на портрете, устанавливая связь между живописным и музыкальным образом.

Игровые приемы....сосредоточивали внимание детей на необходимой для восприятия части портрета, активизировали мыслительную деятельность детей, создавали интерес к произведению, формировали положительное эмоциональное отношение к жанру портрета.

Дети с увлечением принимали игровые элементы«Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т.д.), а мы отгадаем»,«Узнай к какому из портретов подходит эта музыка», «Придумай свое название данному портрету»,«Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела(руки, головы)изображенного образа », «Откроем«тайну» человека ,которую скрыл от нас художник». Впечатления, полученные детьми во время бесед, нашли свое отражение и в их рисунках. У детей появилось желание к собирательству открыток, фотографий, иллюстраций.  В работе детского сада произведениям изобразительного искусства можно посвящать полностью занятие-беседу с использованием вышеописанных методов или же использовать их на других видах занятий либо в повседневном непосредственном общении с детьми.

    Сейчас перед педагогом стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.

 

Таким образом, необходимость формирования у дошкольников первичных навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества.