ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Денисова Нина Васильевна

      Тема формирование систем понятий   является одной из самых серьезных и наболевших проблем, несомненно, заслуживает особого внимания.

        Обработано большое количество научного материала,  проведено исследование проблемы на уроках химии в основной школе.   Практическое воплощение    этой задачи в обучении возможно лишь в том случае, если учебный материал, отражает ту или иную область химии, приведен в единую систему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_sistem_ponyatiy_pri_obuchenii_himii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

          Для организации формирования систем химических понятий важно исходить из целостного понимания этого процесса, в котором реализуются в единстве образования, воспитание и развитие учащихся. Осознание целостности данного процесса наиболее успешно достигается построение прогностической модели - целостного процесса формирования систем понятий.

     Модель  связывает воедино объективно существующие стороны процесса формирования систем понятий: содержательно-целевую, процессуально - деятельностную и результативно-оценочную.

         Содержательно-целевая сторона формирования систем понятий направляет весь этот процесс. Цель- это предполагаемый результат формирования тех или иных понятий.

          Процессуально - деятельностная сторона отражает процесс формирования систем химических понятий в обучении.

           Существенной в формировании систем понятий является оценочно-результативная сторона этого процесса.

                В оценке достижения целей обучения важным являются, показатели  качества и уровней сформированности у учащихся систем понятий и умений раскрывает их содержание моделировать их структуру, реализовать их основные функции.

           Анализ состава понятий курса химии показывает, что различны по содержанию и объему, по характеру отображаемых объектов, по способу образования и развития, по форме выражения, по уровню сформированности, обобщенности и абстрактности. Различна их дидактическая роль в обучении. Одни понятия фундаментальны,  по сути и назначению, широки по охвату обобщаемых  в них объектов (понятия о растворах, о химических соединениях). Другие узки по объему, выполняют частные цели (понятия об алюмотермии, о керамике, о взвесях). Одни из них фундаментальные, теоретические (химическая связь, механизм реакции), другие эмпирические (условия протекания)

   

         Система первоначальных понятий о химической реакции.

                                            Явления

                      _______________________________

                               

Физические (изменения не приводят            Химические(результатом является

   к образованию новых веществ)                      образование новых веществ)

                                                                     ↓

                                               Химические реакции

                                                        Условия

Исходные вещества(реагенты)               Продукты реакции

                       ↓                                                                                ↓

   состав, свойства                         признаки                    состав, свойства


                            Количество и качество атомов при реакции сохраняются.

                                                                                                   

                                             

                                                Типы реакций.       ___________________________________________________________

                                                               

                                                                                                     

1)разложения       2)соединении           3)замещения      4)обмена

                             

 АВ=А+В                   А+В=АВ               С+АВ=А+СВ        АВ+СД=АД+СВ

                           m (реагентов)  =m (продуктов реакции)

             Закон сохранения массы веществ (М.В.Ломоносов)

                                                   

                                          Следствия     


                          ___________________________________


                       


Уравнения реакции,  коэффициенты           Решение химических задач по уравнениям.