ГИА

Анализ пробного ОГЭ по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов экзамена по биологии обучающихся 9 класса МБОУ «СОШ с. Б. Чечуйка»  в 2013 году.

                                                            Учитель: Клевцова Г.В.

1. Цель проведения экзамена. Экзамен проводится с целью государственной (итоговой) аттестации по биологии выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися программным материалом.

2. Охват учащихся 

Экзамен по биологии в рамках государственной итоговой аттестации в 2013 году сдавали 3 человека  из 5 обучающихся 9 класса.

3.  Структура экзаменационной работы в 2013 году.

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни».

Работа включала 32 задания и состоит из трех частей.

Часть 1 (А) содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех, из них 22 – базового и 2 – повышенного уровня сложности.

Часть 2 (В) включает 5 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом.

Часть 3 (С) содержит 3 задания с развернутым ответом.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы составляет 43 .

4. Результаты экзамена по биологии в 2013г.

 Показатель успеваемости 100%.

Качество знаний составило 100%.

Распределение отметок среди аттестуемых было таковым:  «4»  33,3%, «5»  66.6%.

5. Результаты выполнения заданий первой части работы, типичные ошибки

Таблица 3. «Результаты выполнения части 1»

№ задания

% Выполнено правильно

А1

100%

А2

100%

А3

100%

А4

100%

А5

100%

А6

100%

А7

100%

А8

100%

А9

100%

А10

100%

А11

100%

А12

100%

А13

100%

А14

100%

А15

100%

А16

100%

А17

100%

А18

66,6%

А19

100%

А20

66,6%

А21

66,6%

А22

100%

А23

100%

А24

66,6%

Обучающиеся лучше всего справились с разделами программы: «Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей», «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела», «Экосистемная организация живой природы», «Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленных в графической форме».

         

        Из заданий, вызвавших затруднения А 18,А 20, А 21 относятся к базовому уровню, А 24 – к повышенному.

Допущены ошибки в заданиях по умению применять биологические знания в практической деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и средой их обитания, в теме «Учение об эволюции органического мира».

6. Результаты выполнения заданий второй части работы, типичные ошибки

Данные задания оценивались от 0 до 3 баллов. Затруднения вызвало задание В4, где нужно было вставить в текст пропущенные термины, и задание В5, где нужно было по фотографии объекта дать биологические характеристики.

Таблица 6. Результаты выполнения второй части.

№ задания

% Выполнено правильно

% Выполнено частично

В1

100

В2

100

В3

100

В4

33,3

В5

33.3

66,6

Все задания этой части относятся к повышенному уровню сложности.

7. Результаты выполнения заданий третьей части работы, типичные ошибки

        Таблица 7 « Результаты выполнения третьей части».

№ задания

% выполнено на 3 балла

% выполнено на 2 балла

%

выполнено на 1 балл

С1

-

66,6

С2

33,3

66,6

С3

66,6

Хуже всего экзаменуемые справились с заданиями с заданием С1. Оно требовали развёрнутого ответа.

        В задании С1 проверялось применять знания по биологии человека в практических ситуациях, а именно – соблюдение санитарно-гигиениеческих норм и правил здорового образа жизни

        Все задания этой части относятся к повышенному уровню сложности.

8. Выводы по подготовке к экзамену

         

        В процессе организации систематического повторения четырехгодичного курса биологии следует обеспечить обобщение наиболее значимого и сложного для понимания школьников материала из разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье». Особое внимание при повторении необходимо уделять следующим вопросам школьного курса биологии: способам познания живой природы и собственного организма; исторического развития растительного и животного мира; вопросам экологии; строению и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы; особенностям строения и жизнедеятельности организма человека, его отдельным системам в контексте гигиены и санитарии и первой доврачебной медицинской помощи.

                При проведении различных форм текущего контроля следует использовать задания, аналогичные заданиям ГИА-9. Основной акцент при проверке должен быть направлен на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии. Особенное внимание обратить на отработку нового типа задания характеристика биологического объекта по фотографии.

        В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание следует уделить работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.

В системе повторения центральное место должен занимать раздел «Человек и его здоровье». При повторении следует обращать внимание на отработку умений обосновывать то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленную на сохранение и укрепление здоровья человека.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Большая Чечуйка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

«СОГЛАСОВАНО»

«Утверждаю»

Методическим советом  МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»

________(Левонисова Н.В.  )          

Директор  МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»

_______  / Линькова М.А../

Протокол №  1     от  «31»  августа  2018года

Приказ № 83   от   «01» сентября           2018 года

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

Подготовки к ОГЭ  биологии

9  класс

Ступень обучения: основное общее

Уровень: базовый

                                                                                       Учитель: Клевцова Г.В.,                    высшая категория

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         На уроках биологии в 9  классах недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых  школьниками знаний   из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира,  его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

         Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ОГЭ  следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

          Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

       В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся

  умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

       Курс рассчитан на обучающихся 9 классов. Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1часу. Курс рассчитан на 1 год, всего 34 часа.

     В качестве текущего контроля знаний и умений обучающихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий и прошедший года.

 Цель: Подготовка к  успешной  сдаче ОГЭ обучающихся 9  классов.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы   из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;
  • формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
  •  научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Требования  к уровню  подготовки учащихся

В результате изучения курса обучающий должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера—глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Название темы

Обсуждаемые вопросы

1.

1.

Введение. Знакомство со структурой экзаменационной работы. Клеточное строение организмов.Признаки организмов.

Вводное тестирование.

  • планирование
  • методы научных исследований
  • значение биологических знаний

Раздел 1. Развитие жизни - от неклеточных форм к высшим растениям. (5часов)

2.

1.

Неклеточная форма жизни -Вирусы. Царство Бактерии. Царство Грибы.

-общая характеристика, многообразие, значение в природе и жизни людей

3.

2.

Низшие растения. Водоросли. Отдел лишайники.

- общая характеристика, многообразие, значение в природе и жизни людей

4.

3.

Высшие споровые растения. Отделы Мохообразные, Папоротникообразные, Хвощеобразные, Плаунообразные.

- общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей

5.

4.

Отдел Голосеменные.

- общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей

6.

5.

Отдел Покрытосеменные.

- общая характеристика, жизнедеятельность, многообразие, значение в природе и жизни людей

Раздел 2. Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Строение и систематика.(5часов)

7.

1.

Растительные ткани.

  • образовательные или меристемы
  • покровные (кожица - эпидерма, пробка-перидерма)
  • проводящие (сосуды, ситовидные трубки)
  • древесина (ксилема),
  • луб (флоэма)
  • механическая (склеренхима - волокна)
  • основные ткани (паренхима)
  •  запасающая,
  • ассимиляционная

8.

2.

Вегетативные органы - корень, стебель, лист. Вегетативное размножение цветковых растений.

  • орган и его функции
  • видоизменения органов
  • вегетативное размножение

9.

3.

Цветок, семя, плод.

  • строение и функции генеративных органов
  • соцветия

-двойное оплодотворение цветковых

10.

4.

Систематика цветковых растений.

- отличительные признаки классов и семейств, характеристика семейств, фазы развития пшеницы

11.

5.

Растительные сообщества. Экологические группы растений.

Выполнение варианта КИМ

- фитоценоз, флора, преобладающие и сопутствующие виды, ярусность

Раздел 3. Царство Животные. (9часов)

12.

1.

Простейшие.

  • строение, жизнедеятельность, значение
  • конъюгация
  • многообразие

13.

2.

Тип Кишечнополостные.

  • строение, жизнедеятельность, значение и многообразие
  • эктодерма, энтодерма

14.

3.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви.

  • строение, жизнедеятельность, значение и их многообразие
  • паренхима, первичная и вторичная полость
  • циклы развития паразитических червей

15.

4.

Тип Моллюски.

Тип Членистоногие.

- строение, жизнедеятельность, значение, многообразие

16.

5.

Сравнительная характеристика основных типов беспозвоночных животных.

- ароморфозы многоклеточных беспозвоночных

17.

6.

Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовые.

- ароморфозы классов типа Хордовые

18.

7.

Надкласс Рыбы.

- сравнение классов Хрящевые и Костные рыбы

19.

8.

Классы Земноводные, Пресмыкающиеся.

- сравнение классов Земноводные и Пресмыкающиеся, их классификация

20.

9.

Классы Птицы, Млекопитающие.

Выполнение варианта КИМ

  • приспособленность птиц к полету, выраженная в строении и жизнедеятельности
  • признаки усложнения млекопитающих
  • многообразие и значение

Раздел 4. Развитие жизни на Земле. (2часа)

21.

1.

Эволюция животного и растительного мира.

-геологические эры и периоды

  • эволюция животных и растений
  • ароморфозы

22.

2.

Происхождение человека.

Тестирование

  • этапы эволюции человека
  • признаки Человека разумного

Раздел 5. Организм человека как единое целое.(2часа)

23.

1.

Общий обзор организма человека.

- ткани, орган, системы органов и их функции, функциональная система

24.

2.

Развитие организма человека.

  • внутриутробное развитие
  • развитие после рождения

Раздел 6. Системы органов: строение и функции.(10часов)

25.

1.

Нервная система.

  • структура и функции
  • регуляция

26.

2.

Железы внутренней секреции.

  • строение, функции желез и гормонов
  • гормональные нарушения и их профилактика

27.

3.

Система опоры и движения.

- строение и функции скелета и мышц

28.

4.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

  • гомеостаз
  • строение и функции форменных элементов
  • иммунитет

29.

5.

Кровообращение.

- сердце и сосуды, работа сердца, круги кровообращения

30.

6.

Дыхание.

Выполнение варианта КИМ.

  • строение и функции органов дыхания
  • газообмен, гигиена

31.

7.

Пищеварение.

  • строение и функции органов пищеварения
  • профилактика кишечных заболеваний

32.

8.

Метаболизм. Выделение. Кожа

  • обмен веществ и энергии
  • строение и функции органов выделения
  • строение и функции покровного органа

33.

9.

Анализаторы и восприятие. Высшая нервная деятельность.

  • органы чувств, строение, функции, гигиена, профилактика нарушений
  • условный и безусловный рефлексы, временная связь, возбуждение и торможение
  • особенности ВНД человека
  • первая сигнальная система
  • вторая сигнальная система
  • сон и сновидения, гигиена сна

34.

10.

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

- тестирование

                                                                               Итого:        34  часа.  

Источники информации для обучающихся

Перечень ресурсов Интернет при подготовке к ОГЭ по биологии

  • Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru
  • Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
  • Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
  • Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
  • Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru
  • Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации -  fipi.ru  
  • Интерактивная линия - internet-school.ru
  • Незнайка.про - https://neznaika.pro
  • РешуОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru

 

 Перечень печатных ресурсов при подготовки к ОГЭ по биологии

 Учебники для обучающихся:

  1. Биология. Бактерии. Грибы Растения. 5 класс.  В.В. Пасечник
  2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.  В.В. Пасечник.
  3. Биология. Животные. 7 класс. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
  4. Биология. Человек. 8 кл.  В. Д. Колесов, Р. Д. Маш. и др.  
  5. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник

 

Учебные пособия для обучающихся:

  1. Лернер Г.И.: ОГЭ-2017. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. – М.: АСТ, 2017. – 128 с.
  2. Лернер Г.И . ОГЭ-2017.Биология:сборник заданий : 9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2017
  3. Лернер Г.И.  ОГЭ-2017.Биология:сборник заданий: 9класс-М.:Эксмо,2017.-240с.
  4. Шабанов Д.А.Кравченко М.А. ОГЭ. Универсальный справочник. - Издательство: Эксмо-Пресс, 2017 г. – 272 с. 



Предварительный просмотр:

Результаты пробного экзамена по биологии

Дата проведения: 19 апреля 2019 г

Место проведения: МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»

класс

Кол-во

выпускников всего

Выполняли работу

Выполнили на

Средняя оценка

Успеваемость %

Качество знаний %

Учитель

«5»

«4»

«3»

«2»

9

3

2

0

0

2

0

3

100

0

Клевцова Г.В.

Анализ протокола проверки результатов   огэ по  биологии

ФИО ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Первичный балл

Оценка

1

Дорошенко Анна

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

1

0

1

1

2

2

0

0

0

1

0

0

0

14

3

2

Чернова Дарья

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

2

0

0

0

0

1

1

3

3

0

21

3

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

Работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.

За верное выполнение каждого из заданий 1–22 выставляется 1 балл. В другом случае – 0 баллов. За верное выполнение каждого из заданий 23–28 выставляется 2 балла.

За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задание 25 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок.

За ответы на задания 26 и 27 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Задания 29–32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 46

  • 0—12 баллов — отметка «2»
  • 13—25 баллов — отметка «3»
  • 26—36 баллов — отметка «4»
  • 37—46 баллов — отметка «5»

Анализ

Особенно высок процент правильных ответов на вопросы (справились все учащиеся)

  1. Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей.
  2. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

4. Царство Растения.

5. Царство Животные.

10. Опора и движение.

13. Питание. Дыхание.

20. Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме.

21. Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого.

24. Умение проводить множественный выбор.

Все это позволяет считать состояние подготовки участников экзамена по биологии на базовом уровне удовлетворительным.

Наибольшие затруднения при выполнении заданий базового уровня возникли в следующих темах

9. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

15. Органы чувств.

17. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.

18. Влияние экологических факторов на организмы.

23. Умение проводить множественный выбор.

31. Умение определять энерготраты при различной физической нагрузке. Составлять рационы питания.

32. Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания.

Таким образом, в 1 части наилучшие результаты получены при выполнении заданий, предусматривающих проверку знаний главнейших биологических понятий и явлений, а также понимание основ строения и функционирования клеток и систем организменного уровня. Но следует больше внимания уделять вопросам из области систематики и многообразия организмов, которые изучались ещё в 6-8 классах. Вопросы о структуре и функционировании надорганизменных систем, нейрогуморальной регуляции в организме человека, метаболизме, селекции и биотехнологии вызвали у учащихся многочисленные затруднения. Эти разделы программы по существу трудны для понимания, и при этом на их изучение отводится совсем немного учебного времени.

Задания части 2 проверяли следующие умения:

  • Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)
  • Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
  • Умение определять энерготраты при различной физической нагрузке. Составлять рационы питания.
  • Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания.

Анализ результатов выполнения заданий второй части работы показывает, что. наиболее трудными оказались задания 31 и 32. Причина слабого выполнения заданий В2возможно, связана не только с отсутствием конкретных знаний той или иной темы, но и с типом самого задания. Данные задания связаны с составлением рациона и определением энергозатрат. Такого типа задания не встречаются учащимся в школьной программе и вызывают трудности в выполнении.

Рекомендации

1.Формировать навыки работы с тестами, схемами, таблицами, рисунками. 2.Требовательнее подходить к отбору учебной литературы, учитывая специфику образовательной программы и познавательных возможностей класса.

3.При организации повторения следует обеспечить систематизацию и обобщение материала из разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье».

4. Усилить внимание к формированию следующих умений:

  • -узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления;
  • -давать определения основных биологических понятий;
  • -пользоваться биологическими терминами и понятиями;
  • - объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления;
  • -устанавливать причинно-следственные связи, проводить анализ, обобщение, формулирование выводов;
  • -использовать приобретенные знания в практической деятельности;
  • -систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи;
  • -характеризовать нормы здорового образа жизни, поведения в природе;
  • -составлять свободный развернутый ответ, письменно излагать свои мысли;
  • -закреплять навыки использования конкретных знаний для анализа ситуации.