Главные вкладки

    Консультации

    Консультации для родителей и педагогов
     
    Не жалейте время на детей,
    Разглядите взрослых в них людей,
    Перестаньте ссориться и злиться,
    Попытайтесь с ними подружиться.
    Постарайтесь их не упрекать,
    Вовремя послушать и понять,
    Обогрейте их своим теплом,
    Крепостью для них пусть станет дом.
    Вместе с ними пробуйте, ищите,
    Обо всем на свете говорите,
    И всегда незримо направляйте.
    И во всех делах им помогайте.
    Научитесь детям доверять -
    Каждый шаг не нужно проверять,
    Мненье и совет их уважайте,
    Дети – мудрецы, не забывайте!
    И всегда надейтесь на детей,
    И любите их душою всей -
    Так, как невозможно описать.
    Вам тогда детей не потерять!

    гиперактивные дети  

     

    http://www.youtube.com/watch?v=ozWS6TwOSho&feature=related - типы агрессии у детей и способы построения отношений 

    http://www.youtube.com/user/moskasd#p/a/u/2/a8n4tnqHX8k  - гиперактивные дети

    http://youtu.be/P2voiKI3oL4  - детские страхи (часть1)

    http://youtu.be/UluEqeK0sOA  - детские страхи (часть2)

    Тесты для родителей:

     """Тhttp://www.ya-roditel.ru/parents/tests/ 

    •  Ваши отношения с подростком
    • Насколько вы ответственный родитель? (оценка родительского мастерства)
    • Ваш стиль воспитания
    • Ради ребенка?
    • Тип темперамента вашего ребенка
    • Детско-родительские конфликты: ваш тип поведения.
    • Ваша семья
    • Готов ли ваш ребенок к школе? 

     

    http://psi-school.ru/ - Меню школьного психолога

     

    http://www.youtube.com/user/moskasd#p/a/u/2/a8n4tnqHX8kТипы агрессии у детей и способы построения отношений    

      http://www.youtube.com/user/moskasd#p/a/u/2/a8n4tnqHX8k гиперактивные дети  гиперактивные дети  - -

     Причины психологического неблагополу

      http://www.youtube.com/user/moskasd#p/a/u/2/a8n4tnqHX8k http://www.youtube.com/user/moskasd#p/a/u/2/a8n4tnqHX8k http://www.youtube.com/user/moskasd#p/a/u/2/a8n4tnq

     

    Россия - без жестокости к детям!

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Памятка для педагога «Темперамент личности»

    Качества

    Сангвиник

    Холерик

    Флегматик

    Меланхолик

    Эмоциональная позиция в общении

    Общается радостно-инициативно, со всеми «на равных», стремится к общению с незнакомыми

    Общается требовательно, но не с каждым, стремится к превосходству, доминированию над партнером

    Пассивен в общении

    Зависим в общении, зависит от расположения партнера

    Роль в общении

    Развлекатель, шутник, старается всех рассмешить

    Подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен

    Спокойный созерцатель

    Подопечный, беззащитный

    Самооценка

    Неустойчиво повышенная, рассказывает об успехах, всегда на виду

    Наивысшая, открыто стремится к первенству, соперничает

    Несколько занижена, в группе не на виду, скромен

    Устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен

    Уверенность в себе

    Надеется на удачу, нет самоуверенности

    Самоуверен, насмешлив, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости

    Нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценит себя объективно, не унывает

    В себе не уверен, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки

    Подчинение

    Обычно подчиняется авторитету сверстника или старшего, допускает шалости

    Подчиняется, только если соучаствует в руководстве, стремится общаться со старшими «на равных», нередко вызывающее сопротивляется воле старших

    Подчиняется авторитетным сверстникам и старшим, не нарушает запретов, не исполнителен по причине инерции

    Легко подчиняется авторитетам, не нарушает запретов, критичен к несправедливым требованиям

    Оберегание достоинства

    Не оберегается от насмешек, не гордый, необидчивый, негневливый

    Оберегая достоинство, гневно реагирует на критику, неподчинение, невнимание

    Не оберегается от насмешек, не чувствителен к ним, необидчивый, негневливый

    Остро раним, оберегается пассивно,  не давая отпора

    Дружба и любовь

    Часто влюбляется, переживает симпатии ярко, легко и весело

    Дружит с немногими, другом командует, страстно привязан, склонен к гневу, ревности, разрыву «из принципа»

    Не склонен к внешнему проявлению чувств, приятельство и спокойную привязанность предпочитает волнениям влюбленности

    Привязанности глубокие и стойкие, предан, подчиняется в паре, тоскует от неразделенной любви, стыдится открыть свое чувство, однолюб

    Решения

    Поспешные, часто несамостоятельные (по подражанию), неустойчивые

    Быстрые, самостоятельные, непреклонные, негибкие

    Самостоятельные, незамедлительные

    Несамостоятельные (любит посоветоваться), небыстрые, устойчивые

    Речь

    Легкая, певучая, богатая, образная, остроумная

    Авторитетная, громкая, требовательная, немногословная, быстрая, внушающая

    Замедленная, немногословная, негромкая, неэмоциональная (предпочитают роль слушателя)

    Затрудненная, взволнованная, «исповедальная», тихая, с просительно-нерешительными интонациями

    Мимика

    Разнообразная, живая, артистичная

    Резкая, выразительная

    Невыразительная

    Небогатая

    Выражение лица

    Беспечное, веселое, игриво-насмешливое

    Боевито-нахмуренное

    Спокойное, умиротворенное

    Робкое, грустное

    Движения, походка

    Подвижные, быстрые, «непоседа»

    Стремительные, напряженные, резкие

    Замедленные, плавные, расслабленные

    Замедленные, неплавные, неритмичные

    Реакция на боль, опасность

    Немного боится боли, старается избежать опасности, под влиянием примера идет на риск

    Реакция на боль снижена, стремится к опасности, любит риск, борьбу, открытый конфликт с противником

    Не боится опасности и боли, не избегает их, но и не стремится к ним, избегает риска и конфликтов

    Страшится боли и опасности, долго не забывает боли, угнетен чужой болью и страданием

    Аппетит

    Хороший, «лакомка»

    Ест быстро, много, к пище не избирателен, плохо переносит отсрочку еды

    Насыщается небыстро, Ценит процесс еды, терпим к отсрочке еды

    Сниженный

    Сон

    Средней длительности с красочными сновидениями

    Спит мало и чутко, поздно засыпает, рано просыпается, любит работать ночью

    Быстро засыпает, спит глубоко и долго, пробудить трудно, склонен к дневному сну, сновидения редки

    Сон повышенной длительности, вечером ощутима усталость, клонит ко сну

    Желания

    Разнообразные, изменчивые, неупорные, «капризы»

    Страстные, негибкие, устойчивые, напряженные, их энергия усиливается при запретах, препятствиях

    Не отличаются разнообразием, упорные, не слабеют при преградах

    Неустойчивые, при запретах слабеют, но не угасают, типичны долго нереализуемые мечты

    Трудовая и учебная деятельность

    Недостает терпения и настойчивости. Работают с увлечением до тех пор, пока им интересно. Любят частую смену общения, рода занятий, переход от одного ритма жизни к другому.

    Стремятся к чередованию неоднородных действий. Быстро переключаются, любят частые перемещения, смену впечатлений. Стремятся лидировать в групповой деятельности.

    Тщательно планирую работу, педантично контролируют. Предпочитают стереотипные способы действия, пунктуальный распорядок. Работают медленно, но добиваются больших успехов.

    Противопоказаны  стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы». Предпочитают выполнение однообразных действий. Могут быть хорошими педагогами, деятелями искусства.

    Стиль взаимодействия

    Лучше воспринимает замечания в виде шутки

    Индивидуальная беседа, совет, намек. Публичное порицание вызывает взрыв, агрессию.

    Нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований – дать для этого время.

    Индивидуальная беседа, совет, намек. Публичное порицание вызывает обиду, подавленность и неуверенность в себе.

    Сангвиник

    Холерик

    Флегматик

    Меланхолик

    Внешние проявления

    - Жизнерадостный, энергичный.

    - живая мимика,

    - Настроение в основном хорошее.

    - Находчив, дисциплинирован.

    - решительный, инициативный

    - резкий, вспыльчивый

    - увлекающаяся, страстная натура

    - настроение чаще всего боевое

    - уравновешен, невозмутим

    - настроение ровное

    - приверженец раз и навсегда выработанных схем и правил

    - высокая эмоциональная чувствительность, ранимость

    - робость, неуверенность в себе

    Общение

    Общительный и отзывчивый

    Общителен, но излишне резок

    Малообщителен. С трудом сходится с новыми людьми.

    - малообщителен

    - застенчивый

    Сильные стороны

    - Быстро привыкает ко всему новому

    - Спокойно переживает неудачи и критику.

    - настойчивость, упорство

    - энергичность

    - способность быстро принимать решения и действовать

    - Терпелив, настойчив

    - основателен и аккуратен

    - не расходует силы по пустякам.

    - снисходителен к колкостям в свой адрес

    - хорошо работает в знакомой обстановке

    - четко следует алгоритму

    - аккуратен

    - тактичен

    Слабые стороны

    - не доделывает то, что не интересно

    - Склонен переоценивать себя.

    - Может быть несобранным

    - вспыльчивость, агрессивность

    - нетерпимость к чужим недостаткам

    - плохо переносит критику

    - с трудом переключается на новую деятельность

    - долго и трудно адаптируется в новых ситуациях

    - ненаходчив

    - мало эмоционален

    - с трудом переносит все новое

    - долго переучивается

    - внушаемый, мнительный

    - теряется в незнакомой обстановке

    - болезненно чувствителен

    Отношение к учебе

    - Активно включается в работу

    - Работоспособен и усидчив

    - Плохо переносит монотонную, однообразную деятельность

    - Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

    - При ответах часто может начать импровизировать, отходя от книжного текста

    - настойчивое стремление ко всему  новому

    - целеустремленность

    - преодолевает возникающие трудности

    - легко находит несколько вариантов решения поставленной задачи

    - медленно сосредотачивается, но не отвлекается

    - неутомимы труженик

     - доводит начатое до конца

    - трезво оценивает свои возможности

    - хорошо выполняет монотонную работу

    - низкая работоспособность

    - быстро утомляется

    - предпочитает работать по алгоритму, «шаг за шагом»

    - в работу «входит» медленно

    - при возникновении трудностей «опускает руки»

    Приемы работы

    - Фронтальный опрос в быстром темпе

    - Исправление ошибок в ответах других детей

    - Важна практическая сторона получаемых знаний

    - Постановка сложных задач, требующих сосредоточения

    - Нужно повторение пройденного

    - Систематическое поощрение

    - коллективная проектная деятельность

    - интенсивные фронтальные опросы, в том числе и по только что пройденному материалу

    - в новых знаниях важна их общественная значимость, престижность

    - хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартных решений

    - походит проблемное изложение материала

    - нужно время, чтобы сосредоточиться на уроке

    - необходимы наглядные схемы, чтобы структурировать материал

    - запоминает медленно, но крепко; необходима проработка нового материала дома

    - лучше индивидуальная самостоятельная работа по карточкам;

    - фронтальный опрос – по заранее известным вопросам

    - хорошо выполняет монотонную работу, требующую планомерности

    - легко составляет списки,  планы, классификации

    - лучше работает при письменном опросе – успевает сосредоточиться

    - малейшая критика надолго выбивает из колеи

    - нуждается в постоянном подбадривании, похвале



    Предварительный просмотр:

    Холерик

    Общая характеристика:

    Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

    Ежедневные проблемы:

    - часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;

    - задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;

    - с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;

    - излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;

    - холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;

    - проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

    Ошибки родителей:

    Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

    Рекомендации:

    Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

    Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

    Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

    Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

    Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

    Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

    Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость. Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесьпонять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

    Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

    Сангвиник

    Общая характеристика:

    Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

    Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

    Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

    Ежедневные проблемы:

    - если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;

    - если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

    - не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

    Ошибки родителей:

    Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам

    сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

    Рекомендации:

    Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

    Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

    Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

    Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

    Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

    Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

    Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента.

    Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

    Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

    Флегматик

    Общая характеристика:

    Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

    Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

    Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

    Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

    Ежедневные проблемы:

    - пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

    - если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";

    - попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;

    - маленький флегматик способен заставить вас

     неделю читать одну и ту же сказку на ночь,

     не позволяя изменить в ней ни одного слова;

    - хитрый ленивец может нарочно еще медленнее

     двигаться, чтобы замученный ожиданием

    родитель вышел из себя и быстренько

    сделал все сам;

    - предлагая сыночку или доченьке

    выбрать новую ручку для школы,

    готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь

    ассортимент, и все равно

    вы сделаете выбор за него.

    Ошибки родителей:

    - не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;

    - не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;

    - не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами;

    - наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

    Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

    Рекомендации:

    Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции. Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

    С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними.

    Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его

    собственных.

    Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

    Меланхолик

    Общая характеристика:

    Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

    Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

    Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

    Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

    Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

    У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

    Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

    Ежедневные проблемы:

    - делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";

    - в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир,

    наконец, покажется вполне приемлемым, и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;

    - отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";

    - вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных

    мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

    Ошибки родителей:

    Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

    Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

    Рекомендации:

    Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

    Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

    Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

    Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться.

    Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что

    вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать

    свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра,эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

    Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

    8



    Предварительный просмотр:

    Самооценка дошкольника

    Что такое самооценка? 

    Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

    Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

    Как проявляется уровень самооценки в поведении? 

    Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

    Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

    При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

    Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

    Тест «ЛЕСЕНКА»
    (тест «Десять ступенек»)

    Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка". Его используют с 3-х лет.

    Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

    1. Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
    2. Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
    3. А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.
      Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

    Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

    Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

    1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
    2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
    3. Поощряйте в ребенку инициативу.
    4. Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
    5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
    6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

    Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

    "Имя" 

    Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, xем он есть сейчас.

    "Проигрывание ситуаций" 

    Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

    -- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

    -- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

    -- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

    "Жмурки" 

    Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

    "Зеркало" 

    В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

    Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

    Самооценка младшего школьника


    Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

    Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.

    Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.

    Предлагаю использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки". Ученикам предлагается выполнить любое письменное задание. Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три учительницы из трех разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком, в ходе которой выясняются ответы на вопросы:

    1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?

    2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

    3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?

    В ходе беседы взрослый старается не навязывать свое мнение, ответы фиксируются и анализируются.

    Уровень самооценки определяется по следующим показателям:

      совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;

      характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы.

    Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.

    Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов: они информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.

    Если у дошкольников наличие завышенной самооценки является нормальным явлением, при условии, что она проявляется непостоянно (не во всех тестированиях), то у школьников завышенная самооценка (также, как и заниженная) требует внимания педагога, психолога и родителей.

    Самооценка подростка

    Исправляем недостатки – у тебя занижена самооценка?

    1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

    2.    Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.

    3.    Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

    4.    Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

    5.    Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

    6.    Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

    7.    Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

    8.    Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

    9.    Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

    10.Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

    11.Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

    12.Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.

    Упражнения по коррекции заниженной самооценки:

    1.    Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой. 

    2.    Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других. 

    3.    Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу. 

    А если самооценка завышена?

    1.  Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

    2.    Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

    3.    Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".

    4.    Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

    5.    Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

    6.    При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

    7.    Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

    8.    Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

    9.    Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

    10.  Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то что помешало этому.

    11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

    12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

    Упражнения по коррекции завышенной самооценки:

    1.    Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях. 

    2.    Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим. 

    3.    Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя. 

    4.    Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль. 

    6



    Предварительный просмотр:

    Возрастно-специфические причины школьной тревожности

    Этап обучения

    Возрастные задачи развития

    Социально-педагогическая ситуация

    Типичные причины школьной тревожности

    1 класс

    Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических про цессов

    Изменяющаяся: предполагает осво ение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик- учитель, ученик -одноклассники, ученик -родители ученика)

    Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями). Столкновение с системой школьных оценок

    2-4 класс

    Развитие познавательной сферы, выработка и за крепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности

    Стабильная (как правило): ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимо действует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

    Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

    Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

    Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам

    5 класс

    Начало процесса смены ведущего вида деятель ности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками

    Изменяющаяся: ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса

    Необходимость осваивать «новую школьную территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю. Смена классного руководителя. Необходимость адаптироваться к новому (или измененному)классному коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи

    6-8 классы

    Развитие самосознания. Формирование абстрактного мышления Формирование чувства взрослости

    Стабильная (как правило): подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

    Неуспешность во взаимодействии с учителями и одноклассниками.

    Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

    Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка.

     Трудности переживания кризиса подросткового возраста.                              

     Астенизация как следствие бурного физиологического развития.

    9 класс

    Первичное профессиональное самоопределение -

    Изменяющаяся: подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута

    Неопределенность дальнейших жизненных Переживание ответственности совершаемого «посланиями» родителей и педагогов. Столкновение с ситуацией выпускных случаев. набора в 10-й класс. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

    10 класс

    Профессиональное и личностное самоопределение

    Изменяющаяся: учащийся сталкивается с принципиально новым уровнем требований, усложнением учебной программы

    Резкое усложнение учебной программы. Изменение системы контроля и оценки знаний. Необходимость адаптироваться к новому или старому  коллективу. Неуспешность во взаимодействии с  учителями или одноклассниками.

    11 класс

    Изменяющаяся: Учащийся заканчивает школьное обучение и оказывается перед не обходимостью конкре тизации собственных жизненных перспектив

    Неуспешность во взаимодействии с учителями Хроническая или эпизодическая учебная Столкновение с ситуацией выпускных Переживание ответственности совершаемого «посланиями» родителей и педагогов. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы

    (из книги Микляевой А.В. «Школьная тревожность», СПб, Речь,


    Типичные проявления школьной тревожности на различных                                этапах школьного обучения

    Формы   проявления   школьной   тревожности

    Классы

    1

    2-4

    5

    6-8

    9

    10

    11

    1. Ухудшение соматического здоровья

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    2. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов)

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    3. Излишняя старательность при выполнении заданий

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    5. Раздражительность и агрессивные проявления. Вербальная и невербальная агрессия

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    8. Страх потерять или испортить школьные принадлежности

    *

    9. Страх опоздать в школу

    *

    10. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью

    *

    *

    *

    11. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом

       *

    *

    *

    *

    12. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму)

    *

    *

    *

    *

    *

    13. «Сверхценность» школьной оценки

    *

    *

    14. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний

    *

    *

    *

    *

    *

    15. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников)

    *

    *

    *

    *

    16. «Уход»в аддиктивное поведение

    *

    *

    *

    17. Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или проявление показного равнодушия

    *

    *

    *

    18. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки

    *

    *