«Формирование метапредметных связей ШСК «СКИФ-297» и основных общеобразовательных программ во внеурочной деятельности школы № 297 в соответствии с ФГОС»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 297

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Школьный Спортивный Клуб

image

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ФИТНЕС»

 

ОСНОВЫ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ

 

Пояснительная записка

 

Физическое воспитание изменяет организм человека, причем изменения затрагивают, иногда очень глубоко, и строение организма и его функциональные отправления. Очень важны точные представления о механизмах, по которым протекают функциональные изменения в организме. В изучении жизнедеятельности организма человека основную роль играют биологические науки – анатомия, физиология, гигиена

Анатомия изучает форму и строение организмов, составляющих их клеток, органов и систем; объясняет каким образом то или иное строение обеспечивает особенности жизнедеятельности организма в целом и функциональные отправления отдельных анатомических (морфологических) структур

Физиология устанавливает закономерности функционирования живых систем, изучает взаимосвязи и особенности жизнедеятельности в разных условиях окружающей среды и при изменении внутренней среды организма.

Гигиена изучает влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий жизни на состояние здоровья человека, разрабатывает мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности человека.

 

Знание анатомо-физиологических особенностей организма, гигиенических факторов в процессе занятий физическими упражнениями необходимо в физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения физкультурно-спортивной деятельности школьников.

Цель– на основе системного подхода ознакомить учащихся с основами научных знаний о целостности организма человека, сформировать понимание общих и наиболее важных закономерностей функционирования организма в различные возрастные периоды жизнедеятельности, научить комплексно и целенаправленно применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях при занятиях физической культурой и спортом.

Задачи:

-изучение строения организма человека и функционирования его органов и систем;

 -знакомство с основными понятиями и закономерностями роста и развития организма;

-овладение знаниями об особенностях строения и функционирования различных систем организма у детей школьного возраста;

-изучение основ функционирования организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом;

-овладение умениями и навыками использования знаний основ анатомии, физиологии и гигиены в процессе физического воспитания;

-ознакомление с основными методами оценки уровня физического развития.

 

Учебно-тематический план

«Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания»

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

1.Введение:

Особенности строения и жизнедеятельности клеток, тканей, органов и систем человека

2

-

2

2.Строение и функции опорно-двигательного аппарата

1

1

2

3.Обмен веществ и энергии. Питание

2

-

2

4. Строение и функции кожи. Закаливание

2

-

2

5.Сердечно-сосудистая система и внутренняя среда организма

2

-

2

6.Особенности растущего организма и изменения в нем в процессе физического воспитания

2

-

2

7.Адаптация человека к условиям внешней среды

2

-

2

8.Физиологические основы физического воспитания

1

1

2

9.Физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом

1

1

2

10.Физиологические основы здорового образа жизни

1

1

2

11.Антропометрические исследования и методика тестирования физического состояния организма человека

-

2

2

Итого часов: 22

16

6

22

 

Содержание программы
 

Тема 1. Введение. Особенности строения и жизнедеятельности клеток, тканей, органов и систем человека

Предмет и содержание курса «Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания». Значение биологических наук в подготовке специалистов по физической культуре.

Понятие о строении и основных свойствах клетки. Клетка – структурно-функциональная единица организма. Комплекс Гольджи. Функции клетки.

Понятие о тканях. Основные виды ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, костная, нервная). Краткая характеристика ткани.

Понятие об органе и системе органов. Органы как уровень структурной организации организмов. Системы органов и аппаратов. Основные анатомические понятия.

Тема 2. Строение и функции опорно-двигательного аппарата

Общие сведения об опорно-двигательной системе. Кость как орган. Классификация костей. Соединения костей (связочно-суставный аппарат). Скелет как целое. Строение скелета. Скелет головы. Скелет туловища. Позвоночный столб. Грудная клетка. Скелет верхней конечности. Скелет нижней конечности. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Мышечная система. Структура и функции скелетной мышцы. Мышечное волокно. Миофибрилла. Строение поперечно-полосатого мышечного волокна. Сокращение мышечного волокна. Функциональные особенности гладких мышц. Мышца как орган. Классификация мышц. Мышцы туловища и шеи. Мышцы верхней конечности. Мышцы нижней конечности. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
 

Тема 3. Обмен веществ и энергии. Питание

Обмен белков. Углеводный обмен. Жировой обмен. Водный и минеральный обмен. Роль обмена веществ в обеспечении потребностей организма. Обмен энергии. Обмен веществ и энергии при функциональной активности организма. Обмен энергии в мышцах. Регуляция обмена веществ и энергии.

Рациональное питание (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы). Гигиена питания. Режим питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма. Особенности питания при занятиях спортом.

Тема 4. Строение и функции кожи. Закаливание

Выделения. Значение выделения продуктов обмена веществ. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в процесс теплоотдачи. Гигиена кожи. Личная гигиена. Уход за телом. Гигиена спортивной одежды и обуви. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь.

Закаливание. Гигиенические основы закаливания. Основные правила закаливания и его организация. Закаливание воздухом. Закаливание водой. Закаливание солнцем. Закаливание в спортивной практике.

Тема 5. Сердечно-сосудистая система и внутренняя среда организма

Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Кровеносная система. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и функции. Сократительная функция сердца. Регуляция сердечной деятельности.

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа как внутренняя среда организма.

Органы иммунной системы.

Кровь как внутренняя среда организма. Понятие о гомеостазе. Состав крови: плазма, форменные элементы. Фагоцитоз. Свертывание крови. Группы крови. Функции крови. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Пульс. Кровяное давление. Гигиена ССС.

Тема 6. Особенности растущего организма и изменения в нем в процессе физического воспитания

Физическое развитие. Энергетический обмен, дыхание и кровообращение. Опорно-двигательный аппарат и развитие двигательных качеств. ЦНС и ее роль в регуляции функций при физических упражнениях. Нейроэндокринные изменения. Внутренние органы при физических нагрузках. Влияние систематических занятий спортом на организм юных спортсменов.

Тема 7. Адаптация человека к условиям внешней среды

Общие принципы и механизмы адаптации. Понятие о стрессе. Характеристика процессов адаптации. Факторы, влияющие на адаптацию организма. Использование потенциальных резервов адаптации в достижении спортивных результатов. Значение систематических занятий физической культурой в развитии защитных функций организма.

Понятие о биологических ритмах человека. Физиологические, экологические (адаптивные) биологические ритмы. Биологические ритмы и работоспособность человека.

Тема 8. Физиологические основы физического воспитания

Физиологические основы обучения движениям. Развитие двигательной функции у детей. Двигательное умение и двигательный навык. Фазы образования двигательного навыка. Понятие динамического стереотипа.

Значение физиологических закономерностей для классификации физических упражнений. Циклические и ациклические физические упражнения.

Оптимизация двигательной активности детей школьного возраста. Физиологические предпосылки урока физической культуры в школе. 

Особенности гигиены физического воспитания детей школьного возраста. Оптимальный двигательный режим как гигиеническая основа физического воспитания.

Тема 9. Физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом

Краткая физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом. Физиологические основы спортивной тренировки. Физиологическая характеристика тренированности. Предстартовое состояние (боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия). Понятие о разминке. Врабатывание. Понятия «мертвая точка» и «второе дыхание».

Общее понятие об утомлении. Утомление при физической работе. Физиологическая характеристика утомления. Фазы развития утомления: компенсированная и некомпенсированная. Физиологические процессы восстановления.

Тема 10. Физиологические основы здорового образа жизни

Понятие о здоровье. Состояние здоровья и факторы, его определяющие. Физиологические основы здоровья. Диагностика здоровья. Основные способы формирования и сохранения здоровья. Понятие о здоровом образе жизни. Роль двигательной деятельности и физической активности в жизни человека. Биологическая основа физической активности. Понятия о гипокинезии и гиподинамии.

Суточный режим школьника и его физиологические основы. Гигиенические основы режима дня учащихся. Гигиена сна.

Вредные привычки и болезненные пристрастия. Вредные последствия курения. Наркотические вещества, их действие на психику. Влияние алкоголя на организм и психику человека. Профилактика вредных привычек. Роль физической культуры и спорта в профилактике вредных привычек школьников.

Тема 11. Антропометрические исследования и методика тестирования физического состояния организма человека

Антропометрические исследования и их прикладное значение. Методика и организация проведения обследований. Весо-ростовой коэффициент (индекс Кетле). Индекс осанки. Окружность груди. Экскурсия грудной клетки. Частота сердечных сокращений (ЧСС). Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Проба Штанге. Устойчивость к гипоксии. Гибкость позвоночника. Проба Ромберга. Зрительно-двигательная реакция. Проба Рюфье. Динамометрия кисти. Становая динамометрия. Тест Купера.


Вопросы для контроля знаний учащихся:

Дайте определение понятия «клетка», ее роли в организме.

Назовите основные функции клетки.

Дайте определение понятия «ткань».

Дайте определение понятиям «орган», «система» и «аппарат органов».

Назовите основные периоды индивидуального развития человека.

Охарактеризуйте основные типы телосложения человека.

Основные возрастные особенности размеров и пропорций тела.
Функции нервной системы.

Каковы физиологические механизмы утомления при умственной и физической работе?

Что такое динамический стереотип. Почему он является физиологической основой режима дня?

Роль сна в жизнедеятельности организма.

Что такое рецептор? Его виды.

Что такое анализатор?

Объясните значение органов чувств в жизнедеятельности организма человека.

Как устроен орган зрения?

Как возникают слуховые ощущения?

Что такое вкусовой анализатор? Его строение и роль в организме.

Назовите основные функции скелета.

Объясните строение кости как органа.

Каковы основные элементы сустава, их функциональная роль?

Расскажите о строении скелетных мышц.

Перечислите функции скелетных мышц.

Классификация мышц.

Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

Каково значение физических упражнений для формирования скелета и мышц?

Опишите большой и малый круги кровообращения.

Объясните строение сердца, его основные функции.

О чем можно судить по пульсу и величине артериального давления крови?

Как изменяется пульс и величина артериального давления крови при физической нагрузке?

Как изменяются показатели сердечно-сосудистой системы под воздействием физической нагрузки?

Роль желез внутренней секреции в жизни человека.

Дайте структурно-функциональную характеристику дыхательной системы.

Назовите основные функции дыхательной системы.

Почему обмен веществ и энергии является основой процессов жизнедеятельности организма?

Какое значение имеют для организма белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, микроэлементы и витамины?

Роль кожи в жизнедеятельности организма.

Каковы способы профилактики и меры первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях?

Функции одежды и обуви, гигиенические требования к ним.

Что такое закаливание? Средства и методы закаливания.

Объясните роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.

Что такое биологический ритм человека?

Что такое здоровье?

Объясните суть понятия «здоровый образ жизни».

Перечислите основные факторы ЗОЖ.

Какова взаимозависимость работоспособности и утомления?

Каким образом можно повысить уровень физической работоспособности?

Опишите свой суточный режим. Его значение для здоровья.

Физиологические основы вредных привычек.

 

Рекомендуемая литература

 

Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 208 с., ил. – (Наука – спорту).

Биология. Справочник абитуриента /З.А. Власова. – М.: Филол. об-во «Слово», АСТ, Издательский дом «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 640 с.

Биология: Учебное пособие для поступающих в вуз. – М: РГАФК, 2000. – 212 с.

Волков В.М. Тренеру о подростке.–М.:Физкультура и спорт, 1973.–75 с.

Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Учебно-методическое пособие. – К.: Рад. шк., 1988. – 144 с.

Волков Л.В. Спортивна пiдготовка дiтей та пiдлiткiв. – К.: Вежа, 1998. – 190 с., ил. – Мова рос.

Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. – 2-е доп. и перераб. изд. – М.: Наука, 1983. – 227 с.

Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов и техн. физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 368 с., ил.

Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. – М.: Медицина, 1984. – 208 с., ил.

Полтырев С.С., Русин В.Я. Внутренние органы при физических нагрузках. – М.: Медицина, 1987. – 112 с.

Самусев Р.П., Семин Ю.М. Анатомия человека: Учебник. – Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Медицина, 1995. – 480 с., ил. – (Учеб. лит. для уч-ся мед. училищ).

Сапин М.Ф., Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 456 с.: 8 л ил.

Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с., ил.

Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 159 с.

Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с., ил.
 

Шияна: - М.: Просвещение, 1988. –224 с., ил.