3.3.Открытый урок

Суван-оол Алимаа Доржуевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

«А счастье было так возможно…»

Итоговый урок по роману «Обломов» И.А.Гончарова

                                         10 класс

                                                       

                                                                                                                                                                           

Учитель: Суван-оол А.Д.

2017г.

Цели урока:

- проверить и закрепить знание текста романа;

- научить подводить итоги изученному произведению, строить развернутые высказывания на основе прочитанного,  уметь сопоставлять и сравнивать  героя литературного произведения с личностями  современной жизни, давать оценку поступкам героев и людей; оценивать их внутренний мир.

- создать условия для знакомства с литературной критикой, посвященной роману (с фрагментами статей Добролюбова, Дружинина, Бурсова, Кулешо- ва);

- формировать умения дискуссировать, высказывать свое мнение;

- воспитывать в учащихся толерантность (терпимость) к мнению других;

Методические приемы: литературная игра «Узнай героя», самостоятельная работа в группах,  прием дискуссии, работа с СМИ.

Оборудование:

Проектор, видеоматериалы, раздаточный материал (выдержки из статей литературных критиков), представленный в виде презентации материал из журнала «Сельская новь» 2008г. №___, газеты «Доброе слово» 2014 год, №__) , иллюстрации к роману «Обломов» на сменном стенде.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече, которая, как мне хочется надеяться, будет проходить в атмосфере теплой, светлой, наполненной взаимопониманием, уважением друг к другу, открытостью.

А собрались мы по поводу… Какой повод?

Каков же предмет сегодняшнего разговора? Да, это роман Гончарова «Обломов»  (беру в руки)

И тема сегодняшнего урока: «А счастье было так возможно…»

(запись на доске).

2. Литературная игра «Узнай героя».

- « Это человек лет тридцати двух-трех лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Мнения различных героев романа о нем довольно противоречивы. Одни говорят, что он «хрустальная, прозрачная душа», что он «кроток, честен, нежен». Для других же он «олух», «трус», «лентяй», «чурбан осиновый». Вы  его узнали? Назовите его,  пожалуйста.

Ответ учеников (Илья Ильич Обломов).

Учитель: Да, верно, мы будем говорить о главном герое романа,  а также посмотрим на него критическим взглядом сквозь призму сегодняшнего дня

3. Актуализация знаний.

Учитель: А кто вспомнит год создания романа?

Ответ учеников (1859)

Да, это было, когда любители журнала «Отечественные записки» прочитали роман в первых четырех номерах за 1859 год. И тогда же появились первые отзывы. Прочтите их, пожалуйста.

(Отзывы в презентации)

«Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз…

«Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и

невременный в настоящей публике». Л. Толстой.

Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова».

И.С. Тургенев.

Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы

достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых

выдающихся мест в первом ряду русских писателей.

А. Ф. Кони.

Учитель: Это было вчера. Это взгляды из прошлого. Взгляды тех, кто жил рядом

с Гончаровым. И взгляды на роман. А каковы были взгляды современников Гончарова на его главного героя – Обломова? Что вам покажется сегодня актуальным в этих оценках, с чем вы согласитесь, с чем – нет? А ваши личные оценки героя? И цель сегодняшнего нашего урока – попытаться понять героя, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего, сравнить его с нашими современниками, найти в его образе то, что является актуальным для сегодняшнего дня.

4.Работа на основном этапе.

У нас 3 группы учеников. представляющие литературную критику, современных журналистов и свободную молодежную критику.

Первая группа -  литературные критики. Это Даржай Игорь, Бурун-оол Шончалай,  Дамдын-оол Отчугаш, Кырлыг-Кара Шагаана. Они будут представлять мнения литературных критиков о романе «Обломов».

И свой разговор о романе мы проведем в форме деловой игры. У каждой группы своя роль. Чтобы ее сыграть, надо приготовиться, вспомнить все, что вы знаете о романе, о его героях. Итак, литературные критики исследуют материалы статей Добролюбова Н.А.,Бурсова Б., Дружинина А.В.  и готовят задания по ним. Это их задача. Раздаточный материал они получили заранее. Задача журналистов, а это Микпер-оол Диана, Ондар Ай-Херел, Ондар Чингис, Орге-Диштиг Чаяна — изучить и представить  судьбы отдельных героев нашей современной жизни, а задача представителей молодежной критики, Саая Алдынай, Доржу-Нава Артыш, Тулуш Дамырак, Танова  Чечен-оола— еще раз просмотреть страницы самого романа и определить проблемы, которые являются актуальными в наши дни.

Работа в группах

На работу отводим 5-6 минут

Задание группе «Литературные критики».

Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Б Бурсова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании (Учитель читает вопросы вслух).

Но сейчас будут отвечать представители молодежной критики, а литературных критиков мы послушаем позже.

Задание группе «Молодежная критика»

Какие вопросы, поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов,

назовите их. Какой из них был актуальным, главным  для И.А. Гончарова?

Задание группе «Журналисты»

Ознакомьте, пожалуйста, нас со своими героями. С какими проблемами они столкнулись и преодолели их?

Отвечают учащиеся группы «Молодежная критика»

-  Смысл жизни, счастья, равноправие женщины, настоящей любви и дружбы, гуманизма и т.д.

Учитель: Да, это все вопросы вечные. Они интересны всегда.

- А самый главный вопрос, который поставил Гончаров в этом романе, звучит так.

Что же такое обломовщина? Обломовщина имеет социальные условия ( В условиях барского происхождения и воспитания) и национальные ( в традициях, представлениях, моральных нормах, культуре) корни. Лежание Обломова не просто лень и апатия как черты характера, а убеждение в том, что жизнь есть поэзия, отдых, покой. Обломовщину мы осуждаем, но не отрицаем поэтический идеал жизни. А еще, образ Обломова – вызов современной цивилизации с её идеей исторического прогресса. Обломов мечтает о том, чтобы люди угомонились наконец и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали заниматься техническими играми, оставили большие города и вернулись к деревенскому миру, к простой непритязательной жизни, слитой с ритмами окружающей природы. Мы можем здесь процитировать главного героя: «И сама история, - говорит он,- только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни. Вот настали они – тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание рухнуло, опять работать, гомозиться… Не остановятся ясные дни, бегут – и все течет жизнь, все течет, все ломка да ломка».

Учитель : Это ваше мнение с позиции прошлого? А каково будет мнение с позиции настоящего? (учащиеся группы каждый выступает).

Давайте изменим ситуацию и глубже исследуем мотивы действия героя. Не

изменится ли ваша позиция? Для этого мы обратимся к литературной критике.

Ответ группы « Литературные критики»

Каково мнение Добролюбова по поводу бездействия Обломова?(Обломов – барин)

Каково мнение Б. Бурсова по поводу бездействия Обломова?(не идет на компромиссы, не вступает в сделку с совестью)

Каково мнение Дружинина А.В. по поводу бездействия Обломова?(не хочет браться за дело, к которому не имеет призвания, понимая его бессмысленность)

Учитель: Чье мнение по поводу бездействия главного героя вам ближе? Чем? (группы выступают)

Слово группе «Журналисты»:

- Обломову легко рассуждать, нежась на диване всю сознательную жизнь. Для кого жил Обломов? Для чего жил? Кому помог? Кого осчастливил? Что оставил после себя? А герои наших статей завоевали право жить активной жизнью, иметь гражданскую позицию на происходящие вокруг события, еще при этом самим быть сострадательными ценой огромных душевных и физических усилий. Познакомьтесь с ними:

1. Ник Вуйчич – австралиец, родился без рук и ног, но сумел своим образом жизни подарить смысл жизни другим, ободрить их, доказать, что даже физически неполноценный человек может жить полной, радостной, счастливой жизнью. (материал презентации, видеоматериал).

2. Лейсан (Алиса) Зинатуллина – башкирская девушка, тоже родившаяся без рук, но сделавшая себя сама: умеет обслуживать себя саму своими ногами, готовит еду, спортсменка, радует свою мать своим спокойным, ласковым, но в то же время целеустремленным  характером.

3. Сергей Сапоненко – родился с ДЦП. А как в нашем обществе зачастую смотрят на ДЦП-шников, мы знаем. Он свои талантом отверг мнение о том, что эти люди обречены, что они бесполезны для общества.

Главный герой изученного нами произведения, и эти наши современники – сверстники  - им 31-32 года. А почему взгляд на жизнь такой разный? Мы тоже поддерживаем русского критика Н.Добролюбова: нет в нашей жизни гнусным

привычкам получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других!!!

(Дискуссия, обмен мнениями)

5. Работа по подведению итогов.

Учитель:

-Итак, что вы узнали, ребята?

Ответы учащихся:  

- Главный герой романа Илья Ильич Обломов вызвал многочисленные противоречивые отклики критиков, литераторов и читателей. Для одних он стал человеком «добрейшей души», для других – примером, «как нельзя жить», а третьи просто утверждали, что Обломов – «это автопортрет писателя». «Чаще всего меня видят в Обломове и говорят, что я это лицо писал с себя». (И.А.Гончаров) Размеренная жизнь писателя, без бурных страстей и серьезных перемен, давала повод к нахождению такого сходства. Друзья шутливо называли И.А.Гончарова «маркиз де Лень».

Учитель:

- И вы сегодня на уроке также высказали свои ценные мнения, ребята. Вывод я делаю, опираясь на ваши высказывания. Образ Обломова  реалистичен, узнаваем,  он  заставил вас поразмышлять о сложных вопросах жизни, такой тип людей есть и будет всегда. Симпатичны они, интересны? Это вам решать, ведь литература учит думать, размышлять, спорить и делать выводы. Но самое ценное, что мы вынесли из этого урока -  как хорошо, что вы поняли, что человек, несмотря ни на что (болезни, обстоятельства, полученное воспитание, общественные устои и т.д.) должен стремиться к своему счастью. А когда человек счастлив, счастливы и те, кто его окружает.

Для нашего героя, Обломова, счастье было так возможно…  А для вас  пусть счастье будет  всегда нужным и возможным! Спасибо за сотрудничество!

                                            (материал презентации)

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

Написание сочинения (темы на выбор)

  1. Как нежный, честный Илья Ильич становится Обломовым?
  2. Мечтательность и деятельность в понимании И.А.Гончарова.
  3. Обломов и Штольц.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Раздаточный материал

Как Н.А. Добролюбов объясняет причины бездействия Обломова?

<...>В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной

инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.

<...>.Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а

человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная

привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от

других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое

состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории…

Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859

Как Б. Бурсов объясняет причины бездействия Обломова?

Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не делать, и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому

достоинству <...> Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью <...> В обрисовке Гончарова Обломов предстает как человек, хотя и безнадежно отставший от требований времени, все же не идущий на компромиссы.

Б. Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. 1964

Каким видит Обломова-человека критик А.В. Дружинин?

Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих

всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек

своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при

иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия.

Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне независимая от той

схоластико-моральной истасканности, что пятнает собою огромное большинство

людей, его презирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И, наконец, он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека, не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному.

(Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова, — М., 1989.)

Как А.В. Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?

(…) Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней, какими страдает не один из практических людей, кидающих в него камнями. Он не имеет ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания.