Конспекты уроков

Столярова Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема четверти: "О чём говорит музыка?"
Тема урока: "Путешествие в сказочный лес"
Класс: 1
Тип урока: углубление в тему
Форма урока: путешествие

Цель: способствовать повышению активности первоклассников посредством модальных форм оценки учебной деятельности.

Задачи: 

  • Формировать знания первоклассников о том, что музыка способна выражать чувства человека и их характеры через музыкальный материал урока.
  • Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика).
  • Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Музыкальный материал: 

  • "Марш" Л.Бетховена – вход.
  • "Первый класс" Д.Кабалевского – исполнение.
  • "Петь приятно и удобно" (попевка) – исполнение.
  • "Голубой вагон" В.Шаинского – исполнение.
  • "Весёлая. Грустная" Л.Бетховена – слушание (подбери подходящие к музыке цвета).
  • "Весёлый музыкант" А.Филиппенко – поиграем в музыкантов.
  • "Колыбельная медведицы" Е.Крылатова – слушание, разучивание 1 куплета.

Оборудование: рисунки с изображением поезда, балалайки, скрипки и барабана, Умки, зайчиков весёлого музыканта, видеокараоке к песне "Колыбельная медведицы".

Игры: 

  • "Долгий звук" – на формирование умения ребят внимательно слушать и дослушивать музыку до конца.
  • "Прогулка в зимнем лесу" – игра-разминка, которая способствует развитию образного восприятия и одновременно является физминуткой.

Обозначения:

– музыкальное сопровождение или звучание музыкального фрагмента;
– поощрение ребят.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

"Марш" – вход в класс. Музыкальное приветствие. "Первый класс" исполнение.

– Здравствуйте, садитесь.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. А сказочный он потому, что там живут сказочные герои и происходят такие события, каких в нашей обычной жизни не бывает. Кроме того, во время этого путешествия вы узнаете много интересного о музыке, музыкальных инструментах, услышите уже знакомые музыкальные произведения и песни. И, конечно же, будете петь, играть, отгадывать загадки. Отправимся в путешествие при помощи волшебного поезда, который готов к поездке (см. Приложение 1), но чего-то не хватает… Ведь это тоже не обычный поезд! Чтобы он смог куда-нибудь поехать, нужно спеть какую-нибудь песню про поезд. Вы знаете такую песню?

"Голубой вагон" – исполнение 1 куплета.

– Куда же привёз нас с вами сказочный поезд? В сказочный лес! И мы здесь не одни. Это весёлый музыкант развлекает зайчиков игрой на музыкальных инструментах (см. Приложение 3).

– Ребятишки, а вы помните, на каких музыкальных инструментах он умеет играть? Как они называются? (Скрипка, балалайка и барабан).

– Пусть не каждому предстоит в будущем стать музыкантом, и овладеть игрой на каком-либо музыкальном инструменте, но представить, что мы музыканты – можем. Правда?

Вызваются по желанию несколько ребят. Они должны показать, как играть на скрипке, балалайке и барабане.

"Весёлый музыкант" – ребята изображают игру на музыкальных инструментах.

Отметить ребят словесно за замечательную игру на музыкальных инструментах, а тех, кто был в центре – путём прикосновения, поглаживания по плечу, голове.

III. Основная часть.

– А теперь я хочу рассказать подробнее о тех музыкальных инструментах, игру на которых вы пытались передать.

СКРИПКА (см. Приложение 4) сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут "царицей музыки".
В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки.
Сейчас скрипка выглядит так: у неё четыре струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звук получается от соприкосновения струн со смычком. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом.

БАЛАЛАЙКА появилась на Руси давно. Сделана из дерева. Музыкант кистью руки ударяет по струнам, и мы слышим звонкий и певучий голос балалайки. Называют этот инструмент струнным щипковым, а музыканта, играющего на балалайке, – балалаечником.
В деревнях и сёлах балалайки делали народные музыканты-самоучки. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но ещё лучше звучала песня, если ей подыгрывали на балалайке.

БАРАБАН. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались ещё первобытные люди. Позднее стали на какой-то обруч натягивать звериные шкуры.
Барабан относится к группе ударных инструментов. Играют на нём с помощью двух палочек.
Звук барабана не имеет определённой высоты.
Существует две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан.
Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то пушечные выстрелы. Малый барабан – военный, походный инструмент.

– А теперь я предлагаю вам прогуляться по лесу. Встаньте и повторяйте все движения за мной.

ПРОГУЛКА

Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Слева – берёзка в шубке стоит,
Справа – ёлка на нас глядит.
Пролетели снегири –
Как красивы они!
Вот и зайка проскакал –
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет –
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит.
Так всю зиму и проспит!
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
В лесу тишина и покой.
Ну а нам пора домой.

На месте шагают.
Разводят руки в стороны.
Отводят руку влево.
Отводят руку вправо.
Машут руками, изображая крылья птиц.

Скачут на месте.

Изображают злого волка.

Закрывают лицо руками.

Закрывают глаза, изображая сон.

Делают руками фонарики.
Приседают на корточки.
Опускают руки и садятся на свои места.

– Понравилась прогулка? Вообще-то прогулки полезны всем и в любое время года. Согласны? Они улучшают цвет лица и поднимают настроение, особенная такая прогулка как наша. Но ведь вы уже знаете, что и музыка может выражать мысли и чувства человека. Композитор сочиняет музыку для многих людей. Если бы он сочинил её только для себя, он был бы подобен врачу, лечащему только свои собственные болезни. Самые обычные чувства людей – и ребёнка, и взрослого человека – РАДОСТЬ и ПЕЧАЛЬ. И многие композиторы в своих музыкальных произведениях хотели передать именно эти чувства. Вы знаете такое произведение немецкого композитора, которое так и называется "Весёлая. Грустная". Помните ли, вы, как его зовут? (Л.В.Бетховен).

Портрет (см. Приложение 2).

– Бетховен хотел выразить такие чувства: после веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернётся веселье. Подтверждением этих слов будет сама музыка.

Игра перед слушанием "Долгий звук".

(Отметить самых внимательных).

"Весёлая. Грустная" – слушание.

Задание: подбери подходящие к музыке цвета.

(Отметить отличившихся ребят).

– Ребята, а ведь вы и не заметили, что потревожили и разбудили одного жителя сказочного леса. Я загадаю загадку, а вы должны сказать кто же это.

ЗАГАДКА.

Любит груши и мёд,
Сладкоежкою слывёт.
А ещё могу сказать,
Очень любит он поспать.

– Кто это? Медведь конечно. И нам срочно его нужно уложить спать! Давайте думать, как это можно сделать.

(Выслушаются советы ребят).

– Ребятишки, а как мама укладывает своего ребёнка спать? Что она поёт? (Колыбельную песню)

– Наш мишка тоже ещё маленький, поэтому можно попробовать усыпить его таким же способом. В мультфильме "Умка", про белого медвежонка его мама точно также пытается уложить спать. Послушайте эту песню, она наверняка вам знакома.

"Колыбельная медведицы" – слушание.

– Давайте разучим эту колыбельную и споём нашему мишке.

"Петь приятно и удобно" – исполнение.
Разучивание 1 куплета песни.
Исполнение.

– Вы так замечательно убаюкали медвежонка, что я думаю, он проспит до конца зимы. А мы возвращаемся из путешествия. Слышите, волшебный поезд уже отправляется в обратный путь.

Проигрыш песни "Голубой вагон".

IV. Итог урока.

– Вот и подошло наше путешествие к концу.   Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

(Ответы ребят)

Отмечаю активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.

Музыкальное прощание. "Марш" – выход из класса.



Предварительный просмотр:

Урок музыки "Цветы России"по теме:

"Картины природы в искусстве"

Цветок живет в музыке,
как и в других видах искусства,
ибо в нем все, что может
испытать, пережить, продумать
и прочувствовать человек!

Ф.Лист

Цель урока:

восприятие красоты родной природы в различных произведениях искусства

Задачи: 

  • Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения предложенной темы различными видами искусства;
  • Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки;
  • Развивать творческие способности, воображение, зрительно-слуховую память;
  • Формировать правильные навыки вокально-хорового исполнения;
  • Развивать навыки импровизации и сочинения простейших напевов и интонаций;
  • Формировать нравственную отзывчивость ;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Отечеству

Наглядно-методические пособия: 

  • Эпиграф на доске (слова Ф.Листа)
  • Портреты композиторов: К.Дебюсси, Р.Шумана.
  • Репродукции картин: А.Дейнека “Летнее приволье”, И. Шишкина “Цветы у опушки леса”.
  • Плакат “Поляна”, цветочки по количеству детей.
  • Карточки из альбома “Цветы России”
  • Лото на музыкальную игру “Кузнечик”
  • Детские музыкальные инструменты.

Ход урока:

I. Оргмомент 

“Музыкальное приветствие”, которое звучит в течение четверти или блока уроков, а затем может видоизменяться в зависимости от пожеланий учителя или учеников.

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Ученики: - Здравствуйте, учитель!

Учитель: - Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие,

Там ждут нас чудесные происшествия,

Прекрасные звуки и яркие краски,

Где летом цветы расцветают, как в сказке!

Наша русская природа полна прелести и чистоты, она трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Ведь не зря говорят, что природа и музыка могут размягчить даже самые равнодушные сердца.

II. Повторение пройденного материала

Учитель: - Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля,
Это русская природа,
Это Родина моя! (А. Толстой)

Исполнение русской народной песни “А я по лугу” (Ребята поют песню, совмещая пение с игрой на детских музыкальных инструментах по нотам в учебнике)

Учитель: - Молодцы!

Учитель: - Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета,
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты. (И.Сурков)

Учитель: - Перед вами поляна необычная,
Цветы здесь растут симпатичные!

(Учитель открывает на доске музыкальное лото “Кузнечик”)

Игра на музыкальных инструментах.

Игра на развитие звуковысотного слуха “Кузнечик”.

Ход игры: кузнечик прыгает по цветам так, как ему указывают (сопровождать показом руки). Движения кузнечика по цветкам изображает на металлофоне любой ребенок. Игру можно варьировать: ученик должен выбрать подходящую картинку с кузнечиком к той музыкальной мелодии, которую играет на инструменте учитель.

Повторное слушание музыки с импровизацией движений.

С. Прокофьев “Шествие кузнечиков” (дети слушают и маршируют под музыку)

Учитель: - Отвечайте, тот же час,
Что за музыка звучала здесь сейчас?

(Звучат ответы детей)

Учитель: - Молодцы, что марш кузнечиков узнали,
Композитора все угадали!

Учитель: - Мы сегодня еще много интересного
О природе России узнаем,
Поэтому путешествие наше совместное продолжаем!

III. Изучение нового материала

Учитель: - Есть в полях моей Родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их взрастила весна благовонная
В зелени летних лесов и лугов. (И. Бунин)

Учитель: - Ребята, посмотрите репродукции картин
Номер 2 и номер 1,
Что в душе у вас отразится
И с музыкальным образом соединится?

Слушание музыки 

Р. Шуман “Одинокие цветы”

Учитель: - Ваши впечатления?

Какая из картин созвучна этому музыкальному произведению?

Что это за музыкальный жанр?

Какие цветы видятся вам в этой музыке?

Какие музыкальные средства помогают их изобразить?

С какими произведениями Р.Шумана вы уже были знакомы в 1 и 2 классе?

(Звучат ответы детей)

К. Дебюсси. Романс “Полевые цветы”.

Идет беседа о созвучности картин и музыки произведений, сравнительный анализ произведений, отличие романса от пьесы и т. д.

Учитель: - Некрасивых цветов на свете нет, ведь не зря говорят, что красивым кажется все, на что смотришь с любовью!

Цветы полевые просты,
Но лед в них запрятан душистый,
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой (В. Донникова).

Учитель: - Среди обилия полевых цветов, расцвеченных разными красками есть 3 цветка, которые являются своеобразными символами России.

Творческая импровизация

(Выходят по желанию трое ребят с предварительным творческим домашним заданием: “Сочини мелодию на текст данных загадок”. Им выдается лото “Цветы”)

1-й ученик: - К вам, ребята, мы спешим
Даже дождику назло.

2-й ученик: - Знайте, мы вас не забыли
Шлем вам музыкальное письмо.

3-й ученик: - Вы все про нас узнаете.
Когда загадки наши музыкальные отгадаете.

1-й ученик: - Весь я синий, весь я яркий,
Всюду виден в спелой ржи
Для меня и в полдень
Ходят дети вдоль межи…

Ученики: - Василек!

Учитель: - Давайте споем все вместе русскую народную песню “Василек”.

Исполнение русской народной песни “Василек”

Учитель: А вот для вас следующая музыкальная загадка.

2-й ученик: - Склонился на тоненькой ножке он томно,
Звеня над лучами лиловым звоном…

Ученики: - Колокольчик!

Учитель: - Колокольчики поют,
Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный
Чувство ритма развивай –
Это очень важно!

Музыкально-ритмическая игра “Колокольчики” (на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха).

Учитель: - Давайте сначала я вам сыграю музыку, чтобы вы вспомнили ее (Звучит музыка “Колокольчики”)

- А теперь попробуйте прохлопать ритмический рисунок, а затем споем все вместе. (Дети простукивают ритм и поют.)

- Внимание! Следующая загадка звучит для вас!

3-й ученик: - Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички!..

Ученики: - Ромашки!

Учитель: - Посреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки поднимаются прибоем. (С.Красиков)

Вокально-хоровая работа

Разучивание песни Ю.Читкова “Ромашковая Русь”

(Работа над интонацией, четкой артикуляцией, голосоведением, своевременным началом и окончанием музыкальных фраз).

IV. Обобщение 

Учитель: - Цветы, цветы… Как много их
И розовых и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях
Цветы, цветы… Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля. (Г. Суворов)

Но как еще много цветов погибает от рук человеческих…

Ученики: - Ведь, если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Ученики: - Пусть же радуется кто-то –
На цветы среди полей,
У цветов своя работа –
В жизни радовать людей:

Ученики: - Любовь к родной природе – это и любовь к своей Отчизне! И цветы живут и радуют людей не только в природе, но и в музыке, и в живописи. Они радуют нас и учат любить окружающий нас мир во всех проявлениях.

Слушание песни Е. Птичкина “Цветы России”

V. Рефлексия (итог урока) 

Учитель: - Кому понравился
И интересен был урок,
Кто понял многое сегодня
Из наших музыкальных строк,
Тот пусть цветок посадит свой
На поляне нашей
Пока еще совсем пустой!

(Дети прикрепляют свои цветочки на плакат “Полянка”)

Учитель: - Спасибо всем ребятам за совместное путешествие в музыкальный мир русской природы!



Предварительный просмотр:

Тема урока: "Вальс"

Цели урока:

  • сформировать представление о вальсе, развить умения учащихся работать с техническими средствами при знакомстве с музыкой;
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов.

Предварительная подготовка: подбор литературы, аудио и видеозаписей, фотографий с изображением танцев, портрет И.Штрауса.

Урок проходит в компьютерном классе с использованием компьютера и экрана.

ХОД УРОКА

Звучит в записи “Вальс” Ж.Браля.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения. Радостное настроение – почему?! Разумом не поняли, а заулыбались. Музыка! А что можно сказать о ней?

Учащиеся: Вальсовая, танцевальная, радостная, поднимает настроение.

Учитель: Это вальс. А что такое вальс?

Учащиеся: Это танец, когда танцуют вдвоем.

Учитель: А вы умеете танцевать вальс? Это современный танец?

Посмотрите фотографии различных танцев и постарайтесь найти на них вальс.

Во время работы учащихся идет фонограмма мелодии вальса. Учащиеся находят фотографии с изображением вальса.

Учитель: Почему вы выбрали именно эти фотографии?

Учащиеся: Потому что изображенные на них люди танцуют вдвоем, кружась.

Учитель: Так танцевали вальс в начале XIX века (воспроизведение видеодиска “Война и мир”, бал Наташи Ростовой). Вальс в переводе с немецкого – “вращать”. Многие композиторы писали вальс, но только одного из них называли королем вальса. (На экране  портрет И.Штрауса) Посмотрите на портрет. На нем изображен великий король венского вальса – Иоганн Штраус. Его отец – Иоганн Штраус был родоначальником венского вальса. Его путь продолжил сын – Иоганн Штраус, который покорил Вену с первого концерта. А “Аллегорический вальс” был исполнен на “бис” 19 раз! Представляете, какая это должна быть музыка! Давайте попробуем разгадать загадку Иоганна Штрауса.

Звучит вальс “Голубой Дунай”.

Учитель: Вступление к вальсу – это какой-то большой секрет, необыкновенное ожидание, которое приносит всегда больше радости, чем даже самое какое-то радостное событие.

Еще раз звучит вступление к вальсу, но уже большой фрагмент.

– Было ли у вас ощущение, что за время этого выступления вальс мог начаться много раз?

Учащиеся: Да!

Учитель: Подумайте, ребята, откуда Иоганн Штраус брал свои мелодии?

Звучит вальс “Сказки венского леса”

– Ребята, а какую картину представляете вы, слушая эту музыку?

Учащиеся рассказывают о своих эмоциях, переживаниях.

Учитель: А вальс – салонный танец? Где его танцуют?

Учащиеся: Везде: в школе, дома, на улице, в ресторане.

Учитель: Совершенно верно. А какие названия – “Голубой Дунай”, “Сказки венского леса”, “Венские голоса”. И. Штраус написал 16 оперетт, и сейчас мы послушаем вальс из оперетты “Летучая мышь”. А я попрошу вас одним словом ответить, что же такое вальс? Только не говорите мне, что это танец.

Звучит мелодия вальса, на экране идет изображение танца.

Учитель: Что же такое вальс?

Учащиеся: Радость, красота, нежность, душа, задумчивость, жизнь.

Учитель: А разве можно без всего этого жить?

Учащиеся: Конечно, нельзя!

Учитель: Без этого не могут жить только взрослые?

Ученики смущаются.

Учитель: Л.Озеров “Вальс” (Поэт пишет о вальсе Шопена):

Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.

Учитель: Итак, ребята, о каком танце мы с вами сегодня говорили?

Учащиеся: О вальсе! О вальсах И.Штрауса. Слушали музыку.

Учитель: На следующих уроках мы продолжим разговор о вальсе, послушаем музыку П.И. Чайковского: “Лебединое озеро”, “Вальс цветов”. Что же вам больше всего запомнилось из нашего урока?

Учащиеся: Красивая музыка, Мы рисовали свои воображаемые картины под музыку, посмотрели отрывок из худ.фильма, искали фотографии с парами, танцующими вальс.

Учитель: А с каким настроением вы уходите с урока? Если с хорошим – поднимите карточки с мажором (радость), а если у вас на душе грусть – с минором (грусть). Карточки готовились заранее. Судя по количеству поднятых карточек с мажором, учащиеся ушли с урока с хорошим настроением.

Вывод: Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев!

Вы можете познакомиться с другой статьей:

Фестиваль 2004/2005 года

Автор:
      
Пономаренко-Сколотяная Наталья Леонидовна

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений. Основное средство достижения этой цели - систематические встречи учащихся с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества. Задачи музыкального образования: формирование музыкальной культуры, совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать ее. Замысел данного урока: сформировать представление о вальсе, способствовать воспитанию у детей чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известного композитора И.Штрауса.



Предварительный просмотр:

«Многоцветная палитра музыки" –

проект урока музыки в 1-м классе

Задачи урока.

Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами мировой музыкальной культуры, усвоение определенных знаний о музыке: композиторах, исполнителях, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах и т.д.
Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся: музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии…
Воспитательные: интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся. Воспитание художественного, музыкального и эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Цель урока.

Осмысленное и эмоциональное восприятие понятия “тембр” как средства музыкальной выразительности.

Оборудование урока.

Музыкальный центр;
видеомагнитофон;
музыкальные инструменты: колокольчики, дудочки, барабаны, триолы, баян, фортепиано.

Оформление доски: тема урока, портрет Свиридова, афиша “Красноярский симфонический оркестр”, открытки: “Красноярский театр оперы и балета”, “Концертный зал краевой филармонии”; необходимые для урока термины и названия прослушиваемых музыкальных произведений (по ходу урока).

Методы музыкального образования, используемые на уроке.

Музыкальные:

метод эмоциональной драматургии,
метод
наблюдения за музыкой,
метод сопереживания,
методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному,
размышления о музыке,
метод моделирования художественно-творческого процесса.

Общепедагогические:

по источнику знаний: практический, наглядно-слуховой, словесный, видеометод;
по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой;
по дидактическим целям: методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Вход.Г.Свиридов. “Романс” из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина “Метель” /симфонический оркестр/.

Музыкальное приветствие учителя:

( на мелодию запева песни Д. Б. Кабалевского “Школьные годы”)

“Рада я снова увидеть всех вас!
Рада увидеть знакомые лица…
Музыка снова звучит в этот час –
Доброе в памяти пусть сохранится.”

“Здравствуйте, ребята.” (мажорный восходящий нижний пентахорд).

Музыкальный ответ учащихся: “Здравствуйте” (мажорное нисходящее трезвучие).

Знакомство с темой урока. Объяснить словопалитра ( при участии ребят).

– Как называется окраска звучания в музыке?

– Кто может иметь тембр? (человеческий голос: солист, хор)

– Какие бывают хоры по составу?

– Изменяется ли в зависимости от состава окраска звучания хора?

– Какой у нас хор?

Тиличеева. “Песенка друзей” (исполнение).

Дети анализируют свое исполнение.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

Пение с солистом.

“Угадай-ка, кто поет?” Песня-игра (многократное исполнение).

– Что позволяет нам угадать, кто из ребят поет?

Дать характеристику тембру певческих голосов одноклассников.

– Что еще имеет тембр? (Отдельный музыкальный инструмент, оркестр).

– Назвать музыкальные инструменты, виды оркестров.

– В исполнении какого оркестра звучала музыка во время входа в кабинет?

– Какую мы знаем песенку про музыкальные инструменты?

“На чем играем?”(Исполнение).

– Какой тембр у колокольчиков, барабана, дудочки и т.д.?

– Как называется наш коллектив исполнителей?

Сравнить исполнение солиста-инструменталиста и оркестра.

(Варианты ответов: “богаче”, “красочнее”, “больше понравилось…(почему?) и т. п. Не допускаются! ответы “хорошо” или “плохо”! (Не корректно. Исполнителя выбирает композитор в зависимости от заложенного в произведение смысла, содержания).

Г.Свиридов. “Романс” /видеозапись, фрагмент/ (оркестр русских народных инструментов).

– Что изменилось? (Исполнитель).

– Как в связи с этим изменилось содержание музыкального произведения? (Подчеркнуть более яркий национальный русский характер).

/На доске появляется термин "тембр”, написанный буквами разного цвета.

– Почему слово "тембр” написано разноцветными буквами? (Вывод по теме урока).

Беседа о поездке учащихся класса в Малый концертный зал Красноярской краевой филармонии.

Г.Свиридов. “Тройка”. (Как напоминание о поездке: дети слушали это произведение в “живом” исполнении (эмоциональная кульминация урока).



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 1-м классе по теме: "Синий цвет"

  • интеграции знаний музыки и ИЗО по восприятию морской стихии в цветовом и музыкальном выражении;
  • развития духовно-гармонического потенциала детей;
  • творческой атмосферы, при которой ребенок самотворит, самореализуется, самовыражается;
  • формирования мыслительных операций: обобщать, доказывать, научиться вслушиваться.

Задачи:

  • развивать образное музыкально– художественное воображение;
  • развивать мир “морских фантазий”;
  • учить видеть разные настроения моря, морских обитателей;
  • учить детей бережному обращению к живому миру.

Оборудование урока.

а) Для учителя:

  • репродукции картин;
  • фонограмма для музыкального ряда;
  • фортепиано, ноты.

б) Для учащихся:

  • альбом;
  • краски;
  • цветные мелки;
  • карандаши.

в) Музыкальный ряд:

  • М. Прокопьева “Дельфинята”;
  • Ю. Ким “Рыба-кит”;
  • Н. Римский– Корсаков “Шехеразада”;
  • К.Дебюсси “Море”.

г) Изобразительный ряд:

  • К. Моне “Восход солнца”;
  • И. Айвазовский “Радуга”;
  • С. Щедрин. “Набережная Санта Лючия в Неаполе;
  • У. Тернер. “Последний рейс корабля “Отважный”.

Тип урока: изучение нового материала.

Оргформа: урок – путешествие.

Ход урока

І. Оргмомент

Музыкальный дивертисмент.

ІІ. Сценарий-программа путешествия

1. Погружение в тему. Актуализация темы урока.

Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие на корабле. Для этого нам нужно выбрать капитана, который поведет наш корабль в плавание, а мы поплаваем вместе с ним.

Дети. Выбирают капитана. Капитан сигналит отправление, и дети отправляются в путешествие.

2. Морской мир.

Учитель. Приглашаю вас в морское путешествие: вслушайтесь в мелодию, характер, текст песни и попытайтесь узнать место прибытия нашего корабля! (С движениями поёт песню Ю. Кима “Рыба- кит”).

Учитель. Куда же мы приплыли?

Дети. На остров.

Учитель. Что же мы увидели с этого острова, давайте посмотрим далеко-далеко в море.

Дети. Рыб, дельфинов, чаек, медуз, китов.

Учитель. А сейчас давайте поиграем в игру. “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри”. После сказанных последних слов дети изображают морские “Фигуры”, а ведущий отгадывает, называя их (рыба, кит, медуза и т.д.). 

3. Морская стихия.

Сколько же вы знаете морских животных?! Молодцы! А знакомы ли вы с морской стихией волн?

Учитель. Читает стихотворение:

И. Бунин. "Золотой невод".

Волна ушла – блестят, как золотые,
На солнце валуны.
Волна идет – как из стекла литые.
Идут бугры волны.
По ним скользит, колышется медуза,
Живой морской цветок…
Но вот волна изнемогла от груза
И пала на песок
Зеркальной зыбью блещет и дробится,
А солнце под водой
По валунам скользит и шевелится,
Как невод золотой.

Учитель. Вновь приглашаю вас в плавание! Окунёмся же в стихию морских волн! Попробуйте услышать “живое море”!

Дети садятся на стульчики и слушают отрывок из симфонической картины Н. Римского-Корсакого “Шехеразада”.

Учитель. Какой характер, настроение этой музыкальной картины?

Дети. Неспокойный, настороженный, взволнованный, сердитый.

Учитель. Русский композитор Николай Римский-Корсаков рисует картину моря. Сам он очень много путешествовал по свету и в своем произведении хотел изобразить красоту морской стихии. У него море то неспокойное, волнующее, одна за другой набегает волна на берег, то спокойное. Убаюкивающее море. Море – живой организм. Оно имеет множество оттенков настроений, характеров, чувств.

А какое вы любите море?

Дети. Грозное, синее, бурлящее, ровное и т.д. (дети могут называть как характеры моря, так и его цвета).

4. Морские характеры.

Учитель. Как вы догадались – у моря не всегда одинаковое настроение. Также и у морских обитателей есть свои характеры, настроения, увлечения. Угадайте, кто плывёт к нам навстречу?

Учитель вместе с детьми исполняет песню М. Прокопьевой “ Дельфинята” с использованием мелкой моторики.

Учитель. С кем же мы повстречались в море? Какие к нам приплыли дельфины? Какое у них настроение? Как бы вы отобразили его в красках, движении?

Дети. Веселые, шустрые, жизнерадостные, игривые, озорные, бойкие и т.д.

Учитель. Мы с вами изобразим именно таких дельфинов.

Учитель. А теперь я вас попрошу в своих работах изобразить то море, которое всем нравится. Изобразите тех животных, рыб, с которыми вы “встретились”, плавая на корабле.

Дети работают в альбомах под слушание музыки К. Дебюсси “Море”.

Просмотр детских работ:

  • Что изобразили? Мир каких животных предстал в вашем воображении?
  • Какой характер у них? Как он проявляется в музыкальном произведении? Какими красками вы передали его в рисунке?
  • Какие цвета господствуют в вашем рисунке? Почему?

Учитель. А теперь мы посмотрим, как изображали море, воду знаменитые художники, обратимся к опыту классиков.

Просмотр художественных работ
(на фоне приглушенного звучания мелодии К. Дебюсси “Море”).

  • К. Моне. “ Восход солнца”;
  • И. Айвазовский. “ Радуга”;
  • С. Щедрин. “ Набережная Санта Лючия в Неаполе”;
  • У. Тернер. “ Последний рейс корабля “ Отважный”. 

Учитель. Какими красками пользовались художники, чтобы изобразить различные настроения воды? Что особенного в картинах художников-маринистов? Что общего в характере художественных произведений?

ІІІ. Рефлексия

  • Что вы узнали в нашем заочном морском путешествии?
  • Какие голоса моря вы услышали?
  • Какие краски морской стихии вы увидели? Как они созвучны с музыкальными произведениями
  • Какие элементы путешествия вам оказались наиболее интересными?
  • Что бы хотелось повторить?



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок музыки в 1-м классе по теме: "Изобразительность музыки"

Цель. Закрепление первоначальных знаний о средствах музыкальной выразительности и изобразительности.

Задача. Используя знания о средствах музыкальной выразительности и изобразительности, узнать героев “зоологической фантазии”.

Ход урока

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц, шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн… Все эти звуки природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить.

- Каким образом музыка изображает звуки природы?

Действительно, один из самых излюбленных приемов изобразительности в музыке - подражание голосам птиц и животных. Другой прием существует для изображения не звуков природы, а движений птиц и зверей. Помните, мягкая поступь лисы, неуклюжие движения молодого бегемотика?

Дар изображать в музыке движения животных и птиц, явления природы дается не каждому композитору.

Камиль Сен-Санс, французский композитор, пианист, дирижер, с раннего детства любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. Такие наблюдения помогли создать остроумный и изобразительный “Карнавал животных”.

Сейчас предлагаю послушать несколько миниатюр и постараться узнать, кто изображен в музыке. А потом в своем рисунке передать настроение и характер изображенных героев.

Основными изобразительными средствами стали тембры инструментов, ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке. Кроме того, характер движений бывает различен: плавные, летящие, скользящие или, наоборот, резкие, неуклюжие.

Музыкальный язык чутко откликается на это. Плавные движения отражаются в гибком мелодическом рисунке, а резкие - в “колючем”, угловатом рисунке мелодии, остром штрихе.

Слушаем первую часть сюиты.

- Кто может быть изображен в этой музыке? Определите кит и характер мелодии.

Звучит “Королевский марш льва”.

Лев - царь зверей. Он величествен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему “королевский” марш. Тема звучит грозно и даже устрашающе. Однако в ее ритме нет привычного маршевого пунктира, в ней ощущается упругая и мягкая кошачья походка. Время от времени в музыку марша вторгаются резкие пассажи. С их помощью автор очень метко передает рычанье льва.

- Кто решил изобразить этого героя, каким вы его нарисуете?

- Гордым, с высоко поднятой головой!

- Следующая пьеса - юмористическая музыкальная зарисовка. Невозможно не узнать главных героев.

Звучит “Куры и петух”.

- Чьи голоса изобразила музыка?

- Куриное кудахтанье.

- Бестолково снуют куры, перебивают друг друга и вдруг замолкают… Это запел Петух, горделиво скандируя каждую ноту своего “соло”. Любимец курятника трижды солирует, демонстрируя свое мастерство. В третий раз, когда его соло звучит на фоне восторженного кудахтанья, происходит непредвиденное. Петушиный голос “срывается”, и верхняя нота - его гордость - звучит искаженно и фальшиво, вызывая смятение поклонниц.

- Я думаю, что и ваши рисунки будут носить юмористический характер.

Звучит пьеса “Слон”.

Композитор подсмеивается над своим героем. Для этого он избирает редкий в музыке жанр музыкальной пародии. Мы однажды уже встречали в музыке неуклюжего танцора. Да, это был маленький бегемотик. На карнавале тоже танцует необычный герой.

- Послушайте и определите, какой танец, и кто его исполняет?

- У Сен-Санса вальс танцует слон. Солирующий контрабас звучит в низком регистре очень тяжеловесно. Можно только восхищаться изобретательностью композитора. Мысленно представьте вальсовое кружение слона и изобразите его.

- А теперь нам предстоит познакомиться с музыкой, в которой создан образ совершенной красоты.

Звучит “Лебедь”.

Чистота и строгость мелодии, благородный “бархатный” тембр виолончели создают образ красивейшей птицы, а спокойные фигурации фортепиано подражают легкому плеску воды.

Прослушав эти пьесы, дети принимаются за работу. Когда дети рисуют, в классе еще раз звучит эта музыка.

С первых уроков первоклассники учатся самому главному: не только наблюдают и воспринимают то или иное явление, но и размышляют о нем. В данном случае - не только слушают и слышат музыку, но и размышляют о ней. А то, что слышат, изображают каждый по-своему, передовая чувства и настроение, вызванное удивительной



Предварительный просмотр:

"Симфонический оркестр"

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.

Задачи урока: 

  • дидактические: 
  • создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
  • формирование навыка интеграции различных видов искусств.
  • развивающие: 
  • развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять;
  • развитие импровизации в доступных для детей формах;
  • развитие проектных возможностей учащихся.
  • воспитательные: 
  • воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;
  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Форма проведения: урок-соревнование.

Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение), частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск), метод проектирования, метод побуждения к сопереживанию.

Оборудование урока:

  • репродукции картин, портреты композиторов, карточки с заданиями;
  • Б. Бриттен “Путеводитель по оркестру для молодёжи” (фрагмент),
  • С. Прокофьев “Петя и волк” (фрагмент),
  • С. Важов “Песенка про оркестр”,
  • Ж. Бизе увертюра к опере “Кармен”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение). Музыкальное приветствие на интонациях темы Г. Пёрсела.

II. Объявление темы и задач урока.

Учитель. Тема сегодняшнего урока “Симфонический оркестр”. На этом уроке мы закрепим и обобщим знания о симфоническом оркестре. Мы начали урок с музыкального приветствия. Какую тему напоминают вам интонации приветствия? (Повторение).

Дети. Тему Г. Пёрсела, которую Бенджамин Бриттен использовал в “Путеводителе по оркестру для молодёжи”.

Учитель. А почему композитор решил создать такое произведение?

Дети. Чтобы мы смогли познакомиться со звучанием всего симфонического оркестра, а затем с каждой из групп, а также с солирующими инструментами (повторяем название инструментов, карточки инструментов выкладываем по группам).

Учитель. В какой форме написано это произведение?

Дети. В форме вариаций (музыкальные превращения).

Прослушивание темы из “Путеводителя по оркестру”.

Учитель. У С. Прокофьева тоже есть произведение, в котором он знакомит ребят со звучанием симфонического оркестра? Как оно называется?

Дети. Симфоническая сказка “Петя и волк”.

Прослушивание темы Пети.

Учитель. А композитор С. Важов написал песню “Про оркестр”, где также знакомит нас с инструментами симфонического оркестра.

Перед тем как спеть эту песню, проводится игра “Живой рояль” (поётся звукоряд, каждая из групп поёт свою ноту, учитель или кто-то из учащихся играет “на живом рояле”). Далее исполняется песня “Про оркестр”.

III. Соревнование.

Учитель. Первую цель – закрепить знания о симфоническом оркестре – мы выполнили и переходим к обобщению знаний в форме соревнований. Старайтесь показать все свои знания по теме, набрать максимальное количество баллов, чтобы стать лидером нашего соревнования. Помогать оценивать результаты нашего соревнования будет ваш классный руководитель. Названия команд будет соответствовать ноте, которую пела группа.

Представление капитанов.

Конкурс “Теоретический” (индивидуальное задание).

Задание №1. О каких инструментах симфонического оркестра не поётся в песне “Про оркестр”? К какой группе они относятся?

Задание №2.

1. Какие инструменты имеют эту ноту в своём названии?

2. Какой ударный инструмент без определённой высоты звучания имеет эту ноту в своём названии?

3. Эта нота входит в название ударного музыкального инструмента с определённой высотой звучания.

Задание №3. Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному определению.

1. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, скрипка, фагот, барабан.
2. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, челеста, кларнет, фортепиано.
3. Оркестром руководит: скрипач, тромбонист, дирижёр, ударник.
4. Самые высокие инструменты симфонического оркестра: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет.

Задание №4. Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному определению.

1. В группу медных духовых инструментов входит: фортепиано, скрипка, труба, фагот, контрабас.
2. Симфонический оркестр состоит из группы струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и группы баянов.
3. Звучание всех инструментов вместе называется solo, divisi, tutti.
4. Самые низкие инструменты в симфоническом оркестре: флейта, тромбон, туба, альт, контрабас, скрипка, фагот.

Музыкальная пауза. В исполнении Фёдоровой Виктории звучит “Мелодия дождя”.

Учитель. Без сомнения, все вы определили на каком инструменте играла Вика (Скрипка).

Конкурс “Поэтический”.

Учитель. Помогите поэту Джуадату Файзи закончить строки в стихотворении “Забавные гости”, где рассказывается о музыкальных инструментах.

1. Имя вам моё известно
Знаменит я повсеместно,
Я в оркестре – главный бас,
Потому что _______________.

2. Не сдержав тогда улыбки,
Зазвенели сёстры - ____________,
Захихикали,
Запиликали.

3. Кто-то вышел – круглый, толстый,
Словно медный самовар:
“Может быть, пою я грубо,
Но на то и есть я _________”.
Знают скрипки, знают трубы
Голос ________, силу ________.

4. Вышла дудочка точёная,
Вся изящная и чёрная:
“Я на весь известен свет,
А зовут меня ___________.
Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым”.

5. “Не люблю я шуток странных! –
Глухо вымолвил _______________ -
Я из рода деревянных,
Я из группы духовых.
Уважает меня
Деревянная родня”.

6. Все затихли, замолчали.
Вдруг _____________ застучали,
Медные, тонкие,
Звонкие, звонкие.

7. Тут, сверкая чёрным лаком,
В наступившей тишине,
Белозубый и трёхлапый,
Подошёл ________ ко мне.

Музыкальная пауза. В исполнении Несвит Насти звучит пьеса “Вчера”. На каком инструменте играла Настя? (Флейта).

Учитель. Следующие два задания я считаю более сложными, потому что вы должны проявить в них творческий подход, ассоциативное мышление, фантазию, а также умение импровизировать.

Конкурс “Универсальный”.

Учитель. Выберите одно из предложенных стихотворений и подберите к нему картину, соответствующую по настроению. Найдите эмоциональное родство между этим стихотворением и картиной. Если бы вы были композиторами, какой группе инструментов или инструменту поручили исполнять мелодию? Почему? Импровизация (вокальная) на стихотворение. Выберите представителя от команды, которому придётся ответить на данное задание.

1. Широки у нас просторы, необъятные края,
В синей дымке встали горы и раскинулись моря.

2. Тихий вечер, синий вечер, всё полным покоя.
Всплыли месяцу на встречу звёзды над рекою.

3. Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

1. А. Рылов “В голубом просторе”.

2. И. Левитан “Владимировка”.

3. Н. Рерих “Гималаи”.

4. М. Сарьян “Арарат”.

5. А. Куприн “Бесальская долина. Крым”.

6. Н. Ромадин “Последний луч”.

Конкурс “Творчество работает на будущее”.

Учитель. Это было домашнее задание. Вам надо было придумать новый инструмент для симфонического оркестра и рассказать о нём (один представитель от команды защищает проект).

IV. Итог урока.

Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок-соревнование. Пока жюри подводит итоги, мы подведём свои итоги.
Мир музыкальных инструментов весьма широк: это и народные, и старинные, и современные. Мы на последних уроках вслушивались в звучания инструментов симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.
Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его – маэстро ? (ответы детей - дирижёр), великий мастер владения звуком. Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой – и тогда весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, льются звуки, полные самых разных красок, ритмов и интонаций.

Учашиеся слушают и смотрят увертюру к опере Ж. Бизе “Кармен”.

Учитель. На этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Тема следующих уроков – “Симфонические сказки и легенды”. А это значит что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому ?

Дети. Симфонический оркестр.

V. Домашнее задание: составить кроссворд, чтобы ключевое слово было “оркестр”.

VI. Музыкальное прощание 



Предварительный просмотр:

Сказка — спутница детства

Вы со сказкой никогда,
Никогда не расставайтесь.
Пусть бегут, бегут года –
К сказкам снова возвращайтесь!

Цели урока:

  1. Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, искусству слова.
  2. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности.
  3. Закрепить знания об особенностях некоторых шедевров мировой культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками.

Оборудование:

  • плакат “Лесное озеро”;
  • портреты П.И. Чайковского, Н.А. Римского–Корсакова, К. Сен–Санса, М.А. Врубеля;
  • видеокассета;
  • репродукции “Царевна–Лебедь” М.А.Врубеля, из балета “Лебединое озеро”;
  • книга “Сказки А.С.Пушкина”;
  • фонограммы: музыка из балета “Лебединое озеро”, фрагмент сюиты “Карнавал животных” К. Сен–Санса, “Три чуда” Н.А. Римского–Корсакова.

Путешествие I

– Итак, мы с вами сегодня отправляемся в сказочное путешествие. В нашем путешествии примут участие музыка, проза, поэзия, живопись, сказка, фрагменты из мультфильма и кинофильма. Садитесь поудобнее, прикройте глаза… начинаем…

(Звучит “Интродукция” из балета П.И.Чайковского)

– Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился голубовато–серебристый туман, приглушил его сияющее зеркало… Из–за макушек вековых сосен торжественно выплывает луна. Она протекает сквозь синеватую пелену и становится похожей на задымленное круглое стеклышко или на потускневшую жемчужину. Окружающий лес утонул во тьме и бросает на воду темную тень.

И тиной запахло, и сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
“Кого? Для чего? – камыши говорят. –
Зачем огоньки между нами горят?”
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.

(К. Бальмонт)

– Но что это? Какие–то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из зарослей величественно выплывают лебеди. Всмотритесь: может быть, это юная царевна со свитой, заколдованные злым волшебником, о которых поэт Николай Гумилев сказал так:

Я вспоминаю, и что–то должно появиться,
Как в сумрачной драме развязка:
Печальная девушка, белая птица,
Иль странная, нежная сказка.
И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И горные лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени…

– Кажется, что всё поёт. Эта мелодия завораживает, манит в волшебную страну грез. Там, где музыка, – там и волшебство.

– Понравилось ли вам путешествие к озеру? Что вы из него запомнили?

– Во время словесного рассказа раздавалась музыка. Созвучна ли она по настроению, по ее особенностям тому лесному пейзажу, о котором шла речь?

– Она “словно соткана из легких, прозрачных звучаний, и поэтому слушать ее нужно не дыша, чтобы не вспугнуть очарования волшебства”. Кудеснику–композитору очень хотелось рассказать о том, как таинственны лесные озера, как рождается на их берегах сказка.

(Просмотр фрагмента мультфильма).

– Вы узнали этот мультфильм?

Музыка П.И. Чайковского созвучна ему по настроению. Однако в музыке лебединого царства выражена тревога, предчувствие печальных перемен. Нежная, задумчивая, светлая вначале, мелодия к завершению картины разрастается, по замыслу П.И. Чайковского, в скорбную песнь, разносящуюся над спящим лесом и взволнованной поверхностью озера.

– Вы, ребята, знаете, что прием превращения персонажа в птицу традиционен для сказки. Им пользовались и писатели, и народные сказители. В каких сказках так было?

– Я вам сейчас расскажу отрывок из “Сказки о царе Берендее” В.А. Жуковского, а вы слушайте и, может быть, тоже вспомните о чудесном превращении в птиц?

“…В исходе четвертого дня – подъезжает он к озеру. Гладко озеро то, как стекло; вода наравне с берегами, всё в окрестностях пусто, румяным вечерним сиянием воды покрытые гаснут, и в них отразился зеленый берег и частый тростник. И все как будто бы дремлет; воздух не веет, тропинка не тронется, шороха в струйках светлых не слышно.

Иван–царевич смотрит, и что же он видит? Тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают, рядом тридцать белых сорочек подле воды на травке лежат…. Высокая трава у берега, густые кусты….”

(Выслушиваются ответы детей).

– Образ птицы довольно часто встречается и в поэзии, и в произведениях разных композиторов. Но сегодня разговор идет о Лебеде:

Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток.
Окаймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывет;
Вот один взмахнул лениво
Крыльями, и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг.

(Иван Никитин)

– Прекрасный лебедь… Образ девушки–птицы уходит корнями в греческую мифологию. Уже тогда лебеди были символом чистоты, нежности и верности. Если вы знаете стихи о лебедях – прочтите, пожалуйста, сейчас.

(Дети читают стихи о лебеде Н.Заболотского, Л. Озерова)

Лебедь в зоопарке.

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка –
Высокая лебедь плывёт…
Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льется сиянье
Над белым изгибом спины.
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

(Николай Заболотский)

Балерин плывет лебяжья стая,
Шумно распахнулись веера.
Свет и ветер, музыка блистает.
Музыка нова, хоть и стара.
Облаком едва заметной дрожи,
Дымкою, слетающей с высот,
В зеркалах неуследимо множась,
Лебедь белая легко плывет.

(Лев Озеров)

– Благодарю вас за прекрасное чтение!

– Я знаю, вы очень любите музыку великого русского композитора П.И. Чайковского. Какие балеты этого композитора вам известны? (Ответы детей: “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”).

– Образ чудных белых лебедей был дорог П.И. Чайковскому задолго до того, как он написал музыку к балету “Лебединое озеро”. Сначала это был короткий – всего одно действие – балет для детей, и назывался он “Лебединая песня”. 126 лет прошло со дня написания этого мирового шедевра. К 1876 г. относится работа П.И. Чайковского над его первым балетом. Композитор охотно работал над этим произведением, т.к. с ранней молодости любил балет. Его музыка дышит грустной мечтательностью, и ее главный стимул укладывается в представление о человеческой тоске по идеалу.

Давайте сегодня еще раз прослушаем музыку этого балета.

(Звучит “Интродукция”).

ИНТРОДУКЦИЯ (лат. introduktio –“введение”) – небольшое введение, вступление (обычно в медленном темпе), предшествующее иногда изложению основной части музыкального произведения.

С темой “Интродукции” перекликается и мелодия, служащая основным стержнем музыкальной драматургии балета – мелодия лебедей. Трепетная, окрашенная светлой печалью мелодия, передающая образ лебедей в этом произведении, стала основной темой и в балете “Лебединое озеро”. В оркестре слышатся гобои, сопровождаемые взволнованными арпеджио арф и тремоло струнных инструментов.

ТРЕМОЛО (итал. tremolo – “дрожащий”) – это быстрое многократное повторение звука или двух звуков, находящихся друг от друга на расстоянии не менее терции.

Или на фоне волшебного тремоло высоких смычковых инструментов и спокойных арпеджио арфы у гобоя возникает лейтмотив лебедей…

– Действие I. Юный принц Зигфрид достиг совершеннолетия. К нему собрались друзья. Веселье прерывает владетельная принцесса – мать Зигфрида, которая сообщает ему, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?

Белые лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым Гением – Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.

(Прослушивание “Танца лебедей”).

– Какие чувства передавали девушки в своем танце? (Ответы детей: боль, печаль, тоску. Они страдали от того, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.)

– Вместе с обаятельными и грациозными девушками–лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? А какие они? Какой образ нарисует ваше воображение? Как они танцуют?

(Прослушивание “Танца маленьких лебедей”).

– Эта музыка трогательно проста, поэтична, исполнена наивной грации. Музыка привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучание деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят “топчущиеся” изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей.

– А теперь представьте, что вы – маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.

(Звучит современное переложение “Танца маленьких лебедей”)

– Поэтесса Маргарита Алигер так увидела этих лебедей:

Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбки милая –
Танец маленьких лебедей.
В беспросветные дни осенние
И в дремучий, лютый мороз,
После грозного потрясения,
Злых обид и черных угроз
Вдруг почувствуешь: легче дышится.
И внезапно в душе твоей
Ни с того, ни с сего послышится
“Танец маленьких лебедей”.
Неожиданное спасение,
Белый плеск лебединых крыл.
Зашумели ключи весенние
Драгоценных душевных сил.
Дело доброе не забудется,
И наказан будет злодей
До поры, пока сердцу чудится
“Танец маленьких лебедей”.

– Здесь, на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же принц обещал Одетте?

(Ответы детей: принц поклялся в любви.)

– Да, ее красота очаровывает принца, и он клянется девушке–лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых чар Ротбара. И это спасет их от заклятья и вернет свободу.

– Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите!

(Ответы детей и прослушивание фрагмента “Одетта” – адажио из балета “Лебединое озеро”).

– Это искреннее поэтическое признание в любви. Солирующие звуки скрипки и прозрачные аккорды арфы передают лирические чувства Одетты и принца Зигфрида.

– Второе действие. Бал. По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с Зигфридом, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает девушку, очень похожую на Одетту. Кто же это?

(Ответы детей: это Одиллия, дочь злого волшебника).

– Вы правы. Она поразительно похожа на Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признания в любви. Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятия Одетту.

– Внешне Одиллия очень похожа на Одетту. А какая она по характеру? Давайте послушаем музыку.

(Звучит фрагмент “Одиллия”, выслушиваются ответы детей).

– Да, она холодная. Но принц, не узнав Злого Гения, принимает Одилию за свою возлюбленную – Одетту. Он объявляет матери о своем решении жениться не этой девушке. Колдун торжествует! Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в отчаянии. Он понимает, что стал жертвой обмана. Но уже поздно – клятва произнесена. Ротбар и Одиллия исчезают. Несчастный принц в порыве отчаяния убегает к озеру.

Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло.

– Подведем итог. Вы видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию.

– О персонажах балета можно рассказывать и с помощью красок. Но сначала подумайте, какие краски вы подобрали бы, рассказывая о добром, светлом? И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? Вот теперь приступайте к рисованию.

(Раскрашивание индивидуальных заготовок – лебедей).

– После первого путешествия вы получили задание нарисовать то, что вам понравилось в нашем путешествии.

– Сегодня мы вместе с Лебедем отправимся в мир мечты замечательного, самого загадочного и фантастического из всех русских художников XIX – начала XX столетия, – Михаила Александровича Врубеля.

(Показ автопортета Врубеля).

Михаил Александрович Врубель (1856–1910 гг.) родился в Омске и прожил здесь 3 года. Родился он в семье военного юриста. Врубель – мастер уникальных возможностей, прославивший свое имя буквально во всех видах и жанрах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративной скульптуре, театрально–декорационном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Сказочное время не ждет, надо спешить! Давайте доверимся художнику и своим чувствам!

(Показ репродукции “Царевна–Лебедь”).

В портрете Врубеля есть и очарование пушкинской Лебеди – хрупкой, мечтательной, загадочной; и неизбывная печаль, трагичность Одетты Чайковского; и величие легендарной нашей княгини Ярославны.

Русский художник Михаил Врубель жил давно, но его прекрасные полотна до сих пор радуют нас, помогают стать благороднее, добрее, чище.

Давайте повнимательнее рассмотрим картину. Как будто в самую глубину вашей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно видит прошлое и будущее, поэтому, может быть, так печально и чуть удивленно приподняты ее брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что–то сказать, но – молчит!

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные, рубиновые самоцветные камни узорчатого венца кокошника, и кажется, это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях волн и прозрачным светом окутывает тонкие черты ее бледного неземного лика.

В сумерках на фоне мерцающего на полотне моря у нас на глазах разворачивается удивительное действо: правое крыло Царевны уже обратилось в морскую жемчужную пену, а левое как будто каменеет, застывая перламутровым оперением. В картине есть особый секрет слияния образа Лебеди и Царевны. Рука героини сказки украшена драгоценными кольцами и похожа на вытянутую шею птицы, а прозрачные камни перстней “превращаются” в глаза лебедя. Если всмотреться, на полотне можно увидеть не одно, а два существа. Неверный свет заката придает им трепетную изменчивость. Царевна оборачивается к зрителю и на наших глазах превращается в Лебедя… Лебедь – звучит что–то тревожное, недаром это была любимая картина А. Блока.

В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и она только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы едва ли станет женой Гвидона, благополучия не обещает ее грустный прощальный взор.

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И Царевной обернулась…

Оказывается, художник Михаил Врубель очень любил не только живопись, но и музыку, пение. Сказочные образы его картин лучше всег “оживают” под музыку.

– А сейчас – премьера песни “Поверь в сказку” (сл. и муз. Л.А. Старченко), исполняет Наталья Горина.

– Вот и закончилось второе путешествие. Теперь мы с вами отправляемся в мир музыки, в мир оперы Н.А. Римского–Корсакова, в мир сказки А.С. Пушкина.

Путешествие II.

– Мы снова будем говорить о лебеде, только уже как одном из номеров сюиты. А написал ее французский композитор Камиль Сен–Санс. Правда, он был не только композитором, он был пианистом, органистом, писателем (писал стихи и комедии).

Сен–Санс родился в Париже в 1835 году. Музыку начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика много внимания уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен–Санса состоялся, когда юному пианисту исполнилось 10 лет. А в 18 лет им с большим успехом была исполнена первая симфония. Сен–Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке народов других стран. Сен–Санс несколько раз бывал в России, очень любил музыку русских композиторов и охотно знакомил с ней любителей музыки у себя на родине.

Произведения Сен–Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно–бытовой музыке.

Сюита “Карнавал животных”, созданная в 1886 году, вобрала в себя все эти характерные черты творчества композитора. Своей сюите автор дал подзаголовок: “Большая зоологическая фантазия”.

В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства. С раннего возраста Сен–Санс чутко прислушивался к звукам природы: журчанию ручейка, шелесту листвы, тихому дуновению ветерка. И все эти звуки находили воплощение в создаваемых композитором музыкальных произведениях. Маленький Камиль увлекался естественными науками: он собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы. Но с особой любовью относился к животным. Это и послужило впоследствии основанием для создания “Карнавала животных”.

“Карнавал животных” – это сюита, или, как автор ее назвал, “зоологическая фантазия” для двух фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и ксилофона.

“Карнавал животных” был опубликован в 1922 году и вскоре получил большую популярность. В сюите 13 номеров, каждый из которых имеет заглавие и финал.

Сюиту открывает “Королевский марш львов”. Есть там и “Слон”, “Кенгуру”, “Ослы”, “Аквариум”, “Куры и петухи” и одно из популярнейших произведений композитора пьеса “Лебедь”. На ее основе создан вдохновеннейший балетный номер. (“Умирающий лебедь”). Как он называется, я не буду говорить. Постарайтесь дать ей название после прослушивания. Договорились?

(Слушание музыки)

– Так как вы назвали бы этот номер?

– В этом произведении присутствует звукоизобразительный элемент, передающий колебание волн. Они “чувствуют” величественную и гордую птицу, которая скользит по воде благородно, плавно и красиво.

Словарная работа: запись слов в тетради “сюита”, “карнавал”.

– А самый загадочный художник за всю историю живописи – Леонардо да Винчи (1452–1519). Сочиненные им притчи, сказки, легенды принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Обо всем этом мир узнал сравнительно недавно. И хотя время жестоко обошлось с памятью о великом творце, не оставив его потомкам даже места его захоронения. Но в огне нескончаемых войн и пожарищ чудом уцелели бесценные леонардовские манускрипты. Рукописное наследие Леонардо насчитывает свыше 7 тысяч листов, исписанных мелким убористым почерком.

Вы сейчас услышите легенду о лебеде, написанную великим человеком…

Лебедь.

Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывавшего все его тело, словно в зимние холода.

Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу.

И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, переждать летний зной.

Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур спокойные воды озера. В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…

– Лебедь поет, – прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.

Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца…

– Как, по–вашему, созвучна ли по настроению легенда Леонардо и музыка Сен–Санса?

Оба эти произведения проникновенные и преисполнены светлой грустью. Свои сказки Леонардо черпал из жизни – этого “великого учителя, у которого есть чему поучиться даже писателям”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Пётр Ильич Чайковский - ______________ композитор ________ века. 2.Родился и жил в городе ___________________. 3.Его вдохновляла русская _________________ . 4.Его именем названо высшее музыкальное учебное заведение в Москве __________________________ . 5.В творчестве Чайковского встречаются несколько циклов _______________________ и ________________________ . 6.Написаны они для инструмента ____________________ . 7.Цикл из 24 пьес рассказывает о ____________________ . 8.Первая пьеса из этого цикла называется _____________.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Баллада Иоганна Вольфганга Гёте написана в 1782 году. Описывает смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа – Лесного царя . Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой. В начале кажется, что ребенок мечется в необычной болезни, борется с приближающейся смертью, но последний стих … Стихотворение несколько раз переводилось на русский язык. Наиболее известны русские переводы Василия Жуковского и Афанасия Фета. В.Жуковский А.Фет

Слайд 3

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой».

Слайд 4

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои». «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит» «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

Слайд 5

«Ко мне, мой младенец! В дубраве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей; При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».

Слайд 6

«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал.

Слайд 8

Выполнить в тетради конспект краткой биографии композитора Александра Порфирьевича Бородина