Конкурс Учитель года 2012

Столярова Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

Эссе.

В моей любимой сказке детства юный помощник Феи-крёстной восклицал: «Я не волшебник, я только учусь!» Перефразируя высказывание маленького чародея, могу с уверенностью сказать: «Я- учитель. И, значит, я учусь!»

Университеты позади, а я продолжаю учиться. Вчера- в пятом, сегодня в седьмом, а послезавтра во втором. «А что у тебя завтра по расписанию?»- спрашивает мама, проработавшая в школе около 20 лет. «А завтра я иду в третий…» Третий класс общеобразовательной московской школы. Я открою для своих учеников двери в мир искусства, а мои ученики, сами того не зная, обязательно чему-нибудь научат меня.

Вот такое это «волшебство»- быть учителем. Именно быть, а не работать. Ведь человек становится учителем не после окончания педагогического ВУЗа, а в результате общения с учениками.

Сложно сказать, выбрала ли я профессию или же, наоборот, профессия выбрала меня. У каждого свой путь. Мой путь через музыкальные школы и хоровые студии привёл меня в общеобразовательную школу, где я работаю учителем музыки.

В обычной школе могут происходить совсем необыкновенные вещи. Здесь, не отягощённая строгими канонами классического музыкального образования, я могу быть творцом, композитом, автором своих педагогических опусов. Каждый урок - моё творческое сочинение, а ученики- инструменты, исполняющие его. Будет ли урок ритмичен, подобно ударным в «Болеро» Мориса Равеля, пронзителен, как партия духовых в новогоднем балете Петра Ильича, а, может быть, произойдёт нечто трогательное и нежное, похожее на звучание струнных  Камиля Сен-Санса? Или всё-таки виртуозно разыграемся, как клавишные в этюдах Шопена? Зависит от нас. Как я настрою мой оркестр, так и пройдёт занятие.

Но самый главный инструмент моего урока - это душа моих учеников. Тронуть струны души - польётся музыка. А если не тронуть….. Вильям Шекспир сказал: «Тот, у кого нет музыки в душе, кого не тонут сладкие созвучья, способен на грабёж, измену, подлость. Не верь такому!» Верю, в душах моих учеников всегда будет звучат настоящая музыка, не ожесточатся сердца и останутся открытыми для милосердия и сострадания.

Знаю точно, что каждый ребёнок талантлив! Талантлив по своему. Нужно только помочь ему раскрыть себя, показать свои возможности, увидеть и разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что есть. И видеть в каждом ребёнке не ученика, а друга, наставника, у которого можно так же многому научиться. Смотреть на мир глазами ребёнка, удивляться и восхищаться, видеть прекрасное в обыденном, необычное в стандартом. Что может быть лучше?

Учитель музыки преподаёт, на первый взгляд, не  самую главную, но такую важную в человеческой жизни  науку - видеть прекрасное, ценить человечность, уметь не только слушать, но и слышать собеседника, и просто- быть человеком, с большой буквы.

Великое счастье встретить такого учителя, но как трудно стать таким учителем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

Слова и музыка Олега Митяева


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

И.С. Бах. Фуга до минор.

Фрагмент 1.

Фрагмент 2

Фрагмент 3.



Предварительный просмотр:

Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

слова и музыка О. Митяева

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно

Струна осколком эха пронзит тугую высь

Качнется купол неба большой и звездно-снежный

Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Качнется купол неба большой и звездно-снежный

Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет

Ты что грустишь бродяга а ну-ка улыбнись

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет

Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет

Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним

Чьи имена как раны на сердце запеклись

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним

Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним

Как здорово что все мы здесь сегодня собрались



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

        Тема образовании для нас- одна из самых близких и актуальных. В современном мире это один из важнейших вопросов в жизни человека.

Какое образование мы сможем получить, будет ли оно доступно, сможем ли реализовать свои амбиции и возможности, куда пойти учиться….Для «обычных» людей понятие «образование» вполне  ясно. Это то, где мы учимся, чему учимся, кем в итоге станем. Ведь в сознании людей уже давно укрепилось мнение, что успешность человека в жизни зависит от качества полученного им образования. Особенно это актуально в таких крупных мегаполисах как Москва.

Но, как сказал Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер — американский психолог, изобретатель и писатель, «образование-это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились». Поэтому образование не нужно воспринимать только как обучение учеников учителем, в узком понимании. Это понятие гораздо шире и объёмнее, и чем оно объёмнее, тем больше способов реализации предлагает современное общество.

В прошлом образование было самым консервативным и устойчивым элементом общества, оно сохраняло преемственность и традиционность. Последние годы мы наблюдаем активные преобразования в области образования. Осознание использование образования как средство уравнивания и некого обезличивания человека вызвало в обществе развитие движения за негосударственное образование, семейное, за большую долю курсов по выбору учащегося, поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей жизнедеятельности человека. Изменяющиеся запросы семей и потребности экономики города требуют повышения гибкости и эффективности системы, её модернизации. При этом важно понимать, что модернизация-это не просто «сломать и переделать», а усовершенствовать и обновить, опираясь на устойчивые и проверенные временем элементы.

Москва- город больших возможностей, и уже на данном этапе развития образовательная система предлагает множество форм получения образования, ставя перед собой основную задачу в повышении качества и результативности образования.

Мы живём в 21 веке, в веке технического прогресса, который невозможно остановить. Развитие и изменения происходят во всех сферах жизни, в том числе и в системе образования.

Ещё 10-12 лет назад трудно было представить себе первоклассников, обучающихся по электронным учебникам, а возможность положить компьютер в карман представлялась реальной только в фантастических фильмах. Около 5 лети назад качественное образование для людей с ограниченными возможностями здоровья представляло определённую сложность.

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения решает многие проблемы. Сегодня уже никто не сомневается в том, что введение компьютера в систему дидактических средств является мощным способом обогащения интеллектуального, нравственного, эмоционального развития ребенка и приобщением его к миру информационной культуры.

Но в этом вопросе есть и ряд определённых проблем, которые я бы хотела рассмотреть с точки зрения человека, педагога и музыканта.

Компьютеры всё больше заменяют реальную жизнь. Дети с лёгкостью общаются в сети, мгновенно запоминают значение смайлов и кодов из знаков препинания, изобретают и запоминают особый сленг. Мы сетуем на то, что дети не умеют грамотно выражать свои мысли, не сочувствуют литературным персонажам и вообще перестали читать. Но и сами идём к компьютеру, что почитать новости, побыстрей отправить письмо и пообщаться с родственниками, потому что ускоряющийся ритм столичной жизни не оставляет шансов на размеренное общение. Безусловно, компьютерные технологии помогают осваивать космические просторы, делать научные открытия. Но в реальной жизни нужно уметь выражать свои мысли и чувства, в реальном общении нет под рукой смайликов или графических знаков. Основная задача- сделать компьютер средством обучения и одним из коммуникативных средством, но не главным в жизни и общении, и здесь большую роль играет семья.

Как учитель могу сказать, что компьютер расширил возможности преподавания- поиск информации, сопровождения урока, создания планов и отчётов, презентаций, дистанционное обучение и контроль. Мои ученики с трудом верят, что в институте я писала дипломную работу от руки и брала в библиотеке слайды и иллюстрации. И наивно полагают, что компьютер и интернет дал массу свободного времени. Ведь чем больше информационное пространство, тем больше времени требуется для его освоения.

Но основную проблему я вижу не в этом аспекте, а в изменении роли учителя. Кем мы будем в будущем? Учителем -посредником между учеником и знанием или учителем-посредником между учеником и компьютером? Не нужно забывать, что мы работаем с личностью, с индивидуальностью, что ни один компьютер не сможет заглянуть в душу ученика, почувствовать её. Для меня безусловные перспективы не в развитии информационных и компьютерных технологий, совершенствование которых невозможно и не нужно останавливать, а в развитии индивидуального подхода, гуманистической составляющей педагогики, в педагогике сотрудничества.

И, наконец, как учитель предмета искусства, как музыкант я вижу огромное поле деятельности в образовании и большие возможности в Москве. При чём здесь компьютерные технологии? А, в общем то, ни при чём. Не нужно превращать урок музыки в урок О музыке, урок изобразительного творчества в урок О живописи. Да, можно совершить виртуальное путешествие в любой музей и театр мира. И такую возможность, конечно, нужно использовать. Но, находясь в городе с музеями и театрами, знаменитыми на весь мир, не эффективнее ли было бы посетить реальную музейную экспозицию, побывать на спектакле? Культурное и духовное развитие, в век технического прогресса, должно стать одной из главнейших задач нашей системы образования, ведь образование- это прежде всего формирование всесторонне развитой личности. Тем  более в городе с многовековой историей и культурной традиций для этого есть все условия.

Пусть компьютер станет нашим помощником, но не заменителем профессии, человеческого общения, живой мысли. Пусть современные технологии расширяют наш кругозор, помогают в саморазвитии, освобождают нам время для общения и познания мира.

И, как сказал Роберт Рождественский, «учитель- профессия дальнего действия». Давайте думать о будущем уже сейчас, и тогда оно не будет пугать нас своими перспективами, а радовать своими возможностями.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс. «Каждому ключику- свой замок!»

Каждый из нас задумывался о смысле профессии. Несколько десятилетий назад, сказали бы:  «Учитель- тот, кто учит и даёт знания». Некоторое время назад, переосмыслив систему взаимоотношений учитель-ученик,  правильнее было бы высказывание «Учитель даёт ключ к знаниям, а ученик сам решает- воспользоваться этим ключом или нет». Современная тенденция образования показывает, что гораздо эффективнее лишь помогать ученикам найти этот ключик, лишь давать направление к самостоятельному открытию знаний.

А ведь учитель находится в похожей ситуации- никто ему не даёт готовых ключиков к детским умам и сердцам, он сам, опираясь на свой опыт и знания, должен найти этот подход к каждому ученику.

Я хочу рассказать вам притчу монаха Варнавы, в миру- Евгения Санина.

Поругались ключ и дверной замок, и никто из них первым мириться не хочет.

«Как это так? - думает ключ. - Без меня этот замок - простая железка!»

А у замка свое мнение на этот счет.

«Сломается этот ключ, и без него мне быстро другой подберут!»

Люди ждали-ждали, да и вставили в дверь новый замок.

А старый с ключом осмотрели и ничего не поняли: целый, должен работать. Но - не работает!

И выбросили обоих - ржаветь на помойку...

 

А ведь как часто мы даём хороший урок, подбираем замечательный материал, владеем различными методами и приёмами…Говорим- смотри, всё понятно, а ученик смотрит, и не видит….Просим- слушай, а ученик слушает, да ничего не слышит….. ругаем- стой смирно, ты же у доски отвечаешь, а он забывает всё, что учил …. Так что же происходит? Видимо, не те ключики подбираем к замочкам наших учеников.

Мой мастер-класс я назвала «Каждому ключику-свой замок»

Нас повсеместно окружает огромное количество информации, конечно в   основном из средств массовой информации, которую мы видим, читаем и слышим. И вот. Приходя на урок, ребёнок опять вынужден воспринимать новые знания точно так же- читать, смотреть и слушать. Но очень редко мы задумываемся над тем, чтобы ребёнок «почувствовал» полученную информацию, задействовал все органы чувств.

Всем известно, что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей «условно» можно разделить на 4 категории: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты.

  И сегодня я постараюсь показать вам некоторые приёмы. Задания, в которых не просто учитывается тот или иной способ восприятия информации, а совмещается несколько и развивается одна из слабых, незадействованных каналов восприятия информации.

   Во-первых, важно конечно знать к какому типу относится человек. Для этого существует множество тестов, один из которых уже выполняют наша   группа, посмотрим, к какому типу восприятия относятся они. Но иногда достаточно и простых наблюдений.

Задание с коробочкой.  

Наблюдение за видеофрагментами. Определение по поведению детей типажа.

Итак, наша группа завершила тест, огласите результаты. Участники отвечают какой тип восприятия информации наиболее им близок и согласны ли они с этим.

Среди детей разного возраста изменяется процентное соотношение различных типов ведущих каналов восприятия. В младшем школьном возрасте большая часть –это визуалы. Яркие подвижные картинки привлекают детей, они легче запоминают информацию, да и рассказывая о чём то-они всё представляют себе как некое кино.

Приходя ко мне на урок, дети сталкиваются прежде всего с аудио информацией, которую нужно воспринять, «перевести» на человеческий язык, а уж понять о чём речь-это всё равно что слушать текст на незнакомом языке и пытаться его перевести. Что же делать? Подключать канал, который работает наиболее хорошо.   И включать ассоциативное мышление.

Для этого попробуйте ответить на вопрос- вы всегда легко видите в воображении то, что слышите? Всегда ли переводите окружающие звуки в изображение?

Прослушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент.

Сен-Санс. Антилопы.

Если бы это было животное, то какое?

Если бы это было растение-то какое?

Что человек «делает» в этой музыкальной картине?

Мы подключили визуальное изображение.

А что объединяет все ваши ответы?

Что общего у животных, названных?- Скорость перемещения.

Что общего у человека?- Его характер движения.

Вот мы и обнаружили главную выразительную составляющую этого произведения- скорость. И далее можно вести разговор о том, как это сделано, для чего, сравнивать, находить общее и пр.

Мы попытались увидеть то, что слышим. А можно ли «осязать», почувствовать то, что мы не видим?

Опыт с мешочками.

Бах «Шутка»

Вопросы: что бывает лёгким?

Показать с мешочками отработку звука нижнего и верхнего регистра.

Так как большинство уроков построено на аудиальном восприятии информации, на произношении текстов, то очень важно развивать умение слушать, слышать. а так же уметь в любой момент включать и подключать аудиальный и визуальный канал. И в следующих упражнениях мы намеренно будем включать и выключать эти каналы, и усложнять задание.

Участники сидят полукругом.

Несколько дыхательных упражнений.

Скороговорка «Три сороки тараторки тараторили на горке»

  1. Произносим вместе.

В чём смысл?

Можно ли изменить смысл?

Вызываем человека, ему показываю слово, которое нужно выделить, участники слушают и должны выбрать карточку и показать.

Карточки:

Вопросы

-Сколько?

-Кто?

-Какие?

-Что делать?

-Где?

Изображения:

-количество

-птички

-птички поют

-действия

-место

Цифры:

1, 2, 3, 4,5

  1. Произносим по очереди, каждый по очереди меняет ударение.
  2. Произносим по очереди по одному слову
  3. Раздать карточки с порядковым номером, произносим.

Можно усложнять до бесконечности, заменяя слова изображениями,  цифрами, движениями, хлопками. Например: сейчас мы произнесём скороговорку, а самое длинное слово заменим одним хлопком.

И в завершении мастер-класса я бы хотела поблагодарить участников и подарить памятку в виде цветика-семицветика. Представьте, что цветок-это ребёнок, который познаёт окружающий мир с помощью определённых чувств. Давайте вместе вспомним что это:

Слух

Зрение

Обоняние

Осязание

Вкус

Вспомним,что есть люди-дискреты,который обрабатывают информацию с помощью логических связей,это логика.

Ну, и последний, один из самых важных лепестков, который Николай Гумилёв назвал органом шестого чувства- что это?

Интуиция, душа, чувство прекрасного.

Где-то там, внутри, у человека 
есть душа, хорошая душа... 
Ей средь шума атомного века 
Все трудней становится дышать, 


"Берегите жизнь"-  такую фразу 
можно  каждый день читать и слушать. 
Но насколько б легче стало сразу, 
Если б люди вспомнили про душу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс

Слайд 5

К.Сен-Санс Животное Растение Действие

Слайд 6

И.С.Бах

Слайд 7

«Три сороки тараторки тараторили на горке»

Слайд 8

Три тараторки тараторили на

Слайд 9

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Слайд 10

зрение слух обоняние осязание вкус логика Шестое чувство