Контрольные работы по русскому языку 7 класс

Серпутько Алеся Александровна

Предварительный просмотр:

Входной контроль по русскому языку в 7 классе по тексту администрации

2019-2020 уч.год

Избушка в тайге.

Никто не встретил нас на Белой горе. Избушка была пуста. В углу избушки стоит печь, рядом аккуратно сложены полешки дров. На столе в жестяной банке сахар, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, и  мы оставим сухие дрова и что-нибудь из еды. Зайдет в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреется, поест и снова в путь.

  Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, когда пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на самой верхней ступеньке, замирает, вслушивается. Треснет ветка – храбрец катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.

                                ( По Г. Снегирёву. 122 слова.)

Грамматические задания

  1. Выпишите второе предложение во втором абзаце. Выполните его синтаксический разбор.

Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой

  1. Выполните морфемный разбор слов:  обогреется, разрослась, избушкой, замирает.

  1. Найдите в тесте предложение с однородными членами предложения. Подчеркните их как члены предложения.

Грамматические задания

  1. Выпишите второе предложение во втором абзаце. Выполните его синтаксический разбор.

  1. Выполните морфемный разбор слов:  обогреется, разрослась, избушкой, замирает.

  1. Найдите в тесте предложение с однородными членами предложения. Подчеркните их как члены предложения.

Грамматические задания

  1. Выпишите второе предложение во втором абзаце. Выполните его синтаксический разбор.

  1. Выполните морфемный разбор слов:  обогреется, разрослась, избушкой, замирает.

  1. Найдите в тесте предложение с однородными членами предложения. Подчеркните их как члены предложения.

Грамматические задания

  1. Выпишите второе предложение во втором абзаце. Выполните его синтаксический разбор.

  1. Выполните морфемный разбор слов:  обогреется, разрослась, избушкой, замирает.

  1. Найдите в тесте предложение с однородными членами предложения. Подчеркните их как члены предложения.

Грамматические задания

  1. Выпишите второе предложение во втором абзаце. Выполните его синтаксический разбор.

  1. Выполните морфемный разбор слов:  обогреется, разрослась, избушкой, замирает.

  1. Найдите в тесте предложение с однородными членами предложения. Подчеркните их как члены предложения.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Ф.И.__________________________       дата______________

  1. Неожиданно п..дул ветер. 2) Он пр..шёлся вдоль берега, зар..бив зеркало воды, обл..мав сухие ветви. 3)Кроты, строившие подземные царства, спрят..лись в свои лабиринты. 4)Солнце, послав на землю п..следний луч, закрыл..сь в серую мглу. 5)Вся природа, затаив дыхание, зам..рла в ожидании чего-то. 6) Вдруг на кл..новый лист упала первая снежинка.

 7) И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все н..ровности на земле. 8)Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил век..вую ель, лёг на ветви берёзы. 9)Большой снег накрыва..т лесной поток, ост..навливая течение у берегов, глуша шум на пер..катах.      

10) Снег погл.тил все звуки, создал беск..нечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и спр..ведливост…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматическое задание в форме ГИА

К каждому заданию А1 – А4  даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А4 обведите кружком.

А2. Какое слово является деепричастием?

1) упавшие

2) свернувшись

3)сварены

4) падающего

А2. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?

1) (не)чувствуя

2) (не)навидя

3) (не)крикнув

4) (не)ощутив

А3. Укажите верное продолжение предложения.

Прочитав статью,

1) мне захотелось написать опровержение.

2) я многое узнал о жизни животных.

3) она показалась мне интересной.

4) её можно запомнить.

А4. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

1) танцевать

2) учить

3) рвать

4) читать

Ответы на задания В1 – В5 записывайте словами или цифрами.

В1. Из предложений 1-3 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы.

Ответ: ____________________________________________________________

В2. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ: ____________________________________________________________

В3. Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________________

В4. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.

Снежный ковёр,(1) изменяя обычный наряд леса,(2) опушил век..вую ель,(3) лёг на ветви берёзы.

Ответ: ____________________________________________________________

В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________________________________________


С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Причастие»

Ф.И._________________________                  Дата______________________

Вариант №1

1. Найти предложения с причастным оборотом:

А. Струя пены, отбрасываемая кармой корабля, прошла через океан белой чертой.

Б. Желающее показать свою силу море поднимает громады волн всё выше.

В. Море гладко выковано из синего металла.

Г. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.

2. Найти предложения с обособленным одиночным причастием и причастным оборотом,                      расставить знаки препинания:

А. Опавшие с деревьев листья мягким ковром накрывали землю.

Б. Сирень цветущая в конце мая наполняет весь двор приятным ароматом.

В. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.

Г. Измученный зубной болью он решил утром же пойти к врачу.

3. Указать словосочетания с действительными причастиями, выделите суффикс:

1. играющий ребенок

2. объясняющий учитель

3. посаженное дерево

4. посланное письмо

5. закрывающий книгу

4. Указать словосочетания со страдательными причастиями, выделите суффикс:

1. ночь, наступившая внезапно

2. разбитое кем-то стекло

3. трава, омытая дождем

4. дети, посадившие деревья

5. цветы, сорванные с клумбы

5. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени, исправьте ошибку. Запишите рядом правильную цепочку слов.

1. петь- поют- поющий

2. махать- машут- машущий

3. гнать- гонют- гонющий

4. колоть- колют- колющий

6. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени, исправьте ошибку. Запишите рядом правильную цепочку слов.

1. изучать- изучаем- изучаемый

2. отвлекать- отвлекаем- отвлекаемый

3. повторять- повторяем- повторяемый

4. слышать- слышем- слышемый

7. В образовании какого действительного причастия прошедшего времени допущена ошибка. Исправьте ошибку. Запишите от какого глагола образовано слово

1. увидевший

2. услышевший

3. устроивший

4. добавивший

8. В каком ряду все причастия c «не» пишутся раздельно:

1. (не) выученные школьником стих

2. (не) разрушенный, а сохранившийся шалаш

3. (не) выученные стихи А.С. Пушкина

4. (не) разрушенный старый шалаш

9. В каком ряду причастие с «не» пишется слитно:

1. (не) запертая входная дверь

2. вовсе (не) запертая дверь

3. (не) запертая на замок дверь

4. еще (не) запертая дверь

10. Вставьте пропущенные буквы в слова. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:

1. доставле….ое письмо, разброса….вещи

2. подаре….ая кукла, мощё….ая дорога

3. крупные солё….ые огурцы, прочита….ая книга

4. нетопле….ый дом, печё….ая картошка

11. Вставьте пропущенные буквы в слова. В каком ряду все слова пишутся с «н»:

1. проведё….ое расследование, осуждё….ый преступник

2. жаре….ые грибы, лома….ая линия

3. ненаписа….ое письмо, нарисова….ый эскиз

4. задума….ое число, изгна….ый враг

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите причастные обороты.

Осень раскраше,(н,нн)ая в яркие цвета (не) заставила себя ждать. Деревья одетые в нарядный убор чинно стоят в ряд. Птенцы окрепшие за лето приготовились к первому перелету на юг. (Не) перестающие лить дожди зарядили надолго. Свинц..вое небо нависш.. над землей кажется, давит на тебя. Солнце так ярко светивш.. летом теперь редко появляет(?)ся из-за туч. Пожелтевшие  на ветках деревьев листья осыпают(?)ся  на землю. Накопившие за лето жир животные готовят(?)ся к зимней спячке. На небе можно увидеть стаи гусей и уток летящ.. в теплые страны. Осень радующ.. нас своими красками - любимая пора многих поэтов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Выполните морфологический разбор выделенного в тексте причастия:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ к ответам:

Вариант№1                                                        Вариант№2

№1        А, Б                                                        №1        Б                        

№2       Б, Г                                                                           №2         Б, Г

№3        1,2,5                                                        №3        1,3,5

№4        2,3,5                                                        №4         1,2,5

№5        3                                                        №5        3

№6        4                                                        №6        4

№7        2                                                        №7        4

№8        1,2                                                         №8        1,4

№9        1                                                        №9        2

№10        1                                                        №10        4

№11        2                                                        №11        3



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Предлог»

Ф.И.________________________              дата____________________

  1. Какое утверждение является неверным?

       А Предлоги не изменяются и не являются членом предложения.

       Б  Предлоги связывают однородные члены предложения.

       В  Предлоги бывают однозначными и многозначными.

       Г  Предлоги могут выражать причинные, временные и другие отношения.

  1. Укажите строку с грамматической ошибкой.

       А По завершении строительства;

       Б  По окончании техникума;

       В  По возвращению из экспедиции;

       Г  По приезде в город.

  1. Пишется И:

А  В продолжени… часа не удалось пройти и километра.

Б  Приходилось часто останавливаться вследстви… того, что мы заблудились.

В  Впоследстви… я часто вспоминал этот путь.

Г  В заключени… выступления  лектор подвёл итоги.

         

  1. Пишется раздельно:

А  Туристы, (не)смотря на дожль, продолжали маршрут.

Б   Шёл, (не)смотря по сторонам.

В   (В)место ответа ему подали письмо.

Г   Я прибыл (в)место назначения.

 

5. Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

1) НАПРОТИВ парка стоял большой двухэтажный деревянный дом. (Козлов В.Ф.)

2) НАПРОТИВ стенда, где испытывалась установка, за письменным столом работал инженер Новиков. (Гранин Д.)

3) Наконец Бурмин решился позвать доктора, жившего НАПРОТИВ. (Куприн А.И.)

4) НАПРОТИВ книжного магазина был подземный переход. (Шим Э.)

2. Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

     (В)течени… врем…ни, когда Россией правил Пётр I, имя Александра Даниловича Меншикова было извес…но всем, (не)смотря на то что он (не)отличался ни знатност…ю рода, ни б…гатством.

     В Москве Меншиков решил возвести (на)встречу солнцу храм (не)вида(н,нн)ой высоты, на три мерта выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на стари(н,нн)ые московские церкви. В одном из ярусов находились англи…ские баше(н,нн)ые часы, которые били каждую четверть часа. Пр…звали эту церковь Меншиковой башней.

     Однако четырнадцатого июня тысяча сем…сот два…цать трет…его года (в)следстви… удара молнии церковь сг…рела. В Москве (на)счёт пожара решили, что это наказание и предупреждение высоко поднявш…ся времен…щику о грядущ…м падени… . Надо иметь (в)виду, что (в)последстви… предсказание сбылось. (В)скорее Меншиков был лиш…н всех званий и богатств и сослан.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Озаглавьте текст._________________________________________
  2. Определите тип ________________и стиль текста_____________________________
  3. Выполните синтаксический разбор подчёркнутого предложения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните в тексте производные предлоги.
  2. Выполните морфологический разбор  предлога из первого предложения (по выбору)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Предлог»

2 вариант

       1. Контрольный тест

  1. Какое утверждение является неверным?

       А Предлоги служат для связи частей сложного предложения.

       Б  Составные предлоги состоят их трёх слов.

       В  Предлоги при, над, без непроизводные.

       Г  Предлоги могут выражать причинные, временные и другие отношения.

  1. Укажите строку с грамматической ошибкой.

       А По приезде из командировки;

       Б  По окончании техникума;

       В  По предъявлению паспорта;

       Г  По завершении строительства.

  1. Пишется И:

А  В течени… реки видны изменения;

Б  в продолжени… фильма есть новые герои.

В  Впоследстви… я часто вспоминал этот путь.

Г  В течени… месяца ничего не изменилось.

         

  1. Пишется раздельно:

А  Туристы, (не)смотря на дожль, продолжали маршрут.

Б   Мы бежали (на)встречу брызгам волн.

В   Я пойду тебе (на)встречу;

Г   (На)встречу с ним я не надеялся

 

2. Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

     (В)течени… нескольких недель учителя (не)могли нахвали(т,ть)ся Алёшей. Все уроки знал он соверше(н,нн)о, все переводы (с)одного языка (на)другой были без ошибок, так что (не)могли (не)д…ви(т,ть)ся чрезвычайным его успехам. Алеша внутре(н,нн)е стыдился этих похвал. Ему совес…но было, что ставили его в пр…мер товарищам, тогда как вовсе того (не)заслуживал.

     (В)течени… этого врем…ни Чернушка (к)нему не являлась, (не)смотря на то что Алёша, особенно в первые недели после получения конопля(н,нн)ого семеч…ка, (не)пропкскал почти ни одного дня без того, чтобы её не звать. Сначал… он очень о том г…ревал, но потом успоко…лся, думая, вероятно, что она занята важными делами. (В)последстви... же похвалы, которыми его осыпали, так его заняли, что он довольнл ре…ко о ней в…поминал.

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тип и стиль текста.

3.Выполните синтаксический разбор подчёркнутого предложения.

4.Подчеркните в тексте производные предлоги.

5.Выполните морфологический разбор 2 предлогов (по выбору)

Тест «Предлог. Отличие предлогов от омонимичных слов» №1 для 7 класса

1. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом.

1) Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.)

2) К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. (Арсенов Я.)

3) Корнилов, (В)ВИДУ опасного положения на Юго-Западном фронте, приехать не смог. (Понизовский В.)

4) (В)ВИДУ сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно. (Булгаков М.)



Предварительный просмотр:

7 класс. Контрольная работа по теме «Союз». I вариант

Часть 1.

  1. Укажите неверное утверждение.

а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.

б) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные

и разделительные.

в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.

  1. Укажите пример с подчинительным союзом.

а) Уйти, чтобы вернуться;  б) Бродить по парку и собирать цветы.; в) Вследствие быстрого течения.

  1. Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.

б)   Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.

в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.

  1. Укажите предложения, где перед союзом И ставится запятая (знаки не расставлены.): а)   Слышалась тихая тягучая и заунывная песня. б) Пели соловьи и из полей доносился крик перепелов. в) Сквозь мглу трудно было разглядеть цвет и очертания предметов.
  2. Укажите разряд подчинительного союза в предложении: Чтобы вода не заливала огонь, пришлось подкладывать в костёр побольше дров. а). целевой б). причинный в). Временной
  3. В предложении: Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. употреблён союз: а).соединительный б). разделительный в). противительный
  4. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно. а) Птицы то(же) ведут себя по-разному, когда идет снег. б) Артемке было приятно, что его заметили, но в то(же) время и неловко. в) В то(же) воскресенье мы поехали в музей.
  5. Укажите СПП: а). Моя сестра врач, я тоже хочу стать доктором. б). Плохо видели лебедей, но замерли от восхищения. в). Мы не знали, где находится речка.
  6. В каком предложении союз связывает два предложения в составе сложного? (знаки препинания не расставлены.) а).  Город он знал плохо а добрался до площади быстро. б). Шквальный ветер распахнул окна и донёс до стоящих у окна первые капли дождя. в). Из высокой болотной травы он соорудил нечто вроде шалаша но снег быстро занёс этот шалаш.

  1. Найдите предложение, в котором употреблены местоимение с частицей.

а). Что/бы/ костер жил, нужно хорошее сухое топливо. б). Что/бы/ я ни сделал, все тебе не по нраву. в). Волька достаточно насмотрелся в жизни мультипликационных фильмов, за/то/ слова Хоттабыча  навели его на интересную мысль.

Часть 2.

Спишите текст, вставляя по смыслу пропущенные союзы, стараясь не повторять одинаковых, и выделяя их в овал. Укажите вид союза (П-подчинительный, С-сочинительный).

(1) Представь себе, ___ ты - дождевая капля, падающая в пруд. (2) Вода только со стороны кажется мягкой __ податливой. (3) На самом деле, там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. (4) ____ отвоевать себе место, придётся бесцеремонно их растолкать. (5) Потеснить соседок всё-таки удастся, ___ те, которые чуть дальше от тебя, вовсе не спешат подвинуться ___ дать дорогу. (6) Вследствие начавшейся давки __ неразберихи всем каплям остаётся, перекувырнувшись, выбраться выше.

  1. Напишите номер предложения, содержащее утверждение, доказательству которого посвящен текст.
  2. Начертите схемы 2 и 4 предложений.
  3. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, где это необходимо, и графически объясните их (схемы, подчёркивания). Укажите вид предложения (ПП (+если осложнено, то чем именно), ССП или СПП):
  1. Собачка жалобно лаяла и  виляла хвостом.
  2. Звёзды приглушённо сверкали и светила полная луна.
  3. Раньше кадетов учили не только математике но и танцам.
  4. У Нины пропала собака (по)тому что сосед выпустил её во двор.
  5. Чтобы из сада не доносился запах цветущей сирени стеклянная дверь была плотно закрыта.
  1. класс. Контрольная работа по теме «Союз». II вариант

Часть 1.

  1. Укажите верное утверждение.

а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.

б) Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.

в) Союзы бывают простыми и составными.

  1. Укажите пример с сочинительным союзом: а) Вода играет и дышит. б) Сад полыхает, как в мае заря. в) Лица не было видно, потому что было темно.
  2. Какой союз является «лишним», учитывая строение союзов?

а). однако    б). если   в)  оттого что    г)  или

  1. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены). а) За заводами кончался город и начиналось море. б) То тут то там что-то сыплется и шуршит. в) Мы подождали пока выгрузили наши вещи.
  2. Определите значение подчинительного союза: Надя почувствовала, что она тут лишняя.  а). причинный  б). условный. В) изъяснительный
  3. Какой по значению сочинительный союз употреблён в пословице: Мал ёрш, да колюч а). соединительный б). разделительный в). противительный
  4. В каком варианте ответа выделенное слово пишется раздельно?

а). Бедному псу то (же), очевидно, становилось страшно.   б). Что (бы) мне почитать о космосе?    в). В работе отстаёт, за (то) в еде обгоняет.

  1. Укажите ССП: а). Если выучишь все формулы, то решишь задачу. б).Чтобы тренировать память, нужно много учить наизусть. в). Ребята были в шортах, я тоже надел лёгкую одежду.
  2. В каком предложении союз И связывает два предложения в составе сложного? (знаки препинания не расставлены) а). Ты не понимаешь этого и  не хочешь понять. б). Я решил не поступать в университет и не подумал о важности этого решения. в). Все твердили ему о его таланте и он решился на выступление в театре.

  1. Найдите предложение, в котором употреблены предлог с местоимением. а). На палубе было холодно и сыро,  за/то/  можно было любоваться алмазным блеском Венеры. б). Спасибо за/то/, что ты помогал мне. в). Стрелок поискал глазами,  во что/бы/ прицелиться.

Часть 2.

Спишите текст, вставляя по смыслу пропущенные союзы, стараясь не повторять одинаковых, и выделяя их в овал. Укажите вид союза (П-подчинительный, С-сочинительный).

 (1) Учёные специально приезжают в суровую Антарктиду, ___ побольше узнать о птицах, одетых во фраки __ белоснежные манишки!

 (2) Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. (3) Питаются они рыбой _____ кальмарами. (4) В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную торпеду. (5) Иногда пингвин так разгоняется, ___ вылетает из воды на лёд, ______ камешек, летит из рогатки.   (6) В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, __ папы-пингвины вынашивают его в течение двух месяцев.

  1. Напишите номер предложения, содержащее утверждение, доказательству которого посвящен текст.
  2. Начертите схемы 2 и 6 предложений.
  3.  пишите предложения, расставьте знаки препинания, где это необходимо, и графически объясните их (схемы, подчёркивания). Укажите вид предложения (ПП (+если осложнено, то чем именно), ССП или СПП):
  1. Солнце уже заливает своим светом и лес и поле и речку.
  2. В садах дозревают рябины и липы в лесах роняют листья.
  3. Он был не только прост со всеми но и застенчив.
  4. Песня за домом внезапно смолкла чтобы над прудом запел свою трель соловей.
  5. Когда замолкли птицы приближалась сильная гроза.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Частицы»

Ф.И.____________________________  дата ________

  1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.
  1. «Чем  кумушек считать трудиться,

                   Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» - Ей Мишка отвечал.

                   Но Мишенькин совет лишь попусту пропал._________________________________

  1.  «Какой-то смолоду Скворец так петь   щеглёнком научился,

 Как будто бы щеглёнком сам родился?»_____________________________________

  1.  «Пусть сохнет, - говорит Свинья, -   ничуть меня то не тревожит….»
  2.  «И тут же выпустил на волка гончих стаю».__________________________________
  1. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
  1. Ребята восхищаются видом падающих звезд.

_______________________________________________________________________

  1. Собеседник согласился с моим мнением.

________________________________________________________________________

  1. Я отвечу на это письмо.

________________________________________________________________________

  1. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.
  1. Сколько бы (не, ни) читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. – Сколько я еще (не, ни) прочитал Пушкина!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Все хвалили бригадира, кто бы с ним (не, ни) работал. – Кто (не, ни) работал с бригадиром, тот не имеет представления о его умении общаться с людьми.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедините простые предложения в сложные  помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.
  1. Нельзя злоупотреблять спортивными упражнениями. Спорт полезен.   (как ни)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Всюду восхищались игрой наших артистов. Они выступали за рубежом.  (где ни)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких случаях ТО  является частицей?  Запишите такие предложения, определяя значение частицы.

1)   Не видали вы настоящих-то плясуний.    (М. Горький)

2)   Соня то (же) держалась за его руку и вся сияла.   (Л. Толстой)

3)   На заре Петя почувствовал, что кто (то) тянет его холодной рукой.    (В. Катаев)

4)   Что не складно, то и не ладно.   (Пословица)

5)   То ветер поднимется буйный, то вал зашумит штормовой.   (А. Прокофьев).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких случаях  БЫ  и  ЖЕ являются частицами?  Запишите такие предложения.
  1. Дней  через пять мы с отцом пришли опять на то (же) место.   (И. Тургенев)
  2. Охота не удалась. Обед в поле под палаткою так (же) не удался.     (А. С. Пушкин)
  3. Что (бы) домоседы мне не пели, я все  равно за город укачу.   (С. Васильев)
  4. На то и щука в море. Что (бы) карась не дремал.   (Пословица)
  5. Как (же) мне быть?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закончите предложения:
  1. Как (бы) не растеряться, когда….
  2. Могу (ли) я отказаться, если сам…..
  3. Все были в окопах, командир так (же)….
  1. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.

       1)  Скоро придет долгожданная весна.    (усиление, радость)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       2)  Быстро растет снег.  (сомнение, вопрос)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       3)  Небо какое голубое, высокое.  ( указание, усиление)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.
  1. Маленькие дети значения многих слов воспринимают буквально.
  2. От усталости путники буквально валились с ног.

         ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                        

                             

                                                 

                 Грамматика.         Морфология.       Служебные части речи.         7 класс

                                                            Частицы

                           Контрольная работа № 6                         Вариант 3

  1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.
  1. «Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов,

  Опять нас не погнали в класс,

  Пойдем-ка да нарвем  саду себе каштанов!»

  1. «В дальний путь пускайтеся не вдруг, что б ни сулило вам воображенье ваше».
  2.  «Голубушка, как хороша!

       Ну что за шейка, что за глазки!

      Рассказывать, так, право, сказки!»

  1. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
  1. Болельщики видели старания команды.
  2. Широта его взглядов изумляла меня.

  1. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.
  1. Чтобы он (не, ни) говорил на эту тему, мы старались отвлечь его. – Что бы он(не, ни) говорил, никто ему (не, ни) верил.
  2. Кто (не, ни)) приезжал в город, тот ничего не знал о событиях. – Кто (не, ни)) приезжал в эти места, все мечтали посетить их снова.

  1. Соедините простые предложения в сложные  помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.
  1. Я напрягал слух. Ничего не мог расслышать за треском пожара.  (как  ни)
  2. Кормят родители маленьких скворцов. Они всегда голодны.  (сколько ни)

  1. В каких случаях  ТО  является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.

         1)      Кот весь день у батареи то бока, то лапы греет.   (Л. Ладонщиков)

         2)      Сразу (то) мне не понять.   (А.  Куприн)

         3)      Хватается за (то) иной, в чем он совсем не годен.     (И.Крылов)

         4)      Какой (то) зверек слабо и жалобно пискнул между камне.    (И. Тургенев)

  1. В каких случаях  БЫ  и  ЖЕ  являются частицами? Запишите такие предложения.

         1)      То (же) слово, да не так молвить.   (Пословица)

         2)      Землю то (же) можно измерить.    (А.  Дорохов)

         3)      Если (бы) гармоника умела все говорить не тая.  (А. Фатьянов)

               4)      Что (бы) не заблудиться в лесах, надо знать приметы.  (К.Паустовский)  

                                                                                                     

  1. Закончите предложения:
  1. Что (бы) такое придумать, что(бы)  новогодний вечер…
  2. Было еще темно, в то (же)  время….

  1. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.
  1. Мы поедем на дальний Восток.   (усиление, сомнение, вопрос)
  2. Ты прочитал эту книгу?    (недоумение, отрицание) 

  1. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.
  1. Вопрос был решен положительно.
  2. Теперь девочка положительно ничего не понимала.

                                                                                                   

                                                                                                         

                     Грамматика.      Морфология.      Служебные части речи.           7 класс

                                                              Частицы

                                 Контрольная работа №6                    Вариант 4

  1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.
  1. «Соседка, перестань срамиться. –

 Ей шавка  говорит, -

 Тебе ль с Слоном возиться».

  1. «Пускай же говорят собаки:

«Ай, моська! Знать, она сильна,

 Что лает на Слона!»

                 3)   «Ни косточкой нигде не мог я поживиться».

  1. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
  1. Мать заметила успехи сына.
  2. Путешественники обратили своё внимание на ухудшение погоды.

  1. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.
  1. Как он (не, ни) понукал лошадь, ехали мы медленно. – Он (не, ни) понукал лошадь, она шла сама.
  2. Кто (не, ни) смотрел этот фильм, советуем посмотреть его. – Кто (не, ни) смотрел этот фильм, все им восхищались.

  1. Соедините простые предложения в сложные  помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.
  1. Петя щурился, напрягал зрение. Он ничего не видел в пустынном море.  (как ни)
  2. Я оглядываюсь. Я всюду вижу пробуждение весны.  (как ни)

  1. В каких случаях  ТО  является частицей?  Запишите такие предложения, определяя значение частицы.
  1. Как будто кто (то) постучал осторожно в окно.
  2. Мальчик получил медаль за (то), что спас ребёнка.
  3. К полёту готов молодой капитан. Ему (то) лететь не впервые.    (С. Маршак)
  4. Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно.       (Соколов-Микитов)

  1.   В каких случаях  БЫ  и  ЖЕ  являются частицами? Запишите такие предложения.
  1. Брат мой так (же) любит читать книги.
  2. Что (же) замолкли песни звонкие?
  3. Я торопился, что (бы) успеть на последнюю электричку.
  4. Если (б) я поэтом не был, я стал бы) звездочётом. (В. Маяковский)

  1. Закончите предложения:
  1. Во что (бы)  мне поиграть, что(бы)….
  2. Эта задача решается так(же), как …

  1. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.
  1. Мы успеем на вокзал к отходу поезда. (вопрос, отрицание, усиление)
  2. Прекратите разговоры. (выразить просьбу настойчиво и в смягчённой форме)

  1. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.
  1. Держался он просто.
  2. Он просто садовод-любитель.

                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант за II четверть в 7 классе по тексту администрации (2017-2018 уч.г.)

ДОМ ДЛЯ БРОДЯГ

  Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетённых в монотонные дни. Сюда входит постоянное напряжение, блики солнца на воде, минутные вспышки опасности и берега, заваленные древесными стволами.

  Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. Лебедь летел высоко над этой неизвестно куда ведущей протокой, летел медленно, торжественно. Освещённый закатившимся солнцем, он был красного цвета. Красный лебедь и красный горный хребет над чёрной тайгой.

  Я не очень удачно выбрал место стоянки, потому что лодку не к чему было привязать. Я вытащил её подальше от воды, наносил дров, натянул палатку и заварил крепчайший чай со сгущёнкой из своего неприкосновенного запаса.

  Утром небо прояснилось. Вдоль реки дул ледяной ветер, но уже без дождя и снега. Пора было плыть дальше. Мне нужно было доплыть километров тридцать и разыскать избушку метеостанции в хаосе воды, островов и сметённого паводком леса.

(По О. Куваеву)

(140 слов)

 

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три причастия, выполните их морфемный разбор.
  2. Выделите графически все причастные обороты в первом абзаце.

  2) Подберите синоним к слову хаос из последнего предложения. 



Предварительный просмотр:

Итоговый контрольный диктант в переводном 7 классе

 по тексту администрации

2017-2018 уч.год

Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красив.

Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала, будто драгоценный камень.

 Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.

  Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые

неосторожно опускались посреди дороги.

  На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.

(115 слов) (По М. Ильину, Е. Сегалу)

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

  1. Выполните морфемный разбор слов: закружил, пролетавшем, подбрасывая.
  2. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом, выделите его графически.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Выполните морфемный разбор слов: закружил, пролетавшем, подбрасывая.
  3. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом, выделите его графически.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Выполните морфемный разбор слов: закружил, пролетавшем, подбрасывая.
  3. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом, выделите его графически.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Выполните морфемный разбор слов: закружил, пролетавшем, подбрасывая.
  3. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом, выделите его графически.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Выполните морфемный разбор слов: закружил, пролетавшем, подбрасывая.
  3. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом, выделите его графически.



Предварительный просмотр:

Мститель

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по- прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно.

(По В. Солоухину) (135 слов)

Задание

  1. Выпишите предложение сочинительным союзом и предложение с подчинительным союзом. Подчеркните грамматические основы.
  2. Объясните значение слова неповадно из последнего предложения.