Контрольные работы по русскому языку 9 класс

Серпутько Алеся Александровна

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме:

«Пунктуация в предложениях с разными видами связи»

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А) Снег шуршал под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б)Открыли двери в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В)Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г) В лесу тихо- тихо и пахнет сосняком и травой.

1.Выпишите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания, исправьте ошибку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Выпишите сложносочиненные предложения. Выделите грамматические основы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Найдите предложение с общим второстепенным членом, подчеркните его.

4.Найдите предложение с союзом тоже, выпишите его.

А) Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б)Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) село.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода ,как в декабре, является…

А) подчинительным б) соединительным в) разделительным г) противительным

6.Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение: То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А) одновременность б) последовательность в) чередование г) противопоставление

7.Спишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания.

А) Гора высившаяся над городом сверкала вся, как глазированный кулич.

Б) Охотник вздрогнув быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой-то шум.

В)Только теперь я понял что для него значила эта вещь.

Г)Звуки торопятся вторя друг другу и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

Д)Установилась теплая, солнечная погода которая бывает в горах только в октябре.

Е)Нынче, в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Найдите в 7 задании сложноподчиненные предложения. Выпишите их.

-____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи».

Ф.И._____________________________ дата_______________________

1. Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются? Ответ запишите словами.

1) Л. Толстой писал: «Слово – выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

2) Диктор сообщил, что в районе ожидается похолодание

3) По словам Горького, «в рассказе не должно быть лишнего винтика, а тем более лишних частей»

2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания.

1) Чем проще слово указывал М. Горький в статье «О прозе» тем более оно точно.

2) А что для этого надо сделать спросил Маленький принц.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Укажите соответствие предложений схемам (знаки препинания не расставлены).

1) Всем по эшелонам раздалась команда Отправляемся через пять минут

2) Я шел и повторял эти слова (Д,д)ля красоты цветы растут

3) А чем там торговать спросила Машка нисколько не удивившись

А) А: «П».

Б) «П! – а. – П!»

В) «П?» – а.

Г) «П, – а, – п».

4. Запишите предложение, заменив прямую речь косвенной.

Мой попутчик сказал: «Я еду в Тверь, там у меня живет приятель».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой.

Василиса Егоровна осыпала меня вопросами о том, кто мои родители, где живут.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перепишите предложение, исправив ошибку, допущенную при замене прямой речи косвенной.

Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составьте и запишите предложение, введя в него цитату.

«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».

(В. Г. Белинский)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант в 9 классе за III четверть  по тексту администрации

Великий мечтатель

       Восьмое февраля – день рождения Жюля Верна, автора научно-фантастических романов. В семидесятых годах прошлого века в Ла-Манше появилась маленькая яхта писателя. Встречные корабли салютовали паруснику, и капитаны приветствовали стоящего на капитнском мостике легендарного капитана Верна, рассказывающего в романах о необыкновенных путешествиях и приключениях.

      Об этом удивительном человеке было создано множество легенд, причудливых и противоречивых. «Жюль Верн – неутомимый путешественник, - говорили одни. – Он объехал всю Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию».  «Никакого Жюля Верна нет. Жюль Верн – это псевдоним целого географического общества», - утверждали другие.

     На самом деле, как мы знаем, он не был ни ученым, ни путешественником. Прогулки на яхте, несколько поездок по Средиземному морю и в Скандинавию – вот почти все совершенные им путешествия. Писатель очень верил в науку и говорил: «Настанет время, когда достижения науки превзойдут самые смелое воображение».

Грамматические задания

  1. Перестройте последнее предложение, заменив прямую речь косвенной. Запишите его. (Писатель очень верил в науку и говорил, что настанет время, когда достижения науки превзойдут самые смелое воображение.

  1. Выполните морфемный разбор слов:

Прогулка, рассказывающего, приветствовали.



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант в 9 классе на тему «Бессоюзное сложное предложение»

        Деревня  была  где-то  за  лесом.  Если  идти  в  неё  по  большой  дороге,  нужно  отмахать  не  один  десяток  километров;  если  пойти  лесными  тропинками,  путь  урежется  вдвое.  Толстые  корни  обхватили извилистую  тропу.  Лес  шумит,  успокаивает. В  стылом  воздухе  кружатся  жухлые  листья.  Тропинка,  петляя среди  деревьев,  поднимается  на  пригорки,  спускается  в  ложбинки,  забираясь  в  чащобу  осинника,  выбегает  на  зарастающие  ельником  поляны, и  кажется,  что  она так  и  не  выведет  тебя  никуда.

        Но  вот  вместе  с  листьями  начинают  кружиться  снежинки.  Их  становится  больше  и  больше,   и  в  снежном  хороводе не  видно  уже ничего:  ни  падающих  листьев,  ни  тропы.

       Осенний  день  как  свеча:  тлеет – тлеет  тусклым огнём  и  угаснет.  На  лес  наваливаются  сумерки,  и  дороги  совсем   не  видно;  не  знаешь,  куда  идти.

        Жутко  и  страшно  в  темноте,  а  Марина  совсем  одна.  Идти  дальше  рискованно:  осенью  северные  леса  страшны  волками.  Марина  забирается  на  дерево  и  решает  переждать  длинную   ночь  в  лесу.

         Мокрый  снег  напоил  влагой  пальто.  Холодно,  и ноют  обмороженные  ноги.  Наконец  в  промозглом  рассвете  неожиданно  закричали  петухи.  Деревня,  оказывается,  была  совсем  рядом.

    (168  слов)                                                                                                     (По  Л. Фролову)

Грамматические  задания

  1. Найти  в  тексте  БСП  и  определить  смысловые  отношения  между  частями  БСП.

2. Выписать  по  одному  словосочетанию  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать их:

 

3. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: 

Идти  дальше  рискованно:  осенью  северные  леса  страшны  волками

        



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант по теме  ''Синтаксис и пунктуация''

Утро в степи.

        Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

                                                                      ( По П. Дудочкину.)

Грамматические задания:

1.Выполните синтаксический разбор предложения:

 В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы.

2.Словообразовательный разбор  слов:

I  вариант – высоко, бледнея.

 II вариант - радостно, переливаясь.

  1. Определение типа связи слов в словосочетании:

I вариант – выписать словосочетание со связью согласование.

II вариант - выписать словосочетание со связью управление.



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения».

        1) На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным, и появилось больше трещин, которые замедляли движение. 2) Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.

              3) На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту.

4) На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. 5) Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет.

6) Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. 7) Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.

               8) Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. 9) Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом. (148слов)   (В. Обручев)

Грамматические задания

1. Укажите вид придаточного предложения в СПП  во втором предложении. Постройте схему.

2. Выпишите грамматическую основу предложения  4.