Ученикам. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по информатике

Ховалыг Шенне Григорьевна

Ученикам. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по информатике

Расписание ОГЭ 2020

Основная волна ОГЭ 2020

  • 22 мая (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
  • 23 мая (суббота) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
  • 26 мая (вторник) – история, физика, биология, химия;
  • 29 мая (пятница) – обществознание, информатика, география, химия;
  • 30 мая (суббота) – обществознание;
  • 2 июня (вторник) – русский язык;
  • 5 июня (пятница) – литература, физика, информатика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
  • 9 июня (вторник) – математика;

Резервные дни основной волны ОГЭ 2020

  • 20 июня (суббота) – по всем учебным предметам (за исключением русского языка и математики);
  • 22 июня (понедельник) – русский язык;
  • 23 июня (вторник) – по всем учебным предметам (за исключением русского языка и математики);
  • 24 июня (среда) – математика;
  • 25 июня (четверг) – по всем учебным предметам;
  • 30 июня (вторник) – по всем учебным предметам;

Досрочная волна ОГЭ 2020

  • 21 апреля (вторник) – математика;
  • 24 апреля (пятница) – русский язык;
  • 27 апреля (понедельник) – информатика, обществознание, химия, литература;
  • 6 мая (среда) – история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);

Резервные дни досрочной волны ОГЭ 2020

  • 12 мая (вторник) – математика;
  • 13 мая (среда) – информатика, обществознание, химия, литература;
  • 14 мая (четверг) – история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
  • 15 мая (пятница) – русский язык;
  • 16 мая (суббота) – по всем учебным предметам;

Осенняя пересдача ОГЭ 2020

  • 16 сентября (среда) – русский язык;
  • 17 сентября (четверг) – математика;
  • 18 сентября (пятница) – по всем учебным предметам (за исключением русского языка и математики);
  • 19 сентября (суббота) – по всем учебным предметам (за исключением русского языка и математики);
  • 21 сентября (понедельник) – по всем учебным предметам;



Источник: https://www.ctege.info/oge-2020/raspisanie-oge-202...

 

Расписание ЕГЭ 2020

Основной период сдачи ЕГЭ 2020

25 мая (понедельник)

География, Литература, Информатика и ИКТ

28 мая (четверг)

Русский язык

1 июня (понедельник)

Математика (базовый и профильный уровни)

4 июня (четверг)

История, Физика

8 июня (понедельник)

Обществознание, Химия

11 июня (четверг)

Иностранные языки (письменно), Биология

15 июня (понедельник)

Иностранные языки (устно)

16 июня (вторник)

Иностранные языки (устно)

Резервные дни

19 июня (пятница)

География, Литература, Информатика и ИКТ

19 июня (пятница)

Иностранные языки (устно)

20 июня (суббота)

Иностранные языки (письменно), Биология

22 июня (понедельник)

Русский язык

23 июня (вторник)

Обществознание, Химия

24 июня (среда)

История, Физика

25 июня (четверг)

Математика (базовый и профильный уровни)

29 июня (понедельник)

Все предметы

 

Досрочный период

20 марта (пятница) — география, литература

23 марта (понедельник) — русский язык

27 марта (пятница) — математика (базовый и профильный уровни)

30 марта (понедельник) — иностранные языки (письменно), биология, физика

1 апреля (среда) — иностранные языки (устно)

3 апреля (пятница) — обществознание, информатика и ИКТ

6 апреля (понедельник) — история, химия

Резервные дни

8 апреля (среда) — география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устно), история

10 апреля (пятница) — иностранные языки (письменно), литература, физика, обществознание, биология

13 апреля (понедельник) — русский язык, математика (базовый и профильный уровни)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изменения ОГЭ по информатике в 2020 году

Федеральный Институт Педагогических Измерений опубликовал на своем сайте демонстрационные варианты КИМ по информатике.

На самом деле потребность в переработке заданий возникла уже давно. Текущие задачи достаточно просты, присутствуют задачи с выбором ответа, практическая часть составляет всего 18 % от всей работы.

Перспективный ОГЭ содержит только открытые ответы, а основная часть направлена на проверку практических навыков работы с офисным пакетом и  проверку умения программировать.

Вполне возможно, что список задач будет еще меняться, так как в приведенном ниже примере отсутствуют задачи по системам счисления (№ 13) и анализ алгоритма обработки чисел (№ 16). Прослеживая связь всего КИМа ОГЭ с КИМом ЕГЭ можно предположить, что они еще появятся.

Следующий год обещает кардинальные перемены в сфере онлайн-подготовки к ОГЭ, т.к. тестовых задач останется всего 12 (14 первичных баллов), а популярностью будут пользоваться видео-каналы с описанием решений практических задач. Также чуть позже планирую разместить тематическое планирование на 105 часов для эффективной подготовки к ОГЭ (без «натаскивания» на экзамен). Еще стоит отметить, что задачи этого года не нужно списывать со счетов, так как они могут эффективно использоваться при проведении ВСОКО в школе и в дальнейшем.

Задание № 1: Информационный объем (база)
Объединённые 1 и 15 номер

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

Такая задача на более глубоком уровне проверяет знания выпускника. Не обойтись без осмысленного чтения и составления краткой записи задачи

Задание № 2: Кодирование (база)
Бывший № 7

От разведчика было получено сообщение: 001001110110100 В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по такой таблице:

А

Б

К

Л

О

С

01

100

101

111

00

110

Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль.

Классическая задача, изменений нет.

Задание № 3: Логика (база)
Бывший № 2

Напишите наименьшее число x, для которого истинно высказывание: (x > 16) И НЕ (x нечётное). 

Исключен выбор ответов.

Задание № 4: Поиск кратчайшего пути (база)
Бывший № 3

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

 

A

B

C

D

E

A

 

7

4

 

 

B

7

 

2

 

4

C

4

2

 

4

 

D

 

 

4

 

4

E

 

4

 

4

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

Исключен выбор ответов.

Задание № 5: Анализ алгоритма (база)
Бывший № 14

У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1

2. умножь на b (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)

Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b .

Сама цель задания меняется, на мой взгляд становится проще. Необходимо лишь составить уравнение и решить его.

Задание № 6: Ветвление (база)
Объединённые 9 и 12 номер

Ниже приведена программа, записанная на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык

Паскаль

Бейсик

алг
нач
цел s, t
ввод s
ввод t
если s>10 или t>10
то вывод “ДА”
иначе вывод “НЕТ”
все
кон

var s,t: integer;
begin
readln(s);
readln(t);
if (s>10) or (t>10)
then writeln(“ДА”)
else writeln(“НЕТ”)
end.

DIM s, t AS INTEGER
INPUT s
INPUT t
IF s>10 OR t>10 THEN
PRINT ‘ДА’
ELSE
PRINT ‘НЕТ’
ENDIF

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений
переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (-11, -12); (-11, 12); (-12, 11); (10, 10); (10, 5).
Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?

Здесь мы можем наблюдать проверку знания алгоритмических конструкций и логических операций. Думаю, что кроме приведенных языков программирования для примера будет добавлен и Phyton.

Задание № 7: Адресация в сети Интернет (база)
Объединённые 4 и 17 номер

В понедельник Кирилл Петрович сказал Пете, что файл с материалами к уроку информатики выложены в Интернете по адресу:
https://school.city.ru/inform/Lesson15.doc.
В среду в связи с переналадкой школьного сервера Кирилл Петрович переместил файл в корневой каталог на сайте 
Kirill_2015.ru, доступ к которому осуществляется по протоколу ftp.
Имя файла не изменилось. Укажите новый адрес файла c материалами к уроку.

Задание № 8: Логика поисковых запросов (повышенный)
Бывший № 18

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции
«ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ
«&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц
некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос

Найдено страниц
(в тысячах)

Рыбак | Рыбка

780

Рыбак

260

Рыбак & Рыбка

50

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка ?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Задание становится похожим на ЕГЭ № 17, только в более простом виде.

Задание № 9: Поиск количества путей (повышенный)
Бывший № 11

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей из города А в город К 
не проходящих через город В?

https://drive.google.com/uc?id=0B766CdZdgrDiYVVWTEstSUVDdWM&export=download

Задание сравнимо с ЕГЭ-15 (используется граф с меньшим количеством вершин), как и в прошлые годы.

Задание № 10: Обработка неизвестного массива (повышенный)
Бывший № 10

В результате выполнения программы напечатано число 10. Какое
наибольшее значение может иметь переменная S после выполнения
программы? Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык 

Бейсик

Паскаль

алг
нач
целтаб Dat[1:100]цел k, m, S, N
N := 5
нц для k от 1 до N
ввод Dat[k]кц
m := 0; S := 0
нц для k от 1 до N
S:= S + Dat[k]если Dat[k]>m то
m := Dat[k]все
кц
вывод m
кон

DIM Dat(100) AS INTEGER
DIM N AS INTEGER
DIM k, m, S AS INTEGER
N = 5
FOR k = 1 TO N
INPUT Dat(k)
NEXT k
m = 0
S = 0
FOR k = 1 TO N
S = S + Dat(k)
IF Dat(k)>m THEN
m = Dat(k)
END IF
NEXT k
PRINT m

Var k, m, S, N: integer;
Dat: array[1..100] of integer;
Begin
N:= 5;
m := 0; S := 0;
for k := 1 to N do
readln(Dat[k]);
for k := 1 to N do begin
S := S + Dat[k];
if Dat[k]>m then
begin
m := Dat[k]end
end;
writeln(m)
End.

В отличии от предыдущих версий экзамена стартовый массив неизвестен. В алгоритм добавлена конструкция if.

Задание № 11: Поиск информации в тексте (база)
Новое

В одном из произведений И.С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге каталога Проза, присутствует эпизод, происходящий на речке Гнилотерке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию главного героя этого произведения.

Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска текстовых процессоров.

Задание № 12: Поиск информации в файловой системе (база)
Новое

Выполните следующие три пункта задания
1) Сколько файлов, объемом более 1000 Кб каждый, содержатся в
подкаталогах каталога 
DEMO-12? В ответе укажите только число.
2) Сколько файлов с расширением .txt содержатся в подкаталогах
каталога 
Проза? В ответе укажите только число.
3) Сколько файлов с расширением .txt или .docx, в имени которых есть буквы «я» или «Я», содержатся в подкаталогах каталога 
Чехов? В ответе укажите только число.

Ответ вносится в бланк. Задание проверяет умения пользоваться инструментами поиска файловой системы.

Задание № 13: Создание презентации или текстового документа (повышенный)
Новое

Выбирается одно из заданий

13.1

Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех-четырех слайдов на тему «Белый медведь». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе белых медведей. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.

 

13.2

Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом, курсивом и подчеркиванием.
При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.


Углерод – один из химических элементов таблицы Менделеева. На
Земле в свободном виде встречается в виде 
алмазов и графита, а также
входит в состав многих широко известных природных соединений
(
углекислого газа, известняка, нефти). В последние годы ученые
искусственным путем получили новую структуру углерода (
графен).

Плотность алмаза

3500 кг/м3

Плотность графита

2100 кг/м3

Температура воспламенения алмаза (на воздухе)

1000°C

Температура воспламенения графита (на воздухе)

700°C

Критерии оценивания

Задание № 14: Электронные таблицы (Высокий)
Добавлена задача построения диаграммы

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.

https://i0.wp.com/csedu.ru/wp-content/uploads/2019/01/2019-01-17_22-17-14-e1547753575975.png?resize=402%2C110&ssl=1

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик, в столбце B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет, в столбце D – тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.

Выполните задание Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.

2. Каков средний тестовый балл у учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количеств участников из округов с кодами “В”, “Зел” и “З”. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

По сравнению с прошлыми годами добавлена задача построения диаграммы. Баллы увеличены до 3.

Задание № 15: Программирование Робота (Высокий)

Задача 20.1 становится обязательной. Её можно выполнять как с использованием среды Кумир, так, например, и с помощью PascalABC. Критерии оценивания не изменились.

Пример задачи

https://drive.google.com/uc?id=0B766CdZdgrDiZVY5NUwtSlhoajg&export=download

https://drive.google.com/uc?id=0B766CdZdgrDicjgxVEtTSkNjY3c&export=download

Задание № 16: Программирование (Высокий)

Задача 20.2 также становится обязательной. Требуется написать программу на любом из  языков программирования. Критерии оценивания не изменились.