Финансовая грамотность дошкольников

Шмакова Татьяна Леонидовна

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 года №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.»  Документ нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, трудолюбие, умение планировать и др.). Знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкетирование родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

(на начальном этапе)

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности и в формировании у них навыков рационального экономического поведения.

1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

б) положительно;

в) отрицательно;

г) не готов оценить значимость курса.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей основам финансовой грамотности?

а) до 3-х лет;

б) в старшем дошкольном возрасте;

в) в школе;

г) не вижу необходимости в таком обучении.

3. Как вы думаете, понравится ли Вашему ребенку изучать основы финансовой грамотности?

а) да, он будет проявлять живой интерес;

б) да, но курс является сложным для его восприятия;

в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях в детском саду?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Имеет ли ваш ребенок домашние обязанности?

а) да;

б) нет;

в) не задумывлся(-алась) над этим.

6.Расказываете ли вы ребенку о свое профессии, о своей экономической деятельности?

а) да;

б) нет;

в) не вижу смысла в этом.

7. Участвует ли ваш ребенок в планировании семейных расходов?

а) да;

б) нет.

8. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению основ финансовой грамотности?

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно.

Анкетирование родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

(на этапе реализации программы или по окончании ее реализации)

1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

б) положительно;

в) отрицательно;

г) не готов оценить значимость курса.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей основам финансовой грамотности?

а) до 3-х лет;

б) в старшем дошкольном возрасте;

в) в школе;

г) не вижу необходимости в таком обучении.

3. Нравится ли Вашему ребенку изучать основы финансовой грамотности?

а) да, он проявляет живой интерес;

б) да, но курс является сложным для его восприятия;

в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по формированию основ финансовой грамотности?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Имеет ли ваш ребенок домашние обязанности?

а) да;

б) нет;

в) не задумывлся(-алась) над этим.

6.Расказываете ли вы ребенку о свое профессии, о своей экономической деятельности?

а) да;

б) нет;

в) не вижу смысла в этом.

7. Участвует ли ваш ребенок в планировании семейных расходов?

а) да;

б) нет.

8. Участвуете ли Вы вместе с детьми в обучающей программе по изучению основ финансовой грамотности?

а) да;

б) нет;

9. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

а) ничего не изменилось в поведении ребенка;

б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;

в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;

г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;

д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;

е) ребенок стал экономить ресурсы (выключает свет, воду);

ж) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета;

з) у ребенка появилась копилка;

и) свой вариант ответа:

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников

5-6 лет

Тема

Цель

Задачи

Без «ТРУДА» не выловишь и рыбку из пруда

Формирование представлений о  понятии «труд», как основном виде деятельности человека и источника средств к существованию

Формировать представление о назначении труда, о его необходимости на протяжении всей жизни, об истории вознаграждения за труд.

Развивать умение трудиться в коллективе, стимулировать деятельность «по интересам».

Воспитывать интерес к труду,  трудолюбию, самостоятельности. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

«Без работы день годом кажется»

Развитие представлений  детей о профессиях людей

Формировать представления о том, зачем люди получают профессию; о том,  что предметом труда может являться продукт или услуга; о том, что безделье, праздность, леность – предмет осуждения, интересная профессия – великое благо, то, чем можно дорожить. Формировать представление о том, что труд приносит доход.

Развивать речевую активность, логическое мышление, инициативность.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, желание трудиться.

«Какие труды – такие и плоды» (Потребности человека)

Формирование представлений о потребностях и их классификациях

Формировать представление у детей о разнице между желаниями и потребностями; о первичных потребностях и вторичных.

Развивать умение отличать рачительного, хозяйственного, бережливого, экономного хозяина от расточительного.

Воспитывать волю к сбережению накоплений и ответственность за обязательства.

«Без копейки рубля нет»

Формирование представлений о деньгах

Формировать представление об истории денег, о денежных знаках, видах денег, о производстве денег; о деньгах, как мере оценки труда, как средстве платежа и накоплений; о наличных и безналичных средствах платежа.

Формировать полезную привычку – экономить.

Развивать память, логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к деньгам, честность и  щедрость.

«Дешевому товару дешева и цена»

Формирование представлений о понятиях «цена» и «торговля»

Формировать представление о том, что такое «торговля», о видах торговли (товарами, услугами); о факторах, влияющих на цену (спрос и предложение, качество товара и др.); о хозяине товара и продавце; о «дорогом» и «дешевом».

Развивать понимание о том, что нужно поддерживать местного предпринимателя.

Воспитывать (этические аспекты) честность.

«Выменял слепой у глухого зеркало на гусли»

Формирование представлений о  понятиях «бартер» (обмен) и «качество товара»

Формировать представление о понятии «бартер», создать предпосылки для формирования нравственно оправданных привычек, влияющих на выбор способов поведения: не жадничать

Развивать умение дать цену своему товару в зависимости от качества его.

Воспитывать честность, уважительное отношение к трудолюбивым людям.

«Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото»

Развитие представлений о рекламе

Формировать представления о назначении рекламы, о ее формах (в сети интернет, по ТВ, радио, в печатном виде и др.)

Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Учить детей правильно определять финансовые возможности.

«Копейка рубль бережет»

Формирование представлений о понятии «долг» и «займ»

Формировать представления о том, что если взял что-то в долг на время, то обязан вернуть вовремя. Дать представления о том, кто может дать займ (человек, банк, другие финансовые организации).

Воспитывать ответственность.

«Бережливость лучше богатства»

Формирование представлений о нравственных качествах

Формировать представления о некоторых главных ценностях для человека, таких как жизнь, мир, друзья, близкие люди; о положительных нравственных качествах: бережливость, экономность; об отрицательных качествах: расточительность, скупость.

6-7 лет

Тема

Цель

Задачи

Без «ТРУДА» не выловишь и рыбку из пруда

Развитие представлений о труде, как основе жизни человека.

План, экономия

Формировать понимание необходимости труда в жизни человека для удовлетворения его потребностей и желаний. Закреплять представление о том, что результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели, так и товар или услуга. Закреплять представление о том, что деньги зарабатываются трудом и тратить их необходимо с пользой, относится к ним бережливо.

Развивать интерес к общественной значимости результатов труда человека.

Воспитывать трудолюбие, гражданскую значимость, ценностное отношение к труду.

«Без работы день годом кажется»

Развитие представлений  детей о профессиях людей

Продолжать формировать представление о многообразии профессий, их общественной значимости в жизни общества.

Развивать познавательный интерес, мышление, речь, воображение.

Воспитывать желание и стремление детей получить интересную профессию, быть полезным обществу.

«Какие труды – такие и плоды»

Формирование представлений о семейном бюджете

Формировать представление о доходах семьи (заработная плата, пенсия, стипендия, пособие) и расходах (обязательные платежи и др.) Формировать представление о правильном распределении денежных средств, о накоплении.

Развивать умение распределять бюджет семьи, развивать способность  планировать предстоящие покупки; развивать творческое воображение, мышление, речь.

Воспитывать бережное и экономное отношение к ресурсам, вещам, игрушкам.

«Без копейки рубля нет»

Формирование представлений о понятиях «благотворительность» и «меценатство»

Формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей. Дать представление о благотворителях и меценатах России и Курганской области.

Развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению.

Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к людям, которые нам помогают эти желания и потребности удовлетворять.

«За свой грош везде хорош» (Путешествие)

Формирование представлений о валюте, о денежных знаках других стран

Формировать представление о деньгах других стран, о валюте, о необходимости и способах обмена денег.

Развивать экономическое мышление, интерес к экономическим категориям.

«Базар цену устанавливает»

Формирование представлений о «стоимости»

Формировать представление о понятии «стоимость» и его отличии от понятия «цена» и ее зависимости от качества товара или услуги; о розничной и оптовой торговле; о способах привлечения покупателей (скидки, акции).

«Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото»

Развитие представлений о рекламе, как продукте деятельности человека, как средстве сообщения информации о товаре.

Продолжать формировать представление о рекламе. Учить детей придумывать рекламу самостоятельно, указывая на достоинства продукта.

Развивать мышление, память, способность к творческому рассказыванию.

Развивать умение различать рекламные уловки.

Воспитывать чувство меры в своих желаниях.

«Копейка рубль бережет»

Развитие представлений о Банках, как о финансовых организациях

Формировать представление о том, что Банк – это организация, где можно хранить деньги, обменивать их, оформить карту, купить валюту, хранить ценные вещи в банковской ячейке, оплатить какие-то услуги.

Формировать представление о том, кто работает в Банке: охранник, консультант, кассир, инкассатор, экономист, банкир, банковский служащий.

Развивать умение отличать и называть функции Банка, умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами.

Воспитывать бережное отношение к деньгам и ценным вещам.



Предварительный просмотр:

Примерное календарно-тематическое планирование по программе  «Финансовая грамотность дошкольников»

Старшая группа 5-6 лет

Тема

Экономические понятия

Задачи

Совместная образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями (законными представителями)

СЕНТЯБРЬ

1

Без «ТРУДА» не выловишь и рыбку из пруда

Потребности, труд, работа, обязанности, вознаграждение за труд, заработная плата

Формировать представление о назначении труда, о необходимости труда на протяжении всей жизни, о вознаграждении за труд (золотые монеты, драгоценные камни, заработная плата).

Развивать умение трудиться в коллективе, стимулировать деятельность «по интересам».

Воспитывать интерес к труду,  трудолюбию, самостоятельности. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко/украинской народной сказки   «Колосок».

Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»

Проектные мероприятия «Откуда хлеб пришел».

Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «От начала до конца».

Игра-соревнование «Мои домашние обязанности».

«Азбука финансовой грамотности для детей» от смешариков:

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s «Благородное дело», «Райский остров»

Анкетирование «Что такое финансовая грамотность»

  1. Показ мультфильма о стратегиях инвестирования «Как размножаются деньги»

https://www.youtube.com/watch?v=8hQXvcOFRMg 

Печатная консультация: «Мнения специалистов»

ОКТЯБРЬ

2

«Без работы день годом кажется»

Профессия, продукт труда, товар, услуга, доход

Формировать представления о том, зачем люди получают профессию; о том,  что предметом труда может являться продукт или услуга; о том, что безделье, праздность, леность – предмет осуждения, интересная профессия – великое благо, то, чем можно дорожить. Формировать представление о том, что труд приносит доход.

Развивать речевую активность, логическое мышление, инициативность.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, желание трудиться.

Технология «Клубный час»: «Продукт труда»

Чтение С.Михалкова «А что у вас?».

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Чтение нанайской сказки «Айога».

Беседы, презентации о профессиях: фермер, фармацевт, инженер, слесарь, сварщик, токарь, пекарь, кондитер, художник, экскурсовод.

Презентация о зауральском художнике Г.А.Травникове.

Виртуальная экскурсия: «На выставке в художественном музее».

Презентации: ОАО «Молоко Зауралья», «Синтез», «КМЗ», «Хлебокомбинат №1». Альбом «Денежные знаки России»

Сюжетно-ролевые игры:

«Экскурсия в художественный музей», «Пекарня»

Игровая ситуация «Кому и за что мы платим в Художественном музее»

Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Что продается и покупается товаром называется» «Мемори».

Круглый стол «Кем работают мои родные».

Папка-передвижка «Наша семья трудится».

Тематический стенд о труде.

НОЯБРЬ

3

«Какие труды – такие и плоды»

Потребности, желания, возможности, экономить

Формировать представление у детей о разнице между желаниями и потребностями; о первичных потребностях и вторичных.

Развивать умение отличать рачительного, хозяйственного, бережливого, экономного хозяина от расточительного.

Воспитывать волю к сбережению накоплений и ответственность за обязательства.

Чтение К.И.Чуковского «Телефон».

Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб». Чтение русской народной сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила».

Чтение В,И.Даль «По мышь зубастую, да про воробья богатого».

Чтение В.Г.Сутеев «Кот-рыблов», «Мешок яблок»

Беседы «Потребности: материальные и духовные»; «Ресурсы:  природные и человеческие».

Игровое моделирование «На земле вырублены все деревья»

Игровые ситуации об экономичности, бережливости, рачительности и расточительности.

Дидактические игры «Потребности», «Без труда нет плода».

«Азбука финансовой грамотности для детей» от смешариков:

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s «Черный день», «Лучший из лучших», «Есть ли у вас план»

Печатная консультация: «Карманные деньги: ЗА и ПРОТИВ»

Коллаж «Потребности моей семьи»

ДЕКАБРЬ

4

«Без копейки рубля нет»

Деньги, монеты, купюры, накопления, платеж, средство платежа, наличные, безналичные средства, банковская карта

Формировать представление об истории денег, о денежных знаках, видах денег, о производстве денег, о деньгах, как мере оценки труда, как средстве платежа и накоплений; о наличных и безналичных средствах платежа.

Формировать полезную привычку – экономить.

Развивать память, логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к деньгам, честность и  щедрость.

Чтение Г.Х.Андерсена «Огниво»

Чтение армянской народной сказки «Золотая монета».

Чтение грузинской народной сказки «Заработанный рубль».

Чтение С.Михалков «Находка»

Чтение китайской народной сказки «Желтый аист»

Сотник Ю. «Как я был самостоятельным».

Беседа: «Как сэкономить деньги» (об экономии ресурсов)

Проблемная ситуация «Как купить лекарства не выходя из дома», «Заказ еды на дом»

Исследование «Куда родители складывают деньги»

Худож.-эст. деятельность «Кошелек»

Мультфильм «Азбука финансовой грамотности для детей» от смешариков:

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s

Мультфильм «Как появились деньги» (об обмене, золоте, купюрах, монетах и картах)

Дидактические игры: «Мемори: юный финансист», «Мемори: деньги РФ», лото «Мы играем в магазин», игра-пазл «Наша Родина».

Альбомы: «Банкноты и монеты Банка России»

Творческая мастерская: нарисуем деньги для нашей группы»

Печатная консультация «Умные финансовые книги для детей»

Печатная консультация «Энергосбережение: как научить этому детей»

Мастерская: создание плакатов «Как беречь свет/воду».

ЯНВАРЬ

5

«Дешевому товару дешева и цена»

Торговля, торговые предприятия, предприниматель, цена, спрос, предложение, покупка, продажа, хозяин товара, продавец, дорого – дешево

Формировать представление о том, что такое «торговля», виды торговли (товарами, услугами, ресурсами, в магазине или по интернету); любой товар имеет свою цену; о факторах, влияющих на цену (спрос и предложение, качество товара и др.); о хозяине товара и продавце; о «дорогом» и «дешевом».

Развивать понимание о том, что нужно поддерживать местного предпринимателя.

Воспитывать (этические аспекты) честность.

Чтение сказки К.Д.Ушинского «Мена».

Чтение сказки Братьев Гримм «Выгодное дело».

Чтение стихотворения В.Берестова «Три копейки»

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Решение проблемных ситуаций

Игровые ситуации: «Как купить книгу, не выходя из дома», «Мы платим в художественном музее. Кому? За что?» и др.

Дидактические игры «Маркетологи», «Дешевле – дороже», «Пин-код», «Продолжи закономерность», «Миллионер (для малышей)»

Народная игра «Бубен»

Театрализованная игра «Лесной рынок»

Беседа по исследовательской деятельности «Какое молоко стоит дороже?»

Печатная консультация «Как выбрать банковскую карту»

Выставка рисунков по теме «Мы идем в магазин»

Исследование «Какое молоко стоит дороже?»

ФЕВРАЛЬ

6

«Выменял слепой у глухого зеркало на гусли»

Обмен, бартер, качество товара, честность

Формировать представление о понятии «бартер», создать предпосылки для формирования нравственно оправданных привычек, влияющих на выбор способов поведения: не жадничать.

Развивать умение дать цену своему товару в зависимости от качества его.

Воспитывать честность, уважительное отношение к трудолюбивым людям.

Игра – праздник «Ярмарка»

Игровая ситуация «Ты мне – я тебе».

Чтение сказки «Чудесная рубашка».

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».

Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Чтение В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»

Дидактическая игра «Юный бизнесмен»

Ролевой диалог «Давай поменяемся»

Сюжетно-ролевая игра «На овощном рынке».

Игра-праздник «Ярмарка»

Конкурс проектов «Этой ярмарки каски»

МАРТ

7

«Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото»

Реклама

Формировать представления о назначении рекламы, о ее формах (в сети интернет, по ТВ, радио, в печатном виде и др.)

Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Учить детей правильно определять финансовые возможности.

Чтение сказки «Лиса и козел»

Дидактическая игра «Маркетологи»

Беседа «Виды рекламы»

Создание рекламы печатной и рекламных слоганов.

Игровое моделирование «В городе сняли всю рекламу»

Печатная консультация «Твой первый бюджет»

Семинар-практикум «Азбука финансов»

АПРЕЛЬ

8

«Копейка рубль бережет» (Банк)

Долг, займ, должник, банк, финансовые организации, ответственность, обязательства

Формировать представления о том, что если взял что-то в долг на время, то обязан вернуть вовремя. Дать представления о том, кто может дать займ (человек, банк, другие финансовые организации).

Воспитывать ответственность.

Чтение В.Осеевой «Долг»

Обсуждение поговорки «Долги к земле придавили»

«Азбука финансовой грамотности для детей» от смешариков:

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s «Золушка», «Кактус в мешке»

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Презентация «Банковские профессии»

Игровые ситуации «Получение карты в банке», «Оплата коммунальных услуг в банке», «Получение денег»

Печатная консультация «Нехитрые способы накоплений».

Досуг «Долг и ответственность»

МАЙ

9

«Бережливость лучше богатства»

Бережливость, экономность, расточительность, скупость

Формировать представления о некоторых главных ценностях для человека, таких как жизнь, мир, друзья, близкие люди и положительных нравственных качествах: бережливость, экономность.

Чтение Э. Успенский «Трое из Простоквашино».

Чтение В.Медведев «Сберегательная кошка».

Чтение С. Михалков «Булка»

Квест-игра «Сделал дело – гуляй смело»

Игровое моделирование «Потратим всю зарплату родителей на игрушки»

Родительское собрание «Детям об экономике»

Подготовительная группа 6-7 лет

Тема

Экономические

понятия

Задачи

Совместная образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями (законными представителями)

1

Без «ТРУДА» не выловишь и рыбку из пруда

Формировать понимание необходимости труда в жизни человека для удовлетворения его потребностей и желаний. Закреплять представление о том, что результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели, так и товар или услуга. Закреплять представление о том, что деньги зарабатываются трудом и тратить их необходимо с пользой, относится к ним бережливо.

Развивать интерес к общественной значимости результатов труда человека.

Воспитывать трудолюбие, гражданскую значимость, ценностное отношение к труду.

Чтение произведений художественной литературы:

Братья Гримм «Госпожа метелица»

Ш.Перро «Золушка»

Сказка «О попе и работнике его Балде», «Морозко», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Д/И «Кому что надо для работы», «Чей труд важнее».

Проблемная ситуация «Нужно ли отдавать сдачу 10 копеек родителям»

В.Дацкевич «Как делают книгу»

Заучивание пословиц о труде

Создание альбома или электронной картотеки «Труд в жизни людей»

Создание альбома с иллюстрациями с изображениями трудовых действий, орудий труда, изделий, товаров.

Консультация «Трудовое воспитание детей в семье и ДОО»

Творческая лаборатория «Потребности моей семьи»

2

«Без работы день годом кажется»

Продолжать формировать представление о многообразии профессий, их общественной значимости в жизни общества.

Развивать познавательный интерес, мышление, речь, воображение.

Воспитывать желание и стремление детей получить интересную профессию, быть полезным обществу.

Чтение художественных произведений:

В.В.Маяковский «Кем быть»,

«Семь семионов - семь работников»

Фрагмент «Уроки тетушки Совы» - 6 серия

Беседа «Все профессии важны»

 Экскурсия на Хлебный завод №1

Выставка хлебных изделий из соленого теста

Экскурсия в музей Главного Управления МЧС

Беседа о профессиях: мерчендайзер, супервайзер, рекламный агент, маркетолог, риэлтор.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (или «ТЦ»)

Д/И «Кто что делает», «Назови профессии»

Пригласить родителей разных профессий за круглый стол «Кем работают мои родители»

3

«Какие труды – такие и плоды» Бюджет семьи

Формировать представление о семейном бюджете: о доходах семьи (заработная плата, пенсия, стипендия, пособие) и расходах (обязательные платежи и др.) Формировать представление о правильном распределении денежных средств, о накоплении.

Развивать умение распределять бюджет семьи, развивать способность  планировать предстоящие покупки; развивать творческое воображение, мышление, речь.

Воспитывать бережное и экономное отношение к ресурсам, вещам, игрушкам.

Чтение художественных произведений:

Э.Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены»,

Авторская сказка «Хранители бюджета»

Д/и «Доход – расход», «Хочу – надо»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет: родители получили заработную плату)

Создание альбома «Семейный бюджет»

Презентация «Зарплата, пенсия, стипендия»

Совместная деятельность родителей и детей: составление рисунков-схем «Семейный доход и расход»

Творческая лаборатория «Как сберечь ресурсы»

4

«Без копейки рубля нет»

Формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей. Дать представление о благотворителях и меценатах России и Курганской области.

Развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению.

Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к людям, которые нам помогают эти желания и потребности удовлетворять.

Чтение Г.Х.Андерсена «Снежная королева», «Али-Баба и сорок разбойников, Братья Гримм «Выгодное дело»

Презентация «Меценат Ильтяков»

Д/И «Какие бывают доходы», «Хочу – надо», «Бизнесмен»

Создание альбома «Меценаты России»

Консультация «Финансовое воспитание детей»

Акция «КотоПес»

5

«За свой грош везде хорош» (Путешествие заграницу)

Формировать представление о деньгах других стран, о валюте, о необходимости и способах обмена денег.

Развивать экономическое мышление, интерес к экономическим категориям.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие заграницу», «Турагентство»

Беседа «Интересные факты о деньгах»; беседа «История денег разных стран: возникновение и развитие интереснейших валют»

Д/И «Домино», «Назови монету»

Игровая ситуация «Обмен валюты», «Берем кредит на путешествие»

Практика «Совместная покупка»

6

«Базар цену устанавливает»
(Ярмарка)

Формировать представление о понятии «стоимость» и его отличии от понятия «цена» и ее зависимости от качества товара или услуги; о розничной и оптовой торговле; о способах привлечения покупателей (скидки, акции).

Музыкальное развлечение «Русская ярмарка»

Игровая ситуация «Какой товар лучше»

Игровая ситуация «Оптом или в розницу»

А.Лингрен «Пеппи идет на ярмарку», С.Михалков «Как старик корову продавал»

Просмотр мультфильма «Смешарики «Азбука финансовой грамотности»

Практика «Самостоятельная покупка»

7

«Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото» (Реклама)

Продолжать формировать представление о рекламе. Учить детей придумывать рекламу самостоятельно, указывая на достоинства продукта.

Развивать мышление, память, способность к творческому рассказыванию.

Развивать умение различать рекламные уловки.

Воспитывать чувство меры в своих желаниях.

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»

Беседы «Что такое реклама», «Виды рекламы», «Назначение рекламы»

Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены. О рекламе»

Целевая прогулка: «Рекламное агентство», на улицы города «Уличная реклама»

Сочинение рекламных слоганов по выбранным темам

Создание печатной рекламы по выбранной теме

Привлечение родителей к участию в сюжетно-ролевой игре

8

«Копейка рубль бережет» (Банк)

Формировать представление о том, что Банк – это организация, где можно хранить деньги, обменивать их, оформить карту, купить валюту, хранить ценные вещи в банковской ячейке, оплатить какие-то услуги.

Формировать представление о том, кто работает в Банке: охранник, консультант, кассир, инкассатор, экономист, банкир, банковский служащий.

Развивать умение отличать и называть функции Банка, умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами.

Воспитывать бережное отношение к деньгам и ценным вещам.

Попова Татьяна, Булавкина Анастасия «Волшебный банкомат»

Кристина Кашкан «Где живут денежки»

Эдуард Матвеев «Где живут денежки»

Петр Кошель «История денег Рассказы для детей» («Что такое банк»)

Экскурсия в Сбербанк

Просмотр мультфильма «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Д/И «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»

Ролевые диалоги «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Клиент-менеджер», «Мне нужен кредит», «Расскажите об услугах вашего банка», «Оператор – клиент»

Фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы» (11 серия)

Сюжетно-ролевая игра «Открытие нового банка»

Практика «Планирование расходов»

Анкетирование родителей

9

Итоговое мероприятие: квест «В стране экономике» (мониторинг)

Организованная образовательная деятельность (занятия/мероприятия)

в группе детей 6-7 лет

месяц

Тема занятия/ мероприятия

Задачи

Формируемые представления

Умения

Педагогические технологии

формы, методы

1

сентябрь

«Помоги Федоре в горе»

Формировать представление о том, что результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели, так и услуга.

Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.

Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Результат труда, трудолюбие, ценностное отношение к собственному труду

Определяют, что является результатом трудовой деятельности

Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»

Беседа о трудолюбии

Решение проблемных ситуаций «Как можно помочь Федоре избежать данной ситуации?»

Работа в тетради (тема «Труд»)

Решение логических задач

Практическая работа «Порядок в центрах»

2

«Гуси-лебеди»

Закрепить представление о том, что деньги зарабатываются трудом и тратить их необходимо с пользой. Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег.

Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства.

Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;

Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к трудовой деятельности.

Сформировать навыки командной работы.

Доход. Растраты. Экономия. Монета. Достоинство монеты.

Рационально распределяют доходы, овладевают навыкам экономии

Квест-игра

3

Труд. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Формировать  мнение при оценке поступков и характеров героев, их положительных и отрицательных качествах: трудолюбие, леность, наивность, вежливость. Формировать представление о том, что труд можно сделать более продуктивным. Формировать  умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти  способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление, воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению, ценностное отношение к труду.

Леность – трудолюбие.

Определяют критерии по которым труд можно сделать более продуктивным.

Дидактическая игра «Расшифруй слово по первым звукам»

Рассказывание сказки с использованием карт Проппа

Приемы ТРИЗ

4

октябрь

«В гостях у Умняши»

Формировать представление о многообразии профессий, их общественной значимости в жизни общества.

Развивать познавательный интерес, мышление, речь, воображение.

Воспитывать желание и стремление детей получить интересную профессию, быть полезным обществу.

Профессии. Продукт труда: товар или услуга.

Определяют профессию по орудиям труда. Называют качества человека, характерные для определенной профессии (художник – любит рисовать, фермер – любит ухаживать за животными, парикмахер – любит работать с волосами, творческий, имеет художественный вкус и т.д.)

Просмотр мультфильма от Умняши «Какие бывают профессии»

Приемы технологии решения изобретательских задач (ЗХУ, верные – неверные утверждения)

Интерактивная  игра «Кому что надо для работы»

Беседа на тему «В какие игры тебе нравится играть больше всего»

5

 «Президент» и «Менеджер»

Формировать элементарные представления об особенностях работы президента (место работы, какие задачи решает президент); развивать познавательный интерес к изучению современной профессии – менеджер, понимание важности этих профессий в жизни страны, государства. Воспитывать патриотические чувства: чувство гордости, уважения.

Менеджер, президент, управлять, рабочее место, ответственность, работоспособность, принятие решений.

Определяют основные качества управленца. Способны рассказать о значимости президента для страны.

Просмотр презентации «Кто такой менеджер»

Рассказ воспитателя.

Творческие рассказы «Если бы я был президентом»

6

Экскурсия в музей Главного управления МЧС

Познакомить с историей образования и развития пожарной охраны, с техникой, пожарно-техническим вооружением, боевой одежной пожарных, инвентарем и оборудованием, состоящим на вооружении подразделения в настоящее время. Сформировать представления об условиях труда и бытовых условиях работников пожарной охраны. Развивать представления о правилах пожарной безопасности. Воспитывать ценностное отношение к труду и уважение к людям разных профессий.

Профессии МЧС

Определяют назначение объекта: Главное управление МЧС. Умеют назвать основные качества, которыми должны обладать люди профессий МЧС

Экскурсия

7

Труд. Заработная плата.

Раскрыть сущность понятия «заработная плата»,  учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью. Развивать представление  о том, что работать означает трудиться за вознаграждение.

Воспитывать бережное отношение к труду.

Заработная плата, вознаграждение.

Определяют взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью.

Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы: Работа и зарплата».

Ситуационные задачи.

Логические задачи.

Работа в тетради: тема «Без работы день годом кажется»

8

ноябрь

Семейный бюджет и расходы семьи

Расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги). Развивать представления о способах оплаты труда (наличные, на банковскую карту). Воспитывать бережливость, умение экономно (разумно) тратить деньги.

Доходы и расходы. Заработная плата, стипендия, пенсия, семейный бюджет.

Определяют, что является доходом, а что расходами. Могут рассказать, что такое бюджет и его соствляющие.

Сюжетно-ролевая игра

9

Накопления

Закрепить понятие о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления): зачем копить, как можно копить, копить не просто, но полезно, ответственно и важно. Учить решать противоречия, проблемные ситуации. Развивать мышление, воображение. Воспитывать экономность, бережливость, расчетливость.

Накопления, копилка, сбережения

Определяют способы накоплений. Могут рассказать, как можно получить возможность распоряжаться личными деньгами по собственному желанию.

Игра «Хорошо – плохо»

Моделирование сказки «Три поросенка». Решение проблемных ситуаций.

10

«Все по плану»

Познакомить с понятием «план», сформировать представление о важности составления планов, учить решать несложные экономические задачи. Показать принципы финансового планирования.

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.

Финансовый план

Умеют составить простейший финансовый план

Беседа по схемам «Семейный доход и расход»

Игра «План на следующий день»

Экономические задачи.

11

Игра «Покупаем дом»

Продолжать формировать умения разумно расходовать денежные средства. Расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.

Развивать математические навыки. Развивать умение договариваться, аргументировать свой выбор при решении проблемной ситуации. Продолжить воспитание у обучающихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета

Финансовый план. Продуктовая корзина. Расходовать, откладывать деньги.

Умеют расходовать денежные средства для достижения цели

Решение проблемных ситуаций «Покупка продуктовой корзины», «Накопления»

Конструирование.

Математические ребусы.

Игровая ситуация «День пенсии», «Внук-стипендиат»

12

декабрь

«Благотворительность»

Познакомить детей с идеями и историей благотворительности.

Способствовать созданию условий для развития у воспитанников мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Повысить интерес к благотворительной деятельности в городе Кургане. Развивать у воспитанников личностные качества: гуманность, бескорыстие, благородство. Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к людям, которые помогают эти желания и потребности удовлетворять.

Благотворительность.

Максим Фадеев

Ильтяков А.В,

Определяют поступки, которые являются благотворительностью

Конструирование «Замок»

История воспитателя о хозяине замка – благотворителе.

Творческое рассказывание.

13

«Меценатство»

Познакомить детей с идеями и историей меценатства.

Способствовать созданию условий для развития у воспитанников мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Повысить интерес к благотвоительной деятельности в городе Кургане. Развивать у воспитанников личностные качества: гуманность, бескорыстие, благородство.

Меценатство. Третьяков П.М.

Могут назвать отличительные признаки благотворительности от меценатства

Презентация «Третьяковская галерея»

Рассказ о меценатах страны и города Кургана.

Рабочая тетрадь: тема «Благотворительность. Меценатство»

14

«Дорогой добрых дел»

Совершенствовать представление  о благотворительности и меценатстве. Дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги. Способствовать созданию условий для развития у воспитанников мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Развивать творческие способности. Развивать у воспитанников личностные качества: гуманность, бескорыстие, благородство.

Блатвоительность, меценатство.

Происхождение слова: «Спаси вас Бог» - «СпасиБо»

Могут сделать доброе дело/описать, что является благотворительностью

Технология «Клубный час»

15

Досуг «Скоро новый год»

Формировать представления  о том, как люди готовятся к новому году, планируют расходы. Развивать речевую активность детей. Воспитывать доброжелательность, взаимоуважение, бережливость.

Покупка подарков, продуктов, украшений и нарядов

Могут схематически изобразить финансовый план

Сюжетно-ролевая игра.

Технология моделирования. Изготовление поделок, подарков к празднику.

Игровые ситуации.

16

январь

«Деньги разных стран»

Формировать представление  о валюте разных стран, с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка); расширять активный и пассивный словарь. Развивать познавательную активность.

Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе.

Валюта, доллар, евро, марка, франк, обмен валюты

Определяют название валюты стран: Америки, Германии, Франции, Италии.

Презентация

Интерактивный плакат «Валюта»

Рабочая тетрадь: тема «За свой грош везде хорош»

Творческая лаборатория «Купюра»

17

«Обмен валюты»

Формировать представление о необходимости и способах обмена денег. Развивать экономическое мышление, интерес к экономическим категориям. Воспитывать бережное отношение к деньгам, честность.

Банк, кассир, обмен валюты

Могут объяснить цель обмена валюты и назвать способы

Кроссворд «Валюта разных стран»

Игровая ситуация «Обмен валюты»

18

«Турагенство»

Формировать представление  о специфике работы туристических агентств. Способствовать обогащению игры новыми решениями на основе приобретенных знаний. Развивать речевую активность и игровой сюжет на основе полученных знаний по экономике.

Туристическое агентство, путешествие, заграничный паспорт, покупка путевки

Употребляют в речи экономические понятия («Нам удалось накопить денежные средства, и мы решили отправиться в отпуск. Предложите нам, пожалуйста, направления, куда сейчас можно выгодно отправится отдохнуть»)

Сюжетно-ролевая игра

19

февраль

«Стоимость»

Формировать представление  о понятии «стоимость». Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы. Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе  решения.

Стоимость, цена, товар, спрос, предложение

Определяют, от чего зависит стоимость и цена на товар

Чтение «Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать»

Проблемные ситуации

20

Творческая мастерская «Пекарня»  

Дать представление о понятиях «выгода» - «убыток», «опт» и «розница». Закрепить представление о труде работников пекарни. Показать на примере изготовления детьми поделок, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью. Воспитывать доброжелательность, ответственность, уважение к труду людей, расширять область самостоятельных действий в выборе роли, в осуществлении замысла.

Выгода, убыток, опт, розница

Ориентируются в принципах установления цен на товар, чтобы получить выгоду. Могут объяснить зависимость между качеством товара и прибылью.

Чтение Дж.Родари «Чем пахнут ремесла»

Творческая деятельность

Проблемные ситуации: «Оптовая и розничная торговля»

Сюжетно-ролевая игра

21

«Русская ярмарка»

Формировать представления о русской ярмарке, развитие социально-коммуникативных умения, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей. Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов. Воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью. Закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и

т.д. Дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены.

Ярмарка, товар, деньги, доход, прибыль

Могут рассказать о народных традициях: ярмарке

Музыкальное развлечение

22

«Я-бизнесмен»

Формировать представление о том, как появляются предпринимательские идеи.

Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.

Разделение труда, предприниматель, бизнесмен, бизнес, бизнес-идея, совместный труд

Определяют назначение основных производственных предприятий. Могут объяснить, как предприятие получает прибыль

Чтение «Как Миша решил фабрику построить»

Проблемные ситуации

Творческая деятельность «Мой бизнес»

23

март

«О том, что такое реклама»

Дать детям представление о назначении рекламы. Развивать воображение, самостоятельность, творческие способности. Познакомить с профессией маркетологи.

Реклама, целевая аудитория, маркетолог

Могут придумать рекламу, указав на достоинства товара

Чтение «Как сорока Мишин товар хвалила»

Игра «Дерево объявлений»

Игровая ситуация «Рекламные вывески прошлого»

Творческая лаборатория: сочинение рекламных слоганов от лица  сказочных персонажей

24

«Кто делает рекламу»

Расширять представления о назначении рекламы и ее видах (печатная, аудио-, видеореклама, реклама в сети интернет). Познакомить с профессией рекламист. Воспитывать уважение к труду рекламных агентов (рекламистов). Вызвать интерес к рекламе и ее назначению.

Печатная реклама, буклеты, баннеры, растяжки, листовки аудиореклама, видеореклама, ТВ-реклама, интернет-реклама, рекламист рекламный агент, рекламное агентство, рекламодатель

Могут создать рекламу любого вида, указывая на достоинства товара

Презентация «Виды реклам»

Ролевая игра «Я рекламный агент»

Творческая деятельность по подгруппам: создание рекламы «Мой детский сад – лучший!!!» (печатная реклама)

25

«В гостях у ламы Рекламы»

Формировать умение различать рекламные уловки. Развивать познавательно-исследовательскую активность детей.

Расширять кругозор детей.

Рекламные уловки, потребности - возможности

Определяют рекламные уловки

Инсценировка сказки «Как старик корову продавал»

Обсуждение

Игровые ситуации «Рекламные уловки»

26

«Рекламное агентство»

Расширить знания об окружающее действительности, о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах. Осуществить практический процесс создания рекламы как необходимого условия реализации продуктов труда. Развивать речевое творчество в процессе создания рекламы.  Формировать художественно-эстетические навыки. Развивать умения решать простейшие экономические задачи. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключение.

Заказчики рекламы – рекламодатели, авторы рекламного текста, художники-оформители, рекламные распространители

Используют приобретенные знания в игровой деятельности

Сюжетно-ролевая игра

27

апрель

«Где живут деньги»

Формировать представление о том, что Банк – это организация, где можно хранить деньги, обменивать их, оформить карту, купить валюту, хранить ценные вещи в банковской ячейке, оплатить какие-то услуги.

Формировать представление о том, кто работает в Банке: охранник, консультант, кассир, инкассатор, экономист, банкир, банковский служащий.

Развивать умение отличать и называть функции Банка.

Воспитывать бережное отношение к деньгам и ценным вещам.

Банк, банковская ячейка, кассир, консультант, охранник, инкассатор, экономист, банкир, банковский служащий

Определяют назначение Банка, как финансовой организации

Просмотр мультфильма: Фиксики «Деньги»

Рабочая тетрадь: тема «Банк»

Рассказ воспитателя

28

Экскурсия в банк

Формировать представление о финансовых организациях города Кургана. Сформировать представления об условиях труда и бытовых условиях работников Банка. Развивать представления о финансовой ответственности и финансовой безопасности. Развивать умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами.

Профессии Банка

Определяют назначение Банка, как финансовой организации

Экскурсия в банк или Виртуальная экскурсия «Банк»

29

«Где рождаются деньги»

Познакомить детей с заводом по изготовлению монет «Монетный двор» и банкнот «Печатная фабрика»; дать сведения и расширять представления детей о производстве денежных знаков (купюр и  монет);

 закрепить знания детей о денежных знаках (монетах, купюрах), их номинале; продолжать знакомить детей с основами экономической культуры, содействовать развитию логического мышления; развивать самостоятельность в высказываниях; воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми.

Монетный двор

Печатная фабрика

Определяют назначение Монетного двора, Печатной фабрки

Презентации «Монетный двор»

Беседа «Что изображено на банкнотах и монетах»

Рисование: «Моя купюра»

30

«Открытие нового банка»

Расширить знания об окружающее действительности, о своеобразии труда людей, работающих в Банках. Осуществить практический процесс обслуживания клиентов Банка как необходимого условия оказания услуг. Развивать речевое творчество в процессе оказания услуг.  Формировать художественно-эстетические навыки. Развивать умения решать простейшие экономические задачи. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключение.

Профессии Банка, банкомат, аппарат СУО (талон на электронную очередь)

Используют приобретенные знания в игровой деятельности

Сюжетно-ролевая игра

Игровые ситуации: «Вежливый администратор», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа кассира», «Работа инкассатора» и др.

31

май

Итоговое мероприятие «В стране экономике»

Формировать навыки работы в команде. Учить находить коллективный ответ путем обсуждения

Закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.

Сущность экономических явлений

Решают простейшие экономические задачи

Квест (по заданиям мониторинга Смоленцевой)



Предварительный просмотр:

Оценка экономических представлений дошкольников

(методика А.А. Смоленцевой)

Цель: определить интерес дошкольников к экономическим категориям и начальный уровень экономических представлений.

Описание: детям предлагают 5 игровых заданий, которые оценивают по 3 уровням. Выделенные 3 уровня экономических представлений позволяют оценить не только актуальный, но и потенциальный уровень развития ребенка («зону ближайшего развития»). Задания носят проблемно – поисковый характер, что вызывает интерес, раскрывает познавательные навыки и умения ребенка. Показателями усвоения экономических представлений являются эмоциональные, интеллектуальные и волевые проявления детей. Содержание заданий предлагается с учетом возраста детей.

Задание 1.

Выбери, что тебе больше нравится.

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1;3;5;7;8…, деньги (монеты и банкноты 1 р., 5 р. …)

Инструкция: На столе лежат цифры, деньги (банкноты и монеты), бруски. Рассмотрим их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд из чисел.

- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)

- Если бы не было цифр (монет, брусков), то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?

Задание 2.

Выбери верное предложение.

Цель: выявить сформированность экономических представлений.

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

  1. Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

  1. Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

     3.  Валюта – это бумажные деньги.

          Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажные, и    

          металлические.

  1. Бартер – это когда меняют товар на деньги.

Бартер – это меняют товар на товар.

  1. Реклама нужна человеку для развлечения.

6. Пенсию обычно получают папы и мамы.

    Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

7. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.

    Вода должна  течь из крана тогда, когда это нужно человеку.

8. Бюджет семьи – это только доходы.

    Бюджет семьи – это доходы и расходы.

9. Чем качественнее (лучше) товар, тем выше его цена.

    Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Задание 3.

Найди лишнее.

Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам.

Материал: шесть карточек, на которых изображены:

  1. рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги»);
  2. банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 – копеечная монета (категория «Деньги»);
  3. кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категории «Товар», «Производство»);
  4. человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд»);
  5. игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»);
  6. одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»).

Инструкция: Посмотри на рисунки, они разные. (Последовательно показывают картинки 1-5). Какой предмет (действие) лишнее? Почему? Как можно одним словом назвать остальные три? На этой карточке есть лишний предмет? (Показывают карточку). Почему?

Задание 4.

Расскажи, что случилось?

Цели: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материалы: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства (1-5); «лица» в разных эмоциональных состояниях.

  1. Мальчик ремонтирует книгу.

Мальчик вырывает страницу из книги.

  1. Девочка бросает игрушку.

Девочка наводит порядок в игровом уголке.

  1. На витрине магазина представлены товары без ценников.
  2. Мальчик плачет и требует купить машинку.
  3. Папа и мама определяют бюджет семьи.

Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим выражением лица. Почему ты сделал такой выбор?

Задание 5

Продолжи предложение.

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Материал: предложения «экономического» содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру.

  1. любой труд приносит… (пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд … , бабушка…, а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто – то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир, фермер – это … (профессии).
  5. Деньги разных стран называются … (валюта).
  6. Любой товар можно … (продать, купить, изготовить).
  7. В магазине цена … , чем на рынке (выше).
  8. Место хранения и накопления называется … (банком).
  9. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).
  10. Мебель, одежда – это … (товар).
  11. Для того, чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания).

По результатам выполнения задания каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития. Критический уровень: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержанием внимания на заданиях: «посмотри внимательно на рисунки», «Как еще можно?...». уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не знает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи (например, вопросы, выделяющие основание классификации).

Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным экономическим признакам, в использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.      



Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня сформированности экономических представлений

Количество диагностируемых: 26 детей старшей группы в 2018 году на подготовительном этапе и 27 детей подготовительной группы в 2020 году на заключительном этапе.

Критерий

Уровни (2018 г.)*

Уровни (2020 г.)**

Низкий (%)

Средний (%)

Высокий (%)

Низкий (%)

Средний (%)

Высокий (%)

Интерес к операциям с деньгами

30,77

61,54

7,69

3,7

22,23

74,07

Сформированность экономических представлений

92,31

7,69

0

3,7

44,45

51,85

Умение группировать предметы по экономическим категориям

76,92

23,08

0

3,7

37,04

59,26

Адекватное поведение в предметном, вещном мире

73,07

26,93

0

3,7

14,82

81,48

Знание экономических понятий

88,46

11,54

0

3,7

53,99

42,31

 

*Рис 1. Результаты мониторинга на подготовительном этапе (2018 г.)

**Рис 2. Результаты мониторинга на заключительном этапе (2020 г.)

Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня сформированности экономических представлений детей старшей группы до реализации программы и по итогам ее реализации показал, что большинство детей стали проявлять ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечают на вопросы, проявляют любознательность, задают вопросы экономического характера; используют в речи экономические термины.

Результаты наблюдений  и также результаты задания  диагностического инструментария показали, что многие дети стали  адекватно относиться к предметам окружающего мира, к игрушкам и вещам. При порче или поломке игрушки в группе дети пытаются исправить свою или чужую оплошность.

А результаты анкетирования родителей показали, что многие дети стали экономить воду и свет дома; у многих появилась копилка и планы на расходование накопленных средств.

Почти все дети группы могли рассказать, кем работают их родители; и могли объяснить, для чего родители это делают.

По итогам диагностики лишь один ребенок испытывал затруднения при выполнении заданий. Это связано с физиологическими и индивидуальными его особенностями, а также с редкой посещаемостью.

Сравнительный анализ анкетирования родителей

Рис.3. Результаты анкетирования на подготовительном этапе (2018 г.)

Рис.4. Результаты анкетирования на заключительном этапе (2020 г.)