Опыт работы

Шмакова Татьяна Леонидовна

Описание системы работы по теме "Формирование предпосылок финансовой грамотности средствами активных методов обучения старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание опыта работы144.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

«ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  МАСТЕРСТВА – 2021»

НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ»

Шмакова Т.Л., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №17 «Рябинка»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 года №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.» Документ нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, трудолюбие, умение планировать и др.) Знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности.

Работа по данной теме ведется мной с 2018 года. Детальный анализ образовательного процесса на начальном этапе показал, что экономическому воспитанию уделяется недостаточное внимание. С детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы не сложилась. В процессе работы по данной проблеме были обнаружены противоречия: между необходимостью ознакомления дошкольников с азами экономики и отсутствием целенаправленной работы по данной теме; между возможностью и необходимостью обогащения развивающей предметно-пространственной среды; между интересами детей старшего дошкольного возраста к жизненным экономическим понятиям и недостаточным вниманием родителей и педагогов к проблеме.

Ведущая педагогическая идея и новизна опыта состоит в разработке системы по формированию предпосылок финансовой грамотности средствами активных методов обучения старших дошкольников (с учетом региональных особенностей).

Работа включает следующие этапы:

20201227_000140_0000

Теоретическая база. В основу опыта по определению системы работы по формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста легли примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и ее блоки:

  1. Труд и продукт.
  2. Деньги и цена (стоимость).
  3. Реклама: правда и ложь, желания и возможности.
  4. Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Также использовались труды А.Д.Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников», Е.А.Курак, Л.А.Михирёвой «Экономическое воспитание дошкольников. Из пособия И.А.Сасовой «Экономическое воспитание детей в семье», с интернет – ресурсов, таких как вашифинансы.рф и www.cbr.ru были взяты рекомендации по организации работы с родителями.

Технология опыта. Целью педагогической деятельности является создание системы по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет. Для достижения данной цели были определены задачи.

  • Формировать экономические представления всех субъектов образовательных отношений о взаимосвязи «труд-продукт - деньги», «стоимость продукта в зависимости от качества» и других экономических категориях. Формировать навыки рационального оценивания способов и средств выполнения желаний, формировать умение корректировать собственные потребности, выстраивать их временную перспективу реализации. Учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Развивать умение понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, благородство, честность.
  • Воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.

Эффективности реализации поставленных задач способствуют специально подобранные активные методы обучения, такие как проблемные ситуации («Как купить лекарства, не выходя из дома?», «Откуда течет вода из крана»), исследования («Какое молоко стоит дороже», «Куда родители складывают деньги»), презентации, игровые ситуации («Кому, за что мы платим в Художественном музее», «Почему нельзя класть деньги в карман без кошелька?»), игровое проектирование и моделирование («На земле вырублены все деревья», «В городе сняли всю рекламу», «Потратим всю зарплату родителей на игрушки»), сюжетно-ролевые игры («Турагентство», «Рекламное агентство»), а также дидактические игры, расположенные в центре активности «Будущий финансист» («Кому что нужно для работы», «От начала до конца (продукт труда)», «Что подается и покупается – товаром называется», «Без труда нет плода», «Предприятия нашего города», «Продолжи закономерность», «Дешевле – дороже», «Маркетологи», «ПИНкод», «Какие ошибки допустил художник», «Кто удовлетворяет наши потребности», МЕМО «Деньги», МЕМО «Юный финансист», «Миллионер для малышей», «Монополия: Курган»). Центр обогащен атрибутами: банкомат, купюры, монеты, карты,  касса, кошельки, муляжи паспортов, билетов, чеков, бэйджи и мн.др.

Оформлен наглядно-иллюстративный материал: тематические альбомы «Герои и их поступки, «Банкноты и монеты (валюта) Банка России», «Потребности человека, «Моя семья», помогающие детям лучше усвоить экономические понятия.

Подобрана «Библиотека Рублика», где помещены книги с экономическим содержанием. Все художественные произведения Программы собраны в одну коллекцию.

Мотивационной составляющей при формировании основ финансовой грамотности является потребление ребенком мультимедийного контента. В работе используется медиатека (мультфильмы, обучающие видео, виртуальные экскурсии) и интерактивные игры и плакаты, созданные на платформе ThingLink. Такая форма работы, как выполнение заданий рабочей тетради, разработанной в соответвии с блоками Программы, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации. Использование таких технологий как «Клубный час «Продукт труда», «Дорогой добрых дел» и «Квест «Сделал дело – гуляй смело» способствовало раскрытию способностей детей и обогащению экономических представлений.

Экономическая подготовка родителей позволила приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления. На начальном этапе было проведено анкетирование родителей. Результаты анализа анкет помоги понять, в каком направлении нужно действовать. Результативными стали такие формы взаимодействия, как круглый стол «Кем работают мои родные», семинар-практикум «Азбука финансов», досуг «Долг и ответственность», а также практическая детско-родительская деятельность «Совместная покупка», «Самостоятельная покупка» и «Планирование расходов», творческая лаборатория «Потребности моей семьи», «Как сберечь ресурсы». Информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию у детей экономических представлений происходило посредством печатных консультаций, а в период самоизоляции работа велась дистанционно посредством социальной сети (консультации, ссылки на вебинары, обучающие видео, опросники в Viber).

Результаты итоговой диагностики по заданиям, разработанным А.А. Смоленцевой, и результаты наблюдений позволяют сделать вывод о позитивных результатах проделанной работы: дети адекватно употребляют в играх знакомые экономические понятия, знают российские деньги и валюту зарубежных стран, могут рассказать о современных профессиях, о видах рекламы, ее назначении, адекватно ведут себя в окружающем предметном мире, в случае поломки, порчи вещей проявляют заботу и пытаются исправить оплошность, рационально используют расходные материалы для игр и занятий, проявляют интерес к экономической деятельности взрослых и др.

Список литературы

Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008 – 169 с

Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002- 65с.

Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие-М.:АРКТИ, 2006.-88с.

Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в

экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.

Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.

Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.

Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]  // А.Д. Шатова. – М., 2000. – с. 179-18.

Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.