Спорт - ваш путь к здоровью!

Сарицына Татьяна Николаевна

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…
важно только, чтобы за призывом следовал труд»
В.А.Сухомлинский

   Долгие годы бытовало мнение, что понятия " инвалид", " физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

   По оценкам экспертов ООН, инвалидность уже захватила 10% населения планеты .

В России в настоящее время 4,5 процента детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим в современной политике нашего государства одной из первоочередных задач является решение проблемы интеграции людей с ОВЗ в общество и создание предпосылок к их полноценной и независимой жизни (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008).

    В решении поставленной задачи, относительно детей с ОВЗ, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается, т. к. социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека.

   В настоящее время процесс социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов, в отечественной науке все еще не являются предметом специального исследования, хотя данная проблема весьма актуальна, и в теоретическом, и в практическом отношении

  Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

  В МБОУ ДОД ДЮСШ №2 организована спортивно-оздоровительная группа данной категории детей под руководством инструктора-методиста высшей категории, педагога с 40-летним стажем работы - Сарицыной Татьяны Николаевны.

В программе «Спортивное оздоравливание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  посредством упражнений в воде и на суше», написаной мной, я использую интеграционный подход к раскрытию механизмов реализации здоровьесберегающих технологий в ДЮСШ,  решается проблема сохранения и укрепления здоровья детей  посредством упражнений в бассейне при взаимодействии педагогов, медиков, родителей, кому не безразлично состояние души и тела данной категории детей.

    В программе раскрыты комплексы упражнений в воде без предметов и с предметами, игры с использованием здоровьесберегающих технологий.  Программа адресована педагогам спортивной направленности, родителям и всем желающим вести здоровый образ жизни, быть в тонусе и шагать в ногу со временем.

Главная проблема детей-инвалидов заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования. Следствием этих ограничений является ощущение детьми неуверенности в себе, страха перед жизнедеятельностью в обществе здоровых людей.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители, на первый план выступают две наиболее значимые.

   Первая и основная - отношение окружающих: у большинства, как детской, так и взрослой части населения не сформировано восприятие инвалидов как полноценных членов общества, имеющих иной, чем у здорового человека, путь развития.

   Вторая же является и государственной, и общественной проблемой - невозможность получить необходимое образование детьми-инвалидами.

   С  группой из 15 человек я занимаюсь в бассейне, дети разновозрастные, но желание у всех одно – физическое развитие, закаливание, адаптация.

 Дети, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий.

   Дополнительное образование детей является – неотъемлемой частью общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию с каждым ребёнком.

Основным предназначением дополнительного образования является раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие творческих способностей, профилактика противоправных действий, решение проблемы занятости детей, адаптация в обществе.
Занятия проводятся три раза в неделю, впереди, детей и их родителей ожидают  беседы,  диспуты, презентации о пользе здорового образа жизни для всей семьи, спортивные праздники с аттракционами и играми для детей и их родителей. Ведь вовлечение родителей в занятия со своими детьми в бассейне – большая психологическая помощь детям и физическая, оздоравливающая – родителям.

 

Инструктор-методист МБОУ ДОД ДЮСШ №2    Т.Н. Сарицына