Дистанционное обучение. Программы, КТП.

Гришина Оксана Александровна

Рабочие программы, КТП,  применяемые мною, для работы в дистанционном режиме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГОУ  Центр образования «Технологии обучения»

«УТВЕРЖДАЮ»  _____________________

_____________________

_____________________

/_____________________/

"____"___________ 2008 г.

«СОГЛАСОВАНО»

_____________________

_____________________

_____________________

/____________________/

"____"___________2008 г.

                       

Программа  курса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

для 10 - 11 классов

Программа курса утверждена на заседании УМС

протокол № _____ от "____"____________ 2008 г.

Москва  2008

        

        

        Данный курс "Обществознания" обеспечен учебниками "Обществознание" (базовый уровень): для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, — выпущенными издательством «Просвещение».

        Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 140 ч для изучения на базисном уровне учебного предмета "Обществознание".         Для контингента i-школы предусматривается изучение курса "Обществознание" в объеме 68 часов, в том числе в 10 и 11 классах по 34 ч, из расчета 1ч в неделю.

        В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире, духовно-нравственная сфера, а так же политическая сфера и политика. В 11 классе предусмотрено изучение экономической и правовой проблематики.

Учебно-тематический план.

10 класс. 34 ч

Модуль 1.Человек. 6 ч

№ темы

Тема

Часы

1

Происхождение человека. Природа и человек. Науки о человеке. Личность. Индивид.

1

2

Мировоззрение. Ценность. Патриотизм и гражданственность.

1

3

Деятельность человека. Потребности и способности. Сознание и деятельность.

1

4

Самоопределение личности. Цели и смысл жизни.  Самосознание и самореализация.

1

5

Знание и познание. Направление познания (природа, человек, общество). Истина и ее критерии. Научное знание. Агностицизм.

1

6

Виды познания: обыденное, социально, научное, образное познание. Философское познание. Религиозное познание. Интуиция как способ познания.

1

Модуль 2. Общество. 2 ч, Социальная сфера. 8 ч., Духовная культура

Общество. 2 ч

№ темы

Тема

Часы

7

Общество как динамическая система. Признаки общества. Структура общества. Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

1

8

Общество и природа.  Общество и культура.  Социальные институты.

1

Социальная сфера. 8 ч

№ темы

Тема

Часы

9

Социальная структура. Социальная группа. Социальные интересы. Социальная мобильность.

1

10

Социальные конфликты. Модели общества: конфликтная и бесконфликтная.

1

11

Социальные аспекты труда. Культура труда.

1

12

Семья. Семья как социальный институт.  Семья в России. Бытовые отношения. Культура топоса.

1

13

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Девиантное поведение. Социальные контроль и самоконтроль.

1

14

Социальная группа - молодежь. Проблемы социализации. Молодежная субкультура.  Формальные и неформальные группы. Ингруппа и аутгруппа.

1

15

Народ, этнос, нация. Расы.  Субэтнос и суперэтнос. Этнические общности. Государствообразующий этнос. Этносы России.

1

16

Национальные отношения. Национальная политика. Межнациональное сотрудничество. Культура межнациональных отношений.

1

Духовная культура. 4 ч

№ темы

Тема

Часы

17

Духовная жизнь общества. Культура. Типы культуры (народная, массовая, элитарная). СМИ. Диалог культур. Российские культуры.  Сохранение культуры.

1

18

Наука и образование. Этика ученого. Самообразование.

1

19

Религия. Традиционные и нетрадиционные религии. Мораль и религия. Категории морали. Нравственность.  Идеология. Воспитание.

1

20

Искусство. Формы искусства. Основные направления искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

1

Модуль 3. Политическая сфера. 6 ч, Проблемы социально-политического развития общества. 7 ч

Политическая сфера. 6 ч

№ темы

Тема

Часы

21

Политика. Политическая система. Политические институты. Сущность политики. Функции политики. Цели и средства в политике. Политика и общество.

1

22

Власть. Происхождение и виды власти. Политика и власть. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

1

23

Государство.  Функции государства. Государство как политический институт. Теории происхождения государств.

1

24

Гражданское общество и правовое государство.  Основные черты гражданского общества. Правовое государство и его признаки. Государство РФ. Символика РФ (герб, гимн, флаг).

1

25

Принцип разделения властей. Законодательная власть. Федеральное собрание. Государственный аппарат. Государственная Дума. Правительство РФ. Президент.

1

26

Исполнительная власть. Местное самоуправление. Выборы. Демократические выборы. Политические партии. Политический процесс.

1

Проблемы социально-политического развития общества. 7 ч

№ темы

Тема

Часы

27

Свобода. Свобода и необходимость. Выбор в условиях альтернативы. Либерализм. Анархизм.

1

28

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

1

29

Политическое сознание. Политическая идеология.  Политическая психология. Политическое поведение.

1

30

СМИ. Политическая культура. Участие граждан в политической жизни. Политическое участие.

1

31

Политическая элита. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

1

32

Религиозные объединения. Тоталитарные секты. Терроризм. Опасность терроризма.

1

33

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

1

Заключительный урок. 1 ч

№ темы

Тема

Часы

34

Заключительный урок.

1

11 класс. 34 ч

Модуль 4. Экономическая сфера. 2ч и Экономика 14 ч.

Экономическая сфера. 2 ч

№ темы

Тема

Часы

35

Роль экономики в жизни общества. Ступени общества (доиндустриальное,  индустриальное, постиндустриальное). Экономика как подсистема общества. Экономика и социальная структура.

1

36

Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение и социальная ответственность. Экономика и политика. Государство и экономика. Культура производства и потребления.

1

Экономика. 14ч

№ темы

Тема

Часы

37

Экономика и экономическая наука. Понятие экономики. Макроэкономика и микроэкономика.

1

38

Экономические системы. Традиционный тип экономики. Плановый  (командный) и смешанный типы экономики. Рыночная экономика.

1

39

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

1

40

Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

1

41

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Крест Маршала.

1

42

Фондовый рынок. Деньги, валюта. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

1

43

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.  Налоги, уплачиваемые предприятиями.

1

44

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

1

45

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

1

46

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

1

47

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Инфляция.

1

48

Рынок труда. Безработица. Экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

1

49

Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.

1

50

Экономика потребителя. Сбережения, страхование.

1

Модуль 5. Право  как особая система норм. 5 ч, Правовое регулирование общественных отношений. 10 ч

Право  как особая система норм. 5 ч

№ темы

Тема

Часы

51

Понятие права. Норма. Право в системе социальных норм. Система права (отрасли, институты, отношения).

1

52

Источники права. Субъекты права. Формы права. Отрасли права.

Правовые акты.

1

53

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Естественное право. Развитие норм естественного права.

1

54

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

1

55

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба.

1

Правовое регулирование общественных отношений. 10 ч

№ темы

Тема

Часы

56

Гражданское право. Субъекты ГП. Имущественные права. Наследование. Интеллектуальная собственность. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Защита прав.

1

57

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.  Правовое регулирование отношение супругов.

1

58

Экологическое право. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

1

59

Трудовое право. Трудовой договор. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

1

60

Административное право. Обязательное право.  

1

61

Процессуальное право. Судебная система РФ. Суд присяжных. Мировой судья. Прокуратура. Генеральный прокурор РФ.

62

Порядок обращения в суд. Иск. Международный суд. Жалоба в международный суд.

1

63

Права человека. Защита прав человека. Правозащитные организации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международное гуманитарное право.

1

64

Права ребенка. Права ребенка в РФ.  Права детей-инвалидов. Защита прав ребенка. Лишение родительских прав.

1

65

Правоотношения и правонарушения. Вина. Виды юридической ответственности.  Наказание. Правоохранительные органы

1

66

Правила приемы в профессиональный образовательные учреждения. Порядок оказания платных образовательных услуг. Правила приемы в профессиональные  образовательные учреждения  детей-инвалидов.

1

67

Особенности современного мира. Международные организации. Терроризм как угроза современной цивилизации.

Заключительный урок. 1ч

№ темы

Тема

Часы

68

Заключительный урок.

1



Предварительный просмотр:

Тематический план курса «Обществознание» 11 класс.

Модуль 4. Экономическая сфера. 2ч и Экономика 14 ч.

Экономическая сфера. 2 ч

№ темы

Тема

Часы

35

Роль экономики в жизни общества. Ступени общества (доиндустриальное,  индустриальное, постиндустриальное). Экономика как подсистема общества. Экономика и социальная структура.

1

36

Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение и социальная ответственность. Экономика и политика. Государство и экономика. Культура производства и потребления.

1

Экономика. 14ч

№ темы

Тема

Часы

37

Экономика и экономическая наука. Понятие экономики. Макроэкономика и микроэкономика.

1

38

Экономические системы. Традиционный тип экономики. Плановый  (командный) и смешанный типы экономики. Рыночная экономика.

1

39

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

1

40

Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

1

41

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Крест Маршала.

1

42

Фондовый рынок. Деньги, валюта. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

1

43

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.  Налоги, уплачиваемые предприятиями.

1

44

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

1

45

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

1

46

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

1

47

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Инфляция.

1

48

Рынок труда. Безработица. Экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

1

49

Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.

1

50

Экономика потребителя. Сбережения, страхование.

1

Модуль 5. Право  как особая система норм. 5 ч, Правовое регулирование общественных отношений. 10 ч

Право  как особая система норм. 5 ч

№ темы

Тема

Часы

51

Понятие права. Норма. Право в системе социальных норм. Система права (отрасли, институты, отношения).

1

52

Источники права. Субъекты права. Формы права. Отрасли права.

Правовые акты.

1

53

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Естественное право. Развитие норм естественного права.

1

54

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

1

55

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба.

1

Правовое регулирование общественных отношений. 10 ч

№ темы

Тема

Часы

56

Гражданское право. Субъекты ГП. Имущественные права. Наследование. Интеллектуальная собственность. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Защита прав.

1

57

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.  Правовое регулирование отношение супругов.

1

58

Экологическое право. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

1

59

Трудовое право. Трудовой договор. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

1

60

Административное право. Обязательное право.  

1

61

Процессуальное право. Судебная система РФ. Суд присяжных. Мировой судья. Прокуратура. Генеральный прокурор РФ.

62

Порядок обращения в суд. Иск. Международный суд. Жалоба в международный суд.

1

63

Права человека. Защита прав человека. Правозащитные организации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международное гуманитарное право.

1

64

Права ребенка. Права ребенка в РФ.  Права детей-инвалидов. Защита прав ребенка. Лишение родительских прав.

1

65

Правоотношения и правонарушения. Вина. Виды юридической ответственности.  Наказание.

1

66

 Современный мир и проблема глобализации

1

67

Особенности современного мира. Международные организации. Терроризм как угроза современной цивилизации.

Заключительный урок. 1ч

№ темы

Тема

Часы

68

Заключительный урок.

1



Предварительный просмотр:



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

 

план

факт

Введение. (1 ч)

1

Что изучает история средних веков.

1

Тема 1. Раннее средневековье. (7ч)

2

Великое переселение народов. Варварские государства.

1

3

Христианская церковь. 

1

4

Карл Великий. Империя Карла и ее распад. Каролингское возрождение.

1

5

Европа в IX - XI вв. 

1

6

Восточная Римская (Византийская) империя. 

1

7

Возникновение ислама. Арабский халифат  его распад. 

1

8

Повторение и обобщение.

1

Тема 2. Расцвет Средневековья (7ч).

9

Сословия средневекового общества. Рыцарство. 

1

10

Сеньоры и крестьяне. Хозяйство и быт средневековых крестьян.

1

11

Средневековые города.

1

12


 Христианская церковь. Крестовые походы: цели, участники, важнейшие события.

1

13

Королевская власть в средние века.

1

14

Средневековая культура.

1

15

Повторение и обобщение.

1

Тема3. «Осень» Средневековья (4 ч).

16

 Европейский кризис XIV в

1

17

Столетняя война Англии и Франции: причины, основные этапы, события

1

18

Культура раннего Возрождения.

1

19

4. Повторение и обобщение по истории зарубежного средневековья V - XV вв.

Тема 4.  Древнерусское государство. Русь удельная. (7 ч.)

20

Восточные славяне в древности.

1

21

Возникновение Древнерусского государства. Первые русские князья. 

1

22

Владимир I. Принятие христианства и его значение.

1

23

Расцвет Древнерусского государства.

1

24

Политическаяй раздробленность на Руси.

1

25

Культура Древней Руси.

1

26

Повторение и обобщение.

1

Народы и государства на территории России в XIII - XV  вв. Образование единого русского государства. (8 ч.)

27

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.

1

28

Русь и Золотая Орда.

1

29

Возвышение Московского княжества. Куликовская битва. 

1

30

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в.

1

31

Создание единого русского государства. Свержение ордынского ига.

1

32

Русская культура XIV – XV вв.

1

33

Быт и нравы средневековой Руси.

1

34

Повторение и обобщение по истории России в средние века.

1



Предварительный просмотр:

В основу программы положена программа по Всеобщей истории для 5-9 классов и по истории государства и народов России для 6-9 классов (фрагменты, относящиеся к курсу 6 класса). Под редакцией А.О. Чубарьяна и А.А. Данилова. Программа адаптирована в связи с особенностями изучения истории в i-школе, где на курс 6 класса отводится 34 часа.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. (ЗАРУБЕЖНОЕ И РОССИЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ). 34 ЧАСА.

Введение. (1 ч.)
Что изучает история средних веков. Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков.

Раннее средневековье. (7 ч.)

Великое переселение народов. Мир варваров. Образование варварских королевств. Государство Франков. Хлодвиг.
Христианская церковь. Христианство как основа средневековой цивилизации. Церковная иерархия. Монашество.
Развитие государства франков. Бенефиции. Карл Великий. Империя Карла и ее распад. Каролингское возрождение.
Европа в IX - XI вв. Новые опасности. Норманны. Германское королевство. Возникновение Священной Римской империи.
Восточная Римская (Византийская) империя. Могущество и слабости Византии. Юстиниан I. Императоры и церковь. Достижения византийской культуры.
Арабские племена. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабский халифат его распад. Культура стран халифата.
Повторение и обобщение.

Расцвет средневековья. (7 ч.)

Сословия средневекового общества. Рыцарство. Сеньоры и вассалы. Воспитание и занятия рыцаря. Рыцарская честь. Средневековые замки.
Сеньоры и крестьяне. Феодальные отношения. Повинности крестьян. Хозяйство и быт средневековых крестьян.
Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. быт и нравы горожан.
Христианская церковь, церковный раскол. Могущество католической церкви. Папство. Крестовые походы: цели, участники, важнейшие события.
Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Централизация. Возникновение сословно-представительной монархии. Великая хартия вольностей и начало английского парламентаризма. Сохранение раздробленности в Центральной Европе. Упадок могущества германских императоров.
Школы, университеты, наука в средние века. Семь свободных искусств. Схоластика. Образы средневековой литературы. Романское и готическое искусство.
Повторение и обобщение.

Осень средневековья. (4 ч.)

Европейский кризис XIV в. Изменения климата. Эпидемии. Кризис церкви. Авиньонское пленение пап.
Столетняя война Англии и Франции: причины, основные этапы, события. Жанна д'Арк. Завершение образования централизованных государств в Англии и Франции. Война Алой и Белой Розы.
Зарождение идей гуманизма. Данте. Петрарка. Раннее Возрождение. Новые принципы в искусстве.
Повторение и обобщение по истории зарубежного средневековья V - XV вв.

Древнерусское государство. Русь удельная. (7 ч.)

Россия в древности. Происхождение и расселение восточных славян. Племена и племенные князья. Жизнь и быт славян. Города. Путь "из варяг в греки". Языческие верования.
Предпосылки возникновения государства. Легенда о "призвании варягов". Новгород и Киев. Возникновение Древнерусского государства. Олег Вещий. Первые русские князья. Отношения Руси с соседями. Святослав.
Владимир I. Принятие христианства и его значение. Укрепление и расширение Древнерусского государства и его расцвет.
Ярослав Мудрый. Русская Правда. Важнейшие группы населения древней Руси. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Причины перехода к политической раздробленности на Руси.
Важнейшие княжества и земли. Владимиро-Суздальская земля. Юрий Долгорукий. основание Москвы. Андрей Боголюбский. Господин Великий новгород. Новгородское хозяйство. Вечевая боярская республика, ее устройство.
Письменность, образование и грамотность на Руси. Зарождение древнерусской литературы. летописи. "Повесть временных лет". Достижения древнерусского зодчества и живописи. Храмы святой Софии в Киеве. Особенности культуры в эпоху раздробленности. "Слово о полку Игореве".
Повторение и обобщение.

Народы и государства на территории России в XIII - XV вв. Образование единого русского государства. (8 ч.)

Держава Чингисхана. Первое столкновение с Русью: Битва на Калке. Батыево нашествие. Оборона русских городов. Натиск немецкий и шведских рыцарей на Русь. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.
Образование Золотой Орды. Русские земли и Орда. Хозяйство и управление в Золотой Орде. Принятие ислама.
Возвышение Московского княжества. Иван Калита. Москва и Тверь. Соперничество Московского и Литовского княжества. Начало борьбы с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Наследники Дмитрия Донского. Дальнейший рост и укрепление Московского государства. Упадок Золотой Орды. Феодальная война второй четверти XV в.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Иван III - "государь всея Руси". Свержение ордынского ига. Система органов государственной власти. Московское государство и русская церковь.
Возрождение культуры после монгольского нашествия. Литература. Тема борьбы с захватчиками. "Задонщина". Возрождение каменного строительства. Ансамбль Московского Кремля. Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев.
Сословия русского средневекового общества. Быт и занятия землевладельцев. Боярство и дворянство. Ограничение свободы крестьян. Быт русского крестьянина. Население русских средневековых городов, образ жизни горожан. Появление казачества.
Повторение и обобщение по истории России в средние века.

Рекомендуемый учебник - История средних веков. Автор Ведюшкин В.С.

История России VI-XV вв. Автор Данилов А.А., Косулина Л.В.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА XVI-XVIII ВВ»

В основу программы положена программа по Всеобщей истории для 5-9 классов и по истории государства и народов России для 6-9 классов (фрагменты, относящиеся к курсу 7класса). Под редакцией А.О. Чубарьяна и А.А. Данилова. Программа адаптирована в связи с особенностями изучения истории в i-школе, где на курс 7 класса отводится 34 часа. Предполагается интегрированное изучение курса.

Рекомендуемые учебники: Ведюшкин В.А. Бурин С.Н.- История нового времени. Издательство "Просвещение."

Данилов А.А. КОсулина Л.В. - История России 16-18 вв. Издательство "Просвещение"

 

ТЕМА 1. "ЕВРОПА В КОНЦЕ XV-НАЧАЛЕ XVII ВВ." (10 Ч.)

Европа накануне нового времени. Великие географические открытия. Хронологические рамки и основные проблемы новой истории. Политическая карта Европы накануне нового времени. Начало складывания колониальной системы. Политические и экономические предпосылки великих географических открытий. Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия. Организационная подготовка морских плаваний. Генрих (Энрике) Мореплаватель. Плавания португальцев вокруг Африки. 

Плавания X. Колумба и открытие Нового Света. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Открытие Тихого океана. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Завоевание испанцами и португальцами Нового Света. Европейцы в Северной Америке. Выход западноевропейской христианской цивилизации за пределы Европы, начало синтеза культур и цивилизаций в Новом Свете.

Рождение капитализма.  Повседневная жизнь европейцев в конце XV — первой половине XVII в. Политика меркантилизма и ее последствия. Развитие техники и новая организация труда, распространение мануфактур, их типология. «Революция» цен и кризис средневековых социально-экономических отношений. Разрушение натурального хозяйства. Развитие товарно-денежных отношений. Мировая торговля, возрастание значения банков и бирж. 

Изменения в социальной структуре стран Западной Европы: упадок значения аристократии и дворянства; усиление экономического влияния буржуазии. «Новое дворянство». Распад крестьянской общины и городских корпораций. Появление класса наемных рабочих и их положение. Повседневная жизнь европейцев конца XV—XVII в. Культура повседневности протестантской Европы.

Реформация и контрреформация в Европе. Предпосылки Реформации. Сущность учения М. Лютера, принципы лютеранской церкви. Протестантская Реформация в странах Европы. Крестьянская война в Германии. Учение Т. Мюнцера. Движение анабаптистов.

Вероучение Ж. Кальвина и Реформация в Швейцарии. Организация кальвинистской церкви. Распространение кальвинизма в Европе. Королевская Реформация в Англии. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Предпосылки Контрреформации. Деятельность иезуитов, И. Лойола.

Франция в XVI в. Причины религиозных войн. Религиозные войны во Франции. ГугенотыВарфоломеевская ночь. Конец династии Валуа. Генрих IV Бурбон. Значение Нантского эдикта для формирования новой религиозно-политической системы в Западной Европе.

Франция XVII в. Формирование абсолютизма во Франции. Французский абсолютизм при Ришелье. Правление Людовика XIV — вершина абсолютизма. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Протекционизм и меркантилизм.

Англия в эпоху Тюдоров. Генрих VIII. Реформация в Англии. Контрреформация и международное положение Англии. Правление королевы Елизаветы. Мария Стюарт. Абсолютизм в Англии. Обострение англо-испанских противоречий на морях. Гибель «Непобедимой армады» и ее значение для возвышения Англии.

Нидерланды в борьбе за свободу.  Положение Нидерландов в составе владений испанских Габсбургов. Реформация в Нидерландах и усиление противоречий с испанской монархией. Испано-нидерландская война как социальная революция, ее буржуазный характер. Создание республики Соединенных Провинций Нидерландов. Роль протестантского вероучения и протестантской морали в формировании основ нового государства.

Эпоха Возрождения. Искусство эпохи Возрождения. Возрождение и гуманизм в Европе. Истоки и предпосылки Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Гуманизм и церковь. Принципы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи,МикеланджелоРафаэль). Возрождение в других странах Европы. Значение Возрождения для формирования принципов европейской цивилизации нового времени.

Эпоха Возрождения. Развитие науки. Развитие научных взглядов и кризис средневековой картины мира. Революция в естествознании. Астрономия.( Н.Коперник, Д. Бруно. Г.Галилей). Медицина (Т.Парацельс, У.Гарвей).Философия ( Н.Макиавелли, Т.Мор, Р. Декарт, Ф.Бэкон.). Складывание мировоззрения нового времени.  

Зачетный урок по теме "Европа в конце XV-начале XVII вв."

 

ТЕМА 2. "РОССИЯ В XVI-XVII ВВ." (8 Ч.)

Преобразования в Российском государстве в начале правления Ивана IV. Боярское правление. Денежная реформа 1535— 1538 Венчание на царство Ивана IV. Московское восстание 1547 г Реформы Избранной рады. Укрепление центральной власти. Судебник 1550 г. Организация стрелецкого войска. А. Ф. Адашев. Сильвестр. Начало созыва Земских соборов, их состав и полномочия. Стоглавый собор. Отмена кормлений. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. 1УГ в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, успешное начало Ливонской войны. Государственная символика России.

Усиление власти Ивана Грозного. Личность Ивана Грозного. Опричнина. Цели опричной политики, методы ее проведения и результаты. А. М. Курбский и его полемика с царем. Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны.

Присоединение Сибири. Походы Ермака. Присоединение Сибирского ханства. Строительство Тобольска, Тюмени, Сургута. Значение расширения Российского государства для России, народов Поволжья, Урала, Сибири.

Культура и быт России в XVI веке. Шатровый стиль архитектуры (церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор). Рост масштабов крепостного и церковного строительства в конце XVI в. Живопись и летописание, начало книгопечатания. Иван Федоров. Изменения в быту. Религиозные обряды, бытовые правила и житейские представления. «Домострой».

Российское государство в конце XVI в. Смута в Российском государстве. Правление Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова, его внутренняя и внешняя политика. Учреждение патриаршества. Социально-экономическое развитие. Отмена Юрьева дня. Экономические трудности начала XVII в. Народные выступления. Лжедмитрий I. Поход Лжедмитрия на Москву-Смерть Бориса Годунова. Народные движения на окраинах России. Вступление Лжедмитрия I в Москву. Политика нового правителя. Заговор против самозванца. Приход Василия Шуйского к власти. Восстание И. И. Болотникова: причины, характер, последствия. Лжедмитрий II. Осада Москвы. Тушинское правительство.

Окончание Смутного времени. Заключение Василием Шуйским военного союза со Швецией. М. В. Скопин-Шуйский. Интервенцияпольских войск. Распад Тушинского лагеря. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Призвание Владислава на русский престол. Первое и Второе ополчения. К. Минин. Д. М. Пожарский. Патриарх Гермоген. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых.

Государство первых Романовых. "Бунташный век". Население и хозяйство России в XVII в. Рост экономики. Мануфактурное производство. Развитие товарно-денежных отношений. Рост мелкотоварного производства. Денежная реформа 1654— 1663 гг. Ярмарки. Государственная политика протекционизма и торговые уставы. Активизация связей с Западной Европой. Немецкая слобода в Москве.

Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Начало становления абсолютизма. Прекращение созыва Земских соборов. Изменение роли Боярской думы. Соборное уложение 1649 г. Учреждение Тайного приказа. Начало создания регулярной армии.

Россия в системе международных отношений. Основные направления и задачи внешней политики. Присоединение Украины к России. Возвращение смоленских и северских земель. «Вечный мир» 1686 г. с Речью Посполитой. Присоединение и начало освоения Восточной Сибири. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев, Е. П. Хабаров. 

Причины и характер массовых народных движений в XVII в. Городские восстания середины столетия. Соляной бунт 1648 г. в Москве. Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина.

Русская православная церковь в XVII в. Значение православия в жизни страны. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Протопоп Аввакум. Патриарх и царь. Смещение Никона.

Культура и быт русского народа в XVII в. Новые черты духовной жизни. Развитие научных знаний (география, история, естествознание). Образование. Основание Славяно-греко-латинской академии. Новые элементы в быту. Усиление светских элементов в культуре. Дворец в Коломенском. Рост каменного строительства. Московское барокко. Живопись. С. Ф. Ушаков. Придворный театр Алексея Михайловича. Быт знати, посадского населения и крестьян.

 

ТЕМА 3. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (4 Ч.) 

Английская революция: основные этапы, итоги. Пуритане и англиканская церковь: усиление недовольства результатами «королевской реформации». «Великая ремонстрация» и ограничение власти короля. Гражданские войны и их итоги. О. Кромвель как политик и военный деятель. Казнь короля и провозглашение республики в Англии. Переплетение социально-политических и религиозных противоречий в Английской революции. Внутренняя и внешняя политика Англии в период протектората О. Кромвеля. Реставрация Стюартов и их политика. Угроза восстановления католицизма в Англии при Якове II. «Славная революция» 1688 г. и установление в Англии конституционной монархии.

Развитие общественной мысли в XVIII в. Общественная мысль эпохи Просвещения. Энциклопедия и энциклопедисты. Теория общественного договора, идеи правового государства, разделения властей. Экономические идеи Просвещения. А. Смит.

Просвещенный абсолютизм в странах Европы. Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. Идеи Просвещения и изменения в политике европейских монархов. Просвещенный абсолютизм. Реформы под влиянием идей Просвещения. Идея «регулярного» государства и повседневная жизнь европейцев в XVIII в.

Искусство и литература XVIII вв. Возникновение классицизма, его идейное содержание и предназначение. Живопись, архитектура и литература классицизма. Классицизм и Просвещение. Придворный стиль рококо и его характерные черты. Господство светского направления в искусстве.

Англия во второй половине XVII— XVIII в. Буржуазный характер преобразований в Англии после победы революции. Аграрная революция. Промышленный переворот. Социальные последствия промышленной революции.

Северная Америка в XVIII в. Война за независимость североамериканских колоний и ее итоги. Английские колонии в Северной Америке: географическое положение и природные условия. Религиозный и национальный состав европейских переселенцев. Белые переселенцы и индейцы — взаимодействие и конфликты. Экономические противоречия между Англией и ее колониями. Движение за отмену гербового сбора. «Бостонское чаепитие». Идеи Просвещения в Северной Америке. 

Американская революция XVIII в. Образование США. Первый Континентальный конгресс и начало Войны за независимость. Основные этапы и события Войны за независимость. Дж. Вашингтон. Декларация независимости США. Т. Джефферсон. Конституция 1787 г., «Билль о правах». Формирование политических основ американского общества. Окончание Войны за независимость США. Война за независимость как буржуазная революция.

ТЕМА 4. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I (КОНЕЦ XVII — НАЧАЛО XVIII В.)(4 Ч.)

Предпосылки петровских реформ. Начало правления Петра I. Усиление иностранного влияния на Россию. Предпосылки петровских реформ. С. Полоцкий. А. Л. Ордин-Нащокин. Внутренняя и внешняя политика царя Федора Алексеевича. Отмена местничества. Реформаторские планы В. В. Голицына.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Цари Петр и Иван. Правление Софьи. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство. Сподвижники Петра.

Внешняя политика Петра I. Северная война. Начало Северной войны. Поражение под Нарвой. Создание регулярной армии и флота. Военные действия в течении Невы. Основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Сражения на море. Ништадтский мир и провозглашение империи. Рост международного авторитета России.

Народ и государство в годы петровских реформ. Социально-экономическое развитие страны. Новые государственные потребности и изменение социально-экономических отношений. Сельское хозяйство. Развитие мануфактурной промышленности. Ремесло. Торговля. Новая система налогов и рост государственных повинностей. Перестройка монетной системы. Монетные дворы. Развитие внешней торговли.

Государственные преобразования. Реформа государственного аппарата. Реформа местного управления. Церковная реформа. Указ о престолонаследии. Утверждение абсолютизма. Табель о рангах. Перенос столицы в Петербург. Сопротивление реформам. Дело царевича Алексея.

Изменения в положении различных сословий в годы реформ Петра. Причины народных выступлений. Восстание в Астрахани. Восстание под предводительством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Выступления старообрядцев, работников мануфактур.

Перемены в культуре России в годы преобразований Петра. Становление отечественной науки и развитие системы образования. Появление военно-учебных заведений. Учреждение Академии наук, первой гимназии. Посылка дворянских детей на учебу за границу. Первый музей — Кунсткамера. Развитие художественной культуры. Регулярная застройка Петербурга. Появление новых типов общественных зданий. Дворцово-парковые ансамбли. Д. Трезини. В. В. Растрелли. Портретный и батальный жанры в изобразительном искусстве. Перемены в быту и образе жизни.

Повторительно-обобщающий урок по петровской эпохе.

ТЕМА 5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1725--1800 ГГ.(8 Ч,)

Эпоха дворцовых переворотов. Причины дворцовых переворотов. Усиление роли бюрократической верхушки и гвардейских полков.Екатерина I. Верховный тайный совет. Борьба в верхах в период правления Петра II. Анна Иоанновна. Провал попыток ограничения самодержавия. Елизавета Петровна. Петр III.

Внутренняя и внешняя политика России в 1725— 1762 гг. Социально-экономическое развитие России в середине XVIII в.: усиление крепостного права, рост дворянских привилегий. Состояние сельского хозяйства, ремесла, торговли. Политика в отношении крестьянства, казачество. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Участие России в Семилетней войне. Манифест о вольности дворянства.

Внутренняя политика Екатерины II. Переворот 1762 г. Сподвижники Екатерины. Уложенная комиссия. «Наказ» императрицы. Меры в отношении крестьян. Церковная политика Екатерины. Секуляризация церковных земель. Личность императрицы. Ужесточение внутренней политики после крестьянской войны. Расширение дворянских привилегий. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Губернская реформа. Социально-экономическое развитие страны во второй половине XVIII в. Начало разложения крепостнической системы. Рост промышленности. Развитие российского рынка. Изменения в сельском хозяйстве. Вольное экономическое общество. Хозяйственное освоение юга страны. Новоучрежденные города. Приглашение иностранных колонистов. Развитие внешней торговли. Протекционистская политика правительства. Купеческие гильдии. Российско-американская компания.

Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Предпосылки крестьянского восстания. Личность Пугачева. Армия Пугачева. Основные этапы восстания. Социальные мероприятия Пугачева. Поражение восставших. Значение крестьянского восстания. 

Внешняя политика Екатерины П. Основные задачи и направления внешней политики России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны. П. А. Румянцев. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Участие России в разделах Польши. Война со Швецией. Поддержка североамериканских колоний' в борьбе за независимость. Борьба Екатерины II против революционной Франции. 

Внутренняя и внешняя политика Павла I. Особенности характера и государственные взгляды императора. Указы в отношении крестьян. Ограничение дворянских привилегий. Закон о престолонаследии. Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова Причины и последствия сближения с наполеоновской Францией. Заговор 11 марта 1801 г.

«Век просвещения» в российской культуре середины — второй половины XVIII в. Академия наук. Научная деятельность М. В. Ломоносова. Московский университет. Естественные науки. Гуманитарные науки. Академические экспедиции. Образование. Учреждение женских учебных заведений, воспитательных домов. Развитие технической мысли. И. П. Кулибин. И. И. Ползунов. Российское просветительство.

Европейские художественные стили в России — барокко и классицизм. Появление профессионального драматического театра. Ф. Г. Волков.

Деятельность Академии художеств. Развитие портретной живописи. В. Л. Боровиковский. Классицизм :в скульптуре. Э. Фальконе. Ф. И. Шубин. Крепостные художники и архитекторы Аргуновы. Барокко и классицизм в архитектуре. В. В. Растрелли. В. И. Баженов. М. Ф. Казаков,

Быт основных сословий в XVIII в. Дворяне, купцы, мещане, крестьяне, казаки, духовенство: жилище, питание, досуг.

Повторительно - обобщающий урок по истории России XVIII в.

 

 

 

Основные понятия курса

Всеобщая история:

Новая история, Возрождение, гуманизм, великие географические открытия, колониальные империи, Реформация, лютеранская церковь, протестантизм, кальвинистская церковь, англиканская церковь, секуляризация, Контрреформация, религиозные войны, меркантилизм, протекционизм, «революция» цен, биржи, мануфактуры, буржуазия, «новое дворянство», наемные рабочие, капитализм, социальная революция, аграрный переворот, огораживание, абсолютизм, протекторат, реставрация, конституционная монархия, гражданское общество, правовое государство, Просвещение, просвещенный абсолютизм, конституция, капиталистическое общество, реформы, промышленный переворот, фабрика.

История России:

Земский собор, самодержавие, сословно-представительная монархия, опричнина, стрелецкое войскопатриаршество, Смута, самозванчество, интервенция, народное ополчение, ярмарка, торговый устав, торговые компании, разложение крепостничества, барщина, оброк, первопроходцы, церковный раскол, старообрядцы, регулярная армия, гвардия, дворцовые перевороты, привилегии, национальные отношения.

 

 

В результате изучения курса ученик должен знать 

  1. основные виды исторических источников;
  2. основные этапы и ключевые события истории России и мира с конца XV до конца XVIII веков; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  3. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь 

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников; 
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; 
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов: давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала курса, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов. явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку: объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий:
  6. . объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. соблюдения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

"Энциклопедия для детей" Аванта+. Всемирная история

"Энциклопедия для детей" Аванта+. История России, ч. 1

Алексеев С. Сто рассказов из русской истории

Артамонов С. Д. Вольтер и его век.

Б а р г Н. А. Великая английская революция в портретах ее деятелей

В ей с Д. Возвышенное и земное.

Голованов Я. Этюды об ученых.

Григорьев С. Александр Суворов

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Дюма А. Асканио.

Дюма А. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя.

Дюма А. Генрих IV (популярное жизнеописание).

Дюма А. Графиня Монсоро.

Дюма А. Двадцать лет спустя.

Дюма А. Королева Марго.

Дюма А. Сорок пять.

Дюма А. Три мушкетера.

Задонский Н. Донская Либерия

Задонский Н. Смутная пора

Кедрин Д. Колокола веков

Кедров В. На край света.

Костер Ш. де. История о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке.

Лажечников И. Ледяной дом

Лозинская Л. Я. Фридрих Шиллер.

Любимов Л. Искусство Западной Европы.

Любимов Л. Небо не слишком высоко.

Милевский Ю. Дороже всякого золота

Муравьев В. Путешествие с Гулливером.

Павленко Н.И. История Петра Великого

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова

Павлова Т. А. Закон свободы: Повесть о Джерарде Уинстенли.

Павлова Т. А. Кромвель.

Пушкин А. С. Арап Петра Великого

Пушкин А. С. История Петра I  

Пушкин А. С. Капитанская дочка

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Равич Н. Две столицы

Рутенбург Е. Искусство Италии.

С о г р и н В. В. Основатели США.

Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории.

Сабатини Р. Колумб.

Самвелян Н. Московии таинственный посол

Свифт Д. Путешествия Гулливера.

Сервантес М. Дон Кихот Ламанчский.

Симонов К. Суворов

Скотт В. Кенилворт.

Скотт В. Пуритане.

Скудина Г. С. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе.

Соколов А. Меншиков

Толстой А.К. Князь Серебряный

Толстой А.Н. Иван Грозный

Толстой А.Н. Петр Первый

У р н о в Д. М. Дефо.

Ф е л и ч е А. Клуб тетушки Сидони.

Федоров Е. Каменный пояс

Федорова Е.В. Знаменитые города Италии: Рим. Флоренция, Венеция

Форш О. Михайловский замок

Форш О. Радищев

Хаггард Р. Хозяйка Блосхолма.

Цвейг С. Америго: Повесть об одной исторической ошибке.

Цвейг С. Магеллан: Человек и его деяние.

Цвейг С. Мария Стюарт.

Шингарев Г. Мальчик на берегу океана.

Шишков В. Емельян Пугачев

Шкловский В. Минин и Пожарский
Куликов Г. Повесть о Демидке и медной копейке

Шторм Г. Повесть о Болотникове

Эйдельман Н. Грань веков

Яновская Ж. Кулибин



Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ НОВОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ. КОНЕЦ XVIII-НАЧАЛО XX В. 8 КЛАСС.

 Пояснительная записка.

Данное планирование отражает принципы формирования современных курсов истории в общеобразовательной школе:

  1. отказ от рассмотрения фактического материала в качестве самоцели; направленность изучения истории на развитие у учащихся исторического мышления при опоре на их знания о прошлом своей Родины и всего мира;
  2. нацеленность на преодоление изолированности рассмотрения истории Отечества и зарубежной истории при приоритете изучения истории России.

Планирование составлено в соответствии с действующим обязательным минимумом содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта (основное общее образование), с опорой на учебники, которые имеют гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

Предполагается синхронное изучение истории России и зарубежных стран. Планирование ориентировано на рекомендации Министерства образования Российской Федерации- отводить на изучение истории Отечества не менее 70% учебного времени. При составлении планирования автор старался обеспечить баланс между различными областями исторического знания- культурной, социальной, экономической истории, истории государства, рассмотрение персоналий истории и др.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВВ».

В основу программы положена программа по Всеобщей истории для 5-9 классов и по истории государства и народов России для 6-9 классов (фрагменты, относящиеся к курсу 6 класса). Под редакцией А.О. Чубарьяна и А.А. Данилова. Программа адаптирована в связи с особенностями изучения истории в i-школе, где на курс 6 класса отводится 34 часа. Предполагается интегрированное изучение курсов.

Рекомендуемые учебники: Ведюшкин В.А. Бурин С.Н.- История нового времени 8 класс. Издательство "Просвещение."

Данилов А.А. Косулина Л.В. - История России 19 века. Издательство "Просвещение"

Раздел 1. Французская революция XVIII в. и наполеоновская эпоха.

Кризис французского абсолютизма. Влияние идей Просвещения на общественное сознание во Франции. Французское общество и королевская власть накануне революции. Причины созыва Генеральных штатов. Начало Великой французской революции. Основные мероприятия Учредительного собрания. декларация прав человека и гражданина и ее значение. Основные политические течения во время революции. Виднейшие деятели революции: Мирабо,ЛафайетРобеспьерМаратДантон. Конституционная монархия во Франции.

Законодательное собрание. Политика жирондистов. Начало революционных войн во Франции. Установление республики. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Причины краха якобинской диктатуры. Влияние Великой французской революции на другие страны. Характер и итоги революции.

Внутренняя и внешняя политика термидорианцев. Консульство Наполеона Бонапарта.

Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Завоевательные походы Наполеона.

Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи.

Раздел 2. Россия в первой половине XIX в.

«Дней Александровых прекрасное начало»

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Николаевская Россия.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Экономика и социальная жизнь России в 1801- 1855 гг.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русская культура в первой половине XIX в.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.».

Раздел 3. «Мир XIX -нач. XX вв.»

Европа в XIX- начале XX века.

Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование Iи II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Обострение противоречий индустриального общества.

Страны Америки в XIX -нач. XX вв.

Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Азия в XIX- начале XX века.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

Материальная и художественная культура конца XVIII-нач. XX вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.

Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в конце XVIII-нач. XX вв.»

Раздел 4. Россия во второй половине XIX в.

Эпоха реформ 60-70-ых гг.

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в. Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации.

Россия в период царствования Александра III.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Внешняя политика Александра III. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Русская культура во второй половине XIX в.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

Основные тенденции развития русской литературы. Реализм. Влияние русской литературы на общественную жизнь страны.

Русская реалистическая живопись как явление мировой культуры. Товарищество передвижных художественных выставок. В.Г.Перов, И.Н.Крамской, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, И.Е. Репин. Меценаты. Музеи. Архитектурные стили второй половины века: русский стиль, неоготика, неоклассицизм, модерн. В.О. Шервуд, Ф.О. Шехтель, А.Н.Померанцев. Скульптура: М.О.Микешин, А.М. Опекушин, М.М.Антокольский. Музыкальная жизнь страны. «Могучая кучка». П.И.Чайковский. Развитие театрального искусства. Малый театр. Александринский театр.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX в.».

Основные понятия курса.

История России. Модернизация, социальная структура, западники, славянофилы, народничество, революционно - демократическое движение, кризис крепостнической системы, бюрократическая система, земство, суд присяжных, терроризм.

Всеобщая история. Промышленная революция, экономические кризисы, капитализм, пролетариат, средний класс, урбанизация, реакция, консерватизм, либерализм, радикализм, утопический социализм, политический компромисс, конституционализм, национализм, гражданская война, расизм, латифундизм, монополия, милитаризация, реформизм, колониализм, колониальная империя, модернизация, национально-освободительное движение, мировая война, научная революция, массовая культура.

Тема 1. Французская революция XVIII в. и наполеоновская эпоха.(2ч.)

Тема 2. Россия в первой четверти XIX в. (4 ч.)

Тема 3. Николаевская Россия.(3 ч.)

Тема 4. Экономика и социальная жизнь России в 1801- 1855 гг.(1ч.)

Тема 5. Русская культура в первой половине XIX в.(3 ч.)

Тема 6. Европа в XIX- начале XX века. (5 ч. )

Тема 7. Страны Америки в XIX -нач. XX вв. (2 ч.)

Тема 8. Азия в XIX- начале XX века (2 ч.)

Тема 9. Материальная и художественная культура конца XVIII-нач. XX вв. (3 ч.)

Тема 10. Эпоха реформ 60-70-ых гг (3 ч.)

Тема 11. Россия в период царствования Александра III (3 ч.)

Тема 11. Россия в период царствования Александра III (3 ч.)

В результате изучения курса ученик должен знать

  1. основные виды исторических источников;
  2. основные этапы и ключевые события истории России и мира с конца XVIII до начала XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  3. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов: давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала курса, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов. явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку: объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий:
  6. . объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. соблюдения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСОВ НОВОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ. КОНЕЦ XVIII-НАЧАЛО XX В. 8 КЛАСС.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

 

план

факт

Тема 1. Французская революция XVIII в. и наполеоновская эпоха.(2ч.)

1

Французская революция от взятия Бастилии до термидорианского переворота.

1

2

 Период Директории и Консульства. Наполеоновская империя.

1

Тема 2. Россия в первой четверти XIX в. (4 ч.)

3

«Дней Александровых прекрасное начало…»

1

4

 Отечественная война 1812 г. заграничный поход русской армии.

1

5

 Возвращение к реформам и отказ от них.

1

6

Движение декабристов.

1

Тема 3. Николаевская Россия.(3 ч.)

7

Внутренняя политика правительства Николая I.

1

8

 Внешняя политика России при Николае I. Крымская война.

1

9

 Общественное движение в России во второй четверти XIX в.

1

Тема 4. Экономика и социальная жизнь России в 1801- 1855 гг.(1ч.)

10

Экономика России в первой половине XIX в. Социальная структура российского общества

1

Тема 5. Русская культура в первой половине XIX в.(3 ч.)

11

 Развитие образования и науки в первой половине XIX в.

1

12

 Архитектура, живопись, театр.

1

13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.».

1

Тема 6. Европа в XIX- начале XX века. (5 ч. )

14

Международные отношения в 1815- 1914 гг.

1

15

 Англия в конце XVIII-нач. XX вв.

1

16

 Франция в XIX- нач. XX вв.

1

17

Развитие общественной идеологии в XIX в.: либерализм, консерватизм, радикализм. Распространение радикальных идей в Европе и мире.

1

18

 Возникновение национальных государств в Европе: объединение Италии, образование Германской империи.

1

Тема 7. Страны Америки в XIX -нач. XX вв. (2 ч.)

19

 Гражданская война в США. США в 1865- 1914 гг.

1

20

Латинская Америка в XIX в.

1

Тема 8. Азия в XIX- начале XX века (2 ч.)

21

 Кризис традиционного общества в странах Азии.

1

22

Япония в XIX- нач. XX вв.

1

Тема 9. Материальная и художественная культура конца XVIII-нач. XX вв. (3 ч.)

23

Достижения науки и техники к началу XX века

1

24

 Развитие художественной культуры от классицизма к реализму.

1

25

 Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в конце XVIII-нач. XX вв.»

1

Тема 10. Эпоха реформ 60-70-ых гг (3 ч.)

26

 Освобождение крестьян. Либеральные реформы 60-70-ых гг.

1

27

 Внешняя политика России в царствование Александра II.

1

28

Общественное движение в 60-ые-нач. 80-ых гг.

1

Тема 11. Россия в период царствования Александра III (3 ч.)

29

 Внутренняя и внешняя политика правительства Александра III

1

30

Экономическое и социальное развитие в пореформенные годы

1

31

Общественное движение в период царствования Александра III.

1

Тема 12. Русская культура во второй половине XIX в. (3 ч.)

32

 Просвещение и наука.

33

Русская художественная культура второй половины XIX в

34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX в.».