Презентации к урокам

Гришина Оксана Александровна

Мультимедийные презентации к урокам истории и обществознания

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ СОШ№8 им. Ц.Л. Куникова Учитель : Гришина Оксана Александровна

Слайд 2

К 1914 весь мир оказался поделенным между колониальными державами. Наиболее крупные колониальные империи сумели создать Великобритания (27 621 тыс. кв. км; ок. 340 млн. чел.) и Франция (10 634 тыс. кв. км; более 59 млн чел.) ; обширные владения имели также Нидерланды (2109 тыс. кв. км; более 32 млн чел.), Германия (2593 тыс. кв. км; более 13 млн чел.), Бельгия (2253 тыс. кв. км; 14 млн чел.), Португалия (2146 тыс. кв. км; более 14 млн чел.) и США (566 тыс. кв. км; более 11 млн чел.). Завершив раздел «свободных» территорий Африки, Азии и Океании, великие державы перешли к борьбе за передел мира.

Слайд 3

1900г – 11 держав – метрополий имели колонии на 1\2 земного шара, где проживало 2\3 всего населения Государственный строй- монархии 2000г . Осталось 34 колонии Государственный строй- республики

Слайд 4

I эшелон Великобритания Франция Америка II эшелон Россия Германия Италия

Слайд 5

колония колония колония колония колония метрополии метрополии метрополии колония

Слайд 6

КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ – МЕТРОПОЛИЯ СТРАНЫ И НАРОДЫ НЕЗАВИСИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ БРИТАНСКИЕ КОЛОНИИ –ДОМИНИОНЫ: Австралия Канада Новая Зеландия ЮАР САМОуправление

Слайд 7

ПРОТЕКТОРАТ – ПОКРОВИТЕЛЬСТВО КИТАЙ СИАМ (ТАЙЛАНД) АФГАНИСТАН ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Слайд 8

ПОРАЖЕНИЕ В ВОССТАНИЯХ ЕВРОПЕИЗАЦИЯ ЗАКУПКА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ; РЕФОРМА АРМИИ ПО ЕВРОП.ОБРАЗЦУ; СОЗДАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ; ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ, СОЗДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА (В ЯПОНИИ)

Слайд 9

АНТИЕВРОПЕЙСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВОССТАНИЕ СИПАЕВ 1857-1859 гг. В ИНДИИ

Слайд 10

- урбанизация - Становление гражданского общества - Национально-освободительные движения( + пантюркизм, панславизм, пансламизм) Противоречия в отношениях между странами, из-за вовлечения в мировую экономику колоний -частые локальные конфликты

Слайд 11

Экономические кризисы (вкладывали капитал там где можно быстро получить прибыль) - борьба за рынки сбыта -борьба за источники сырья - Процесс модернизации

Слайд 12

«+» -расширение товарно-денежных отношений -распространение идей технического прогресса в странах Азии, Востока -внедрение достижений европейской медицины -развитие инфраструктуры в колониях «-» Подконтрольность -отсутствие своих средств, специалистов -ломка традиционных обществ

Слайд 13

- установление контроля над рынками сбыта ( экспансия- стремление к расширению сфер влияния ) Защита от конкуренции - Подавление возможных восстаний в колониях( всеми доступными средствами)

Слайд 14

в Америке: «доктрина Монро»- Невмешательство в дела Европы Почему американцы пришли к такому решению? в Азии: «политика открытых дверей» в Китае «блестящая изоляция « в Японии Почему европейцы проводили такую политику в Китае ?

Слайд 15

Отсутствие свободных территорий должно было повлечь за собой борьбу за рынки сбыта и сферы влияния. 2 пути решения конфликтов: Мирный вооруженный пацифисты экстремисты 1899,1907 Гаага Тройственный союз Антанта

Слайд 16

Параграф 4 Стр. 39 задание в тетрадь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные политические центры Руси Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 2

Вспомним! Назовите причины раздробленности Древнерусского государства Раздел территории между наследниками. Княжеские усобицы, сепаратизм. Рост крупного землевладения. Натуральный характер хозяйства. Развитие ремесла. Рост и усиление городов. Образование местных политических центров. Снижение значения Киева как общегосударственного центра. Распад единой Руси на ряд самостоятельных, независимых, феодальных государств. Усиление местного аппарата управления. Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 4

Политические центры Руси Владимиро –Суздальское княжество Галицко – Волынское княжество Новгородская земля Преобладали крайне суровые природно-климатические условия. Отсутствовали благоприятные условия для пахотного земледелия. Активно развивались морские, речные, лесные промыслы. Новгород постепенно становится крупным торгово-ремесленным городом. Удаленность от степей. Располагался на торговом пути «из варяг в греки». Началось активное хозяйственное освоение северо-восточных земель. Северо-Восточная Русь имела большие площади земли, пригодной для земледелия. С юга начался приток переселенцев, которые спасались от набегов кочевников. Северо-Восточная Русь, а именно Ростово-Суздальское княжество было хорошо защищено с юга. Оно имело огромные массивы густых лесов; широкие полноводные реки. Выгодное географическое положение Галицко-Волынской земли (проходят сухопутные торговые пути, соединяющие Русь с Центральной и Юго-Восточной Европой). Активно развивалось ремесло и торговля. Княжество находилось в приграничной зоне и постоянно втягивалось в вооруженные конфликты с соседями. Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 5

Новгородская республика Бояре и купцы стали приобретать в Новгороде политический авторитет. Они решали все важные городские вопросы. Княжеская власть была ограничена. Князья занимались только военной защитой Новгорода от нападения внешних врагов. Бояре и верхушка купечества приглашали князей на определённых условиях. Новгород становится аристократической республикой Вече – высший орган власти – собрание свободного мужского населения города, но важные вопросы решал круг влиятельных бояр и купцов Управление городом осуществляли выборные: Посадник, Тысяцкий, Архимандрит, Архиепископ Влиятельный круг боярско-купеческой верхушки с помощью вече стремился ограничить власть князя, стоил иллюзию народовластия Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 6

Система управления Новгородской республики Вече – Народное собрание Посадник Высшее должностное лицо. Ведал судом. Назначал должностных лиц. Владыка (архиепископ) Ведал церковными делами, казной, руководил внешней политикой. Князь На основе договора руководил войском в военное время. Не имел права вмеши- ваться в управление. Тысяцкий Помощник посадника. Следил за сбором налогов, руководил ополчением. Слайд №8

Слайд 7

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ Владимиро – Суздальского княжества Власть была сосредоточена в руках правящих князей . Им удалось возвыситься над боярами и над вечем. Князья стремились к единодержавию . Юрий Долгорукий (1125-1157)(сын Владимира Мономаха) Андрей Боголюбский (1157-1174) Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 8

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ Галицко - Волынского княжества Князьям приходилось считаться с интересами боярства . Соотношение князь-боярство складывалось не в пользу первого. Форма правления - монархия это государство, в котором власть передается по наследству Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 9

Географиче- ское положение Крупнейшие города Государст- венное устройство Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь Ростов, Суздаль, Владимир, Москва , Нижний Новгород Наследствен- ная монархия Новгород- ская земля Северо-Западная Русь Великий Новгород, Псков, Ладога Республика Галицко-Волынское княжество Юго-Западая Русь (предгорье Карпат) Галич, Волынь Ограниченная монархия Слайд №11

Слайд 10

Сделайте вывод! Из – за разных природно – географических и климатических условий в каждом из княжеств получили развитие определенные виды хозяйственной деятельности, сформировались сословия и свои формы государственной власти: наследственная монархия в Северо – Восточной Руси, республика – в Новгороде; княжеская власть ограниченная боярской знатью - в Галицко – Волынском княжестве. Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 11

Задание: определить положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси 1. Рост числа городов 2. Выход отдельных княжеств на международную арену 3. Появление местных летописных сводов 4. Ослабление военной мощи русских земель 5. Гибель людей в результате междоусобиц 6. Освоение новых земель 7. Развитие центров ремесла и торговли 8. Разорение хозяйства в ходе войн между князьями 9. Формирование новых иконописных школ 10. Расширение земледельческого хозяйства Слайд №12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА общества

Слайд 2

Тема урока: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА общества. План урока: Многообразие социальных групп Социальное неравенство Социальная стратификация Социальная мобильность Социальные интересы

Слайд 3

1 . Многообразие социальных групп - По численности (большие, средние и малые) - По способу организации и регламентации взаимоотношений (формальные – неформальные) - По факту существования (реальные и условные) - По социальной направленности (положительные, неустойчивые, отрицательные)

Слайд 4

3. Социальная стратификация История Классы – это большие группы людей, которые различаются по их участию в производстве, распределении и потреблении общественного богатства. Другими словами, классы различаются по их отношению к собственности Социология Общество в зависимости от доходов делится на три класса: Высший, средний, низший. Однако эта классификация дополняется делением классов на страты __________________ * Strata (лат.) – слой

Слайд 5

Деление классов на страты Высший класс Очень богатые люди Богатые люди

Слайд 6

Средний класс Высший средний класс Средний средний класс Низший средний класс

Слайд 7

Низший класс Высший низший класс Низший низший класс

Слайд 8

Такая стратификация позволяет добавить к основному критерию – доходу – прибавить другие: Власть Престиж профессии Уровень образования Происхождение Другие критерии

Слайд 9

4. Социальная мобильность Изменение социального положения человека называется социальная мобильность. Перемещение человека по социальной лестнице называется социальный лифт. Вертикальная мобильность – это и есть Социальный лифт Горизонтальная мобильность – это: Переезд Переход на равнозначную должность Переход из класса в класс и т. д.

Слайд 10

5. Социальные интересы Интересы человека диктуются его потребностями: Социальные группы объединяют людей с общими интересами Совместная деятельность позволяет отстаивать эти интересы Знание своих прав и обязанностей расширяет возможности групп Социальная активность превращает деятельность групп в политический фактор общества Влияние социальных групп проявляется и в международных отношениях

Слайд 11

Ответьте на вопросы по теме: Чем вызвано существование социальных групп в обществе? Назовите известные вам социальные группы в российском обществе Что такое социальная мобильность? Какой из путей «наверх» наиболее перспективен в современном обществе? _________________________________ Дома - § 14, задания к § 14 (стр. 161)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Знание - результат познания. Познание- деятельность, направленная на получение новых знаний. Существует субъект познания и объект познания. Объект познания- это е знания, которые познает субъект.

Слайд 3

Познаваем ли мы мир? Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной теме ученые разделились на оптимистов, пессимистов, скептиков. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Слайд 4

Познание чувственное и рациональное Уровни познания Чувственный рациональный Ощущение Понятие Восприятие Суждение Представление Умозаключение реальное нереальное

Слайд 5

Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств, передающие отдельные свойства предмета. Восприятие - совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета. Представление - образы, возникающие в памяти на основе прошлых ощущений и восприятий(высшая ступень чувственного познания). Могут быть представления реальные (представление о новом устройстве автомашины), нереальные (о русалке, домовом). В рациональном мышлении главным инструментом является язык. Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предмета, выражающиеся посредством слов и словосочетаний. Суждение- совокупность понятий, отражающие связи и отношения между предметами и свойствами, выражающиеся в форме предложения. Умозаключение- высшая форма абстрактного(рационального) мышления, представляющая собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основе законов логики.

Слайд 6

Истина и ёё критерии. Истина- результат познания. Истина бывает относительной и абсолютной. Относительная- истина, которая может быть дополнена последующим познанием. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина- это полное, исчерпывающие знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Существенно больше истин относительных. Критерии истины: чувство, опыт, логика, этика, эстетика. Главным критерием истины является практика.

Слайд 7

Особенности научного познания. Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Во-вторых обладает рационалистической обоснованностью. В-третьих науке свойственна особая системность знания. В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость. В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами(события, физические процессы). На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки.

Слайд 8

Джамбаттиста Вико (Giambattista Vico) (23.06.1668-20.01.1744) Мысль об объективном характере исторического процесса пронизывает учение итальянского философа. Он полагал, что область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает. Такая зависимость придает культуре объективный и наглядный способ существования. История - это наука о человеческой деятельности. Она доступна познанию независимо от божественного откровения. Закономерность исторического процесса, в понимании Вико, подобна индивидуальному развитию человека. Все народы в разное время проходят три этапа - эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества, эпоху людей - зрелость человечества. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. Идеи Вико оказали большое влияние на последующие представления об истории и культуре. Они явились одной из первых попыток увидеть порядок и последовательность в кажущемся хаосе исторических событий. Вико считал открытые им законы развития общества провиденциальными. Их познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.

Слайд 9

Социальные и гуманитарные знания. Если представитель общественных наук- историк, социолог- обращается к фактам, законам- то результатом исследований является социальные знания. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, то научным результатом выступает гуманитарное знания. Социальные и гуманитарные знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. К гуманитарному знанию также относится философия. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задачи гуманитария- понять его помыслы, побуждения, намерения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УСТРОЙСТВО РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Слайд 2

ПЛАН УРОКА 1.УРАВНЕНИЕ ПЛЕБЕЕВ И ПАТРИ-ЦИЕВ В ПРАВАХ. 2.СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.

Слайд 3

1 .Уравнение плебеев и патрициев в правах. В результате 200-летней борьбы плебеи стали полно-правными гражданами и принимали участие в вы- борах сенаторов, консулов и выработке законов.

Слайд 4

1 .Уравнение плебеев и патрициев в правах. Выборы проводились на Марсовом поле.Избиратели на табличках писали имя избранника.Законы принимались Форуме-главной площади города. Форум

Слайд 5

Римом управлял СЕНАТ из 300 человек. Это звание было пожизненным. Каждый год граждане выбирали из сенаторов государственные должностные лица. 2.СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 8 преторов избирались для того, чтобы стать судьями Управляли всеми дела- ми в Сена- те 2 консула . 4 эдила наблю- дали за поряд-ком на улицах, рынках и устра ивали зрелища 20 квесторов следили за состоянием казны Цензоры -руково- дили обществен-ными работами, сбором налогов, заключали госу-дарственные до- говоры При черезвычайных обстоятель- ствах назначался диктатор,сро- ком на 6 месяцев. 2 консула 8 преторов 4 эдила 2цензора 20 квесторов Диктатор Сенат не перед кем ни отчитывался и не отвечал, за свои решения ? Как вы думаете, почему сенаторам были предоставлены такие права ?

Слайд 6

Главной боевой единицей была центурия состояв-шая из 80 воинов. В контурберний входило 8 воинов - римляне счи-тали, что таким коли-чеством легко управ-лять. Чтобы в подразделение не мог проникнуть враг каждая центурия имела свой пароль менявший- ся каждый день . 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО. КОНТУБЕРНИЙ ЦЕНТУРИЯ ЦЕНТУРИЯ СОСТОЯЛА ИЗ 10 КОНТУР БЕРНИЕВ

Слайд 7

Центурии объединя - лись в когорты. 10 когорт составляли легион.Его числен - ность не превыша - ла 5000 человек. 1 - я когорта в каждом легионе имела боль-шую численность , чем остальные ~800 воинов.Среди них были гонцы,писари, повара. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО. Когорта ЛЕГИОН 1-Я КОГОРТА

Слайд 8

Поступая на службу в ар - мию, новобранец давал клятву верности. Прежде это было обеща - ние исполнять прика - зы своих команди-ов, затем-клятва верности императору. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО

Слайд 9

Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день все вои-ны легиона трениро-вались в плавании, бе-ге, прыжках, метании дротика и фехтовании. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.

Слайд 10

Трижды в месяц войско совершало марш брос - ки на 30 км. Воины шли в быстром темпе : со скоростью 6,5 и даже 8 км в час. Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.

Слайд 11

Провинившихся солдат подвергали телесным наказаниям. Легиону, оказавшему не - повиновение, умень - шали рацион питания. Если же возникали бун - ты,то проводилась де - цимация - казнь по жребию каждого 10-го воина. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.

Слайд 12

Там где не было дорог, воинам приходилось внести весь свой скарб на себе. Ноша воина состояла из оружия, запасов пищи, личных вещей, строи - тельного инструмента и 2 тяжелых колов для строительства лагеря. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.

Слайд 13

Помимо обучения воен - ному искусству, вои-ны изучали ремесло землемера, строителя или каменщика, а так-же учились строить до-роги, сооружать кана-лы и различные зда-ния. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.

Слайд 14

Воины получали жало - вание ок.250 денариев. Треть денег уходила на пищу, которую легио - неры приобретали за свой счет. Еда была простой : сыр, бобы, хлеб. Питьем для солдат была вода, или поска -дешевый сорт вина. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.

Слайд 15

Поступая на службу но - вобранец получал фор - му. На тело надевалась кольчуга без рукавов, или металлический доспех . На голове кожаный или металлический шлем. Вооружение состояла из копья, 2-х дротиков, меча и щита. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.

Слайд 16

Во время походов леги - оны на ночевки соо-ружали лагерь. Вокруг лагеря соору-жался огромный ров. Палатки устанавлива - лись так,чтобы до них не долетели стрелы противника. Лагерь делился на улицы и кварталы. 3.РИМСКОЕ ВОЙСКО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восточные славяне t

Слайд 2

Происхождение и расселение славян Индоевропейцы V в. н. э. славяне балты западные восточные южные Восточная Европа: от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

Слайд 3

Расселение славян

Слайд 4

Расселение восточных славян.

Слайд 5

Расселение восточных славян. Названия славянских племен Географические ориентиры поселения поляне На полях, предки киевлян северяне На севере, соседи полян древляне среди деревьев дреговичи в болотистой местности полочане у реки Полоты ильменские славяне у берегов озера Ильмень радимичи у реки Сож вятичи в бассейне реки Оки

Слайд 6

Современная западная цивилизация стоит на плечах античности Последний период античной истории – Римская империя. В 4 в. н.э. распалась на Восточную Римскую империю (Византия) Западную Римскую империю

Слайд 7

Западная Римская империя просуществовала до 5 в. н.э. Завоевана варварами. Варвары: германские племена (бургунды, вандалы, франки и др.), славяне, гунны и т.д. На территории бывшей Римской империи создавались варварские государства. Самое заметное из них - в 8 в. Франкская империя Карла Великого. Распалась в 9 в.

Слайд 8

5 в. н.э. – окончание древней истории, начало Европейского средневековья (примерно до середины 17 в.). Первые века н.э. – начало Великого переселения народов в Евразии: Первая волна – готы (со 2 в.) Вторая волна – тюркские племена (с 6 в.) Третья волна – арабские завоевания (с 7 в.)

Слайд 9

Причины процесса – различные мнения. Последствия процесса: изменил этнополитическую панораму Евразии положил начало многим современным народам Евразии.

Слайд 10

Активные участники великого переселения народов – славяне. Современные славянские народы – три группы: Южные (сербы, хорваты, словенцы, болгары, македонцы, боснийцы, черногорцы) Западные (чехи, словаки, поляки, лужичане) Восточные (украинцы, белорусы, русские)

Слайд 11

2-5 вв. – начало расселения славян по Европе. Часть славянских племен начала осваивать Русскую (Восточно-Европейскую равнину), часть ушла на Балканы, часть – на запад (на земли ушедших в глубь Европы германцев). Освоение Русской равнины порисходило двумя потоками славян: через Поднепровье и Приильменье.

Слайд 12

Неславянские народы на территории Восточной Европы (до 12 в.): Киммерийцы . Северное Причерноморье. До 7 в. до н.э. Греческие колонии в Северном и Восточном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Танаис, Фанагория). С 8 в. до н.э. Скифы . С Востока в 7 в. до н.э. Скифская держава на огромной территории (среднее и южное Поднепровье, нижний Дон, Кубань, Тамань).

Слайд 13

До 3 в. н.э. Ираноязычные племена. Сарматы. Ираноязычные племена . Из Западной Азии. Заняли территорию скифов (юг Восточной Европы). До 4 в.

Слайд 14

Готы – Германские племена из Прибалтики. В Причерноморье во 2- в. н.э. Воевали с сарматами. В 4 в. господствовали в Восточной Европе (Германарих). Балтийские племена - предки современных латышей и литовцев. В 1 тыс. н.э. территория от Юго-Западной Прибалтики до Верхнего Поднепровья и бассейна Оки Финно-угорские племена – Чудь, меря, весь, мурома, мещера, черемисы, пермь (Северо-Восточная Европа).

Слайд 15

Гунны – В 4-м в. н.э. Из монгольских степей. Тюркские племена . Разгромлены в Западной Европе в 5-м в. Авары (обры). Тюркские племена . В 6 в. в Великой степи. Разгромлены в Западной Европе франками. Хазары . Государство в 7 в.: нижняя Волга, Крым, Приазовье, средняя Волга, Прикаспийская часть Северного Кавказа. 9-10 вв. – одно из самых сильных государств в Европе. Святослав, Владимир. Булгары. Тюркоязычные племена . В Великой степи с 7 в. Часть ушла на Балканы, часть – в среднее Поволжье (государство Волжская Булгария, до 1236 г.).

Слайд 16

Занятия славян

Слайд 17

Занятия славян в VIII-IX вв. Скотоводство коровы, лошади, овцы, козы, свиньи Земледелие просо, пшеница, рожь, ячмень, овес, горох, бобы, лен, конопля Охота Бортничество Подсечно- огневое Переложное

Слайд 18

Земледелие Подсечно-огневое земледелие Переложное земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет. практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.

Слайд 19

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ Реконструкции М. М. Герасимова

Слайд 20

Славянский поселок

Слайд 21

Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами, вдоль которых располагались лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство которых сходно с убранством крестьянской избы XIX в.

Слайд 22

Управление. Вервь - соседская община. Вече – народное собрание. Народное ополчение - все мужское население общины, которое во время нападения сражалось с врагами.

Слайд 23

Теории возникновения государства у восточных славян. Норманнская Центристская Славянская Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира. Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

Слайд 24

Урок окончен. Всем спасибо!