1.5.Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях: опекаемые, жертвы насилия, дети, находящиеся в социально-опасном положении, беженцы (нали-чие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.5._tzhs.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Тыва

ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»

Справка

о работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях

Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации проводится в соответствии Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ-278 «О государственной социальной помощи», ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,  Законы, безусловно, являются самыми важными в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, социальное сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, суицидальное поведение), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Эффективность реализации образовательных, коррекционных, реабилитационных, профилактических программ по работе с обучающимися, находящимися в трудных жизненных ситуациях имеет огромную роль. Система социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений, учреждений культуры и других государственных организаций.

Цель работы с обучающимися, находящимися в ТЖС состоит в том, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Для этого педагогом-психологом проводится по содействию всестороннему развитию детей, профилактике злоупотребления ПАВ, асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей  служит формирование  у обучающихся адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками, обучение здоровому жизненному стилю.

Совместно с социальным педагогом оказывается социальная поддержка, оказание материальной помощи, помощь в назначении социальной стипендии обучающимся, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, организация бесплатного горячего питания, решение вопросов по жилью и др.

Постановка на учет в группу «Обучающиеся, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации» осуществляется по сигнальной карточке от мастеров производственного обучения, кураторов, по запросу родителей, социального педагога или администрации техникума. Также принимаются запросы с самих студентов, а также работников социальной сферы.

Планируемая работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации: создание банка данных, сверка списка, сбор информации о занятости во внеурочное и каникулярное время, разработка индивидуальной программы сопровождения, организация и проведение воспитательных мероприятий, организация бесед на родительских собраниях, организация встреч со специалистами, привлечение родительской общественности, оказание социально-педагогической и психологической поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

За межаттестационный период (с 2018-2019 по 2022-2023 уч.гг.) осуществлялась работа по сопровождению   обучающихся, и их семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Всего 57 обучающихся и их семей.

Период

Количество обучающихся, и их семей,

находящихся в трудной жизненной ситуации

2018-2019 уч.год

7

2019-2020 уч.год

10

2020-2021 уч.год

18

2021-2022 уч.год

13

2022-2023 уч.год

9

Всего

57

Индивидуальная и групповая деятельность с сопровождаемыми детьми проводится  по индивидуальной программе сопровождения (ИПС), реабилитации (ИПР).

Организуется комплексная психодиагностическая деятельность на изучение личностных особенностей детей. Пакет психодиагностических методик: опросники Айзенка, Шмишека, Юсупова, Бойко, Зимбардо, шкала  Бека, «Незаконченные предложения», «Дом. Дерево.Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное», «Карта интересов», «Какие мы, родители?», «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях», ДДО, «Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности», «Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», «Образы на память», «Корректурная проба», шкала ситуационной тревожности, тест М. Люшера, «Свободный рисунок» и другие. По полученным  данным  педагог-психолог составляет индивидуальный план сопровождения группы «риска», заносятся в карту развития студента, что позволяет проводить мониторинг развития.

Используются программы Монаховой А.Ю.: «Психолог и семья: активные методы взаимодействия», Овчаровой Р.В. «Профилактика школьной дезадаптации: психокоррекция аддиктивного поведения» и «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», в которой используются развивающие методики и технологии. Также используются методические рекомендации для детей, находящихся в ТЖС.

В программах представлен цикл занятий, который способствует расширению представлений о духовном и психологическом компонентах здоровья и побуждает к ценностно – ориентационной деятельности по сохранению и развитию психологического здоровья.

В итоге психологической коррекционно-развивающей деятельности по образовательным программам нужно отметить положительный результат в развитии индивидуального, группового сопровождения обучающихся, а также родителей и педагогов, выход из трудной жизненной ситуации. Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации проводится системно.

«__» _______________2023г.

Зам.директора по ВР:                             Сат Б.А.