Формирование начал экологической культуры у дошкольников.

Солдаткина Светлана Ивановна

Тема : «Формирование начал экологической культуры у дошкольников в процессе интеграции образовательных областей»

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.  Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. 

       Ведущей  в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

С этой целью было проведено занятие на тему : «Поговорим о деревьях зимой»

Цель   занятия:  

Формировать элементарные экологические представления у дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через интеграцию образовательных областей.

Рано утром мы проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

И решили, что с утра ,

В детский сад идти пора.

С чего в детском саду начинается день?

Конечно с утренней зарядки!

 

Все занятие построено на игровом сюжете.

Чтобы попасть в сказку и выручить из беды Иванушку нам нужно произнести волшебные слова:

Сказка, сказка нас впусти,

Путь- дорожку укажи.

Попали в сказку, любуемся деревьями в лесу, беседуем о них.

В лесу все деревья зимой «спят» не питаются и не растут. А что нужно всем деревьям для роста?

Моделирование

Дети с удовольствием  рассказывали по мнемотаблицам, что нужно

всем деревьям для роста и питания. Нужен свет, влага, тепло и питательные вещества.

Моделировали строение дерева и рассказывали для чего дереву нужен корень, ствол, кора.

Провели опыт и убедились в том, что корень удерживает дерево в почве.

  1. Провели опыт и узнали, что березовая кора- береста не пропускает влагу.

 

Дети сами провели опыт с берестой и сделали вывод, что она не тонет в воде и не пропускает воду.

10.    Потом все спасли березку от холода, нарисовали ей черточки на стволе, ведь известно, что черточки на стволе спасают березу от морозов зимой.

  1. Рома показал на компьютере с кем дружит ель, кто любит еловые семена.

 

  1. Вова рассказал всем о том, что в самый суровый зимний месяц- в январе прилетают клесты и устраивают в еловых ветках гнездо и выводят птенцов и выкармливают их еловыми семенами.

Поиграли в игру «Есть в лесу три полочки.

До свидания, гости, дорогие!

 

Светлана Ивановна познакомила слушателей с сообщением- презентацией из личного опыта на тему: «Формирование начал экологической культуры у дошкольников»

  

С сообщением на тему «Деревья в работе педагога» выступила педагог – психолог Елизарова Ярослава Николаевна.

 Участники РМО с удовольствием выполняли все задания Ярославы Николаевны.

  В конце психологического теста получился прекрасный лес, выполненный руками участников РМО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Поговорим о деревьях зимой»

Цель: 

Формирование элементарных экологических представлений дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

Познавательное развитие:  расширить знания у детей о лесе, о жизни деревьев зимой о самом почитаемом дереве в России – березе и ели;

Развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов,  познавательно- исследовательскую деятельность через опытническую деятельность

Развивать творческое воображение детей через мыслительно-поисковую ипродуктивную деятельность;

Воспитывать желание заботиться о деревьях, любовь к природе родного края.

Речевое развитие:  Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы воспитателя и детей.

Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности.

Социально- коммуникативное развитие:

формировать у детей устойчивое положительное отношение к деревьям, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о них в ходе активной деятельности, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить; помочь детям осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему, умение общаться со сверстниками и со взрослыми.

Художественно- эстетическое развитие:

Развивать продуктивную деятельность

Развивать умение рисовать недостающие детали к объектам,

 Воспитывать эстетические чувства.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей. Воспитывать решительность, смелость.

Оборудование: 

магнитофон, аудиозаписи, проектор, компьютер, слайды, картинки- схемы, лабораторные чашки, подносы, вода, береста, хвоинки, фломастеры, мольберты с рисунками: березы и ели , платок, нарисованные шишки.

Предварительная работа:

Беседа о деревьях;

Экскурсии в уголок леса;

Наблюдения и рассматривание деревьев на участке;

Рисование деревьев их плодов;

Чтение стихов и рассказов, пословиц и поговорок о деревьях

Проведение опытов и экспериментов на тему: «Свойства дерева»;

Рассматривание альбомов и иллюстраций о лесе;

Просмотр видео- слайдов «Деревья России»

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, все вы пришли в детский садик, мы очень рады видеть всех. Давайте  вспомним какое сейчас время года? (Зима)  Сегодня морозный, зимний день.

Поприветствуем всех хорошим настроением!

Дети: Рано утром мы проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

И решили, что с утра

В детский сад идти пора!

Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости!

2. Воспитатель: В садике день начинается с утренней зарядки. Итак готовы? Начали!

Звучит музыка. (Слайд 2)

 Сейчас пройдем по «мостику здоровья». Ходьба по рифленой доске.

Дети под музыку выполняют зарядку.

Остановились.

3. Звонок сотового телефона. Воспитатель берет трубку.

Воспитатель: Алло!

Голос: (Слайд2)

Здравствуйте дети, вам звонят из сказки, у нас случилась беда, у сестрицы Аленушки  украли братца Иванушку, и мы не знаем дальше, что нам делать. Помогите нам , пожалуйста найти и выручить из беды Иванушку.

 Воспитатель: Дети, поможем? Для этого нам нужно попасть в сказку.  Надо узнать из какой  это сказки нам звонили?  

Дети: Нам звонили из сказки «Гуси – лебеди»

Воспитатель:  Сейчас нам нужно отправиться в зимний лес. Давайте оденемся потеплее, ведь в лесу зимой очень холодно.

Дети имитируют движения — надевают шапку, обувают валенки, надевают куртки, завязывают шарф.

Встали в круг и отправились в сказку.

(Слайд 3)

Звучит музыка, дети идут по кругу, воспитатель читает слова

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается,

Сказка, сказка нас впусти,

Путь дорожку покажи.

4. Воспитатель: Вот мы и в сказке, в зимнем лесу, (слайд 4) как здесь тихо и волшебно. Сколько деревьев!

(Под звуки скрипящего под ногами снега, идут «по сугробам» в лес.)

(Слайд 5 и 6)

Какие деревья растут в лесу? (береза, сосна, осина, липа, дуб и т. д.)  

(Слайд 7)

Зимой деревья все погружаются в сон, они не питаются и не растут. Почему они не растут зимой?

Дети: Зимой мало света, тепла и влаги, и питательных веществ, а всем растениям для роста   нужен свет (рассказывает по мнемотаблице), влага (картинку- схему), тепло (картинка- схема), питательные вещества(картинку- схему).

Воспитатель:  Что общее у всех деревьев?

Дети: У каждого дерева есть корень (моделирование) (выкладывает картинку- схему), он подает питательные вещества дереву из земли и удерживает дерево, чтобы оно не упало (Опыт); 

ствол (выкладывает картинку- схему) он доставляет питательные вещества дальше к веткам и листьям- кроне, он покрыт толстым слоем коры.(картинка-схема) Кора спасает дерево зимой от мороза, а летом от жаркого солнца. Ветки, которые летом образуют крону дерева (Ребенок выкладывает на доске картинки- схемы).

Воспитатель: Молодцы!

5.  Воспитатель: Дети, но нам надо спешить, ведь Иванушка в беде! Идем по извилистой дорожке.

 (Дети идут змейкой) (Слайд- скрип 8 и 9)

Воспитатель: Ой, а вот и печка из сказки, помните? (Слайд 10) Здравствуй, печка, скажи , пожалуйста, где нам искать братца Иванушку?

Голос: (Слайд 10) Я совсем замерзла, разожгите во мне огонь и согрейте меня, а я испеку вам вкусное угощение.

Воспитатель: Дети, а чем мы можем истопить печь?

Дети: Дровами.

Воспитатель: А можно рубить деревья на дрова? Правильно, нельзя, но мы сейчас соберем сломанные ветки и палки и затопим печь. (дети имитируют)

Ребята, а теперь согреем около печки свои руки

Дыхательная гимнастика: Дети дуют на руки и потирают их (Слайд 10)

Ну а нам , дорогая печка надо дальше идти. Спасибо тебе зато, что ты нас согрела.

6. Воспитатель: Дети идем друг за другом по узенькой тропинке, сколько в лесу следов на снегу (Дети идут, взявшись за руки) (Слайд 11)

Дети, мы кажется заблудились, давайте сядем на пенечки и отдохнем. Я вижу дерево (Слайд 12), как оно называется?

Дети: Береза.

Воспитатель: Давайте спросим у березы как нам найти братца Иванушку?

Помоги нам березка, укажи нам путь дорожку, а мы поможем тебе, мы знаем много интересного о тебе, вот послушай.

Рассказ ребенка о березе:

 Береза- это русское дерево. У него белый ствол с темными черточками- полосками, которые помогают березе дышать, в жару они открываются, а в мороз они не дают березе замерзнуть. Белую березовую кору называют берестой - защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. (Слайд 13) В этом мы сможем убедиться, если проведем один простой опыт.

(Опыт с березовой корой)

Дети берут березовую кору и опускают в воду и вынимают. Кора сухая. Вывод- она не пропускает воду.

 Воспитатель обращает внимание детей на нарисованную березу.

Ребята, а посмотрите у нашей березки нет черточек темных на стволе, давайте поможем ей и нарисуем их.

Дети берут карандаши и рисуют на стволе березы черточки.

Воспитатель: Молодцы, вот мы и помогли березе, теперь она будет дышать и не замерзнет зимой.

А с кем дружит береза зимой?

Ребенок работает на компьютере: (Слайд14) с зайцем, угощает его своей корой и ветками, с птицами, угощает их своими семенами, а птицы в свою очередь помогают березе и разносят семена, а потом из этого маленького березового семечка вырастет новое дерево - березка. (Слайд 15)

Воспитатель: Дети, а назовите мне пословицы о березе.

Дети называют пословицы и поговорки про березу.

Скрипучая береза дольше стоит.

Березой обогреешься, а не оденешься

Береза не угроза – где стоит, там и шумит.

Воспитатель: Вот сколько интересного мы рассказали о березе, ей очень понравился наш рассказ  Дети, береза показала нам дорогу и нам пора идти дальше. Спасибо, березка.

7. Воспитатель:  Ребята, а впереди у нас молочная река, кисельные берега (Слайд 16) , но сейчас зима и она замерзла и спит крепким сном, мы ее не будем будить, а летом мы придем к ней в гости и она нас покатает на лодочке.(Слайд 17)

8. Воспитатель: Я вижу впереди еще дерево, угадайте загадку и вы поймете какое это дерево.

«Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки,

И коротки и колки?»

Правильно — Ель! (Слайд 18)

Дети про ель говорят: елочка –короткая иголочка, Все повторяют.

Воспитатель: Здравствуй, елочка, скажи, пожалуйста,  где нам искать Иванушку?

Дети, елочка хочет узнать, что вы про нее знаете.

 Рассказ ребенка.

У ели как и у других деревьев есть ствол, он ровный и прямой, коричневый и шершавый если его потрогать. Ель треугольной формы, ветви у ели растут вниз

Ель растет очень медленно. Когда много елок, то такой лес называется- ельник. (Слайд 19)

 В ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер.

Воспитатель: А чем ель отличается от других деревьев?

Дети: Ветки покрыты иголочками- хвоинками, это дерево- хвойное

(Слайд 20)

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском. Хвоинки очень приятно пахнут и очень полезны для людей.

Опыт с хвоинками. Дети нюхают, трогают

Воспитатель: А где находятся семена у ели? В шишках . (Слайд 21)

С кем дружит ель?

Ребенок: ( На компьютере) (Слайд 22) елочка дружит с лосем.

Летом лось питается травами, листвой деревьев; а зимой – корой деревьев и хвоей ели, с зайчиком, он прячется и греется в густых еловых ветках от мороза,

с кабаном, кабан  питается семенами из шишек, с птицами: дятлом, клестом)

Воспитатель: Кто расскажет нам о клесте?

Рассказ ребенка (Слайд 23)

Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек, отворачивая чешуйки своим клювом.

Игра с елочкой:

Есть в лесу три полочки, (хлопают в ладоши0

Ели, елки, елочки,

Ели- держат небеса, (Встают на носочки, руки подняты вверх)

На елках птичьи голоса, (движения руками, как «крыльями»

Внизу на елочках зима. (присели)

 Воспитатель: Дети елочке понравился наш рассказ и она показала нам дорогу к Иванушке.

9. Воспитатель: Ой метель, вьюга разыгралась, ой не к добру,(Слайд 24)

Кукует кукушка Запись вьюги Слайд 25)

Воспитатель: Тише, вот дом Бабы- Яги, а где- же Гуси- Лебеди?

Дети: Улетели в теплые края.

Воспитатель: Кругом висят замки, давайте попробуем открыть замок.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

А ну-ка посмотрим внимательно где наш Иванушка?

 Зрительная гимнастика- «Метелочки»

Воспитатель: Вот он!, А Баба - Яга спит под завыванье вьюги.

Воспитатель тихо берет игрушку- Иванушку, дети тихо на цыпочках уходят от избушки.

Как же нам теперь воротиться в детский сад? Помоги нам сказка?

10.  Голос. (Слайд 26)

 Спасибо дорогие, дети, за братца Иванушку, я помогу вам вернуться в детский  садик. Звучит сказочная музыка. Дети идут по кругу.

Воспитатель:

Тут и сказке конец,

А кто слушал, молодец!

Так Аленушка с братцем Иванушкой  живут- поживают,

да нас в гости поджидают!

Дети закрывают глаза. (Воспитатель прячет игрушку- Иванушку).

11. Воспитатель: Вот мы и вернулись в садик, а Иванушка остался в сказке вместе с Аленушкой.

 Голос Аленушки

Спасибо дорогие ребята, вы помогли мне найти и спасти Иванушку, а печка испекла для вас вкусные , волшебные, лесные  пирожки, (Слайд 27) они ждут вас в группе. До свидания, дети!

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько добрых дел мы сделали сегодня.

Давайте вспомним, где мы сегодня были?

Дети вспоминают:

Мы сегодня были в сказке; в зимнем лесу;

рассказали как живут деревья зимой, что им нужно для роста: свет, влага, тепло, витамины;

что у них общее: корень, ствол, кора, ветки;

рассказывали с кем дружит ель; с кем дружит береза;

проводили опыты с березовой корой, с хвоей;

рисовали на березе черточки;

помогли елочке и наклеили ей шишки;

 спасли братца Иванушку от Бабы- Яги.

Воспитатель: А сейчас мы  отдохнем, у нас был очень трудный день, сели поудобнее, закрыли глаза.

Релаксация под музыку.

ПРОРАБОТАТЬ с ДЕТЬМИ,

Поприветствуем всех хорошим настроением!

Рано утром мы проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

И решили, что с утра

В детский сад идти пора!

Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости!

А сейчас пройдем по «мостику здоровья». Ходьба по рифленой доске.

Остановились.

Давайте оденемся потеплее, ведь в лесу зимой очень холодно. Дети имитируют движения — надевают шапку, обувают валенки, надевают куртки, завязывают шарф.

Встали в круг и отправились в сказку.

Зимой деревья все погружаются в сон, они не питаются и не растут. Почему они не растут зимой? (Высказывания детей: зимой мало света, тепла и влаги, и питательных веществ, а всем растениям для роста   нужен свет (ребенок выкладывает картинку- схему), влага (картинку- схему), питательные вещества(картинку- схему).

У каждого дерева есть корень (моделирование) (выкладывает картинку- схему), он подает питательные вещества дереву из земли и удерживает дерево, чтобы оно не упало; ствол (выкладывает картинку- схему) он доставляет питательные вещества дальше к веткам и листьям- кроне, он покрыт толстым слоем коры. Кора спасает дерево зимой от мороза, а летом от жаркого солнца. Ветки, которые летом образуют крону дерева (Ребенок выкладывает на доске картинки- схемы).

Дети, а чем мы можем истопить печь? Дровами.

А можно рубить деревья на дрова? Нет, нельзя, но мы сейчас соберем сломанные ветки и палки и затопим печь. (дети имитируют)

Значит делаем вывод, что дерево горит, и с огнем в лесу в любое время года надо обращаться очень осторожно! Ребята, а теперь согреем около печки свои руки (Дети дуют на руки и потирают их)

Рассказ ребенка о березе:

 Береза- это русское дерево. У него белый ствол с темными черточками- полосками, которые помогают березе дышать, в жару они открываются, а в мороз они не дают березе замерзнуть. Белую березовую кору называют берестой - защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа.

(Опыт с березовой корой)

Дети берут березовую кору и опускают в воду и вынимают. Кора сухая. Вывод- она не пропускает воду.

Дети берут карандаши и рисуют на стволе березы черточки. Молодцы, вот мы и помогли березе, теперь она будет дышать.

А с кем дружит береза зимой? (Ребенок работает на компьютере), с зайцем, угощает его своей корой и ветками, с птицами, угощает их своими семенами, а птицы в свою очередь помогают березе и разносят семена, а потом из этого маленького березового семечка вырастет новое дерево - березка.

Дети называют пословицы и поговорки про березу.

Скрипучая береза дольше стоит.

Березой обогреешься, а не оденешься

Береза не угроза – где стоит, там и шумит.

Рассказ ребенка.

У ели как и у других деревьев есть ствол, он ровный и прямой, коричневый и шершавый если его потрогать. Ель треугольной формы, ветви у ели растут вниз

Ель растет очень медленно. Когда много елок, то такой лес называется- ельник. (Слайд)

 В ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер.

Опыт с хвоинками. Дети нюхают, трогают

А где находятся семена у ели? В шишках . С кем дружит ель ( На компьютере) С белочкой- белочка питается семенами из шишек, с птицами: дятлом, клестом)

Рассказ ребенка

Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, (Слайд) птенцов выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек, отворачивая чешуйки своим клювом.

Ребята, посмотрите на эту елочку, ( воспитатель обращает внимание детей на нарисованную елочку), на ней нет шишек, давайте поможем ей и зверям в лесу и наклеим  шишки. (дети наклеиают)

Давайте вспомним, где мы сегодня были?( Дети вспоминают)

(В сказке; в зимнем лесу; рассказали как живут деревья зимой; рассказывали с кем дружит ель; с кем дружит береза; проводили опыты; и спасли братца Иванушку от Бабы- Яги.

ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИГОТОВИТЬ:

Проектор, доску, презентацию- слайды, запись голоса, музыки.

Ребристую дорожку, запись музыки «А кто такой просыпается… губки бантиком2

. Звонок сотового телефона. Воспитатель берет трубку.

Алло! Запись магнитофона, громко.

Здравствуйте дети, вам звонят из сказки, у нас случилась беда, у сестрицы Аленушки  украли братца Иванушку, и мы не знаем дальше, что нам делать. Помогите нам , пожалуйста найти и выручить из беды Иванушку.

Платок

Звучит музыка, дети идут по кругу, воспитатель читает слова

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается,

Сказка, сказка нас впусти,

Путь дорожку покажи.

Картинки- схемы:  свет (выкладывает картинку- схему), влага (картинку- схему), тепло (картинка- схема), питательные вещества(картинку- схему).

 корень (моделирование) (выкладывает картинку- схему),  ствол (выкладывает картинку- схему) Кора спасает дерево зимой от мороза, а летом от жаркого солнца. Ветки, которые летом образуют крону дерева (Ребенок выкладывает на доске картинки- схемы).

(Опыт с березовой корой)

Кору на каждого ребенка, мисочки с водой, салфетки

Нарисовать березу без черточек, фломастер черного цвета на к. р.

Тренировать на компьютере

Выучить с детьми на компьютере

Выучить пословицы

Скрипучая береза дольше стоит.

Березой обогреешься, а не оденешься

Береза не угроза – где стоит, там и шумит.

Отдать детям слова

(Опыт с березовой корой)

Дети берут березовую кору и опускают в воду и вынимают. Кора сухая. Вывод- она не пропускает воду.

Опыт с хвоинками. Дети нюхают, трогают

Приготовить нарисованные шишки и нарисованную ель с липучками

На компьютере «С кем дружит ель»

Игрушка- Иванушка

Запись на магнитофоне. Спасибо дорогие, дети, за братца Иванушку, я помогу вам вернуться в детский  садик.

Звонок, голос Аленушки)

Спасибо дорогие ребята, вы помогли мне найти и спасти Иванушку, а печка испекла для вас вкусные , волшебные, лесные  пирожки, они ждут вас в группе. До свидания, дети!

Пирожки.