Зкология

Солдаткина Светлана Ивановна

Поговорим о пчелах

 

Мед- это целебный продукт. Скажем спасибо пчелам!!!

У пчелки есть жало.

Игра "Медведь и пчелы"

Конспект загнятия по экологии

Тема: «В гостях у пчелки»

Задачи: 

-Уточнить представления детей о пчелах, их отличие от других насекомых.

Формировать представления:

о том, как пчелы приспособились к окружающей среде, делают запасы меда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями;

о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями, пьют нектар, опыляют цветы.

-Познакомить с продуктами пчеловодства: мед, воск; их ценными свойствами.

-Развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей.

-Активировать  словарь детей слвами: пасека, пасечник, улей, нектар, шестиугольники.

-Воспитывать чувство бережного отношения к пчелам.

 

Материалы:

Подбор иллюстраций, аудиозаписи «Песенка пчелы», посуда для чаепития, мед, цветы на полянку, конструктор “Соты”, клубок нити, эмблемы (человек, пчела, ульи, полянка, цветок, соты и мед), картинки с изображением цветов- медоносов.

 

Предварительная работа:

 

Наблюдения в природе.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, открыток, прослушивание песенок, просмотр мультфильмов, рисование насекомых, лепка пчелы, дидактические игры, подвижные игры, экспериментирование с медом.

Ход занятия:

 

В зале накрыт стол: стоят чашки с чаем, мед.

Встречает хозяйка комнаты:

Дети одеты в русские народные костюмы.

Звучит русская народная  музыка.

- Я вас давно уже жду. У меня в гостях была знакомая, она для вас оставила угощение. Давайте пить чай и пробовать то, что она для нас оставила.

(Дети угощаются чаем с медом.)

В ходе чаепития выясняем с детьми, чем они угощаются. (Медом)

- А какой мед на вкус? (Сладкий, душистый, приятный...)

- Понюхайте мед и попробуйте догадаться, чем он пахнет. (Травой, лесом, конфетами)

-Отгадайте загадку и вы узнаете кто принес нам этот душистый мед.

Труженица и хозяйка

 Она летает над лужайкой

 Похлопочет над цветком

 И поделится медком. (Пчела).

-кто нам мог принести такой гостинец? (Пчела)

«Найди пчелу»

Предлагаю детям иллюстрации с изображением пчелы, мухи и стрекозы, других насекомых. Постарайтесь найти на картинках пчелку.

А как вы узнали, что это пчела? (Брюшко пчелки полосатое, одна полоска желтая, а другая черная)

 

Очень давно человек заметил, что пчелиный мед-это полезный и вкусный продукт. И он решил пчел приручить. А для этого он нашел красивую полянку в лесу и построил пчелиный город

Как называется город, в котором живут пчелы? (Ответы детей) (Пасека)

 

- А дома в этом городе назывались ульями. Они были очень удобными и теплыми, пчелки могли в них зимовать.

- Как называется домик у пчелы? (Улей). А если их много? (Ульи)

Рассматриваем иллюстрации с изображением пасеки

 

В каждом улье живет отдельно большая пчелиная семья, в которой есть самая главная пчела-матка (царица пчел) и рабочие пчелы, которые добывают мед.

 

Я приглашаю вас, ребята, на лесную полянку, представьте, что вы пчелы, а я ваша самая главная пчела- матка – одна большая семья.

Кто быстрее и больше соберет цветов для пчелы- царицы.

Дети под музыку собирают цветы (мальчики- девочки).

 

 

А еще у пчелок есть жало, через которое они выпускают яд.

Как вы думаете, для чего пчелам жало? (Защищаться от врагов)

 

Правильно, им они защищаются от врагов, но для человека это не опасно. Укус пчелы лечит больных людей.

Чтобы пчелка вас не ужалила (это очень больно), не надо размахивать руками и громко кричать.

 

Присядем и отдохнем, а я вам расскажу, как пчелы добывают мед (Рассматриваем картину с изображением пчелы на цветке)

 

Пчелы имеют длинный хоботок. Они находят цветущие растения и садятся на них. Опускают свой тоненький хоботок вглубь цветка и высасывают из него сладкий сок – нектар.

  Как называется сок, который добывают пчелы из цветка? (Нектар)

 

У пчелки на задних лапках есть корзиночки, в них она складывает пыльцу с цветов.

 

А вы знаете, как пчелки помогают растениям? (Ответы детей)

 

Правильно, пчелки переносят на своих лапах пыльцу от одного цветка на другой, они их опыляют и от этого растения дают семена и плоды. Если бы не было насекомых, то не появились бы плоды на яблони, вишни и других цветущих растениях.

Такие растения называются медоносами.

Теперь поиграем с пчелками. Игра «К цветку подлети, цветок назови»

Дыхательная гимнастика: Давайте на них подуем, а они полетят в разные стороны. Вдох носом, выдох ртом.

 

 

А еще пчелки в своих домиках строят себе квартиры из воска. Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Эти квартиры называются соты.

Это такие ячейки, маленькие коробочки.

Затем вылетают на лужайку, выбирают самый красивый цветок, садятся на него и из цветка высасывают сладкий сок (нектар) длинным хоботком. Затем нектар несут в свой улей, закладывают сок в соты. Проходит время и в сотах получается мед.

 

Соты строят из шестигранников или по-другому их называют шестиугольниками. А почему их так называют? (В фигуре есть шесть сторон и шесть углов)

 

- Для этого я вам приготовила конструктор, надо отобрать нужные детали и соединить их. Что получится? (Дети отвечают и самостоятельно строят соты из конструктора, подбирая форму и цвет)

Игра «Кто быстрее построит соты»

Ребята, а для чего пчелы собирают мед? (Ответы детей)

 

Мед – это зимняя пища для пчел, ведь зимой пчелы спят, цветы не цветут и нектар негде взять. Поэтому пчелы все лето трудятся, делают запасы для себя и человека, Мед помогает людям при простуде, им лечат раны. Мед добавляют в конфеты и торты.

 

Предлагаю детям игру “Паутина жизни”:

На доске в центре изображение пчелы. Каждый ребенок выкладывает на доске картинку .

Каждому ребенку дается эмблема, на которой изображены: человек, пчела, ульи, полянка, цветок, соты и мед..

Ведущий начинает рассказывать сказку: “ (Человек)Человек очень любил мед. (Ребенок выкладывает вокруг пчелки картинку с изобр меда)

Он построил для пчел домики-ульи. (Ульи) В домики поселились пчелы. (Пчелы) Пчелы летали на полянку (Полянка), находили самые красивые цветы, (Цветок)( добывали нектар, (Соты) приготовили вкусный мед и угостили человека”.

Проводится подвижная игра «Сбор мёда».

 

На столе лежат картинки с изображением цветов- медоносов.

Пчёлы в ульях сидят

И в окошко глядят.

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели.

Дети бегут друг за другом в одном направлении. При словах ведущего «Пчела

села на цветок, пьёт она душистый сок» дети присаживаются берут карточки с изображением растений медоносов и говорят какой мёд, они собрали (с липы -

липовый, с цветов - цветочный т.д.).

Человек который ухаживает за пчелами называется пчеловодом.

человек помогает пчелам, ухаживает за ними, оберегает в морозные дни. А пчелы за это благодарят человека, одаривают его своим вкусным продуктом. Чем пчелка одаривает человека? (Ответы детей)

И конечно, чтобы нашим пчелкам и другим насекомым жилось хорошо,  сейчас вспомним о правилах поведения в природе.

Звучит песенка “Пчелки” слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. Дети под слова песни выполняют соответствующие движения:

 

С утра проснуться пчелки,

 Потом причешут челки,

 Умоются над лужицей

 И по лесу закружатся.

 

Кто пчелок уважает,

 Кто к ним не пристает,

 Того они не жалят,

Тому приносят мед.

 

Им каждая ромашка

Нальет нектаров чашку

И даже одуванчики

Нальют нектар в стаканчики

Припев:

 

Закончится работа

Нальются медом соты

И вечером на пасеке

Сыграют пчелки в классики

Припев:

 

Когда зима завьюжит

И дом накроют лужи

Оденут пчелки валенки

И лягут в соты баеньки.

Припев:

Ребята, вот какой мед полезный. Кто знает, чем полезен мед? (ответы). Мед помогает при простуде, когда мы заболеем, медом лечат раны, из меда готовят лекарства.

Я думаю пчелам надо сказать спасибо за то, что они приносят много полезного, давая нам мед.

А сейчас  мы закрепим все что узнали о пчеле

Д/и «Так или не так»

У пчел сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочем.

Пчелы живут одной большой семьей.

Одна пчела может жалить много раз.

Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.

Люди делают для пчел специальные домики – ульи.

Зимой пчелы летают, но цветов не находят.

У пчел четыре лапки.

Жало у пчелы во рту.

Мед не только вкусный, но еще и  очень полезный.

Пасечником называют человека, который ухаживает за пчелами.

И в заключении приглашаем поиграть в игру «Медведь и  пчелы.

 

Динамическая пауза - п/и «Медведь и пчелы»

   Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют).

   Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.

   Слова воспитателя:         Полетели пчелки

                                             Собирать нектар и пыльцу с цветочков.

                                             (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками,

                                             приседая на корточки)

                                              Вот медведь идет,

                                             (Медвежьей походкой выходит ребенок-

                                              медведь и направляется к дуплу)

                                              Из дупла мед унесет.

                                              Пчелки, домой!

                                              (Дети-пчелы подбегают к дуплу)

   Слова детей-пчелок:        Это дупло – домик наш,

                                              Уходи медведь от нас:

                                              «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»

(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)

 

Посмотрите,  наша пчелка прилетела и бочонок с медом принесла – это ее подарок. Чай с медом пейте и никогда не болейте!

Воспитатель дарит детям в группу баночку меда или медовые конфеты.

Или дети угощают медовыми конфетами.