Иследовательская деятельность

Герман Наталья Геннадьевна

                                   Древняя мудрость гласит:

“Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню,

помоги мне действовать самому— и я научусь”             

 

 

 

 

                         Современная социокультурная ситуация требует нового подхода к организации внеклассной деятельности учащихся.. Стремительно развивающиеся технологии все активнее проникают в жизнь и творчество человека. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Новые информационные технологии  помогают в  процессе проведения исследования ,создания, и редактирования материалов проекта, представления и защиты результатов исследования..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы

Материал подготовлен Н. Г. Герман, учителем английского языка МОУ «Таврическая СОШ №1»

.

Древняя мудрость гласит: “Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, помоги мне действовать самому— и я научусь”

Эти слова отражают взаимосвязь методов обучения и его результата. А последний метод описывает суть исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность – это творческая деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

 Чтобы организация исследовательской деятельности способствовала формированию не отдельных умений и навыков, а целого комплекса ключевых компетентностей (коммуникативной, проектной, информационной, социальной и рефлексивной) . необходимо обеспечить её  реализацию по следующим направлениям:

  1. внедрение отдельных приемов исследования на каждом уроке;
  2. организация мини – исследования в процессе всего урока:
  3. проведение итогового урока в конце изучения тематического раздела в форме защиты групповых исследовательских проектов;
  4. создание условий для реализации исследовательской деятельности во внеурочной сфере;
  5. привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности в добровольных научных объединениях.

В такую форму организации исследовательской деятельности учащихся вписываются все предметы учебного плана. Нужно иметь в виду, что чем сложнее форма, тем меньшему количеству участников она доступна.

Известный зарубежный специалист в области "исследовательского обучения" Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских склонностей, соблюдать следующие правила:

  1. помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
  2. на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;
  3. не сдерживать инициативы учащихся начальных классов и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  4. научить не торопиться с вынесением суждения;
  5. научить прослеживать межпредметные связи;
  6. приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
  7. использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;
  8. помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
  9. подходить ко всему творчески.

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

 Правила выбора темы проекта (по методике А.И. Савенкова)

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Литература.

  1. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. –

     Начальная школа + 2007, №7

  1. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы. –
  2. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. –
  3. Савенков А.И. Материалы для  школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. –
  4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. –

          Одаренный ребенок. 2003, №2

  1. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников. –



Предварительный просмотр:

Муниципальное совещание работников образования Таврического района 2009г.

Учитель иностранного языка Муниципального образовательного учреждения  «Любомировская средняя общеобразовательная  школа»

Герман Наталья Геннадьевна.

ПРИНЦИПЫ  ВЫЯВЛЕНИЯ  И  ПУТИ  РАЗВИТИЯ  ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ

1 Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодарённым».

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

  1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  2. длительность процесса идентификации;
  3. анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
  1. экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д);
  2. выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;
  3. многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
  4. диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
  5. использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
  6. анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;
  7.  преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, - анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

Однако комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

      в)   потенциальные возможности ребенка к развитию.

2 Направления работы с одаренными детьми в сфере образования

2.1 Принципы, цели, содержание и методы обучения. Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

  1. принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  2. принцип индивидуализации и дифференциации обучения
  3. принцип учета возрастных возможностей.

Цели образования

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а та кисе создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять,        не затормозить рост его способностей - особо важная за

дача обучения одаренных детей.

Гак, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

  1. развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  2. создание условий для развития творческой личности;
  3. развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  4. обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Содержание образования

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
  3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированиых занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
  4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебпых программ.

Методы и средства обучения

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

2.2 Формы обучения.

Типы образовательных структур для обучения одаренных детей

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:

а)        систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия
для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего возрастов,
обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей
при переходе в школу;

б)        систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для 'индивидуализации обучения одаренных детей;

в)        систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и
позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

г)        систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т. п.).

Обучение детей в условиях общеобразовательной школы

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе /дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.

Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп - в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности
знания, что исключает его формализм.

Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету.

Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может осуществляться как в рамках специального обучения в шестой (развивающий) день, так и во время факультативных занятий.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей предоставляют следующие формы обучения:

Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. Эта форма обучения является перспективной,  начиная со старшего подросткового возраста (с 9 класса) и особенно актуальна для тех одарённых детей, у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.

Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) - в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Такая форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство.

Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предполагается объединение 5-8 наиболее успевающих в каждой параллели школьников в группу, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обычно работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обучение основной части класса и группы одаренных ведется параллельно, что предусматривает различные задания. Эта форма обучения оказывает положительное влияние в первую очередь на академические результаты группы одаренных детей.

Попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что дает одаренным детям возможность для общения со сверстниками и позволяет им находить равных себе в академическом отношении детей и соответствующее содержание образования. При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях старшеклассников. Наиболее естественный вариант заключается в том, что одаренные дети имеют возможность заниматься со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со своими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне.

Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени па прохождение обязательной части программы.

В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения.

Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т. п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие: создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, наличием дополнительных помещений, преподавательских кадров и т. п.; «массовость» применения, что связано с тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т. п.).

Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только па возможности конкретной школы, по и, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения для одаренных учащихся, которые основаны на идее группировки одаренных детей в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действительного развития таких детей, удовлетворения их индивидуальных познавательных запросов, в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу может иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», то есть на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды и т. д., существующие на данный момент варианты «внешней дифференциации», возможно, окажутся сведенными к минимуму.

Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.



Предварительный просмотр:

Программа проектно – исследовательского кружка

 «Лаборатория ЮНИС (юный исследователь) »

Пояснительная записка

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления .Новые информационные технологии  помогают в  процессе проведения исследования ,создания, и редактирования материалов проекта, представления и защиты результатов исследования..

 Курс рассчитан на учащихся, желающих познакомиться с методами проведения исследовательского проекта, приемами  сбора и редактирования информации различных форматов, методом поиска  информации в сети Internet., способами оформления и защиты результатов проекта

Программа  курса  проектно – исследовательской лаборатории «Лаборатория ЮНИС»  ориентирована на формирование у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному и инициативному решению проблем, умения интерактивно использовать типовые инструментально-технологические средства и эффективно работать в неоднородных командах для личностного развития и профессионального самоопределения..

Областью проведения исследовательских проектов избирается здоровьесбережение и здоровый образ жизни, т. к. формирование культуры здорового образа жизни — одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи.

Вспомогательной сферой приложения исследовательских навыков выступают  информационно-компьютерные технологии.

Характеристика учащихся, которым адресована программа:

 Возраст

13 - 17 лет

Уровень готовности к освоению программы

наличие познавательного интереса и потребности в обучении по данной программе.

Курс рассчитан на год. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. В рамках курса общим объёмом 68 часа предполагается наличие 3 модулей:

  1. основы исследовательской деятельности,
  2. использование возможностей ИКТ при создании конечного продукта проекта,
  3. проведение собственно исследовательского проекта.

Цели  курса:

  1. приобретение учащимися опыта проектно-исследовательской деятельности, развитие коммуникативных качеств учащихся;
  2. приобретение учащимися опыта самостоятельного поиска информации, ее структурирования и представления в виде мультимедийной презентации, видеофильма., буклета и т. д.
  3. пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни для современного человека.

Задачи:

  1. Организация деятельного обучения, т.е. включения учащихся в реализацию деятельности по созданию , командного и общегруппового (школьного) исследовательского проекта.
  2. Построение учебного материала по принципу модульности, уровневый подход к формированию системы заданий.
  3. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
  4. Приобретение обучающимися практических навыков в работе с современными типовыми инструментальными и технологическими средствами создания  проекта.
  5. Приобретение навыков в индивидуальной и групповой проектной деятельности.
  6. Развитие вспомогательных навыков:  интервьюирование, проведение анкетирования, опроса, мониторинга.
  7. Воспитание культуры интеллектуального труда, развитие навыков организации умственного труда и самообразования.
  8. Воспитание личной ответственности каждого за сохранение своего здоровья.

Методы обучения:

        Проведения теоретических (лекции) и практических (творческие работы) занятий по тематике курса;.

К началу обучения учащиеся должны уметь работать в текстовом, графическом редакторах. Во время работы учащимся потребуются знания и умения из области филология (умение связно, грамотно, красочно передать мысль), искусство (умение подобрать цветовую гамму).

Предполагаемые результаты образовательного процесса.

По окончании курса учащиеся должны

  1. знать:

- типы научных работ;

- приемы и методы качественно-количественного анализа документальной информации;

- содержание и структуру программы  исследования;

- основные методы и этапы выполнения исследования;

- правила формулирования проблемы и выделения предмета изучения;

- приемы и способы изучения объекта исследования;

- методику формулирования темы и цели исследования;

- последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования;

- правила выделения ключевых понятий и их интерпретации;

- виды гипотез и приемы их построения, проверки, подтверждения (опровержения);

- методы анализа статистических данных.

  1. уметь:

- находить, формулировать и конкретизировать проблему;

- определять степень сложности проблемы;

- формулировать тему, цель и задачи  исследования;

- составлять программу исследования и план проведения эксперимента;

- делать обзор научной литературы по выбранной (заданной) теме;

- выполнять системный анализ объекта исследования;

- конструировать основную и рабочие гипотезы;

- выполнять качественно-количественный анализ документов и результатов эксперимента;

- обрабатывать с помощью компьютерных программ результаты исследования;

- обобщать и делать выводы по результатам эксперимента и исследования в целом;

- вырабатывать практические рекомендации по результатам проведенного исследования;

- оформлять  исследовательский  проект;

- защищать результаты исследовательского  проекта.

 В процессе работы предполагаются лекционные занятия, практические занятия, коллективные обсуждения, самостоятельная работа, работа в творческих группах, консультации.

Развитие:

  1.  коммуникативных качеств школьников достигается в процессе групповой работы над проектом;
  2.  ответственности ученика за выполненную работу достигается путем включения каждого в проект со своим заданием;
  3.  умения обрабатывать графическую и текстовую информацию с помощью специальных редакторов, сканера достигается в процессе самостоятельной работы каждого школьника над индивидуальным заданием;
  4.  умения увидеть свою работу глазами коллег по работе достигается за счет коллективной оценки каждой работы.

Показатели результативности

Успешное овладение предполагает:

  1. Высокий уровень знаний, умений и навыков;
  2. Активное участие каждого воспитанника в творческой деятельности коллектива;
  3. Участие в школьных, муниципальных смотрах, фестивалях, конкурсах.
  4. Создание электронного портфолио на школьном сайте.

Тематическое планирование курса

модуль.

Тема

Количество часов

всего

Теория

Практика

основы исследовательской деятельности

1

Введение. 

1

1

2

Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование

2

1

1

3

Определение темы, объекта, предмета исследования

2

1

1

4

Цель и задачи исследования

2

1

1

5

Научная гипотеза и её проверка

2

1

1

6

План и организация исследования

4

2

2

7

Составление индивидуальной рабочей программы

2

1

1

8

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература

2

1

1

9

Анализ результатов исследования

4

2

2

10

Понятийный аппарат исследования

1

1

 

ИТОГО

22

12

10

использование возможностей ИКТ при создании конечного продукта проекта

1

Структура, композиция исследовательской работы . Использования программы MS Word для создания и форматирования документов;

  4

  1

  3

Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки

2

1

1

2

Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций)

4

1

3

3

Подготовка информационных бюллетеней (в виде простых или сложных документов на уровне настольных издательских систем);

4

2

2

4

Сбор и анализ данных для разработки отчетов и анализа результатов в программе MS Excel;

6

2

4

5

Поиск, сбор, анализ и систематизация данных, полученных из Интернета и других источников информации;

2

1

1

6

Построения структуры и проведения презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки, с помощью программы MS PowerPoint;

4

2

2

ИТОГО

26

10

16

Разработка групповых и индивидуальных  проектов:

1

«Влияние интерьера школьных помещений на уровень тревожности школьников»

Учащиеся работают по индивидуальным гибким программам.

Занятия проводятся в режиме консультации.

2

«Спортивные традиции с честью храним»

3

Разработка программы элективного курса «Фабрика здоровья»

4

Создание интерактивной викторины  «Пиво опасно?»

5

 Буклет «Осторожно, грипп»

6

«Секреты здоровья в поговорках»

7

Исследовательский проект () тема по выбору учащегося

8

Исследовательский проект () тема по выбору учащегося

Защита проектов

2

2

Заполнение  архива пректно-исследовательской лаборатории . Выпуск информационного биллютеня

2

2

ИТОГО

20

20


Общее количество часов


68 


22


46

 

Содержание курса

Модуль 1. Приёмы и методы исследования  научной  проблемы  ( 22 ч)

        Типы научных работ. Основные этапы выполнения научно-исследовательской работы. Методы исследований. Теоретические и эмпирические исследования. Выбор темы. Определение цели и задач исследования. Выбор объекта и предмета исследования. Составление программы и плана проведения исследования. Изучение учебной и специальной литературы. Постановка проблемы. Виды гипотез. Построение, подтверждение, опровержение гипотезы. Способы изучения объекта. Определение методов и источников сбора информации. Проведение исследования, сбор информации, ее обработка и систематизация. Описание результатов исследования, их первичный анализ. Проверка гипотезы. Обобщение результатов исследования. Выработка практических рекомендаций. Оформление результатов. 

        

Моуль 2. Использование возможностей ИКТ при создании конечного продукта проекта Оформление и защита научной работы  ( 26ч)

        Структура, композиция исследовательской работы . Использования программы MS Word для создания и форматирования документов; Составление плана научной работы: введение, основная часть, заключение. Разработка и оформление приложений. Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки Обзор научной литературы. Основные требования к содержанию, объему, форме и оформлению исследовательской работы. Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций). Подготовка информационных бюллетеней (в виде простых или сложных документов на уровне настольных издательских систем); Сбор и анализ данных для разработки отчетов и анализа результатов в программе MS Excel. Поиск, сбор, анализ и систематизация данных, полученных из Интернета и других источников информации. Построения структуры и проведения презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки, с помощью программы MS PowerPoint;

Модуль 3. Практические занятия:   ( 20 ч)

Проведение исследований в области охраны здоровья. Подготовка к защите. Защита  исследовательской работы.

Условия реализации программы: 

  1. Компьютерный класс (с числом компьютеров - один на двух учащихся). Минимальные системные требования компьютеров: Windows 98, 2000, ME, XP; Pentium II 450, 128 Mb RAM, 20 Gb HDD, 4 Mb video, Sound card, CD-R/RW, микрофон, наушники, акустическая система, модем, телефонная связь.
  2. Программное обеспечение: пакет MsOffice 2003, Windows Media Player, Movie Maker, Adobe Premiere.Photo Impression, Internet Explorer.
  3. Возможность проведения мониторинга как в школе, так и в других учреждениях.

Литература: 

  1. «Программы общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетенции школьников», составители Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков (Ж. «Образование в современной школе» № 6, 2002 г., стр. 44 — 57 и № 7 стр. 21 – 29).
  2. «Перечня навыков ОТСМ — ТРИЗ» составитель Н.Н. Хоменко (в кн. «Развитие творческого мышления и речи детей», С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, стр. 233).
  3. «Методики интеллектуальный портрет», составитель А.И. Савенков (в кн. «Одаренный ребенок в массовой школе», стр. 191– 199).
  4. «Оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности» составитель Г.Ю. Ксензова (в кн. «Перспективные школьные технологии», стр. 190 —
  1. Кузин Ф.А  Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. -М.: Ось-89, 1999. - 208 с.



Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми -стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, по и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:

  1. профессионально-личностной позиции педагогов (см. выше);
  2. комплексного (психолого-педагогического и профессионально-личностного) характера образования педагогов;
  3. создания системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе.  Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
  1. создания психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;
  2. демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения;
  3. образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. п.);
  4. особенностей контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т. п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей - детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);
  5. профессиональной, постпрофесионалыюй подготовки и профессионального опыта педагогов:

а)        опыта педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях, педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах, педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т. п.);

б)        уровня полученных ранее знаний в ходе специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т. п.);

9)        специфики образовательной инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеи, концертные залы,
библиотеки, театры, а также специалисты, например психологи, педагоги дополнительного образования и др.).

В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться по следующим принципам:

A.        Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.

Общее обучение - раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом, может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми. Курс подготовки должен включать все основные разделы разработанной концепции (см. выше).

Специальное обучение должно строиться с учетом специфики, указанной в пункте 1-5.

Б. Принцип этапности обучения.

Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т. п.).

B.        Принцип единства теоретической и практической подготовки.

В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую подготовку. Реализация данного принципа требует использования существующих и/или подготовки соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.



Предварительный просмотр:

Циклограмма исследовательской деятельности

месяц

Содержание деятельности

сентябрь

  1. создание научного общества учащихся; ;
  2.  постановка задач и планирования работы на текущий учебный год;
  3. формирование предметных секций научного общества;
  4. ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований;
  5. закрепление руководителей работ за определенными учащимися;
  6. теоретические занятия;
  7. индивидуальные консультации;

октябрь

  1. работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме;
  2. посвящение вступивших в члены научного общества учащихся,
  3. теоретические занятия;
  4. индивидуальные консультации;

ноябрь

  1. сбор материала по теме исследования;
  2. теоретические и практические занятия;
  3. индивидуальные консультации;

декабрь

  1. сбор и систематизация материала по проблеме;
  2. теоретические и практические занятия;
  3.  проведение конференции по защите избранных тем;
  4.  индивидуальные консультации

январь

  1. систематизация материала по проблеме;
  2.  начало оформления работы;
  3. практические занятия
  4. индивидуальные консультации

февраль

  1. завершение оформления работы;
  2. рецензирования исследования ;
  3.  участие в школьной конференции научного общества учащихся;

март

  1. участие в районной конференции научного общества учащихся;
  2.  индивидуальные консультации;

апрель

  1. оформление и выпуск школьной брошюры с тезисами ученических исследовательских работ;
  2. награждение победителей;
  3. выпуск газеты "Вестник  НОУ";

май

  1. общее собрание НОУ;
  2. передача эстафеты от старших школьников к младшим;
  3.  составление перспективного плана.