олимпиада по литературе

Олимпиада  по литературе - 2011(9 класс)

Часть1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.

 

Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

 

Ответы на задания В1 – В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов

 

В1. В какой форме, сообщая читателю о своем  прошлом, ведет повествование Гринев?

В2. Рассказ ведет Гринев-недоросль или умудренный опытом человек?

В3. Каким словом характеризует свою жизнь, воспитание и образование Гринев?

В4. С каким эмоциональным оттенком рассказывает Гринев о своем воспитании и образовании?

В5. Почему Бопре ничему не смог научить Петрушу?

В6. Какие качества присущи отцу Гринева?

В7. Вспомните, какой наказ дает отец Петруши, провожая его?

В8. На какие нравственные проблемы, которые будут подняты в повести, указывает её эпиграф «Береги честь смолоду»?

В9. Укажите прием художественной выразительности: «Она (карта) висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги».

В10. Какую народную пословицу в приведенном фрагменте использует автор?

 

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста в объеме 5-10 предложений

 

С. Какие качества достойны уважения в отце Гринева? Ответ обоснуйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание

 

Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала:

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась.

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

 Тебя с успокоенных гонит небес.

 

Ответы на задания В1 – В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов

 

В1. На каком приеме художественной выразительности построено стихотворение?

В2. Как вы определите проблематику стихотворения?

В3. Что символизирует для поэта туча?

В4. Укажите синтаксический прием выразительности: «Одна ты несешься по ясной лазури, одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день»

В5. Укажите синтаксический прием выразительности: « И молния грозно тебя обвивала: И ты издавала таинственный гром и алчную землю поила дождем».

В6. Укажите прием художественной выразительности: «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».

В7. Укажите прием художественной выразительности: «таинственный гром», «унылую тень».

В8. Как называе6тся группа стихов (строк), составляющих единство и связанных определенным расположением рифм.

В9. Определите характер рифмовки.

В10. Определите размер стихотворения.

 

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста в объеме 5-10 предложений

С. Какие чувства и мысли автора выражены при помощи пейзажной картины? Ответ обоснуйте.

Критерии оценивания части С

Максимальный балл - 4

Задания части С предполагают развернутый ответ на поставленные вопросы проблемного характера. Ответ должен быть строго по существу вопроса: не должно быть отступлений от темы, пространных вступлений и характеристик. Оценивается точность и полнота ответа.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе.

Баллы

А) экзаменуемый понимает суть вопроса, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует обоснованность суждений, подтверждая свои мысли текстом; не подменяет рассуждения пересказом текста; при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

Б) экзаменуемый не подменяет рассуждения пересказом текста, понимает суть проблемы, предложенной в вопросе; и предлагает объяснение её мысли, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами; и (или) не всегда корректно использует теоретико-литературные понятия; и (или) допускает одну негрубую фактическую ошибку;

2

В) экзаменуемый упрощенно понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом; и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста; и (или) не показывает навыка уместного использования теоретико-литературных понятий при анализе литературного материала; и (или) допускает две фактические ошибки;

1

Г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе; и (или) не знает проблематики произведения; подменяет анализ пересказом текста; и (или) не демонстрирует умения уместно использовать теоретико-литературных понятий; и (или) допускает боле двух грубых фактических ошибок, связанных с понимаем содержания художественного текста.

0

2. Следование нормам речи

 

А) допущено не более 2-х речевых ошибок

1

Б) допущено более 2-х речевых ошибок

0