ПРОГРАММА индивидуального развития ребенка

Программа индивидуального развития

ребенка

 

                 «Познай себя»

Макаровой Татьяны Валерьевны

 ученицы 6 класса

МБОУ «УХМАНСКАЯ СОШ»

                                              Пояснительная записка.

 

Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях  -  это аксиома педагогики. Что должно быть предметом изучения личности обучающихся? Как осуществить индивидуально-личностную диагностику, выявить природные задатки, способности,возможности каждого и на её основе строить воспитательный процесс, максимально стимулируя самовыражение, самореализацию личности?

     Во многих психолого-педагогических исследованиях содержатся, как правило, диагностические данные относительно тех или иныхличностных качеств. С учетом этих данных анализируются пути конструирования воспитательного процесса в том или другомнаправлении. Однако учитель продолжает испытывать затруднения в отборе и последовательности изучения всего многообразияиндивидуальных особенностей личности ученика, тем самым, лишаясь возможности научно обоснованно осуществлять индивидуальныйподход к его формированию.

      Изучение личности ученика педагогом, родителями строится индивидуально. Своеобразие личности, ее генетические данные,способности, интересы и склонности, опыт обучения, общения, самопознания могут быть понятно только в контексте реальнойжизнедеятельности.

       Я считаю, что каждый ребёнок должен  чувствовать себя счастливым и быть им, а задача взрослых: классного руководителя,учителей, родителей помочь ему в этом. Прежде всего, надо помочь воспитаннику  стать уверенным в себе человеком. Уверенность в себе – это вера в свои силы, вера в себя, знание своих возможностей, желаний, смелость следовать в  нужном направлении. Есть счастливая частьлюдей на земле, которая знает ответ на вопрос: «Что значит быть уверенным человеком?».  И знает его не на уровне понятий, теоретическийобъяснений, а на самом главном уровне – уровне ощущений. И есть большая часть людей, которая в принципе знает, что это такое, знает, какэто выглядит, но не знает этого постоянного ощущения непоколебимой уверенности во всём, что делает. Конечно, каждый знаком с этимощущением, но у одних оно закрепляется и освещает всю жизнь, у других так, же мимолётно улетучивается, как и появилось. Поэтомувозникла необходимость разработки индивидуальных программ развития личности с целью воспитания успешного человека.

      Изменить полностью личность ребенка в процессе учения, конечно, нельзя, но можно дать толчок к размышлению о ценности здоровогообраза жизни и о ценности жизни вообще, попытаться осуществить свои мечты, иметь возможность услышать и быть услышанными, уметьоценить свой творческий рост и наметить пути духовного развития.

           Программа индивидуального развития ребёнка разработана в связи с очень низкой самооценкой, застенчивостью, неуверенностью всебе и слабым авторитетом в коллективе ученика 7а класса Иванова И. У Ивана застенчивость проявляется в смущении, робости, когда требуется ответить у доски, выступить перед незнакомой аудиторией (например, на концерте).

          В сложившейся ситуации назрела необходимость составления индивидуальной программы

 для ученицы  Макаровой Татьяны  на 2015-2017 учебный год, т.е. на период обучения в 5-6 классах. Программа направлена на выявление причин застенчивости и неуверенности в себе и преодоление их. 

Цель программы:

·         создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и опираясь на сильные стороны личности,  развивать слабые.

·         обеспечить процесс самопознания, самореализации личности ребенка, уверенного в себе, развитие его неповторимой индивидуальности.

Задачи программы:

 

  • создание условий  для развития умения общаться и сотрудничать;
  • создание условий  для развития и совершенствования интеллектуальных умений;
  • создание условий  для формирования позитивного образа собственного «Я»;
  • создание для ребёнка ситуации успеха, как «стартовой площадки» нового витка его личностного роста;

§  создание условий к коренному пересмотру личностной позиции, ориентиров и самооценки в целях повышенияпотребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.

 

Методы работы реализации программы:

 

§  индивидуальные развивающие занятия

§  психологические тренинги

§  беседы

§  тестирование

§  анкетирование

§  наблюдение

§  диагностирование

§  совместные с родителями праздники

§  вовлечение во внеурочную деятельность

 

Программа  индивидуального  развития

 

1. Я – уверенный в себе человек

2. Моя семья всегда рядом

 

Этапы и сроки реализации программы

 

1.Подготовка к работе над программой развития – октябрь, 2015г.

2. Диагностирование – ноябрь, 2015г.

3. Разработка программы – октябрь- декабрь, 2015г.

4. Реализации программы – январь- май, 2015-2017г.

5. Обобщение результатов – май, 2017г

 

 

 

Наблюдение

 

            Свою работу я начала с наблюдения, так как именно наблюдение является одним из главных методов изучения личности ребёнка.

Схема наблюдения «Особенности поведения детей во внеурочной и внешкольной деятельности (на переменах, прогулках, в столовой; в походах, экскурсиях, на соревнованиях)».

Цель: зафиксировать особенности и различные поведенческие проявления Иванова Ивана в ходе общения и совместнойдеятельности, не связанной с уроком.

Время проведения: октябрь- декабрь 2015 – 2016учебного года.

 

 

В результате наблюдений мной так же были замечены признаки заниженной самооценки: о заниженной самооценке свидетельствует ипривычка отмалчиваться, неумение выразить свои желания, сформулировать свою точку зрения, выделить свои позитивные качества. Этаособенность чётко проявилась в тесте «Десять моих  Я».

По результатам наблюдений и  работы с фактической информацией была составлена «Характеристика обучающейся».

 

                                                      Характеристика

Состояние здоровья Макаровой Татьяны удовлетворительное. По результатам медицинского обследования у него основная группа здоровья – Iгруппа.

Наблюдается признаки  нервозности, повышенная возбудимость, низкая самооценка, повышенная тревожность.

          Иван очень любит свою семью и дорожит ею.

          Помогает маме: пылесосит, протирает пыль. Таня  успевает по всем учебным предметам на «3». Отношение к учению: удовлетворительное. Любимые предметы: музыка, физкультура.

           Нелюбимые предметы: математика, русский язык, английский язык, чувашский язык.

 Таня не умеет распределять свою работу во времени. На уроках отвлекается, рассеянна. Не может себя заставить работать.  Читать не любит. Не умеет самостоятельно организовать свой учебный труд. Трудно переключается с одного дела на другое. Очень редко стремится к успеху в  какой-либо  деятельности. Часто приходит на уроки с не выполненным домашним заданием.

         Таня поручения выполняет, но инициативы не проявляет. К школьному имуществу относится бережно. В трудовых делах класса участвует, но без инициативы.

         Интерес к разным видам деятельности неустойчивый, пробовал заниматься в разных кружках и секциях, но долго нигде незадерживалась. В данный момент посещает спортивную секцию.

         Гуляет каждый день, предпочитаемое место - двор. Дружеские связи вне класса – соседи по двору из других классов, родители считают, что они оказывают положительное влияние на дочь.

          Заниженная самооценка (не уверена в себе).

          У Тани рассеянное внимание, несобранность, неорганизованность, леность. Отношение к своим поступкам: равнодушна.

Диагностика самооценки.

Десять моих «Я»

 

Данная диагностика, проводилась мной  с целью определения уровня самооценки ребёнка. Таня  давала определения каждому «Я»,рассказывая о себе и своих качествах:

Я - непоседа.

Я - подвижная.

Я - добрая.

Я - скромная.

Я - честная.

Я - аккуратная.

Я - трудолюбивая

Я – спортсмен.

Я – не способная.

Я – не активная.

Таким образом, можно сделать вывод, что Таня давала себе характеристику искренне. Но два «Я» говорят о том, что самооценка всё-таки занижена. Нежелание учиться и низкие результаты в учёбе она  объясняет с позиции умственных способностей.

Методика «Настроение»

 

            Данная методика позволила увидеть отношение Макаровой Татьяны, как к учению в целом, так и к изучениюотдельных предметов. Ученице было предложен список учебных предметов, которые он изучает. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ребёнку предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке. Получились следующие результаты:


 

 

Предмет

Результат

Математика 

 

3

Русский язык

           

3

Литература

 3

Английский язык

 

3

Чувашский язык

 

3

Информатика

 

3

Биология

 

3

Технология

 

44

Музыка

 

5

Физическая культура

 

4

Изобразительное искусство

 

4

«Цветик – семицветик»  моих желаний.

Таня  записала свои желания и мечты на каждом лепестке:

-          Я хочу, чтобы моя семья была счастливой.

-          Я мечтаю, чтобы меня хвалили учителя.

-          Я мечтаю, чтобы наш класс был самым дружным.

-          Я мечтаю скорее вырасти.

-          Я мечтаю стать парикмахером.

-          Я мечтаю о своей машине.

-          Я мечтаю, чтобы был мир на земле.

 

 Изучение  учебной мотивации  по  Н.Г. Лускановой

Вывод: Проведённое  исследование  позволило  выявить низкий уровень школьной  мотивации. Таня относится  к  школе  безразлично. Учебный  материал  усваивает  фрагментарно, к  самостоятельным  занятиям  не  проявляет  интереса. Требует  контроля  и  помощи  при  подготовке  к  урокам, нуждается  в  паузах.

 

Методика исследования уровня межличностных отношений ребёнка с родителями (автор Г. Т. Хоментаускас)

 

Цель: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

Экспериментальный материал: лист бумаги, простой карандаш или набор цветных карандашей.

Ход исследования.

     Таня  в своём рисунке первым изобразил своего отца. Это говорит о том,  что отец  для Тани наиболее эмоционально значимый член семьи. Изображение всей семьи  можно рассматривать как один из показателей благоприятной семейной ситуации. Себя  Таня  изобразила неадекватно маленьким, что свидетельствует о чувстве неуверенности у ребёнка, о потребности в заботе.

Оценка  уровня  тревожности  школьника  (по  Филлипсу)

 

Цель  исследования – изучение  уровня и  характера  тревожности, связанной 

со  школой, у Макаровой Татьяны. По 36  вопросам  из  58  выявлены   несовпадения  с  ключом  теста. Это  составляет  приблизительно  62%  и  превышает  норму в проявлении  уровня  тревожности. 

Примечание:  повышенный  уровень  тревожности – при 50% и выше; высокий – при 75%  от  общего  числа  вопросов  теста.

По  каждому  из  восьми  факторов  тревожности  анализируется  общее  внутреннее  эмоциональное  состояние  школьника.

 

1.

Общая тревожность в школе

68%

2.

Переживание социального стресса

45%

3.

Фрустрация потребности в достижении успеха

 

                69%

4.

Страх самовыражения

66,6%

5.

Страх ситуации проверки знаний

66,6%

6.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

80%

7.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

40%

8.

Проблема и страх в отношениях с учителями

62,5%

 

Вывод:

Тест  по  оценке  уровня тревожности показал,  что Таня  подвержена  фрустрации, т.е.  не  умеет  преодолевать трудности: неблагоприятный  психический фон, который не позволяет ребёнку развивать свои потребности  в  успехе, достижении высокого результата. Самый  высокий уровень тревожности – это страх  несоответствовать ожиданиям окружающих (тревога по поводу оценок). Страх  ситуации  проверки знаний. Проблемы  и страхи  в  отношениях  с  учителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение  уровня  воспитанности  Макаровой Татьяны

и ее самооценки

 

 

 

Уровень  воспитанности – 72 %.

Средний балл – 1,8 (средний уровень самооценки)

Индивидуальная  программа развития  учащейся

Цель:  Составление  на основе диагностических данных плана  индивидуального  развития ребёнка

            Учитывая, все данные полученные в результате наблюдений и диагностик  я выявила основные проблемы в личностном развитии Тани:

-          излишняя застенчивость;

-          заниженная самооценка;

-          неуверенность в себе;

-          школьная тревожность.

Программа рассчитана на два года, чтобы к окончанию начальной школы мы имели самоуверенную личность.

«Я – уверенный в себе человек»

 

Цель: Развитие в ребёнке стремления стать самим собой.

 

Задачи:

1.      Создание условий вызвать  интерес к самому себе.

2.      Создание условий управлять самим собой.

3.      Создание условий помочь ребёнку понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональныепроблемы; развить уверенность в себе.

Содержание деятельности: Развивающие и сюжетно-ролевые. Занятия с психологом.

 

Ожидаемый результат:

·         Воспитание интереса к самой  себе.

·        Формирование  ответственности за свои поступки.

«Моя семья всегда рядом»

Цель: Познакомить родителей с понятием школьной неуспеваемости и  дать рекомендации по организации помощив преодолении ребёнком трудностей в обучении.

Задачи:

·        Создание условий для сближения родителей и детей;

·         Создание условий для родителей по формированию личности ребёнка;

Содержание деятельности:

Беседа с родителями Тани. Родительские собрания. Анкетирование. Совместный праздник мам и детей «А, ну-ка, девочки!». Посещение семьи. Дни открытых дверей. Обязанности по дому. Помощь родителям. Я и моя семья. Взаимоотношение в семье: любовь, уважение, взаимопомощь, понимание.

Ожидаемый результат:

§  Я стараюсь не огорчать своих родителей.

§  Я внимательная  и заботливая дочь.

Результат реализации программы индивидуального развития ученика.

 1)  Стремится преодолевать затруднения в учебе.

 2)  Осознает ценность знаний и необходимость их расширения.

 3) Увлекается спортом.

 4) Владеет навыками самостоятельной организации учебной деятельности.

5)  В классе значительно повысился его авторитет.

6) Родители заинтересованы в развитии познавательных способностей своего ребенка.

  

 

Данная программа остается открытой, т.к. работа продолжается …