Научно-методическая деятельность.

Каждый свой урок стараюсь выстраивать в соответствии с  образовательными стандартами и современными образовательными технологиями. Наиболее эффективными считаю: технологией модульного обучения, позволяющей обучающимся развить навыки самостоятельной работы, осуществлять самоопределение; технологией развития критического мышления, методологией дифференциации, индивидуализации деятельности, что способствует  успешной мотивации. Обучающиеся  показывают высокий уровень умений аргументировать свой ответ, высказывать суждение на основе анализа, умение достраивать информацию, устанавливать причинно-следственной связи. Одной из главных задач в моей педдеятельности  является обучение учащихся исследовательскому и деятельностному методам, поэтому на уроках обучаю работе по интеллект- карте. Мои ученики моделируют, исследуют, проектируют, создают творческие работы. Резульатом такого подхода в обучении являются следующие достижения : призовые мета в предметных олимпиадах, призовае места при участии в НПК муниципального и регионального уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_modulnoe_obuchenie.docx19.47 КБ
Microsoft Office document icon modul1.1.doc54 КБ
Microsoft Office document icon modul1.2.doc85.5 КБ
Файл tekhnologiya_dialogovogo_vzaimodeystviya.docx19.64 КБ
Файл fakultativ.docx48.62 КБ

Предварительный просмотр:

Модульная технология

Основная идея технологии – что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью как нельзя лучше подходит нашему предмету.

Большое преимущество модуля для географии в том, что  при большом объеме материала и малом количестве часов он позволяет моделировать уроки в системе таким образом, что достигаются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения через основные виды учебных действий.

Достижение этого возможно благодаря принципам, положенным в основу данной технологии.

Принцип модульности – подход к организации обучения: отбор целей, содержания, форм и методов обучения.

Цели формулируются 1) для всего модуля; 2) для отдельных блоков; 3) для каждого учебного элемента. Но каждая, отдельная частная цель подчиняется единой интегрированной дидактической цели и составлять один модуль, а предметные, метапредметные и личностные результаты обучения достигаются развитием учебных действий, предусмотренных в отдельных блоках и учебных элементах.

Принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы, которые могут быть как самостоятельными, так и взаимосвязанными. При реализации принципа структуризации содержания на обособленные элементы соблюдается правило:

  • в интегрированной дидактической цели выделяют структуру частных целей;
  • достижение каждой частной цели должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
  • совокупность элементов составляет один модуль.

Принцип динамичности:

Обеспечивает свободное изменение содержания модуля с учетом социального заказа: содержание каждого элемента легко изменяется или дополняется; из данных элементов можно собрать новые модули.

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы

Обучающиеся легко  усваивают действенные, оперативные знания потому, что

  •  цели формулируются в терминах видов деятельности и способов действий;
  •  обучение организовано на основе проблемного подхода, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению;
  • Ясно показаны возможности переноса знаний в другие сферы деятельности.

 Принцип гибкости  позволяет приспособить их к индивидуальным потребностям и способностям обучающихся, через разнообразие форм и методов усвоения содержания модуля.

Принцип осознанной перспективы  в модуль включена программа учебных действий – как путеводитель к цели.

 В начале каждого модуля описываются интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности и в каждом блоке и элементе точно указываются частные цели учения в качестве результатов деятельности.

Принцип паритетности – выстраивает субъективные отношения в образовательном процессе.

  • освобождает от информационной функции;
  •  функции управления трансформируются в функции самоуправления

Мы представляем вам несколько структур модуля.

Преимущество модульной технологии в том, что:

  • Организационная схема процесса  обучения позволяет каждому обучающемуся развивать познавательную самостоятельность и организованность;
  • Формирует активную позицию и ответственность за результат обучения;
  • В процессе освоения учебного материала модуля учащийся имеет возможность работать в своем темпе;
  • Возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
  • Возможность работать дома в случае пропуска по болезням;

        

Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ.

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.

 

УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

 

 

УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

 

 

Проверка по ключу, эталону.

Достоинства МО:

  • повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
  • компетенция определяет необходимые личностные качества;
  • сокращение сроков обучения;
  • реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
  • быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
  • В качестве сложностей отмечаются:
  • длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;
  • необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;
  • некоторая сложность организации учебного процесса.

Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.



Предварительный просмотр:

Модуль1.

Цель: способствовать формированию знаний учащихся о внутреннем строении Земли и разнообразии горных пород  через  практическую деятельность.

Знать/Уметь:

- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение;

- умение работать с разными источниками географической информации;

-умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-умения вести наблюдения;

Учащиеся по завершению изучения модуля должны знать:

-  внутреннее строение земли;

-  состав Земной коры;

- классификацию горных пород и минералов;

Терминология по теме: минерал, горная порода, литосфера, мантия, ядро, земная кора.

Структурный  блок  модуля

Цели и задачи

Учебный

Элемент (УЭ)

Задания

Мотивационный блок

Цель: создание многосторонней мотивации изучения темы.

Цель: способствовать формированию знаний  о внутреннем строении Земли.

Задачи:

- формировать умения  формулировать общее понятие на основе подпора или выделения  основополагающих признаков.

- определить части внутреннего строения Земли;

УЭ-0

УЭ-1

УЭ -2

УЭ-3

УЭ-4

Целевой.  

Задания:

  1. Совершить экскурсию в мир камней;
  2. Рассмотреть горную породу – гранит; минералы – полевой шпат, кварц, слюда,
  3. Определить сходство и различия демонстрируемых тел4
  4. Сформулировать понятие  «горная порода» и «минерал».

Задания:

  1. Рассмотреть рис.33 на ст.39.
  2.  Назовите основные части внутреннего строения Земли.
  3. Какая часть внутреннего строения Земли состоит из горных пород и минералов?
  4. Каковы особенности строения Земной коры (рис.42 ).
  5. На основе полученных знаний заполните таблицу.

.

Задание:

  1. Внимательно рассмотрите  и сделайте анализ  рис.43.
  2. На основе анализа сформулируйте определение понятию  «литосфера»

Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей и задач.

Теоретический блок

Цель: Способствовать формированию знаний у учащихся о разнообразии  горных пород  по происхождению

 УЭ - 0

УЭ - 1.

УЭ-2

УЭ-3

УЭ- 4

Целевой.

Задание.

  1. Прочитайте текст на ст. – 41.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. - Как образуются магматические горные породы?
  2. - На какие виды можно разделить магматические горные породы?
  3. 3. Рассмотрите  коллекцию магматических горных пород определите их особенности. Приведите примеры.

Задание.

  1. Прочитайте текст на ст. – 42.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Как образуются осадочные  горные породы?
  2. На какие виды можно разделить осадочные горные породы?
  1. 3. Рассмотрите  коллекцию  осадочных  горных пород определите их особенности .Приведите примеры из представленной коллекции.

Задание

  1. Прочитайте текст на ст.- 44.
  2. Ответьте на вопросы.
  3. Под влиянием, каких процессов происходит образование метаморфических горных пород.

Приведите примеры из представленной коллекции.

Заполните блок – схему.

Практический блок.

Цель :способствовать формированию практических умений .. На основ е наблюдений , сравнения и анализа определить свойства горных пород, способ происхождения.

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

Задания.

  1. Назвать предложенные горные породы.
  2. Определить физические свойства этих горных пород.
  3. Ответ оформить в таблицу.

Задания

  1. Предложенным горным породам, дайте описание.
  2. Определите, к какой группе по происхождению относятся эти породы.

Задания

  1. Определить соответствие  между горными породами. Способ образования метаморфических горных пород.

Задания.

Самостоятельно сформулируйте вывод

Блок Выхода

систематизации и обобщения.

Цель: системное повторение темы модуля

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Задание.

  1. На рис.1 (изобразите его в тетради) покажите  внутреннее строение Земли. Раскрасьте земную кору- зелёным цветом, мантию – жёлтым, ядро – красным цветом.

Задание.

  1. Постройте круговую диаграмму «Вещественный состав Земной коры», по предложенным показателям.

Задание.

  1. Составьте цепочку превращений горных пород.

Задание.

  1. Предложите признаки, по которым можно разделить горные породы на группы.

Задание. 1. Определите особенности песчаника при взаимодействии с ним воды.




Предварительный просмотр:

Учитель: Емельянова А.С.

Урок №1. Внутреннее строение Земли. (мотивационный блок).

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала.

УЭ - 0

Цель: способствовать формированию знаний о внутреннем строении Земли. Освоить понятия «горные породы», «минералы», через частное к общему.

Задачи:

Используй для усвоения модуля: учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение 6 класс. Коллекция минералов

УЭ-1

Цель: освоить понятия «горные породы», «минералы».

Задания.

  1. Совершить экскурсию в мир камней.
  2. Внимательно рассмотреть горную породу- гранит, минералы – полевой шпат, кварц, слюда.
  3. Сформулировать определения понятиям «горная порода»,  «минерал» и записать в тетрадь.

Взаимоконтроль.

Под руководством  учителя

Текст на ст. 40

УЭ-2

Цель: определить внутреннее строение Земли, выявить  особенности каждой её части.

Задания:

  1. Внимательно рассмотрите рисунок 33 на ст. 39.
  2. Назовите основные части внутреннего строения Земли.
  3. Какая часть Земли состоит из горных пород и минералов?
  4. Прочтите текст на ст. 38-39.
  5. Заполните таблицу.

Части внутреннего

Строения Земли

Состав в-в их агрегатное состояние

Занимаемый объём

t  C

Ядро

Мантия

Земная кора

Океаническая

Континентальная

Контроль: оценивает одноклассник (ответы комментируются).

Устно.

Письменно в тетради.

УЭ-3

Цель: способствовать формированию умений  формулировать общее понятие на основе подпора или выделения  основополагающих признаков.

Задания.

  1. Проанализируйте рис. 43.
  2. Рассмотрите соотношение между земной корой и литосферой. Сравните их толщину.
  3. Сформулируйте определение «литосфера».

Рис. 43 на ст. 46 в учебнике.

УЭ -4

Выходной контроль: самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей.

Запись Д/З.

Урок №2. Разнообразие горных пород. (урок разбора нового материала).

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала.

УЭ-0

Цель: способствовать формированию знаний у учащихся о разнообразии горных пород по происхождению, через практическую деятельность.

учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение 6 класс. Коллекция минералов

УЭ-1

Цель: определить особенности магматических горных пород

Задание.

  1. Прочитайте текст на ст. – 41.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Как образуются магматические горные породы?
  2. На какие виды можно разделить магматические горные породы?
  3. Приведите примеры.

Работа 1-й группы

Письменно в тетради

Коллекция минералов

УЭ-2

Цель: определить особенности осадочных горных пород

Задание.

  1. Прочитайте текст на ст. – 42.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Как образуются осадочные  горные породы?
  2. На какие виды можно разделить осадочные горные породы?

Приведите примеры из представленной коллекции.

Работа 2-й группы

Письменно в тетради

Коллекция минералов

УЭ-3

Цель: определить особенности горных пород химического происхождения.

Задание

  1. Прочитайте текст на ст.- 44.
  2. Ответьте на вопросы.
  3. Под влиянием, каких процессов происходит образование метаморфических горных пород.
  4. Приведите примеры из представленной коллекции.

Работа 3-й группы

Письменно в тетради

Коллекция минералов

УЭ-4

Цель: взаимоконтроль, 

Презентация работ.

УЭ-5

Цель:

Заполнить блок-схему.

Письменно в тетради

УЭ-6

Выходной контроль: самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей.

Организация  Д/З.

        

Урок №3. (урок -  практикум ) .

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала.

УЭ-0

Цель:

УЭ-1

Цель: способствовать формированию практических умений определять свойства горных пород.

Задания.

  1. Назвать предложенные горные породы.
  2. Определить физические свойства этих горных пород.
  3. Ответ оформить в таблицу.

Порода

Твёрдость

Цвет

Блеск

Излом

Мел

Бурый уголь

Мрамор

Письменно в тетради.

УЭ-2

Цель: способствовать формированию практических умений определять тип происхождения горных пород.

Задания

  1. Предложенным горным породам, дайте описание.
  2. Определите к какой группе по происхождению относятся эти породы.

Порода

Магматическая

Осадочная

Метаморфическая

Гранит

Известняк

Песок

Мрамор

Письменно в тетради.

УЭ-3

Цель: способствовать формированию практических умений определять образование метаморфических горных пород.

Задания

  1. Определить соответствие  между горными породами. Способ образования метаморфических горных пород.

Порода

Из чего

образовалась

Определение

На глаз

Определение

по запаху

Мрамор

Глинистый

сланец

Гнейс

Известняк

Глина

Гранит

Письменно в тетради.

УЭ-4

Самостоятельно сформулируйте вывод

Письменно в тетради.

УЭ-5

Выходной контроль: самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей.

Организация  Д/З.

Урок №4. (блок систематизации и обобщения учебной темы ) .

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала.

УЭ-0

Цель: повторение целостной  учебной темы модуля, через  практические задания. Проведение самодиагностики уровня усвоения знаний.

УЭ-1

Задание.

  1. На рис.1 (изобразите его в тетради) покажите  внутреннее строение Земли. Раскрасьте земную кору- зелёным цветом, мантию – жёлтым, ядро – красным цветом.

Рис. №1

Письменно в тетради.

УЭ-2

Задание.

  1. постройте круговую диаграмму «Вещественный состав Земной коры», показав долю горных пород: магматические – 71%; осадочные – 9%; метаморфические – 20%.

Письменно в тетради.

УЭ-3

Задание.

1. Составьте цепочку превращений горных пород: А) бурый уголь, торф, каменный уголь; Б) галька, гравий; В) песок, гранит, гравий, песчаник.

Письменно в тетради.

УЭ-4

Задание.

1. Земная кора состоит более чем из 3000 минералов и горных пород. Предложите признаки по которым можно разделить горные породы на группы.

Письменно в тетради.

УЭ-5

Задание.

1. Возьмите щепотку песка, растворите его  в стакане с водой. Опишите что происходит. Каким цветом окрасилась вода ? Все ли частицы опустились на дно? Оставшиеся песчинки рассмотрите  под микроскопом , определите примерный размер частиц и сделайте их описание.  

Письменно в тетради.

УЭ-6

Анализ темы.

Цель: провести самодиагностику освоения темы

Задача: проведение обратной связи.

Задание. Используя перечень основного содержания темы, выделить, какие вопросы требуют доработки.

Тетради сдаются учителю. Учитель проверяет



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Емельянова А.С.    

МБОУ «СОШ№40»  г. Ангарск

Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги. Идею диалога в целом развивали Сократ, М.Бубер, Х.Гадамер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци Ж.-Ж.Руссо, В.А. Дистервег, К.Д.Ушинский.   Целостное учение о культуре диалога представлено в трудах С.С.Аверинцева, Г.С.Батищева, М.М.Бахтина, В.Ф.Беркова, В.С.Библера, П.С.Гуревича, Д.С.Лихачева и др.

Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой, в четырёх организационных формах называются технологиями диалогового взаимодействия.

Именно работая в паре, ученики учатся, попадая в конфликт, выходить из него, идти на компромиссы и уметь договариваться, бать внимательными и считаться с партнёром, с его мировоззрением и интересами, с его принадлежностью к другой национальности, так как развивается чувство ответственности за свои поступки и за собеседника, с которым вместе преодолеваешь трудности на пути присвоения нового знания.

В случае использования технологий диалогового взаимодействия учитель придерживается принципов: 1) совместно с учащимися погружаться в процесс самообучения и самовоспитания; 2) не задавать вопросов, не формулировать проблемы, а  создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем; 3) ведущей организующей силой является не взаимодействие пары  «учитель - ученик», а пара «ученик-ученик».

Технологии диалогового взаимодействия направлены на: а) присвоение знания и приобретения опыта рационального использования его; б) развитие способностей,  знаний,  умений и навыков субъектов деятельности, востребованных  на современном рынке труда, так как одновременно эти технологии обеспечивают  условия для  метапредметной направленности образовательного процесса.

Поскольку поток информации  и дефицит времени неуклонно возрастают, сегодня необходимы  иные приемы обучения  школьников в новых социальных условиях. Многообразие  технологий  диалогового  взаимодействия позволяет учителю организовать образовательный процесс с ориентацией на индивидуальные способности  каждого ребёнка, с возможностью самостоятельного его погружения в учебно-воспитательный процесс, когда происходит согласование целей учителя и ученика.

Технологии диалогового взаимодействия подразделяются по разным признакам, рассмотрим классификацию, когда диалог строится  при разных условиях обмена информацией.

Первая группа технологий предполагает  диалог, построенный на передаче знания одного ученика другому: 1) технология «взаимообмен заданиями»; 2) технология «взаимопередача тем»; 3) технология «Катехизический диалог»; 4)  технология «Сократовский диалог»;

Вторая группа технологий предполагает диалог, построенный на на совместном  построении нового знания: 1) технология «обсуждения проблем»; 2) технология «совместного изучения»; 3) технология «Обратная Методике Ривина».

Третья группа технологий предполагает диалог, построенный при взаимодействии пары учеников, когда каждый изучает свой текст, а другой ему помогает: 1) технология рефлексивного чтения; 2) технология «Методика Ривина».

Технологии диалогового взаимодействия отличаются:1) целями и задачами ожидаемого результата; 2) алгоритмами работы учителя и ученика; 3) подбором материала; 4) организацией контроля приобретаемого знания; 5) организацией пространства взаимодействия в процессе учения.

Этапы технологий:

Первый этап, ввод материала, осуществляется относительно возможностей учащихся. Ввод может сделать учитель или ассистенты.

Второй этап – работа по превращению изучаемой информации в знания (предпочтение отдаётся работе в парах сменного состава,  так как именно эта работа обеспечивает самостоятельное осмысление материала с ориентацией на понимание  его другим).

Третий этап – проверка качества усвоения (контроль знаний учащихся может организован по разному: зачетная система – «экран изучения тем»,  при помощи компьютерных технологий, самооценка в пределах малой группы и т.д.).

Анализируя свои уроки проведённые с использованием данной технологии, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников:

  • развитие речи учащихся, они грамотно стали применять термины, называть даты и события т. д.,
  • в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему;
  • изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения,
  • приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.

При использовании данной технологии меняется роль учителя, теперь учитель не источник знаний, навязывающий свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, задача учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Уроки, проводимые по данной технологии, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература:

  1. Бодалев А.А. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 2007. - 164 с.
  2. Даутова, Иваньшина, Ивашедкина: Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: Санкт-Петербург, 2013. -176стр.
  3. Панферов В.Н. Диалог и общение // Человек в мире диалога / Под ред. С.С.Гусева и др. – СПб., - 2001. - 317с.
  4.  Петровская Л.А. и др. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 2003. - №2. - С.85-89.
  5. Мурашов А.А. Профессиональное обучение: воздействие, взаимодействие, успех. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 93 стр.





Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

           «Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МБОУ «СОШ №40»

_____________/________________

«____»____________2014 г.

                                     «Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №40»

_____________Л.М.Смольницкая

Приказ № __ от «__»_____2014 г.

    Рабочая программа по факультативу: "Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять"

         Учителя: Емельяновой А.С.

         Класс:7

План рассмотрен и одобрен на заседании

МО  учителей _____________цикла

«22» августа  2014 года

Руководитель МО _______ /___________

2014-2015г  учебный год

Пояснительная записка

      Данная программа факультативного курса «Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять», составлена на основании авторской педагогической разработки Емельяновой А.С., учителя географии МБОУ «СОШ№40» г. Ангарска от 30.05.14  приказ№1241 (Выписка МЭС).      

Факультатив «Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять». предназначен хотя бы в какой то степени решать проблему не только недостаточной сформированности отдельных навыков чтения у обучающихся, но и более общей проблемы –несформированности общих навыков работы с информацией, так как умение работать с несплошными текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.                                                                                                      

Цель программы факультатива: предоставление возможностей для формирования обучающимися умений читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем).                      Задачи:                                                                                                                                     

1. формировать умения работать с заданиями, содержащими большой объем  информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем, карт;        

2. научить использовать умение читать, понимать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме в различных образовательных областях;

3. обеспечить обучающимся проектирование объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная знаковая модель);

4. апробировать  контрольно- измерительные материалы по отслеживанию уровня развития функциональной грамотности чтения художественных и информационных текстов.

       Программа составлена для учащихся 5, 6, 7 классов рассчитана на 34 часа и носит практический характер. При реализации данной программы осуществляется связь со всеми предметами общеобразовательной школы: природоведением, географией, биологией, физикой, химией, алгеброй, геометрией, историей, обществознанием, русским и английским языками, информатикой.

Работа по программе факультатива осуществляется с основными видами несплошных текстов: графиками, диаграммами, схемами, таблицами. По четырем направлениям:

  1. «Учимся различать несплошные тексты» (анализировать);
  2. «Учимся читать несплошные тексты» (извлекать информацию);
  3. «Учимся строить несплошные тексты» (размещать информацию);
  4. «Учимся применять несплошные тексты» (систематизировать информацию).

Основные ожидаемые результаты

Личностные результаты

Продолжится формирование:

  • овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие  современного мира;
  • способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образования, учебно – исследовательской, проектной и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  • обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
  • в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
  • в результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий будут заложены:

       • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

       • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

                   • основы ценностных суждений и оценок;

  • будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • использовать различные источники географической информации (графические статистические, табличные, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

По окончании курса учащиеся должны:

иметь представление:

- о разных видах текста;

уметь:

- работать с периодической печатью и научной литературой, информацией Интернет, электронными источниками;

- сравнивать, обобщать и делать выводы на основе анализа полученной информации;

- преобразовывать несплошной текст в сплошной, уметь читать, анализировать, понимать знаковые системы, модели и символы.

владеть навыками и способами деятельности:

- сбора и систематизации информации;

- поиска и обработки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий;

 создавать собственные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

- обобщения, формулирования выводов, выдвижения гипотезы, приведения аргументов;

- ведения диалога и участия в дискуссии;

- защиты сообщения, презентации творческого проекта.

Занятия факультативного курса будут проходить в различных формах их организации: практическая работа, в т.ч. работа с информацией СМИ, Интернета, электронными ресурсами; самостоятельная работа; работа в группах по подготовке проектов; конференция, семинар, защита и др.

В результате освоения факультативного курса и итогового мониторинга результативности курса  предполагается участие учащихся в конференции  с защитой проектной работы.

Система оценивания знаний и умений зачетная.

Ученик получает зачет при выполнении не менее трех работ за год на выбор: сообщение, практическая работа, презентация, проект – обязательная итоговая работа.

Критериями успешности прохождения курса являются:

  1. положительная мотивация на продолжение изучения общественных дисциплин в лицее;
  2. участие в олимпиадах по гуманитарным дисциплинам, в т.ч. и дистанционных;
  3. публичные выступления с защитой сообщений, проектов.

С целью мониторинга эффективности факультативного курса проводится анкетирование учащихся в начале и в конце учебного года.

Программа факультатива рассчитана на 34 часа, один час в неделю.

К программе прилагаются следующие материалы:

- список тем, рекомендуемых для подготовки проектов (приложение 1),

- критерии оценки проектной деятельности (приложение 2),

- анкета для учащихся (приложение 3).

Содержание программы

Содержание программы факультатива состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части программы обучающиеся познакомятся с видами несплошных текстов, с литературой, в которой встречаются данные тексты, со значимостью такого рода текстов. Обучающиеся будут учиться находить в различной литературе (в данном случае в учебной) и различать несплошные тексты, извлекать максимальную информацию из них. Для работы в теоретической части программы приготовлено множество видов несплошных текстов в электронном варианте.

В практической части программы обучающиеся, работая индивидуально и в группах, будут учиться обыкновенные сплошные тексты трансформировать в неслошные. Планируется, что для реализации практической части программы, обучающиеся самостоятельно создадут свою базу данных по всем видам несплошных текстов.   В программе предполагается интеграция различных предметов образовательной школы с информатикой, так как работа над минипроектом и его защита (презентация) будут реализовываться на компьютере в компьютерном классе.   Для выбора минипроекта предлагаются различные темы, различающиеся по степени сложности добываемой информации.                                                            

Введение (2).                                                                                                                                         Введение. Этот незнакомый мир символов и знаков. Виды несплошных текстов. Классификация различных видов текстов.

Графики (6).

Графики – это … ? Учимся понимать. Графики – учимся читать, анализировать. Графики – учимся извлекать информацию. Графики – учимся создавать.

Диаграммы (6).

Диаграммы – это … ? Учимся понимать. Диаграммы учимся читать,  анализировать.

Диаграммы – учимся извлекать информацию. Диаграммы – учимся создавать.

Схемы, рисунки (6).

Схемы, рисунки – это …? Учимся понимать схематическую информацию. Учимся читать, анализировать схемы и рисунки. Учимся извлекать информацию  из схемы или рисунка. Учимся размещать информацию в виде рисунка, схемы.

Таблицы (6).

Таблица – это …? Учимся  понимать информацию в табличной форме.  Учимся читать и анализировать таблицы.  Таблицы – учимся извлекать информацию. Учимся размещать информацию в виде таблицы.

Практическая часть. Проектная деятельность (8 часов).

Определение темы проекта.   Работа над минипроектом (планирование деятельности детьми, определение средств реализации проекта). Реализация проекта детьми. Защита проекта.

Обсуждение результатов, определение перспективы развития проекта.

 


Учебно-тематический план курса

Название раздела. Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

Деятельность учащихся

Введение (2час)

1

Введение. Этот незнакомый мир символов и знаков.

1

Лекция

Составление тезисов лекции. Знакомство с программой курса

2

Виды несплошных текстов.

Классификация различных видов текстов.

1

Практическое занятие

Работа с различными видами текстов и с различными источниками информации.

Графики(6 часов)

3

Учимся различать (анализировать)

1

Лекция

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

4

Учимся читать (извлекать информацию)

2

Практическое занятие

Работа с графиками разной предметной направленности.

5

Учимся строить (размещать информацию)

2

Практическое занятие

Оформление материалов в виде графиков.

6

Учимся применять (систематизировать)

1

Практическое занятие

Оформление и защита результатов своей работы.

Диаграммы (6 часов)

7

Учимся различать (анализировать)

1

Лекция

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

8

Учимся читать (извлекать информацию)

2

Практическое занятие

Работа с диаграммами разной предметной направленности.

9

Учимся строить (размещать информацию)

2

Практическое занятие

Оформление материалов в виде диаграмм.

10

Учимся применять (систематизировать)

Накопленная база данных

1

Практическое занятие (групповое)

Оформление и защита результатов своей работы.

Схемы, рисунки (6 часов)

11

Учимся различать (анализировать)

1

Лекция

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

12

Учимся читать (извлекать информацию)

2

Практическое занятие

Работа со схемами и рисунками разной предметной направленности.

13

Учимся строить (размещать информацию)

2

Практическое занятие

Оформление материалов в  виде схем и рисунков.

14

Учимся применять (систематизировать)

Накопленная база данных

1

Практическое занятие (групповое)

Оформление и защита результатов своей работы.

Таблицы (6 часов)

15

Учимся различать (анализировать)

1

Лекция

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

16

Учимся читать (извлекать информацию)

2

Практическое занятие

Работа со статистическими показателями, разной предметной направленности.

17

Учимся строить (размещать информацию)

2

Практическое занятие

Оформление материалов в виде информационной таблицы.

18

Учимся применять (систематизировать)

Накопленная база данных

1

Практическое занятие (групповое)

Оформление и защита результатов своей работы.

Практическая часть. Проектная деятельность (8 часов).

19

Выбор темы минипроекта.

Разработка плана минипроекта.

1

Лекция с элементами практической деятельности.

Оформление записей в тетради.

20

Работа над минипроектом.

5

Индивидуальная, в паре, групповая деятельность учащихся.

Подготовка  проекта.

21

Защита минипроектов.

2

Практическое занятие

Защита проекта.

Всего:

34


Список  литературы.

  1. Бендина Н.В. «Общая теория статистики» (конспект лекций). - М.: ПРИОР, 1999.
  2.  Гришин А. Ф. «Статистика».-М.: Финансы и статистика, 2003
  3.  Гусаров В.М. «Теория статистики». - М.: Аудит,1998.
  4.  Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1975. – С. 73 - 89, 105 - 127, 208, 242 – 249.
  5.  Душина В.И. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. – М: Дрофа, 2007. – С. 143 – 155, 383 – 400.
  6. Елисеева И. И. «Статистика».-М.: Проспект, 2009.
  7. Ефимова М.Р., петрова Е.В., Румянцев В.Н. «Общая теория статистики». - М.: Инфра-М, 1998.
  8.  Озеркова И.А. Возможности учебного текста в индивидуализации обучения. – www.uroknet.ru/2003
  9. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. «Статистика». - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

Интернет-ресурсы

  1. https://sites.google.comsite/kursusfunctreading/…
  2. litcey.ruliteratura/420/index.html…
  3. inka.duma.midural.ruimages/rabota/kursi/kursi_…
  4. http://gvozdikova.ucoz.ru/stati/PISA.pdf
  5. http://www.gks.ru/

Приложение 1

Список тем, рекомендуемых для выполнения  проектов:

 «Школьные заболевания»,

«Мониторинг спортивных достижений школы»,

«Мониторинг успеваемости обучающихся»,

 «Сезонная посещаемость кинотеатра «Родина»,

 «Мониторинг рождаемости в городе Ангарске»,

 «График погодных условий»,

«Летний отдых обучающихся школы. Мониторинг»

«Заболеваемость педагогов школы» и др. .

Приложение 2

Критерии оценки проектной работы

Решение проблем как ключевая компетентность

Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности учащегося.

Постановка проблемы:

1 балл: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое высказывание по этому вопросу.

2 балла: учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.

3 балла: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает учащегося.

4 балла: учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, станет следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.

5 баллов: противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он делает первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).

6 баллов: поскольку причины существования любой проблемы также являются проблемами более низкого уровня, выявляя их, учащийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.

7 баллов: анализ причин существования проблемы должен основываться на построении причинно-следственных связей, кроме того, учащийся может оценить проблему как решаемую или нерешаемую для себя.

8 баллов: выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако учащийся уделяет равное внимание как причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом прогнозируя развитие ситуации.

Целеполагание и планирование:

Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование результатов деятельности.

Постановка цели и определение стратегии деятельности

1 балл: признаком того, что учащийся понимает цель, является развернутое высказывание.

2 балла: учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).

3 балла: учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.

4 балла: цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы заявлено отсутствие общих интересов у мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного вечера).

5 баллов: учащийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели, и предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления в оконных рам).

6 баллов: для этого учащийся должен показать, как, реализуя проект, он устранит все причины существования проблемы или кто может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в достижении цели и доказать, что этот способ существует.

7 баллов: многие проблемы могут быть решены различными способами; учащийся должен продемонстрировать видение разных способов решения проблемы.

8 баллов: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты, направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п.

Планирование

2 балла: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.

3 балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.

5 баллов: на предыдущих этапах учащийся работал с хронологической последовательностью шагов, здесь он выходит на логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, учащийся начинает не только планировать ресурс времени, но и высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.

6 баллов: это означает, что учащийся без дополнительных просьб руководителя проекта сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.

8 баллов: учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего проекта.

Прогнозирование результатов деятельности

2 балла: в самых общих чертах учащийся описывает продукт до того, как он получен.

3 балла: делая описание предполагаемого продукта, учащийся детализирует несколько характеристик, которые окажутся важными для использования продукта по назначению.

5 баллов: продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами; если это происходит, особенно важно согласовать с учащимся критерии оценки его будущего продукта; на этом этапе учащийся останавливается на тех характеристиках продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.

6 баллов: учащийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей в продукте, который он планирует получить (в том случае, если продукт может удовлетворить только его потребности и учащийся это обосновал, он также получает 6 баллов).

8 баллов: учащийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность своего продукта и планирует в самом общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.); вместе с тем, учащийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта - это не снижает его оценки в том случае, если границы применения продукта обоснованы (в случае с планированием продвижения продукта границы его использования тоже могут быть указаны).

Оценка результата:

Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.

Оценка полученного продукта

1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.

3 балла: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.

4 балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).

5 баллов: критерии для оценки предлагает учитель.

7 баллов: учащийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта (например, в оценке такого продукта, как альманах, учащийся предлагает оценить актуальность содержания, соответствие нормам литературного языка и эстетику оформительского решения).

8 баллов: см. предыдущий пример: учащийся предлагает актуальность содержания оценивать по количеству распространенных экземпляров, язык - на основании экспертной оценки, а оформление - на основании опроса читателей.

Оценка продвижения в проекте

7 баллов: учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.

8 баллов: учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы.

Работа с информацией

Поиск информации:

Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения действия / принятия решения (определение пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях.

Определение недостатка информации

Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта.

1-2 балла: признаком понимания учащимся недостаточности информации является заданный им вопрос; продвижение учащегося с 1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.

3-4 балла: продвижение учащегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли он информацию по конкретно очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет информации.

На этих уровнях учащийся может фиксировать основные вопросы и действия, предпринятые по поиску информации в дневнике (отчете), поэтому объектом оценки может являться как дневник (отчет), так и, по-прежнему, наблюдение за консультацией, если учащийся и руководитель проекта договорились о минимальном содержании дневника (отчета)[1].

5 баллов: учащийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем проекта вопросу (например, областная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, наблюдение за экспериментом, опрос и т.п.).

6 баллов: подразумевается, что учащийся спланировал информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план.

7 баллов: учащийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.

8 баллов: самостоятельное завершение поиска информации означает, что учащийся может определять не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения.

Получение информации

1 балл: объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта; демонстрировать владение полученной информацией учащийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию.

Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.), поэтому уже в начальной школе дневник проектной деятельности может стать тем документом, в котором фиксируется полученная учеником информация, и, соответственно, объектом оценки. Вместе с тем, возможно, учитель рекомендует фиксировать информацию с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения готовых форм, карточек и т.п. В таком случае эти объекты подвергаются оценке в ходе консультации.

4 балла: свидетельством того, что ученик получил сведения из каких-либо конкретных источников, может являться библиография, тематический каталог с разнообразными пометками учащегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п.

Обработка информации

Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта. Нарастание баллов связано с последовательным усложнением мыслительных операций и действий, а также самостоятельности учащихся. Первая линии критериев оценки связана с критическим осмыслением информации.

1 балл: ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им информацию.

2 балла: ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задает вопросы на понимание.

3 балла: ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях. Задача учителя состоит в том, что снабдить ученика такой информацией, при этом расхождения могут быть связаны с различными точками зрения по одному и тому же вопросу и т.п.

4 баллов: ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с точки зрения целей и задач своего проекта, устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.

5 баллов: ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения, например, задает вопрос об этом учителю или сообщает ему об этом.

6 баллов: ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.

7 баллов: ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации, предложенный учителем, или (8 баллов) такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций (например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа).

Вторая линии критериев оценки связана с умением делать выводы на основе полученной информации.

1 балл: сначала принципиально важным является умение учащегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.

2 балла: о том, что вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, свидетельствует то, что он смог привести пример, подтверждающий вывод.

3 балла: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под идеей подразумеваются любые предложения ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.

4-5 баллов: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку. В данном случае речь идет о субъективной новизне, то есть вполне вероятно, что приведенный учеником аргумент (для оценки в 5 баллов - несколько аргументов) известен в науке (культуре), но в изученном источнике информации не приведен.

6 баллов: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность доказательства или доказывая от противного.

7 баллов: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.

8 баллов: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Коммуникация

Письменная презентация

1-2 балл: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм, в частности, учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.

3-4 балла: нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.

5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).

6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель - вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр - проблемная статья или чат на сайте.

7 баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, он предваряет презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовки).

8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по e-mail, а если цель - продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.

Устная презентация

Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.

Монологическая речь

Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.

1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.

2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.

3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.

4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.

4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.

5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.

6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.

7 баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.

8 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.

Ответы на вопросы

Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во время презентации проекта вопросы необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать учащегося как возможности продемонстрировать умение, так и соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому.

Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.

1 балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.

2 балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.

3 балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.

4 балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.

5-6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.

7 баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).

8 баллов: свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.

В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.

Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.

1-2 балла: для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.

3-4 балла: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для III уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.

5 баллов: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.

6 баллов: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.

7 баллов: группы учащихся, работающих над проектом, или специально сформированные учителем группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому из них пошла группа. Во-первых, для входа из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, ученики изменяют организацию рабочего пространства в комнате - переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения и т.п. Во-вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов.

Если выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно - 8 баллов.

Вторая линии критериев оценки связана с содержанием коммуникации. Ситуация групповой коммуникации предполагает, что ученики будут обмениваться идеями.

1 балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.

2 балла: напомним, что ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.

3 балла: возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.

4 баллов: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.

5-6 баллов: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.

7-8 баллов: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений.

Приложение 3

Анкета для учащихся

Входное анкетирование

  1. Почему Вы выбрали данный факультатив?
  2. Какие знания хотели бы получить и чему научиться на занятиях факультатива?
  3. Какие работы Вы планируете выполнить в течение года?

Итоговое анкетирование

  1. Какие актуальные знания и умения вы получили на занятиях факультатива?
  2. Где Вы сможете применить полученные умения и знания?
  3. Какие выполненные Вами работы считаете наиболее удачными?
  4. Какие изменения Вы предложили бы внести в программу факультатива?