Внеурочная деятельность по предмету

В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы он мог увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Образование современной школы призвано вооружать учащихся не только теоретическими, но и практическими знаниями и умениями. В своей работе я использую практическую направленность, раскрываю возможность для учащихся в проявлении патриотических чувств, любви к родной природе, сознательное отношение к труду, необходимость быть полезным, нужным, воспитываю гуманное отношение ко всему живому. Решению этих задач способствует внеклассная кружковая работа.Моя внеклассная работа состоит из следующих направлений:

1. Работа с одарёнными детьми;

2. Экологическое направление (участие в программе SPARE);

3. Кружковая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано

на Педагогическом совете

протокол № _____

от «___» __________ 201__ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №40»

________ Л.М. Смольницкая

«___» _____________ 201__ г.

Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

I. Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

II. Актуализация

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

III. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с ОД:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

IV. Цель

Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

V. Задачи

  • изучение природы детской одаренности;
  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
  • создание базы данных в рамках Программы;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  • организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности;
  • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

VI. План работы с одаренными детьми

Основные направления

Сроки

Ответственные

  1. Организационная работа

1.1

Корректировка плана работы с одарёнными детьми.

Август

Зам. дир. по УВР и руководитель НОУ.

Буржатова И.Ц., Емельянова А.С.

1.2

Семинар - практикум: «Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с ОД».

Сентябрь

Зам. дир. по УВР

  1. Диагностическая работа

2.1

Подготовка диагностических материалов          (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.).

Сентябрь

В течение года

Зам. дир. по УВР

2.2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности.

Классные руководители

2.3

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

2.4

Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение.

Зам. дир. по УВР

  1. Работа  по ИОТ

3.1

Определение наставников ОД в соответствии с базой данных.

Сентябрь

Зам. дир. по УВР, руководитель НОУ

3.2

Составление индивидуальных планов  работы с ОД.

1-я неделя октября

Учителя – предметники

3.3

Собеседование  с учителями – предметниками по  индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных образовательных траекторий  работы.

2-я неделя октября

Зам. дир. по УВР

3.4

Реализация индивидуальных образовательных траекторий с ОД

В течение года

Учителя - предметники

  1. Интеллектуальное развитие ОД

4.1

Подготовка материалов для проведения школьного этапа (ВОШ) олимпиад.

Октябрь

Учителя – предметники

Зам. дир. по УВР

4.2

Участие в школьном этапе олимпиад.

Ноябрь - декабрь

4.3

Участие в муниципальном этапе (ВОШ) олимпиад.

4.4

Участие в конкурсах, выставках, конференциях.

В течение года согласно плану ОУ

Зам. дир. по УВР, руководитель НОУ

4.5

Мониторинг результативности работы с  ОД.

В течение года

Руководитель НОУ

4.6

Организация творческих  отчетов, выставок, смотров.

В течение года согласно плану ОУ

Руководитель НОУ

  1. Работа научного общества учащихся

5.1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

Октябрь

Руководитель НОУ, Емельянова А.С.

5.2

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации.

Октябрь

Руководители исследовательской работы

5.3

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Ноябрь

Руководители исследовательской работы

5.4

Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.

В течение года

5.5

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.

Ноябрь -Декабрь

Руководители исследовательских работ

5.6

Практическое занятие с учащимися: «Требования к оформлению исследовательских работ».  Индивидуальные консультации.

Февраль

Руководитель НОУ

5.7

Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями

Март

Руководители исследовательских работ

5.8

Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации.

Руководитель НОУ

5.9

Школьная научно-практическая конференция «Под знаком Пи»

Март

Зам. дир. по УВР, Руководитель НОУ

5.10

Муниципальная  научно – практическая конференция «Ломоносовские чтения»

Апрель

5.11

Оформление электронного  «Сборника исследовательских  работ учащихся». По итогам конференции.

апрель

Руководитель НОУ

5.12

Заседание НОУ, поведение итогов.  Планирование работы  на следующий год.

  1. Дополнительное образование

6.1

Курирование кружковой работы:

- утверждение программ кружков;

- анализ кружковой работы.

Сентябрь, в течение года

Зам. дир. по УВР

6.2

Работа спортивных секций.

В течение года согласно графику

Учитель физической культуры

6.3

Подготовка к  зимней спартакиаде.

Согласно плану

  1. Методическое сопровождение

7.1

Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;

- отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД;

- анализ результатов олимпиад;

 - мониторинг результативности работы с  ОД.

В течение года

Апрель

Декабрь

В течение года

Заместители директора, учителя – предметники, руководители исследовательских работ

7.2

Сбор и систематизация  методических материалов по работе с одаренными детьми.

В течение года

Зам. дир. по УВР

7.3

Итоги работы с ОД в 2014/2015 учебном году. Планирование работы на следующий год.

Май

Зам. дир. пол УВР

VII. Возможные риски

  • неправильное  выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

VIII. Предполагаемые результаты

  • увеличение количества детей,  проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
  • повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.

X. Приложения

  1. Приложение 1. Виды одаренности:
  2.  Приложение 2. Методы психологических воздействий.

Приложение 1

УМСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ.
ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Одаренность  – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующие:

Художественная одаренность

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты  полагают,  что  творчество,  креативность  является  неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

• Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

• Большая независимость в суждениях;

• Тонкое чувство юмора;

• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

• Яркий темперамент.

Социальная одаренность

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно тем не менее выделить общее черты:

• Интеллект выше среднего;

• Умение принимать решение;

• Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

• Ощущение цели, направления движения;

• Гибкость; приспосабливаемость;

• Чувство ответственности;

• Уверенность в себе и знание себя;

• Настойчивость;

• Энтузиазм;

• Умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Сложности психического развития одаренных детей.

Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.

Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого  ребенка  процесс  развития  рассматривается  как  аномальная  неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.

Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.

Приложение 2

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ,

ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

(по Ю.Б. Гатанову)

1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.

2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:

— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;

— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя образовательная школа №40»

Номинация№2 . Моё энергетическое решение.

Тема работы: экономия воды  в рамках школьного процесса.

Выполнил: Галядкин Ярослав Вячеславович

Руководитель: Емельянова Алёна Сергеевна

Ангарск-2014г.

Проблема истощения пресных  вод на планете является одной из актуальных проблем в мире. Каждый житель на планете должен задуматься о правильном «экономном»  использовании пресных вод. Мы предлагаем одно из экономных решений использования  воды в школе. Для полива растений в школе мы используем талую снеговую воду.

 В кабинете биология №210, где 58 комнатных растений.  Для их полива необходимо 22 литра воды.  С 1 ведра снега образуется 4 литра воды, следовательно, нам нужно 5,5 вёдер снега для получения нужного количества воды. Сколько воды мы можем сэкономить, поливая талой водой только цветы кабинета биологии. Наши расчёты:

Полив цветов  осуществляется 1 раз в неделю, расходуется 22 литра воды или 5.5 вёдер снега.

Данную работу мы начали выполнять с 11.11.2013г.

Месяц

Количество недель в месяце

Количество поливов в месяце

Количество сэкономленной воды

1.

Ноябрь

 (с 11.11.2013)

Три

Три

66 литров

2.

Декабрь

Четыре

Четыре

88 литров

3.

Январь

Четыре

Четыре

88 литров

Прогнозируемые расчёты

4.

Февраль

Четыре

Четыре

88 литров

5.

Март

Четыре

Четыре

88 литров

Итого:

418 литров воды!!!

Выводы: таким образом, мы предлагаем маломасштабное решение по экономии воды, которое можно реализовать  в образовательном учреждении.

H:\материал исследоватльской работы\Фото\DSCN0800.JPG

H:\материал исследоватльской работы\Фото\DSCN0804.JPG

H:\материал исследоватльской работы\Фото\DSCN0791.JPG

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

           «Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МБОУ «СОШ №40»

_____________/________________

«____»____________2014 г.

                                     «Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №40»

_____________Л.М.Смольницкая

Приказ № __ от «__»_____2014 г.

    Рабочая программа по факультативу: "Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять"

         Учителя: Емельяновой А.С.

         Класс:7

План рассмотрен и одобрен на заседании

МО  учителей _____________цикла

«22» августа  2014 года

Руководитель МО _______ /___________

2014-2015г  учебный год

Пояснительная записка

      Данная программа факультативного курса «Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять», составлена на основании авторской педагогической разработки Емельяновой А.С., учителя географии МБОУ «СОШ№40» г. Ангарска от 30.05.14  приказ№1241 (Выписка МЭС).      

Факультатив «Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять». предназначен хотя бы в какой то степени решать проблему не только недостаточной сформированности отдельных навыков чтения у обучающихся, но и более общей проблемы –несформированности общих навыков работы с информацией, так как умение работать с несплошными текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.                                                                                                      

Цель программы факультатива: предоставление возможностей для формирования обучающимися умений читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем).                      Задачи:                                                                                                                                     

1. формировать умения работать с заданиями, содержащими большой объем  информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем, карт;        

2. научить использовать умение читать, понимать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме в различных образовательных областях;

3. обеспечить обучающимся проектирование объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная знаковая модель);

4. апробировать  контрольно- измерительные материалы по отслеживанию уровня развития функциональной грамотности чтения художественных и информационных текстов.

       Программа составлена для учащихся 5, 6, 7 классов рассчитана на 34 часа и носит практический характер. При реализации данной программы осуществляется связь со всеми предметами общеобразовательной школы: природоведением, географией, биологией, физикой, химией, алгеброй, геометрией, историей, обществознанием, русским и английским языками, информатикой.

Работа по программе факультатива осуществляется с основными видами несплошных текстов: графиками, диаграммами, схемами, таблицами. По четырем направлениям:

  1. «Учимся различать несплошные тексты» (анализировать);
  2. «Учимся читать несплошные тексты» (извлекать информацию);
  3. «Учимся строить несплошные тексты» (размещать информацию);
  4. «Учимся применять несплошные тексты» (систематизировать информацию).

Основные ожидаемые результаты

Личностные результаты

Продолжится формирование:

  • овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие  современного мира;
  • способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образования, учебно – исследовательской, проектной и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  • обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
  • в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
  • в результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий будут заложены:

       • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

       • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

                   • основы ценностных суждений и оценок;

  • будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • использовать различные источники географической информации (графические статистические, табличные, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

По окончании курса учащиеся должны:

иметь представление:

- о разных видах текста;

уметь:

- работать с периодической печатью и научной литературой, информацией Интернет, электронными источниками;

- сравнивать, обобщать и делать выводы на основе анализа полученной информации;

- преобразовывать несплошной текст в сплошной, уметь читать, анализировать, понимать знаковые системы, модели и символы.

владеть навыками и способами деятельности:

- сбора и систематизации информации;

- поиска и обработки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий;

 создавать собственные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

- обобщения, формулирования выводов, выдвижения гипотезы, приведения аргументов;

- ведения диалога и участия в дискуссии;

- защиты сообщения, презентации творческого проекта.

Занятия факультативного курса будут проходить в различных формах их организации: практическая работа, в т.ч. работа с информацией СМИ, Интернета, электронными ресурсами; самостоятельная работа; работа в группах по подготовке проектов; конференция, семинар, защита и др.

В результате освоения факультативного курса и итогового мониторинга результативности курса  предполагается участие учащихся в конференции  с защитой проектной работы.

Система оценивания знаний и умений зачетная.

Ученик получает зачет при выполнении не менее трех работ за год на выбор: сообщение, практическая работа, презентация, проект – обязательная итоговая работа.

Критериями успешности прохождения курса являются:

  1. положительная мотивация на продолжение изучения общественных дисциплин в лицее;
  2. участие в олимпиадах по гуманитарным дисциплинам, в т.ч. и дистанционных;
  3. публичные выступления с защитой сообщений, проектов.

С целью мониторинга эффективности факультативного курса проводится анкетирование учащихся в начале и в конце учебного года.

Программа факультатива рассчитана на 34 часа, один час в неделю.

К программе прилагаются следующие материалы:

- список тем, рекомендуемых для подготовки проектов (приложение 1),

- критерии оценки проектной деятельности (приложение 2),

- анкета для учащихся (приложение 3).

Содержание программы

Содержание программы факультатива состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части программы обучающиеся познакомятся с видами несплошных текстов, с литературой, в которой встречаются данные тексты, со значимостью такого рода текстов. Обучающиеся будут учиться находить в различной литературе (в данном случае в учебной) и различать несплошные тексты, извлекать максимальную информацию из них. Для работы в теоретической части программы приготовлено множество видов несплошных текстов в электронном варианте.

В практической части программы обучающиеся, работая индивидуально и в группах, будут учиться обыкновенные сплошные тексты трансформировать в неслошные. Планируется, что для реализации практической части программы, обучающиеся самостоятельно создадут свою базу данных по всем видам несплошных текстов.   В программе предполагается интеграция различных предметов образовательной школы с информатикой, так как работа над минипроектом и его защита (презентация) будут реализовываться на компьютере в компьютерном классе.   Для выбора минипроекта предлагаются различные темы, различающиеся по степени сложности добываемой информации.                                                            

Введение (2).                                                                                                                                         Введение. Этот незнакомый мир символов и знаков. Виды несплошных текстов. Классификация различных видов текстов.

Графики (6).

Графики – это … ? Учимся понимать. Графики – учимся читать, анализировать. Графики – учимся извлекать информацию. Графики – учимся создавать.

Диаграммы (6).

Диаграммы – это … ? Учимся понимать. Диаграммы учимся читать,  анализировать.

Диаграммы – учимся извлекать информацию. Диаграммы – учимся создавать.

Схемы, рисунки (6).

Схемы, рисунки – это …? Учимся понимать схематическую информацию. Учимся читать, анализировать схемы и рисунки. Учимся извлекать информацию  из схемы или рисунка. Учимся размещать информацию в виде рисунка, схемы.

Таблицы (6).

Таблица – это …? Учимся  понимать информацию в табличной форме.  Учимся читать и анализировать таблицы.  Таблицы – учимся извлекать информацию. Учимся размещать информацию в виде таблицы.

Практическая часть. Проектная деятельность (8 часов).

Определение темы проекта.   Работа над минипроектом (планирование деятельности детьми, определение средств реализации проекта). Реализация проекта детьми. Защита проекта.

Обсуждение результатов, определение перспективы развития проекта.

 


Учебно-тематический план курса

Название раздела. Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

Деятельность учащихся

Введение (2час)

1

Введение. Этот незнакомый мир символов и знаков.

1

Лекция

Составление тезисов лекции. Знакомство с программой курса

2

Виды несплошных текстов.

Классификация различных видов текстов.

1

Практическое занятие

Работа с различными видами текстов и с различными источниками информации.

Графики(6 часов)

3

Учимся различать (анализировать)

1

Лекция

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

4

Учимся читать (извлекать информацию)

2

Практическое занятие

Работа с графиками разной предметной направленности.

5

Учимся строить (размещать информацию)

2

Практическое занятие

Оформление материалов в виде графиков.

6

Учимся применять (систематизировать)

1

Практическое занятие

Оформление и защита результатов своей работы.

Диаграммы (6 часов)

7

Учимся различать (анализировать)

1

Лекция

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

8

Учимся читать (извлекать информацию)

2

Практическое занятие

Работа с диаграммами разной предметной направленности.

9

Учимся строить (размещать информацию)

2

Практическое занятие

Оформление материалов в виде диаграмм.

10

Учимся применять (систематизировать)

Накопленная база данных

1

Практическое занятие (групповое)

Оформление и защита результатов своей работы.

Схемы, рисунки (6 часов)

11

Учимся различать (анализировать)

1

Лекция

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

12

Учимся читать (извлекать информацию)

2

Практическое занятие

Работа со схемами и рисунками разной предметной направленности.

13

Учимся строить (размещать информацию)

2

Практическое занятие

Оформление материалов в  виде схем и рисунков.

14

Учимся применять (систематизировать)

Накопленная база данных

1

Практическое занятие (групповое)

Оформление и защита результатов своей работы.

Таблицы (6 часов)

15

Учимся различать (анализировать)

1

Лекция

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

16

Учимся читать (извлекать информацию)

2

Практическое занятие

Работа со статистическими показателями, разной предметной направленности.

17

Учимся строить (размещать информацию)

2

Практическое занятие

Оформление материалов в виде информационной таблицы.

18

Учимся применять (систематизировать)

Накопленная база данных

1

Практическое занятие (групповое)

Оформление и защита результатов своей работы.

Практическая часть. Проектная деятельность (8 часов).

19

Выбор темы минипроекта.

Разработка плана минипроекта.

1

Лекция с элементами практической деятельности.

Оформление записей в тетради.

20

Работа над минипроектом.

5

Индивидуальная, в паре, групповая деятельность учащихся.

Подготовка  проекта.

21

Защита минипроектов.

2

Практическое занятие

Защита проекта.

Всего:

34


Список  литературы.

  1. Бендина Н.В. «Общая теория статистики» (конспект лекций). - М.: ПРИОР, 1999.
  2.  Гришин А. Ф. «Статистика».-М.: Финансы и статистика, 2003
  3.  Гусаров В.М. «Теория статистики». - М.: Аудит,1998.
  4.  Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1975. – С. 73 - 89, 105 - 127, 208, 242 – 249.
  5.  Душина В.И. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. – М: Дрофа, 2007. – С. 143 – 155, 383 – 400.
  6. Елисеева И. И. «Статистика».-М.: Проспект, 2009.
  7. Ефимова М.Р., петрова Е.В., Румянцев В.Н. «Общая теория статистики». - М.: Инфра-М, 1998.
  8.  Озеркова И.А. Возможности учебного текста в индивидуализации обучения. – www.uroknet.ru/2003
  9. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. «Статистика». - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

Интернет-ресурсы

  1. https://sites.google.comsite/kursusfunctreading/…
  2. litcey.ruliteratura/420/index.html…
  3. inka.duma.midural.ruimages/rabota/kursi/kursi_…
  4. http://gvozdikova.ucoz.ru/stati/PISA.pdf
  5. http://www.gks.ru/

Приложение 1

Список тем, рекомендуемых для выполнения  проектов:

 «Школьные заболевания»,

«Мониторинг спортивных достижений школы»,

«Мониторинг успеваемости обучающихся»,

 «Сезонная посещаемость кинотеатра «Родина»,

 «Мониторинг рождаемости в городе Ангарске»,

 «График погодных условий»,

«Летний отдых обучающихся школы. Мониторинг»

«Заболеваемость педагогов школы» и др. .

Приложение 2

Критерии оценки проектной работы

Решение проблем как ключевая компетентность

Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности учащегося.

Постановка проблемы:

1 балл: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое высказывание по этому вопросу.

2 балла: учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.

3 балла: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает учащегося.

4 балла: учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, станет следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.

5 баллов: противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он делает первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).

6 баллов: поскольку причины существования любой проблемы также являются проблемами более низкого уровня, выявляя их, учащийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.

7 баллов: анализ причин существования проблемы должен основываться на построении причинно-следственных связей, кроме того, учащийся может оценить проблему как решаемую или нерешаемую для себя.

8 баллов: выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако учащийся уделяет равное внимание как причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом прогнозируя развитие ситуации.

Целеполагание и планирование:

Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование результатов деятельности.

Постановка цели и определение стратегии деятельности

1 балл: признаком того, что учащийся понимает цель, является развернутое высказывание.

2 балла: учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).

3 балла: учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.

4 балла: цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы заявлено отсутствие общих интересов у мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного вечера).

5 баллов: учащийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели, и предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления в оконных рам).

6 баллов: для этого учащийся должен показать, как, реализуя проект, он устранит все причины существования проблемы или кто может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в достижении цели и доказать, что этот способ существует.

7 баллов: многие проблемы могут быть решены различными способами; учащийся должен продемонстрировать видение разных способов решения проблемы.

8 баллов: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты, направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п.

Планирование

2 балла: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.

3 балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.

5 баллов: на предыдущих этапах учащийся работал с хронологической последовательностью шагов, здесь он выходит на логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, учащийся начинает не только планировать ресурс времени, но и высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.

6 баллов: это означает, что учащийся без дополнительных просьб руководителя проекта сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.

8 баллов: учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего проекта.

Прогнозирование результатов деятельности

2 балла: в самых общих чертах учащийся описывает продукт до того, как он получен.

3 балла: делая описание предполагаемого продукта, учащийся детализирует несколько характеристик, которые окажутся важными для использования продукта по назначению.

5 баллов: продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами; если это происходит, особенно важно согласовать с учащимся критерии оценки его будущего продукта; на этом этапе учащийся останавливается на тех характеристиках продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.

6 баллов: учащийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей в продукте, который он планирует получить (в том случае, если продукт может удовлетворить только его потребности и учащийся это обосновал, он также получает 6 баллов).

8 баллов: учащийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность своего продукта и планирует в самом общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.); вместе с тем, учащийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта - это не снижает его оценки в том случае, если границы применения продукта обоснованы (в случае с планированием продвижения продукта границы его использования тоже могут быть указаны).

Оценка результата:

Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.

Оценка полученного продукта

1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.

3 балла: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.

4 балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).

5 баллов: критерии для оценки предлагает учитель.

7 баллов: учащийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта (например, в оценке такого продукта, как альманах, учащийся предлагает оценить актуальность содержания, соответствие нормам литературного языка и эстетику оформительского решения).

8 баллов: см. предыдущий пример: учащийся предлагает актуальность содержания оценивать по количеству распространенных экземпляров, язык - на основании экспертной оценки, а оформление - на основании опроса читателей.

Оценка продвижения в проекте

7 баллов: учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.

8 баллов: учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы.

Работа с информацией

Поиск информации:

Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения действия / принятия решения (определение пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях.

Определение недостатка информации

Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта.

1-2 балла: признаком понимания учащимся недостаточности информации является заданный им вопрос; продвижение учащегося с 1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.

3-4 балла: продвижение учащегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли он информацию по конкретно очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет информации.

На этих уровнях учащийся может фиксировать основные вопросы и действия, предпринятые по поиску информации в дневнике (отчете), поэтому объектом оценки может являться как дневник (отчет), так и, по-прежнему, наблюдение за консультацией, если учащийся и руководитель проекта договорились о минимальном содержании дневника (отчета)[1].

5 баллов: учащийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем проекта вопросу (например, областная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, наблюдение за экспериментом, опрос и т.п.).

6 баллов: подразумевается, что учащийся спланировал информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план.

7 баллов: учащийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.

8 баллов: самостоятельное завершение поиска информации означает, что учащийся может определять не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения.

Получение информации

1 балл: объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта; демонстрировать владение полученной информацией учащийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию.

Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.), поэтому уже в начальной школе дневник проектной деятельности может стать тем документом, в котором фиксируется полученная учеником информация, и, соответственно, объектом оценки. Вместе с тем, возможно, учитель рекомендует фиксировать информацию с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения готовых форм, карточек и т.п. В таком случае эти объекты подвергаются оценке в ходе консультации.

4 балла: свидетельством того, что ученик получил сведения из каких-либо конкретных источников, может являться библиография, тематический каталог с разнообразными пометками учащегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п.

Обработка информации

Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта. Нарастание баллов связано с последовательным усложнением мыслительных операций и действий, а также самостоятельности учащихся. Первая линии критериев оценки связана с критическим осмыслением информации.

1 балл: ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им информацию.

2 балла: ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задает вопросы на понимание.

3 балла: ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях. Задача учителя состоит в том, что снабдить ученика такой информацией, при этом расхождения могут быть связаны с различными точками зрения по одному и тому же вопросу и т.п.

4 баллов: ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с точки зрения целей и задач своего проекта, устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.

5 баллов: ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения, например, задает вопрос об этом учителю или сообщает ему об этом.

6 баллов: ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.

7 баллов: ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации, предложенный учителем, или (8 баллов) такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций (например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа).

Вторая линии критериев оценки связана с умением делать выводы на основе полученной информации.

1 балл: сначала принципиально важным является умение учащегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.

2 балла: о том, что вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, свидетельствует то, что он смог привести пример, подтверждающий вывод.

3 балла: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под идеей подразумеваются любые предложения ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.

4-5 баллов: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку. В данном случае речь идет о субъективной новизне, то есть вполне вероятно, что приведенный учеником аргумент (для оценки в 5 баллов - несколько аргументов) известен в науке (культуре), но в изученном источнике информации не приведен.

6 баллов: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность доказательства или доказывая от противного.

7 баллов: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.

8 баллов: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Коммуникация

Письменная презентация

1-2 балл: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм, в частности, учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.

3-4 балла: нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.

5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).

6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель - вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр - проблемная статья или чат на сайте.

7 баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, он предваряет презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовки).

8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по e-mail, а если цель - продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.

Устная презентация

Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.

Монологическая речь

Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.

1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.

2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.

3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.

4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.

4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.

5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.

6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.

7 баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.

8 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.

Ответы на вопросы

Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во время презентации проекта вопросы необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать учащегося как возможности продемонстрировать умение, так и соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому.

Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.

1 балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.

2 балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.

3 балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.

4 балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.

5-6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.

7 баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).

8 баллов: свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.

В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.

Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.

1-2 балла: для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.

3-4 балла: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для III уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.

5 баллов: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.

6 баллов: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.

7 баллов: группы учащихся, работающих над проектом, или специально сформированные учителем группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому из них пошла группа. Во-первых, для входа из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, ученики изменяют организацию рабочего пространства в комнате - переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения и т.п. Во-вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов.

Если выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно - 8 баллов.

Вторая линии критериев оценки связана с содержанием коммуникации. Ситуация групповой коммуникации предполагает, что ученики будут обмениваться идеями.

1 балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.

2 балла: напомним, что ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.

3 балла: возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.

4 баллов: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.

5-6 баллов: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.

7-8 баллов: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений.

Приложение 3

Анкета для учащихся

Входное анкетирование

  1. Почему Вы выбрали данный факультатив?
  2. Какие знания хотели бы получить и чему научиться на занятиях факультатива?
  3. Какие работы Вы планируете выполнить в течение года?

Итоговое анкетирование

  1. Какие актуальные знания и умения вы получили на занятиях факультатива?
  2. Где Вы сможете применить полученные умения и знания?
  3. Какие выполненные Вами работы считаете наиболее удачными?
  4. Какие изменения Вы предложили бы внести в программу факультатива?