Развитие детей раннего возраста

 Аккужина Анна Александровна
Развитие детей от 1 г до  2-х лет
 
Физическое развитие ребенка 1 - 2 лет.
Малыш хорошо ходит, бегает, лазает, пытается подпрыгивать, перешагивает через препятствия, лежащие на полу, самостоятельно садится и сидит, бросает и ловит мяч, повторяет за движениями взрослого, например, поднимает руки, наклоняется, захватывает предметы и т.д.
Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 
  • ребенок 1 - 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей;
  • эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.д.);
  • проявляет первые самостоятельны желания (появляются слова «хочу», «не хочу», которые могут быть искажены в произношении, например, «фочу» и т.д.); вступает в игровое взаимодействия с детьми (наблюдает за действиями другого ребенка, подражает его действиям, делится игрушками и сладостями и т.д.);
  • имеет представление о своем внешнем виде.
Познавательное развитие ребенка 
  • малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах; собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку; ориентируется в двух формах, например, шар и куб;
  • экспериментирует с песком, водой, камнями; пытается подобрать путем прикладывания геометрическую форму к соответствующему отверстию грани игрушки, типа «Почтовый ящик»; знает три-четыре цвета; ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот - маленький; выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.;
  • начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.);
  • выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.;
  • называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»);
  • рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников;
  • в отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то; начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый);
  • различает «много» и «один» предметов; знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления.
Речевое развитие ребенка 
ребенок правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»), «дай ка» («дай камень»), и другое;
соотносит слова с предметами, людьми и действиями. Обратите внимание на развитие мелкой моторики у детей, которое тесно связано с речью.
Художественно-творческое развитие ребенка 
  • ребенок с удовольствием выполняет танцевальные действия и меняет их в зависимости от темпа, тональности и ритма, звучащей музыки;
  • эмоционально тонированно подпевает;
  • повторяет за взрослым человеком музыкально-ритмические движения танца, например, «ладушки-ладушки», «шарики- фонарики» и другое;
  • его внимание привлекают яркие цвета, одежда, игрушка; начинает пользоваться в своем творчестве карандашом, мелками, фломастером, исходя из их функционального предназначения (рисует линии в разном направлении, заполняя все пространство листа бумаги);
  • строит простые постройки из строительного материала или конструктора.
     
    Развитие детей от 2  до  3-х лет
     
    Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет
    Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого.
    В период от 2 до 3 лет:
    • ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
    • бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину; ловит мяч двумя ручками;
    • подражает действиям взрослого;
    • выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
    • может кататься на трехколесном велосипеде;
    • делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.
    Социально-нравственное и личностное развитие ребенка
    • ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;
    • эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
    • проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;
    • у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»);
    • имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
    • одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.
    Познавательное развитие ребенка 
    • малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
    • ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;
    • различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;
    • собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 - 8 колец и четырехсоставную матрешку;
    • подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
    • складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
    • находит предмет по признаку (мягкий, твердый);
    • складывает несложный узор из мозаики;
    • понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами;
    • свободно ориентируется в знакомом помещении;
    • пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);
    • замечает изменения в погоде и называет их;
    • активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.
    Речевое развитие ребенка
    • ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;
    • узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.;
    • правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
    • называет предметы, действия, качества;
    • использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);
    • вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;
    • рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;
    • повторяет слова и фразы за взрослым.
    Художественно-творческое развитие ребенка 
    • ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;
    • быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения;
    • повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки; одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;
    • понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;
    • использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;
    • создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики); проявляет желание творить вместе с взрослым.