Полезные материалы

Табилова Виктория Анатольевна

В данной папке содержатся полезные для работы учителя русского языка и литературы материалы. Авторы указаны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ловушки» ЕГЭ

Слайд 2

Выпускники часто смешивают термины "союз", "союзное слово" и "местоимение". Союз и местоимение - морфологические понятия, а союзное слово – термин синтаксический. Например: Учитель понял, ЧЕМ можно заинтересовать ребят . В данном СПП слову ЧЕМ можно дать характеристики: 1) как части речи - относительное местоимение (морфологическая характеристика); 2) как средству связи в СПП - союзное слово (синтаксическая характеристика); 3) как члену предложения - дополнение в придаточном предложении (синтаксическая характеристика).

Слайд 3

Союзное слово КОТОРЫЙ может быть и подлежащим, и дополнением в придаточной части сложного предложения . Подставьте вместо этого союзного слова то, что «прячется» за ним: Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча. ( Что немилосердно жгло голову? Солнце. Следовательно, это подлежащее ). Дама, которой Евгений подал руку, церемонно сошла с трапа парохода. ( Кому подал руку Евгений? Даме ( сущ. в д.п. ) . Следовательно, это дополнение ).

Слайд 4

Выпускники часто не находят союз ЖЕ, путают его с частицей ЖЕ. ЖЕ , союз противительный. Обозначает противопоставление двух предложений, близко по значению к союзу А. Дочь приехала ночью, сын ЖЕ – утром. ЖЕ , усилительная частица. После вопросительного слова усиливает его выразительность. Когда ЖЕ ты позвонишь? Усиливает значение перво го или в смысловом отношении наиболее важного слова реплики ( разг. ). Ну и силён ЖЕ ты, парень. Присоединяется к указательным местоимениям и наречиям и означает полное тожество того, на что указывается этими местоимениями и наречиями, с тем, о чем уже упоминалось в речи. Тот же. Туда же. Такой же. Там же. Тогда же.

Слайд 5

При двойных (сопоставительных союзах) запятая ставится ТОЛЬКО перед второй частью союза! как... , так и не только... , но и не столько... , сколько не так... , как хотя и... , но не то что(бы)... , но (а) если не... , то

Слайд 6

Лететь, греметь, свистеть, гореть, звенеть – глаголы 2-го спряжения. Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями: к II спряжению относятся все глаголы на - ить , кроме брить , зиждиться, зыбиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на - ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению. Если же личные окончания глагола ударные , то спряжение определяется по окончаниям ; при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь) , а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ёшь) . Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят , а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.

Слайд 7

ЗАПОМНИТЕ! блеять лелеять веять маяться выменять надеяться выровнять реять затеять ЯТЬ!!! (1 спр) кашлять Но КЛЕ ИТЬ ! таять каяться хаять кланяться чаять лаять сеять

Слайд 8

ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ можно различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные среднего рода с окончанием -О: • Слова категории состояния всегда СКАЗУЕМЫЕ , а наречия – ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. В номере душно (сказ.). Соловей пел звонко (обст.). Слова категории состояния -НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова, а краткие прилагательные изменяются по родам. Мне грустно (СКС). – Девушка грустн а (прил.). – Повествование грустн о (прил.).

Слайд 9

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: поэтому, просто, решительно, словно, якобы, авось, буквально, как будто, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти и др.

Слайд 10

Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по прибыти и , по завершени и , по приезд е , по прилёт е.

Слайд 11

Обратите внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы НЕ ! Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни , например: ни кому не нужная вещь , ни когда не встречающаяся ошибка ; б) если НЕ входит в состав усилительных отрицаний далеко не , отнюдь не , вовсе не , ничуть не , нисколько не , предшествующих существительному, прилагательному или наречию: он вовсе не друг, далеко не лучший выход , отнюдь не справедливое решение и т.д. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я , не этот , не иной , не такой , не иначе , не так . При усилительных наречиях : не очень , не вполне , не совсем . Раздельно пишется выражение не раз . При неизменяемых словах, выступающих в предложении в качестве сказуемого: не надо , не прочь , не жаль . При всех словах, пишущихся через дефис: сказано не по-русски ; поют не по-старому .

Слайд 12

Скучаю по вам или скучаю по вас ? С существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему , например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком , например: скучали по нас, скучаем по вас .

Слайд 13

Собирательные числительные употребляются только: а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода : трое братьев, двое сирот; б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц; в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении человек ): пятеро подозрительных лиц, трое ребят; г) с личными местоимениями мы, вы, они : их трое, вас пятеро; д) с названиями парных предметов : двое носков, варежек, лыж; д) с названиями детёнышей животных : двое зайчат, четверо ежат. Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных! Числительное оба ( обоих, обоим, обоими ) употребляется только с существительными мужского рода ( оба сына, на обоих домах ), а числительное обе ( обеих, обеим, обеими ) — только с существительными женского рода ( обе подруги, по обеим колеям ).

Слайд 14

Запомните: а) формы повелительного наклонения глаголов: ехать — поезжай (- те ); лечь — ляг (- те ); б) глагол класть употребляется только без приставки; в) глаголы с корнем -лож- — только с приставкой ( положить , выложить и т.п.); г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т.п.

Слайд 15

В этом случае очень часто ошибаются! Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово ( тот, того и т.д.): Взгляд отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.

Слайд 16

В этом случае очень часто ошибаются! Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже: Художник, которого вы знаете, был родом из наших мест.

Слайд 17

В этом случае очень часто ошибаются! Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом возможна, если слово который, являющееся второстепенным членом предложения, стоит в В.п. без предлога : Подруга привезла мне альбом, который купила в Париже. (Подруга привезла мне альбом, купленный в Париже ).

Слайд 18

Способ разграничения сравнительной степени прилагательного и наречия По главному слову в словосочетании: установите, от какого слова зависит форма сравнительной степени. Если от существительного — это прилагательное: Ночь ( какова ) темнее прежней. Если от глагола — это наречие : Он пошёл ( как ) быстрее.

Слайд 19

Союз и и частица и Союз И соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного: На улице дождь и ветер. Вчера было холодно, и поэтому мы решили отложить свой поход в горы. Частица И ничего не соединяет, она усиливает значение слов, при которых употребляется: Постоянно ходить грустным — в этом и заключалось его представление о романтическом поведении.

Слайд 20

Так и является частицей, если стоит перед сказуемым: А отец - то что ж ? Так и не простил ! (Дост.); Он понял , что ... пришел конец , совсем конец , а сомнение так и не разрешено , так и остается сомнением (Л. Толст.); По сути дела он так и не вкусил подлинной семейной жизни (Фад.), но: Так (наречие) и вчера шёл дождь.

Слайд 21

Наречие и частица Если к слову можно задать вопрос, то это наречие: Он говорил (как?) просто. Задача решена (как?) точно . К частице вопрос задать невозможно: Да ты просто молодец! Ты точно маленький ребёнок капризничаешь.

Слайд 22

Прилагательное, СКС и частица Если к слову можно задать вопрос, то это прилагательное или СКС: Его мнение (каково?) просто. На сердце (как?) легко и просто . К частице вопрос задать невозможно. Он просто перестал писать домой.

Слайд 23

Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме! Чаще всего именно эти слова в тексте многие ученики не определяют как краткие прилагательные ! В предложениях они являются частью сказуемого. Например: Готов ждать , но не верю твоим словам. Рад бы спеть, да не могу.

Слайд 24

ЭТО – местоимение или частица? МЕСТОИМЕНИЕ, если указывает на что-н. близкое в пространстве или времени, находящееся в непосредственной близости, прямо перед глазами : Покажи мне ЭТО озеро. что-н., предварительно, недавно, только что упомянутое в речи: В ЭТО время и произошло событие, о котором мы расскажем. явление, предмет, о к-ром идет речь, к-рый находится перед глазами, о к-ром говорят. ЭТО был мой давний друг. Свидетель, поясните суду, как всё ЭТО случилось. ЭТО просто чудо! ЧАСТИЦА, если подчеркивает, усиливает предшествующее вопросительное местоимение или наречие, образуя с ним как бы сложное вопросительное местоимение или наречие: Как ЭТО так? Кто ЭТО пришел? Что ЭТО ты так весел? Куда ЭТО он поехал? указывает на связь подлежащего со сказуемым: Сахалин – ЭТО уникальный остров. Можно заменить синонимом только : ЭТО родители могут позволить себе быть по-настоящему строгими с детьми.

Слайд 25

Способ разграничения союзов и союзных слов  Союзное слово можно заменить существительным, другим местоимением: Это был дом, который построил мой отец. (Ср.: Это был дом. Дом построил мой отец. Его построил отец. )  Союзное слово можно заменить другим союзным словом: Это был дом, что построил мой отец.  Союзные слова имеют лексическое значение. (См. предыдущие примеры).  Cоюзные слова являются членами предложения. (В предыдущих примерах — это дополнение).  На союзное слово падает логическое ударение: Я знаю, что ты мне хочешь сказать.  Союзное слово невозможно удалить без изменения смысла предложения: Мне сообщили, когда ты приедешь. Союзы не имеют лексического значения, не являются членами предложения, в большинстве случаев союз можно опустить, смысл предложения не изменится: Мы видели, что ты пришёл. — Мы видели: ты пришёл.

Слайд 26

Всегда раздельно пишутся следующие предлоги: в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине.

Слайд 27

ВНИМАНИЕ! Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени , так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу ( Ч.) — лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным!

Слайд 28

Как отличить составное глагольное сказуемое от подчинительного словосочетания, похожего на него? Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом. Командир приказал разгрузить машину. Приказал – простое глагольное сказуемое, разгрузить – дополнение (приказал – командир , разгружать будет кто-то). Это словосочетание. В составном глагольном сказуемом действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Я хочу летать. Хочу лететь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я, летать буду – я).

Слайд 29

Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который , то оно не отделяется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом , а после слова который — нет. Вот книга, прочитав которую _ ты многое для себя откроешь. Зося видела в них единственную для себя защиту, потеряв которую _ была обречена в этом поле. ( В. Быков ) Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указана запятая после этого слова.

Слайд 30

Если однородные члены предложения, однородные причастные и деепричастные обороты, однородные придаточные соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится! Например: Чистота и уют царили в доме. Сверкая на солнце и весело переливаясь, ручьи неслись к реке. Река, вышедшая из берегов и затопившая село, успокоилась. Теплота , с которой дочь говорила о своей матери и которая освещала её лицо , невольно привлекала внимание.

Слайд 31

Ловушка! Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий второстепенный член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится : В гостиной горели свечи и слышались весёлые детские голоса. Здесь льют колючие дожди и бушуют злые ветры.

Слайд 32

Ловушка! Запятая на стыке союзов! ,и когда… , то ,и если… , так ,что если… , то ,что когда… , то ,что хотя… , но ,но если… , то ,но так как… , то Стык союзов → то/ но / так → запятой нет! Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его. Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.

Слайд 33

Ловушка! Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.; 2) с помощью любых союзных слов; 3) с помощью союза-частицы ли. Обратите внимание на 3-ий способ! Туристы не знали (о чём?), смогут ли они засветло добраться до базы.

Слайд 34

Ловушка! Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда . Я знала, когда он приедет ( когда — союзное слово в роли обстоятельства времени. Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие — когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетание когда приедет . )

Слайд 35

ЛОВУШКА! Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Из разговора Андрей понял, где произойдёт встреча. При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: (где?) – союзное слово где (наречие) . Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос : произойдёт. Таким образом, выписываем словосочетание где произойдёт.

Слайд 36

Внимание! В сочетаниях слов с неодушевлённым существительным типа два дома числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетаниях слов с одушевлённым существительным (два друга) во всех падежах, кроме именительного, вид связи – согласование; в именительном – управление.

Слайд 37

Внимание! Компоненты словосочетания могут быть расположены дистантно, т.е. отдалённо друг от друга! Задание. Найдите с/с со связью управление. Антон позвонил своему давнему доброму другу. В данном случае объединить слова в с/с поможет вопрос: позвонил (кому?) другу.

Слайд 38

НЕ являются словосоче-таниями! (см. следующий слайд)

Слайд 39

Грамматическая основа предложения Дождь идет. Однородные члены предложения Бегают и смеются; дети и взрослые и т. д. Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным Возле сада ( возле — предлог); также смеялся ( также — союз); будто в сказке ( будто — частица); Фразеологизмы Стоять на часах, бить баклуши, играть в бирюльки Время глагола Буду читать Составные глагольные сказуемые Начал петь, хочу верить, продолжал говорить Составные именные сказуемые Считался погибшим, является больным Сравнительная степень прилагательных и наречий Менее красивый, самый добрый, всех лучше Вводные словосочетания Иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, может быть и т.д.

Слайд 40

Москва, издательство «Экзамен», Егораева Г.Т.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Система упражнений по обучению выпускников комментарию к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения
Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года
Коммуни-кативная компе-тенция(речевые умения)
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (К2)
55%
Аргументация собственного мнения(К4)
43%
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. (2 балла)
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. (2 балла)
2012
2011
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К2, подсчет слов в сочинении). Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована,нобез опоры на исходный текст,или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста. (1 балл)
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована,но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста. (1 балл)
2012
2011
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
[1] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
[1] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии.
2012
2011
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.
2012
2011
Уточнена формулировка задания С1. Методы и приёмы обучения написания комментария к проблеме.Образцы текстов и фрагментов комментариев к проблемам, рассматриваемым в них.Методы и приёмы обучения аргументации.Анализ типичных ошибок по критериям 2 (комментарий к сформулированной проблеме) и 4 (аргументация собственного мнения).«Банк» аргументов по самым различным проблемам.
Прокомментироватьпроблему – значит показать степень понимания текста;умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора;ход авторской мысли.
Требования к комментарию
Комментарий к проблеме может включатьхарактеристику проблемы;анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;анализ аспектов (микротем);синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:
Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п.
Глаголы, передающие мысли, особо важные автору
Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п.
Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции
Автор считает, утверждает, что…; убеждён в том, что; делает вывод, что…
Роль типов речи в комментарии
Описание
Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору.
Повество-вание
Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию.
Рассужде-ние
В художественных текстах рассуждение показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки;помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей; передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого; доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.
Варианты обучения написанию комментария
Используем в работе задание А28
Говорим об актуальности проблемы
Анализируем композиционные и художественные приёмы, типы речи
Анализируем аспекты проблемы
Учимся на готовых примерах
Работаем с текстом
СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА     (1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.    (4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»    (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.    (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"    (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.    (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."   
(27) - Что вам, Семен Иваныч?    (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.     (30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..." (39) - Что там еще?    (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?    (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."    (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался… (Ал.П.Чехов)
Вариант 1. Обратимся к заданию А28.
Какое высказывание противоречит содержанию текста?Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.Безусловно, это вариант 2. Убираем его. Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, которые и следует прокомментировать.
Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.
Вариант 2. Анализируем композиционные и художественные приёмы
З а г л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно Ал.П.Чехов видоизменил его на слёзы крокодила?) «Говорящая» фамилия героя. Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий.Авторская ирония.
Вариант 3. Говорим об актуальности проблемы
Проблема двуличия (лицемерия)Актуальная (почему?) потому чтоэто один из самых распространённых и отвратительных человеческих пороков;помогает наглядно убедиться в том, что двуличие может перерасти в образ жизни; наглядно показывает несоответствие между внутренним и внешним образом человека.позволяет осознать, насколько гадок человек, который поступает прямо противоположно тому , что думает;позволяет понять, что единственный путь выявления лицемерия — это сопоставление мыслей и слов человека с его делами и т.д.
Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;выделить основную мысль каждой микротемы;сформулировать данную мысль;записать её в виде пункта плана.
Образцы работы над комментарием Вариант 4: анализируем аспекты проблемы
Аспекты проблемы
Комментарий
Жизнь, по мнению Иудина, устроена совершенно несправедливо.
Автор эмоционально воздействует на читателя, передавая мысли и чувства П.С.Иудина, суть нравственной проблемы, волнующей его героя.
Человечество, считает Иудин, само породило нищету, продажность и позор.
Герой осуждает богатых за их бездействие и нежелание помочь людскому горю.
Ал.П.Чехов также даёт возможность читателю понять, что Поликарп Семёнович видит причину людских бедствий в бездействии богатых.
Поступки Иудина прямо противоположны его «высоконравственным» мыслям.
Однако, иронически рассказывая о поступках ростовщика, писатель недвусмысленно подчеркивает своё негативное отношение к нему, которое также передано в названии рассказа и «говорящей» фамилии героя.
Вариант 5: анализ типов речи (повествование)
Рассказывая о событиях того дня, автор дает возможность увидеть узловые места текста, где затрагиваются особо важные для писателя нравственные вопросы.
Экспозиция
2 предл.
Завязка
4-6 предл.
Развитие действия
13 – 15; 18 пр. 22-23,37-38 пр.
Кульминация
30-31, 43-44 пр.
Развязка
45-46пр.
Тип речи – рассуждение.

В художественных текстах рассуждение показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки;помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей; передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого; доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.
В данном тексте рассуждение как тип речи помогает автору объяснить психологию, пове-дение П.С.Иудина, а читателю – увидеть лицемерие этого героя.

(1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая… (7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше. (9) В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со "второго фронта". (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать - и в рот! (14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: "Шакал!" (16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение - белая макаронина… (18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…(20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом. (21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня - и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе. (23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше. (24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение. (26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь. (По В.Астафьеву)
Роль описания как типа речи
Описание заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору.
Что описывает автор в данном тексте?
Ложки героев рассказа
Макаронину
Действия героев
Мысли рассказчика
Внутреннее состояние
Вариант 2
Великодушие…В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистичным потребностям. Автор показывает, как низки мысли и переживания его рассказчика, одержимого одним чувством – утолить голод. Да, безусловно, это сильное желание, но Астафьев обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца: он тоже не менее голоден, однако его действия и поступки позволяют понять и финальные рассуждения повествователя, и авторскую мысль.
Внимание акцентируется не на поступках героя, а на действиях автора, что и требуется в комментарии к проблеме текста.
Роль рассуждения как типа речи
Рассуждение позволяет за конкретной авторской мыслью увидеть широкую, общую проблему и сформулировать её: в тексте поднимается проблема великодушия - свойства характера, выражающегося в бескорыстной уступчивости, снисходительности, в способности жертвовать своими интересами.
Роль противопоставления как композиционного приёма
Позволяет читателю понять поведение и мысли героев;их внутреннее состояние;отношение к жизни, окружающим.Вариант 1. Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственно-прямая речь, использованная автором, передает чувства героя- рассказчика. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции.
Размышляя о разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься о том, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой пишет о том, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист утверждает: многие ученики не могут даже назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, по мнению автора, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем реже школьникам говорят о значении нашей великой победы. (Проблема исторической памяти)
Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателя на поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромным молчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно-прямая речь подчёркивает, насколько жесток и лицемерен этот персонаж. Автор отмечает, что безразличие к судьбе собственной семьи господствует над героем, превращая его в бездушное существо, глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и не пытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевная черствость может стать причиной разрыва с самими близкими людьми. Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонаж рассказа, свойственна многим моим современникам. (Проблема равнодушия)
Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя многое связывает с покинутой Родиной: детальное описание родного дома, речки, деревенских жителей позволило передать непреходящую боль человека, принявшего опрометчивое решение покинуть страну. Но, подчеркивает писатель, такое состояние испытывают многие, оказавшиеся в подобной ситуации, и кольцевая композиция создает впечатление замкнутого круга, из которого невозможно вырваться, как невозможно забыть свои истоки, всё то, что когда-то наполняло жизнь смыслом и радостью. (Проблема ностальгии; любви к Родине)
Типичные ошибки в комментарии
Замена комментария пересказом содержания исходного текста. «Автор пишет о том, как к нему пришел старый фронтовик и рассказал о бессовестных молодых людях, так и не уступивших ему место в метро. Публицисту пришла в голову идея, как можно бороться с ними» и т.п.
2. Замена комментария описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного. «Мне текст понравился. Проблема невоспитанности – вечная проблема, которая волнует и автора текста. Я думаю, что он передает своё отрицательное отношение к подобным явлениям нашей жизни».
3. Замена комментария переписанным текстом рецензии задания В8. «В языке автора просторечные слова используются для выражения комического отношения к негативным явлениям нашей жизни, характерам и поступкам, а лексические повторы позволяют увидеть то, что вызывает отрицательную реакцию публициста».
4. Замена комментария рассказом о средствах выразительности. «Чтобы передать свои эмоции, автор использует вопросно-ответную форму изложения, риторические вопросы и восклицания».
5. Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме.«По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор».
Замена комментария одной развернутой цитатой из текста. Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать» нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют».
5. Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме.«По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор».
Замена комментария одной развернутой цитатой из текста. Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать» нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют».
Обратите внимание!
Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.
Работа над аргументацией
Вариант «банка» аргументов
Блоки проблем
Проблемы
Утвержда-ющие тезисы
а) Аргументы из читательского опыта;б)аргументы из жизненного опыта
Чело-век и общест-во
Лицемерия, двуличия
Двуличные люди безнрав-ственны.
а) Иудушка Головлёв, герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», постоянно говорил о любви к «милому другу маменьке», а впоследствии, завладев наследством, превратил ее в приживалку в своем доме. Он же, лицемерно изображая человека, истинно верующего в Бога, довел сына до самоубийства.б) Сейчас с экрана телевизора можно часто услышать негодующие речи о жестокости молодёжи. Но ведь то же самое телевидение практически на каждом канале демонстрирует фильмы, посмотрев которые, осознаешь, что человек человеку – враг…
Тезис
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1 Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
В ы в о д
Варианты заданий
Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что. Лицемерная любовь хуже ненависти. а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь. б) Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье. в) Действия и поступки ненавидящего предсказуемы. Ответ – в)
Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису. Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I) а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами.б) Явный враг не скрывает своих намеренийв) Человек - самый страшный враг сам себе. Ответ - в)
Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. Если притворяться перед другими, то под конец начинаешь притворяться перед собой. (Франсуа Ларошфуко)а) Если вы говорите у меня за спиной, значит, вы в числе тех, кого я оставил позади.б) Живи открыто, честно и гордись тем, что ты – личность.в) Думай и делай только то, что хотят от тебя окружающие. Ответ б)
Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. Лицемер - всегда раб. (Р. Роллан) а)(Потому что)… б)Поэтому…(Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод) а) (Потому что) свобода — это когда не нужно притворяться   перед   самим  собой . (Потому что) желая быть кем-то иным, а не самим собой, он и превращается в ничто.б)Поэтому никакой другой порок не может быть столь разрушительным для человека, как лицемерие.
Ищем ошибки в аргументации
Тезис
Лицемерие – неискоренимый порок.
Аргумент 1
Людям с двойной моралью легче жить: они приспосабливаются к любым обстоятельствам.
Аргумент 2
Не стоит дружить с лицемерами.
(Вторая мысль НЕ является аргументом для выдвинутого тезиса)
Ищем ошибки в аргументации
Тезис
Лицемерие – неискоренимый порок.
Аргумент 1
Я думаю, что человек должен себя перебороть! Именно в борьбе и закаляется характер!
Иллюстрация
Например, я каждый день давала себе обещание, что займусь спортом, но откладывала это на потом. Однако я переборола себя, и если уж пообещала, то теперь выполняю обещанное.
(Аргумент и иллюстрация связаны с другой проблемой текста)
Ищем ошибки в аргументации
Тезис
Лицемерие – неискоренимый порок.
Аргумент 1
Во-первых, многие лицемерят ради карьеры, своих личных материальных выгод с единственной целью – получить как  можно  больше всяких земных благ.
Иллюстра-ция
Например, Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», желая добиться расположения Софьи, сначала не спорит с Фамусовым, а соглашается с ним.
(Иллюстрация не соответствует аргументу)
Образец аргументации
Тезис
Серьёзная музыка подобна чудодейственному лекарству. (почему?)
Аргумент 1
(Так как…)В самом деле, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия.
Иллюстрация
Так, духовную музыку, благодаря ее способности облегчать боль, ученые называют анальгетиком в мире звуков.
Аргумент 2
(Так как…) Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Во многих произведениях рассказывается о том, как музыка буквально спасала людей в труднейших жизненных ситуациях.
Иллюстра-ция
Например, Петрусь, герой повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог бы всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.
Вывод
(Что следует из вышесказанного?) Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, даёт исцеляющую силу.
Что подарить бабушкам - мамам? Перед каждым праздником один и тот же вопрос. На прошлый Новый год я решила вместе с покупными подарками подарить…чашу детских воспоминании! Села писать письма. Письма-воспоминания. От руки, не на компьютере. Так увлек меня этот процесс, так унес он меня в детские дали, настолько увлекательным был, что захватило это действо меня с головой! Но больше одного письма в день – трогательного и нежного – у меня не получалось. Я писала своей маме, как я помнила ее запах и голос в раннем детстве, как ждала ее вечернего прихода за мной в детский сад. Как я искала щедрые подарки под елкой и свято верила, что это Дед Мороз мне туда их положил. Как мы ходили к папе в больницу на 8 марта и он подарил моей замечательной мамочке флакон «Рижской сирени». Мама так растрогалась, что взяла флакон за верх коробочки… Духи «рассыпались» на тысячи мелких молекул. Сиренью пахла вся палата! Как в свой день рождения папа подарил ей красивые дорогие серьги – и это был лучший подарок ему – ее восторг и счастливые глаза. Много других трогательных и интимных воспоминаний. И в каждом письме я писала о том, как я люблю ее, что она самый дорогой для меня человек. Как я хочу, чтобы она всегда была с нами, чтобы болезни обходили ее стороной. Писала, и светлые слезы застилали мои глаза, помогая мне вылить на бумагу всю свою трепетную нежность к самому дорогому человеку. Как редко мы говорим нашим самым близким о любви… К сожалению… Суета и будни поглощают наше время. А ведь нашим старикам нужно совсем немного: наше внимание и понимание, ощущение своей нужности. Иногда надо просто их выслушать и услышать. У них должен быть авторитет в семье. И только мы можем поднять их значимость! Думаю, что такие вот письма из детства – тому доказательство. Письма написала, заклеила их в красивые конверты и подписала: «Вскрыть 1 января». На другом – 2 января и так далее. Затем перевязала их яркой атласной лентой и положила в чашу. Мама просила ей красивую чашу подарить. Сверху приклеила броскую этикетку: «Именная чаша воспоминаний». И строго-настрого велела не открывать ее до вечера 1 января. Отпраздновали Новый год по-семейному – с играми, розыгрышами и лотереями, с подарками и поздравлениями из разных стран. Весело, шумно! Разъехались по домам… А вечером… Я столько услышала в свой адрес нежности и признательности… Мама плакала и благодарила… Вот как – обратная связь! Мама хранит эти письма и иногда их перечитывает. Говорит, что это ее шедеврики. Так их и называет. Попробуйте и вы побаловать своих старших родственников такими вот трогательными откровениями. Это нужно не только им! (По Ж.Магиной)
Конспект-схема сочинения
Проблема семейных отношений
Добрые письма-воспоминания – это не только необычный подарок, но и возможность выразить свои чувства.
Внимание к старикам позволяет им почувствовать свою значимость, свой авторитет в семье.
Любовь к близким, забота о них рождают в стариках глубокую признательность, нежность.
Тезис:Нежные, заботливые отношения в семье обогащают всех.
Аргумент 1.Теплое общение создает атмосферу взаимной любви, счастья, гармонии.
Аргумент 2. В таких семьях вырастают счастливые, добрые, внимательные дети, не мыслящие себя без заботы о родителях, окружающих.
Иллюстрация (читательский опыт):отношения в семье Ростовых («Война и мир» Л.Н.Толстого)
Иллюстрация (житейский опыт)
Вывод
Обратите внимание!
Высказывание приобретает функцию аргумента только тогда, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса.
Идём за учителем!
Тезис
Аргумент 1 учителя
Мой аргумент 1
Иллюстрация 1 учителя
Моя иллюстрация 1
Аргумент 2 учителя
Мой аргумент 2
Иллюстрация 2 учителя
Моя иллюстрация 2
Вывод учителя
Мой вывод
Ягодка(1)Куда только не занесут охотника ноги!(2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!(4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...(8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская. (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.(10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.(14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.       
(16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.(17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.(19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.(21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…(22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.(24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...(25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.(27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»(30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (21)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… (По В. Астафьеву)   
Типы аргументации.
Поддерживающая
Тезис
Прямые доказательства
Вывод
Тезис
В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив.
Аргумент 1 учителя
Я согласен с позицией автора. Нездоровое любопытство окружающих, их цинизм и бестактность всякий раз заставляют инвалида чувствовать себя ущербным.
Мой аргумент 1
Иллюстрация 1 учителя
Подобное отношение к себе пережил Квазимодо, герой романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Его внешность пробуждает в людях отвращение, враждебность, и они буквально ненавидят несчастного горбуна.
Моя иллюстрация 1
Аргумент 2 учителя
Кроме того, многие в обществе считают, что жизнь инвалидов просто бессмысленна.
Мой аргумент 2
Иллюстрация 2 учителя
Наверное, поэтому у нас переполнены детские дома для детей-инвалидов, которым, к тому же, оказывается ещё и слабая государственная поддержка.
Моя иллюстрация 2
Вывод учителя
Невозможно чувствовать себя полноценным, счастливым человеком, каждый день борясь за выживание.
Мой вывод
Типы аргументации.
Опровергающая
Тезис
Обратныедоказательства
Антитезис
Тезис
В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив.
Аргумент 1 учителя
С автором сложно согласиться. Во-первых, восприятие жизни зависит от мироощущения самого человека.
Мой аргумент 1
Иллюстрация 1 учителя
Так, главный герой автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» в результате болезни навсегда потерял способность передвигаться без костылей. Многое пришлось пережить этому мальчику, однако он сохранил в себе удивительную способность радоваться жизни, всем её проявлениям.
Моя иллюстрация 1
Аргумент 2 учителя
Во-вторых, возможность инвалида прожить счастливую жизнь, не ощущая собственной ущербности, зависит от того, насколько он сам будет стремиться наполнить её радостью, которую часто дает творчество.
Мой аргумент 2
Иллюстрация 2 учителя
Например, художник Григорий Журавлев появился на свет без рук и без ног. Он писал картины кистью, держа ее ртом. Окружающие завидовали ему, считая мастера по-настоящему счастливым!
Моя иллюстрация 2
Вывод учителя
Жизнь инвалидов всегда будет иметь только те цвета, которыми они сами её раскрасят.
Мой вывод
Задания, позволяющие обнаружить степень адекватности восприятия текста выпускниками.Упражнения, позволяющие научить выпускников видеть аспекты проблемы, намеченные автором.Способы пояснения (истолкования) аспектов проблемы.Упражнения на отработку различных видов интерпретации проблемы.Упражнения и задания по аргументации собственного мнения.Иллюстративный материал для аргументации.Упражнения по предупреждению ошибок в критериях 2 и 4.
связаны с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия — грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
Конечно, кто из нас не хочет быть счастливым? Весь вопрос только в том, как удержать это кратковременное состояние. Существует много советов по этому поводу, но автор данной статьи, по-моему, много на себя берет, с ученым видом знатока раздавая рецепты счастья. Такого примитивного совета — завести себе «кошку, собаку или же волнистого попугайчика» и стать от этого счастливым я еще не слышал! И уж совсем абсурдной считаю мысль о том, что отсутствие счастья может стать причиной «болячек». О подобных проблемах должны рассуждать компетентные люди, а не дилетанты.
Благодарю за внимание!Егораева Г.Т.Москва