Конкурсные материалы муниципального этапа конкурса "Учитель года России" 2017

Михайлова Ольга Игоревна

На данной странице расположены материалы для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года - 2017"

Эссе "Я -  учитель"

Конкурсное задание "Методический семинар" 

Ссылка презентации к конкурсному заданию "Методический семинар" https://yadi.sk/i/LmjaXiLP397Lvd

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx31.86 КБ
Файл esse.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы на уроках истории  и во внеурочной деятельности

 как средство воспитания гражданско-патриотической позиции

Любовь к родине — не отвлеченное

понятие, но реальная душевная сила,

 требующая организации, развития

и культуры.

                                Толстой А. Н.

          Уроки истории как никакой другой предмет, содержат большой потенциал в плане патриотического и гражданского воспитания личности. Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Без знания истории своего времени, прошлого своего народа нельзя воспитать  личность, гражданина, патриота и это понимает любой учитель.

         Наша  история -это наша жизнь, наша гордость , в ней были созидатели и разрушители, великие исторические личности и простые исполнители.   Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. 

         Гражданское и патриотическое воспитание школьников сохраняют свою актуальность, обусловленную как объективной потребностью общества и государства. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования акцентирует внимание педагога на ряде моментов, которые напрямую связаны с задачами гражданского и патриотического воспитания: стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; ориентирован на приобретение выпускником следующих личностных характеристик («портрет выпускника основной школы»): «...любящий свой край и своё Отечество,... уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством».                 

        Диагностика гражданско-патриотического воспитания современных школьников выявила крайне низкую субъектную оценку уровня гражданского самосознания, ощущается падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, проявляется негативизм либо равнодушие, неуважение к социальным институтам. Разрушение идеологической оболочки российского патриотизма на волне переоценки ценностей были утрачены, потеряны многие его корни. Этот негативный процесс, объективный в силу глубинных катаклизмов во всех сферах жизни страны, связанный с разрушением, распадом советской командно - административной системы, во многом был инициирован «перестроенной» конъюнктурой, политическими спекуляциями т.д. В силу сложившихся условий за коммерциализацией практически последовала «вестернизация» многих сторон духовной жизни россиян, был существенно размыт важнейший фактор развития у молодежи качеств российского патриота.         В ряду наиболее опасных негативных процессов оказались размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели, независимо от того, какой социально-политической ориентации они придерживались, утратили силу нравственного идеала как фактора воспитания.

          В современной педагогической практике необходимо использование  таких подходов, которые способствовали бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у подростков, устойчивому положительному отношению  к общепринятым нормам и нравственным ценностям России.  Необходимо сконструировать такой  урок, который будет  увлекательным, деятельным, активным, чтобы обучающиеся проявляли интерес и уходили с желанием встретится здесь вновь, научились анализировать, сравнить, давать личную оценку  событиям и историческим личностям, находить ответы на сложные жизненные вопросы. Опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее  ученик сможет выбрать своё жизненное мировоззрение, собственное видение себя как личности в обществе, заложить ментальные основы российского гражданина.

          Для реализации вышесказанного  я стараюсь  задействовать разнообразные педагогические методы и приемы.

Цель методического семинара: осмысление педагогического опыта применения интерактивных методов  как средства формирования гражданско-патриотической позиции школьников

Задачи:

  • представление педагогического опыта применения интерактивных методов как средства формирования гражданско-патриотической позиции школьников,
  • демонстрация приемов ведения дискуссии как одного из методов интерактивной технологии обучения,
  • определение достижения  результатов

           Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную, интерактивную. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Интерактив реализуется  через 5 последовательных этапов:

  • Генерация представлений участников
  • Информирование
  • Осмысление
  • Презентация идей и взглядов
  • Самоорганизация наработанных преставлений

          Интерактивные технологии  являются отличным  средством достижения атмосферы доброжелательности и сотрудничества на уроке.  Для воспитания гражданско-патриотической позиции у учеников я часто применяю дискуссионный метод. Он  позволяет решать образовательные задачи, при этом способствует развитию мотивационно-потребительской, эмоционально-чувственной сферам личности, создает условия для самоопределения и утверждения в группе сверстников.

         Влияние дискуссии на личностное становление учащегося так же обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения. Наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Её можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.

         Эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.  Она  способствует формированию ключевых компетенций   ученика. Метод дискуссии предусматривает большую вариативность в формах и приемах ее проведения, что делает урок насыщенным.

            На уроках истории я часто применяю прием "Перекрестная дискуссия". Урок истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года».  После изучения  основных событий войны ребятам предлагается проблемное задание. Вырезка из  статьи о битве при Бородино «Утром 26 августа 1812г  армия Кутузова снялась с позиций и ушла в сторону Москвы. Французы вздохнули с облегчением и объявили о своей полной победе. Так они считают и до сих пор. Русские не менее уверенно говорят, что битву у Бородино они, по крайней мере, не проиграли.» , предлагается видео сюжет из передачи с выступлением историка, публициста А.И. Фурсова.  На первом этапе(домашнее задание)  каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах на следующем уроке, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы – в первую группу входят те учащееся, которым ближе первая точка зрения, во вторую – те, кому ближе вторая точка зрения. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме: первая группа высказывает свой первый аргумент – вторая группа его опровергает – вторая группа высказывает свой первый аргумент – первая группа его опровергает и т.д.

          Очень результативно применять на занятиях шкалу мнений. Урок истории в 9 классе по теме «Октябрьская революция. Становление Советской власти». Это второй урок по истории русской революции 1917 года. Введение в дискуссию: Нужна ли была революция 1917 года в России? На экране шкалу мнений:

Нужна (красный)

Нужна, но с оговорками…(розовый)

Не нужна, но были объективные причины…(фиолетовый)

Не нужна (синий)

          Предложите ученикам выбрать одну из позиций (поднять табличку нужного цвета). Раздать ученикам распечатанные материалы с разными позициями учёных (историков, философов), публицистов. Рассаживаем учеников по группам единомышленников, придерживающихся данной позиции. Обсуждение в микрогруппах поможет ученикам чётче формулировать свои мысли, дискутировать более аргументированно. Учитель ведёт дискуссию, просит участников при необходимости приводить более веские аргументы в защиту своей позиции.

          По аналогичному примеру проводятся дебаты. Урок истории в 8 классе по теме «Выступление декабристов».  На сайтах находится информация с  историческими источниками, в которых отражено мнение современников исторического события. На уроке дается отрывок из телепередачи с двумя разными точками зрения на декабристов и их деятельность.  Ребята должны внести  аргументированное собственное мнение на основе представленных источников, дать личную  оценку данного выступления.

          В свете последних событий особенно остро стоят вопросы по истории Великой Отечественной войны и её результатах. Всё дальше вглубь истории уходят события  Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладят эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед.

        Благодаря поисковой деятельности, обсуждению, критическому подходу ребята делают выводы самостоятельно, не прописанные учебником, как факт, а  погружаются в суть вопроса, становятся ближе участникам исторических событий. Историческая память — самое драгоценное и священное качество личности, которое делает его настоящим патриотом. Сила ее велика. Обращаясь к ней, к историческим страницам многовековой истории страны, последующие поколения черпают из кладезя прошлого драгоценные крупицы опыта, мудрости и нравственной чистоты. Все это придает силу, мужество и уверенность в делах нынешних поколений. В данной работе на помощь приходит проектный метод.

         Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории также активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует становлению гражданско - патриотической позиции и нравственно-эстетическому развитию.  

         Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы.

         Более десяти лет занимаюсь работой в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», в котором предложено 19 программ для исследований. В своей работе я использую следующие программы: Летопись родного края, Земляки, Великая Отечественная война, Война и дети, Литературное краеведение, Исторический некрополь и многие другие. За это время было подготовлено большое количество исследовательских работ и проектов, ставших победителями как на муниципальном уровне, так и на краевом. Ребята, подготавливая данные работы, признают необходимость информации о гражданах России, своих земляках, жизнь которых может служить примером для подражания, определения собственных критериев гражданственности и патриотизма.

          Об эффективности использованных методов  можно судить по результатам, достигнутых учащимися. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

          Как показывает практика, использование интерактивных методов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс, о чем свидетельствует увеличение количества обучающихся, занятых во внеурочной деятельности по истории родного края.

           Повышение познавательного интереса школьников к истории своего села, своей школы, своей семьи, интерес к историческим и краеведческим конкурсам и викторинам, участие в  туристско-краеведческом слете "Отечество" также можно считать результатом формирования гражданской идентичности.

           В результате непрерывной работы во внеурочной деятельности была создана база данных о ветеранах ВОВ, проживающих в с. Журавское; к 70-летию Победы оформлена стена Памяти; организованы встречи с учителями – ветеранами и участниками ВОВ,  экскурсии в музей, поздравления с праздниками.

            На высоком уровне проходит организация тематических выставок в Комнате Боевой Славы школы и проведение экскурсий.

           Чтобы молодежь могла точно ориентироваться в окружающем мире, необходимо воспитывать у каждого человека любовь к правде, постичь уроки героического, нравственного, мужественного, всего того, что было в прошлом. Патриотизм, воспитанный на правде истории, — школа воспитания и формирования настоящего патриота и гражданина.

           Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми. Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей.



Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Эссе»

«Учить и учиться!»

25 мая   1997 года на линейке Последнего Звонка, еле сдерживаясь, прятали влажные глаза мальчишки, девчонки, не стесняясь, рыдали в голос. Не плакала только я. Нет, не от чёрствости – просто я точно знала, что пройдёт не так много времени, и вернусь в свою школу, но уже не учиться, а учить. По-другому быть и не могло.

Закономерность моей судьбы началась с имени Левченко Ларисы Николаевны. Именно так звали мою бабушку, которая стоит у истоков педагогической династии Алексеевых. Учителями стали две её дочери – Светлана Александровна и Нелли Александровна. Мне кажется, что будущее моей старшей сестры Натальи и моё были определены задолго до нашего рождения, как, наверное, и будущее моей племянницы, которая после окончания Журавской школы уже второй год учится в Ставропольском педагогическом институте. Мы росли в атмосфере учебников, постоянной проверки тетрадей, подготовки к урокам, разговорах об учениках. Любимой игрой у нас была игра «в школу».

Уже тогда на подсознательном уровне мы, получая какие-то знания, тут же передавали их своим «ученицам». По опыту своих близких я знала, что работа в школе намного сложнее, чем о ней думают окружающие, и всегда считала, что до Учителя нужно дорасти, что в этой профессии недостаточно только учить, нужно всю жизнь учиться.

И сегодня я с гордостью говорю, что я – Учитель, и благодарю судьбу за столь судьбоносное стечение обстоятельств, благодаря которым я пришла работать в школу. Мысленно перелистываю страницы своей педагогической биографии: Железноводский педагогический колледж по специальности учитель начальных классов, потом работа в родной Журавской школе №5 и одновременная  учёба  в Московском государственном открытом педагогическом университете имени Шолоховапо специальности учитель истории и права.

Свою миссию как учителя я всегда видела в том, чтобы ребята получили хорошую подготовку по моим предметам, чтобы у них развивались коммуникативные умения и навыки. Я научила их многому. Но сейчас мне кажется, что большему научилась сама. И в первую очередь - видеть в каждом ребенке личность, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Я работаю в школе, особенной, неповторимой, удивительной, школе, ориентированной на работу с одаренными детьми, а их в нашей школе очень много.Скажу с абсолютной долей уверенности, что работа с сильными детьми – это высший пилотаж в работе учителя. Нужно всегда быть готовым к самым неожиданным вопросам, выходящим далеко за рамки школьной программы. Изучаем эпоху Ивана Грозного или Петра Первого,и вдруг неожиданный вопрос: «А почему …?» Действительно, почему? Никогда не задумывалась над этим вопросом. Ну что ж, давайте разбираться вместе. Просматриваю в различных источниках я, изучают вопрос ученики. Находим ответ, обсуждаем… Как же здорово, что этот вопрос на уроке так вовремя прозвучал!

Работа с одаренными детьми - это равноправная дискуссия, это выстраивание содержания урока с ориентацией исключительно на сильного ученика, это постоянный поиск чего-то нового и неизвестного, это любознательность и активность, которую нужно поддерживать активными формами и методами работы. Ведь заскучают же они на уроке, выполняя ряд однообразных заданий, в которых абстрактный материал так оторван от их личного социального опыта!

С приходом в образование ФГОС я пришла к выводу, что учиться учить по-новому – вот наша первоочередная задача, ведь я сегодня – не единственный источник знаний для ребят; нет-нет, да и поставят что-нибудь под сомнение, а то и перепроверят информацию за учителем. Но всё же они идут в школу, ко мне на урок с широко открытыми глазами, полными любознательности и желания познать новое, неизвестное, вступив со мной в равноправный диалог.

Чему же я, как учитель истории, обществознания и права, должна учить сегодня? Уважению к собственной истории, осознанию красоты родных обычаев и традиций, пониманию того, что без знания прошлого нет и не может быть будущего. В знании истоков наша сила и единство, в этом я абсолютно убеждена.

Замечу также, что учителю истории нужно быть в какой-то степени философом, историком, искусствоведом, литератором, чтобы очаровать историей своей родины, окрылить каким-то историческим героем. Поэтому подготовка к урокам занимает лично у меня очень много времени. Но эта работа воздается сторицей, когда слышишь содержательные ответы ребят, когда слышишь не списанные из Интернета мысли, а самостоятельные, глубокие детские рассуждения. Вот почему к глаголам учить и учиться так хочется добавить еще один – воспитывать.

Вспоминается мне такой случай. Как-то на открытом уроке русского языка учительница предложила своим ученикам подобрать рифму к слову «учитель». Много чего выкрикивали ребята: «Мучитель, даритель, хранитель, объяснитель, спаситель …» А один мальчик, подумав, тихо произнес:«Душестроитель». Ну что тут скажешь? Такие откровения дорогого стоят. И это еще одно подтверждение того, что воспитательная роль учителя сегодня велика.

Воспитывать современное юное поколение непросто. Мне вспоминаются слова профессора Смоленского государственного университета Вадима СоломоновиачБаевского: «Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры  гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка». А если говорить о воспитательной работе в классе в 20 человек? А если у тебя несколько классов примерно  с таким количеством учеников? Однако я не знаю ни одного учителя, который позиционировал себя только лишь как «услугодатель». Но, к сожалению, тенденция отношения к учителям как к людям, которые предоставляют «образовательные услуги» и только, начинает укореняться среди родителей. На это смотреть больно, горько, обидно… Но это, пожалуй, тема для совсем другого разговора.

Работа педагога – процесс творческий. Труд очень тяжёлый и ответственный.  Педагог обращается к душе человеческой в прямом общении. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От усилий педагогов зависит будущее человеческой цивилизации.

На часах 8.00. Улица Школьная 6. Справа  -  возносящийся в небо храм Михаила Архангела. Перед ним – моя школа. Я снова спешу на урок. Ловлю себя на мысли, что я – счастливый человек. Потому что спешу в свою школу с удовольствием, с желанием вернуться туда вновь и вновь, с желанием учить и учиться, удивлять и удивляться, быть, выражаясь словами учеников, «дарителем», «объяснителем», «хранителем» и «душестроителем». И если в этом состоит моя миссия как учителя, думаю, это не так уж и плохо.