Формирование и воспитание оценочной самостоятельности младшего школьника

Агапова Надежда Александровна

Методики, используемые при оценивании учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

 

1.Методика: «Цветовые сигналы».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять контроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.                                                                                         

После выполнения самостоятельной работы учитель дает задание проверить и оценить свою работу: «Рядом с заданием нарисуйте кружок зеленого цвета, если  считаешь, что задание выполнено верно, при выполнении работы не испытывал затруднений; кружок желтого цвета, если допущена 1-2 ошибки, кружок красного цвета, если испытывал затруднения, нужна помощь. Далее идет взаимооценка. Учитель дает задание проверить и оценить работу товарища. Работа проверяется и оценивается по тем же критериям. Рядом со своим кружком проверяющий указывает инициалы. После взаимооценки учащиеся сравнивают свою работу с образцом(эталоном) и подводится итог учителем: поднимите руку те дети, кто задание выполнил верно, не испытывая затруднений, (учитель фиксирует для себя результаты), а теперь кто при выполнении допустил 1-2 ошибки. В поле зрения учителя остаются дети, которые испытывали затруднения при выполнении задания. К ним особое внимание- обязательно «подбодрить» ( Ничего трагического не случилось, над этим материалом мы еще работаем, завтра все получится!)(Этот прием хорошо работает и в дальнейшем, при выполнении самостоятельных, контрольных работ. Оценивая работы учащихся учитель отмечает для себя какие вопросы темы требуют коррекционной работы, планирует их на следующий урок. Если учитель использует этот прием систематически, то учащиеся уже без напоминания оценивают свою работу.

 

2.Методика: карточка «Успеха».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.

 Позднее на 2, 3 этапе цветовые сигналы преобразуются в карточку «Успеха». Методика работы аналогичная. (Рядом с заданием нарисуйте кружок зеленого цвета, если  считаешь, что задание выполнено верно, при выполнении работы не испытывал затруднений; кружок желтого цвета, если допущена 1-2 ошибки, кружок красного цвета, если испытывал затруднения, нужна помощь.

Эффективность данного приема можно проследить на обобщающем уроке, уроках повторения и закрепления знаний. На доске имеется точно такая же карточка, учитель фиксирует результаты всех детей класса. Н: На контроль учителем вынесен..! задания под № 3, № 5, № 8. После самооценки (взаимооценки) результаты фиксируются при помощи цветовых сигналов: красных кружков 4, желт. - 6, зеленых 10 .В поле зрения учителя те учащиеся, которые испытывали затруднения при выполнении.

 

3.Методика: «Волшебная линеечка».                                                        

 Цель: развитие умения учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по однозначному критерию.

Эта методика эффективно применяется на самом первом этапе формирования котрольно-оценочной самостоятельности т.е. в 1 – 2 классах. Дети учатся оценивать себя и работу товарища по какому – то одному критерию.                             

Критерии:

1 Правильно ~ неправильно. (П. -Н.) 2Легка трудно. (Л. -Т.) 5 Интересно -     неинтересно( И-Н).                                                            

После предложенного учителем задания (Н: Графического задания, определения количества гласных, согласных звуков в слове и т. д.)    предлагается оценить его выполнение по заданным критериям или предложенными учащимися.

 

На самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ученик, который задание выполнил правильно, а внизу - кто выполнил задание неправильно. Таким образом, выполнив задание, ребенок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.

 

 

4. Методика: « Оценивание по заданной инструкции»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.

После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) При подведении итога данной работы учащиеся сравнивают свою работу с образцом по инструкции учителя. Н: инструкция  «Число - контролер»

Детям выдаются карточки:

2 + 2=         3+4=         7-5=         10-8=       9-4=       8-6 =

Далее учитель дает инструкцию по проверке правильности решения примеров. Обведите кружочком получившиеся ответы, найдите сумму этих чисел. (Если задание выполнено правильно, получился ответ - 22)

 

5.Методика: « Солнышко»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

Перед уроком детям выдается карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего урока по желанию по 3 лучика солнышку, если при выполнении задания не испытывал затруднений, настроение было хорошим.(При подготовке к уроку учитель должен так спланировать изучаемый материал, чтобы «ситуация успеха» была у каждого ученика.)

При подведении итога урока дети прикрепляют свое «солнышко» на доску рядом со словами:  - я доволен уроком, потому, что ……

- я не доволен уроком, потому, что …

 

(Далее проводится рефлексия собственной деятельности:

- Я доволен уроком, потому, что узнал новое, выполнять задания мне было интересно и т.д.)

 

 

6 .Методика: «Мы – вместе».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны № заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя.( при использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает, требуется разъяснение.)

 

 

 

№ задания

           1

           2

         3

         4

Оценка ученика

 

 

 

 

Оценка учителя

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

7 .Методика: «Древо творчества»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

 

Данная методика используется для рефлексии собственной  учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме.

На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки. Рядом с которыми указаны критерии оценивания: яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо.

При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

 

8 .Методика: «Оцени себя».

 

Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.

 

Данную методику учитель применяет для проверки уровня сформированности реалистичной самооценки учащихся.

Детям выдаются карточки, на которой изображен круг.

 

- Весь круг это все добрые дела, которые ты совершаешь каждый день. Если ты считаешь, что каждый день совершаешь только хорошие поступки, то поставь точку в самом центре круга. Если иногда ты поступаешь не так , как нужно, то поставь точку ближе к краю круга. Если ты считаешь, что совершаешь только злые и никогда хорошие, то ничего не отмечай.

( ключ: Точка в самом центре круга означает завышенную самооценку, ближе к центру- реалистичную, точка за кругом- заниженную самооценку)

( на доске учителя тоже нарисован круг дети выходят к доске и прикрепляют свой кружок на большом круге. Учитель делает вывод об уровне  сформированности  реалистичной самооценки)

 

 

9.  Методика: «Зажги огонек»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции

 

Методика используется после введения понятия «числовой отрезок». Учащимся предлагается  поработать с карточкой, на которой изображен числовой отрезок. Цифры на числовом отрезке соответствуют № задания.

Правильно выполненное задание дети отмечают точкой зеленого цвета, если при выполнении допущено 1 – 2 ошибки – желтого цвета, 3 и более – красного цвета. При подведении итога урока наглядно видно как усвоен материал. Целесообразно использовать на уроках повторения и закрепления знаний.