Уроки Музыки и Искусства

Радченко Светлана Алексеевна
Разработки уроков Музыки и Искусства по программе Критской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок музыки во 2 классе по теме «Симфоническая сказка»

Цель:

Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.

Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

Задачи: 

Обучающие:

дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.

Формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку.

Развивающие:

развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.

Воспитательные:  

Воспитывать любовь к музыке.

 способствоватьформированию потребности  в общении с музыкой.

привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Знать/понимать:

музыкальные инструменты симфонического оркестра,

смысл понятий: симфоническая сказка, музыкальная  тема, оркестр.

Уметь:

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.        

узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с  музыкальными образами симфонической сказки;

воплощения собственных мыслей, чувств  в  звучании голоса и различных инструментов;

сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях        

=Регулятивные: 

Уметь определять по характеру музыки героев.

- включаться в процесс решения поставленных задач;

- осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учатся определять степень успешности выполнения своей работы -учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

=Познавательные: 

узнавать тембры инструментов симфонического оркестра,

понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр

выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

=Коммуникативные: 

- высказывать свое мнение;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

- критично относиться к собственному мнению, слушать других.

=Личностные: 

эмоционально откликаться  и выражать своё отношение к музыкальным образам

  доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам  героев сказки;

Тип урока  изучения нового материала

Изобразительный ряд: 

Симфонический оркестр (таблица)

Оркестр народных инструментов (таблица)

Духовой оркестр (таблица)

Иллюстрации к сказке “Петя и волк”

Видеоматериалы к сказке.

Презентация «Симфоническая сказка»

Тест – опрос «Угадай-ка»

Музыкальный ряд:

Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.

С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей

Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.

Оборудование: ПК, мультимедийный комплекс

Ход урока:

Стадия вызова

Я хочу с вами немного поиграть. Закройте глаза, внимательно вслушивайтесь. Тот, кого я трону за плечо, должен сказать : «Волшебный мир искусства». А остальные попытаются отгадать на слух, кто произнес данную фразу.

Проводится игра.

А как вы узнали, кто говорил?

Ответы детей

Каждый человек имеет свою окраску голоса, характерную только для него. В музыке каждый инструмент также имеет свою окраску звука. И такая окраска звуков в музыке называется тембр .

Итак, повторим, что же такое тембр (слайд 1)

И сегодня мы отправимся в путешествие, попадем в музыкальный театр. И там познакомимся с тембровой окраской инструментов симфонического оркестра. Каждый инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой русского композитора (слайд 2) 20 века, который очень любил детей и очень интересно пытался рассказывать детям о музыке, Сергея Сергеевича Прокофьева “Петя и волк”. Эта сказка была написана в 1936 году.

Почему симфоническая сказка?

Ответы детей

Что такое оркестр?

А какие еще виды оркестров вам знакомы?

Ответы детей

Перед вами различные виды оркестров. Давайте послушаем музыкальные фрагменты и определим, в исполнении какого из оркестров они прозвучали?

На доске таблицы оркестра народных инструментов, симфонического оркестра, духового оркестра. Звучат фрагменты, учащиеся определяют звуковую принадлежность.

Вы все верно определили. Значит и оркестры имеют свою тембровую окраску.

В опере вы уже встречались с музыкальными темами — характеристикой героев детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Но если в опере эти темы персонажи поют, то в сказке С. Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос — «тембр», как говорят музыканты. (Слайд 3)

С болота, поросшего ряской,

 С полей, из лесного дупла,

 Певучая, добрая сказка

 По нотным тропинкам сошла.

 К тесовому дому под ели,

 Тропинка тебя приведет,

 Расскажет о Пете и Волке,

 Квартет, и кларнет, и фагот.

 Упрятаны в нотных страницах,

 Поляны, луга и леса.

 Для каждого зверя и птицы

 у сказки свои голоса:

 Пичугою флейта просвищет,

 Закрякает уткой фагот,

 А злого презлого волчищу,

 Валторны заменят собой,

 Однако к чему торопиться?

 Твоя эта сказка, бери,

 Волшебные двери- страницы,

 В нее поскорей отвори.

      Дополнительная информация

      В 1936 г. появилась на свет симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева — «подарок не только всем московским детям, но и своим собственным», как шутливо говорил композитор

      Мысль о ней подала ему Н. Сац, директор и художественный руководитель Детского театра. Идея веселого представления, где живое, увлекательное слово естественно чередуется с музыкой, а каждый персонаж представлен тембром того или иного инструмента, увлекла С. Прокофьева, и он сочинил сказку за четыре дня. В тексте ее проявились и свойственный его литературному стилю лаконизм, и конкретность образов действующих лиц, и замечательный прокофьевский юмор. Невозможно без улыбки читать автограф текста, написанного в диковинной прокофьевской манере — почти без гласных «А есл послушать внимтльно, то слышно бло, кк в живте у волка крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил ее живьем».

      Остроумная, жизнерадостная музыка «Пети и волка» несет одновременно и педагогическую функцию, демонстрируя звучание отдельных инструментов оркестра. При этом Прокофьев стремился к наглядным контрастам: «Волк — птица, злое — доброе, большое — маленькое». Добрый, доверительный тон обращения к детворе был найден С. Прокофьевым удивительно точно.

Ребята, а теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с персонажами сказки. (слайд 4) 

(Слайд 5) Кто  главный герой сказки?

Петя

Какой  характер у Пети? 

Ответы детей

Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Петя — мальчик, такой же, как и все дети, — играет, веселится, танцует и поет, «разговаривает» со своими знакомыми.

Какие интонации вы бы могли услышать в мелодии темы Пети?

Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует. Пионер Петя имеет светлую, задорную мелодию.

Какие инструменты  могут исполнить тему Пети?

Тему Пети исполнят скрипки.

Почему скрипки?

Тембр у скрипки – мягкий, нежный, напевный.

Звучит тема Пети.

Тему Пети исполняет квартет струнных смычковых инструментов.

Это не случайно. Ведь Мелодия Пети, исполняемая струнными инструментами оркестра, беззаботная, легко взлетающая вверх. Так она звучит в начале сказки.

 А ритмический рисунок мелодии Пети ровный или пунктирный?

Пунктирный.

Именно эта особенность придает задор и энергию данной мелодии, а светлую окраску — мажорный лад.

Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках).

В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

Ответы детей: Это  марш.

Попробуйте изобразить, как шагает Петя. (Дети шагают легко, танцуя.)

(слайд 6)

Как вы думаете, кто еще главный герой сказки?

Волк.

 (Слайд 7)

Как можно изобразить  характер волка?

Злой, рычит, щелкает зубами, страшный.

Какие инструменты могли бы изобразить волка?

Появился волк! Звучат валторны! Страшного Волка изображают резкие гармонии в звучании трех валторн.

Слушание темы волка

Какой тембр у валторны?  К какой группе инструментов она относится?

Ответы детей

Валторна – самый высокий по звучанию из группы медных духовых инструментов оркестра. Её голос - поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка..

Покажите, как может рычать волк, двигаться?

Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке.(слайд 9)

Каким может быть по характеру Дедушка?

Дети:  Дедушка сердитый, строгий.

Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

 Какой инструмент исполняет тему Дедушки?

Фагот. Сердитого и ворчливого Дедушку — низкие звуки фагота.

Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

Сердитый, ворчливый, густой, низкий.  

 Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева, определите характер звучавшей интонации.

В мелодии слышно как он  ходит и ругает Петю.

Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации.

  А сейчас мы познакомимся с птичкой. Какой может быть птичка?

Птичка, маленькая и легкая, она  летает, порхает, машет крылышками.

А какой инструмент звучит как пение птички?

флейта.

А какой по характеру может быть мелодия Птички?

Тема птички – легкая, острая, напоминает чириканье. Мелодия звучит быстро, в высоком регистре.  

Слушание  темы Птички.

Какое настроение у Птички?

Веселое, радостное, счастливое, беззаботное, ее изображает  высокий «чирикающий» звук флейты.

К какой группе инструментов относится флейта?

Флейта – деревянный духовой инструмент.

Этот инструмент действительно подражает птичьим трелям.

Не зря про флейту сочинили стихотворение:

Красив и величав, голос флейты зазвучал:

Спорить с песнею моей может только соловей.

Покажите жестами, движениями этого героя сказки

Наш следующий герой – кошка

 Какой у нас может быть кошка?

она ходит неслышно, вкрадчиво 

Какой может быть мелодия Кошки?

Можно изобразить шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Кошки исполнял инструмент кларнет.

Слушание темы кошки

 Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? Как звучала тема у кларнета?

Тему исполняет кларнет. Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки . Тембр кларнета мягкий, бархатный, теплый. Мелодия построена на чередовании долгих и коротких звуков. Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки  хитренький, острожный. Деревянный духовой инструмент.

Попробуйте простучать этот

Давайте покажем движения кошки.

 Уселась кошка на окошко.         Наклоны головы вправо-влево.

 Стала лапкой ушки мыть.                 Круговые движения ладошкой

 поочередно возле правого и левого уха.

 И мы движения за кошкой                Мягкая поступь лапками

 Сумеем тоже повторить.                Виляние хвостиком

        

Уточка! Неторопливую поступь («вперевалочку») Утки и ее кряканье изображает  гнусавый гобой.

Слушание темы Утки

Какой тембр у гобоя?  Как можно охарактеризовать мелодию темы Уточки?

Похож на кряканье. Тембр спокойный, тихий, крякающий, сдавленный, в нижнем регистре.  Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Давайте повторим движения Уточки. Покрякаем.

К какой группе инструментов он относится?

Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили?

 Охотников!

Как же изобразил охотников Прокофьев? Осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) воинственных охотников передает «смешанная» краска четырех деревянных духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя, фагота; а их выстрелы

 

Слушание темы Охотников.

Звучанием литавр и большого барабана (изображение выстрелов).

 

Мы научиться различать музыкальные инструменты по тембрам и  внешнему виду.  Определили героев сказки по характеру  и различным интонациям мелодии.

Какие инструменты вы запомнили?

Хотели бы вы послушать сказку «Петя и волк» в концертном зале в исполнении настоящего оркестра?

Почему Прокофьев поручил исполнять темы разным инструментам? Для чего нужен тембр?

Теперь я прошу вас вернуться к вашим определением, что такое «тембр» и попробуйте добавить в него изменения, зная специфику звучания многих музыкальных инструментов, услышанных на сегодняшнем уроке.

Мотивация

Мы с вами познакомились с героями симфонической сказки «Петя и Волк».

Какой герой вам больше всего понравился и почему?

Как дальше буде развиваться сюжет, что произойдет с героями сказки, вы узнаете на следующем уроке.

Рефлексия

Проведение теста «Угадай-ка»

Домашнее задание

Вы прекрасно справились с заданием. Но чтоб вы смогли закрепить  полученные знания, я предлагаю вам дома выполнить тест (раздать листочки с заданием), а на следующем уроке проверить его, кто как усвоил тембровое звучание инструментов и запомнил героев сказки.

Итог урока

«Весеннее настроение». Если вам понравился наш урок, то пусть эта яблоня зацветет. Раздать цветки, дети приклеивают их на дерево.



Предварительный просмотр:

Тесты к симфонической сказке «Петя и волк»

Приглашение

на концерт симфонической музыки

       

С.С.Прокофьев

Симфоническая сказка

для детей

«Петя и волк»

№1. Отметьте знаком (+) инструменты Пети                                              

Какие инструменты исполняют тему Пети?

  1. Деревянные духовые
  2. Медные духовые
  3. Струнные смычковые

№2. Отметьте знаком (+) инструмент Кошки                    

Какой инструмент исполняет тему Кошки?

  1. Флейта
  2. Гобой
  3. Кларнет

№3. Отметьте знаком (+) инструмент Птички              

   

Какой инструмент исполняет тему Птички?

  1. Кларнет
  2. Гобой

3.   Флейта

№4. Отметьте знаком (+) инструмент Дедушки                    

 

Какой инструмент исполняет тему Дедушки?

  1. Флейта
  2. Фагот
  3. Кларнет

№5. Отметьте знаком (+) инструмент Уточки

          

Какой инструмент исполняет тему Уточки?

      1. Кларнет  

      2. Гобой

      3. Флейта

Тесты к симфонической сказке «Петя и волк»

Приглашение

на концерт симфонической музыки

       

С.С.Прокофьев

Симфоническая сказка

для детей

«Петя и волк»

№1. Отметьте знаком (+) инструменты Пети                                              

Какие инструменты исполняют тему Пети?

  1. Деревянные духовые
  2. Медные духовые
  3. Струнные смычковые

№2. Отметьте знаком (+) инструмент Кошки                    

Какой инструмент исполняет тему Кошки?

  1. Флейта
  2. Гобой
  3. Кларнет

№3. Отметьте знаком (+) инструмент Птички              

   

Какой инструмент исполняет тему Птички?

  1. Кларнет
  2. Гобой

3.   Флейта

№4. Отметьте знаком (+) инструмент Дедушки                    

 

Какой инструмент исполняет тему Дедушки?

  1. Флейта
  2. Фагот
  3. Кларнет

№5. Отметьте знаком (+) инструмент Уточки

          

Какой инструмент исполняет тему Уточки?

      1. Кларнет  

      2. Гобой

      3. Флейта



Предварительный просмотр:

3-2-2 Тема: Древнейшая песнь материнства

Цель урока: познакомить учащихся с историей русской земли и церковной музыкой, показать как музыка и живопись создают образ матери.

Задачи:

I. Обучающие:

1. Дать первоначальные представления об иконе.

2. Дать первоначальные представления о тропаре.

3. Дать первоначальные представления о песенности как об одном из основных качеств музыки.

4. Закрепление, повторение, систематизация знаний учащихся.

5. Разучивание песни.

II. Воспитывающие: формирование эстетического вкуса учеников; воспитание любви и интереса к прошлому.

III. Развивающие: развитие речи учащихся, их кругозора, наблюдательности.

Методы: созерцания,  словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, фортепиано.

Музыкальный материал: mp3 «Мама» Музыка Биксио, «Мама» музыка Валерия Гаврилина, слова Альбины Шульгиной, видеоролик Ф.Шуберт «Аве Мария», «Мама - самый лучший друг» Слова А.И. Пилецкой                         музыка Д.А Трубачева и В.Н. Трубачевой

Зрительный ряд: картина В.Васнецова «Богоматерь с младенцем», икона Владимирской Божией матери, икона Казанской Божией матери, О.Ренуар. «Мадам Шарпанье с детьми», К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна», карточки эмоций, презентация Тема: «Древнейшая песнь материнства».

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас познавательным и интересным.

Слайд 1

Звучит колокольный звон, видеоролик Аве Мария Шуберта (с этим произведением учащиеся знакомились на прошлом уроке)

  1.   Введение в тему урока

Актуализация знаний учащихся

УУД:

  • Формируется эстетическое отношения к миру, образу матери, приобщаются к вершинным достижениям мировой музыкальной культуры.
  • Учатся определять цель урока, отталкиваясь от увиденного и услышанного.

(вопросы после просмотра и прослушивания)

  • Знакома ли вам прозвучавшая музыка?
  • Кто автор данного музыкального произведения? (Ф.Шуберт)
  • Как оно называется? (Молитва Аве Мария)
  • Кому посвящена? (Богородице, Деве Марии)
  • Как переводится Аве Мария? (Радуйся, Мария)
  • Чему она должна радоваться? (рождению Сына Божьего)

Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о матери)

Слайд № 2

2.Постановка цели урока.

 Тема нашего урока звучит так: «Древнейшая песнь материнства. Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве».

Как вы понимаете, выражение древнейшая песнь материнства?

3. Новый материал.

3.1  Организация первичного восприятия.

Образ Божьей Матери в произведениях искусства

УУД:

  • Знакомятся с  произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери.
  • Формируется уважительное отношение к матери в русской семье.
  • Учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Слайд № 3,4,5

Рассмотрим ряд картин, на которых изображена женщина с младенцем:

  • Икона «Казанская Богоматерь»
  • В.Васнецов «Богоматерь с младенцем»
  • Икона «Владимирская Богоматерь»

  1. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах?
  2. Кто такая Богоматерь?
  3. Как она показана на картинах?
  4. Она без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Ее Царицей Небесной. Почему?

Слайд 6 

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая.

Когда художник пишет деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона. На Руси существует различные иконы, но особенно близка икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

        Информация для учителя.

Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Тамерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В память о чудесном бескровном избавлении столицы от врагов был установлен 8 сентября праздник «Сретение (встреча) Владимирской иконы Божией Матери». Там где встречали Чудотворную икону, встал позже монастырь, а к Кремлю побежала улица Сретенка. Лишь в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. Иконе Владимирской Богоматери в древнерусской литературе посвящено развернутое сказание о ее чудесах. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».

 

Слайд 7

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал молитву «Богородице Дево, радуйся», Франц Шуберт «Аве Мария».

А слова «Богородице Дево, радуйся!» легли в основу молитв, посвященных Божией Матери. И сочиняли их на разных языках, в разных странах, как народ, так и композиторы.   Эти песни – молитвы -  древнейшие песни, потому что им более 2000 лет.

3.2 Введение новых понятий «тропарь», «молитва». Прослушивание музыки.

УУД:

  • Учатся определять на слух средства музыкальной выразительности.
  • Учатся проводить интонационно- образный анализ произведений искусства.
  • Знакомятся жанрами церковной музыки(тропарь, молитва.)

Слайд 8

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Согласно словарю церковных терминов , тропарь - жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более 100.

Слайд 9

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы.

Слайд 10

 Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и  иконы Богоматерь Владимирская. 

            Не на троне – на Её руке, Левой

 Ручкой, обнимая шею, -

 Взор во взор, щекой припав к щеке,

 Неотступно требует…Немею –

 Нет ни сил, ни слов на языке…

 А Она в тревоге и в печали

 Через зыбь грядущего глядит…

 В мире нет слепительнее чуда

 Откровенья вечной Красоты!

                                 Максим Волошин

  • Какие чувства вызывают у вас эти строчки?
  • С чем схожи они?

Сейчас вы познакомитесь с авторской мелодией тропаря. Его композитором является московский священнослужитель, протоиерей Борис Писарев. Внимательно вслушайтесь в музыку, определите её характер, средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки.

Прослушивание Тропарь к Владимирской иконе Божией Матери

  1. Какой характер музыки? (характер спокойны, тихий, красивый, задумчивый, тонкая, нежная, мягкая, радостная, величественная, простая, единство чувств, мыслей)
  2. Кто исполнял? (Хор смешанный (мужские и женские голоса).

Было ли инструментальное сопровождение? (Исполнение без сопровождения, а капелла).

  1. Средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки? (темп медленный, спокойный; регистр мужские голоса- низкий регистр, женские- высокий; мелодия певучая, напевная, как песня, на одном дыхании; динамика ровное звучание: меццо пиано, меццо форте ).

Итог прослушивания.

 Тропарь поётся на определенный глас, т.е имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Песенная основе тропаря, наличие распевов,  роднят его с народными напевами.

Это пример подлинной церковной музыки в соединении  с церковным текстом.

Богородица – прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращённое к ней несёт характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

Звучит стихотворение «Мать святая», которое читает учитель.

Физкультминутка

  1. Интонационно - образный анализ произведений искусства.

УУД:

  • Учатся держать цель урока
  • Учатся сравнивать и сопоставлять образы в музыке и живописи.
  • Учатся сравнивать, отстаивать свою точку зрения, работать в группе.

Слайд 11 

Найдите  слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

Слайд 12

Беседа.

Давайте рассмотрим картины художников «Петроградская Мадонна» и «Мадам Шарпантье с детьми».

  1. Какие образы передали художники? (образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе.)
  2. Почему Петров-Водкин назвал свою картину Петроградская Мадонна? (Название Мадонны - «Петроградская» ассоциируется с традиционным изображением икон Божьей Матери (Владимирская, Донская, Казанская))
  3. Что роднит Петроградскую Мадонну и иконы Божией Матери, жесты, взгляд? (Жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.)
  4. Схожи  картины Петрова - Водкина и Ренуара по настроению или различны? (различны)

4. Какова атмосфера в картине Ренуара? (Картина Ренуара передает атмосферу уюта, любви, счастья.)

5. Что это подтверждает? (Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.) 

Образ матери является символом всего самого дорого, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, родина-мать.

Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

 Мы посмотрели, как художники умело передают образ матери при помощи красок. И сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных произведения и определить :

  1. Композиторская или народная это музыка и почему?
  2. Русская или зарубежная?
  3. О чем поется в этих песнях?
  4. Какие чувства выражены? Какая песня соответствует какому живописному полотну и почему?

А сделаете вы это при помощи карточек, которые находятся у вас на столах. (Прослушивание. Работа в группах. Обсуждение. Учащимся выданы картины, рассмотренные ранее и карточки, характеризующие настроение картин. Выданы карточки с названием музыкальных произведений и карточки, характеризующие настроение музыки. Расположив карточки-характеристики к картинам и музыкальным произведениям, учащиеся приходят к выводу, какая музыка соответствует какой картине). Подведение итога. Итог.)

Итог  интонационно-образного анализа.

Учитель: Мама - это первое слово ребёнка. А сколько тепла, заботы и любви наполняют это слово. Мама дала нам жизнь! Нелёгкий труд ложится на мамины плечи: работа, хлопоты по дому, а главное - воспитание детей. Любая мать хочет, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком. Все препятствия в жизни мы преодолеваем вместе с мамой. Мама о нас заботится всю свою жизнь. В первый класс мы идем за руку вместе с нашими мамами. Вся домашняя работа ложится на маму.

4.Развитие вокально-хоровых навыков.

УУД:

  • Учатся проявлять свою эмоциональную отзывчивость, сопереживать герою музыкального произведения.

Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение,  в том,  что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает,  поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло… И я предлагаю вам сыграть в игру. Вы дадите мне ответ «Мамочка» на вопросы в ходе игры.

Слайд 15

Игра мама

Кто пpишёл ко мне с yтpа?

Мамочка.

Кто сказал: "Вставать поpа"?

Мамочка.

Кашy кто yспел сваpить?

Мамочка.

Чаю - в пиалy налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто цветов в садy наpвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто pебячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лyчше всех?

Мамочка.

Совсем скоро праздник мам. Для каждого мама – это что-то особенное. И сейчас я вам предлагаю воссоздать образ мамы при помощи тех рисунков-ассоциаций, которые вы приготовили к уроку. Дети прикрепляют к слову мама свои ассоциации с мамой, делаем вывод, что мама – согреет (солнышко, лучик), красивая (цветочек), добрая (улыбка), сердечная (сердце и т д.)

А сейчас давайте с вами споем песню о маме,  красиво, с чувством,  каждый постарается  петь так, как будто вы дарите песню в подарок   своей МАМЕ. А в день праздника вы сможете подарить эту песню вашим мамам.

5.Подведение итогов. Рефлексия.

1. Учащиеся выполняют проверочный тест.

2. Домашнее задание.

Найдите и выучите стихотворение о маме и подарите маме в день праздника.

  1.  (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и  В.Васнецов  Богоматерь с младенцем)

Поднимите глаза на доску, кто это перед вами? (образы богоматери, о которых говорили на уроке.)

 Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку.  Возьмитесь за ниточку и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (Дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов). Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!