ПРИКЛАДНЫЕ КУРСЫ

Кузнецова Елена Сергеевна

 

Прикладные курсы в школе имеют множество плюсов. Самое главное это:

  • повышение качества  биологического образования   на основе  применения современных информационно-коммуникационных технологий.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  работы с различными источниками информации, умений  по выполнению   типовых заданий, применяемых  в контрольно-измерительных материалах при поступлении;
  • воспитание  культуры труда при работе с  цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
  • профессиональная направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prikladnoy_10klass.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАРАНОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа курса по биологии

10класс

«Валеологические аспекты здоровья» 

       Автор: Кузнецова Е.С.

учитель биологии 

                КГУ « Тобольской  

                         средней     школы №116»

2013-2014 учебный год

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Программа изучаемого материала
  3. Учебно-тематический план
  4. Литература

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа – единственный социальный институт, который охватывает всех без исключения граждан. В школу учащиеся приходят в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность их пребывания в школе достаточна для формирования навыков здорового образа жизни. Программа является дополнением к основному курсу и актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественно-научного профиля.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.

Программа прикладного курса “ Валеологические аспекты здоровьяпредусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования “ новообразованияу подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.

Цель курса: воспитание у подростков культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение).

Задачи: 

  • расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
  • обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
  • способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Ожидаемые результаты: В результате посещения прикладного курса обучаемые на базовом уровне должны:

Знать:

-особенности медицинских профессий, эколога, психолога;

- определиться с выбором профиля обучения в профессиональном направлении;

- пути сохранения здоровья;

- приемы оказания 1 помощи при различных травмах, повреждениях, ударах, обморожениях, шоке и др.;

- причины и приемы выявления, исправления нарушений осанки и развития плоскостопия;

- развитие человеческого организма, влияние среды и общества на этот процесс;

- благотворное влияние физической нагрузки на растущий организм;

- гигиенические правила по уходу за телом, одеждой, обувью, психикой;

- вредное влияние алкоголя и никотина, их разрушающее воздействие на организм;

-биологическую терминологию символику.

Уметь:

 - составлять режим труда и отдыха;

- уметь применять в жизни правила рационального питания, гигиены;

- проводить самонаблюдение, вести дневник;

- оказать  помощь себе и другим;

-составлять элементарные биологические схемы;

-описывать строение тела по морфологическому признаку.

В основе данного предмета лежат принципы:

  • Здоровье через образование”;
  • гуманизация  образования;
  • осуществление целостного подхода к воспитанию;
  •  соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
  •  деятельностный подход в обучении.

Данный прикладной  курс является межпредметным и предназначен для учащихся 10 классов. Он ориентирован на расширение и углубление знаний по биологии и валеологии, на развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла и на выбор дальнейшего профиля обучения.

Основным составляющими программы предмета являются:

  • Отношению к здоровью как к ценности.
  • Формирование представления о себе как здоровом человеке.
  • Способность использовать поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём “энергия опасениядолжна преобразовываться в “энергию действия”.
  • Овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
  • Понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья.
  • Понимания причин ухудшения здоровья населения страны.
  • Формирование культуры здоровья.
  • Понимание потребности здорового образа жизни.
  • Развивать умение работать с различными источниками информации.
  • Развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования.

Содержание учебного материала соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся, соответствует образовательным  требованиям.  Направлена на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области. По мере изучения курса учащиеся ведут тетрадь, где записывают необходимую информацию, отвечают на поставленные проблемные вопросы.

В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей.

В основе организации учебного процесса лежат следующие принципы:

  • заинтересованность к изучению предмета;
  • добровольность и готовность к диалогу;
  • взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;
  • активное участие.

Методы работы:

  • поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера);
  • Словесный (лекции, беседа, дискуссия);
  • Наглядный ( демонстрация, презентации уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц и схем в цифровом формате);
    метод самореализации (подготовка мини проектов, выступления );
    метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).

Формы обучения:

-коллективные;

-групповые;

-индивидуальные.

Формы работы:

  • Беседы
  •  Семинары
  • Дискуссии
  •  Практические занятия
  •  Теоретические занятия

Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела выполняется комплексное тестирование.

Основные средства обучения:

-электронные учебные пособия;

-теоретические материалы в электронном и печатном формате;

-презентации уроков;

- различные варианты контрольно- измерительных материалов  по биологии;

-типовые тестовые задания по всем разделам  и темам биологии.

Формы контроля:

-текущий контроль (степень активности при обсуждении проблемных вопросов, результаты выполнения домашнего задания).

-тематический (тематическое тестирование).

-итоговый контроль (степень выполнения итогового тестирование).

Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На вою жизнь нам дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм не возможно. Если Вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда, вы ошибаетесь. Внимательно посмотрите на окружающих вас людей, и вы поймете, что необходимо заботиться о себе уже сейчас.

Данный курс рассчитан на 34 часов - 1 час в неделю на протяжении учебного года (1 раз в неделю). Программа данного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

-использование разнообразных наглядных материалов: видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют современному закреплению знаний;

-использование теоретического материала в электронном формате, что позволяет развивать самообразование;

-применение тестового материала, составленные по контрольно-измерительным материалам по биологии;

-дифферинцированный подход , с учётом уровня их обучаемости обучаемых.

Занятия систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом.

  1. ПРОГРАММА ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема № 1 Исторические предпосылки науки о здоровье.

Тема  № 2 Вводная диагностика. Здоровье: цель или средство?

Тема  № 3 Практическая работа 1 Определение своего образа жизни.

Тема  № 4 Биологические и социальные основы охраны здоровья человека.

Тема  № 5 Практическая работа 2 Влияние одежды и обуви на организм человека.

Тема  № 6 Правильное питание – залог хорошего здоровья.

Тема  № 7 Мой дом – моя крепость.

Тема  № 8 Здоровье и спорт.

Тема  № 9 Здоровье и труд рядом идут.

Тема  № 10 Болезни.

Тема  № 11 Практическая работа 3 Мой режим дня.

Тема  № 12 Доброму всё здорово.

Тема  № 13 Причины и следствия курения.

Тема  № 14 Самая страшная болезнь века.

Тема  № 15 Проблемы алкоголизма.

Тема  № 16 Жизнь даётся один раз.

Тема  № 17 Алгоритм жизни.

Тема  № 18 Практическая работа 4 Биолого-психологические проблемы общения.

Тема  № 19 Практическая работа 5 Внимание, память, мышление – биологическая причинно- следственная цепочка.

Тема  № 20 Практическая работа 6 Стресс  и  дистресс – влияние на организм подростка.

Тема  № 21 Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека.

Тема  № 22 Практическая работа 7 Моё здоровье – моя программа.

Тема  № 23 Ожоги. Обморожения.

Тема  № 24 Переломы. Растяжения. Осанка человека.

Тема  № 25 Повреждение электрическим током человека. Инородные тела.

Тема  № 26 Отравления. Тепловой и солнечный удар.

Тема  № 27 Уникальность человека как биосоциального вида.

Тема  № 28 Влияние основных загрязнителей на организм человека

Тема  № 2 9 Влияние основных загрязнителей на организм человека

Тема №30 Урбанизация – ее пагубное влияние на здоровье.

Тема  № 31 Урбанизация – ее пагубное влияние на здоровье.

Тема  № 32 Биология – в мире профессий.

Тема  № 33 Обобщение.

Тема  № 34 Итоговое занятие.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Тема занятия

Часы

Дата

Раздел 1.Введение

1

Исторические предпосылки науки о здоровье.

1

2

Вводная диагностика. Здоровье: цель или средство?

1

Раздел 2. Факторы и причины влияющие на здоровье человека.

3

Практическая работа №1

Определение своего образа жизни.

1

4

Биологические и социальные основы охраны здоровья человека.

1

5

Практическая работа №2

Влияние одежды и обуви на организм человека.

1

6

Правильное питание – залог хорошего здоровья.

1

7

Мой дом – моя крепость.

1

8

Здоровье и спорт.

1

9

Здоровье и труд рядом идут.

1

10

Болезни.

1

11

Практическая работа №3

Мой режим дня.

1

12

Доброму всё здорово.

1

Раздел 3. Здоровый образ жизни – основа долголетия.

13

Причины и следствия курения.

1

14

Самая страшная болезнь века.

1

15

Проблемы алкоголизма.

1

16

Жизнь даётся один раз.

1

Раздел 4.Психологическое здоровье, как составная часть здоровья человека..

17

Алгоритм жизни.

1

18

Практическая работа №4

Биолого-психологические проблемы общения.

1

19

Практическая работа №5

Внимание, память, мышление – биологическая причинно-следственная цепочка.

1

20

Практическая работа №6

Стресс  и  дистресс – влияние на организм подростка.

1

21

Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека.

1

22

Практическая работа №7

Моё здоровье – моя программа.

1

Раздел 5.Первая помощь при несчастных случаях.

23

Ожоги. Обморожения.

1

24

Переломы. Растяжения. Осанка человека.

1

25

Повреждение электрическим током человека. Инородные тела.

1

26

Отравления. Тепловой и солнечный удар.

1

Раздел 6. Экология человека.

27

Уникальность человека как биосоциального вида.

1

28/29

Влияние основных загрязнителей на организм человека.

2

30/31

Урбанизация – ее пагубное влияние на здоровье.

2

32

Биология – в мире профессий.

1

33

Обобщение.

1

34

Итоговое занятие.

1

4. ЛИТЕРАТУРА

1. Биология в школе – журналы за 1999 – 2011 гг.

2. Биология в вопросах и ответах. Демьянков Е.Н. М.: Просвещение. АО Учебная литература, 1996 г.

3.Валеологический практикум. Наука быть здоровым. Шибкова Д.З. Челябинск. Южно - Уральское книжное издательство, 1997 г.

4. Вопросы медицины, валеологии и гигиены. Федоров В.Н Часть 2. М.: Санитарное просвещение, 1980 г.

5. Воробьев В.И. Здоровье в твоих руках.//Биология в школе. С.9, №2, 1995 г.

6. Гигиена и здоровье школьника. Хрипкова А.Г., Комсов Д.В М.: Просвещение, 1988 г.

7.Мамович Н.Д. Прежде всего гигиена.//Биология в школе. С.33, №2, 1996 г.

8. Тесты по анатомии, физиологии, гигиене человека. Донецкая Е.Г.Саратов. Лицей, 2001г.

9. Справочник школьника. М. “Слово”, 1995 г.

10. Энциклопедия для девочек (мальчиков). Детская популярная энциклопедия Изд. М.: Просвещение, 1999 г.