Открытый урок Технология обработки бретелей и концов пояса

Дмитриева Ольга Игоревна

В этой работе:

1.Конспект урока;

2. Презентация;

3. Карточка задания;

4. Самоанализ урока;

5. Рецензия урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачетный урок на тему «Технология обработки  бретелей и концов пояса»

Практическая работа «Обработка бретелей и концов пояса»

Дата 16.03.2012

Школа: ГБОУ СОШ № 425

Учитель Дмитриева Ольга Игоревна

Класс 5 «б»

Задачи:

Обучения

- Сформировать знания по обработке бретелей, умения приемов работы с иглой на швейной машине;

- Сформироватьзнания по обработки бретели обтачным швом;

- Сформировать умение сравнивать, сопоставлять, мыслить творчески.

Воспитательные

- Воспитать технологическую дисциплину;

- Воспитывать аккуратность, внимательность.

- Воспитывать нравственные качества личности.

Развивающие

- Развивать умения планировать свою работу;

- Способствовать развитию внимания, познавательного интереса, самостоятельности;

- Развивать эстетические качества личности учащихся;

- Развивать умение рационально использовать свое рабочее время.

Средства обучения

Учебные:

Учебник «Технология 5 класс» В.Д. Симоненко, тетради учащихся, швейные машины, портновские принадлежности, утюг, гладильная доска, классная доска и т.д.

Наглядные:

Образцы готовых бретелей и пояса фартука в М1:1, чертеж фартука и бретелей в М 1:1, плакат «Обработка бретелей и концов пояса»

Раздаточный материал:

Инструкционные карты «Обработка бретели», инструкционные карты «Обработка концов пояса», карточка контроля знаний

СМИ:

Журнал «Бурда» 03/2010 стр. 36, журнал «Осинка» 05/1998 стр. 26

ТСО:

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран,презентация «Технология бретелей и концов пояса».

Литература к уроку :         

учебник для учащихся 5 класса «Технология» В.Д. Симоненко. В.Н. Чернякова «Технология» обработки ткани» 5 класс, «Занятия по трудовому обучению» 5 класс А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко, «Проектная деятельность учащихся 5-11 классы» Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко 2-е издание, «Уроки технологии в 5 классе» П.С. Самородский.

Ход урока

I. Организационный этап (2 мин.)

- Приветствие учащихся

- Сведения об отсутствующих

- Постановка цели урока «Выполнить обработку бретелей и концов пояса фартука»

II.   Контроль знаний и умений (10 мин.) 

  1. Актуализация знаний

Устный опрос  (Слайд №3):

1. К какому виду одежды относится фартук? ( Производственный вид одежды).

2. для чего предназначен этот вид одежды? ( Защищает одежду работающего от загрязнения).

З. С какой целью мы с вами в этом учебном году изготавливаем именно этот вид одежды? (С целью использования в качестве спецодежды в 6-7 классе)

4. Где еще нашел свое применение фартук? (В национальных костюмах разных национальностей: татарском костюме, украинском, мордовском, чувашском и т.д., не так давно являлся он частью школьной формы: белый фартук для торжественных случаев и черный для повседневной носки).

5. Из каких деталей состоит фартук? (Нижняя часть, нагрудник, бретеля, пояс.)

6. Как вы думаете, к какому этапу технологической последовательности обработки фартука мы приступим сегодня? (Обработка пояса).

III. Формирование знаний и умений (15 мин.)

  1. Постановка задачи перед классом

Научиться обработке бретелей и концов пояса фартука

      2.Объяснение нового материала (Показ презентации «Технология обработки бретелей фартука»)

Давайте обратимся к истории создания одежды. Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный на талии, послужил первоосновой для одежды. (Слайд №4)

В дальнейшем на пояс стали что-либо надевать — появились передники, юбки, брюки (в настоящее время юбки и брюки называются поясными изделиями. (Слайд №5)

Пояс является обязательной частью традиционного костюма. В русском костюме поясу придавалось огромное значение, он давался каждому при крещении. Ходить без пояса, а особенно молиться, считалось неприличным. Пояс был также частью многих обрядов, например, свадебного.

Красный пояс, подаренный мужу, охранял его от наговора, лихих людей, чужих женщин, девушки носили на поясе вышитые карманы — так называемые лакомники, женщины — кошельки для денег, мужчины — гребни, кисеты. (Слайд №6)

До сегодняшнего дня пояс является и частью одежды и самостоятельным аксессуаром в зависимости от назначения, В нашем случае пояс соединит нагрудник с нижней частью фартука, а во время эксплуатации готового изделия позволит держаться нашему фартуку на линии талии (Слайд №7).

Для плодотворной работы на сегодняшнем уроке нам необходимо вспомнить пройденный материал и ответить на ряд вопросов.

Беседа (Слайды №8 -12)

  1. Кто мне подскажет, какую мерку мы снимали для расчета длины пояса?

(Полуобхват талии) ( Слайд №8)

  1. Найдите условное обозначение этой мерки.

(Ст) ( Слайд №9)

  1. Что мы учитывали, выкраивая детали кроя?

(Направление долевой нити) ( Слайд №10)

  1. Как определить долевую нить в ткани?

(По звуку, по степени растяжения, по кромке) ( Слайд №11)

  1. Покажите как  проходит долевая нить в поясе?

(По длине) ( Слайд №12)

Совершенно верно, детали, которые в одежде подвергаются большому натяжению (пояс, бретели), раскраивают по долевой нити. В этом случае при завязывании концов и натяжении деталей на фигуре ткань не будет растягиваться, а, следовательно, не будут разрываться нитки машинных строчек, выполненные на этих деталях. Совершенно не случайно, две части фартука прозвучали вместе, И бретели и пояс обрабатываются обтачным швом.

Технология обработки бретелей (Слайд №13 – 17)

а). Сложить деталь бретели пополам, «лицом к лицу». Уравнять срезы.

б). Сметать бретель по продольному и одному поперечному срезу на расстоянии 0,9 см от срезов.

в). Обтачать на 1 см от срезов. Удалить нитки сметочной строчки.

г). Срезать припуски шва в уголке наискосок, оставить 0,3 см.

д). Вывернуть бретель на лицевую сторону.

е). Выметать шов обтачивания бретели с помощью прямых стежков.

ж). Проутюжить бретель.

3. Закрепление нового материала.

Устный опрос

а). Как подготовить бретель для обработки (Сложить деталь бретели пополам, «лицом к лицу»).

б). На какое расстояние от срезов необходимо сметать?

в). На каком расстоянии от срезов нужно обтачивать бретели?

г). Зачем необходимо срезать припуски шва в уголках бретелей и на каком расстоянии это нужно сделать?

д). Зачем необходимо выметывать бретель прямыми стежками?

IV. Продолжение формирования знаний и умений (45 минут).

Инструктаж по технике безопасности (Слайд №18)

  1. ТБ при работе на швейной машине

  1.  ТБ при работе с иглами и булавками

  1.  ТБ при работе с электрическим утюгом

Инструкционная карта «Обработка бретели и концов пояса». (Приложение № 1 и №2)      (Слайд № 19)

1. Сметай и стачай две детали пояса и бретелей по намеченной линии.

2. Удали нитки сметочной строчки, припуски шва разутюжь.

3. Сложи деталь пояса пополам, «лицом к лицу». Сметай концы пояса на расстоянии

0,9 см от срезов до контрольных точек. Расстояние между контрольными точками равно мерке Ст.

4. Обтачай концы пояса на 1 см от срезов.

5. Удали нитки сметочной строчки. Срежь припуски шва в уголках, не доходи до машинной строчки 0,3 см.

б. Выверни пояс на лицевую сторону, аккуратно выправляя уголки колышком. Выметай пояс с помощью прямых стежков.

7. Приутюжь пояс.

Сегодня мы будем выполнять ручные, машинные, влажно-тепловые работы. Вспомнить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

V. Контроль и оценка знаний и умений (10 мин).

Карточка контроля (Слайд №20)

Заправка швейной машины

Техника безопасности

Правильно ли вывернуты углы

Равномерность ширины концов пояса и бретелей.

Качество приутюживания концов пояса и бретелей.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

+

+

+

+

+

Итого:

Суммирование баллов по карточкам.

VI. Итог урока (5 мин).

- Выставление оценок за практическую работу.

- Выявление ошибок и пути их исправления.

- Заключительное слово: (Слайд №21)

Итак, мы с вами закрепили знания и умения при выполнении обтачного шва. Выполнили практическую работу. Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? На следующем уроке мы закончим начатую работу и приступим к соединению нагрудника с нижней частью фартука. Поставим оценки тем, кто хорошо работал во время урока. Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Приложение № 1

Инструкционная карта обработки бретели

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

1.Сложить деталь вдоль пополам лицевой стороной внутрь и сколоть булавками.

2. Сметать две стороны бретели на 0,8 см от срезов.

3. Обтачать бретель на 0,7 см от срезов.

4. Удалить сметочные стежки. Разрезать нитки в нескольких местах и вынуть их.

5.Срезать запас шва в уголке на расстоянии 0,2 см от строчки.

6. Вывернуть бретель на лицевую сторону, выправить швы и взметать на 0,2 см от шва.

7.Приутюжить бретель, удалить сметочные стежки.

8. Проверить качество выполненной работы. Ширина готовой бретели должна быть одинаковой по всей длине. Уголки должны быть тщательно выправлены. Деталь проутюжена.

Приложение №2

Инструкционная карта обработки пояса

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

1. Сложить деталь вдоль, лицевой стороной внутрь, и сметать концы пояса на 0,8 см от срезов на длину 20 см.

2. Обтачать концы пояса на 0,7 см от срезов.

3. Удалить сметочные стежки.

4. .Срезать запас шва в углах на расстоянии 0,2 см от строчки.

5. Вывернуть концы пояса, выправить швы и выметать на 0,2 см от шва.

6. Приутюжить пояс, удалить сметочные стежки,

Проверить качество обработки детали.

Обработанные концы пояса должны иметь по всей длине равномерную ширину, аккуратно вывернутые уголки и приутюженные края.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология обработки бретелей и концов пояса фартука ГБОУ СОШ № 425 Учитель технологии Дмитриева Ольга Игоревна

Слайд 2

Цель урока Научиться обрабатывать бретели и концы пояса фартука

Слайд 3

Блиц-опрос 1. К какому виду одежды относится фартук ? 2. Для чего предназначен этот вид одежды ? 3. С какой целью мы с вами изготавливаем именно этот вид одежды? 4. Из каких деталей состоит фартук ? 5. Как вы думаете, к какому этапу технологической обработки фартука мы приступим сегодня?

Слайд 4

Давайте обратимся к истории создания одежды

Слайд 5

Пояса в традиционном костюме

Слайд 6

Лакомники

Слайд 7

Поясные изделия сегодня

Слайд 8

А давайте побеседуем?! Какую мерку мы снимаем для расчета длины пояса?

Слайд 9

Найдите условное обозначение этой мерки

Слайд 10

Что учитываем, выкраивая детали кроя?

Слайд 11

Определение долевой нити

Слайд 12

? Долевая нить

Слайд 13

Технология обработки бретелей а). Сложить деталь бретели пополам, «лицом к лицу». Уравнять срезы. б). Сметать бретель по продольному и одному поперечному срезу на расстоянии 0,9 см от срезов. в). Обтачать на 1 см от срезов. Удалить нитки сметочной строчки. г). Срезать припуски шва в уголке наискосок, оставить 0,3 см. д ). Вывернуть бретель на лицевую сторону. е). Выметать шов обтачивания бретели с помощью прямых стежков. ж). Проутюжить бретель.

Слайд 14

сметать на 0,9 см от края

Слайд 15

Обтачать на 1 см от срезов

Слайд 16

0,3 см

Слайд 18

Инструктаж по Технике безопасности - Правила техники безопасности при работе на швейной машине - Правила техники безопасности при работе с иглами и булавками - Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом

Слайд 19

Практическая работа «Обработка бретелей фартука» Последовательность выполнения работы 1.Сложить деталь вдоль пополам лицевой стороной внутрь и сколоть булавками. 2. Сметать две стороны бретели на 0,8 см от срезов. 3. Обтачать бретель на 0,7 см от срезов. 4. Удалить сметочные стежки. Разрезать нитки в нескольких местах и вынуть их. 5.Срезать запас шва в уголке на расстоянии 0,2 см от строчки. 6. Вывернуть бретель на лицевую сторону, выправить швы и взметать на 0,2 см от шва. 7.Приутюжить бретель, удалить сметочные стежки. 8. Проверить качество выполненной работы. Ширина готовой бретели должна быть одинаковой по всей длине. Уголки должны быть тщательно выправлены. Деталь проутюжена.

Слайд 20

Контрольная карточка Заправка швейной машины Техника безопасности Правильно ли вывернуты углы Равномерность ширины концов пояса и бретелей Качество приутюживания концов пояса и бретелей. 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл ИТОГО:

Слайд 21

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Карточка контроля знаний

ФИО____________________________________________________

Заправка швейной машины

Техника безопасности

Правильно ли вывернуты углы

Равномерность ширины концов пояса и бретелей.

Качество приутюживания концов пояса и бретелей.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

+

+

+

+

+

Итого:

Карточка контроля знаний

ФИО____________________________________________________

Заправка швейной машины

Техника безопасности

Правильно ли вывернуты углы

Равномерность ширины концов пояса и бретелей.

Качество приутюживания концов пояса и бретелей.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

+

+

+

+

+

Итого:

Карточка контроля знаний

ФИО____________________________________________________

Заправка швейной машины

Техника безопасности

Правильно ли вывернуты углы

Равномерность ширины концов пояса и бретелей.

Качество приутюживания концов пояса и бретелей.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

+

+

+

+

+

Итого:

Карточка контроля знаний

ФИО____________________________________________________

Заправка швейной машины

Техника безопасности

Правильно ли вывернуты углы

Равномерность ширины концов пояса и бретелей.

Качество приутюживания концов пояса и бретелей.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

+

+

+

+

+

Итого:



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по теме «Технология обработки бретелей и концов пояса»

Тип и структура урока – это урок комплексного применения знаний, на котором  у учащихся 5 б класса формируется понятие по обработке бретелей, развиваются эстетические качества личности, умение планировать свою работу, самостоятельность, воспитывается аккуратность, внимательность.

Урок является плановым и входит в раздел «Технология изготовления фартука»

Урок отличает различные степени сложности, прослеживаются межпредметные связи, такие как история, математика, а так же расширяется представление об инструкционной карте, назначение пояса и фартука в целом, применении фольклорных мотивов в нашей стране.

В результате этого девочки получают начальные сведения о группе поясных изделий.

В группе 8 человек, но на момент урока одна девочка заболела,поэтому учащихся было 7. В основном это дети, которые успевают на «4» и «5» и хорошо работают на уроках.

Дети дисциплинированы и инициативны, что позволяет успешно решать учебные задачи.

В детском коллективе сложился хороший микроклимат, что способствует более эффективной работе на уроках.

При планировании урока был учтен уровень подготовленности учащихся.

На уроке были использованны следующие методы:

-      словесный: рассказ, беседа, устный опрос;

- наглядный: демонстрация наглядных пособий (презентация, инструкционные карты);

-     практический: практическая работа «Обработка бретелей и концов пояса»

Формы обучения:

- фронтальная;

- коллективная;

- индивидуальная.

Психоологическая атмосфера на уроке.

Доброжелательные отношениямежду учениками и учителем, готовность к сотрудничеству, сложились доверительные отношения.

Ход занятия состоял из VI этапов:

  1.      Организационный этап;
  2.      Контроль знаний и умений;
  3. Формирование знаний и умений;
  4. Продолжение формирования знаний и умений;
  5. Контроль и оценка знаний и умений;
  6. Итог урока.

На мой взгляд цель, поставленная в начале урока была достигнута, задачи решены.

Результат урока оцениваю положительно:

оценки «5» получили 4 человека;

оценки «4» получили 3 человека.

Дмитриева О.И.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

Проведения зачетного урока по курсам повышения квалификации

В МИОО на кафедре технологии

ДМИТРИЕВАОЙ ОЛЬГИ ИГОРЕВНЫ,

Учителя технологии ГБОУ СОШ № 425

Северного административного округа города Москвы

Урок, проведенный по теме «Технология обработки бретелей и концов пояса фартука» в 5-ом классе «Б», соответствует планированию учебной программы «Технология», утвержденной Минобразованием РФ, и стандарту по предмету.

На уроке эффективно применены структурные элементы, рационально распределено время на теоретическую и практическую части. Для углубленного формирования технологических знаний учитель применяет комплексное методическое обеспечение: плакаты по технике безопасности, инструкционные карты, ИКТ-поддержку (презентация на мультимедийном оборудовании). Проблемы, рассмотренные на курсах повышения квалификации, применялись с учетом современных педагогических технологий:

  1. личностно-ориентированный подход и индивидуальный подход к обучающимся в процессе классно-урочной системы;
  2. проблемное решение при выполнении практического задания;
  3. формирование и развитие толерантного отношения к русским традициям;
  4. использование информационно-коммуникацонных технологий.

На уроке присутствовала комфортная обстановка для реализации индивидуальных возможностей и способностей обучающихся при выполнении предложенных заданий на основе взаимодействия субъект-субъектных отношений и взаимопонимания между учителем и обучающимися, цель и задачи выполнены на основе формирования мыследеятельностного подхода к обучающимся и развития интеллектуальных способностей. Тип урока – урок комплексного применения знаний, методы – диалоговый, наглядно-образный, частично-поисковый. Во время проведения урока учитель обращает внимание на выполнение теоретических и практических заданий с учетом инструктажа по технике безопасности, контроля по анализу допущенных ошибок и путей их устранения, итогового контроля по завершению урока. Обучающиеся справились с предложенными заданиями, усвоили технологические приемы и операции по ручной работе и работе на швейной машине. Учитель применяет взаимоконтроль обучающихся на основе карточек-заданий. Качество обученности учащихся составило 96% (присутствовало 7 обучающихся).

По результатам экспертизы проведенного урока учителем Дмитриевой О.И. отмечено положительное влияние на формирование технологических знаний обучающихся. Отметка «пять».

Заместитель директора по УВР                                              Жабрева Т.Л.

Директор ГБОУ СОШ № 425                                                    Аксенова М.Н.