КУБАНОВЕДЕНИЕ

Альбина Ивановна Тарасевич

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5

ст.Калниболотская

Новопокровский район

Тарасевич А.И.

Урок кубановедения  3 класс

Тема урока: Добрые соседи.

Цель урока: 1. Дать представление об административном устройстве края.        2.Знакомство с административной картой края.                                                                           3.Научить определению на карте края своего и соседних районов.                                 4.Воспитание взаимопонимания и уважения как основы существования народов, проживающих в родном крае.              

Оборудование:  административная и физическая карты Краснодарского края                                       

                                                            Ход урока:

1.Организация урока . Сообщение темы, цели урока.

Край родной, ты весь на этой карте,                                                                            Синь озёр, дороги и хребты.                                                                                                        Я летать хочу со школьной парты,                                                                                                                             Чтоб тебя увидеть с высоты.

    На какую карту будет похож вид Краснодарского края сверху? (Физическую)                                                                                                                                 Что мы можем узнать по физической карте о крае?

А что мы можем узнать глядя на административную карту?                                                        

2.Работа с административной картой Краснодарского края.

    Наш край расположен на юге Российской Федерации. Исторически территорию в бассейне реки Кубань называют Кубанью. Посмотрите на карту. Какие регионы граничат с нашим краем ?                                                                 (На севере и северо — востоке — Ростовская область, на востоке — Ставропольский край, на юго-востоке — Карачаево - Черкессия, на юге — Абхазия,на западе Керченский пролив отделяет Кубань от Крымского полуострова, входящего в состав Украины. Западная часть нашего края   омывается Чёрным и Азовским морями.)    

А вот в середине нашего края находится республика Адыгея. До 1991 года она входила в состав нашего края, а затем стала республикой  в составе Российской Федерации. Столицей республики является город Майкоп.

    А кто же знает, что обозначает название города?

   Майкоп является вторым по величине городом и столицей Адыгеи. Одним из интересных названий (топонимов) является название города Майкоп. Жители станицы Тульской, расположенной недалеко от г. Майкопа, называют реку Белую Майкопка.  Слово Майкоп состоит из двух черкесских слов: «мей» и «коп». «Мей» по- черкесски — лесные ягоды, а «коп»-устье, река. Попробуйте определить перевод названия города. (Яблочная река.) Толкование черкесов оправдывается и действительностью: берега реки покрыты бесчисленным множеством яблонь.    

     Кто  является главным соседом Адыгеи? (Более 200 лет на кубанской земле живут рядом адыги и казаки.)    

       Какой населённый пункт является центром района , в котором мы живём? ( Кавказский  район- ст. Кавказская)

    Найдите на карте с какими районами граничит наш район? (Гулькевический район, Тихорецкий район и т. д.)

     Ребята, подумайте и скажите, как при таком различии национальностей в крае все люди живут в мире и согласии? (Взаимопонимание и уважение — основа существования народов, проживающих в крае.)  

  1. Работа с контурной картой Краснодарского края.

Найдите Кавказские горы. Каким цветом необходимо закрасить данную часть карты?  А реку Кубань? (подпишите)

А центр Кубани, город Краснодар, отметим красной точкой.

     Найдите и отметьте на карте границы нашего района. Отметьте и напишите название его центра.

  1. Закрепление материала:                                                                                               Как называется наш край? Административный центр края?

Как называется наш район? Назовите его центр.

  1. Домашнее задание: подготовить рассказ о своём районе по плану:

а)название района и районного центра;                                                                  б)районы-соседи;                                                                                                                                                        в) учебник с.42-43, вопросы.                      

Литература:

- учебник «Кубановедение»- 3-4 кл. Авторы: М. В. Мирук, Е.Н.Ерёменко.

- Г.Т. Чучмай. «Тайна географических названий».

- «Кубановедение» 3 класс. Метериалы к урокам и внеклассным мероприятиям.

- Административная карта Краснодарского края.

-Физическая карта Краснодарского края.                                                                                   



Предварительный просмотр:

Тест по Кубановедению по теме: «Композиторы Кубани».

  1. Перечислите известных композиторов Кубани.

  1. Кто является художественным руководителем  Кубанского Казачьего хора?

  1. Кто из кубанских композиторов автор песни «Оренбургский пуховый платок»?

  1. Имя какого композитора носят две музыкальные школы Кубани?

  1. Основатель Краснодарского камерного хора.

  1. На каких инструментах мог играть Г.М.Плотниченко?

  1. Какой композитор был учителем музыки и преподавал в университете?

  1. На каком музыкальном инструменте играл Г.Ф.Пономаренко?

  1. Кто из композиторов учился на дирижёрско-хоровом отделении Краснодарского музыкального училища?



Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5

ст. Калниболотской

Новопокроского района

Тарасевич А.И.

Цель: Формировать у уч-ся целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, куль-

        туры, этнографии части Российской Федерации.

Задачи: 1. Обобщить знания уч-ся о родном крае.

               

               2. Развивать познавательный интерес к предме-

                   ту Кубановедение.

               3. Воспитывать гражданственность, гордость за                         свою малую Родину и любовь к ней.

Оборудование: Мультимедиа, физическая карта Краснодарского края на доске и у каждого уч-ся, аудиозапись «Гимн Кубани», карточки.

(Класс разделён на 3 группы)

I  Этап мотивации

- Ребята, как называется наша страна? (Россия)

- Россия – это страна, в которой мы живём. Россию ещё называют «наше Отечество» или «матушка Россия». Отечеством мы зовём её потому, что здесь мы родились, здесь жили наши отцы и деды. А Матушка – потому, что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку, и как мать, защищает и бережёт нас.

- Но у всех у нас есть ещё малая Родина, это территория, та часть России, на которой мы с вами проживаем. Как называется наша малая Родина? (Краснодарский край или Кубань)

(Слайд № 1)

(Чтение учителем стихотворения)

Даль  степей  сквозная,

Гор  простор  орлиный – сторона  родная,

Край  наш  тополиный.

Ты  красив  и  весел,

Щедр  ты  по – кубански,

Край  хлебов  и  песен –

Край  наш  краснодарский!

      13 сентября – День рождения Краснодарского края.

II    Введение новых знаний

(Слайд № 2)

Рассказ учителя.

1. - 13 сентября был образован Краснодарский край. Произошло это в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край, что и сохраняется до сих пор. Эта дата традиционно считается Днем образования Краснодарского края.

 

-  Тогда в  состав Краснодарского края входило 14 городов и 71 район. Со временем число районов менялось, в основном сокращалось.

- Тогда, в 1937 году край представлял собой важнейшую сельскохозяйственную и промышленную зону не только юга СССР, но и всей страны. На селе проживало более 80% населения. На полях края возделывалось 50 различных сельскохозяйственных культур.  В общественной сфере выращивалось более 2 млн. 240 тысяч лошадей, крупного рогатого скота, свиней, овец и коз. На колхозных и совхозных полях работало 14 тысяч тракторов, почти 5,5 тысяч комбайнов, 2 тысячи автомобилей, много другой сельскохозяйственной техники. Край имел развитую инфраструктуру, густую сеть дорог, 5 портов на Чёрном и Азовском морях.

- Неплохо была развита и социальная сфера. В 2500 школах края обучалось 630 тысяч детей – в четыре раза больше, чем в начале века. Работало 4 вуза, готовивших учителей, инженеров для пищевой промышленности, специалистов для сельского хозяйства и врачей. В них обучалось 4,2 тысячи студентов. В крае действовали 71 дом культуры, 2245 клубов и изб-читален, 1790 библиотек, 590 театров и кинотеатров, другие учреждения культуры и просвещения. В городах и районах края, на крупных предприятиях издавалось около 150 газет – общим тиражом 350 тысяч экземпляров. Край уверенно развивался, росло благосостояние населения.

2. – А что же сейчас представляет из себя наш край?

Работа с физической картой Краснодарского края.

- Велик ли Краснодарский край сейчас? Судите сами. Площадь края составляет 76 тысяч квадратных километров. Краснодарский край по своей площади крупнее многих государств, таких как Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Бельгия, Голландия, Дания и др.

- На сегодня в Краснодарском крае проживает более 5 млн. человек, в том числе около 53% - в городах и 47% - в сельской местности. В состав края входят 38 районов, 26 городов, 21 поселок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населенных пунктов.

(Слайд № 3)

- Посмотрите на физическую карту Краснодарского края. Она позволяет как бы с большой высоты окинуть взглядом весь наш край.

- С севера на юг край протянулся на 372 км, а с запада на восток – на 380 км. Длина его морских границ составляет около 740 км, сухопутных – приблизительно 800 км, а всего – почти 1540 км.

- Если мы решим обойти наш край пешком, то идя со скоростью 5 км/ч и днём, и ночью, потратим на это путешествие 308 часов, или почти 13 суток. Однако на автомашине, идущей со скоростью 60 км/ч, этот же путь можно проделать всего за 6 часов. А космический корабль, летящий со скоростью 10 км/с, промчится над краем всего-навсего за 37 секунд.

- Посмотрите на карту, назовите и покажите соседей нашего края.

(На севере наш край граничит с Ростовской областью, на востоке – со Ставропольским краем и на юге с солнечной Абхазией и Карачаево-Черкессией).

Велика и необъятна
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.

- Назовите и покажите на карте главный город нашего края. (Город Краснодар)

- А кто является главой нашего края?

(Глава администрации Краснодарского края А.Н.Ткачёв)

(Слайд № 4)

3.  – Краснодарский край имеет свои символы. Назовите их. (Гимн, герб и флаг)

- Сейчас поработаем в группах. Первое задание такое. У вас на столах лежат карточки, на которых записана символика цвета. Ваша задача вспомнить цвета флага Краснодарского края и определить что они обозначают.

Карточка

Символика цвета

  • Золото – знатность, благородство, величие
  • Серебро – невинность, доброта, чистота, откровенность
  • Красный – храбрость, мужество, сила, великодушие, любовь
  • Зеленый – надежда, изобилие, свобода
  • Черный –постоянство, печаль, покой
  • Синий – верность, честность, слава
  • Белый – чистота, невинность, мир
  • Малиновый – радость, благополучие

 - Цвета государственного флага никогда не выбирается просто так. Издревле каждый цвет имеет своё значение. Итак, назовите цвета флага Краснодарского края и расскажите что же они обозначают.

(Выслушиваются ответы каждой группы, подводится итог:

Малиновый цвет – благополучие, радость

Синий цвет         -  слава, верность

Зелёный цвет     -  надежда, изобилие

(Слайд № 5)

(Комментарий учителя: Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте - желтым цветом с оранжевым контуром. Кроме нашего с вами растолкования цветов флага существуют и другие версии. Например: сочетание цветов на флаге Краснодарского края отражает особенности географического положения региона: горный ландшафт, бесконечные степи и просторы морей. Когда такой флаг утверждался впервые, то цвета его истолковывались следующим образом: малиновый символизировал запорожцев - основателей Кубанского войска, синий - донцов, часть которых переселилась на Кавказ, и зеленый - цвет горцев. Именно знамена указанных цветов имели казаки и горцы, образовавшие войско в Кубанской области. Трехцветный флаг таким образом отражает определенное историческое явление.)

- Рассмотрите герб нашего края. (Слайд № 6) 

- Герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области. Каждый элемент герба имеет своё значение. Так, зеленое поле гербового щита символизирует плодородие полей Кубани, свободу, здоровье и надежды на лучшее будущее.


Башни с открытыми воротами указывают на миролюбие и гостеприимство кубанского народа.


Пернач - древнерусское ударное холодное оружие, служившее у казаков одним из знаков атаманского звания, символизирует власть. Два бунчука с двух сторон от пернача являются символом кубанского казачества.
Черный Российский императорский орел в верхнем золотом поле щита олицетворяет память об императрице Екатерине II, пожаловавшей казакам кубанские земли.


Кавказский крест – наградной крест «За службу на Кавказе» - символизирует окончательное присоединение Кубани к Российскому государству.
Княжеская корона (шапка) указывает на древнерусское Тмутараканское княжество, располагавшееся на территории
Краснодарского края.
Лазоревые (синие) знамена и штандарт с вензелями увековечивают память о императрице Екатерины II и императорах Александре II, Павле I, Александре I и Николае I., символизируют подвиги кубанских казаков при защите южных границ
России.


Две ленты ордена Ленина указывают на правительственные награды, которыми
Краснодарский край был награжден в 1957 и в 1970 годах за трудовые подвиги кубанцев.

- Что вы знаете о гимне нашего края?

(Народная песня "Ты, Кубань, Ты наша Родина", написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память боевой их славы в первой мировой войне. Автор слов - полковой священник Константин Образцов.

Текст песни написан в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Казаки вспоминают "станицы вольные", "родной отцовский дом" и бьются насмерть с "врагом-басурманином", чтоб жила их святая родина.

Сначала песня исполнялась в небольшом кругу фронтовиков. Через год-два ее запели все кубанские подразделения действующей армии. В период гражданской войны она была официальным гимном Кубанской рады. И в годы Великой Отечественной песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы. Ее слышали в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германии.

В настоящее время песня олицетворяет собою Кубань.

Физминутка

- Давайте вместе вспомним гимн Краснодарского края. (Исполнение гимна стоя) (Слайд № 7)

4. - Наш край уникален, всегда вызывает неподдельный интерес у людей, проживающих за его пределами. Чем же привлекает к себе кубанская земля, что она значит для России?

  • Краснодарский край расположен на юге Европейской части России.
  • Крупнейший курортный район России. Много холодных и термальных лечебных источников.
  • Курорты: Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Горячий Ключ, Туапсинская курортная зона. (Слайд № 8)

Отгадайте загадки:

Посмотри: до горизонта
Всё вода, вода, вода.
Здесь гуляют на просторе
Корабли и катера.
Разгулялся ветер
На его просторе,
И поднялись волны,
И проснулось…(море)

С гор бежала без оглядки,
С ручейком играла в прятки,
Широка и глубока –
Это быстрая….(река)

Какое богатство края обозначают слова – отгадки: море, река? (Водное богатство) (Слайд № 9

- Краснодарский край богат водными ресурсами. Сколько морей омывает наш край? Назовите их и покажите  на карте. Более 13 тысяч рек и речушек несут в них свои воды.

- Назовите главную реку нашего края. Покажите её на карте. Какие ещё реки вы помните и можете показать?

- Много озер, лиманов, болот раскинулось в западной части края.

  • Кубань имеет выход в моря и мировой океан через порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Порт Кавказ, Темрюк. Океанские крупнотоннажные танкеры и сухогрузы от черноморских берегов Кубани принимают около 300 портов мира в таких государствах как Индия, Куба, Япония, Австралия, в странах Америки, Африки и многих других. (Слайд № 10)
  • Кубань также мощный железнодорожный узел Юга России. Крупными портами воздушного транспорта являются Краснодар, Сочи, Анапа. Они осуществляют пассажирские и грузовые перевозки и могут принимать современные лайнеры. Словом, на Кубани есть все для развития и процветания.
  • На кубанской земле выращивается более 100 видов сельскохозяйственных культур. Здесь получают высокие урожаи пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы, овощных культур. Основные объемы российского производства риса, цитрусовых винограда в основном сосредоточены на Кубани.  (Слайд № 11)
  • Наш край многонационален. На его территории проживают русские, армяне, украинцы, греки, белорусы, татары, немцы.
  • Краснодарский край богат полезными ископаемыми: месторождения нефти, газа, цементных мергелей, железа, меди, гипса, поваренной соли, минеральные источники. 

III   Актуализация знаний.

1. Самостоятельная работа в группах

 - Найдите и покажите друг другу на карте:

  • города, в которых есть аэропорты;
  • города – морские порты;
  • главный город – центр нашего края;
  • курорты Краснодарского края.

 2. Викторина «Я люблю тебя, Кубань»

   (по 5 вопросов каждой группе)

1. Кто является губернатором Краснодарского края?

( Александр Николаевич Ткачев)

2. Как называется столица нашего края?

( Краснодар)

3. Какое название имел Краснодар раньше?

( Екатеринодар)

4. Почему наш край назван Кубанью?

(По названию реки)

5. Какой край граничит с нашим краем на востоке?

( Ставропольский)

6. Какие горы « берут начало» на Кубани?

( Кавказские)

7. Какие моря омывают наш край?

(Черное и Азовское)

8. Назови город – герой расположенный в Краснодарском крае ?

( Новороссийск)

9. Назови три государственных символа Краснодарского края?

( Гимн, герб, флаг)

10. Кто написал гимн Краснодарского края?

( Полковой священник Константин Образцов)

11. Какого цвета полосы на флаге Кубани и что они обозначают?

( Синий, малиновый, зеленый. Синий – небо,  целомудрие,  верность,  духовность,  вера.  Символизирует  донских  казаков.

Малиновый – символизирует  запорожских  казаков  и  кубанских  казаков,  положивших  начало  освоению  и  развитию  края.

 Зеленый – символ  плодородия  и  богатства  Кубанской  земли.)

12. Дерево – символ Краснодарского края

(Тополь)

13. Древние каменные гробницы, распространенные на территории Краснодарского края.

( Дольмены)

14. Город – курорт, по – старому – Горгиппия?

( Анапа)

15. Назовите самую высокую гору в нашем крае? 

( Цахвоа 3345м.)

IV  Рефлексия

     -   Есть и другая Кубань со своей самобытной культурой, богатейшей историей. Самое главное достояние нашего края – это мужественные, трудолюбивые, веселые и гостеприимные люди. Лучшим признанием природной уникальности, экономических достижений края и, конечно же спортивных заслуг России явился выбор г. Сочи местом проведения Зимних олимпийских игр 2014г. (Слайд № 12)

- Именинникам принято дарить подарки, пожелания. Что бы вы пожелали нашему краю? Обсудите в группах.

Кубань моя, жемчужина России!

Пшеницы необъятные поля

А где еще такое небо синее?

А где еще такие тополя?

Где так поют под южным небом птицы?

И где Земля вдыхает Солнца дар?

Цвети и пой, кубанская столица,

Цвети и пой родной кубанский край

- Я думаю, ребята, каждый из вас с гордостью произнесёт такую фразу: «Я -житель Кубани!». Давайте произнесём эту фразу все вместе.



Предварительный просмотр:

ЮНЫЕ ГЕРОИ КУБАНИ.

Юра Сазонов и Коля Токарев.

      Был знойный август 1942 года. Через ст. Даховскую с грохотом проходили танки с черными крестами. Немцы!

     Они остановились возле школы, вытаскивали во двор парты, в окна выбрасывали карты, схемы, чучела птиц.

          В ту же ночь Юра и Коля отправились в горы, искать партизан, в числе которых был директор их школы  Щербак.

          Однажды юные патриоты получили задание – расклеить в станице листовки. Все труднее было передавать ребятам сведения в отряд: за ними следили.

     И все – таки юные разведчики сумели выполнить важное задание майора Пискуна – доставили в отряд список полицаев.

     Дома Юру встретила мать. Просила немедленно уходить в лес.

    Юра стал собирать рюкзак, но в дверях появились вооруженные фашисты. Они схватили его и увели в комендатуру. Там был уже и Коля Токарев. Сутки их не кормили. Потом начался допрос.

     Мальчиков били. Приводили в сознание, снова били… но юные разведчики не проронили ни слова.

    На следующий день их увели в Хаджох, а оттуда в Майкоп. Снова пытки, уговоры, угрозы… Теперь уже в гестапо.

     25 октября 1942 года Юру и Колю доставили в Даховскую.    Ребят поставили на краю наскоро вырытой ямы, хотели завязать глаза, но Юра с ненавистью оттолкнул приблизившегося немца.

    Автоматная очередь разорвала осенний воздух. Как подкошенные, Юра и Коля рухнули на землю. Они легли рядом, как прошли рядом всю свою яркую и короткую жизнь.

     К 50-летию Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина в поселке Тульском пионеры Майкопского района установили памятник юным героям. На нем золотыми буквами начертаны имена Юры Сазонова и Коли Токарева.

Виталлий и Лена Голубятниковы.

     Февраль 1943 года

         Виталлий и Лена увидели, что из сарайчика фашисты собираются стрелять в наших солдат… Это – засада.     Разведчики остановились на перекрестке, в двух кварталах от дома Голубятниковых. Один из них махнул шапкой, из-за угла показалась большая группа наших солдат.

     Еще мгновение - и разведчиков сразит автоматная очередь. Что же делать?

     Виталлий взглянул на сарай, и ему показалось, что в дверях, между досками, он видит фашистские автоматы.

     Мгновенно мальчик метнулся через забор. В несколько прыжков Виталий добрался до середины улицы. Выхватив из кармана пионерский галстук, что-то крича, он бежал навстречу советским бойцам.

      Советские разведчики заметили мальчика, они насторожились и остановились на перекрестке.

     Стремительным прыжком Лена перепрыгнула через забор и побежала по улице, предупреждая солдат об опасности.

    А через мгновение в старый сарай полетела противотанковая граната, грохнул тяжелый взрыв, и стало тихо.

     Из укрытия выбежали советские солдаты. Приблизившись к двум лежащим  телам , бойцы обнаружили , что брат и сестра были мертвы.

     Во дворе средней школы №3 ст. Брюховецкой установлены бюсты Виталия и Лены Голубятниковых.

Ваня Масалыкин.

Ваня родился в 1929 году. Он рано лишился родителей, его приютила дальняя родственница матери – бабушка Марфа.

     Как и все его друзья, он любил свою степную станицу Новопокровскую, утопающую в зелени садов. Ванне нравились книги о революции, гражданской войне. Он часто играл со своими товарищами в «чапаевцев», футбол…

     В том суровом 1942 году сады степной станицы почернели от пожаров, опустели улицы. Фашисты грабили жителей станицы, убивали их.

    Много боли и страданий принесли они и Ване Масалыкину. Бабушку Марфу фашисты так избили, что в тот же день она умерла. Ваня остался совсем один.     Против оккупантов стали подниматься жители станицы. По ночам раздавались одиночные выстрелы, автоматные очереди. Гестаповцы забеспокоились. Стали искать партизан или тех, кто связан с ними. Но поиски ни к чему не приводили.

    Однажды Ваня спрятался в окопчике у моста  и зорко наблюдал за дорогой. К мосту приближалась автомашина, заполненная фашистами. У моста машина закачалась на выбоинах и сбавила ход. Эти воспользовался юный мститель и метнул гранату. Но граната не взорвалась. Ване удалось скрыться незамеченным.

     Через некоторое время немецкой комендатуре стало известно, что в тайном окопчике у моста Ваня Масалыкин хранит много оружия. Его выследили полицаи , арестовали и привели в комендатуру.

     …Комендант, взбешенный молчанием и упорством мальчика, сам допрашивал его, требовал рассказать о связи с партизанами. Ваня так мечтал попасть в партизанский отряд и  драться с врагом! Но этой мечте не удалось сбыться.

    Допрос продолжался несколько дней. Одни и те же вопросы – одни и те же ответы. Не услышал комендант, где находится партизанский отряд. И тогда  палач приказал расстрелять Ваню.

    Юный патриот погиб в сентябре 1942 года. Память о нем и теперь жива в сердцах людей.



Предварительный просмотр:

КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ!

КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ

ЗАБАВЫ МОЛОДЦОВ ВЕСЁЛЫХ УДАЛЬЦОВ

Парные забавы

1. Забавы с камнями

а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на внешнюю сторону ладони. Задача играющих — любым способом заставить соперника выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте.

Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).

Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность

в любой игре, его тут же "наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить

"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно

следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно

усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. "Пинки". Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга

пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени

нанесет большее количество пинков сопернику.

3. "Фанера". Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или

нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В

зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается

проигравшим. Наказание — удар кулаком в грудь.

4. "Снять шапку". Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале

выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,

расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,

кто первый снимет с соперника головной убор.

5. "Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края — другой.

По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

6. "Вырвать репу" (с палкой). Игроки садятся друг против друга, упираясь

ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не

вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет

соперника.

7. "Положить на спину" (с палкой). Игроки становятся спиной друг к другу.

Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается

оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим

считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. "Бульдозер". Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра

заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не

отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто

первый оказывается за линией.

9. "Ладушки". Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем

поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно.

Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. "Опуститься плавно". Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают

медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю.

Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на

землю.

11. "Столкнуть с места" (с палкой). Играющие становятся друг против друга

боком, ногой к ноге соперника, в руках — палка. Палку необходимо держать одной

рукой за конец, другой — в середине палки. По команде игроки пытаются

столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места,

хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

12. "Падение с высоты на руки". Игроки выстраиваются в две шеренги перед

высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте,

затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает

на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на

руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете

игрока. Далее падают с закрытыми глазами, спиной, падают, когда под местом

падения лежит один из игроков.

13. "Готовь кулаки". Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну

линию. Водящий выкрикивает: "Готовь кулаки!" Игроки отвечают: "На чьи боки?"

Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается

убежать, а игроки — поймать и "намять бока" убегающему. Если игроку удалось

убежать, водящий остается прежний, ежели ему "намяли бока", то водящим

становится он.

14. "Колесо поймать" (с палками). Игроки делятся на две команды, между

командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков —

палки. Задача каждой из команд — палками поймать брошенное в них деревянное

колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной — около пяти

сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она

остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет — то

отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда,

соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая

соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из

команд. Проигравшую команду обычно "наказывают" хворостиной или нагайкой.

15. "Прогон". Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров.

Затем кананием или считалкой выбирают водящего.

Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой

предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами

(возможны фуфайка, телогрейка, желательно — без пуговиц) по водящему игроку

так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются.

Задача водящего — попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это

удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он

остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в "прогон"

("прогон" — две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза

(по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему

это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

16. "В Мишуя" (с палкой). Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящему завязывают глаза. Его выводят в центр круга. Игроки стоят по кругу. Водящий начинает, бегая по кругу, размахивает палкой, стараясь осалить (ударить)

кого-нибудь из игроков. Игроки, уворачиваясь, стараются дотронуться, ударить

или свалить водящего. Кому это удается, у того дополнительно появляется "одна

жизнь". Ежели водящий осалил когонибудь из игроков, игрок становится водящим.

Ежели водящий осалил игрока, у которого в запасе "одна жизнь", то он опять

продолжает водить, а у игрока больше нет "жизни".

17. "Жук". Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится

спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки

дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не

заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до

него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал

неверно, то все игроки бьют водящего, если верно — то водящим становится игрок,

которого угадал водящий.

18. "Пахотливый слон". Игроки разбиваются на четверки. Одна четверка —

водящая. Четверка спределяется так: одного игрока берут вдвоем под руки сбоку

и один игрок — за ноги сзади. Вся эта четверка, в зависимости от того, водит

она или убегает — догоняет или убегает, если водящая четверка догоняет

убегающую — то они меняются ролями и при этом та четверка. которую догнали,

кричит: "Ойёйёйёйёйёйёй, что же это делается!" Пространство игры

ограниченно произвольно.

19. "Устоять в паре". Играющие становятся спинами в паре друг к другу, руками

берутся под локоть. Задача каждой пары — устоять на ногах, а по возможности —

свалить другую пару, при этом рук не распуская. Количество пар не ограничено.

20. "Слепой щенок". Игроков делят на две команды. Одни "щенки", другие

"мамки". Ставят друг против друга. Каждая пара старается запомнить своего

партнера. Затем всем завязывают глаза. "Щенков" ставят на четвереньки, а

"мамок", немного поводив и запутав, отпускают. Пространство игры ограничивают.

Задача игроков, не произнося ни слова, найти своих партнеров на ощупь по

приметам. Те пары, которые не смогли найти друг друга за определенный отрезок

времени, "наказывают" нагайкой или хворостиной.

21. "Червячок". Кананием или считалкой выбирается водящий из группы до пяти

человек. Водящий ложится на землю, игроки — на него. Водящий обязан выползать

изпод игроков со словами: "Хочу к солнцу, хочу к свету!" Если водящий не

выполз — его "наказывают" нагайкой или хворостинкой. Далее игра повторяется

поочередно, или кананием, в зависимости от договоренности.

22. "Волки, охотники, волкодавы". Игроки делятся на две команды. Первая —

"волки", вторая — "охотники" и "волкодавы". Задача каждого из игроков,

находящихся в какойлибо команде, дотронуться первым до соперника. При этом, кто из

"волков" или "волкодавов" первый дотронулся, соперник превращается в "волка"

или в "волкодава". "Волки", дотронувшись до "охотников", только после третьего

раза имеют возможность превращать "охотников" в"волков" по правилам игры.

"Охотники", дотрагиваясь до "волков", превращают их в "волкодавов". Игра

основана на скорости и внимательности. По уговору стороны, "волки" и

"волкодавы", и которые в результате игры стали таковыми, разбегаются, чтобы

определиться, кто есть кто, и у кого сколько осталось игроков, а затем вновь

продолжают играть до полной победы одной из сторон, то есть все "волки" станут

"волкодавами" или наоборот, все "волкодавы" и "охотники" превратятся в

"волков". Для упрощения опознания можно применять головные уборы (скажем,

"волки" в головных уборах, "охотники" и "волкодавы" держат головные уборы в

руках; в случае "превращения" игрок либо одевает, либо снимает головной убор).

23. "Кетоврас". Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки, другой сзади

берет его за ноги. Вторая пара проделывает то же и становятся друг напротив

друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю

игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснется земли первая.

24. "Кетоврасы". Игра, аналогичная игре "Кетоврас". Только в парах уже

участвуют команды. Победившей командой считается та, которая положит на землю

всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в

исходном положении.

25. "Пружина". Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками,

команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому

удается перетянуть команду соперников на свою сторону.

26. "Вежа". Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно

переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное

движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу"

распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до

исходного положения.

27. "Передай другому". Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков

дает подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передает

подзатыльник следующему. И так — по всему кругу.

28. "Подзаборного". Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок,

который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают его по кругу руками, вращая, толкая его на противоположную сторону круга, перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддается движению, которое

придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, все время придавать ему

движение. Затем в круг становится другой игрок.

29. "Бег "волчком". Играющие берутся за руки под локоть спиной друг к другу.

Начинают вместе делать вращательные движения в одну или в другую сторону. Один из игроков начинает осаливать их палкой. Задача бегущих "волчком" — ногами отбивать удары. Играют от трех и более человек.

30. "Кроты". Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам

завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу,

наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Если он

вышел — его хлестают нагайкой те, кто следит за правилами игры. Игроки должны

поймать водящего вслепую. Если им это удается, то они все щиплют, щекотят,

слегка бьют водящего. Далее водящим становится тот игрок, кто поймал водящего.



Предварительный просмотр:

       

     

Исследовательская работа ученицы 1 «б» класса

Вашумирской Дарьи

Страшно ли было? -  этот вопрос я задала своей прабабушке –

Цыкун Анастасии  Дмитриевне.      

     - Конечно, страшно. Но мы об этом не думали. – просто шли на войну, шли защищать Родину.

     В то время ей было 19 лет. Анастасия Дмитриевна участница и свидетельница  всех великих сражений.  

Родилась она 10 июня, 1921 года.C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 437.jpg

Воронежская область,

Шаталовский район,

Село Боровая Потудань.

Анастасия Дмитриевна окончила всего

7 классов.  Затем прошла курсы в городе

Москве и получила специальность

медицинской сестры.

Когда в 1941 году началась война, имея

медицинское образование на фронте она

была медицинской сестрой, спасала раненых.

     Студенты и школьники нередко тайком от родителей бежали в военкоматы. Родители бежали вслед за ними. Одни вцепившись в сыновей, вели их домой. Другие – не удержав, шли вместе на фронт.

Многие погибли на полях сражений, другие выжили, прогнали врага, победили.

     Мы не имели тогда необходимого оружия, еды, не имели сплошной линии фронта. И всё – таки не дрогнули. Любовь к Родине, вера в Победу зажигали нас, и мы шли насмерть…

     

Комсомольцы бесстрашно действовали  на оккупированных территориях: разбрасывали листовки, взрывали мосты, уничтожали вражеские автомашины с горючими боеприпасами, солдатами, вывешивали в городах советские флаги. Многим молодым людям посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

     Женщины, старики и дети помогали красноармейцам. У всех было одно желание – спасти Родину, спасти будущее.

     Оказываясь лицом к лицу с врагом, и взрослые, и дети проявляли человеческие качества – умение думать о других, мужество и твёрдость, способность объединяться, самоотверженность в совершенствовании героических поступков.

     Она выжила. Хотя их полк занимал оборону на территории знаменитого завода «Красный Октябрь», где линия фронта разделяла наши окопы от немецких расстоянием броска гранаты. Солдат Настя, как называли её бойцы, вкладывая в это особый смысл, вместе с подругами оборудовала медсанчасть за толстыми стенами мартеновских печей, оберегавших раненых. Но сами они большей частью были там, где вставала другая стена – стена огня и смерти. У этой стены навеки остались боевые подруги Насти.    

 Моя прабабушки прошла военный путь от Москвы до Германии.

Она имеет боевые награды: «Медаль за боевые заслуги»,  «Орден Победы 2-ой степени»,  «Юбилейная медаль» и многие другие.

     День Победы! Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. В Москве на Красной площади состоялся грандиозный Парад Победы. Ликовала земля и люди. Гремели залпы – это радость огнями взлетала в небо.

Победа! Победа! Победа!

В этот торжественный день – 9 мая, я обязательно рано утром поздравлю свою любимую прабабушку Анастасию Дмитриевну.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!

               



Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Тарасевич Альбина Ивановна

МБОУ СОШ № 5

Новопокровский район

                                             Урок кубановедения, 4 класс.

Тема урока: «События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край».                                                                                    

Тип урока: вводный.

Цели урока:

  1. Привитие любви к малой Родине, сопричастности к истории    Краснодарского края.
  2. Воспитание гражданской позиции и патриотизма, чувства гордости за героев своей страны, своего края.
  3. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
  4. Развитие познавательной активности.

Учебное оборудование:  учебник «Кубановедение» 3-4 класс Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыкина, Г. В. Шевченко ОИПЦ «Перспективы образования» 2006г., выставка книг о  Великой Отечественной войне и о защитниках города Новороссийска, карточки с текстом   ««Ласточки» над    фронтом», цифровые карточки   1,  2,  3,  карточки с тестом, цветные кружки (красный, жёлтый).

ТСО: мультимедийный комплекс.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Звучит песня

«С чего начинается Родина?» (поэт М.Матусовский, композитор В.Баснер)

        На мультимедийном экране слова песни:   

                С чего начинается Родина?

                С картинки в твоём букваре,

                С хороших и верных товарищей,

                Живущих в соседнем дворе…

                А может, она начинается

                С весенней запевки скворца

                И с этой дороги просёлочной,

                Которой не видно конца…

Вопрос: Дети, так с чего же начинается Родина для каждого из нас? (свободное высказывание детей)        

Учитель:  Кубань – это наша маленькая родина. Она начинается с родного города, станицы, посёлка, с улицы, на которой мы живём. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки – ветерана Великой Отечественной…

Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я родился на Кубани».

Пройдите по знакомым улицам нашего села. Постойте, склонив голову у обелиска в парке. Вслушайтесь в тихий шелест листвы, в звонкий  птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.

Всё это – ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь – ваши корни. Родина начинается здесь.

  1. Целеполагание и построение проекта урока.

             На мультимедийном экране слова стих. В.Подкопаева.           

Ученик:            Степное раздолье –

                                 родная земля!

         Всего ты дороже и краше!

         Зелёной листвою шумят тополя

         о славе и мужестве нашем.

  1. Тихо звучит мелодия песни «Вставай, страна огромная».

Учитель:   Очень много тяжёлых испытаний пришлось  перенести России, кубанцам. Одно из них – Великая Отечественная война. Война не обошла стороной и нашу с вами малую родину – Кубань.

        В суровые годы войны весь народ от мала до велика встал на защиту своей Родины. Рядом, плечом к плечу, сражались бойцы разных национальностей: русский и грузин, таджик и украинец. Отважные сыны Кубани  сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. Но, где бы ни воевали они, каждый знал, что он защищает и всю нашу необъятную страну, и отчий край. Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.

        Начало войны нарушило мирную жизнь. Многие кубанцы встретили врага с оружием в руках.

  1. «События Великой Отечественной войны на Кубани.

Защитники земли кубанской.

- Сегодня мы совершим путешествие по историческим страницам нашей малой родины – Кубани.    (Дети подготовили сообщения по группам)

  1. Первая страница «Подвиг матери и сыновей»

Учитель: Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы вспомним только одну кубанскую семью, семью кубанской русской женщины Епистинии Фёдоровны Степановой.

Выступление учащихся первой группы:

Имя Епистинии Фёдоровны Степановой известно во всём мире. Нет человека, который бы не преклонялся перед её материнским подвигом. Война забрала у неё самое дорогое – её сыновей: Александра–старшего и  Александра-младшего, Николая, Василия, Филиппа, Фёдора, Ивана, Илью, Павла… Девять раз приходил в её дом почтальон с похоронками.

        Девять сыновей вырастила Епистиния Фёдоровна. И все они героически погибли, защищая Родину.  

        Город Тимашевск теперь называют городом материнской славы. Здесь находится единственный мемориальный музей, рассказывающий о трагической судьбе матери Епистинии Фёдоровне Степановой. Здесь же, в Тимашевске, воздвигнут и памятник этой великой женщине.

        А в настоящее время возле памятинка Матери растут 9 серебристых елей – девять жизней её сыновей.

Учитель: Памятник от слова память – чтобы помнили и никогда не забывали.

  1. Вторая страница «Бессмертие»

        Учитель: Есть у Е.Ф. Степановой адыгейская «сестра» - Чебахан Умаровна Шхалахова  из аула Большое Псеушхо Туапсинского района. Она проводила на фронт 9 сыновей, троих внуков и невестку – 13 человек. Смертью храбрых пали девять из них. Семеро братьев Шхалаховых погибли в сражениях за Новороссийск, Армавир, Севастополь. Один из братьев, Джамбот Шхалахов, защищал Москву, другой – Хаджерет воевал на украинской земле. Внук Шхалаховых Аскербий участвовал в параде на Красной площади в ноябре 1941 года и прямо с парада вместе со своей ротой ушёл защищать Москву. После гибели Аскербия его жена Фаина отправилась на фронт добровольцем и погибла в боях за Севастополь.

              Чтение учащимися первой группы стихотворения

Т.Ермолаевой «Славные сыны России».

Ученик 1:                Храбро на полях сражались

                        России славные сыны.

                        Жизнь свою они отдали,

                        Не вернулись из войны.

Ученик 2:                        День и ночь на смерть стояли

                                За страну любимую.

                                За жену. За мать родную.

                                За деревню милую.

Ученик 3:                И теперь там рожь повсюду,

                            Льётся золотой рекой.

                        А над братскою могилой

                        Поникла ива головой.

Ученик 4:                        И за все страданья павших

                                Пусть оплатится с лихвой.

                                Пусть на небе чистом, мирном

                                Обретут они покой.

        Учитель: Так «породнились» и вместе ушли в бессмертие, в память народную Степановы и Шхалаховы, русские и адыги, отдавшие свои жизни за свободу и счастье родной земли.

        Народ помнит и подвиги отважных бойцов, и подвиг солдатских матерей, мужественных женщин, воспитавших сильных и храбрых защитников Отечества.

  1. Третья страница «Казаки-пластуны».

Выступление учащихся второй группы:

Ученик 1 (раскрывает лексическое значение слова «пластун»): 

Пластун - это казак-пехотинец. Первоначально ими называли лучших казаков из тех, что несли пограничную охрану на окраинах Российского государства, а также выполняли ряд специфических функций в бою (разведка, снайперский огонь, штурмовые действия). Пластуны знали заговоры от пули, от укуса гадюки, умели лечить опасные болезни, останавливать кровь и были особой казачьей кастой. Они сражались во всех войнах, в которых участвовали казаки.

        Ученик 2: На Кубани военные действия длились в течение одного года. К началу сентября 1942г. фашистам удалось захватить большую часть Краснодарского края за исключением Сочи, Туапсе и Геленджика. Они пытались установить на Кубани свой порядок. За время оккупации гитлеровцы повесили, расстреляли, удушили отравленными газами в машинах-душегубках, замучили и убили более 61 тыс. граждан. Отступая, оккупанты превратили в руины Армавир, Новороссийск и другие населённые пункты.

        Ученик 3: В 1943г. была сформирована пластунская казачья дивизия. Немцы на своей шкуре почувствовали, что такое более десяти тысяч сведённых воедино казаков-пластунов, давших клятву мстить за свои сожжённые станицы и хутора, за замученных и расстрелянных родных и близких.

 С территории края было вывезено в Германию более 130 тыc. человек, среди них 81 тыс. женщин, 38 тыс. детей в возрасте до 16 лет.

Ученик 4: Сильной стороной казачьей девизии было то, что казачьи сотни формировались по станичному принципу, где все друг друга давно знали». Нельзя было струсить и предать товарища – об этом сразу же узнали бы родные и близкие такого человека. Это был бы позор для всей родни. А в станицах проживали люди разных наций.

 

  1. Четвёртая страница «В небе «ночные ведьмы».

Работа с текстом ««Ласточки» над фронтом».

  1. Самостоятельное чтение текста (у каждого ученика карточка с текстом):
  2. Анализ текста по вопросам.

«Ласточки» над фронтом.

Это была удивительная воинская часть: в ней служили только девушки-добровольцы.

Лётчицы умело управляли небольшими самолётами и точно сбрасывали бомбы на вражеские дороги, переправы, эшелоны.

Боевые вылеты совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. От заката до рассвета вновь и вновь         поднимались в чёрное небо под лучами вражеских прожекторов легкокрылые самолёты, неся грозный бомбовый груз. Каждая из девушек выполняла за одну ночь по 8 – 10  вылетов. Фашисты боялись и ненавидели лётчиц, прозвали их «ночными ведьмами». А наши бойцы называли девчат «сестрёнками» и «ласточками».

С февраля 1943 года лётчицы из женского авиаполка сражались с врагом в небе Кубани. Более пяти тысяч боевых вылетов совершил полк при освобождении нашего края.

Вопросы по содержанию:

- О ком вы прочитали?

- Как называли девушек-лётчиц наши бойцы?

- А как их называли фашисты? Почему?

        Наравне с мужчинами в борьбу с врагом вступали кубанские женщины. В женском авиаполку воевали и наши землячки. Среди них герой Советского Союза Евгения Андреевна Жигуленко. Она пошла в армию добровольцем. 3 года провела на фронте. Участвовала в освобождении Новороссийска. За её плечами – 968 боевых вылетов. После войны она ещё 10 лет служила в авиации. Потом освоила профессию кинорежиссёра и сняла замечательный фильм о своих фронтовых подругах. Назвала она его «В небе «ночные ведьмы».

  1. Пятая страница «Новороссийск – город  - герой».

        Учитель: Подвиг Новороссийска в годы Великой Отечественной войны известен всей стране.

        Давайте вместе вспомним эти события в истории нашего города и совершим небольшое    заочное путешествие    по местам нашего города.

Выступление учащихся третьей группы:

Ученик 5: Читает отрывок из стихотворения В.Бакалдина «Здравствуй, город!»

                Знаменит он ратной славой,

                гордой славой боевой.

                Всем народом,

                всей державой

                город признан

                как герой!

  1. Шестая страница  «Кубань – многонациональный край».

        Учитель: За оказание помощи партизанам немцы закапывали и сжигали живыми не только взрослых, но даже детей. От рук фашистов пострадали люди разных национальностей. Они защищали свою Родину, свой дом, свою семью.

Сейчас на Кубани проживают представители более 100 национальностей (армяне, греки, украинцы, белорусы, чехи, адыги и др.). Здесь живут люди разных вероисповеданий, взглядов, идей. Но все они едины в своём стремлении сделать свой общий дом процветающим и благополучным. Сегодня Кубань демонстрирует силу единения народа. Все они живут в мире и согласии, трудятся на благо Кубани.

  1. Обобщающая  страница

Тест (карточки). Работа в парах.

  1. Выделить правильный ответ.  

        а) Какие события обозначают даты 1941-1945гг?

                1. Гражданская война

                2. Великая Отечественная война

                3. Афганская война

        б) Назвать имя кубанской крестьянки, известной во всём мире своим материнским подвигом.

                1. Степанова

                2. Васильева

                3. Фёдорова

        в) Сколько сыновей вырастила и потеряла в годы войны эта мужественная женщина?

1. семь сыновей

2. восемь сыновей

3. девять сыновей

        г) Сколько времени длились военные действия на Кубани?  

                1. один год

                2. два года

                3. три года

     

        д) Как называли фашисты девушек-лётчиц, которые ночью сбрасывали бомбы на вражеские дороги, переправы, эшелоны?

                1. ночные колдуньи

                2. ночные бомбардировщики

                3. ночные ведьмы

        е) Сколько дней шли кровопролитные бои на Малой Земле?          

                            1.   255  дней

2.   235  дней

3.   225 дней        

Проверка с использованием   цифровых карточек     1,   2,   3      

2. Работа с пословицей:

        а) Продолжить пословицу: «Если народ един, - то …»   (свободное высказывание детей)

        б) Объяснить смысл пословицы: «Если народ един, - то он непобедим»

3. Проблемный вопрос:  Почему же наш народ одержал победу в этой жестокой войне?

                                            (свободные высказывания детей)                                                              

 

4. Обобщение: Советский народ одержал победу потому что:

                а) весь народ от мала до велика встал на защиту своей Родины

                б) люди разных национальностей плечом к плечу, помогая друг  

                   другу, боролись с общим врагом.

3.  Итог урока:

                1. Если вы ничего нового не узнали на уроке или вам было немного скучно,                     то покажите жёлтый кружок.

                2. Если вы узнали что-то новое для себя и вам было интересно на уроке,

                    то  покажите красный кружок.



Предварительный просмотр:

Тема: « Ты, Кубань, ты наша Родина !»

Цель:  - привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории    

               Краснодарского края;

- расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса;

- воспитание любви  к Родине, родному краю, толерантного отношения к людям      

  разных национальностей.

Оборудование: мультимедийная презентация

                                                             Ход урока.

I. Организация класса.

II.Вводная беседа.

- Какой любимый ваш праздник? А кто любит свой день рождения?

- А знаете ли вы кому сегодня день рождения?

(Сегодня 13 сентября -  день рождения у нашей маленькой родины)

Ученик1:  Родина  - слова не знаю чудесней,

               В нем наши сказки и славные были,

               Дедов далекие грустные песни,

               Те, что и мы до сих пор не забыли.

               Родина – это земля у порога,

               Где ты впервые узнал свое имя.

               Родина – это большая дорога,

              Та, по которой пойдешь ты с другими!

- Так как называется наша малая родина? (  Кубань -  наша  малая родина.  )    

Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая Родина. Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивается прекрасная пшеница, и здравницей страны, так как множество курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей.

Высокие горы, степные просторы,

Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань

III. Сообщение темы и целей урока.

И сегодня , в день рождения края, мы в который раз будем говорить о нашей малой родине – вековом богатыре.

Проведём урок в форме путешествия-соревнования  по станциям.

(Класс разделён на две команды. За правильный ответ команда получает жетон в виде солнышка)

Станция «Кубань – житница России»

 Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимает пшеница.        

Ученик 2 :  Стоит пшеница на Кубани

                 Среди натруженных полей,

                 И тает в хлебном океане

                 Зелёный парус тополей.

                 Шумят хлеба…

                 В страде горячей

                 Они земле поклоны бьют

                 За теплоту души казачьей,

                 За доблесть, мужество и труд!

Задания командам:

1.Пшеница, рожь, ячмень – общее название …(жито)

2.Деревянное строение для хранения муки (амбар)

3. Орудие труда, которым пахали землю ( борона)

4. «Солнечный»  цветок, завезённый в Россию в 18 веке (подсолнечник)

Станция «Кубань – мастеровая»

Учитель :  Люди  всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало  их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения  прекрасного  была кубанская  природа. Она же представляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала,  спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла.    

 Задание командам:

1. Назовите известные вам ремёсла  .

2. Собрать изображение кубанского  флага ( в технике мозаики)

( у каждой команды на парте разрезанный на кусочки флаг)

Станция «Кубань – спортивная»

Много замечательных спортсменов, прославляющих нашу малую родину своими достижениями ,живёт на Кубани

Василий Николаевич Мачуга — советский спортсмен и российский государственный деятель. Мачуга Василий Николаевич – заслуженный мастер спорта по спортивной акробатике, неоднократный чемпион мира и Европы, обладатель Кубка мира  

Александр Николаевич Москале́нко  — российский прыгун на батуте. Первый олимпийский чемпион в этом виде спорта (2000). Заслуженный мастер спорта СССР (1991). Москаленко Александр Николаевич – заслуженный мастер спорта по прыжкам  на батуте, олимпийский чемпион XXVII Олимпийских игр 2000 года в г. Сиднее, неоднократный чемпион мира, Европы, обладатель Кубка мира, самый титулованный батутист планеты  

ФИЗМИНУТКА

 Станция «Кубань – многонациональная»

 Ученик 4 :   Кубанская природа, родные нам места.
                    Живёт здесь сто народов,
                    А может, больше ста.
                    Кубанец  я, ты тоже.
                    Мы вместе, мы дружны.
                   Мы делать всё, что можем,
                   Для Родины должны!

Ученик 5:  В чудесном краю, где растет виноград,

                   Хлеба колосятся и реки шумят,

                   Где солнце над морем лазурным встает,

                   Тепло земле дарит почти круглый год,

                   Дружной семьею народы живут,

                   Кубань  хлебосольную  « мамой» зовут.

Учитель: На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов.Я хочу познакомить вас с китайской притчей:

 «Ладная семья»

         Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

       Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь,   прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение,   сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

-  И мира тоже.

Задание командам:

(Командам раздаются разрезанные карточки, на которых записаны слова-названия народов, проживающих  на территории Кубани. Кто быстрее соберёт эти слова)

Слова: рус-ски-е, бе-ло-ру-сы, у-кра-ин-цы, гре-ки, уз-бе-ки, гру-зи-ны, ар-мя-не, та-та-ры

Станция «Кубань – поэтическая»

Учитель:  Каждый из нас не раз признавался в любви своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как поэты .

Самые заветные , проникновенные строки посвящают они родной земле. Прочтите эти строки и перед вами предстанет яркий, неповторимый образ нашего чудесного края.

                       Отчий край!

                       Вишнёвые рассветы,

                       Двух морей и неба синева.

                       Для тебя кубанские поэты

                       Сохранили лучшие слова.  (Кронид Обойщиков)

Задание командам:

Разгадать кроссворд «Кубанские поэты»

X. Итог

Учитель : Закончить наш урок мне хотелось бы строками из стихотворения Виталия Бакалдина:

В жизни нам дана

Родина одна

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь – здесь земля моя.

       Любите свой край, уважайте людей, живущих рядом с вами!

Какой бы вы ни были национальности, представителем какого бы народа не являлись , вы  всегда можете с гордостью сказать «Я – кубанец!»

XI. Рефлексия.

Продолжите фразу:                -Сегодня на уроке мне …

 - О чём  из услышанного и увиденного на уроке вы расскажете своим родителям дома?



Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Тарасевич А.И.

МБОУ СОШ № 5

Новопокровский район

Тема урока: «Путешествие по родному краю!»

Цель урока: учить детей знать историю своего края, воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, формировать бережное отношения к традициям своего народа и его труженикам, любящим свою землю.

Оборудование: карточки с заданиями, экспонаты музея, мультимедиа.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Кубанское солнышко

Смотрит нам в класс,

А лучик, играя, приветствует вас:

«Доброго утра, хорошего дня!

Я пожелаю вам, детвора!

1-ый ученик.

России малая частица,

Земля похожая на рай.

Голубизна морей, разлив пшеницы –

Всё это Краснодарский край!

2- ой ученик.

Кубань моя, степная дочь России.

Куда не глянь - повсюду хлебные поля.

И как защитники родного края,

Стоят на страже тополя.

Учитель. Сегодня мы совершим необычное путешествие в страну «Кубань». Вы узнаете о том, каков наш край, что нам здесь дорого и близко. В путешествии мы пробудем несколько столетий, но всего за сорок минут. Узнаем о прошлом нашего края, расскажем о его настоящих успехах, о ваших планах в процветании нашей малой Родины.

Класс делится на команды, каждая из которых «получает» свой цвет. При правильном ответе выдаются жетоны по цвету отвечающей команды. Название команд: «Казачата», «Следопыты»

Памятка « Правила дружной работы»

1. Внимательно слушай товарища.

2. Говори вполголоса.

3. Исправляй товарища так,чтобы его не обидеть.

4. Береги каждую минуту.

Учитель. Перевернём истории страницы

И вспомним мы былые времена.

Кубань, родная дочь России,

Когда ты родилась и как росла?

Станция «Историческая». Из прошлого Кубани.

Учитель. Идет рассказ о заселении казаками земель Кубани.

Задание 1.

Прошу, друзья, внимания!

Проверим ваши знания.

На вопросы отвечаем,

Что из прошлого мы знаем.

1. Кто подписал жалованную грамоту черноморскому казачеству?

(Екатерина II)

2. Коренной житель Кубани? (Казак)

3. Назовите главный город Кубани?

4. (Краснодар)

5. Какой город назван в честь императрицы Екатерины? (Екатеринодар). Что означает это название?

6. Главная река нашего края (Кубань)

7. В какое море она впадает? (Азовское море)

8. Как называются жилища казаков? (Курень)

9. Как называется этническая станица, рассказывающая о жизни казаков, где она находися?

10. Сколько куреней было основано казаками – переселенцами на Кубани? (40))

11 В каком году образован Краснодарский край?

12. Назовите символы Краснодарского края?

(Флаг, герб, гимн).

13. Что символизируют на флаге все три цвета?

(Дружную семью народов, надежду на мирное

сосуществование без войны, честность и справедливость).

малиновый, зелёный, синий

14. Расскажите первый куплет гимна Краснодарского края.

15. .кто является руководителем Краснодарского края?

На этой же станции «Исторической »выполним еще одно задание. Каждая команда получает вещь- музейный экспонат (глэчик, рубэль) .

Рассматривает ее, описывает, отвечает на вопросы:

1. Что это за вещь, ее название?

2. Из чего эта вещь приготовлена?

3. Как использовалась эта вещь казаками?

Словарная работа: атаман, курень, шаровары, хата, крынка. (подобрать соответствие)

Словарная работа: атаман, курень, шаровары, хата, крынка.

– выборный начальник казачьих войск;

- войсковой стан казаков, казацкая изба;

- штаны казака

- жилище казака

-кувшин

Кубанские загадки:

Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)

Новая посудына уся в дырах. (решето)

Жовтый шар сыпэ жар.(солнце)

Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)

Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе

пригодылась.(лопата)

Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять. (плэтэнь)

Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэдюже губять,

що вси мэнэ дюже любять.(хлеб)

Учитель. Если перевернуть несколько страниц истории нашего края – Кавказская война, первая железная дорога, Гражданская война, создание колхозов и 13 сентября1937 года - образование Краснодарского края. Сегодня мы празднуем день рождения нашего края. Возраст совсем небольшой ему - 74 года !

Учитель.

Любили казаки свой край

И превратили его в рай!

Пахали, строили, служили,

Обычаи и веру сохранили.

Труды их не пропали даром,

Свой град назвали Краснодаром!

Начался новый XXI век, а с ним и новое тысячелетие. Что же представляет собой Кубань сейчас, в наше настоящее время?

Кубань – крупнейший производитель зерна в России. Кубанскую степь называют житницей России. Из Новороссийска уходят в плавание пароходы, трюмы которых загружены кубанской пшеницей, купленной разными странами. Богата талантами земля кубанская.

«Хлеб идёт!» -На Кубани все, от мала до велика, понимают важность этих двух простых слов. Нельзя пропустить ни дня, ни часа: Опоздать нельзя! Нелёгок труд земледельца, не случайно хлеборобов сравнивают с бойцами, с богатырями, называют героями.

Следующая станция «Хлеборобная»

1 здание

Определить правильную последовательность выращивания пшеницы:

жатва, подготовка семян, посев, пахота, прополка.

2 задание

Выбрать профессии, относящиеся к выращиванию хлеба:

комбайнёр, хлебороб, земледелец, агроном, водитель, таксист. Найти лишнее слово.

3 задание

Утром в жёлтый океан

Выплывает великан.

Он безделья не выносит –

День и ночь пшеницу косит.

От мальчишек нету тайн -

Все зовут его…комбайн

Отгадайте, ребята, ещё одну загадку:

Будет щедрый урожай

Будет вкусный … (каравай)

Физминутка

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо ,и ещё

Через левое плечо

Буквой « Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево,вправо.

Получается на славу.

Учитель. В крае выращивается рис, растёт производство сахара, растительного масла. Ведущие позиции занимает край и по сбору овощей и фруктов. Наш край – это ещё и крупный промышленный регион. Развиты промышленные предприятия: по производству строительных материалов и пищевых продуктов.

Кубань называют «южными морскими воротами России». Мощный толчок к развитию получили морские порты Краснодарского края. Через порты нескончаемым потоком идут нефть и древесина.

Задание 3. Побываем на просторе,

Корабли увидим в море.

Но, а чтоб не проиграть,

Нужно порт морской назвать!

Список городов Краснодарского края написан на доске, команды поочерёдно подчёркивают города, цветными мелками, соответствующими цвету команд.

Список городов.

1. Краснодар.

2. Усть - Лабинск.

3. Новороссийск.

4. Тимашевск.

5. Темрюк.

6. Курганинск.

7. Туапсе.

8. Кропоткин.

9. Ейск.

10. Геленджик.

11. Сочи.

12. Анапа.

13. Абинск.

14. Славинск-на-Кубани.

15. Лабинск

16. Крымск.

17. Тихорецк.

18. Кореновск.

20. Гулькевичи.

2. задание.

Расположите города с севера на юг:

Кранодар, Ейск, Анапа, Сочи.

Кубань – «всероссийская здравница!»

Ещё одна общеизвестная характеристика Кубани – «всероссийская здравница». Санаторно-курортные комплексы Черноморского побережья, горные зоны, побережья Азовского моря ежегодно привлекают на благодатную кубанскую землю сотни тысяч отдыхающих. А сколько российских мальчишек и девчонок приезжают на летний отдых в оздоровительные центры Кубани! Кубань не только «житница» и «здравница», но она оправдывает ещё одно название: «жемчужина России»!

Кубань – «жемчужина России!»

Задание 4. Как вы летом отдыхали,

В каком месте побывали?

Интересно будет знать,

Кто как может отдыхать?

Заслушиваются рассказы ребят об отдыхе, рассматриваются фотографии и рисунки.

Станция «Сообразительная» (вслед за Лидером)

1.В каком году на Кубани планируются Олимпийские игры, в каком городе они будут проводиться? (г.Сочи, 2014г)

4.Назовите традиционные блюда казаков. (Кубанский борщ, вареники, галушки)

5.Глава администрации края - Александр Николаевич Ткачёв. Какова история его имени и что оно обозначает? (Александр – защитник народа в переводе с греческого)

7. Кому принадлежат слова: «Здравствуй Кубань! Здравствуй, тополиный край!» (Слова принадлежат Г.Ф. Пономаренко)

8.Чтобы сохранить свою культуру и традиции, на важные мероприятия в Екатеринодар приглашали из казачьих поселений края самых смышлёных.

Кто эти смышлёные, назовите их? (Приглашали мальчиков)

9.На каком виде транспорта надпись: «Губернатор – детям»? (Это надпись на школьном автобусе).

В конце урока мы побываем в гостях у Александра Николаевича Ткачёва.

На мультимедийном экране обращение губернатора Краснодарского края к ребятам.

«Дорогие ребята!

Славу «жемчужины» надо поддерживать. Это наша общая обязанность, дань уважения тем, кто создавал эту славу. Особая роль в этом принадлежит кубанской молодёжи, в том числе и вам. Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!»

Глава администрации Краснодарского края А.Н. Ткачёв.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я точно знаю, вы очень любите свою малую Родину, свято храните традиции своего народа, ведь недаром говорят: «Казацкому роду нет переводу». Каждый должен подумать, а что сделал я для своей Родины? Уникальна сама природа на Кубани. Кубанцы говорят «Если есть на Земле рай – это Краснодарский край!» Вам, ребята, нужно защитить и сохранить казачий край, делами приумножить его красоту и богатство!

Дети хором говорят поздравление: «С днём рождения, родная Кубань, – житница, здравница, жемчужина России!»