отчёт о проделанной работе в старшей группе

Давыдова Татьяна Викторовна

в данной работе раскрыты  все области образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:


                                

 Мы, воспитатели группы «Светлячок», строили образовательно-воспитательный процесс, руководствуясь Образовательной программой дошкольного учреждения.

Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась  по следующим образовательным областям: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка».

 

В начале учебного года создали равные возможности для самовыражения и саморазвития, как мальчиков, так и девочек. Предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Развивающая среда создана с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, с учётом основополагающих принципов построения. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. В группе имеется достаточное количество дидактических, настольных игр и пособий, которые педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. В приёмной оформлены стенды с информацией для родителей, расписанием и режимом дня в ДОУ.  

Образовательная область «Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни .

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – одно из ведущих направлений деятельности учреждения, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Деятельность по оздоровительному направлению включала в себя следующие компоненты:

Создание условий для физического и психологического комфорта, формирование основ здорового образа жизни, закаливание, формирование у детей гигиенических норм и навыков: умываться, мыть руки после прогулки и т.п. По данным направлениям, давали необходимые рекомендации родителям при возникновении каких – либо трудностей, проводили дополнительные консультации, мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей .

Образовательная область «Безопасность»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

 Проводилась  работа по формированию основ  безопасного поведения дошкольников. Дети учились соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, на улице, давались  элементарные навыки поведения дома, в транспорте, дети учились адекватно и осознанно действовать в той или иной обстановке, формировали у детей элементарные представления о ПДД, развивали самостоятельность,  ответственность.

Для определения уровня сформированности у воспитанников знаний, умений по безопасному отношению к своему здоровью использовали беседы, наблюдения. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выбирали те направления работы, по которым необходимо провести специальное обсуждение. Организуя работу с детьми, использовали стихи, загадки, пословицы и поговорки, сказки, вопросы и задания.

Проведена неделя пожарной безопасности в мае.

Образовательная область «Социализация»

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Деятельность, направленная на развитие социально – личностной сферы ребёнка состоит из следующих компонентов: воспитание уважительного отношения к взрослому, освоение взаимосвязей в социальном мире, формирование представлений о жизни взрослых, закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам, воспитание бережного отношения к природе, формирование положительного самоощущения, воспитание чувства ответственности у детей, воспитание чувства патриотизма.

Воспитание уважительного отношения к взрослому. Мы старались быть для воспитанников примером для подражания, всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении, добиваться уважения и доверия детей, источником интересной информации.

Освоение взаимосвязей в социальном мире. Формировали основы соблюдения этикета. Детей знакомили с нормами поведения в общественных местах, обучали  правилам обращения со старшими.

Формирование представлений о жизни взрослых. Рассказывали о различных профессиях, обсуждали особенности жизни человека в семье, семейные роли мужчины и женщины в семье.

 Закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам. Формировали положительный образ группы, побуждали детей проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. С родителями обсуждали поведение ребёнка в коллективе, его статус.

Для формирования положительного самоощущения развивали у воспитанников чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод ( право выбирать друзей, игрушки, иметь личные вещи, наличие собственного мнения).

Воспитание чувства патриотизма. Старались строить свою работу так, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны, села. В доступной форме знакомили детей с историей России, родного края, города. Для этого использовали: НОД, игры; беседы, прогулки;; заучивание стихов, песен; чтение художественной литературы.

Оформлены папки передвижки о Татьяне Бибиной, Девятаеве, Юрие Гагарине.

 Образовательная область «Труд»

Цель: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В группе использовали такие виды труда, как самообслуживание, хозяйсвенно-бытовой, труд в природе, поручения.  Данные виды труда являются ведущей формой организации труда в   старшей группе. Поэтому работу с воспитанниками начинали с индивидуальных поручений, которые ребёнок выполнял  вместе с воспитателем,  позже, когда дети уже имели некоторый трудовой опыт, начали использовать  групповые поручения. Так же ведётся  дежурства по столовой, на НОД, в уголке природы.

.

Образовательная область «Познание»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие ребёнка является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет и т.п.). Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста способствует развитию у них всех органов чувств.

Работа по развитию восприятия  осуществлялась систематически и последовательно и включается во все этапы жизнедеятельности воспитанников: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т.п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), НОД, трудовую деятельность, прогулки . Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями с воспитанниками поощряли.

Для развития мелкой моторики использовали  пальчиковые игры, включение движений рук по предмету в процессе его восприятия, постукивание пальцами по столу, ладони, широко использовали пальчиковую гимнастику, движения рук в воздухе имитировали создание формы предмета в рисунке, лепке, аппликации и т.д.

Содержание раздела «Ребёнок и окружающий мир» состоит из трёх составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Реализация задач осуществлялась  в процессе как повседневного общения с детьми, так и на занятиях, детей знакомили с многообразием окружающего мира.

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов обучения детей элементарной математике.

Математическое развитие предполагало усвоение ребёнком в соответствии с возрастными возможностями ряда представлений, понятий, отношений и закономерностей (количество, число, порядок, равенство- неравенство, целое –часть, величина-мера и др.). На НОД создали условия для воспитания у ребёнка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно - моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Воспитанники учили анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия.

Образовательная область «Коммуникация»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развития свободного общения со взрослыми и детьми; всех компонентов  устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.

Совершенствование речи, т.е. овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение, для полноценного и своевременного психического развития. Большое внимание уделяли развитию устной речи детей, последовательности работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, подготовкой к обучению грамоте.

Непременным условием полноценного речевого развития детей  пятого –шестого  года жизни является разнообразная и правильно организованная речевая среда. Основные её составляющие –собственная речь воспитателя и специально организованное речевое воздействие (рассказы воспитателя о событиях прошедшего дня, о событиях ближайшего будущего). Поэтому  мы старались создать благоприятную речевую среду, в результате которой дети овладевали  конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.

Шестой год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. И здесь надлежащее место отведено работе по формированию диалогической речи, в процессе которой основное внимание уделяли развитию самостоятельной активной речи ребёнка, поощрения его желания говорить, давали оценку его высказываниям, подчёркивали успехи в общении.

Очень важно поддерживать у ребёнка интерес к поиску новых впечатлений, тем самым развивая у детей любознательность, инициативность, самостоятельность, свободное общение со взрослыми.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Произведения отбирались особенно тщательно, с учётом прежде всего их художественных достоинств. При выборе стихов, сказок, рассказов учитывались особенности возраста и доступность их содержания , читали  детям ежедневно (и новые, и уже им знакомые).

В группе имеется книжный уголок с книгами, которые постоянно в распоряжении детей, т.к. они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Не все дети могут мысленно представить героя произведения и в этом им помогают иллюстрированные издания.

Дети  с удовольствием слушали  народные песенки, стихи, считалки, скороговорки. Организовывали разнообразные игры с текстами, инсценировки и драматизации. В процессе чтения выделяли  наиболее яркие в образном отношении слова и фразы и предоставляли детям возможность произнести, проговорить их. Для заучивания детям подбирали  понятные динамичные стихи, часто с юмором. Старались проводить поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительным чтением следующих друг за другом логически завершённых отрывков. Именно такая работа позволила  повысить умственную активность детей.

Образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Обучая детей творчеству, использовали учебные и творческие задания.. В процессе занятий художественным трудом развивались художественно-творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

В руководстве различными видами изобразительной деятельности, старались предоставлять воспитанникам как можно больше самостоятельности, но в случае затруднений обязательно оказывали помощь.

Взаимодействие и сотрудничество с семьёй.

При работе с родителями для более успешного развития и воспитания детей придерживались следующих задач:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей;
  2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Были проведены родительские собрания «Знаете ли вы своего ребёнка», «Укрепление и сохранение здоровья», «Обучение дошкольников правилам поведения за столом». Индивидуальные и групповые консультации:

Выражаем свою благодарность родителям за оказание помощи в воспитательно-образовательном процессе. Без сотрудничества с семьей невозможно решать никакие вопросы воспитания и развития ребенка.

        В работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинги, самоанализ, индивидуальная работа с детьми. В конце года для определения результативности был проведен мониторинг знаний по всем областям. По результатам диагностики-мониторинга следует, что анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также  анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Проведены праздники: «Осень золота», «Наш друг светофор», «Новый год», «23 февраля»,  «Профессии мам» и др. Наши  дети участвовали в совместных утренниках ДУ : к дню дошкольного работника, дню матери, выезжали на конкурс «Шумбрат,  Мордовия!», «Пасхальный перезвон». В течении учебного года проводились спортивные мероприятия согласно плану.

Были организованы выставки и оформлены газеты: «Осенние фантазии», по ПДД, «Мастерская Деда Мороза», «Рождественские посиделки», «Зимушка-зима», ко дню Победы, по пожарной безопасности.

Проведены недели и выпущены фоторепортажи : здоровья, «неделя игры и игрушка», «По пожарной безопасности».

        Наши дети готовы перейти в подготовительную  группу.