СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Куприянова Ольга Владимировна

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы:

>      формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной;

>      формирование личности ребёнка. Воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

«Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитие взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием соц.условий, жизни и воспитания. (А.Г Запорожец).

Уже в раннем возрасте наблюдаются такие особенности поведения, которые с полным основанием можно считать предпосылкой будущих нравственных качеств. (Это чувство стыда и вины). Однако недостаточное внимание уделяете этой важной проблеме со стороны на образования, родителей. Что мы видим на телевидении: насилье, агрессивности, музыка и игры, книги, которые способствуют нервным заболеваниям. Поэтому остро стоит вопрос о нравственном воспитании.

В программе образовательного - воспитания работы в д/с есть раздел социально­нравственное воспитания, но он не входит в сетку занятий. Поэтому этот вопрос часто опускается и прибегает к нему от случаю к случаю. Но если подумать, пусть ребёнок не станет математиком, учёным - это не беда. Но если он не станет добрым, отзывчивым, внимательным, то чему мы его учили всё будут зря.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленным всем ходом развития человечества. В любой эпохе встанет необходимость нравственного воспитания. Дети являются гордостью своих родителей. В них им всё дорого. Но не всегда они задумывались над тем что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными т.к. не выработали в себе элементарные нормы культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшим остротой встают именно в наши дни. Если перечислить все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, безразличие. Стать гармоничной личностью уметь достойно вести себя в любом обстановке право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжить на протяжении всего детства. Нужно научить детей понимать смысл и значение тех или иных правил поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.

Но как достичь того, чтобы малыши стали добрыми, отзывчивыми, вежливыми, чтобы отношения в группе были доброжелательными. Мы видим, как дети играют, как они воспроизводят в игре жизненные ситуации, играя не подозревают, что осваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом, по-доброму относиться к людям, ко всему живому, мечтают о благородных поступках, воображая себя в роли защитника слабых, в роли носителя добра и справедливости. Но не всегда это у них получается, быть вежливыми, сдержанными, добрыми.

Воспитание социально-нравственных качеств лучше осуществлять через игровую деятельность. Игра в дошкольном возрасте ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации. Методом обучения и воспитания ребят. Переоценить роль игры в жизни ребят невозможно. Игра-это сама жизнь ребёнка. Игра развивая ребёнка, развивается сама. Детские игры отличается большим разнообразием. В каждой игре решаются определённые педагогические задачи. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. В игре дети договариваются это учит их быть добрыми, вежливыми и справедливыми.

Дети взрослея впитывают в себя как губка всё нехорошее, что видят и слышат вокруг себя. И чем быстрее начать работу по формированию у детей социально­нравственных качеств, тем быстрее можно достичь положительных результатов. Игровая деятельность вносит огромный вклад в формирование нравственных качеств дошкольников. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, т.е происходит формирование детского общества. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта. В игре ребёнок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи как практические так и умственные. Игра является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника, главным институтом воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре ребёнок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая всё то, что он узнает от взрослых, из книг, телепередач. В игре ребёнок-творец и субъект собственной деятельности. Через игру легче всего проникнуть в мир ребёнка, повлиять на него. В игре проявляются индивидуальность ребёнка, личные отношение, вкусы, интересы. Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет работе, когда вырастет.

 

Практическая часть.

Дидактическая игра «Давайте познакомимся»

А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаем вам стать на некоторое время детьми и поиграть.

Эта игра помогает детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым

условиям, к новому детскому коллективу.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и говорит:

Что такое детский сад?

Это дом для всех ребят!

Это радость, это смех,

Это сто друзей на всех!

Сегодня мы узнаем, сколько друзей у нас в группе. Для этого нам нужно познакомиться друг с другом. Каждый из вас пусть назовет свое имя.

Воспитатель берет мяч. называет себя, потом передает мяч рядом стоящему ребенку. Дети по очереди называют свои имена и передают мяч друг другу до тех пор, пока он не сделает полный круг. Затем воспитатель предлагает детям назвать свои ласковые имена, как их зовут дома (Машенька, Леночка, Сашенька и др.) Игра может продолжаться в разных вариантах несколько раз в течение дня. Можно предложить детям назвать свои любимые игрушки, любимые занятия и т.д.

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она. как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

У каждого человека есть и хорошие и плохие черты. Например, когда мы невольно можем обидеть друга. А самое главное — очень трудно о них рассказать. Такие черты нужно знать, чтобы стараться избавиться от них.

Дидактическая игра «Мои характер»

Я предлагаю вам поиграть. Представьте, что это ваше сердце. (Показываю мягкую игрушку.) Со словами «Иногда я бываю...» передайте сердце своему другу. Нужно продолжить это предло­жение, вспомнив свои отрицательные, плохие качества, которые тебе мешают и от которых ты бы хотел избавиться. А друг продолжит предложение: «Но чаще всего ты оываешь...» и постарается назвать все хорошее, доброе, что есть в тебе.

Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используются самые разнообразные виды игр.

Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагиваются правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты.

На занятии или в свободное время проводятся сюжетно-ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п.

Дидактические игры хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей: разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра- лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида.

Таким образом, социально-нравственное воспитание проходит через все виды деятельности. Например, при организации подвижной игры.

Подвижная игра «Не намочи ноги»

Цель. Игра дает детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках или скамье с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото шириной примерно 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам-мостикам перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, затем кладет вторую, идет дальше и т. п.

Когда дети подходят примерно к середине болота, создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и она уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети сами ищут выход из создавшегося положения.

Дидактическая игра «Волшебный букет цветов»

Цель игры: углублять представления о значении доброжелательного отношения друт к другу и в семье; учить проявлять внимание к окружающим; упражнять в составлении коротких рассказов, фраз-комплиментов о добрых поступках своих друзей по отношению к родным и близким.

Оборудование: зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки на каждого ребенка.

Ход игры.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (грустное, печальное, скучное).

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (цветов).

Воспитатель. Невеселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А вы хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в игру «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплимент любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Посмотрите, ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение? (радостное, веселое).

Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучение правильному поведению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.