Сдам ОГЭ

Ранжурова Лариса Дашидоржиевна

Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать

Рене Декарт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia.docx49.33 КБ
Файл trenirovochnyy_test_1.docx22.71 КБ
Файл trenirovochnyy_test_2.docx23.77 КБ
Office presentation icon rassuzhdenie-na-lingvisticheskuyu-temu.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ГИА

 

Государственная итоговая аттестация (ГИА) по русскому языку в 9  классе -- это обязательный экзамен и желание каждого ученика сдать его успешно совершенно естественно. Абсолютно справедливо утверждение, что начать готовиться нужно как можно раньше. Речь не идет об элементарном «натаскивании» на решение тестов, необходимо понимать и представлять структуру экзаменационной работы и способы решения поставленных задач.http://tularepetitor.ru/userimages/gia.jpg

Для успешного написания 1 части работы ГИА по русскому языку сжатого изложения необходимо:

определять тему текста, идею, стиль и тип речи;
- делить текст на микротемы;

применять приемы сжатия текста;
знать основные средства связи между предложениями в тексте;
- понимать, по каким 
критериям будет оцениваться изложение.

Для выполнения 2 части тестовых заданий по данному тесту нужно владеть основными лингвистическими понятиями и знать базовые правила основных разделов русского языка.

Третья часть – это сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста, требующее от учащихся умений:

-  оперировать лингвистическими понятиями;
- конкретизировать собственные рассуждения с помощью аргументов. 

Основные понятия

Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу единой темой и микротемами.http://tularepetitor.ru/userimages/statia.jpg

Тема  текста – это круг явлений и событий, образующих основу текста; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей.

Микротемы текста – темы составных смысловых частей текста.

Идея текста – это его главная мысль, т.е. что хотел автор сказать читателю и над чем заставил задуматься.

Под  стилем текста понимают исторически сложившиеся и социально закрепленные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения или сфере профессиональной деятельности. В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, которые выступают преимущественно в письменной речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи.

Тип речи– это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу единой темой и микротемами.

Тема  текста – это круг явлений и событий, образующих основу текста; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей.

Микротемы текста – темы составных смысловых частей текста.

Идея текста – это его главная мысль, т.е. что хотел автор сказать читателю и над чем заставил задуматься.

Под  стилем текста понимают исторически сложившиеся и социально закрепленные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения или сфере профессиональной деятельности. В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, которые выступают преимущественно в письменной речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи.

Тип речи– это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Сжатие текста

Способы сокращения текстаhttp://tularepetitor.ru/userimages/izlogenie.jpg

Содержательные

• Разделение информации на главную и второстепенную

• Свертывание информации за счет обобщения

Языковые:

• Исключение

• Обобщение

• Замена

Приемы сжатия текста

Исключение

• вводных слов;

• однородных членов предложения;

• повторов;

• однотипных примеров;

• риторических вопросов и восклицаний;

• цитат;

• деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

• пояснений;

• рассуждений;

• описаний;

• слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

 

При исключении необходимо

1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Например:

1. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый сможет связать со словом «око», а ведь это родственные слова… (38 слов) Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном. (16 слов)

2. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в тебе самом. (22 слова)  Сказка живет везде, во всем. (5 слов)

Объединение или обобщение

• парцеллированных предложений;

• ряда предложений, связанных одной мыслью;

• частей предложений;

• конкретных, единичных фактов, событий, явлений

При объединении необходимо

1. Найти в тесте мелкие, единичные факты.

2. Найти в этих фактах общее.

3. Объединить эти факты на основе общего.

4. Сформулировать получившееся предложение.

Например:

1. Мастерская Саврасова резко отличалась от других.   В тех работали по необходимости и по обязанности. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях.  Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.(30 слов)  В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (18 слов)

2. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)  Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Замена

• однородных членов обобщающим словом;

• сложного предложения  – простым;

• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

• прямой речи – косвенной;

• части текста одним предложением;

• части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

2. Сформулировать получившееся предложение.

Например:

1. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. (9 слов) На лугу росли цветы (4 слова)

2. Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов). Сказки любят все. (3 слова)

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Например:

Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)  Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слезы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

Сочетание исключения и замены

Например:

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)  Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключение и объединения

Например:

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили в сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди,  забываете овсе исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)  Люди, забывая о великой силе, сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)

Средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. http://tularepetitor.ru/userimages/statia_1.jpg

Принято выделять два вида связи предложений: цепную и параллельную.

Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

Средствами цепной связи могут быть:

-  лексический повтор

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

синонимы

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

антонимы

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

-слова-«заместители»: (указательные, личные и притяжательные местоимения; местоименные наречия; союзные слова)

В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.

Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Параллельная связь определяется тем, что предложения  являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм, проявляющийся чаще всего в одинаковом порядке следования слов и единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Грамматические средства связи:

личные местоимения

1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

указательные местоимения (такой, тот, этот)

1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

частицы

вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

-единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)



Предварительный просмотр:

Вариант 1

В каждом задании возможно несколько правильных ответов

Отметьте номера слов, где пишется буква


1. 
Е
1) француж_нка
2) повел_вать
3) изюм_нка
4) оцеп_неть
5) навязч_вый

2. 
Ь
1) камен_щик
2) остав_те свой адрес!
3) из коз_ей шерсти
4) обязан трудит_ся
5) всё скоро изменит_ся

3.
 Ь
1) скрипач_
2) теч_
3) намаж_ся
4) несколько катюш_

4. 
Ъ
1) оп_янённый ароматом
2) без_аварийность
3) об_ёмный

5. 
Ы
1) ц_тадель
2) пруж_нный
3) письмо моей избранниц_

6. 
О
1) заг_релый
2) неук_снительный
3) нагр_ждать
4) безотл_гательно
5) непозв_лительный

7. 
Е
1) держаться за п_рила
2) страшное прив_дение
3) оказывать поч_сти
4) душеразд_рающий 
5) выч_тание

8.
 Ё
1) договор заключ_н
2) башмач_к
3) ч_каться
4) ковш_вый экскаватор

Отметьте номера слов, где пишется

9. 
НН
1) племян_ик
2) соломен_ый
3) пудрен_ица

Отметьте номера слов, где написание

10. 
дефисное
1) ядо_химикаты
2) отчётно_выборный
3) грамм_молекула

11. 
дефисное
1) пол_двенадцатого
2) пол_дороги
3) пол_ложки
4) пол_Ташкента
5) пол_области

Отметьте номера слов, где пишутся

12. 
звонкие согласные
1) ра_жалобить
2) ни_шая ступень
3) не_сгораемый
4) тельня_ка
5) бе_чувственный

13. 
непроизносимые согласные
1) крутая лес_ница
2) безопас_ность движения
3) крупнома_штабная карта

14. 
Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ.

Куда я только н(1) обращался! Везде побывал. Куда н(2) приду – н¬(3)кто н(4) хочет помочь, и дело н(5) с места.

15
. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно.

1) От_того, кто не мил, и подарок постыл.
2) Мы будем там в то_же время.
3) Нет ничего, что_бы подтверждало ваши прогнозы.
4) Возьмите с собой так_же и старые записи.
5) Предмет трудный, за_то очень интересный.

Отметьте номера слов, где пишется буква

16. 
О
1) бак_лавр
2) об_ятельный
3) выплатить д_тацию
4) ам_ральный
5) комп_зитор

17. 
Е
1) мец_нат
2) вет_ринар
3) мед_каменты
4) сув_ренитет
5) пер_ферия

18. 
Е
1) пр_увеличение
2) непр_менное условие
3) пр_гладить
4) непр_емлемые условия
5) пр_оритет

19.
 Е
1) ты устан_шь
2) мы беспоко_мся
3) куда вы пряч_тесь?

20. 
Я (А – после шипящих)
1) металлореж_щий станок
2) они леле_т мечту
3) они теш_тся надеждой
4) не завис_щие от нас обстоятельства
5) скле_нные страницы

Отметьте номера слов, где написание

21. 
слитное
1) не_домогать
2) не_раскрыв учебника
3) не_доделали работу

22. 
слитное
1) мне это далеко не_безразлично
2) не_согревающие лучи
3) не_принятый парламентом закон
4) факт не_проверен
5) не_дорогой, но красивый подарок

23. 
дефисное
1) по_справедливости
2) по_вашему требованию
3) туго_натуго
4) во_вторых
5) поступать по_джентльменски

24. 
слитное
1) на_редкость
2) в_прирыжку
3) не_смотря на непогоду
4) по_мере вил
5) поставить в_тупик

Отметьте номера слов, где пишется

25. 
удвоенная согласная
1) в ра_срочку
2) га_лерея
3) пятиба_льный
4) коми_сионный

26.
 НН
1) стрижен_ые волосы
2) сочинение написан_о
3) сброшюрован_ые листы
4) встревожен_ый взгляд
5) стиран_ое в прачечной бельё

Отметьте номера предложений, где выделенные слова выделяются запятыми.

27. 
1) КОРРЕСПОНДЕНТ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ Лопатин сидел в приёмной и смотрел в окно.
2) ПРИВЫЧНЫЙ ХОДОК я легко добрался до своей деревни за четыре часа.
3) Из Петербурга к князю приехал его младший брат БЛЕСТЯЩИЙ ГВАРДЕЙСКИЙ ОФИЦЕР.
4) Он УПРЯМЕЦ ВО ВСЁМ оказался упрямцем и в учении.

28.
1) Ничего не могу сказать наперёд, принимай решение ИСХОДЯ ИЗ СИТУАЦИИ.
2) РАСЧИСТИВ СКВАЖИНУ и поставив новые штанги, бригада начала бурение.
3) Лошади ФЫРКАЯ плыли через широкую реку.
4) Гости шёпотом толковали об этом неожиданном посещении и ОПАСАЯСЬ БЫТЬ НЕСКРОМНЫМИ вскоре разъехались один за другим.
5) С берега долетал ТО ЗАТИХАЯ, ТО УСИЛИВАЯСЬ шелест подсыхающей травы.

29. 
1) Наступили сумерки ВНЕЗАПНЫЕ И ГНЕТУЩИЕ.
2) СТОЯЩИЙ ВПЕРЕДИ незнакомый человек повернул голову.
3) Меня МОКРОГО ДО ПОСЛЕДНЕЙ НИТКИ сняли с лошади почти без памяти.
4) Человек НЕ ПОМНЯЩИЙ СВОЕГО ПРОШЛОГО лишает себя грядущего.
5) Туристы вышли наконец на берег ХОРОШО ЗНАКОМОЙ ИМ речки.

30. 
1) Мы не виделись ПОЧТИ десять лет.
2) А какая МОЖЕТ БЫТЬ работа, когда вокруг шумят?
3) НА ВЗГЛЯД ЧЕЛОВЕКА БЫВАЛОГО ничего таинственного в этом озерце не было.
4) В журнале помещён В ЧАСТНОСТИ очерк о жизни и творчестве писателя.

31. 
1) Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода КАК В ДЕКАБРЕ.
2) Мы приняли эти слова КАК ПОХВАЛУ.
3) КАК ПРЕКРАСНЫЙ ЗНАТОК ЖИЗНИ И НРАВОВ КУПЕЧЕСТВА Островский создал ряд блестящих пьес из купеческого быта.
4) В семье брата она чувствовала себя КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ.
5) Покажи мне КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ЭТИМ ПРИБОРОМ.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

32. 
1) Он долго не обращал на меня никакого внимания ¬ _ и это причиняло мне боль.
2) На приволье всякая еда радует сердце _ и нет вкуснее пищи, пахнущей дымом костра.
3) Окна открыты _ и на свет залетают серые бабочки.
4) Человек начинает бояться собственной тени _ и со страхом пробирается через валежник.
5) Мы оглушены этим тяжёлым ударом _ ещё не может от него оправиться.

33.
1) А берёзка мила _ и при солнце, и в самый серый день.
2) Он был в плисовых _ вытертых штанах.
3) Пред нею зыблются, шумят великолепные дубровы _ и лес лавровый, и благовонных миртов ряд.
4) Мужество необходимо _ как для отважных поступков, так и для плодотворных занятий и мышления.
5) Он всегда казался мне весёлым _ жизнерадостным.

34. 
1) Я не понимаю _ откуда у неё взялась такая смелость.
2) Мы опасались за жизнь Анны, тем более _ что она не только не принимала лекарства, но и ни с кем не говорила.
3) Сборы затянулись так, что _ когда всё было готово к отъезду, ехать не имело смысла.
4) Было не совсем понятно _ надолго ли мы покидаем эти места.
5) У него так много русских и иностранных орденов, что _ когда ему приходится надевать их, то студенты величают его иконостасом.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится двоеточие.

35.
1) Шестнадцать лет служу _ такого со мной не бывало.
2) Где только не побывал Самсонов за это время _ и в Москве, и в Петрограде, и в Одессе.
3) Не будь назойлив _ не хлебнёшь позора.
4) Над вами, кругом вас _ всюду вода.
5) В одно утро берег облетела радостная весть _ Волга стала!

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

36. 
1) Знание _ самая надёжная защита.
2) Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа.
3) Важное правило благоразумия _ не выходить из себя.
4) Конец сентября _ это пора осеннего листопада.
5) Человек без воли _ что каша без соли.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

37. Я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз (1) и (2) лёжа на земле (3) молчали (4) глядя (5) как тают в глубокой мгле ночи силуэты людей.

38. Уля любила мать и отца (1) и (2) как это бывает в юности (3) она не то что не думала, а не могла представить себе, что (4) в самом деле (5) придёт такая минута, когда надо будет самостоятельно решать свою судьбу.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

39.
1) В пособие включены таблицы, познакомившись в которыми вы сможете систематизировать свои знания.
2) Рыба, раньше хорошо бравшая приманку перестала клевать, и уставшие рыболовы уснули.
3) Шла война, и по дорогам ни днём ни ночью не было проезда.
4) Было это давно, лет пожалуй, тридцать назад.
5) В комнату влетела Марфинька, сияя, как радуга красотой, нарядом и весельем.

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

40.
1) хо-зя-е-ва
2) ин-стру-мент
3) на-ме-ре-ни-е
4) зва-ла

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

41.
1) Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено.
2) Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию.
3) А.С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
4) Условием объединения в совместные предприятия является то, что каждый из участников должен быть юридическим лицом.

42. 
1) Владельцы участников вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.
2) Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.
3) Приведённые в докладе факты свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
4) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

43. 
1) Художник нарисовал карикатуру на известного политика.
2) Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего.
3) Площади, улицы, нижние этажи домов затоплены в результате наводнения.
4) Артист был удостоен высокой наградой.
5) Детвора с утра развились во дворе.

44. 
1) Дебют молодой актрисы был весьма удачен.
2) На будущий день началось обсуждение текущих дел.
3) Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.
4) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

45. 
1) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.
2) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.
3) Делайте как хотите, а я умываю руки.
4) Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.

Источник: Ликбез. Русский язык

Ответы

1. – 1, 2, 4
2. – 2, 3, 4
3. – 2, 3
4. – 3
5. – 3
6. – 1, 2, 5
7. – 1, 3
8. – 1
9. – 1, 2
10. – 2, 3
11. – 3, 4, 5
12. – 1, 2
13. – 1, 3
14. – 1, 4
15. – 4, 5
16. – 3, 4, 5
17. – 1, 2, 4
18. – 1, 2
19. – 1, 3
20. – 3, 4
21. – 1
22. – 2, 5
23. – 3, 4, 5
24. – 2, 3
25. – 1, 3, 4
26. – 3, 4, 5
27. – 2, 3, 4
28. – 3, 4, 5
29. – 1, 3, 4
30. – 3, 4
31. – 1, 3, 5
32. – 1, 2, 3
33. – 3, 5
34. – 1, 3, 4
35. – 2, 5
36. – 1, 3, 4
37. – 2, 3, 4, 5
38. – 1, 2, 3
39. – 2, 4, 5
40. – 1, 3, 4
41. – 1, 2, 3
42. – 1, 2
43. – 2, 4, 5
44. – 2, 3, 4
45. – 1, 2



Предварительный просмотр:

Вариант 2

Во всех задания возможно несколько правильных вариантов ответа

Отметьте номера слов, где пишется буква


1. Е
1) подозр_вать во лжи
2) обугл_ваться 
3) баш_нка
4) старш_нство
5) солдатч_на

2. 
Ь
1) не надо печалит_ся
2) в дремуч_ем лесу
3) до поросяч_его визга
4) больному не лежит_ся
5) не забуд_те!

3. 
Ь
1) чуш_
2) клич_
3) полоса неудач_
4) уничтож_те

4. 
Ъ
1) труднооб_яснимый
2) сверх_активный
3) саф_яновые сапожки

5. 
Ы
1) ш_рма
2) ц_ганёнок
3) ц_новка

6. 
О
1) подм_чить репутацию
2) погл_щение
3) нагр_мождать
4) неср_вненный
5) налогообл_жение

7. 
Е
1) приб_ру комнату
2) вым_рающие племена
3) усм_рять стихию
4) ч_столюбивый
5) бл_стеть

8. 
Ё
1) улич_н во лжи
2) бумаж_нка
3) ш_рох
4) руч_нка

Отметьте номера слов, где пишется

9.
 НН
1) полотнян_ый
2) собствен_ик
3) деревян_ый

Отметьте номера слов, где написание

10. 
дефисное
1) вице_губернатор
2) глубоко_уважаемый
3) финансово_кредитная политика

11. 
дефисное
1) пол_восьмого
2) пол_ставки
3) пол_ломтя
4) пол_Сахалина
5) пол_университета

Отметьте номера слов, где пишутся

12. 
звонкие согласные
1) а_топортрет
2) а_бестовый
3) _бережения
4) во_двигнуть
5) бе_смертный

13. 
непроизносимые согласные
1) словес_ная путаница
2) блес_нуть на солнце
3) целос_ное представление

14. 
Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ.

Обалдуй н(1) умел н(2) плясать, н(3) петь, отроду н(4) сказал н(5) только умного, даже нужного слова.

15.
 Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно.

1) Приют наш мал, за_то спокоен.
2) По краю поля он
 спустился вниз, за_тем круто повернул к реке.
3) Что_бы такое придумать интересное?
4) Делайте точно так_же.
5) Со мной в лес пошли так_же и деревенские ребята.

Отметьте номера слов, где пишется буква

16. О
1) игн_рировать
2) предв_рительный
3) рест_врация
4) б_йкотировать
5) прот_кол

17. Е
1) прив_легия
2) вер_ница
3) экстр_мальный
4) реф_рент
5) инд_видуальный

18. Е
1) пр_мудрость
2) пр_ватизация
3) негде голову пр_клонить
4) пр_ободрить
5) непр_касаемый авторитет

19. Е
1) он клевещ_т
2) недвиж_мость
3) вы подпиш_тесь на газету?

20. Я (А – после шипящих)
1) спа_нные дружбой
2) они держ_т корову
3) дремл_щиу силы
4) калеч_щий душу
5) маяники колебл_тся

Отметьте номера слов, где написание

21. слитное
1) не_доучитывая факторы риска
2) не_горюй
3) не_медля ни минуты

22. слитное
1) ещё не_оттаявшая земля
2) отнюдь не_пустое занятие
3) телефон не_установлен
4) не_дозрелый арбуз
5) не_греющее солнце

23. 
дефисное
1) по_нескольку
2) общаться по_приятельски
3) по_прибытии
4) взад_вперёд
5) по_доброму совету

24. 
слитное
1) подняться на_верх
2) иметь в_виду
3) в_сопровождении хора
4) на_лету
5) что-то в_роде коробочки

Отметьте номера слов, где пишется

25. 
удвоенная согласная
1) репре_сивный
2) рас_чёт
3) жу_жание
4) бю_летень

26. 
НН
1) избран_ые стихи
2) бумаги подписан_ы
3) нехожен_ые тропы
4) ратифицирован_ый договор
5) писан_ый маслом этюд

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

27. 
1) Лось ЭТОТ ЛЕСНОЙ ВЕЛИКАН способен преодолевать значительные расстояния.
2) Он УПРЯМЕЦ ВО ВСЁМ оказался упрямцем и в учении.
3) КОРРЕСПОНДЕНТ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ Лопатин сидел в приёмной и смотрел в окно.
4) Я с трудом узнал их СВОИХ СТАРЫХ СОСЕДЕЙ ПО ДАЧЕ. 

28.
1) ПОЗАВТРАКАВ ребята налегке вышли из дома.
2) Они ушли, весело переговариваясь и РАДОСТНО ПОМАХИВАЯ НАМ РУКАМИ.
3) Он хотел сразу же вернуться, но ПОРАЗМЫСЛИВ отложил беседу до утра.
4) Я встал ПРИСЛУШИВАЯСЬ К СЕБЕ И РАЗМЫШЛЯЯ.
5) Ситуация трудная, поэтому действуйте СМОТРЯ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ.

29. 
1) СПЛОШЬ ПОКРЫТОЕ ОСЕННИМИ ТУЧАМИ небо отражалось в воде реки.
2) Она смотрела на него НЕ УМЕЮЩИМИ ПРИТВОРЯТЬСЯ глазами.
3) МОЛЧАЛИВЫЙ он не запрещал мне говорить об этом.
4) Науки ЧУЖДЫЕ МУЗЫКЕ были постылы мне.
5) Дон – настоящая степная река БЕСПОКОЙНАЯ, БУЙНАЯ.

30. 
1) Небо КАЖЕТСЯ огромным голубым океаном.
2) Я проспал и ПОЭТОМУ опоздал.
3) ОЧЕВИДНО в доме все ещё спали.
4) СКОРЕЕ ВСЕГО я поступлю в техникум.

31.
1) Этот человек славился в городе КАК ЗНАТОК СТАРИНЫ.
2) КАК ТАЛАНТЛИВЫЙ ЛЕКТОР И ЗНАТОК ДРЕВНЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ профессор пользовался большим уважением у студентов.
3) КАК НЕБЕСА твой взор блистает эмалью голубой.
4) Отец был строгий, и я боялся его КАК ОГНЯ.
5) Я хочу понять КАК СОСТАВЛЯЮТСЯ ЭТИ ПРОГРАММЫ.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

32. 
1) Мне очень хотелось с матерью в поле _ и я боялся проспать.
2) Моё пёс любит меня до страсти _ и всех незнакомых считает моими врагами.
3) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек _ и листья сыпались с них частым и печальным дождём.
4) В детстве я увлекался марками _ и просил всех друзей и знакомых наклеивать на конверты красивые марки.
5) Солнце село _ и мне пора было идти домой.

33.
1) Перед нами раскинулась бесконечная _ зеркальная гладь моря.
2) На лице у него (Обломова) попеременно выступал _ не то страх, не то тоска и досада.
3) Усталые _ промокшие насквозь туристы возвратились только к вечеру.
4) Люблю я бешеную младость _ и тесноту, и блеск, и радость.
5) Постоянный труд – закон _ как искусства, так и жизни.

34. 
1) Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь _ не ушибся ли он.
2) Пушкин не скрывал, что _ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
3) Дело пошло даже скорее _ чем он ожидал.
4) Мы хотели тотчас ехать, но мама расстелила на столе скатерть и сказала, что _ пока мы не поедим, она никуда нас не отпустит.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится двоеточие.

35.
1) Победим _ каменный дом построишь.
2) Мне кажется _ идёт она между каштанов и черешен.
3) Теперь всё это для меня будто чужое _ и городок этот, и река, и дом.
4) Ни дерево, ни вода _ ничто не шелохнётся.
5) Прилетели зяблики _ лес ожил.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

36. 
1) Легкомыслие _ самый смертный враг доброй славы.
2) Жить _ Родине служить.
3) Умный смех _ вот прекрасный возбудитель энергии.
4) Книга _ есть жизнь нашего народа.
5) Красивые ровные зуб _ что крупные капли у ней.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

37. Один из оврагов (1) глубоко врезающихся то там (2) то тут в наши поля (3) не успев начаться (4) как следует (5) врезался в густые заросли Самойловского леса.

38. На равнинах (1) перерезанных кое-где оврагами, лежали, утопая в садах (2) сёла (3) и кое-где по горизонту рисовались (4) давно запаханные и охваченные жёлтыми нивами (5) высокие могилы.

Отметьте номера предложений, где пропущены запятая.

39.
1) Ты с басом Мишенька, садись против альта.
2) Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление.
3) Мы идём с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.
4) В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета.
5) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро.

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

40.
1) си-ро-ты
2) до-суг
3) слу-чай
4) бра-ла

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

41.
1) Если холод в вашем гараже или даче – купите наш обогреватель.
2) Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника и мелкого булыжника.
3) В детстве мы любили играть в парке, который, думаю, что сейчас нельзя узнать.
4) Приятель спросил меня, что далеко ли я живу.

42. 
1) Читая эту рукопись, обратите внимание на подчёркнутые места.
2) Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда.
3) Имеющийся жизненный опыт у человека – это истинное его богатство.
4) Открыв окно, запахло соснами.

43. 
1) Он всегда был хорошим капитаном своему кораблю.
2) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
3) Чудесный цветок роза может быть выращена зимой только в теплице.
4) До начала экспедиции оставалось только трое суток.
5) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

44. 
1) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.
2) Организаторские способности проявились у него ещё в детстве.
3) Впереди лидирует гонщик под номером 5.
4) Все ученики хорошо освоили теорему Пифагора.

45. 
1) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.
2) В конце 80-х годов в стране сложилась нелёгкая ситуация.
3) Скрепя сердце он согласился на это предложение.
4) Всегда и во всём надо понимать меру.

Источник: Ликбез. Русский язык

Ответы

1. – 1, 3
2. – 1, 3, 5
3. – 1, 4
4. – 1
5. – 2
6. – 1, 2, 5
7. – 1, 4, 5
8. – 1
9. – 2, 3
10. – 1, 3
11. – 3, 4, 5
12. – 1, 4
13. – 3
14. – 1, 4, 5
15. – 1, 2
16. – 1, 4, 5
17. – 2, 3, 4
18. – 1, 5
19. – 1, 3
20. – 1, 2, 4
21. – 1
22. – 4, 5
23. – 2, 4
24. – 1, 5
25. – 1, 3, 4
26. – 1, 4, 5
27. – 1, 2, 4
28. – 1, 3, 4
29. – 3, 4, 5
30. – 3, 4
31. – 2, 3, 5
32. – 1, 3, 5
33. – 3, 4
34. – 1, 3, 5
35. – 2, 3
36. – 1, 2, 3
37. – 1, 2, 3, 5
38. – 1, 2, 3
39. – 1, 2, 3
40. – 1, 2, 4
41. – 1, 3, 4
42. – 2, 3, 4
43. – 1, 2, 3
44. – 1, 3, 4
45. – 1, 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему Подготовка к ОГЭ

Слайд 2

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ( указан автор ): «( приведена цитата )». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами ( автора ). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Подготовка к ОГЭ

Слайд 3

Подготовка к ОГЭ

Слайд 4

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Создание собственного текста Текст заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически Рассуждение - это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу, рассуждение о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Подготовка к ОГЭ

Слайд 5

Подготовка к ОГЭ «Богатство русского языка неизмеримо, оно просто ошеломляет» (К.Г. Паустовский) «Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной речи» (А.Н. Толстой) «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков) «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А. А. Зеленецкий ) «Всякий художественный образ – это результат творчества писателя, который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли» (Р. И. Альбеткова) «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека» (Д. С. Лихачёв)

Слайд 6

высказывания о языке. о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мысли; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. Подготовка к ОГЭ

Слайд 7

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом Понимание смысла фрагмента текста Наличие примеров-аргументов Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Композиционная стройность Подготовка к ОГЭ

Слайд 8

Структура сочинения-рассуждения 1 . Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (выражаем своё отношение к позиции автора). Тезис : формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).. 2 . Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста : пример №1 , его роль пример №2 , его роль 3 . Вывод. Подготовка к ОГЭ

Слайд 9

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова) "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (Константин Георгиевич Паустовский)

Слайд 10

Формулировка тезиса Тезис – это мысль, которую нужно доказать. 1.Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании, найдите ключевые слова и сформулируйте позицию автороа , т. е. объясните смысл высказывания и выразите своё отнош ение к цитате 2.Во вступлении вы формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. 3. Тезис может состоять из нескольких предложений. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части. Подготовка к ГИА

Слайд 11

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова) "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (Константин Георгиевич Паустовский)

Слайд 12

Пунктуация - правила постановки знаков препинания. виды знаков препинания: знаки завершения, выделения, разделения Знаки препинания выполняют следующие функции : разделительную выделительную эмоционально-экспрессивную смыслоразличительную. Подготовка к ОГЭ

Слайд 13

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова) "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (Константин Георгиевич Паустовский)

Слайд 14

Подготовка к ОГЭ лексические языковые явления : тропы (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и т. д.), синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы), функционально-стилистически окрашенная лексика (книжная, разговорная) и т. д. служат средством речевых характеристик героев; для усиления образности текста; выражают авторскую оценку и авторское восприятие явления, характеристику предметов и явлений и т. д.

Слайд 15

Вступление Во вступлении необходимо сформулировать позицию автора высказывания (объяснить смысл высказывания) и выразить своё отношение к ней. Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами ( автора )». Начало предложения может быть таким: Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Подготовка к ОГЭ

Слайд 16

Клише Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) (имя, фамилия, отчество) утверждает (или пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так: … Я понимаю высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста. Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о… Подготовка к ОГЭ

Слайд 17

Подготовка к ОГЭ

Слайд 18

(1) Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2) В кухню являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стёклами очков. (3) Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и понемногу разгоралось жаркое веселье. (4) Дядя Яков любовно настраивал гитару, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь. (5) Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары. (7) Прочь, грусть-тоска! (8) Ванька, становись! – иногда ухарски кричал музыкант. (9) Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфужено улыбаясь, он просил: - (10) Только почаще, Яков Васильич! (11) Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился. (13) Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если, открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…

Слайд 19

( 14) Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом: - (15) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16) Утешь! - (17) Что ты, свет, что ты Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь, приговаривала бабушка. – (18) Куда уж мне плясать? (19) Людей смешить только… (20) Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая: - (21) Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то! (22) Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл в присядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами. (23) Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24) Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. (25) Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26) Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, - и вдруг её ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно сорвало с места, закружило вихрем. (27) Вся она стала стройней, выше красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности! (28) И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29) Вот тебе и праздник, и более ничего не надо! (По М. Горькому )

Слайд 20

Клише Аргумент 1 Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении …. Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Предложение … подтверждает мысль о том, что …. Аргумент 2 Также убедительным аргументом может стать… В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение… Подготовка к ОГЭ

Слайд 21

Аргументы Способы оформления примеров из текста если примерами являются слова или словосочетания , их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют; если в качестве примера используется предложение , его можно или процитировать, или только указать его номер. Подготовка к ОГЭ

Слайд 22

Требования к примерам • примеров должно быть не менее 2; • примеры должны быть из указанного текста ; • примеры должны иллюстрировать лингвистические понятия; • каждый пример должен соответствовать указанной функции; • пример без указания на функцию не учитывается. Подготовка к ОГЭ

Слайд 23

Вывод О чем писать в заключении? Последняя композиционная часть сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы. Подготовка к ОГЭ

Слайд 24

Клише Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо. Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист (писатель, филолог) (имя, фамилия, отчество), утверждавший, что … Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо). Подготовка к ОГЭ

Слайд 25

После написания сочинения Медленно прочитайте свое сочинение. Проверьте: нет ли грамматических ошибок не нарушена ли связь слов не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих не нарушена ли логика изложения правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!) Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания. Перепишите сочинение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 26

«Терпение и труд всё перетрут», - гласит народная мудрость. Успешной вам сдачи экзаменов! Подготовка к ОГЭ