Решу ЕГЭ

Ранжурова Лариса Дашидоржиевна

Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием -непобедим!

М.Горький

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы психолога выпускникам

ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай и полноценно питаться.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное - распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.



Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям выпускников

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.



Предварительный просмотр:

Телефон доверия «горячей линии» по вопросам ЕГЭ  в Республике Бурятия

http://www.edu03.ru 

8 (3012)45-41-57
8 (3012)21-21-46
8 (3012)21-35-97



Предварительный просмотр:

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ,                 f_4c24818a934db.jpgПОДЛЕЖАЩИЙ ПРОВЕРКЕ НА ЕГЭ                     

А

агЕнт

алфавИт

аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б

балОванный, прич.

баловАть

балУясь

бАнты, им.п.мн.ч

бОроду, вин.п. ед.ч.

бралА

бралАсь

бухгАлтеров, род. п. мн.н

В

вЕрба

вернА

вероисповЕдание

взялА

взялАсь

включЁн

включЁнный

включИм

включИт

включИшь

влилАсь

вОвремя

ворвалАсь

воспринялА

воссоздалА

вручИт

Г

гналА

гналАсь

граждАнство

Д

давнИшний

дефИс

диспансЕр

добелА

добралА

добралАсь

довезЁнный

дОверху

договорЁнность

дождалАсь

дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

дОнизу

досУг

дОсуха

Е

еретИк

Ж

жалюзИ, ср.р. и мн.ч.

ждалА

жилОсь

З

завИдно

зАгнутый

зАгодя

закУпорив

закУпорить

зАнял

занялА

зАняло

занятА

зАнятый

заселЁн

запертА

зАтемно

звалА

звонИм

звонИт

звонИшь

знАчимость

знАчимый

зимОвщик

зАсветло

И

избалОванный

Иксы

импЕрский

инстИнкт

исключИт

Исстари

исчЕрпать

К

каталОг

квартАл

киломЕтр

клАла

клЕить

кОнусы,кОнусов

кормЯщий

корЫсть

крАлась

крАны

красИвее

красИвейший

кремЕнь

кренИтся

кровоточАщий

кровоточИть

кУхонный

Л

лгалА

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

лилА

лилАсь

ловкА

лыжнЯ

М

мЕстностей род.п. мн.ч

мозаИчный

молЯщий

мусоропровОд

Н

навЕрх

навралА

наделИт

надОлго

надорвалАсь

нажИвший

 нажитА

нажИлся

назвалАсь

накренИт

налилА

налИвший

налитА

намЕрение

нанЯвшийся

нарвалА

нарОст

насорИт

нАчал

началА

нАчали

начАв

начАвший

начАвшись

нАчатый

начАть

нАчатые

нЕдруг

недУг

некролОг

нЕнависть

ненадОлго

низведЁн

нОвости,новостЕй

нОгтя, род.п ед.ч.

О

обеспЕчение

обзвонИт

облегчИт

облегчИть

облилАсь

обнялАсь

обогналА

ободралА

ободрИть

ободрЁнный

ободрЁн

ободренА

ободрИшься

обострЁнный

обострИть

одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИт

опломбировАть

опОшлят

определЁн

оптОвый

освЕдомиться, освЕдомишься

отбылА

отдалА

отдАв

отключЁнный

откУпорил

отозвалА

отозвалАсь

Отрочество

П

партЕр

перезвонИт

перелилА

плодоносИть повторЁнный

поделЁнный

поднЯв

позвалА

позвонИт, позвонИшь

полилА

положИл

положИть

понЯв

понЯвший

пОнял,

понялА

портфЕль

пОручни

послАла

прибЫв

прИбыл

прибылА

призЫв

прИнял

прИняли

принУдить

прИнятый

приручЁнный

прИбыло

придАное

прожИвший

прозорлИва

процЕнт

Р

рвалА

С

свЁкла

сверлИт

сверлИшь

сирОты

слИвовый

снялА

снятА

сОгнутый

создалА

созданА

сорИт

срЕдства, им.п. мн.ч. 

срЕдствами

стАтуя

столЯр

созЫв

Т

тамОжня

тОрты

тОртов

тОтчас

У

убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИт

Ц

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

Ч

чЕрпать

Ш

шАрфы

шофЁр

Щ

щавЕль

щемИт

щЁлкать

Э

ЭкспЕрт

f_4c24818a934db.jpg



Предварительный просмотр:

Композиция сочинения (часть С)

  1. Вступление:

- сообщение по теме (или)

- сообщение об авторе (или)

- вопросно-ответное единство (или)

- риторический вопрос.

  1. Формулирование основной проблемы исходного текста.

(Нельзя подменять проблему исходного текста темой; нельзя называть несколько проблем, поднятых автором в тексте).

Задача: выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать

  1. Комментарий проблемы.

Задача: растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее.

  1. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.

Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы.

  1. Изложение собственного мнения,  коммуникативный замысел.

Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность или несолидарность; сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.

  1. Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.

Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.

  1. Заключение:

- нравственный вывод (или)

- призыв (или)

- пословица-вывод (или)

- афоризм (или)

- пожелание на будущее.

«Небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на  задание части С

Аргумент – довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать -  приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст – текст, предложенный экзаменуемому для анализа.

Идея авторская – главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.

Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).

Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения.

Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы).

Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.).

Фактологическая точность- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.

Формально заявленное мнение – бездоказательное мнение («Я согласен / я не согласен с автором»).

Формулировка проблем исходного текста – определение основных вопросов. Поставленных автором в тексте.

Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Корректность – вежливость, тактичность, учтивость.

Этически корректно сформулировать свое мнение – деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться. Этически некорректно сформулировать свое мнение – выразить его неделикатно, в грубой форме»[1].

Комментирование проблемы исходного текста

«Комментарий  - это толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста», а не его пересказ. Нужно помнить, что « в комментарии не должно быть

  • пересказа исходного текста или любой его части.
  • Рассуждений  по поводу всех проблем текста.
  • Комментариев о действиях героев текста.
  • Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!»[2] 

         Проблемы в публицистических текстах могут быть нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, межнациональные, морально-этические. По степени актуальности: животрепещущие, насущные, острые, важные, неотложные, первоочередные, неразрешимые, наболевшие. При комментировании  нужно ответить на вопросы: традиционна проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по этому поводу? Если нет, то в чем новизна вопроса? Как автору удалось привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы? «Проблема может заставить  читателя 

  • глубоко задуматься
  • серьезно размышлять;
  • рассуждать вместе с автором;
  • серьезнее относиться к…;
  • переосмыслить свое отношение к…;
  • поделиться мыслями о…;
  • оценить масштаб чего-либо;
  • открыто выразить свое отношение к… и др.»[3]


[3]  Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88



Предварительный просмотр:

Проблематика наиболее часто встречаемых текстов ЕГЭ

I Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)

2. Проблема роли детства в жизни человека (Почему детство - важнейший этап жизни человека?)

3. Проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом?Что значит любить свою семью и свою Родину?)

4. Проблема отчего дома любви и уважения к старшему поколению (Поче¬му нельзя забывать отчий дом и родителей?)

5. Проблема оценки такого периода жизни человека как детство (Действи¬тельно ли детство - «золотой» период жизни человека?Какова роль детства в становлении личности?)

6. Проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)

7. Проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или пор¬тится русский язык благодаря заимствованиям?Насколько опасно для существования русского языка употребление в речи людей уголовного жаргона, ненормативной лексики и т.п.?)

8. Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния чело¬века на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)

9. Проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

10. Проблема несправедливости социального устройства общества (Естест¬венно ли деление людей на богатых и нищих?Правильно ли устроено общество?)

11. Проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и го¬лодных (Думают ли богатые и сытые о тех. кто не может позволить себе есть досыта?)

12. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не оз¬лобиться?)

13. Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интере¬сов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

14. Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

15.Проблема свободы личности и ответственности человека перед общест¬вом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей.Ограничивает ли общество свободу человека?)

16 Проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великоду¬шие (Возможно ли создание идеального общества?)

17 Проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?)

18.Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека (Всегда ли мы искренни и бескорыстны а проявлении своего интереса к окру¬жающим? Не скрываются ли за формальным вниманием равнодушие и безразличие?)

19 Проблема жизненного выбора (Что важнее и нравственнее для человека в жизни: заботиться о том.чтобы выглядеть значительно, внушая уваже¬ние своим видом» или быть индивидуальностью, хорошим специалистом и человеком?)

20, Проблема отцов и детей, поиска взаимопонимания взрослых и детей (Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей?Как научиться уважать взгляды друг друга?)

21 Проблема взаимоотношений между близкими людьми, проблема любви (Могут ли близкие отношения строиться на неуважении одного человека другим?Достоин ли любви человек, сам не способный любить?)

Примерный перечень произведении школьной программы с проблематикой, схожей с текстами ЕГЭ но русскому языку

I Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве

1.        ' Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гри¬вой»        6        Изображение быта н жизни си-бирской деревни в предвоен¬ные годы, понятие честности, доброты и долга.

2.        Лев Николаевич Толстой. По¬весть «Детство»        7        Проявление чувств героя-ребенка, анализ собственных поступков.

3.        Лев Николаевич Толстой. По¬весть «Юность»        9        формирование личности юно¬го героя, его стремление к нравственному обновлению.

4.        Валентин Григорьевич Распу¬тин.  Повесть «Прощание с Матёрой»        11        Мир детства, отцов и дедов, который уходит безвозвратно со своими радостями и печа¬лями.

2. Проблема роли детства в жизни человека (Почему детство — важнейший этап жизни человека?)

I.        Николай Алексеевич Некрасов Стихотворение «Крестьянские дети        5        Картины вольной жизни кре-стьянских детей и их раннее приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина.

2.        Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры»        7        Сложность взаимопонимания детей и взрослых, необходи¬мость этого взаимопонимания

3.        Юрии Павлович Казаков Рас¬сказ «Тихое утро»        7        Взаимоотношения детей, взаи-мопомощь, взаимовыручка

4        Денис Иванович Фонвизин.  Пьеса «Недоросль»        8

        Проблема воспитания истин¬ного гражданина

5.        Александр Сергеевич Пушкин Роман «Капитанская дочка»        8        Воспитание Петруши Гринёва, его жизненный путь и наставления из отчего дома :«Береги честь смолоду»).

6.        Александр Сергеевич Пушкин, Роман «Евгений Онегин»»        9        Детство Евгения, детство Татьяны   влияние воспитания и детских интересов на становление героев

7.        Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души»        9        Детские годы Чичикова, на¬ставления отца и результат...

8.        Иван Александрович Гончаров. Роман "Обломов»        10        Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца

3. Проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом?Что значит любить свою семью и свою Родину?)

1.        Николай Алексеевич Некрасов. Историческая поэма «Дедуш¬ка»        6        Героизация декабристской те¬мы  поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

2.        Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»        7        Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе и осво¬бождение родной земли. Пат-риотический пафос повести

3.        Александр Трифонович Твардовский Поэма «Василий Тер¬кин»        8        Своеобразие характера Васи¬лия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гра¬жданина, тащит пика родной страны.

4.        Михаил Александрович Шоло¬хов, Рассказ «Судьба человека»        9,11        Судьба Родины я судьба чело¬века. Обрат Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.

5.        Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»        10        Образы исторических лично¬стей в романе (Наполеон и Ку¬тузов)

6. 7.        Анна Андреевна Ахматова. Поэма «Реквием»        II        Тема суда времени и историче¬ской памяти.

        Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение «Тоска по ро¬дине! Давно...»        II        Равнодушие ко всему окру¬жающему, если человек нахо¬дится далеко от родных мест.

8.        Александр Исаевич Солжени¬цын. Повесть «Одни день Ива¬на Денисовича»        II        Историческая память важна и для того, чтобы не было по¬добной нелепицы в будущем.

        Валентин Григорьевич Распу¬тин. Повесть «Прощание с Ма¬терой»        11        Народ, его история, его земля в повести.

4. Проблема отчего дама, любви и уважения к старшему поколению (Почему нельзя забывать отчий дом и родителей?)

I.        Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»        9        Онегин относится к дяде с пренебрежением («когда же черт возьмёт тебя?»), а Татьяна со смирением и послушанием (вышла замуж по воле родите¬лей).

1-        Иван Сергеевич Тургенев. Ро¬ман «Отцы и дети».        10        Имели ли право так относиться к своим родителям Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров?

3.        Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»        10        Переоценка ценностей Андре¬ем Болконским

4.        Федор Михайлович Достоев¬ский. Роман «Преступление и наказание»        10        Что стало последней каплей для Раскольникова, чтобы он решил пойти на преступление

5.        Валентин Григорьевич Распу¬тин. Повесть «Последний срок»        11        Можно ли оправдать повеле¬ние любимой дочери старухи Анны Танчоры?

5. Проблема оценки такого периода жизни человека как детство

1.        Иван Алексеевич Бунин. Рас¬сказ «Цифры»        7        Так ли незначительны пробле¬мы детей, как это порой кажет¬ся взрослым

2.        Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»        9        Воспитание Онегина, его дет¬ство и отрочество.

3        Иван Александрович Гончаров Роман «Обломов»        10        Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца

6. Проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)

1.        Иван Андреевич Крылов. Бас¬ни «Ворона и лисица», «Волк и я: ненок». «Свинья под дубом»        5        Осмеяние нравственных поро¬ков персонажей басен (люд¬ские пороки высмеиваются че¬рез образы животных)

2.        Валентин Григорьевич Распу¬тин. Повесть «Уроки француз¬ского»        6        Душевная щедрость учитель¬ницы, её роль в жизни главного героя.

3.

4        Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч¬ника и купца Калашникова»        7        Зашита Калашниковым чело¬веческого достоинства, его го¬товность стоять за правду до конца.

        Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»        7        Прославление боевого товари¬щества, осуждение предатель¬ства.

        Николаи Алексеевич Некрасов Поэма «Русские женщины»        7        Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуж¬денными мужьями в Сибирь.

6.        Иван Алексеевич Бунин. Рас¬сказ «Лапти»        7        Душевное богатство простого крестьянина

7. '        Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон»        7        Живая картина нравов. Осмея¬ние трусости и угодничества.

8.        Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Возвращение»        8        Утверждение доброты, состра¬дания, гуманизма в душах сол¬дат, вернувшихся с фронта. Изображение негромкого геро¬изма тружеников тыла

9.        Александр Сергеевич Грибое¬дов. Комедия «Горе от ума»        9        Фамусовское общество не смогло сломить нравственные

устои Чацкого

10.        Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»        9        Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна Ларина

11.        Николай Васильевич Гоголь Поэма «Мертвые души»        9        Галерея порочных образов (на¬чиная с самого Чичикова)

12.        Александр Николаевич Островский Пьеса «Бедность не порою»        9        Поездка Торцова в  Москву, изменившая все его представ¬ления о жизни.

13.        Михаил Афанасьевич Булга¬ков. Повесть «Собачье сердце»        9        Умственная, нравственная, ду¬ховная недоразвитость — осно¬ва живучести «шариковщины» н «швондерства».

14        Ивам Александрович Гончаров Роман "Обломов»        10        Обломов и «обломовщина» как общественное явление

15        Александр Николаевич Островский Пьеса «Гроза»        10        Например, бунт Тихона Каба¬нова после гибели Катерины»

16.        Иван Сергеевич Тургенев. Ро¬ман «Отцы и дети».        10        Например, споры между «от¬цами» и «детьми».

17.        Лев Николаевич Толстой Роман-эпопея «Воина и мир»        10        Стойкость русских воинов.

18.        Александр Исаевич Солжени¬цын. Повесть «Один день Ива¬на Денисовича»        11        Нравственная прочность и ус-тойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского на¬ционального характера в кон¬тексте трагической эпохи

7. Проблема развития и сохранения русского языка

1. Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»        I Богатство и красота русского языка. Родной язык как духов¬ная опора человека

8. Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния чело¬века на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)

1.        М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»        6              Вера в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

2.        Фёдор Александрович Абра¬мов Рассказ «О чем плачут лошади»        7                Эстетические  и нравственно-экологические проблемы, под¬нятые в рассказе.

3.        Евгений Иванович Носов. Рас¬сказы «Кукла» и «Живое пла¬мя»        7        Протест против равнодушия, бездуховности и безразличного отношения к окружающим лю¬дям и природе.

9. Проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

1        Ивам Алексеевич Букин. Рассказ «Косцы»        5        Кровное родство героев с бес¬крайними просторами Русской земли, душевным складом пе¬сен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.

2.        Андрей  Платонов. Рассказ «Никита»        5         Единство главного героя с природой, одухотворение при¬роды в его воображении.

3.        Виктор Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»        5        Любовь к природе и ее пони¬мание главным героем рассказа

4.        Андрей Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»        6         Прекрасное вокруг нас.

5.        Михаил Михайлович При¬швин, Сказка-быль «Кладовая солнца»        6        Одухотворенно природы, ее участие в судьбе Насти и Митраши.

6.        Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака»        7        Чувство сострадания героев к братьям нашим меньшим, бее сердечно героев.

7.        Михаил Александрович Шоло¬хов, Рассказ «Судьба человека»        9        Значение картины весенней природы для раскрытия идеи

8.        Иван Сергеевич Тургенев. Ро¬ман «Отцы и дети».        10        Природа для Базарова объект исследования.

9.

10.        Михаил Афанасьевич Шоло¬хов, Роман-эпопея «Тихий Дон»        II        Функция пейзажа в произведении

        Виктор Петрович Астафьев. Роман "Царь-рыба»        9,II        Взаимоотношения человека и природы

13. Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интере¬сов

1.        Валентин Григорьевич Распу¬тин Повесть «Уроки француз¬ского»        6        Проблема выбора учительни¬цей между педагогической зги кой и желанием помочь своему ученику.

2.        Фазиль Искандер- Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»        <6>        Влияние учителя на формиро¬вание детского характера.

3        Николай Васильевич Гоголь. Комедия «Ревизор»        8        Высмеивание пороков чиновников, руководствующихся собственными, а не общест¬венными интересами.

4.        Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце»        9        Мы должны не только выби¬рать профессию с учетом лич¬ных и общественных интере¬сов, но и быть ответственными людьми

5.        Михаил Афанасьевич Булга¬ков, Роман «Мастер и Маргарита»        11        Переосмысление своей деятельности Иваном Бездомным после встречи с Мастером

10. Проблема несправедливости социального устройства общества

1.        Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «На Волге»        5        Раздумья поэта о ТЯЖЁЛОЙ судьбе народа.

2.        Иван Сергеевич Тургенев. Рас¬сказ «Муму»        5        Немота главного героя - сим¬вол немого протеста крепостных крестьян

3.        Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»        6        Картины подневольного труда Народ - созидатель духовных и материальных ценностей.

4.        Николай Семенович Лесков. Сказ «Левша»        6        Горькое сожаление писателя о униженности и бесправия тру¬долюбивого и талантливого народа

5.        Александре Пушкин. Повесть «Станционный смот¬ритель»        7        Изображение « маленького че¬ловека», его положения в об¬ществе.

6.        Иван Сергеевич Тургенев. Рас¬сказ «Бирюк»        7        Изображение быта крестьян, авторское отношение кбес¬правным и обездоленным

7.        Николай Некрасов Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»        7        Боль поэта за судьбу народа.

8.        Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том.как один мужик двух ге¬нералов прокормил»        7        Нравственные порою общест¬ва, паразитизм генералов, тру¬долюбие и сметливость мужи¬ка.

9.        Николаи Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель»        8        Обрат «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязы¬чие).

1 •        Александр Николаевич Ост¬ровский. Пьеса «Бедность не норок»        9        Разделение людей на богатых и нищих определяет круг обще¬ния многих персонажей пьесы.

II.        Иван Алексеевич Бунин. Рас¬сказ «Темные аллеи»        9        Печальная история любви лю¬дей из разных социальных сло¬ев.

12.        Александр Николаевич Островский  Драма «Гроза»        10        Город Калинов - образ патри¬архальной России.

        Фёдор Михайлович Достоев¬ский. Роман «Преступление и наказание»        10        «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своеобразный бунт Раскольникова против несправедливого социальною устройства

14        Алексей Максимович Горький. Драма «На дне»        11              Истории обитателей ночлежки

11. Проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и го¬лодных

1.        ВТ. Короленко. Повесть «В дурном обществе»        5        Равнодушие окружающих лю¬дей к беднякам.

2.        Александр Сергеевич Пушкин. Повесть «Дубровский»        6        Протест Дубровского против беззакония и несправедливо¬сти. Бунт крестьян. Сопостав¬ление Троекурова и Дубровского старшего.

3.        Михаил Салтыков-Щедрин Сказка «Повесть о том, как один мужик двух ге¬нералов прокормил»        7        Как отблагодарили генералы мужика за то, что он не дал им умереть голодной смертью.

4.        Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Мертвые души»        9        Стремление Чичикова ворвать¬ся в мир богатых и сытых лю¬бой ценой»

5.        Александр Островскнй Пьеса «Бедность не порою»        9        Желание Торцова знаться только с богатыми, даже дочь он хотел выдать не по любви, а по расчету.

6.        1 ИВАН Алексеевич Бунин. Рас¬сказ «Тёмные аллеи»        9        Печальная история любви лю¬дей из разных социальных слоёв

7.        Николой Алексеевич Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»        10        1 Сопоставление жизни разных социальных слоев» кому же все-таки хорошо на Руси?

8.        Федор Достоев¬ский. Роман «Преступление и наказание»        10        Печальная каморка Раскольникова

9.        И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»        11        Путь а Европу богатого амери¬канского семейства.

12. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием

I.        ВТ. Короленко. Повесть «В дурном обществе»        5        Жизнь детей из благополучной и обездоленных семей

2.        И нам Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бежин луг»        6        Сочувственное отношение к крестьянским детям.

3.        Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прок «Два богача»        7        Желание помочь близким даже в ущерб собственному благополучию

4.        Александр Ост¬ровский. Пьеса «Бедность не порок»        9        Не только дети из бедных се¬мей, но и относительно обес¬печенные взрослые не могут противостоять искушению изобилием (Торцов)

14.  Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом  за реализацию своих способностей

Алексей Максимович Горький. «Легенда о Данко» из «Стару¬хиИзергиль»        7,11        Ответственность главного героя, поднявшего людей на по¬иски лучшей жизни.

Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов»        10        «Обломовщина» как общест¬венное явление.

Иван Сергеевич Тургенев, Ро¬ман «Отцы и дети».        10        Евгений Базаров, его сверстники и старшее поколение

Алексей Максимович Горький Драма  «На дне»        11        «Человек – это  великолепное Это звучит... гордо!» (Сатин).

Александр Александрович Блок. Поэма «Двенадцать»        11        Правы ли в своих деяниях две¬надцать человек?

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»        11        Представители МАССОЛИТа

Виктор Петрович Астафьев. Роман «Печальный детектив»        11        Утрата нравственных ориенти¬ров в романе.

15.Проблема свободы личности и ответственности человека перед общест¬вом

1.        Андрей Платонов. «Юшка»        7        Необходимость сострадания и уважения к человеку, ценность каждой человеческой личности

2.        Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Капитанская дочка»        8        Ответственность Петруши Гринева перед обществом и другими людьми (Машей Ми¬роновой и капитаном), его от-личие от Швабрина.

3.        Александр Сергеевич Грибое-дов, Комедия «Горе от ума»        9        Софья попала под влияние Фа¬мусове кого общества, она не свободна от общества.

4.        Александр Пушкин. Роман «Евгений Онегин»        9        «Но я другому отдана и буду век ему верна..,»

5,        М.Ю. Лермонтов. Роман «Ге¬рой нашего времени»        9        Насколько свободен Печорин? Ответственен ли он?

6.        Антон Павлович Чеков. Рас¬сказ «Тоска»        9 ,        Тема одиночества человека в многолюдном городе.

7.        Иван Сергеевич Тургенев. Ро¬ман «Отцы и дети».        10        Теория нигилизма.

8.        Александр Иванович Куприн. Повесть «Поединок»        II        Проблема самопознания лич¬ности.

9        Андрей Платонович Платонов-Повесть «Котлован»        11        Колхозники, пришедшие на строительство котлована, что-бы не думать о коллективиза¬ции, а стать пролетариатом

10.        Михаил Александрович Шоло-хов. Роман-эпопея «Тихий Дон »        II        Трагедия целого народа и судьба одного человека Про-блема гуманизма в эпопее.

II        Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен»        11        Проблема нравственной свобо¬ды человека перед лицом об-стоятельств.

16. Проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великоду¬шие

1        Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»        6        Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа

2.        Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «История одного города»        8        Город Глупов как символ горе¬стей и уродств государства Российского и 19 в

3.        Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Цыганы»        9        Мир европейский, цивилизо¬ванный н мир «естественный» противоречие, невозможность гармонии, возможен ли идеал?

4.        Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»        10        Дореформенная и порефор¬менная Россия…Большая разница?

5.        Алексей Максимович Горький. Драма «На дне»        II        Утешительная ложь Луки и действительность.

6.        Александр Александрович Блок. Поэма «Двенадцать»        II        Строим общество без Христа, но впереди Иисус Христос...

7.        Михаил Афанасьевич Булга¬ков. Роман «Мастер и Марга¬рита»        II        Понтий Пилат пытался остано¬вить отлаженный механизм казни за оскорбление величества, но не сумел этого сде¬лать, о чем всю жизнь впоследствии раскаивался.

17. Проблема коммерциализации культуры

1.Александр Сергеевич Пушкин.  Роман «Евгении Онегин»        9        Обывательское отношение к искусству и культуре (сиены Онегина в театре)

2.        Александр Сергеевич Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»        9        Два типа мировосприятия искусства и культуры (различие  взглядов существовало давно)

3        Михаил Афанасьевич Булга¬ков. Роман «Мастер и Марга¬рита»        11        Нравы москвичей, любящих сомнительные зрелища

18.Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека

1.      Антон Павлович Чехов. Рас¬сказ «Хамелеон»        7        Осмеяние трусости и угодничества

2.        Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»        9        Отношения людей в высшем свете (все равнодушны» не ис¬кренни   в том числе, в театре

3.        Михаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего време¬ни»        9        Эгоизм Печорина по отноше¬нию к другим: Максиму Максимычу и др

4.        Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души»        9        Лесть Чичикова чиновникам и помещикам для того, чтобы произвести впечатление и вы¬торговать больше «мертвых Душ»

5.        Фёдор Михайлович Достоев¬ский Роман «Белые ночи»        9        Искренне желая помочь Мечтателю, Настенька внушила себе, что она его любит и готова выйти за него замуж, но…

6.        Михаил Афанасьевич Булга¬ков. Роман «Мастер и Марга¬рита»        11        Равнодушие свиты Воланда к судьбам приглашенных на бал

«гостей».

19 Проблема жизненного выбора

1.        Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Цыганы»        9        Индивидуалистический харак¬тер Алеко

2.        Александр Сергеевич Пушкин, Роман «Евгений Онегин»        9        «Как денди лондонский одет,..в

3.        Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души»        9        Забота Чичикова о том, чтобы казаться более значимым, чем он есть на самом деле.

4.        Александр Солжени¬цын. Рассказ «Матрёнин двора        9        Образ праведницы

5.        Михаил Афанасьевич Булга¬ков. Роман «Мастер и Маргарита        11        Образы работников Варьете (Лиходеев.Варенуха и др.), Босой

20. Проблема отцов и детей, поиска взаимопонимания взрослых и детей

1.

2.        Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бупьба»        7        Взаимоотношения Тараса с Остапом н Андрием.

        Александр Сергеевич Грибое¬дов. Комедия «Горе от ума»        9        Сюжетная линия Фамусов и Софья

3.        Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»        9        Онегин и его дядя

4.        Александр Николаевич Ост¬ровский. Драма «Гроза»        10        Кабаниха и сын. Дикой и племянник

5.        Иван Сергеевич Тургенев. Ро¬ман «Отцы и дети».        10        Без комментариев…

6        Андрей Платонов.  Повесть «Котлован»        11        со смертью Насти Вошев потерял смысл своего существования

7.        Михаил Александрович Шоло¬хов. Роман-эпопея «Тихий Дон»        11        Тема семейная в романе. Семья Мелиховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

8.        Валентин Григорьевич Распу¬тин. Повесть «Последний срок»        11        Любимая дочь Танчора и ста¬руха Анна.

21. Проблема взаимоотношений между близкими людьми, проблема любви

1.        Иван Алексеевич Бунин Но¬велла «Кавказ»        8        Своё счастье невозможно но строить на несчастье другого человека

2.        Александр Иванович Куприн. Рассказ «Куст сирени»        8        Утверждение согласия и взаи-мопонимания, любви и счастья в семье.

3.        Александр Сергеевич Грибое¬дов. Комедия «Горе от ума»        9        Чацкий - Софья Фамусова -Молчалин

4.        Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»        9        Онегин - Татьяна Ларина, Ленский- Ольга Ларина

5.        Михаил Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»        9        Печорин и Бэла, Печорин и княжна Мери

6.        Федор Михайлович Достоевский Роман «Белые ночи»        9        Взаимоотношения Настеньки и Мечтателя.

7."        | Александр Николаевич Ост¬ровский. Драма «Гром»        10        Взаимоотношения Катерины Кабановой с мужем и Борисом

8.        Иван Сергеевич Тургенев. Ро¬ман «Отцы и дети».        ,0        Взаимоотношения между ро¬дителями и детьми в семье Кирсановых и Базаровых, лю¬бовь к Одинцовой

9.        Лев Николаевич Толстой. Ро¬ман-эпопея «Война и мир»        10        Болконский слишком поздно осознал, как дорога ему «ма¬ленькая княжна».

10.        Достоев¬ский. Роман «Преступление и наказание»        10        Раскольникова и Сонечка Мармеладова.

II        Иван Алексеевич Бунин. Рас¬сказ «Чистый понедельник»        II        Тема любви в бунинской прозе.