Педагогическая концепция

Ранжурова Лариса Дашидоржиевна

На этой странице предлагается вашему вниманию моя педагогическая концепция, эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_na_sayt.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция

Добро нести, добру учить,
Добиться цели через трудности
Любовью истине служить –
Я называю это мудростью.

А.В. Елисов

   Навсегда остался  в памяти первый день, когда я пришла в маленькую сельскую  школу на свой первый урок. Меня поразили глаза моих пятиклассников, полные доверия, любопытства и интереса. Непонятно, почему, но это так затронуло меня и запало в моё сердце, мне захотелось оправдать их доверие, сделать их чуточку счастливее и урок провести намного интереснее. И до сих пор, когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни.

    Мне вспоминается совет одного мудреца: «Не потеряйте ни одного ученика, и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Сегодня я могу сказать, что вывела свою педагогическую формулу: «Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог плюс воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и субботам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь,  не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце.  Быть учителем – ответственное и нелегкое дело. Всегда надо учитывать, что каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. И нужно воспринимать его таким, какой он есть, а не таким, каким бы ты хотел его видеть. Нужно только своевременно разглядеть искорку, направить, развить ее.

 Мы живем в век, когда  общество запрашивает  личность, способную творчески мыслить, умеющую реализовывать приобретаемые знания, обладающую  высокими нравственными ценностями, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры.
Я нашла три канала духовного и нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через литературу и через методику преподавания.

Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель!

Мне нравится притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так: "Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель, видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье".

   Моя педагогическая концепция заключается в словах Конфуция: «... Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький».

…Начинается урок. РУССКИЙ ЯЗЫК. Как много хочется отдать. Хочется наполнить детские сердца любовью к родному языку, к Родине. Так много интересного, неизведанного глубоко таится в родном языке. Я мечтаю о том, что мой урок разбудит в детях интерес к тайнам звука и слова. А значит, они полюбят язык, захотят разгадать загадки, начнут пытливо и внимательно к нему относиться. Бережно и аккуратно произносить слова. И русский язык поистине станет золотым.

   В последние годы в школе, я  обратила внимание на то обстоятельство, что происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности. Конечно, есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым важным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Я не просто считаю себя только учителем-предметником, но понимаю и то, что обучение и воспитание неразделимы. Невзирая на социальную обстановку, как воспитатель, я формирую разумного, доброго, эстетически и физически развитого человека, умеющего адаптироваться в современном мире. Жизнь заставляет понять, что воспитание подрастающего поколения - гарант цивилизованного будущего. За формулу успеха я придерживаюсь цитаты Я.А.Коменского  « Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира».  

  Исходя из  требований действительности,   я сформулировала цель своей педагогической деятельности: воспитать личность эмоционально – нравственную, самостоятельно мыслящую, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. 

   В своей практике для достижения поставленной цели применяю следующие педагогические технологии, которые на мой взгляд наиболее эффективны:

 Проблемное обучение.  При решении проблемной ситуации применяю прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи.

   Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

Порадовал системно- деятельностный подход во внедрении ФГОС в систему общего образования , предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Я использую элементы следующих педагогических технологий деятельностного типа:

-технология проектного обучения,

-модульное обучение,

-педагогические мастерские,

 -информационно- коммуникативная технология.

   Наряду с деятельностным подходом в преподавании русского языка и литературы широко применяю текстоориентированный подход. Это обусловлено, в первую очередь,  целями современного образования. То есть  на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

   Ещё одним важным аргументом для текстоориентированного преподавания русского языка, особенно в старших классах, является то, что выпускники  9 – 11 классов проходят государственную (итоговую) аттестацию в новой форме, где основополагающие знания русского языка необходимо показать, работая с текстами различных стилей и типов речи.

   Также одной из технологий, представляющих возможность перехода от продуктивной и способствующих становлению ключевых компетентностей, является «надпредметная» педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение».  Считаю целесообразным её применение в средних классах. В основе РКМЧ-базовая модель состоит из трёх этапов:

-стадии вызова- происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмен информацией, собственная информация подвергается сомнению. Это этап целеполагания, на котором каждый обучающийся формулирует свои цели вне зависимости от целей учителя и остальных учеников, им обозначается вопрос, на который он хочет получить ответ.

-смысловой стадии- ученики знакомятся с новой информацией, ищут ответы, поставленные на стадии вызова и корректируют свои цели с учётом поступающего к ним нового материала. Чтобы способствовать продвижению учащихся от «старого знания к новому» на этой стадии используются такие технологические приёмы: ИНСЕРТ/INSERT (размечающая система, представляющая собой маркировку текста условными значками по ходу чтения, восприятия материала)

- стадии рефлексии- изученный материал подвергается анализу, систематизации, классификации, устанавливаются связи между объектами, и каждому ученику представляется возможность выразить собственное отношение к теме и оценить свою деятельность на уроке, происходит рождение нового знания как элемента личностного опыта.

Хочется отметить плюсы этой технологии - она даёт возможность работать на уроке  с разными видами текстов: информационными, художественными, дискуссионными и учитель создаёт такие условия, которые позволяют ученикам заниматься познавательными (а не только учебными) проблемами, проистекающими прежде всего, из внутренних потребностей.

В последнее время меня заинтересовала инновационная организация обучения в рамках компетентностно - ориентированной модели образовательного процесса и я уже наблюдаю положительные результаты. Она несколько отличается от традиционной модели обучения, где главное место занимает память и существует правило « без запоминания нет и понимания». Предлагаемая модель выглядит несколько иначе: восприятие-понимание-суждение- рефлексия. Учитель работает не с поголовной грамотностью, а с сознанием, мышлением ребёнка, учит видеть смысл. Единицей учебного процесса является не урок, а тема, учитель сам составляет не конспект урока, а сценарий взаимодействия, проект совместной деятельности.

Первый этап- это подача теоретического материала с осознанием структуры изучаемого явления. Отводится один или два урока, в зависимости от класса, сложности и объёма материала темы. На втором уроке дети должны воспроизвести теоретический материал.

Второй этап-осознание генезиса деятельности. На этом этапе учащиеся выполняют определённый набор упражнений и заданий. Большая роль отводится внешней речи учащихся. Обязательным является включение заданий, встречающихся на олимпиадах, ЕГЭ и ГИА. Такая работа нацеливает на серьёзное осознание важности этой темы. На этом этапе составляется алгоритм или памятка ля решения задач.

На 2 этапа отводится 30%  от общего времени изучения темы.

Третий этап-этап самореализации. Учащиеся должны выполнить набор заданий, соответствующий их способностям. На этот этап отводится 40-50% всего времени.

Четвёртый этап- рефлексия, куда входит контроль знаний, усвоенных учащимися по теме.

    Сейчас, описывая уже апробированный собственный опыт, могу признаться, было трудно менять свою ментальность, привычки, трудно отказаться от традиционного.  По-человечески это  понятно каждому. Но я выбрала свою профессию для того, чтобы обучать в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. А для истинного, не мнимого, не фиктивного развития, которое порождало бы новые результаты образования, нужно менять самого себя.

   Не скрою, сначала возникали сомнения, противоречия, старые методы не давали возможности для творческой деятельности. Но сегодня я могу с гордостью сказать, что видны первые результаты моей работы- учащиеся гораздо заинтересованнее относятся к моему предмету, есть призёры олимпиад и научно-практических конференций, а самое главное, я вижу как горят глаза моих детей живым огоньком, что они готовы постигать новое, пусть методом проб и ошибок, но самое главное – самостоятельно!

   Конечно же, как может быть обучение без воспитания? Ведь - я классный руководитель! И в большей части от моего примера, от моего вдохновения, внимания и работы зависит, какими же станут мои дети. Поэтому у нас стали традиционными проведение литературных вечеров, гостиных.  А как прошёл Лермонтовский бал! Такой положительный и серьёзный настрой моих детей вдохновляет на проведение таких замечательных и масштабных праздников.

       Оглядываясь назад, могу говорить о том, что жизнь требует постоянного поиска новых методов и приѐмов в работе, заставляет задуматься над тем, как поддержать  у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность.  Ведь дети - наше будущее, за  которых мы в ответе. А я абсолютно уверена, что неуспешных детей не бывает! Размышляя о своём жизненном пути, я не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия уже неотделимы! Наверное, это и есть стержень моей жизни, главная моя дорога – мой путь, зовущий и ведущий к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих детей.

Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанию истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют в руки.
И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок, и твой совет ученики проносят через годы.
И если в такт стучат сердца у вас, и с добротой, заботой все в порядке,
То на любой вопрос ответит класс, и будут аккуратными тетрадки.
И теоремы все покорены, все, что встречается в школе или дома.
Все хорошо, когда соблюдены любви, добра и мира аксиомы.