Коррекционная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами

Лунёва Светлана Леонидовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к сборнику игр и упражнений для детей

с нарушениями зрения

Главной задачей дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 17 «Ладушки» является: решение проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания условий и комплекса специальных коррекционных мероприятий.

Почти все дети  этого ДОУ ходят в очках или носят окклюзии. Представьте себе если у вас, будет заклеен здоровый глаз, а плохо видящий оставлен для того, чтобы увеличить на него нагрузку, активизировать глазодвигательные мышцы, какие неудобства, ограниченность в пространственном восприятии, новые неприятные ощущения будете вы испытывать. То же самое чувствуют наши дети.

Главная проблема наших детей - это нарушение зрения, но она зачастую ведет к появлению вторичных отклонений - задержке речевого развития, интеллектуального, появлению невротических состояний, нарушению координации движений и ориентировки в пространстве.

Перед музыкальным руководителем стоит вопрос: «Каким образом средствами музыки  можно способствовать профилактике и улучшению состояния зрения детей и преодолению вторичных отклонений?»

В работе над этой проблемой, мы столкнулись с различными трудностями,  такими как недостаток разработанных методик и отсутствие необходимого материала по музыкальному воспитанию с такими детьми. До настоящего времени в методической литературе по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения эти вопросы  не отражены должным образом. Но проблема требует решения, так как количество детей, имеющих зрительную патологию, растет. Поэтому мы модифицировали некоторые методики музыкального воспитания детей с нарушением зрения, учитывая рекомендации врача-офтальмолога А.Н. Осиповой.

В своей работе мы выделили три основных направления:

1.        Коррекционные упражнения, физминутки для глаз.

2.        Упражнения для координации и ориентации в пространстве.

3. Музыкально-коррекционные развивающие игры на
цветовосприятие.

1. Коррекционная гимнастика представляет, собой упражнения длительностью от 15-40 сек. Эти упражнения мы включаем в некоторые виды музыкальной деятельности, а так же берём отдельные моменты с учетом музыкально-воспитательных задач. Например: листик, солдатик, матрешка.

2. Координация движений и ориентировка в пространстве в большей степени связана с ритмикой, а ритмика является основной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения. Из-за нарушенного зрения, и в случае, когда  ребенок носит окклюзию, у детей ограничено зрительное восприятие пространства. Вновь прибывшие дети - просто боятся большого пространства музыкального зала: движения их скованы, заторможены, осторожны, замедленны. Таких детей  мы знакомим с расположением предметов в зале, с  обстановкой. Неоценимую пользу в моей работе по координации движений оказывает «Ритмопластика» по программе И. Бурениной. Такой опыт показывает, что музыкально - ритмические упражнения, игры, пляски позволяют преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентации и под влиянием систематического педагогического воздействия эти недостатки исправляются.

3.  Быстро адаптироваться детям помогают специальные подвижные игры и упражнения, н-р: «Воротца и змейка», «Зоркие глазки», «Обручи», «Карусель».

Работая в специальном коррекционном дошкольном учреждении, мы заметили, что чем разнообразнее формы работы с детьми, тем успешнее преодолеваются отклонения в их физическом, психическом и музыкальном развитии. Учитывая все это,  изучив опыт работы Л.И. Косенок, музыкального руководителя г. Куйбышева мы стали широко использовать педагогический прием «Цвет - настроение», который способствует развитию цветовосприятия.

Применение в работе различных цветов и их оттенков побуждает детей иначе вслушиваться в звучание музыки, чувствовать ее выразительность, динамические изменения.

Хорошие результаты дает использование специальных музыкально-дидактических игр и упражнений на цветовосприятие.

Ценность таких игр заключается в том, что параллельно с музыкально-воспитательными задачами решаются и коррекционные задачи.

С помощью индивидуального подхода и всех положительных элементов в нашей работе нам  удалось создать благоприятную психологическую обстановку на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках. Дети эмоционально проявляют себя во всех видах музыкальной деятельности.  Обычно скованные, привыкшие быть в стороне от детского коллектива, мои воспитанники по мере проведения с ними специальных игр и упражнений, становятся активными участниками утренников, дети приобретают радостную жизнеутверждающую позицию, что становится прекрасным фоном для развития их интеллектуальных возможностей.

Игры и упражнения,

 используемые на музыкальных занятиях с детьми, имеющими  нарушения зрения

Корригирующая гимнастика для глаз

1. «Оловянный солдатик» - «Марш» С. Прокофьева.

2. «Зайчик» - музыка М. Старокодамского.

3. «Листик, снежинка, бабочка» - «Вальс» П. Чайковского.

4. «Матрешки» - русская народная пляска «Полянка».

Цель:

Лечебная: тренировка глазодвигательного аппарата, фиксация взгляда.

Музыкальная: определить жанр, характер произведения, правильно использовать словарный запас, характеризующий музыку.

На конце указки закреплена игрушка или картинка: зайчик; солдатик; листик и т.д. Звучит музыка, соответствующая образу: солдатик - марш, листик - вальс, матрешки - русская народная пляска, зайчик - полька. Воспитатель чертит на уровне глаз детей любые фигуры: круг, квадрат, треугольник, зигзаги. Дети должны без поворота головы, только глазами проследить за движением предмета. В конце упражнения разбор характера музыкального произведения.

«Танец осеннего листочка»

Материал:

листочек, закрепленный на палочке, разного цвета, разной формы, разной величины.

Цель:

Тренировка мышц глазодвигательного аппарата, аккомодации и конвергенции (сведение и разведение мышц), развивать цветовосприятие, фиксацию, глазомерную оценку.

Ход игры:

Дети слушают «Вальс» П.И. Чайковского, «Осеннюю песню» П.И. Чайковского, «Детскую польку» М. Глинки. Воспитатель чертит в воздухе листочком различные фигуры. Дети глазками, без поворота головы следят за полетом листочка.

«Зажмурься и открой»

Цель:

Лечебная: укрепить мышцы век, улучшить кровообращение, расслабить мышцы глаза.

Музыкальная: различать динамику звука, развитие чувства ритма.

Ход игры: Звучит русская народная мелодия «Ах, вы, сени» или «Светит месяц». Через два такта идет чередование громкой и тихой музыки. Дети на тихую музыку крепко зажмуривают глаза на 3-5 секунд (2 такта), на громкую - открывают их и прохлопывают ритм.

«Глазки моргают».

                          «Ах, ты, березка» - русская народная пляска.

Цель:

Лечебная: снятие глазного напряжения, улучшение кровообращения, укрепление мышц век.

Музыкальная: обучение игре на музыкальных инструментах , развитие чувства ритма, ансамбля.

Ход игры: Дети разучивают любую мелодию оркестром. В конце занятия предлагаю «потанцевать глазками». Под свой аккомпанемент дети моргают ритм выученной мелодии.

Длительность упражнения 1-2 минуты.

«Море»

Материал:

Музыкальный молоточек, электрифицированная таблица, на ней по вертикали расположены цифры 1,2,3, соответствующие порядку исполнения музыкальных пьес: польки, вальса, пляски, по горизонтали сверху вниз их графическое изображение: нежно-зеленый овал (вальс), красные полоски в хаотичном порядке (пляска), фиолетовая полоска и два круга, чередующиеся несколько раз (полька).

Цель: Воспринимать танцевальную музыку разного характера (польку, вальс, пляску), соотносить их с графическим изображением и цветом, развивать функцию глаза, фиксацию взгляда, смекалку, музыкальную память, чувство ритма.

Ход игры: Ребенок слушает поочередно три пьесы, определяет жанр, характер. Затем под вальс плавно раскачивает руками, под польку и пляску отбивает ритм молоточком. Педагог закрепляет последовательность исполнения пьес и обращает внимание на графические рисунки.

«Разноцветные бантики».

Цель:

Упражнять в умении определять трехчастную форму музыкального произведения, развивать внимание, музыкальную память, фиксацию взгляда, прослеживающие функции, цветоразличие.

Ход игры:

Ребенок слушает и называет музыкальную пьесу. Педагог обращает внимание на легкий, веселый характер пьесы. Закрепляет понятие о польке. Беседует о форме и музыкальных средствах выразительности. Исполняет пьесу еще раз, а ребенок отмечает части сначала ударом молоточка, второй раз - цветными карточками. Педагог показывает планшет, ребенок догадывается по цвету бантиков, какую часть пьесы они обозначают.

Музыкальный репертуар. «Детская полька» М. Глинки.


                                          «Прятки с Петрушкой».

Материал:   Кукла Петрушка, маленькая ширма.

Цель:           Расслабление мышц глазодвигательного аппарата, различие  

                     динамики форте и пиано.

Ход игры:   Дети слушают русские народные мелодии, например,  

                     «Полянка» с быстрой сменой динамики. На громкую музыку  

                     Петрушка появляется из-за ширмы, дети ему хлопают,

                     сосредотачивая взгляд на яркой игрушке, на тихую музыку

                     Петрушка прячется, дети зажмуривают сильно глазки.

Цель:

Ход игры:


«Карусель»

Локализация бинокулярного зрения, ориентация в пространстве. Двигаться легко, свободно, передавая характер музыки.

Дети стоят по кругу. В руке у каждого палочка, обвязанная посередине красной ленточкой. Сначала дети идут шагом по кругу, высоко поднимая колени, держа палочку в вытянутых руках за середину. Пройдя круг, кладут палочки на пол. Под легкую музыку бегут по кругу. С окончанием музыки каждый должен найти себе свободную палочку и поднять ее вверх, взявшись сразу за середину, помеченную красной лентой. Кто останется без палочки, тот проиграл

Материал:

Цель:

Ход игры:


«Чьи следы?»

Электрифицированная таблица, на ней по вертикали сверху вниз расположены силуэты животных: зайца, лисы, медведя, по горизонтали сверху вниз -графические знаки (8 овалов средней величины, 10 маленьких овалов, 4 больших), картонные силуэты на катушках: лиса, заяц, медведь.

Упражнять в узнавании плясовой музыки, расшифровывать графические знаки соответственно тембровым и регистровым изменениям, характерным особенностям животных, развивать фиксацию глаза, глазомерную оценку, внимание, микроориентировку, цветовосприятие.

Ребенок слушает поочередно три русские народные мелодии в разных регистрах («Из-под дуба» - пляска медведя, «Светит месяц» - пляска зайчика), называет жанр, характер и регистровую окраску каждой пьесы. Педагог предлагает прослушать еще раз музыку и определить, кто плясал (ставит на стол фигурки зверей). Пьесы повторяются третий раз, а ребенок отстукивает ритм катушкой (звери пляшут) Затем только рассматривается таблица на слова:

Как-то летом на опушке

В пляс пустилися зверушки.

Угадай попробуй ты,

Кем оставлены следы?

«Озорные матрешки».

Материал:


Музыкальный сундучок, фланелеграф, на нем круги:
красный, желтый, синий, три матрешки разной
величины.

 

Цель:


Учить подбирать цвет, определять настроение к контрастным по регистровой окраске музыкальным произведениям.

Развивать цветовосприятие, логическое мышление, фиксацию взгляда, глазомерную оценку.

 

Ход игры:


Ребенок прослушивает в разных регистрах разные пьесы, определяет их характер. Подбирает цвет, учитывая при этом и контрастность величины фигур, и регистровую окраску.

 «Солнышко и тучка».

Материал:   фланелеграф, на нем расположены круги (красный, синий,  

                       желтый), солнышко, тучка, солнышко за тучкой.

Цель:            учить подбирать цвет, определять настроение к контрастным

                       по характеру пьесам, развивать цветовосприятие, мышление,  

                       фиксацию, глазомерную оценку.

Ход игры:     Ребенок прослушивает три пьесы, определяет характер и  

                        подбирают соответственно настроению музыки цвет.

«Марш, танец, песня»

Материал:


Музыкальный сундучок, электрифицированная таблица, на ней по вертикали расположены цифры 1,2,3, по горизонтали графические знаки: ярко-зеленые угольники (марш), ярко-вишневые овалы (танец), ярко-голубые пучки волнистых линий (песня).

 

Цель:

Ход игры:


Воспринимать разнообразные жанры музыки (песню, танец, марш), соотносить их с графическим рисунком и цветом, развивать фиксацию взгляда, прослеживающие функции, глазомерную оценку, музыкальную память, мышление, цветовосприятие, чувство ритма

Ребенок поочередно слушает три пьесы, определяет жанр, характер. На повторное их исполнение он под танец и марш выполняет движения (предварительно отбив метро-ритм в бубен, рассуждая, находит графические рисунки).

«Что гудит?»

Материал:


Музыкальный сундучок, бубен, фланелеграф, на нем по вертикали силуэты поезда, самолета, машины, по горизонтали сверху вниз - графические знаки: три больших круга, шесть маленьких кружков, четыре круга средней величины. Требуется знание песен: «Самолет» В. Потапенко (у-у-у-у), «Машина» Тиличеевой (фи-би-би), «Поезд» - Н. Метлова (чу-чу-чу).

 

Цель:

Ход игры:


Упражнять в восприятии трех ритмических рисунков, соотнесение их с графическими знаками, развивать фиксацию взгляда, глазомерную оценку, цвето-восприятие, чувство ритма, смекалку.

Ребенок поочередно узнает знакомые пьесы, отбивает ритм бубном на звукоподражание при повторном исполнении мелодии. Если ребенок затрудняется, то педагог отрабатывает с ним каждый рисунок, помогает расшифровать и подобрать нужное графическое изображение.

Упражнение «Рисуем на песке»

Цель:                Тренировка глазной мышцы.

Ход игры:


Дети свободно размещаются, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены. Проводят над полом концами пальцев правой руки длинную прямую линию, плавно отводя руку вправо, затем - закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивая вправо, прослеживая взглядом за движением руки. То же проделать левой рукой. Под вторую часть музыки рисуют перед собой любые мелкие узоры, также прослеживая взглядом за движением рук.    

Упражнение «Змейка с воротцами».

Цель:               Локализация и тренировка бинокулярного зрения,  

                         координация движений, ориентация в пространстве.

Ход игры:      Под легкую музыку дети на носочках бегут вдоль          

                        положенного в виде змейки длинного шнура. Воспитатель и  

                        музыкальный руководитель в сторонке от шнура делают

                        воротца. Дети, добежавшие до конца шнура, глазками ищут

                        воротца и пробегают через них. Положение воротиков

                        меняется.

Воротики и обручи

Цель: Тренировка глубинного зрения, мышцы глаза, фиксация взгляда. Двигаться в соответствии с характером музыки.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, в каждой - мальчик с девочкой. У каждой пары - шелковая лента. Ленты разного цвета. Каждый ребенок должен запомнить цвет своей ленты, зафиксировать на ней взгляд. Участники игры располагаются у противоположных стен, каждый напротив своего партнера. Ленты в руках у девочек. Под первую медленную часть музыки девочки плавно поднимают ленту над головой и опускают, повторяют движение 4 раза. На вальс - бегут врассыпную по залу, держа ленту вверху. С окончанием музыки они опускаются на ковер и встают на свои места. Каждый мальчик все, ,время следит за своей лентой глазами, без поворота головы, он должен заметить, где упала лента и поднять ее. Игра продолжается, но роли меняются.

Упражнение «Воротики и обручи».

Цель:

Ориентация в пространстве. Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (марш, бег).

Ход игры:

Дети маршем идут по кругу. С окончанием музыки воспитатель с любым ребенком делает воротики.  Звучит легкая музыка, дети должны пробежать через воротики, найти глазами обручи, пробежать через них и опять в воротики, пока не сменится музыка (место положения обручей после марша меняется).

Игра «Передача платочка».

Цель:

Тренировка глубинного зрения.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, в руке у одного - яркий платочек. При сильной доле такта он передает платочек соседу справа, тот следующему и т.д. Ребенок, получивший платочек к моменту окончания музыки, входит в круг и пляшет с ним.

На втором и третьем занятиях задание усложняется: дети получают два платочка контрастных тона,  внимание ребят обращается на необходимость все время следить за движением платочков по кругу, чтобы не пропустить свой платочек.

Упражнение «Рисуем палочкой с лентой».

Цель:

Тренировка глазодвигательной мышцы, локализация и тренировка бинокулярного зрения.

Ход игры:

Перед каждым ребенком лежит обруч. В руке -палочка с лентой. Под первую часть дети мелкими движениями кисти рисуют палочкой вокруг

обруча с внешней стороны, под вторую часть – с внутренней стороны.

Цель:

Ход игры:

Цель:

Ход игры:


Упражнение с лентой

Тренировка глазной мышцы, фиксация взгляда.

Дети стоят по кругу, в опущенных руках все держат по ленте. При 1-2-м тактах правая рука с лентой медленно поднимается вперед, взгляд следит за лентой. При 3-4-м тактах правая рука опускается, то же движение повторяется левой рукой. При 5-6-м'тактах дети поворачиваются лицом внутрь круга и идут к центру, постепенно поднимая руки и голову, отходя назад7 опуская руки. Взгляд все время следит за лентой.

Упражнение «Веселые мячики».

Тренировка глубинного зрения.

Дети подбрасывают мяч низко и высоко, перебрасывают мяч друг к другу. В этих упражнениях так же сочетаются музыкальные и коррекционные задачи.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к сборнику игр и упражнений для детей

с нарушениями зрения

Главной задачей дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 17 «Ладушки» является: решение проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания условий и комплекса специальных коррекционных мероприятий.

Почти все дети  этого ДОУ ходят в очках или носят окклюзии. Представьте себе если у вас, будет заклеен здоровый глаз, а плохо видящий оставлен для того, чтобы увеличить на него нагрузку, активизировать глазодвигательные мышцы, какие неудобства, ограниченность в пространственном восприятии, новые неприятные ощущения будете вы испытывать. То же самое чувствуют наши дети.

Главная проблема наших детей - это нарушение зрения, но она зачастую ведет к появлению вторичных отклонений - задержке речевого развития, интеллектуального, появлению невротических состояний, нарушению координации движений и ориентировки в пространстве.

Перед музыкальным руководителем стоит вопрос: «Каким образом средствами музыки  можно способствовать профилактике и улучшению состояния зрения детей и преодолению вторичных отклонений?»

В работе над этой проблемой, мы столкнулись с различными трудностями,  такими как недостаток разработанных методик и отсутствие необходимого материала по музыкальному воспитанию с такими детьми. До настоящего времени в методической литературе по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения эти вопросы  не отражены должным образом. Но проблема требует решения, так как количество детей, имеющих зрительную патологию, растет. Поэтому мы модифицировали некоторые методики музыкального воспитания детей с нарушением зрения, учитывая рекомендации врача-офтальмолога А.Н. Осиповой.

В своей работе мы выделили три основных направления:

1.        Коррекционные упражнения, физминутки для глаз.

2.        Упражнения для координации и ориентации в пространстве.

3. Музыкально-коррекционные развивающие игры на
цветовосприятие.

1. Коррекционная гимнастика представляет, собой упражнения длительностью от 15-40 сек. Эти упражнения мы включаем в некоторые виды музыкальной деятельности, а так же берём отдельные моменты с учетом музыкально-воспитательных задач. Например: листик, солдатик, матрешка.

2. Координация движений и ориентировка в пространстве в большей степени связана с ритмикой, а ритмика является основной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения. Из-за нарушенного зрения, и в случае, когда  ребенок носит окклюзию, у детей ограничено зрительное восприятие пространства. Вновь прибывшие дети - просто боятся большого пространства музыкального зала: движения их скованы, заторможены, осторожны, замедленны. Таких детей  мы знакомим с расположением предметов в зале, с  обстановкой. Неоценимую пользу в моей работе по координации движений оказывает «Ритмопластика» по программе И. Бурениной. Такой опыт показывает, что музыкально - ритмические упражнения, игры, пляски позволяют преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентации и под влиянием систематического педагогического воздействия эти недостатки исправляются.

3.  Быстро адаптироваться детям помогают специальные подвижные игры и упражнения, н-р: «Воротца и змейка», «Зоркие глазки», «Обручи», «Карусель».

Работая в специальном коррекционном дошкольном учреждении, мы заметили, что чем разнообразнее формы работы с детьми, тем успешнее преодолеваются отклонения в их физическом, психическом и музыкальном развитии. Учитывая все это,  изучив опыт работы Л.И. Косенок, музыкального руководителя г. Куйбышева мы стали широко использовать педагогический прием «Цвет - настроение», который способствует развитию цветовосприятия.

Применение в работе различных цветов и их оттенков побуждает детей иначе вслушиваться в звучание музыки, чувствовать ее выразительность, динамические изменения.

Хорошие результаты дает использование специальных музыкально-дидактических игр и упражнений на цветовосприятие.

Ценность таких игр заключается в том, что параллельно с музыкально-воспитательными задачами решаются и коррекционные задачи.

С помощью индивидуального подхода и всех положительных элементов в нашей работе нам  удалось создать благоприятную психологическую обстановку на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках. Дети эмоционально проявляют себя во всех видах музыкальной деятельности.  Обычно скованные, привыкшие быть в стороне от детского коллектива, мои воспитанники по мере проведения с ними специальных игр и упражнений, становятся активными участниками утренников, дети приобретают радостную жизнеутверждающую позицию, что становится прекрасным фоном для развития их интеллектуальных возможностей.

Игры и упражнения,

 используемые на музыкальных занятиях с детьми, имеющими  нарушения зрения

Корригирующая гимнастика для глаз

1. «Оловянный солдатик» - «Марш» С. Прокофьева.

2. «Зайчик» - музыка М. Старокодамского.

3. «Листик, снежинка, бабочка» - «Вальс» П. Чайковского.

4. «Матрешки» - русская народная пляска «Полянка».

Цель:

Лечебная: тренировка глазодвигательного аппарата, фиксация взгляда.

Музыкальная: определить жанр, характер произведения, правильно использовать словарный запас, характеризующий музыку.

На конце указки закреплена игрушка или картинка: зайчик; солдатик; листик и т.д. Звучит музыка, соответствующая образу: солдатик - марш, листик - вальс, матрешки - русская народная пляска, зайчик - полька. Воспитатель чертит на уровне глаз детей любые фигуры: круг, квадрат, треугольник, зигзаги. Дети должны без поворота головы, только глазами проследить за движением предмета. В конце упражнения разбор характера музыкального произведения.

«Танец осеннего листочка»

Материал:

листочек, закрепленный на палочке, разного цвета, разной формы, разной величины.

Цель:

Тренировка мышц глазодвигательного аппарата, аккомодации и конвергенции (сведение и разведение мышц), развивать цветовосприятие, фиксацию, глазомерную оценку.

Ход игры:

Дети слушают «Вальс» П.И. Чайковского, «Осеннюю песню» П.И. Чайковского, «Детскую польку» М. Глинки. Воспитатель чертит в воздухе листочком различные фигуры. Дети глазками, без поворота головы следят за полетом листочка.

«Зажмурься и открой»

Цель:

Лечебная: укрепить мышцы век, улучшить кровообращение, расслабить мышцы глаза.

Музыкальная: различать динамику звука, развитие чувства ритма.

Ход игры: Звучит русская народная мелодия «Ах, вы, сени» или «Светит месяц». Через два такта идет чередование громкой и тихой музыки. Дети на тихую музыку крепко зажмуривают глаза на 3-5 секунд (2 такта), на громкую - открывают их и прохлопывают ритм.

«Глазки моргают».

                          «Ах, ты, березка» - русская народная пляска.

Цель:

Лечебная: снятие глазного напряжения, улучшение кровообращения, укрепление мышц век.

Музыкальная: обучение игре на музыкальных инструментах , развитие чувства ритма, ансамбля.

Ход игры: Дети разучивают любую мелодию оркестром. В конце занятия предлагаю «потанцевать глазками». Под свой аккомпанемент дети моргают ритм выученной мелодии.

Длительность упражнения 1-2 минуты.

«Море»

Материал:

Музыкальный молоточек, электрифицированная таблица, на ней по вертикали расположены цифры 1,2,3, соответствующие порядку исполнения музыкальных пьес: польки, вальса, пляски, по горизонтали сверху вниз их графическое изображение: нежно-зеленый овал (вальс), красные полоски в хаотичном порядке (пляска), фиолетовая полоска и два круга, чередующиеся несколько раз (полька).

Цель: Воспринимать танцевальную музыку разного характера (польку, вальс, пляску), соотносить их с графическим изображением и цветом, развивать функцию глаза, фиксацию взгляда, смекалку, музыкальную память, чувство ритма.

Ход игры: Ребенок слушает поочередно три пьесы, определяет жанр, характер. Затем под вальс плавно раскачивает руками, под польку и пляску отбивает ритм молоточком. Педагог закрепляет последовательность исполнения пьес и обращает внимание на графические рисунки.

«Разноцветные бантики».

Цель:

Упражнять в умении определять трехчастную форму музыкального произведения, развивать внимание, музыкальную память, фиксацию взгляда, прослеживающие функции, цветоразличие.

Ход игры:

Ребенок слушает и называет музыкальную пьесу. Педагог обращает внимание на легкий, веселый характер пьесы. Закрепляет понятие о польке. Беседует о форме и музыкальных средствах выразительности. Исполняет пьесу еще раз, а ребенок отмечает части сначала ударом молоточка, второй раз - цветными карточками. Педагог показывает планшет, ребенок догадывается по цвету бантиков, какую часть пьесы они обозначают.

Музыкальный репертуар. «Детская полька» М. Глинки.


                                          «Прятки с Петрушкой».

Материал:   Кукла Петрушка, маленькая ширма.

Цель:           Расслабление мышц глазодвигательного аппарата, различие  

                     динамики форте и пиано.

Ход игры:   Дети слушают русские народные мелодии, например,  

                     «Полянка» с быстрой сменой динамики. На громкую музыку  

                     Петрушка появляется из-за ширмы, дети ему хлопают,

                     сосредотачивая взгляд на яркой игрушке, на тихую музыку

                     Петрушка прячется, дети зажмуривают сильно глазки.

Цель:

Ход игры:


«Карусель»

Локализация бинокулярного зрения, ориентация в пространстве. Двигаться легко, свободно, передавая характер музыки.

Дети стоят по кругу. В руке у каждого палочка, обвязанная посередине красной ленточкой. Сначала дети идут шагом по кругу, высоко поднимая колени, держа палочку в вытянутых руках за середину. Пройдя круг, кладут палочки на пол. Под легкую музыку бегут по кругу. С окончанием музыки каждый должен найти себе свободную палочку и поднять ее вверх, взявшись сразу за середину, помеченную красной лентой. Кто останется без палочки, тот проиграл

Материал:

Цель:

Ход игры:


«Чьи следы?»

Электрифицированная таблица, на ней по вертикали сверху вниз расположены силуэты животных: зайца, лисы, медведя, по горизонтали сверху вниз -графические знаки (8 овалов средней величины, 10 маленьких овалов, 4 больших), картонные силуэты на катушках: лиса, заяц, медведь.

Упражнять в узнавании плясовой музыки, расшифровывать графические знаки соответственно тембровым и регистровым изменениям, характерным особенностям животных, развивать фиксацию глаза, глазомерную оценку, внимание, микроориентировку, цветовосприятие.

Ребенок слушает поочередно три русские народные мелодии в разных регистрах («Из-под дуба» - пляска медведя, «Светит месяц» - пляска зайчика), называет жанр, характер и регистровую окраску каждой пьесы. Педагог предлагает прослушать еще раз музыку и определить, кто плясал (ставит на стол фигурки зверей). Пьесы повторяются третий раз, а ребенок отстукивает ритм катушкой (звери пляшут) Затем только рассматривается таблица на слова:

Как-то летом на опушке

В пляс пустилися зверушки.

Угадай попробуй ты,

Кем оставлены следы?

«Озорные матрешки».

Материал:


Музыкальный сундучок, фланелеграф, на нем круги:
красный, желтый, синий, три матрешки разной
величины.

 

Цель:


Учить подбирать цвет, определять настроение к контрастным по регистровой окраске музыкальным произведениям.

Развивать цветовосприятие, логическое мышление, фиксацию взгляда, глазомерную оценку.

 

Ход игры:


Ребенок прослушивает в разных регистрах разные пьесы, определяет их характер. Подбирает цвет, учитывая при этом и контрастность величины фигур, и регистровую окраску.

 «Солнышко и тучка».

Материал:   фланелеграф, на нем расположены круги (красный, синий,  

                       желтый), солнышко, тучка, солнышко за тучкой.

Цель:            учить подбирать цвет, определять настроение к контрастным

                       по характеру пьесам, развивать цветовосприятие, мышление,  

                       фиксацию, глазомерную оценку.

Ход игры:     Ребенок прослушивает три пьесы, определяет характер и  

                        подбирают соответственно настроению музыки цвет.

«Марш, танец, песня»

Материал:


Музыкальный сундучок, электрофицированная таблица, на ней по вертикали расположены цифры 1,2,3, по горизонтали графические знаки: ярко-зеленые угольники (марш), ярко-вишневые овалы (танец), ярко-голубые пучки волнистых линий (песня).

 

Цель:

Ход игры:


Воспринимать разнообразные жанры музыки (песню, танец, марш), соотносить их с графическим рисунком и цветом, развивать фиксацию взгляда, прослеживающие функции, глазомерную оценку, музыкальную память, мышление, цветовосприятие, чувство ритма

Ребенок поочередно слушает три пьесы, определяет жанр, характер. На повторное их исполнение он под танец и марш выполняет движения (предварительно отбив метро-ритм в бубен, рассуждая, находит графические рисунки).

«Что гудит?»

Материал:


Музыкальный сундучок, бубен, фланелеграф, на нем по вертикали силуэты поезда, самолета, машины, по горизонтали сверху вниз - графические знаки: три больших круга, шесть маленьких кружков, четыре круга средней величины. Требуется знание песен: «Самолет» В. Потапенко (у-у-у-у), «Машина» Тиличеевой (фи-би-би), «Поезд» - Н. Метлова (чу-чу-чу).

 

Цель:

Ход игры:


Упражнять в восприятии трех ритмических рисунков, соотнесение их с графическими знаками, развивать фиксацию взгляда, глазомерную оценку, цвето-восприятие, чувство ритма, смекалку.

Ребенок поочередно узнает знакомые пьесы, отбивает ритм бубном на звукоподражание при повторном исполнении мелодии. Если ребенок затрудняется, то педагог отрабатывает с ним каждый рисунок, помогает расшифровать и подобрать нужное графическое изображение.

Упражнение «Рисуем на песке»

Цель:                Тренировка глазной мышцы.

Ход игры:


Дети свободно размещаются, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены. Проводят над полом концами пальцев правой руки длинную прямую линию, плавно отводя руку вправо, затем - закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивая вправо, прослеживая взглядом за движением руки. То же проделать левой рукой. Под вторую часть музыки рисуют перед собой любые мелкие узоры, также прослеживая взглядом за движением рук.    

Упражнение «Змейка с воротцами».

Цель:               Локализация и тренировка бинокулярного зрения,  

                         координация движений, ориентация в пространстве.

Ход игры:      Под легкую музыку дети на носочках бегут вдоль          

                        положенного в виде змейки длинного шнура. Воспитатель и  

                        музыкальный руководитель в сторонке от шнура делают

                        воротца. Дети, добежавшие до конца шнура, глазками ищут

                        воротца и пробегают через них. Положение воротиков

                        меняется.

Воротики и обручи

Цель: Тренировка глубинного зрения, мышцы глаза, фиксация взгляда. Двигаться в соответствии с характером музыки.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, в каждой - мальчик с девочкой. У каждой пары - шелковая лента. Ленты разного цвета. Каждый ребенок должен запомнить цвет своей ленты, зафиксировать на ней взгляд. Участники игры располагаются у противоположных стен, каждый напротив своего партнера. Ленты в руках у девочек. Под первую медленную часть музыки девочки плавно поднимают ленту над головой и опускают, повторяют движение 4 раза. На вальс - бегут врассыпную по залу, держа ленту вверху. С окончанием музыки они опускаются на ковер и встают на свои места. Каждый мальчик все, ,время следит за своей лентой глазами, без поворота головы, он должен заметить, где упала лента и поднять ее. Игра продолжается, но роли меняются.

Упражнение «Воротики и обручи».

Цель:

Ориентация в пространстве. Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (марш, бег).

Ход игры:

Дети маршем идут по кругу. С окончанием музыки воспитатель с любым ребенком делает воротики.  Звучит легкая музыка, дети должны пробежать через воротики, найти глазами обручи, пробежать через них и опять в воротики, пока не сменится музыка (место положения обручей после марша меняется).

Игра «Передача платочка».

Цель:

Тренировка глубинного зрения.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, в руке у одного - яркий платочек. При сильной доле такта он передает платочек соседу справа, тот следующему и т.д. Ребенок, получивший платочек к моменту окончания музыки, входит в круг и пляшет с ним.

На втором и третьем занятиях задание усложняется: дети получают два платочка контрастных тона,  внимание ребят обращается на необходимость все время следить за движением платочков по кругу, чтобы не пропустить свой платочек.

Упражнение «Рисуем палочкой с лентой».

Цель:

Тренировка глазодвигательной мышцы, локализация и тренировка бинокулярного зрения.

Ход игры:

Перед каждым ребенком лежит обруч. В руке -палочка с лентой. Под первую часть дети мелкими движениями кисти рисуют палочкой вокруг

обруча с внешней стороны, под вторую часть – с внутренней стороны.

Цель:

Ход игры:

Цель:

Ход игры:


Упражнение с лентой

Тренировка глазной мышцы, фиксация взгляда.

Дети стоят по кругу, в опущенных руках все держат по ленте. При 1-2-м тактах правая рука с лентой медленно поднимается вперед, взгляд следит за лентой. При 3-4-м тактах правая рука опускается, то же движение повторяется левой рукой. При 5-6-м'тактах дети поворачиваются лицом внутрь круга и идут к центру, постепенно поднимая руки и голову, отходя назад7 опуская руки. Взгляд все время следит за лентой.

Упражнение «Веселые мячики».

Тренировка глубинного зрения.

Дети подбрасывают мяч низко и высоко, перебрасывают мяч друг к другу. В этих упражнениях так же сочетаются музыкальные и коррекционные задачи.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к сборнику игр и упражнений для детей

с нарушениями зрения

Главной задачей дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 17 «Ладушки» является: решение проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания условий и комплекса специальных коррекционных мероприятий.

Почти все дети  этого ДОУ ходят в очках или носят окклюзии. Представьте себе если у вас, будет заклеен здоровый глаз, а плохо видящий оставлен для того, чтобы увеличить на него нагрузку, активизировать глазодвигательные мышцы, какие неудобства, ограниченность в пространственном восприятии, новые неприятные ощущения будете вы испытывать. То же самое чувствуют наши дети.

Главная проблема наших детей - это нарушение зрения, но она зачастую ведет к появлению вторичных отклонений - задержке речевого развития, интеллектуального, появлению невротических состояний, нарушению координации движений и ориентировки в пространстве.

Перед музыкальным руководителем стоит вопрос: «Каким образом средствами музыки  можно способствовать профилактике и улучшению состояния зрения детей и преодолению вторичных отклонений?»

В работе над этой проблемой, мы столкнулись с различными трудностями,  такими как недостаток разработанных методик и отсутствие необходимого материала по музыкальному воспитанию с такими детьми. До настоящего времени в методической литературе по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения эти вопросы  не отражены должным образом. Но проблема требует решения, так как количество детей, имеющих зрительную патологию, растет. Поэтому мы модифицировали некоторые методики музыкального воспитания детей с нарушением зрения, учитывая рекомендации врача-офтальмолога А.Н. Осиповой.

В своей работе мы выделили три основных направления:

1.        Коррекционные упражнения, физминутки для глаз.

2.        Упражнения для координации и ориентации в пространстве.

3. Музыкально-коррекционные развивающие игры на
цветовосприятие.

1. Коррекционная гимнастика представляет, собой упражнения длительностью от 15-40 сек. Эти упражнения мы включаем в некоторые виды музыкальной деятельности, а так же берём отдельные моменты с учетом музыкально-воспитательных задач. Например: листик, солдатик, матрешка.

2. Координация движений и ориентировка в пространстве в большей степени связана с ритмикой, а ритмика является основной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения. Из-за нарушенного зрения, и в случае, когда  ребенок носит окклюзию, у детей ограничено зрительное восприятие пространства. Вновь прибывшие дети - просто боятся большого пространства музыкального зала: движения их скованы, заторможены, осторожны, замедленны. Таких детей  мы знакомим с расположением предметов в зале, с  обстановкой. Неоценимую пользу в моей работе по координации движений оказывает «Ритмопластика» по программе И. Бурениной. Такой опыт показывает, что музыкально - ритмические упражнения, игры, пляски позволяют преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентации и под влиянием систематического педагогического воздействия эти недостатки исправляются.

3.  Быстро адаптироваться детям помогают специальные подвижные игры и упражнения, н-р: «Воротца и змейка», «Зоркие глазки», «Обручи», «Карусель».

Работая в специальном коррекционном дошкольном учреждении, мы заметили, что чем разнообразнее формы работы с детьми, тем успешнее преодолеваются отклонения в их физическом, психическом и музыкальном развитии. Учитывая все это,  изучив опыт работы Л.И. Косенок, музыкального руководителя г. Куйбышева мы стали широко использовать педагогический прием «Цвет - настроение», который способствует развитию цветовосприятия.

Применение в работе различных цветов и их оттенков побуждает детей иначе вслушиваться в звучание музыки, чувствовать ее выразительность, динамические изменения.

Хорошие результаты дает использование специальных музыкально-дидактических игр и упражнений на цветовосприятие.

Ценность таких игр заключается в том, что параллельно с музыкально-воспитательными задачами решаются и коррекционные задачи.

С помощью индивидуального подхода и всех положительных элементов в нашей работе нам  удалось создать благоприятную психологическую обстановку на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках. Дети эмоционально проявляют себя во всех видах музыкальной деятельности.  Обычно скованные, привыкшие быть в стороне от детского коллектива, мои воспитанники по мере проведения с ними специальных игр и упражнений, становятся активными участниками утренников, дети приобретают радостную жизнеутверждающую позицию, что становится прекрасным фоном для развития их интеллектуальных возможностей.

Игры и упражнения,

 используемые на музыкальных занятиях с детьми, имеющими  нарушения зрения.

Корригирующая гимнастика для глаз

1. «Оловянный солдатик» - «Марш» С. Прокофьева.

2. «Зайчик» - музыка М. Старокодамского.

3. «Листик, снежинка, бабочка» - «Вальс» П. Чайковского.

4. «Матрешки» - русская народная пляска «Полянка».

Цель:

Лечебная: тренировка глазодвигательного аппарата, фиксация взгляда.

Музыкальная: определить жанр, характер произведения, правильно использовать словарный запас, характеризующий музыку.

На конце указки закреплена игрушка или картинка: зайчик; солдатик; листик и т.д. Звучит музыка, соответствующая образу: солдатик - марш, листик - вальс, матрешки - русская народная пляска, зайчик - полька. Воспитатель чертит на уровне глаз детей любые фигуры: круг, квадрат, треугольник, зигзаги. Дети должны без поворота головы, только глазами проследить за движением предмета. В конце упражнения разбор характера музыкального произведения.

«Танец осеннего листочка»

Материал:

листочек, закрепленный на палочке, разного цвета, разной формы, разной величины.

Цель:

Тренировка мышц глазодвигательного аппарата, аккомодации и конвергенции (сведение и разведение мышц), развивать цветовосприятие, фиксацию, глазомерную оценку.

Ход игры:

Дети слушают «Вальс» П.И. Чайковского, «Осеннюю песню» П.И. Чайковского, «Детскую польку» М. Глинки. Воспитатель чертит в воздухе листочком различные фигуры. Дети глазками, без поворота головы следят за полетом листочка.

«Зажмурься и открой»

Цель:

Лечебная: укрепить мышцы век, улучшить кровообращение, расслабить мышцы глаза.

Музыкальная: различать динамику звука, развитие чувства ритма.

Ход игры: Звучит русская народная мелодия «Ах, вы, сени» или «Светит месяц». Через два такта идет чередование громкой и тихой музыки. Дети на тихую музыку крепко зажмуривают глаза на 3-5 секунд (2 такта), на громкую - открывают их и прохлопывают ритм.

«Глазки моргают».

                          «Ах, ты, березка» - русская народная пляска.

Цель:

Лечебная: снятие глазного напряжения, улучшение кровообращения, укрепление мышц век.

Музыкальная: обучение игре на музыкальных инструментах , развитие чувства ритма, ансамбля.

Ход игры: Дети разучивают любую мелодию оркестром. В конце занятия предлагаю «потанцевать глазками». Под свой аккомпанемент дети моргают ритм выученной мелодии.

Длительность упражнения 1-2 минуты.

«Море»

Материал:

Музыкальный молоточек, электрифицированная таблица, на ней по вертикали расположены цифры 1,2,3, соответствующие порядку исполнения музыкальных пьес: польки, вальса, пляски, по горизонтали сверху вниз их графическое изображение: нежно-зеленый овал (вальс), красные полоски в хаотичном порядке (пляска), фиолетовая полоска и два круга, чередующиеся несколько раз (полька).

Цель: Воспринимать танцевальную музыку разного характера (польку, вальс, пляску), соотносить их с графическим изображением и цветом, развивать функцию глаза, фиксацию взгляда, смекалку, музыкальную память, чувство ритма.

Ход игры: Ребенок слушает поочередно три пьесы, определяет жанр, характер. Затем под вальс плавно раскачивает руками, под польку и пляску отбивает ритм молоточком. Педагог закрепляет последовательность исполнения пьес и обращает внимание на графические рисунки.


«Разноцветные бантики».

Цель:

Упражнять в умении определять трехчастную форму музыкального произведения, развивать внимание, музыкальную память, фиксацию взгляда, прослеживающие функции, цветоразличие.

Ход игры:

Ребенок слушает и называет музыкальную пьесу. Педагог обращает внимание на легкий, веселый характер пьесы. Закрепляет понятие о польке. Беседует о форме и музыкальных средствах выразительности. Исполняет пьесу еще раз, а ребенок отмечает части сначала ударом молоточка, второй раз - цветными карточками. Педагог показывает планшет, ребенок догадывается по цвету бантиков, какую часть пьесы они обозначают.

Музыкальный репертуар. «Детская полька» М. Глинки.

                                          «Прятки с Петрушкой».

Материал:   Кукла Петрушка, маленькая ширма.

Цель:           Расслабление мышц глазодвигательного аппарата, различие  

                     динамики форте и пиано.

Ход игры:   Дети слушают русские народные мелодии, например,  

                     «Полянка» с быстрой сменой динамики. На громкую музыку  

                     Петрушка появляется из-за ширмы, дети ему хлопают,

                     сосредотачивая взгляд на яркой игрушке, на тихую музыку

                     Петрушка прячется, дети зажмуривают сильно глазки.

Цель:

Ход игры:


«Карусель»

Локализация бинокулярного зрения, ориентация в пространстве. Двигаться легко, свободно, передавая характер музыки.

Дети стоят по кругу. В руке у каждого палочка, обвязанная посередине красной ленточкой. Сначала дети идут шагом по кругу, высоко поднимая колени, держа палочку в вытянутых руках за середину. Пройдя круг, кладут палочки на пол. Под легкую музыку бегут по кругу. С окончанием музыки каждый должен найти себе свободную палочку и поднять ее вверх, взявшись сразу за середину, помеченную красной лентой. Кто останется без палочки, тот проиграл

Материал:

Цель:

Ход игры:


«Чьи следы?»

Электрифицированная таблица, на ней по вертикали сверху вниз расположены силуэты животных: зайца, лисы, медведя, по горизонтали сверху вниз -графические знаки (8 овалов средней величины, 10 маленьких овалов, 4 больших), картонные силуэты на катушках: лиса, заяц, медведь.

Упражнять в узнавании плясовой музыки, расшифровывать графические знаки соответственно тембровым и регистровым изменениям, характерным особенностям животных, развивать фиксацию глаза, глазомерную оценку, внимание, микроориентировку, цветовосприятие.

Ребенок слушает поочередно три русские народные мелодии в разных регистрах («Из-под дуба» - пляска медведя, «Светит месяц» - пляска зайчика), называет жанр, характер и регистровую окраску каждой пьесы. Педагог предлагает прослушать еще раз музыку и определить, кто плясал (ставит на стол фигурки зверей). Пьесы повторяются третий раз, а ребенок отстукивает ритм катушкой (звери пляшут) Затем только рассматривается таблица на слова:

Как-то летом на опушке

В пляс пустилися зверушки.

Угадай попробуй ты,

Кем оставлены следы?

«Озорные матрешки».

Материал:


Музыкальный сундучок, фланелеграф, на нем круги:
красный, желтый, синий, три матрешки разной
величины.

 

Цель:


Учить подбирать цвет, определять настроение к контрастным по регистровой окраске музыкальным произведениям.

Развивать цветовосприятие, логическое мышление, фиксацию взгляда, глазомерную оценку.

 

Ход игры:


Ребенок прослушивает в разных регистрах разные пьесы, определяет их характер. Подбирает цвет, учитывая при этом и контрастность величины фигур, и регистровую окраску.

 «Солнышко и тучка».

Материал:   фланелеграф, на нем расположены круги (красный, синий,  

                       желтый), солнышко, тучка, солнышко за тучкой.

Цель:            учить подбирать цвет, определять настроение к контрастным

                       по характеру пьесам, развивать цветовосприятие, мышление,  

                       фиксацию, глазомерную оценку.

Ход игры:     Ребенок прослушивает три пьесы, определяет характер и  

                        подбирают соответственно настроению музыки цвет.

«Марш, танец, песня»

Материал:


Музыкальный сундучок, электрифицированная таблица, на ней по вертикали расположены цифры 1,2,3, по горизонтали графические знаки: ярко-зеленые угольники (марш), ярко-вишневые овалы (танец), ярко-голубые пучки волнистых линий (песня).

 

Цель:

Ход игры:


Воспринимать разнообразные жанры музыки (песню, танец, марш), соотносить их с графическим рисунком и цветом, развивать фиксацию взгляда, прослеживающие функции, глазомерную оценку, музыкальную память, мышление, цветовосприятие, чувство ритма

Ребенок поочередно слушает три пьесы, определяет жанр, характер. На повторное их исполнение он под танец и марш выполняет движения (предварительно отбив метро-ритм в бубен, рассуждая, находит графические рисунки).

«Что гудит?»

Материал:


Музыкальный сундучок, бубен, фланелеграф, на нем по вертикали силуэты поезда, самолета, машины, по горизонтали сверху вниз - графические знаки: три больших круга, шесть маленьких кружков, четыре круга средней величины. Требуется знание песен: «Самолет» В. Потапенко (у-у-у-у), «Машина» Тиличеевой (фи-би-би), «Поезд» - Н. Метлова (чу-чу-чу).

 

Цель:

Ход игры:


Упражнять в восприятии трех ритмических рисунков, соотнесение их с графическими знаками, развивать фиксацию взгляда, глазомерную оценку, цвето-восприятие, чувство ритма, смекалку.

Ребенок поочередно узнает знакомые пьесы, отбивает ритм бубном на звукоподражание при повторном исполнении мелодии. Если ребенок затрудняется, то педагог отрабатывает с ним каждый рисунок, помогает расшифровать и подобрать нужное графическое изображение.

Упражнение «Рисуем на песке»

Цель:                Тренировка глазной мышцы.

Ход игры:


Дети свободно размещаются, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены. Проводят над полом концами пальцев правой руки длинную прямую линию, плавно отводя руку вправо, затем - закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивая вправо, прослеживая взглядом за движением руки. То же проделать левой рукой. Под вторую часть музыки рисуют перед собой любые мелкие узоры, также прослеживая взглядом за движением рук.    

Упражнение «Змейка с воротцами».

Цель:               Локализация и тренировка бинокулярного зрения,  

                         координация движений, ориентация в пространстве.

Ход игры:      Под легкую музыку дети на носочках бегут вдоль          

                        положенного в виде змейки длинного шнура. Воспитатель и  

                        музыкальный руководитель в сторонке от шнура делают

                        воротца. Дети, добежавшие до конца шнура, глазками ищут

                        воротца и пробегают через них. Положение воротиков

                        меняется.

Воротики и обручи

Цель: Тренировка глубинного зрения, мышцы глаза, фиксация взгляда. Двигаться в соответствии с характером музыки.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, в каждой - мальчик с девочкой. У каждой пары - шелковая лента. Ленты разного цвета. Каждый ребенок должен запомнить цвет своей ленты, зафиксировать на ней взгляд. Участники игры располагаются у противоположных стен, каждый напротив своего партнера. Ленты в руках у девочек. Под первую медленную часть музыки девочки плавно поднимают ленту над головой и опускают, повторяют движение 4 раза. На вальс - бегут врассыпную по залу, держа ленту вверху. С окончанием музыки они опускаются на ковер и встают на свои места. Каждый мальчик все, ,время следит за своей лентой глазами, без поворота головы, он должен заметить, где упала лента и поднять ее. Игра продолжается, но роли меняются.

Упражнение «Воротики и обручи».

Цель:

Ориентация в пространстве. Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (марш, бег).

Ход игры:

Дети маршем идут по кругу. С окончанием музыки воспитатель с любым ребенком делает воротики.  Звучит легкая музыка, дети должны пробежать через воротики, найти глазами обручи, пробежать через них и опять в воротики, пока не сменится музыка (место положения обручей после марша меняется).

Игра «Передача платочка».

Цель:

Тренировка глубинного зрения.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, в руке у одного - яркий платочек. При сильной доле такта он передает платочек соседу справа, тот следующему и т.д. Ребенок, получивший платочек к моменту окончания музыки, входит в круг и пляшет с ним.

На втором и третьем занятиях задание усложняется: дети получают два платочка контрастных тона,  внимание ребят обращается на необходимость все время следить за движением платочков по кругу, чтобы не пропустить свой платочек.

Упражнение «Рисуем палочкой с лентой».

Цель:

Тренировка глазодвигательной мышцы, локализация и тренировка бинокулярного зрения.

Ход игры:

Перед каждым ребенком лежит обруч. В руке -палочка с лентой. Под первую часть дети мелкими движениями кисти рисуют палочкой вокруг

обруча с внешней стороны, под вторую часть – с внутренней стороны.

Цель:

Ход игры:

Цель:

Ход игры:


Упражнение с лентой

Тренировка глазной мышцы, фиксация взгляда.

Дети стоят по кругу, в опущенных руках все держат по ленте. При 1-2-м тактах правая рука с лентой медленно поднимается вперед, взгляд следит за лентой. При 3-4-м тактах правая рука опускается, то же движение повторяется левой рукой. При 5-6-м'тактах дети поворачиваются лицом внутрь круга и идут к центру, постепенно поднимая руки и голову, отходя назад7 опуская руки. Взгляд все время следит за лентой.

Упражнение «Веселые мячики».

Тренировка глубинного зрения.

Дети подбрасывают мяч низко и высоко, перебрасывают мяч друг к другу. В этих упражнениях так же сочетаются музыкальные и коррекционные задачи.

.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида  № 52 «Самолётик»

  «Пальчиковая гимнастика»

                             

                                           

Подборку подготовила

Музыкальный руководитель

Лунёва Светлана Леонидовна

г. Нижневартовск

1.   Дом

Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

2.   Зайчик

Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.

3.   Бегущий человек

Указательный и большой пальцы руки передвигать по столу.

                                           

                                             

                                            4.   Мостик

Руки поставить на локоть, на стол. Согнуть плотно прижатые друг к другу пальцы горизонтально. Соединить кончики пальцев правой и левой ладони.

 

   

                             

                       5.   Беседующие человечки

Два кулачка с высоко поднятыми вверх большими пальцами.

                                                     

                                                6.   Гнездо

Соединенные округленные ладони.

                                             

             

7.   Солнечные лучи

Руки  подняты вверх, скрещены,  пальцы разведены.

                                         

8.   Ворота

Сведенные кончики пальцев рук прижаты друг к другу в горизонтальном положении.

                                             

9.   Собачка

Кончики большого, среднего и безымянного пальцев соединены вместе, указательный и мизинец подняты вверх и слегка согнуты.

                                           

10.   Домик улитки

Левая рука лежит на тыльной стороне правой, указательный и средний пальцы изображают рога улитки.

                                   

11.   Полет птицы

Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются

вперед.

                                           

12.   Кораблик

Ладони плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты.

                                             

13.   Цветок

Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.

                                               

14.   Лягушка

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза лягушки). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям, прижатым к ладони среднего и безымянного пальцев (рот).

                                                             

15.   Сова

Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

                                                     

16.   Крокодил

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза крокодила). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

                                                           

17.   Петушок

Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Другие пальцы располагаются веерообразно, не касаясь друг друга (гребешок). Гребешок колышется  при движении петушка.

                                                             

18.   Курочка

Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно, друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

                                                           

19.    «Прогулка»

     При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих.

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики — бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами), И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

20.    «Козы»

Идет коза рогатая,

(«коза» правой рукой).

Идет коза бодатая. К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой). Колокольчиком звенит. («колокольчик»).

                   

21.    «Птички»

 Птички полетели, («птички»).

Крыльями махали. (махи ладонями с широко расставленными пальцами).

На деревья сели, («деревья»).

Вместе отдыхали. («птички»).

                                                   

22.    «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(«цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

-    (ритмичные движения пальцами вместе и врозь).

Дружно дают под землей корешки. («корни»).

                                               

23.   «Зайцы»

Скачет зайка косой        

(«зайчик» правой рукой). Под высокой сосной.

(«дерево» правой рукой). Под другою сосной

(«дерево» левой рукой). Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).

                                                           

24.    «Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед,

(«кошка» правой рукой). К нам идет, хвостом играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).
Ей навстречу из ворот        

(«ворота»). Две собаки выбегают.

(«собаки» обеими руками).

                                             

25.    «Улитка»

Две улитки на дорожке,

(«улитки» обеими руками). Вверх торчат смешные рожки.

                                                           

26.    «Мостик»

Над бурливою рекой

(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения).

Мост построим мы такой:

(«мост»). Люди по нему пройдут,  («человечек» идет).

И лошадок поведут. («лошадь»).

                                         

27.    «Лягушка»

Две лягушки на дорожке, («лягушки» обеими руками).

И у них озябли ножки.

                                                             

28. «Щука»

В пруд купаться не пойду — Щука плавает в пруду. («щука»).

                                                     

                       

29.   «Мышь»

Тихо в доме, («дом»). Спит малыш.

Под полом скребется мышь. («мышь»).

                                               

30.   «Курица, петух и лебедь».

Петушок зерно клюет,

(«петух» левой рукой). Курица к нему идёт.

(«корица» правой рукой). Лебедь, стоя за малиной,

(«лебедь» левой рукой). Машет шеей лебединой.

                                 

31.  «Деревья»

Друг от друга деревья росли далеко,

(«деревья» обеими руками). Человеку пройти этот путь нелегко,

(«человечек» левой рукой). Только корни двух елей однажды сплелись,

(«корни»). Будто дерева два навсегда обнялись. («деревья»).

        

                                                     

  1. «Щука, коза и лягушка».

Щука может обитать в пруду,

(«щука» левой рукой). А козу пасут на берегу

(«коза»). Лишь лягушке хорошо везде:

(«лягушка»). На земле, в болоте и воде.

(несогласованные движенья пальцами обеих рук).

 

33.   «Пёс и лошадь»

Бежала лошадь по дороге,

(«лошадь»).

Ей пес дворовый прыгнул в ноги,

(«собака»).

Залаял громко пёс пугливый,

(«собака», «открывающая пасть»).

А лошадь лишь тряхнула гривой!

(«лошадь», двигающая «головой»).

                                                   

        



Предварительный просмотр:

         Методическое обеспечение по коррекционной работе

Авторская программа «Орфей» Галянт

Логопедическая ритмика Волкова Г. А.

Логоритмика Рычкова Н. А.

Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением  

Боромыкова О. С.

Пальчиковая гимнастика Савина Л. П.

Релаксационные игры Выготская И. Г.

Психогимнастика Чистякова

Музыка и движения ср., ст., подг.

                                      Средства логопедической ритмики

Коррекция речи

1. Пение

2. Речевые игры

3. Пальчиковые игры

4. Игры с палочками

5. Чистоговорки с пением

6. Игры на дыхание

7. Музыкально - ритмические движения с пением

8. Ритмодекламация

9. Развитие творческого воображения

Коррекция движения

Ритмическая разминка

Счётные упражнения

Упражнения для развития чувства темпа и ритма

-построения и перестроения

-упражнения с предметами

- этюды

- пляски

Игры

Игры на внимание

Игры, регулирующие мышечный тонус

Музицирование

Релаксационные игры

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МИМИКИ, ЖЕСТА И ДВИЖЕНИЯ

Цель: Сформировать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами, жестом в соответствии с ситуацией.

Показ педагога. Надуть щёки, втянуть щёки. Закрыть глаза поочерёдно, сощурить глаза, поднять брови, опустить, сдвинуть. Раздвинуть. Приложить палец к губам – тихо, развести руки в недоумении.

Цель: Развивать и тренировать умения и навыки детей. Распознавать эмоциональное состояние по его мимике. Педагог выражает мимикой различные эмоциональные состояния. В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей к развёрнутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека. Пиктограммы.

Цель: Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.                                                                                                                                          

Педагог предлагает ситуацию (выполняет  задания  вместе  с  детьми):

Мама  заснула, вы идёте по комнате очень тихо, стараетесь её не разбудить. Смотрите на спящую маму ласково. Вдруг кошка прыгнула. Погрозите ей пальцем, посмотрите на неё строго: «Не шуми – разбудишь маму!». Опять тихо пошли мимо мамы, она спит. Мама проснулась – улыбнулись маме.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из под руки. Улыбнитесь солнышку, а потом друг другу.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Представьте себе, что мы пошли в лес за грибами. В руках у нас корзиночка. Будьте внимательны: грибы не всегда растут на видном месте, они прячутся под листочками, под кусточками. Ищите внимательно: разгребаем листья, заглядываем за пеньки, нагибаемся ниже, не мешаем друг другу. Нашли грибок – обрадовались. Ищем - лица сосредоточенные, внимательные. Опять нашли – вот сколько грибов!

Пора домой. Корзинки полны грибов – тяжело. Возвращаемся медленно - мы устали. Как нам обрадовались дома! Как нам рады! И мы улыбнулись.

Цель: Формировать у детей выразительные средства мимики, жестов и движений.  

Нам нужно пройти по улице, а кругом лужи. Осторожно, не промочите ноги! Лужи можно перепрыгивать, обходить. Старайтесь не обрызгать друг друга. Ой! В лужу попали! Испугались, но ничего страшного – вот и лужи кончились, ноги не промочили! Отряхните себя. Улыбнитесь друг другу.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что мы с вами пришли в сад. Посмотрите, как много яблок на ветках, какие они красивые! Но они высоко висят. Попробуем сорвать яблоко. Потянулись, встали на носочки, руки подняли – не достали, огорчились.

А теперь подпрыгнем, потянемся – достали по яблоку. Откусили – кислое, сморщились. Опять потянулись, подпрыгнули – достали спелое красивое яблоко. Попробовали – сладкое, вкусное. Улыбнулись.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что вы маленькие ростки и постепенно начинаете расти. Сначала росток тоненький, слабенький, но он растёт, набирает силу. Выросло большое, сильное дерево. Подул ветер – дерево качнулось, подул сильный ветер – дерево закачалось, но выдержало. Ветер утих, выглянуло солнышко. Какие стоят большие, сильные деревья! Целая роща! Улыбнитесь им!

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что вы спите, и вам снится хороший сон – вы улыбаетесь. Но мама вас будит: пора в детский сад. У вас недовольное, капризное лицо: очень хочется спать. Но постепенно вы просыпаетесь: потянулись, оглянулись, проснулись. Солнышко в окно светит, птички поют, мама улыбается, и вы улыбаетесь маме.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что нашу группу позвали в медицинский кабинет на прививку. Покажите, как вы идёте к медицинской сестре. Не очень хочется идти, будет немного больно. Вы увидели шприц, хотели заплакать, но вас укололи так быстро, что вы не успели испугаться. Вот какие вы смелые! А теперь покажите, как вы идетё, когда ничего не боитесь. Вы смелые и весёлые. Улыбнитесь друг другу!

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что вы большие, сильные спортсмены. Покажите, какие у вас мускулы, подойдите к тяжёлой гире. Поднять гирю силачу совсем нетрудно, поднимите её и вы с улыбкой, без напряжения.

А теперь представьте себе, что вы хилые и слабые и вам нужно поднять туже гирю. Вы смотрите на неё с испугом, с трудом сдвигаете с места. Устали, вытираете пот со лба.

И опять вы – силачи, с лёгкостью поднимаете уже две гири. Вот как важно заниматься спортом! Улыбнитесь друг другу.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что мы идём по улице. Осторожно, очень скользко! Кругом лёд – не поскользнитесь! Чуть не упали. Замёрзли руки – отогреем, замёрзли ноги – потопаем.

Не помогает. Очень замёрзли и вернулись домой. Постепенно согреваетесь. Согрелись? Улыбнулись!

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что мы гуляем на улице, катаемся на санках. Везём санки в гору. Гора высокая. Сначала легко, затем всё тяжелее и тяжелее. Дошли до вершины. Уф, устали! Помахали тем, кто внизу. Съехали вниз на санках. Сначала страшно, а потом весело. Как хорошо кататься на санках! Улыбнитесь друг другу.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Сегодня мы будем играть в снежки. Снег мягкий. Взяли в руки снег, слепили снежок, размахнулись, бросили, попали в цель. Ещё слепили, ещё раз бросили. Цельтесь лучше! Вот какие мы меткие! Порадуйтесь вместе!

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Вспомните мультфильм «Ну погоди»…! Вы сразу все заулыбались. Покажите, как ходит зайчик. Какое при этом у вас выражение лица? – Вы улыбаетесь. А теперь, покажите, как ходит волк и какое у вас выражение лица? -  сердитое.

Покажите, как испугался заяц, когда его ловит волк. Покажите, как волк грозит зайцу.

Улыбнитесь – всё в мультфильме закончилось хорошо.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что мы с вами большие, блестящие, сверкающие сосульки. Все сосульки важные, переливаются, гордятся собой, но вот, выглянуло солнышко и начало пригревать. Сосульки начали постепенно таять. Они уже не такие важные, заволновались. Солнышко припекает сильнее, сосульки тают, тают, тают.

Покажите, как сникли сосульки, становятся всё меньше, меньше – и растаяла.

Подул холодный ветер, солнышко не припекает. Сосульки опять выросли и переливаются. Посмотрите, какие вы замечательные сосульки! Улыбнитесь друг другу!

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Представьте себе, что в комнате неожиданно выключили свет, стало очень темно – ничего не видно. Вы испугались. Идём по комнате: руки вперёд, чтобы на что-нибудь не наткнуться, глаза постепенно привыкают к темноте. Вам уже что0то видно и не так уже страшно. Но вот свет вспыхнул – вы сощурились, привыкаете к яркому свету. Ничего страшного нет. Нам весело. Улыбнитесь!

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Мы сегодня будем маме вышивать подарок. Давайте вденем нитку в иголку. Нужно попасть в тонкое ушко. Лица ваши сосредоточенны. Получилось, потянули ниточку – завязали узелок. Начали вышивать. Как красиво получается! Полюбуйтесь своей работой.

Покажите, как вы улыбаетесь маме.

Цель:   Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Встаньте в круг, посмотрите: у меня в руках воображаемое ведро с водой. Я передам это ведро осторожно, чтобы не разлилась вода, своему соседу. Ведро тяжёлое, передавайте его друг другу так же осторожно. Лица сосредоточенны, вы сгибаетесь под тяжестью ведра. Все передали ведро, оно вернулось ко мне, я его поставлю в этот уголок.

А теперь у меня в руках маленький котёнок. Так же осторожно передавайте его друг другу. Какой пушистый маленький котёнок! Как вы ему улыбнётесь? Теперь он у меня на руках. Я его положу на стул. Пусть он здесь поспит.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

У вас в руках мячи. Изобразите, как вы играете с мячом. Подбрасывайте вверх, ударяйте о стену, ловите, стучите ладонью по мячу. Когда он подпрыгивает, вы радуетесь. Но вдруг мяч укатился, вы огорчились, подняли мяч. Поиграйте в мяч со своим другом. Бросайте друг другу. Не уроните мячи! Какя интересная игра! Улыбнитесь друг другу.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

- Покажите, пожалуйста, как мама укачивает ребёнка, как она при этом на него смотрит, поправляет одежду, улыбается ему.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

- Покажите, как вы прощаетесь с мамой. Вы уезжаете, а мама остаётся.

- Покажите, как вы встречаетесь с мамой, как вы ей рады.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

              Представьте себе, что пошёл дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.

        Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтом. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас зонтик. Ещё чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.

         Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Встаньте парами, повернитесь лицом друг к другу. Покажите, что вы поссорились и обиделись друг на друга. Вы сердитесь, всё больше и больше, но вот кто-то из вас улыбнулся – и вы помирились. Улыбнитесь друг другу.

Цель:  Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов и движений.

Встаньте парами, повернитесь лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет в кавычках зеркалом: надо повторять все движения того, кто стоит перед зеркалом. Старайтесь движения повторять точно.

Затем поменяйтесь: зеркало станет ребёнком, а ребёнок – зеркалом.

Мимические упражнения

  1. Изобразить раннюю осень. У ранней осени лёгкая поступь, весёлое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить позднюю осень. Поздняя осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую осень.

2. Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и дождливый, хмурый осенний день. Увидели гриб - сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании – почти опускаются.

3. Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!»

Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!»

Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах –ах –ах!»

4.

           


Предварительный просмотр: