Главные вкладки

    Методическая страница Шатовой Елены Викторовны

    Шатова Елена Викторовна

     Функции методической работы:

    совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
    развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДО;
    развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
    развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
    развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность);
    развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
    развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
    формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЦЕННОСТЬ РЕБЕНКА НЕ ЗАВИСИТ

    ОТ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ДОСТИЖЕНИЙ

    Шатова Е.В.

    Шатова Елена Викторовна – воспитатель,

    структурного подразделения «Детский сад с. Заостровье»

    МБОУ «Заостровская СШ»

    Аннотация: в статье представлен опыт работы по переходу к реальной инклюзии в дошкольной образовательной организации.

    Ключевые слова: инклюзивное образование, принципы инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (иначе -  с особыми образовательными потребностями) являются равноправными в системе образования, это закреплено законом «Об образовании в Российской Федерации», условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Воспитанники с особыми образовательными потребностями наряду с другими, нуждаются в том, чтобы их понимали и принимали как обычных детей. Это и есть основа инклюзивного образования.

    Не возможно дать ответов на все вопросы, возникающие перед педагогом при появлении в группе ребенка с особыми образовательными потребностями. Главная тенденция на современном этапе - инклюзивное образование становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят детей в дошкольные образовательные учреждения.

    Наша задача заключается в том, чтобы помочь воспитателю и детям в дошкольном учреждении, быть готовым принять особых детей.

    Приходится констатировать тот факт, что взгляды, представления педагогов и современных детей о воспитанниках с особыми образовательными потребностями, страдают от определённого недостатка их информированности.

    Ускорить процесс инклюзивного образования возможно, придерживаясь нижеперечисленных принципов:

    ценность ребенка не зависит от его способностей и достижений;

    каждый воспитанник способен чувствовать и думать;

    он имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

    подлинное инклюзивное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

    Для достижения этой цели необходимо ставить и решать особые профессиональные задачи: 

    организация доступной среды в дошкольной организации;

    освоение современных технологий, методов, приемов воспитания и обучения, согласно возможностям и потребностям воспитанников;

    воспитание гуманистических качеств личности ребенка;

    накоплению и обогащению социального опыта детей (изучение примеров жизни и успехов людей с инвалидностью и особенностями развития);

    создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.

            Если мы полностью признаём права воспитанников с особыми образовательными потребностями, мы должны признать их индивидуальные особенности.

            Первым шагом к этому будет использование корректной и точной терминологии. Люди с инвалидностью рекомендуют в тех случаях, когда вы говорите или пишете о них использовать слова и понятия, не создающие стереотипы, унижающих их человеческую ценность и достоинство: таблица 1 [1].

    Таблица 1

    Слова и понятия, не создающие стереотипы:

     ребёнок, имеющий инвалидность

    обычный человек, без инвалидности (в отношении не инвалида)

    человек, использующий кресло коляску для передвижения, человек на кресле-коляске

    инвалидность с детства

    имеет ДЦП

    (детский церебральный паралич)

    ребёнок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребёнок

    дети с синдромом Дауна

    ребенок с эпилепсией, подверженный эпилептическим припадкам

    ребенок с нарушением зрения, слуха; имеющий инвалидность по зрению, слуху

    Если вы использовали некорректный термин, не стесняйтесь извиниться.

            Второй шаг - подготовить сотрудников дошкольных организаций к активному принятию нового процесса в образовании - инклюзивного образования.

            Формы работы с педагогами:

    изучение нормативно-правовых базы инклюзивного образования;

    организация информационно-просветительской и методической работы по разъяснению вопросов организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

    повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере инклюзивного образования, через дистанционные курсы «Инклюзивное образование: история и современность», «Основные педагогические технологии инклюзивного образования» на сайте Педагогический университет «Первое сентября»;

    организация и проведение «устного журнала» о праве любого ребёнка на обучение;

    просмотр видеоролика Министерства образования и науки Российской Федерации «Равные права»

    знакомство с историей - 3 декабря Международный день людей с инвалидностью, главная задача которого привлечь внимание общества к необходимости оказывать помощь и поддержку людям с ограниченными возможностями здоровья;

    проведения деловой игры «Инклюзивное образование – будущее детей с ограниченными возможностями здоровья»;

    дискуссия на тему: «Возможности внедрения инклюзивного образования в своей дошкольной организации»;

    беседы о терминологии и этикете, в общении с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

    выпуск информационного буклета «10 общих правил этикета» составленных людьми с инвалидностью [2].

    изучение примеров жизни и успехов людей с инвалидностью и особенностями развития;

    проведение игр, направленных на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;

    приглашение педагогов реализующих инклюзивную практику, обмен опытом.

    Изучение интернет ресурсов:

    сайт Всероссийского общества инвалидов. http://www.voi.ru/.

    сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». https://perspektiva-inva.ru/;

    сайт благотворительного общества «Обнаженные сердца» (http://www. nakedheart.org/ru/).

    Рефлексия: что каждый из нас может сделать, чтобы дети с особенностями развития могли достичь высоких результатов?

    Третий шаг -  обогащение социального опыта воспитанников.

    Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста:

    познакомить дошкольников, с людьми, с ограниченными возможностями здоровья и помочь в преодолении непонимания и предрассудков по отношению к ним;

    рассказ об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;

    рассказ о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта (информация о параолимпийских видах спорта), какими видами творчества могут заниматься;

    примеры известных людей с инвалидностью:

    просмотр и обсуждение мультфильма «Про Диму», автор Наталья Ремиш, Россия, 2016;

    просмотр и обсуждение мультфильма «Макрополис» Жоэля Симона - гран-при «Кино без барьеров»;

    обсуждение и принятие правил группы детского сада (рисунок № 1, схемы – модели);

    глубже понять личность ребенка-инвалида помогут произведения мировой и отечественной литературы (обзор книг о людях с ограниченными возможностями здоровья, приложение №1);

    основными средствами создания благоприятной толерантной среды и образа

    жизни ребенка остаются игры разного характера.

    Упражнение «Я уникальный»

    Процедура проведения:

    Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов о себе. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Давай разыщем твою собственную звезду. Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове возможно, она скрывается в твоем сердце. Прекрасно! Ты нашел свою звезду.  Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, тихонько подними руку и расскажи, в чем ты неповторим, уникален.

    Упражнение «Комплименты»

    Процедура проведения: ведущий предлагает воспитанникам придумывать комплименты друг для друга. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику игры.

    Упражнение «Волшебная лавка»

    Процедура проведения: попросите воспитанников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Воспитатель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

    «Дерево добра» (творческое задание)

    Вырастим наше собственное дерево добра. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем появятся плоды. Нарисуем свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы отношения в нашей группе стали как можно более теплыми. А теперь приклеим их на дерево.

    Возможные варианты:

    Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

    Не ссориться, стараться понять друг друга

    Не обращать внимания на внешность, привычки

    Больше общаться, узнавать друг друга

    Уважать друг друга, стараться самому стать лучше.

    Рисунок №1

    Правила группы детского сада:

    не сердись улыбнись;

    всем, кто младше, помогай, из беды всех выручай;

    в группе можно слышать и слушать, видеть, говорить комплименты;

    в группе можно играть;

    в группе можно петь;

    в группе можно рисовать;

    будь весёлым, озорным, не драчливым и не злым».

    Здоровые дети узнают в процессе игр и общения о проблемах своих сверстников- инвалидов, приобретают, способность чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся им в жизни. Ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить.

    Я желаю положительного опыта инклюзивного образования всем педагогам, которые признают полезность инклюзивного образования и применяют на практике такие методы и приемы обучения, которые способствуют постепенному созданию атмосферы включенности каждого воспитанника в развивающий и увлекательный процесс обучения.

    Интернет-ресурсы

    1. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебный курс. Архангельск, 2006. С. 6. https://perspektiva-inva.ru/language-etiquette/.

    2. Сайт Всероссийского общества инвалидов. http://www.voi.ru/

    3. Сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». https://perspektiva-inva.ru/.

    Список литературы:

    1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.
    2. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост. Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с.
    3. Учебно-методическое пособие «Основные педагогические технологии инклюзивного образования» / Е.В. Самсонова Т.П. Дмитриева Т.Ю. Хотылева Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 36 с.



    Предварительный просмотр:

    Анализ образовательной деятельности  

    МБОУ «Заостровская средняя школа»

    структурного подразделения «Детский сад с. Заостровье»

     Ф.И.О.  ________________________________________________________________

    Должность _____________________________________________________________

    Возраст детей  __________________________________________________________

    Количество воспитанников _______________________________________________

    Дата проведения тематического контроля _____________________________

    Тема: ____________________________________________________________

    Параметры оценивании

    Уровень, отзыв эксперта

    Дидактические требования

    Актуальность темы

    соответствует- 1 б

    частично- 0,5 б

    не соответствует – 0 б

    Мотивация деятельности

    соответствует- 1 б

    частично- 0,5 б

    не соответствует – 0 б

    Эмоциональный фон

    соответствует- 1 б

    частично- 0,5 б

    не соответствует – 0 б

    Интеграция образовательных областей

    соответствует- 1 б

    частично- 0,5 б

    не соответствует – 0 б

    . 

    Оптимальность содержания деятельности (соответствие уровню развития, программе, целям).

    соответствует- 1 б

    частично- 0,5 б

    не соответствует – 0 б

    Выбор рациональных методов и приемов, средств, обеспечивающих познавательную активность детей и сочетание коллективной и

    индивидуальной работы.

    соответствует- 1 б

    частично- 0,5 б

    не соответствует – 0 б

     

    Использование оригинальных технологий и методик, творческий подход педагога.

    соответствует- 1 б

    частично- 0,5 б

    не соответствует – 0 б

    Соответствие результатов поставленной цели,

    Являются ли действия педагога и детей завершенными.

    Контроль за деятельностью детей, подведение итогов и оценка

    соответствует- 0,5 б

    частично- 0,3 б

    не соответствует – 0 б

    Психологические требования

    Учёт возрастных особенностей детей, (дифференцированный и индивидуальный подход)

    соответствует- 1 б

    частично- 0,5 б

    не соответствует – 0 б

    Особенности самоорганизации педагога (готовность к непрерывной образовательной деятельности).

    соответствует- 0,5 б

    частично- 0,3 б

    не соответствует – 0 б

    Соответствие помещения и оборудования санитарно – гигиеническим требованиям

    (предупреждение нарушений осанки, зрения, утомления).

    соответствует- 0,5 б

    частично- 0,3 б

    не соответствует – 0 б

    Самоанализ педагога:

    умение выделять факторы, содействующие или препятствующие достижению результата;

    мотивировка выборе методов и приёмов;

    Меры, намечаемые педагогом по устранению отмеченных недостатков

    соответствует- 0,5 б

    частично- 0,3 б

    не соответствует – 0 б

    Оценка экспертом непрерывной

    образовательной деятельности

     (по 10-ти бальной системе)

    Выводы по мероприятию:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рекомендации педагогу:

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Эксперт: _______________________________/___________________________



    Предварительный просмотр:

    Работаем с детьми над проектом

     vorheriges-clipart-1605276

     Как грамотно разработать проект

    В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.

    Что такое проект?

    Следует знать, что “проект” – это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется воспитателем, или родителями.

     Значение проектной деятельности

    Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

     Основной тезис технологии проектной деятельности в ДО : любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике.

    Что же такое проект для

    самого ребенка?

    Раскрытие творческого потенциала; умение работать в группе ;

    Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;

    Умение презентовать свою работу.

    Структура проекта

    1 этап – Выбор темы проекта.

    Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация.

    2 этап- Планирование. 

    «Модель трёх вопросов»

    Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?

    Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт).

    3 этап - Реализация проекта. 

    4 этап- Завершение проекта.

    Презентация. Обсуждение итогов завершённой работы.

     

    Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

    Проблема

    Проектирование проекта

    Поиск информации

    Продукт

    Презентация

    Портфолио проекта.

     

    Типология проектов

    Исследовательско — творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием, где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

    Ролевые, игровые

    Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

    Ознакомительно-ориентировочные (информационные) сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

    практико-ориентированные (прикладные) результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

     творческие как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

    Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом,

    то какова ваша роль?

     

    Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.

    Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, интернет и др.

     

    Право свободного выбора источника информации предоставляется

    ребёнку!

    1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

    2. Не сдерживайте инициативы детей.

    3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

    4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

    5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.

    Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственостью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

     

     

    Family-clipart-black-and-white

    Мы будем рады, видеть участников детско - родительской конференции, следите за анонсом новостной ленты группы!

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание «Ваш ребёнок – будущий школьник»

    Цели:

    в рамках реализации ФГОС, создать условия для реализации преемственности между семьей и детским садом на основе доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов; продолжать поиск эффективных форм работы сотрудничества с семьёй.

     Ход собрания:

     - Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Вы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

    Виды готовности к школе: характеристика и критерии. Как определить, готов ли ребенок к школе или пока нет.

    Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

     Мотивационная готовность

    Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

    С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

    Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

    Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

    Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

     способностей ставить перед собой цель, 

    принять решение о начале деятельности, 

    наметить план действий, 

    выполнить его, проявив определенные усилия, 

    оценить результат своей деятельности, 

     а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

    Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

    Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные.

    Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

    Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

    Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

    Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

     Коммуникативная готовность.

    Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в группе, классе.

    Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

     «Портрет» первоклассника, не готового к школе:

    чрезмерная игривость; 

    недостаточная самостоятельность; 

    импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; 

     неумение общаться со сверстниками; 

    трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; 

    неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; 

    низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; 

    плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами); 

    недостаточное развитие произвольной памяти; 

    задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

     Как помочь ребенку подготовиться к школе?

    Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

    беременность и роды протекали с осложнениями; 

    ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным; 

    ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна; 

     ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив; 

    вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

    На что надо обратить внимание…

    1. Выбор школы.
    Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбран, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

    2. Самостоятельность.
    Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

    Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

    Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

    Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

    Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.

       Ответы на вопросы

     Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

    Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.

     Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

    Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

     Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

    Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

    Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго.

    Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-не получается. Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.

    Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

    Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.

    За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

    1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс "а", дружный класс.)

    2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение какого-либо задания, например," - выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)

    3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)

    4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)

    5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)

    6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

    7. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)

    8. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 - "единица" - самая плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" - это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.)

    9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)

    10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)

    11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)

    12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на "Вы".)

    13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или, когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)

    14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: "Можно выйти?").

    Если ваш ребенок правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.

    Правильные ответы на
    7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.

    От 4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.

    В том случае, когда правильных ответов всего
    3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем не разговариваете о том, как проходят школьные будни.

    Если количество правильных ответов вашего меньше шести, наряду с разговорами о школьном распорядке мы рекомендуем вам моделировать повседневные школьные ситуации.

    Анкета для родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником»

     1.В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?

    В 6 лет, потому что

    1. друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и ребенку будет легче освоиться в школе в уже привычной компании;
    2. ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в саду уже известен ребенку;
    3. интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку исполнится 7 лет;
    4. ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;
    5. другие причины (укажите какие) ______________________________________________________

    В 7 лет, потому что

    1. в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;
    2. в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;
    3. в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учеба;
    4. другие причины (укажите какие) ______________________________________________________

    2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?  (можно выбрать несколько пунктов)

    1. здоровье, физическая выносливость;
    2. умение общаться со сверстниками;
    3. умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
    4. отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
    5. умение читать;
    6. способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;
    7. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;
    8. интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
    9. логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
    10. другое (укажите что) ____________________________________________

     3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обучению? Почему? ___________________________________________________________

     4. Планируете ли вы посещать подготовительные курсы?

    Да;

    Нет, так как_______________________________________

    (укажите причины).

     

    5. Выбрана ли вами школа, в которой будет учиться ваш ребенок?

    - да;                  - нет

    Если да, то что повлияло на ваш выбор:

    1. близость к местожительству вашей семьи;
    2. специфика школы (углубленное изучение иностранных языков и т. п.);
    3. рекомендация знакомых;
    4. другие причины (укажите какие) _________________________________________________________

     6. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?

    - да;

    - нет______________________________________________ (укажите причины).

     

    7. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?

    - да;                      - еще нет;                            - еще не задумывались над этим

     

    8. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменит график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребенка на занятия и встречать его из школы?

    - да;                   - еще нет;                             - еще не задумывались над этим.

     

    9. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?

    - да;                  - еще нет;                               - еще не задумывались над этим.

     

    10. Планируете ли вы выделить ребенку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?

    - да;

    - нет, т. к. _________________________________________ (укажите причины).

    еще не задумывались над этим

     11. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?

    - да;

    - нет, т. к. _________________________________________(укажите причины).

    еще не задумывались над этим.

    Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет 

    Математика.

    1. Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=».
    2. Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
    3. Как пользоваться арифметическими знаками действий.
    4. Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
    5. Состав чисел первого десятка.
    6. Прямой и обратный порядок числового ряда.
    7. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
    8. Название текущего месяца, последовательность дней недели.

    Развитие речи.

    1. Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками, ребята, горка, санки, кататься, с, на и т.д.
    2. Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха – меховая шапка и т.д.
    3. Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
    4. Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
    5. Выразительно исполнять стихи, с разной интонацией передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т.д.

    Основы грамоты.

    1. Составлять предложения из 3-4 слов.
    2. Составлять схему предложения.
    3. Членить простые предложения на слова.
    4. Членить слова на слоги (части).
    5. Различать гласные и согласные звуки.
    6. Определять, на какой слог падает ударение.
    7. Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
    8. Определять количество звуков и букв в слове.
    9. Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.   

    Окружающий мир.

    1. Называть свое имя и фамилию.
    2. Называть имя и фамилию своих родителей.
    3. Знать название своего города.
    4. Знать название столицы Родины.
    5. Знать название нашей планеты.
    6. Знать названия основных профессий людей. Объяснить, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
    7. Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
    8. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
    9. Отличать хищных от травоядных.
    10. Отличать перелетных птиц от  зимующих.
    11. Отличать садовые цветы от полевых.
    12. Отличать деревья от кустарников.
    13. Называть все явления природы.

    Внимание.

    1. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
    2. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
    3. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
    4. Копировать в точности узор или движение.
    5. Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции.

    Память.

    1. Запоминать 8-10 картинок.
    2. Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
    3. Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»).
    4. Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
    5. Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений. 

    Мышление.

    1. Группировать предметы по определённым признакам и называть каждую группу обобщающим словом (мебель, обувь, животные).
    2. Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
    3. Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.
    4. Находить и объяснять несоответствия. Достраивать простейшую закономерность.
    5. Определять последовательность событий.
    6. Делать простейшие умозаключения, например, «Если папа выше сына, значит, сын...»;
    7. Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
    8. Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

    Мелкая моторика.

    1. Ориентироваться в тетради.
    2. Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
    3. Дорисовывать вторую половину заданного предмета.
    4. С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры.
    5. Сложить из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.)
    6. Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
    7. Выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.
    8. Располагать изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.
    9. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

    Если ваш малыш еще не все может, позанимайтесь с ним дополнительно.
    У вас,  все получится! Желаем успехов!



    Предварительный просмотр:

    Девиз: «Тот, кто моет руки мылом, чистым вырастит и милым».

    Проект «Да здравствует мыло душистое».

    Паспорт проекта.

     Тип проекта:

    по количеству участников: групповой.

    по направленности: познавательно – творческий.

    по приоритету: познавательный

    По продолжительности: кратковременный

    Участники проекта: дети дошкольного возраста.

    Руководитель проекта: Шатова Елена Викторовна.

    База: группа «Колокольчик»

    Актуальность. 

    Наша жизнь немыслима без умывания. А задумывались ли вы, из чего

    сделано мыло? На сегодняшний день люди чаще всего покупают мыло промышленного производства. Но есть другое мыло, которое имеет свое

    название – натуральное мыло ручной работы.

    Скопившиеся обмылки не обязательно выбрасывать. Из них легко и просто получается новое мыло, не уступающее своими свойствами только что купленному. Как можно сделать мыло из обмылков?

    Цели: изготовление мыла ручной работы из вторичного сырья и использование в повседневной жизни детского сада.

    Задачи: культурно гигиеническое воспитание детей посредством раскрытия творческих возможностей дошкольников; пробуждение осознанного понимания заботы о своем здоровье; изготовление мыла ручной работы из вторичного сырья и использование в повседневной жизни детского сада.

    Объект: процесс мыловарения в условиях детского сада.

    Предмет: мыло ручной работы (приготовленное в условиях детского сада)

    Гипотеза: мы сможем сварить мыло в условиях детского сада, если будем соблюдать технологию приготовления и подготовим соответствующие ингредиенты.

    Новизна

    Заключается в освоении процесса мыловарения в детском саду.

    Теоретическая значимость

    Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

    Практическая значимость.

    Получить мыло для мытья рук без дополнительных затрат, путем вторичного переработки обмылков.

    Предполагаемые результаты:

    Получить мыло в условиях детского сада, из вторичного сырья.

    Формы реализации

    Контроль над реализацией проекта:

    1. уровень социализации личности.

    Методы исследования.

    Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация.

    Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.

    Механизм реализации проекта:

    Первый этап. Постановочный.

    Составление обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.

    Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.

    Создание банка идей и предложений.

    Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

    Создание предметно – развивающей мини среды для практического обогащения проекта, систематизации воспитательно – образовательного процесса.

    Второй этап Реализация проекта «Юный мыловар»

    1. Опрос «Можно ли сварить мыло в детском саду?», «Как можно использовать обмылки?

    2. Изучение состава мыла и технологии мыловарения.

    3. Эксперимент «Создание мыла своими руками».

    Работа с детьми

    Работа с педагогами

    Участие в конкурсе «Создание комнаты Мойдодыра»

    Работа с родителями

    Привлечение к обновлению интерьера «Комнаты Мойдодыра»

    Третий этап. Заключительный.

    Определение результата практической деятельности, участие в детской научно исследовательской конференции, оформление паспорта проекта.

    В ходе проекта

    В ходе проекта мы достигли поставленной цели. Получили твердое, жидкое мыло для мытья рук и с экономили бюджет детского сада. У всех участников проекта возник стойкий интерес к познавательно – творческой деятельности.